СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Dobrolet » 24 Май 2010 17:42

Junkers Ju-13 заводской №670
Произведен 28.08.23 как D-307 Goldfasan.
C 1923 в Добролете как R-RDAU "Наука". В февр 24 конфискован в ВВС для борьбы с басмачами.
С августа 1929 СССР-127, 9 января 1930 года летчик М.В. Водопьянов на самолёте с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную дорогу по маршруту Хабаровск – Оха, протяженностью 1180 километров. Кроме летчика и бортмеханика Н.Аникина на борту самолета находились начальник «Добролета» А.С. Ривадин, секретарь крайсовета Осоавиахима А.Г. Захаров и специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» Волынский.
C 27.03.1931 СССР-Л92. Разбит и выведен из эксплуатации в 1935.
Вложения
 ссср127 F13 (2).jpg
 ссср127 F13 (3).jpg
 ссср127 F13 (4).jpg
 ссср127 F13 (5).jpg
 ссср127 F13 (6).jpg
 ссср127 F13 (7).jpg
 ссср127 F13 (8).jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Август 2010 13:38


Люди неба и земли
© ОВЧИННИКОВ В.И.

Объединившиеся организации к этому времени обеспечили крепкую финансовую помощь "Добролету" в строительстве и освоении Сахалинской авиалинии. Так, Дальневосточный крайисполком выделил 250 тысяч рублей, Акционерное Сахалинское общество (АСО) и "Сахалиннефть" - по 125 тысяч рублей. Совет Осоавиахима собрал среди населения несколько десятков тысяч рублей. На собранные деньги "Добролет" закупил за границей четырехместный пассажирский самолет с 350-сильным двигателем "Юнкерс - Фарман 13". На нем летчик Михаил Водопьянов долетел до Иркутска. Там произошла вынужденная посадка. Самолет с трудом доставили в аэропорт, разобрали и от Иркутска отправили железной дорогой.

В разобранном виде по железной дороге машина была доставлена в Хабаровск. Вместе с самолетом прибыли пилот М.Водопьянов и бортмеханик Николай Аникин. Им надлежало совершить первый полет по новой трассе.

Одновременно комплектуется отряд специалистов по организации воздушного перелета. Он состоял из четырех человек - Шиукова, Нижниковского, Гнедина, Тюленева. Возглавил его Семен Нижниковский, вернувшийся к этому времени в Хабаровск с Камчатки, где он участвовал в обеспечении перелета из Москвы в Нью-Йорк самолета "Страна Советов" под командованием известного пилота С.А. Шестакова.

В краевом обществе Нижниковскому сразу же предложили ехать в экспедицию изыскивать посадочные площадки по Амуру и Сахалину для новой авиалинии. Сроки отряду наметили предельно сжатые, ибо наступала зима - пора снегопадов, пронизывающих ветров, свирепых морозов. Команда отбыла. Работала успешно, наметив на карте несколько подходящих для посадки самолетов площадок, без сбоев продвигалась от одного населенного пункта к другому. Вскоре, однако, директор управления "Добролета" А.Ридавин телеграммой отозвал Нижниковского в Хабаровск. Как оказалось, ему надлежало лететь бортмехаником на самолете М.Водопьянова в первый рейс, а пока помогать Аникину и Водопьянову собирать машину.

Наконец, сборка завершилась. Мотор запустили, опробовали на всех режимах. Водопьянов "порулил" по земле несколько раз и, поднявшись в воздух, сделал несколько кругов. Подрегулировал некоторые агрегаты, сверил показания приборов - все в порядке. Радостные, они разошлись по домам, а ночью Нижниковский слег с тяжелейшим простудным заболеванием. Полетел за него запасной бортмеханик Аникин.

9 января 1930 года самолет "Ф-13" с бортовым номером "СССР-127" и надписью "Добролет" взмыл в холодное солнечное небо Хабаровска, взяв курс на Сахалин. Во многих селах и деревнях специально для показа самолета и агитации воздушного транспорта экипаж производил посадки. Люди с удивлением и восхищением смотрели на диковинную машину. Трогали руками стойки шасси и лыжи, забирались на крыло, заглядывали в кабину. Одни радовались, другие огорчались, как было в селе Мариинском, пытаясь даже запугать экипаж ужасами, чтобы дальше не летели.

- Там бывают такие "ветрюганы" и пурги, - говорили они про Сахалин, - что не только самолет может сломаться, пароходы и то переворачивает и выкидывает на берег.

Дело в том, что село это проживало зимой извозом. Многие сельчане имели хорошие собачьи упряжки. На Сахалин с материка и обратно ездило большое количество командированных, каждому из которых выдавалось по две тысячи рублей на приобретение меховой одежды и уплату за провоз. Эти деньги оседали у жителей села. Авиация же грозила отнять у них этот доход, вот они и остерегались. Но это был единственный случай. Большинство людей с радостью встречали крылатых гостей. Устраивали митинги, подбадривали пилотов, помогали всем, чем могли.

Водопьянов вспоминает: "На четвертые сутки мы прилетели в Николаевск. Переночевали, отдохнули, на рассвете снялись на Оху. Пролетели Татарский пролив. Под нами Сахалин. Видимость стала хуже. Впереди - пурга, я решил ее обойти стороной. Скоро на берегу показались громадные нефтяные баки. Стой, прилетели! Вот и долгожданный Сахалин. Оха…" Позади 1180 километров пути.

Теплая встреча. Митинг. Выступления. Встречающим раздали газеты не двухмесячной давности, как доставлялись раньше, а всего лишь пятидневной - наглядное преимущество авиационного сообщения. По душе пришлась авиация охинцам. О трогательном отношении горожан к авиации свидетельствует следующий поступок. При взлете в дальний путь на высоте около 50 метров у "Фармана" внезапно отказал мотор. Пришлось идти на вынужденную посадку. Рабочие-нефтяники помогли Водопьянову и Аникину устранить неисправность, а потом перенесли на руках самолет к месту взлета.

Дальше путь лежал в Александровск, куда прибыли из-за неполадки с большим опозданием. Трещал лютый январский мороз, густо легли на землю ранние сумерки. Жители развели костры на льду устья реки Александровки. Самолет удачно приземлился. По воле случая произошла посадка - первая в ночных условиях на Дальнем Востоке и первая в летной практике самого Водопьянова.

По случаю перелета состоялось экстренное заседание президиума Сахалинской воздушной линии. По этому вопросу выступил начальник краевого управления "Добролета" А.Ривадин. Постановление гласило: "Считать необходимым приступить к изысканию места для летнего аэродрома (зимний был на льду. - Прим. авт.) в районе Александровска. В случае отсутствия такого подходящего места признать целесообразным посадку самолетов в залив Виахту… При постройке авиабазы предоставлять рабочую силу и стройматериалы в первую очередь… Признать крайне необходимой организацию воздушной связи Александровск - Оха в текущем году… Признать необходимой связь Александровска с Хабаровском зимой не реже пяти раз в месяц. База самолетно-моторного парка должна быть в городе Александровске…"

Как видим, вопросы были поставлены весьма конкретно и категорично. Для быстрого их решения председатель окрисполкома Н.Курпель вылетел 20 января 1930 года в Хабаровск на самолете Водопьянова. Эта дата и считается завершением трассы.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Кара » 15 Май 2011 20:12

Dobrolet пишет:Junkers Ju-13 заводской №670
Произведен 28.08.23 как D-307 Goldfasan.
C 1923 в Добролете как R-RDAU "Наука". В февр 24 конфискован в ВВС для борьбы с басмачами.

Я знаком с немецким реестром, в котором об этом говорится. Но предполагаю, что речь идёт о первом самолёте с этим названием - RR-DAN/R-RDAN/СССР-137, w/n 667, получившим в 1925 г. новое имя новое - "Таджикистан". :": "Это бжжж неспроста!" (с) Винни-Пух
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Dobrolet » 16 Май 2011 14:20

По моим раскладкам №667 назывался "ЦЕКУБУ" R-RDAN.
 RRDAN  j13.jpg
Название "Наука (ЦЕКУБУ)" было у №670 R-RDAU.
 RRDAR Ju13 (1).jpg
После конфискации его для нужд ВВС название было присвоено №637 R-RDAR (второму под этим обозначением). Первый Добролетовский R-RDAR №674 "Большевик" был отдан в Закавиа, а оттуда в ВВС.
То что Водопьянов летал на СССР-127 за заводским номером №670 подтверждено рядом источников, в том числе RS-6. У Андерссона заводской номер №670 R-RDAU указан с пометкой не подтверждено.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Кара » 18 Май 2011 22:26

Я и не оспаривал, что Михаил Васильевич летал на СССР-127 (w/n 670). Я просто высказал своё предположение, что в ВВС передавался именно первый самолёт с названием "Наука". Т.е. R-RDAN (w/n 667), который после возвращения "Добролёту" и стал "Таджикистаном". Иного объяснения этим переименованиям я не вижу. А "Цекубу" - это значит "Наука"? А по-каковски? И, получается, "Наук" было три? (R-RDAN, R-RDAU и R-RDAR?
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Alexander Belov » 19 Май 2011 08:41

"ЦЕКУБУ" - это "ЦЕнтральная Комиссия Улучшения Быта Ученых". Создана в 1920 году по инициативе Горького.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Кара » 19 Май 2011 13:31

Вот оно как! Надо взять в библиотеке Леонида Пантелеева и проштудировать его "Республику ШкИД"
Но судя по фото, выложенному Dobrolet, R-RDAN именовался, значит, "ЦЕКУБУ". А в немецком реестре он значится как "Наука".
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение ББК-10 » 28 Февраль 2015 20:42

Власть труда 1930 № 010 (3022), 12 января.

 Власть труда 1930 № 010(3022) (12 янв.) СССР-127 Хабаровск-Сахалин.jpg
НОВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ

XAБAPOBCK, 11. Открылся первый воздушный рейс в Далькрае: Хабаровск — Сахалин. В 2 часа 40 минут, по московскому времени, вылетел самолет Добролета «СССР-127» из Хабаровска на Николаевск на Амуре с четырьмя пассажирами.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение ББК-10 » 28 Февраль 2015 21:02

Власть труда 1930 № 018 (3030), 22 января.

 Власть труда 1930 № 018(3030) (22 янв.) СССР-127 на Сахалине.jpg
ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ САМОЛЕТ НА САХАЛИНЕ

ХАБАРОВСК. 20. Самолет "127", совершивший первый воздушный рейс на Сахалин, вылетел из Николаевска на Амуре в Оху — центр нефтяной промышленности.
Через час пять минут самолет прибыл, пролетев над Татарским проливом. Из Охи самолет вылетел на Александровск. Самолет "127" первый советский самолет, посетивший Сахалин.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Кара » 27 Январь 2021 15:15

Первый рейс имел продолжительность 11 сут. (в оба конца). Промежуточные посадки в Троицком, Нижне-Тамбовском, Мариинске и Николаевске-на-Амуре.
"Знаменательные даты Хабаровского края", с. 153 - https://fessl.ru/docs-downloads/otn-202 ... 202020.pdf
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Кара » 26 Май 2021 18:50

Не к самому самолёту, а к линии, которую он открыл и на которой работал. Может кому будет интересно и полезно. Вычитал в Хронологии Родионова за 1930 год:
9/11 марта 1930 Отв. Секретарь Президиума ВСНХ СССР Юсим и Зав. Секретно-Шифровального отдела Президиума ВСНХ Высоцкий писали письмо № 4198/с циркулярно в ВСНХ Союзных Республик и всем ГУ и Объединениям, подведомственным ВСНХ СССР:
По вопросу: об отправке секретной корреспонденции:
<...>
П.
В связи с открытием авиационного сообщения между городами Хабаровск-Николаевск на/Амуре - Александровск - н/Сахалинск-ОХА переотправка секретной корреспонденции в эти пункты фельдкорпусом производится из Москвы до Хабаровска по жел. дороге, а от Хабаровска до выше указанных пунктов воздушным путем.
Плата за пересылку секретной корреспонденция будет взиматься по нижеследующему расчету:
3а пакеты весом до 400гр. лит. "в" 2р30к
400 г. лит. “а” 2р40к
400 г обр. “К” 2р50к
За пакеты свыше 400 г как за грузовую корреспонденцию лит “б” 5р75к
лит “а” 6р00к
сер. “к” 6р25к за каждый килограм
На пакетах отправляемой секретной корреспонденции в вышеупомянутые пункты, надлежит в верхней части лицевой стороны проставить “Авиасвязью” и направлять таковые в фельдкорпус ОГПУ при отдельной сопроводит ел ьной записке /форма и 5/, с надписью "АВИАСВЯЗЬЮ”
Примечание: форму № 5 надлежит получить в фельдкорпусе ОГПУ.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение ББК-10 » 26 Май 2021 20:51

Вычитал в Хронологии Родионова за 1930 год:

Интереснее в местной прессе почитать.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СССР-127 , Junkers J-13 , Водопьянов

Сообщение Кара » 27 Май 2021 06:23

Об этом не пишут в газетах
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения