Катастрофа Ил-14РР Дальневосточного УГА близ Южно-Сахалинска
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=190Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 декабря 1976 г.
Время: 16:56 (08:56 МСК)
Страна: СССР
Место происшествия: Сахалинская область, г. Острая, 12,5 км восточнее а/п Южно-Сахалинск
Тип ВС: Ил-14РР
Регистрация ВС: СССР-61752
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО
Сведения о пострадавших
На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 5 3
На земле 0
Всего погибших 9
Сведения о воздушном судне
Тип ВС Ил-14РР
Регистрационный номер ВС СССР-61752
Дата выпуска ВС 29.03.1957
Заводской номер ВС 147001247
Наработка ВС (часы) 6627
Наработка ВС (циклы) 4927
Силовая установка Б243072969 Б241072864
Сведения о рейсе
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Петропавловск-Камчатский (Халактырка)
Пункт назначения Южно-Сахалинск (Хомутово)
Начальный пункт маршрута Петропавловск-Камчатский (Халактырка)
Конечный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Хомутово)
Данные об экипаже:
КВС Валентин Семенович Довыденко
проверяющий, пилот-инспектор ЛШО ДВУ ГА Станислав Андреевич Шевченко
второй пилот Юрий Фролович Алексеев
штурман Виктор Иванович Скоков
бортмеханик Виталий Тимофеевич Потапов
бортрадист Эдуард Олегович Шелховский
Выжившие пассажиры:
герпетолог Анатолий Михайлович Басарукин
зоолог Виктор Григорьевич Воронов
Описание
При заходе на посадку столкнулся с горой Острая на высоте 910 м в 12,5 км от ВПП. Экипаж спрямил маршрут и, продолжая полет по ПВП, вошел в облака над горным районом. Место катастрофы и двое выживших пассажиров - сотрудников Сахалинского комлексного НИИ, были найдены спустя трое суток. Остальные пассажиры - два гидролога и корреспондент центрального телевидения, а также все члены экипажа, погибли.
Самолет был оборудован для разведки рыбных косяков и ледовой разведки.
Хронология событий:
На месте катастрофы были найдены двое служебных пассажиров, которые выжили (работники Сахалинского комплексного НИИ), и получили тяжелые ранения. Их эвакуировали вертолетом Ми-8. Как установили, второй пилот был также тяжело ранен и на месте катастрофы умер 20 декабря. Три служебных пассажиров (корреспондент центрального телевидения и два гидролога) и пятеро членов экипажа в момент катастрофы погибли. Первый удар о склон горы состоялся правой плоскостью, в итоге правая ОЧК с обрывом силовой установки отделилась. Удар о склон фюзеляжа был скользящим. При движении в дальнейшем левая ОЧК разрушилась, оторвались левые двигатели: по 23 шпангоут отделился хвост фюзеляжа и он развернулся на 180 градусов в отношении к линии полета.
Самолёту предстояло выполнить по заявке СУГМС рейс по разведке ледовой обстановки. Согласно плану полёта, самолёт должен был вылетев из Петропавловска-Камчатского пролететь вдоль Курильских островов, после чего приземлиться в Южно-Сахалинске. Пилотировал его экипаж из 147-го (Сахалинского) лётного отряда, состоящий из командира (КВС) В. С. Довыденко, второго пилота Ю. Ф. Алексеева, штурмана В. И. Скокова, бортмеханика В. Т. Потапова, бортрадиста Э. О. Шелховского, а также проверяющего — пилота-инспектора лётно-штурманского отдела Дальневосточного управления гражданской авиации С. А. Шевченко. Также на борту находились 5 служебных пассажиров. В 08:14 (00:14 МСК) Ил-14 вылетел из аэропорта Халактырка (Петропавловск-Камчатский).
Экипаж выполнил задание и пролетал над селом Охотское, когда диспетчер передал условия на посадку по магнитному курсу 190°, а также сведения о погоде в районе аэропорта Хомутово (Южно-Сахалинск) — сплошная слоисто-кучевая высотой 300—500 метров и верхней кромкой 7—8 километров, снег, слабая метель, видимость 1—2 километра, ветер юго-восточный (140-160°) с порывами 15 м/с, сопки в районе аэродрома закрыты. Тогда экипаж выполнил препосадочную подготовку и рассчитал безопасную высоту, на которой должен был выполняться полёт по ПВП. В 16:50 экипаж доложил пролёт на высоте 200 метров озера Тунайча, а также запросил разрешение подняться до высоты 600 метров и по ПВП. В ответ в 16:51:20 авиадиспетчер РДП дал это разрешение и экипаж начал набор высоты. а в 16:51:45 диспетчер дал указание подняться до высоты 900 метров.
Проходя высоту 600 метров, в 16:51:47 экипаж перешёл на связь с диспетчером подхода и доложил о занятии высоты 600 метров визуально, на что в 16:51:53 диспетчер подхода уже повторно дал команду подниматься до высоты 900 метров, а также входить в круг ко второму разворота для захода на посадку по курсу 190°. В 16:53:32 диспетчер дал экипажу команду занять высоту 850 метров в связи с тем, что облачность опустилась до 920 метров. Через 17 секунд с Ил-14 доложили о занятии указанной высоты. Далее с бортом 61752 вышел на связь диспетчер РДП и для контроля запросил у экипажа условия полёта, на что тот в 16:54:53 передал: «Сию 752 в облака вошёл». После этого на связь самолёт больше не выходил и на запросы не отвечал.
В 16:56 (08:56 МСК) летящий в снежном заряде Ил-14 врезался правой плоскостью крыла в покрытый глубоким снегом горный склон. От удара правая часть крыла вместе с двигателей оторвались от фюзеляжа, после чего на снег скользя упал уже сам фюзеляж. Зарывшись в снег, оторвалась левая часть крыла с двигателем, а фюзеляж разорвало на две части (по 23 шпангоут), после чего хвостовая часть развернулась на 180°, а передняя перевернулась и полностью разрушилась. В момент катастрофы погибли пять членов экипажа (командир, проверяющий, штурман, бортмеханик и бортрадист) и три пассажира (два гидролога и корреспондент центрального телевидения). Из-за шедшего в эти дни обильного снегопада спасательные службы не могли найти самолёт. 20 декабря от ран скончался и второй пилот. Лишь 21 декабря в 14 часов разрушенный авиалайнер был найден в 12,5 километрах восточнее (азимут 80°) от КТА Хомутово на южном склоне горы Острая на высоте 910 метров. К тому времени в живых остались только два пассажира — сотрудники Сахалинского комплексного НИИ — герпетолог А. М. Басарукин и зоолог В. Г. Воронов.
На момент катастрофы погода в аэропорту была следующей: облачность высотой 920 метров, видимость 10 километров, ветер северо-восточный (130°) 8 м/с с порывами до 12 м/с. Такие метеоусловия подходу самолета по ПВП по указанному диспетчером маршруту: озеро Тунайча – район второго разворота с посадочным курсом 190°. На самом аэродроме были включена система посадки ОСП, работали УКВ-радиопеленгатор и ОРДЛ-7, но окружающие аэропорт горы создали в районе катастрофы мёртвую зону, поэтому диспетчер подхода и посадки не мог обнаружить самолёт на экране радиолокатора и определить его пеленг по радиопеленгатору на высоте полёта 850—900 метров. По свидетельства очевидцев, Ил-14 после Охотского начал набор высоты, а затем по курсу 260—270° пролетел над устьем Подорожки и с небольшим правым креном 5—10° влетел в снежный заряд. Далее самолёт пролетел над Чапаевкой и продолжил полёт в данном направлении, отклонившись от заданного маршрута, пока не врезался в гору.
Выводы: заключительный этап полета выполнялся при ограниченной видимости, в снежном заряде, переходящем в облачность, закрывавшую вершины сопок. Отсутствие объективной информации диспетчеру УВД со стороны экипажа, неполное и несвоевременное использование имеющихся бортовых средств радионавигации (радиолокатор «Гроза» и авиационный индикатор Ни-50БМ) и несвоевременные действия экипажа в создавшейся обстановке для перехода к полету по ППП оказали влияние на исход полёта и привели к авиационному происшествию.