СССР-04320 (Ли-2)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

СССР-04320 (Ли-2)

Сообщение Dobrolet » 03 Май 2012 15:30

http://soviet-life.livejournal.com/1433 ... ine#cutid1
Снимок из старого альбома. Редкостная ситуация:небольшая пологая горка, скорей - пригорок двухсотметровый, и на самой вершине - разбитый Ли-2.
А история была такая. Летел самолет . возвращался после многочасовой ледовой разведки домой, на Диксон. В самолете спокойная, благостная обстановка: идут над морем на высоте двести метров, в спокойных облаках, на автопилоте. И вдруг страшный удар, треск, скрежет. И - тишина.
Тут все ясно: ошибка штурмана, ничего подобного ни до, ни после у нас не было. Но интересно то, что этот старый, опытный штурман имел небольшую странность: он любил говорить какой он хороший штурман. Ну скажите: кто встречал летчика, или штурмана, который говорил, что вот он какой хороший пилот, или штурман? Отклонение какое-то. Бог это и увидел.

Сообщили по аварийной станции на Диксон, и мы вылетели к ним.

Отделались, можно сказать, легко: у командира сильный ушиб головы (кажется даже трещина была, но летал потом), у кого-то перелом ноги, ребро у кого-то одно поломано.Больше всего повезло радисту, Коле Арапову. Это был его день рождения. За две-три секунды до удара он встал со своего кресла, повернулся к штурману, хлопнул его по плечу: - Ну, когда придем, девки там уже стол накрыли.. И в этот миг - удар
Самолет надломился как раз по его месту, это хорошо видно на снимке. Колино кресло пошло вверх, а столик со станцией над его коленями - вниз: его бы разорвало пополам. Когда мы сели на Диксоне, он выпрыгнул еще до полной остановки машины, и мы его не видели три дня.
 02320.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1395
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-04320 (Ли-2)

Сообщение Polarstern » 03 Май 2012 17:26

Это случайно не тот же случай что в данной теме viewtopic.php?f=31&t=3213 правда там говорится об Ил-14. Или это такая традиция завелась, садится на брюхо на пригорок на любом виде самолета?
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

СССР-04320 (Ли-2)

Сообщение Aleck » 15 Июнь 2012 11:58

Изображенный на снимке Ли-2 на самом деле имеет регистрационный номер СССР-04370 заводской номер 1265605, а не 04320. Ли-2 с номером 04320 не существовал. ;)
Авария на снимке произошла 13.10.1964 г.
Aleck
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 Август 2008 11:22

СССР-04370 (Ли-2)

Сообщение Dobrolet » 21 Июнь 2012 12:13

Перенесено :yes:
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1395
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-04370 (Ли-2)

Сообщение Dobrolet » 01 Ноябрь 2013 07:45

Информация от непосредственного участника вышеупомянутого летного проишествия

Юрий Владиславович Налимов
ВОСПОМИНАНИЯ ГИДРОЛОГА
О ЛЬДЕ И ВОДЕ В СЕВЕРНОЙ ЯКУТИИ

http://stat.phys.spbu.ru/Nalimov/text/3.html

Ежегодно осенью в пос. Тикси наступала горячая пора. В памяти моряков еще была свежа ситуация, связанная с окончанием навигации 1952 г., когда из-за внезапного «обвала холода» более 300 судов вынуждены были зазимовать в устьях рек бассейна моря Лаптевых и на всем протяжении р. Лена. Поэтому суда тиксинской приписки, ЛРП и СЯРП старались до наступления морозов вернуться к местам плановой зимовки. Вспоминается один неудачный вылет на ледовую разведку по заданию тиксинского пароходства в октябре 1964 года.

Этот год был для меня неудачным. Из Ленинграда я вылетел простуженным, в Тикси выяснилось, что самолета, на котором я должен был выполнять ледовые разведки, нет. Мой постоянный напарник, гидролог разведчик 1 класса Н. П. Ирецкий, с которым мы работали последние годы, в 1963 г. погиб в авиакатастрофе во время выполнения ледовой разведки на о. Греэм-Белл (архипелаг ЗФИ). В связи с этим мне в качестве второго гидролога был прикомандирован стажер, молодой специалист, сотрудник АНИО Тикси В. Раменский. Самолет Ли-2, пилотируемый опытным летчиком Н. Н. Андреевым прибыл в Тикси 29 сентября. В составе его экипажа мы выполнили пять облетов устьевых областей рек и прибрежной части морей Лаптевых и Восточно-Сибирского.

Однако вскоре у экипажа Андреева закончилась саннорма и он улетел в Москву. На смену ему из Москвы четвертого октября прибыл новый экипаж в составе: командира корабля А. А. Каша, второго пилота В. К. Коротеева, штурмана Д. Т. Белоусова, бортмеханика А. И. Шутяева и бортрадиста Н. М. Арапова.

Пятого октября мы в составе нового экипажа вылетели на обследование замерзающих устьев рек Яна, Индигирка и Колыма, а также прибрежных районов морей. Из за плохой погоды с 8-го до 11-го октября пришлось отсиживаться в авиапорту Чокурдах. За этот период в устьевых областях рек Колыма, Индигирка и Яна образовался ледостав.

Когда мы прилетели в Тикси, наш самолет встречал представитель ленинградской кинохроники М. Футулкин. Он просил разрешения произвести киносъемку вылета нашего самолета на ледовую разведку 13 октября. Кроме того, директор АНИО Тикси В.И. Смирнов просил взять в очередной полет сотрудника тиксинской обсерватории А. Чилингарова.

13 октября, в день вылета на ледовую разведку, члены экипажа - в белых рубашках, при галстуках - готовили самолет к вылету и ожидали кинохронику. К назначенному времени вылета сотрудники кинохроники и гидролог-разведчик А. Чилингаров не явились.

Разведку начали с обследования Быковской протоки. На входе в ленский каньон видимость оказалась ограниченной. Пришлось изменить ранее намеченный маршрут, полетели обследовать замерзание Оленекской протоки.
 17.jpg
Самолет ЛИ-2 N 04370 перед вылетом на ледовую разведку 13.10.1964 (слева направо: бортмеханик А. И. Шутяев, бортрадист Н.М.Арапов, командир корабля А. А. Каш, второй пилот В. К. Коротеев, ледовый разведчик Ю. В. Налимов).
В районе с. Станнах Хочо самолет вошел в зону тумана, который охватывал практически весь прилегающий район. Решили набрать высоту эшелона и взяли курс на устьевую область реки Анабар -­- на мыс Хорго.

Севернее указанного мыса находился следовавший в порт Тикси буксир, который запрашивал штаб морских и речных операций о ледовой обстановке. В нашу задачу входило обеспечение этого буксира информацией на пути следования. Штурман сообщил командиру корабля, что самолет находится у м. Хорго. Командир корабля А.А. Каш решил подстраховаться и пять минут, не снижаясь, пройти в сторону моря, а затем начать «пробивать» облачность.

Я в это время я сидел в салоне за гидрологическим столом. Второй гидролог В. Раменский наблюдал обстановку в локатор, который отбивал обычную для ледообразования в море картину. Бортрадист Н. М. Арапов, закончив сеанс связи, вышел в салон и сел в кресло у стола, расположенного по правому борту самолета.

За моим креслом и креслом, где сидел В. Раменский, были привязаны бочки с бензином. Мы возили их на всякий непредвиденный случай. Самолет начал снижение и сразу «окунулся» в сплошной туман, однако полет в тумане продолжался недолго.

Первый удар самолета о сопку показался мне не сильным. Я подумал, что задели дутиком, и надеялся, что нам еще удастся набрать высоту. У всех находящихся в салоне одновременно мелькнула мысль о расположенном за спиной бензине. Мы бросились на пол за бочками. Второй удар показался более ощутимым и после него самолет с грохотом и скрежетом продолжал движение, но уже по земле.

После остановки самолета наступила зловещая тишина. Первым делом мы попытались открыть дверь, чтобы иметь возможность выскочить из самолета в случае возгорания. Дверь заклинило и она не открывалась, тогда Арапов и я дернули ее так, что вырвали вместе с петлями. Выйдя из самолета, мы увидели, что он лежит в распадке между сопками. Одного мотора нет -­ отвалился при первом же ударе самолета, второй мотор разрушен, и из него вытекает масло и бензин. Вернулись в самолет -­ выручать находившихся в пилотской кабине. Дверь из салона в пилотскую кабину прижало вздыбившимся полом. Ухватиться за нее можно было только за маленькую ручку, но, несмотря на это, нам удалось ее вырвать и проникнуть к кабину.

 18.jpg
Самолет ЛИ-2 N 04370 после падения (слева направо: В. Коротеев, Ю. Налимов).

Кабина была в крови. Пилоты в момент второго удара самолета локтями уперлись в окна. Но это им мало помогло: у А. Каша была повреждена рука и оторвано ухо, у В. Коратеева разбито лицо, у Д. Белоусова скальпирована голова, но больше всех пострадал А. Шутяев. Он грудью сбил стойку с надувами и лицом ударялся в приборную доску. Меньше всех пострадали люди, находящиеся в салоне. У В. Раменского было разбито лицо, у меня сломано три ребра, «сухим из воды» вышел бортрадист Арапов, у которого были только ушибы.

Радиосвязь удалось установить не без труда. Связаться с кем-либо по аварийным радиостанциям (на борту их было две) не удалось. К счастью, оказалась в рабочем состоянии бортовая радиостанция, которую мы «запитывали» от генератора-пускача. Нас слышала радиостанция а/п Хатанга, но на наш SOS она отвечала, что работает с самолетами, находящимися в воздухе. Нас услышала какая-то иностранная радиостанция, которая и сообщила в эфир об аварии и координатах места падения нашего самолета. После этого нас уже слушали все радиостанции авиапортов и полярных станций в Арктике.

 19.jpg
Закрепление антенного троса переносных радиостанций (Ю. Налимов).

Ночью прилетел ИЛ-14, принадлежащий ВВС, сбросил медикаменты и продовольствие. Было очень холодно. Механика и штурмана мы уложили в имеющиеся на борту два спальных мешка, остальные «отбивали чечетку» и затыкали дыры в разломах фюзеляжа самолета, в которые задувал ветер со снегом.

На следующий день по радиосвязи нам сообщили, что к нам с Косистого вылетает АН-2 на лыжах, пилотируемый К. Карагодиным. Самолет АН-2 подлетел к нам в момент, когда волна тумана накрывала наш распадок. К. Карагодин не видел подстилающую поверхность, сквозь туман просматривались только наши головы и дым от дымовых шашек. Последние нам с трудом удалось разжечь, чтобы обозначеить наиболее подходящее место посадки.

Пилот мастерски посадил самолет, взял нас на борт, и высадил в а/п Косистый. Здесь нас уже ожидал самолет ЛИ-2 на колесах, который сразу же доставил нас в а/п Хатанга. Всех пострадавших поместили в больницу.

В это же время из Москвы в Хатангу прибыла Госкомиссия по разбору авиакатастрофы, которая провела опрос всех пострадавших, после чего я и В. Раменский вылетели на ИЛ-18 в Тикси. Отсюда я, вместе с сотрудниками научно-оперативной группы, работавшей при штабе морских и речных операций в Тикси, вернулся самолетом в Ленинград.

 20.jpg
Попытка связи с "большой землей" при помощи переносных аварийных радиостанций (слева направо: гидролог-разведчик В. Раменский, бортрадист Н. Арапов).


После этой авиационной аварии я проработал на ледовой разведке еще 12 лет, и в осенний период а/п Тикси являлся для меня базовым.


 21.jpg
Так выглядел самолет ЛИ-2 N 043370 несколько лет спустя.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1395
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения