RA-55204 М-55 «Геофизика»

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

RA-55204 М-55 «Геофизика»

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Август 2009 12:43

М 55 Геофизика на МАКС 2007 : IMG_1390.JPG
Попалось вот такое фото: М 55 Геофизика на МАКС 2007 [ "Фалеристика" http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 87&t=10638 ]
Взгляд "споткнулся" об эмблему на борту: „Programma Nazionale Di Ricerche in Antartide“

Пока известно следующее:
Новый Регион – В мире / Публикации за 12.10.07 http://palm.nr2.ru/inworld/144878.html

Западная компания сделает разведчика связистом
12.10.07 22:32

Москва, Октябрь 12 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) – Российские авиастроители ведут переговоры с неназванной западной компанией относительно возможности восстановления серийного производства высотных самолетов М-55 «Геофизика». Такие самолеты западная компания собирается использовать для ретрансляции телекоммуникационных сигналов, сообщает агентство «Интерфакс».

Несмотря на то, что М-55 включен в программу развития российской авиации до 2015 года, к августу 1997-го на Смоленском авиационном заводе выпущено всего четыре серийных экземпляра самолета, два из которых находятся в летном состоянии, а два – без двигателей и авионики – законсервированы в ожидании финансирования.

«Одна машина, летящая на высоте 20 км, способна охватить сигналом площадь в 10 раз большую, чем пять самолетов, летящих на высоте 5 км» Идея использования самолетов для ретрансляции радиосигналов (прежде всего – телевизионных) на большое расстояние появилась в 40-х годах прошлого века.

Радиоволны диапазонов УКВ и ДМВ, в которых осуществлялось вещание, распространяются, подобно свету, на расстояние прямой видимости. Чтобы обеспечить передачу «картинки» из одного города в другой, необходимо расширить радиогоризонт, максимально подняв антенну над Землей.

Тогда, в отсутствие спутников связи, эта задача могла быть решена только с использованием авиации: самолетов, вертолетов или дирижаблей, пишет «Взгляд».

Первые подобные опыты были проведены в США в конце 1940-х и дали положительные результаты. А уже в середине 1950-х при НИИ Гражданского воздушного флота существовал специальный авиаотряд самолетов-ретрансляторов, обеспечивавший возможность прямых телетрансляций важных событий (демонстрации, парады, футбольные матчи) из Москвы, Миска, Киева и Ленинграда.

С появлением специальных космических аппаратов идея утратила актуальность, по крайней мере в гражданском приложении; военные используют самолеты-ретрансляторы до сих пор, в России это Ан-12РТ, Ан-26РТ и вертолет Ми-9.

Между тем, иногда использование самолетов для обеспечения бесперебойной связи оказывается экономически выгодным, а в некоторых случаях – единственно возможным выходом. В мире есть немало мест, где использование спутниковых каналов нецелесообразно, а иногда и просто невозможно.

Например, в зонах стихийных бедствий, особенно если наземная инфраструктура линий связи разрушена, а доставка мобильных станций связи затруднена. Конечно, спутниковые телефоны и модемы будут работать, но для передачи больших объемов данных они не годятся.

В таких случаях способен помочь самолет, оснащенный соответствующей аппаратурой. Причем желательно, чтобы он был максимально высотным. Тут есть прямая экономическая выгода: одна машина, летящая на высоте 20 км, способна охватить сигналом (или принять сигналы) площадь в 10 раз большую, чем пять самолетов, летящих на высоте 5 км.

При этом желательно, чтобы ретранслятор имел по возможности большую грузоподъемность: аппаратура связи весит немало. По обоим показателям М-55 идеально подходит на эту роль. Самолет создавался в ОКБ генерального конструктора В.Мясищева в рамках темы «34» с 1967 года как советский эквивалент американского высотного разведчика Lockheed U-2/TR-1.

Одновременно КБ ставилась и иная задача: борьба с высотными аэростатами-разведчиками. Последние с 50-х годов прошлого века доставляли немало неприятностей Советскому Союзу: находясь в свободном дрейфе, они вторгались на территорию страны и достаточно успешно осуществляли свои шпионские миссии.

Необходимость размещения на борту самолета оружия заставила конструкторов искать пути повышения весовой отдачи новой машины (отношение веса самолета к полезной нагрузке). Во многом это требование обусловило выбор для высотного самолета оригинальной двухфюзеляжной конструкции – легкой и прочной, которая не так часто применяется на серийных самолетах.

Когда же требование борьбы с аэростатами-шпионами было снято (соответственно, был демонтирован тяжелый комплекс вооружения), самолет получил солидный запас грузоподъемности – 1,5-2,5 тонны (в зависимости от высоты и дальности полета) плюс свободные объемы для размещения дополнительной нагрузки.

К концу 1978 года первый летный экземпляр прототипа «Геофизики» – М-17 «Стратосфера» был наконец закончен на сборке и выкачен на заводской аэродром, а предсерийная машина, оснащенная, в отличии от «Стратосферы», двумя двигателями, впервые поднялась в небо в 1983 году.

Несмотря на солидный возраст, М-55 нисколько не устарел как в роли разведчика, так и в роли самолета экологического мониторинга, в каковой М-17 и М-55 неоднократно привлекались к полетам в рамках различных международных программ.

Более того, по комплексу летных характеристик (потолок, грузоподъемность) машина заметно превосходит американский аналог – высотный разведчик TR-1. До сих пор российские ВВС остро нуждаются в машине такого класса. Возможно, гражданские заказы позволят вывести перспективную программу из многолетнего ступора, заключает «Взгляд».

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Высотный самолет-лаборатория М-55 «ГЕОФИЗИКА»

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Август 2009 20:39

"Центральная Аэрологическая Обсерватория" http://www.cao-rhms.ru/history.html
PDF : http://www.cao-rhms.ru/CAO_65.pdf

Высотный самолет-лаборатория М-55 «ГЕОФИЗИКА»
Государственное учреждение Центральная Аэрологическая Обсерватория(ГУ ЦАО)

ЦАО совместно с Экспериментальным машиностроительным заводом им. В.М. Мясищева и научными организациями стран ЕС выполнила в 1993-2001 г.г. международный проект по созданию летающей научной лаборатории на базе российского высотного самолета М-55 «Геофизика» и провела исследования химического состава и строения высоких слоев атмосферы в различных регионах Земного шара.

Сотрудниками отделов исследования состава атмосферы, физики высоких слоев атмосферы,физики облаков и динамики атмосферы создан уникальный автоматизированный комплекс самолетной аппаратуры для измерения озона,водяного пара, двуокиси азота, микрофизическихи оптических характеристик аэрозолей. Благодаря международной кооперации с научными организациями стран Европейского сообщества (Италии, Германии, Франции, Великобритании,Швеции, Швейцарии), российский высотный самолет оснащен дистанционной и контактной научной аппаратурой для исследования химического состава и строения тропосферы и стратосферы. В 1993-2006 г.г. самолет М-55 «Геофизика» успешно использовался в 14 международных экспедициях по исследованию механизмов истощения стратосферного слоя озона в Арктике, Антарктике и по изучению в различные сезоны условий тропосферно-стратосферного обмена воздушных масс в тропических широтах (Сейшельские острова,Бразилия, Австралия, Западная Африка). Проведены также самолетные работы по валидации данных спутниковых измерений пространственно-временных распределений малых газовых составляющих атмосферы, в том числе данных с европейского спутника ENVISAT,российского спутника «Метеор-3М». Ученые ЦАО выполнили самолетные измерения концентраций озона и водяного пара на высотах от нижних слоев тропосферы, в области тропопацузы и в нижней стратосфере до высоты 21 км в области существования полярного стратосферного вихря над Антарктидой.

Самолет-лаборатория М-55 стал эффективным средством мониторинга состояния атмосферы и контроля ее антропогенных изменений.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

RA-55204 М-55 Геофизика

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Август 2009 20:14

http://www.aviagrad.ru/library/handbook ... /geofizika
Андрей Фомин, Истребитель аэростатов
Источник: журнал "Взлет"

«Геофизика»

Осенью 1993 г. М-55 продолжил дело М-17, совершив серию полетов, в ходе которых в период с 21 сентября по 4 октября 1993 г. летчиками-испытателями В.В. Васенковым, О.А. Щепетковым и В.П. Бухтояровым было установлено 16 мировых авиационных рекордов высоты и скороподъемности. В частности, были получены значения высоты полета 21 360 м с грузом в 1 и 2 т, высоты горизонтального полета 21 340 м и времени набора высоты 20 км (с грузом до 2 т) 22 мин 14 с.

К этому времени самолет уже разрешено было показывать публично (в 1992 г. он принималучастиев«Мосаэрошоу-92», а в 1993 г. - в МАКС-93), и в ноябре 1993 г. он впервые отправился за границу, в Италию, где принял участие в европейской научной конференции по исследованию Заполярья. Так открылась новая страница в биографии высотных дозвуковых самолетов Мясищева, благодаря которой М-55 обрел поистине мировую известность.

Контакты ЭМЗ им. В.М. Мясищева с зарубежными научными организациями начались в 1993 г., когда руководители итальянской на­циональной программы по исследованию Антарктиды — PNRA (Programma Nazionale di Ricerche in Antartide) — провели в России серию переговоров. Их целью было выяснение возможностей использования самолета М-55 «Геофизика» для атмосферных исследованиях в Антарктическом районе. Совместный российско-итальянский проект получил поддержку со стороны Итальянского агентства по окру­жающей среде и энергетике. В программу российско-итальянского сотрудничества был вовлечен большой коллектив ученых и специали­стов из Института распространения электромагнитных волн, Университета в Риме, Института химии атмосферы Италии. Спустя некоторое время проект по использованию М-55 для высотных атмосферных исследований получил поддержку и у других европейских исследова­тельских организаций, таких, как Немецкий научно-исследовательский летный центр (ДЛР), Научно-исследовательские центры в г. Юлихе, Карлсруэ, Майнц (Германия), Лаборатория прикладных исследований Резерфорда (Великобритания), Обсерватория Ношател (Observatory of Neuchatel, Швейцария), Стокгольмский Университет (Швеция) и др.

После заключения соответствующего соглашения о научно-техническом сотрудничестве с итальянской стороной самолет М-55 «Геофизика» был существенно доработан в соответствии с требованиями ученых. Необходимо было обеспечить каждый устанавливаемый научный прибор электропитанием, обеспечить единую систему сбора и обработки информации о параметрах полета самолета для всего комплекса научного оборудования, разработать и установить разнообразные дополнительные устройства для обеспечения измерений параметров атмосферы (специальные заборники проб воздуха и т.п.). Каждый научный прибор был изготовлен и испытан для работы в негерметизированньк отсеках самолета при низких температурах, вибрациях и перегрузках.

Научное оборудование самолета включало спектрометры для дистанционного определения химического состава атмосферы по регистрации интенсивности поглощения солнечного излучения или собственного излучения атмосферы в диапазонах длин волн от ультрафиолетового до далекого инфракрасного, мощных и маломощных импульсных лидаров для обнаружения аэрозолей и полярных стратосферных облаков, а также комплекса аппаратуры для измерения основных метеопараметров атмосферы на различных высотах в тропосфере и нижней стратосфере.

В октябре-ноябре 1996 г. в Италии были проведены контрольно-тестовые испытания установленной на борту М-55 (RA-55204) научной аппаратуры, разработанной и изготовленной в России, в Италии, Германии, Швейцарии и других странах-участницах программы АРЕ (Airborne Polar Experiment). Первая научная экспедиция «Геофизики» состоялась в декабре 1996 г. — январе 1997 г., когда М-55 принял участие в программе исследования атмосферы Арктики APE-POLECAT. Самолет базировался на аэродроме «Санта Клаус» финского города Рованиеми (Rovaniemi). Он участвовал в проведении экспериментов, во время которых изучались полярные стратосферные облака, «озоновая дыра» и гравитационные волны. В рамках этой программы исследований М-55 провел в воздухе 45 ч, получив с помощью установленной на борту научной аппаратуры уникальные данные о строении и составе нижней стратосферы над различными районами Скандинавии и арктической части территории России.

Ученые были весьма удовлетворены привлечению к своим исследованиям российского самолета М-55: ни один другой летательный аппарат в мире не способен совершать длительные полеты в стратосфере на высотах более 20 км, принимая при этом на борт до 2000 кг научной аппаратуры. Поэтому летные эксперименты с участием «Геофизики» решили продолжить.



В тропиках, Арктике и Антарктиде

Вторая научная экспедиция с участием М-55 проводилась в рамках программы АРЕ-THESEO в течение февраля-марта 1999 г. Эта программа получила финансовую поддержку Комиссии Европейского Сообщества по исследованиям окружающей среды, а также ряда национальных научных агентств европейских стран (Итальянское космическое Агентство, Европейский научный фонд и др.) Самолет базировался на аэродроме Виктория (Victoria) острова Махе на Сейшелах, расположенных в акватории Индийского океана у Африканского континента.

Полеты производились в зоне так называемой внутритропической конвергенции. Изучался тропосферно-стратосферныи обмен воздушных масс, впервые были проведены прямые измерения микрофизических характеристик облаков — «циррусов» (перистых облаков), концентрации и высотные распределения водяного пара. Отслеживались процессы образования и распространения тропических циклонов, велись наблюдения за атмосферными явлениями типа «горячая башня». Во время проведения второй экспедиции самолет провел в воздухе 80 ч.

Третья научная экспедиция, в которой был задействован самолет М-55, получила название APE-GAIA (Geophysica Aircraft in Antarctica). Финансирование осуществлялось несколькими европейскими научно-исследовательскими организациями, при этом наиболее весомую поддержку оказали Итальянское агентство по атомной энергетике и Европейский Научный Фонд (ESF). Местом проведения научных исследований была выбрана прибрежная зона Антарктиды. Полеты М-55 проводились с аэродрома аргентинского города Ушуайа (Ushuaia), расположенного на острове Огненная Земля, с 15 сентября по 15 октября 1999 г.

Основной целью экспедиции стало исследование полярных стратосферных облаков, оценка состояния озонового слоя в высоких и средних южных широтах в весенний период, во время формирования так называемой «озоновой дыры». Детально изучались движения воздушных масс, процессы, связанные с влиянием стратосферного полярного вихря («вортекса») и воздействие антропогенных химических веществ (хлор- и бром-содержащих соединений) на состояние стратосферного слоя озона над Антарктидой, оценка возможного влияния гравитационных волн на температурный режим в нижней стратосфере и др.

В научной экспедиции в Ушуайе по программе APE-GAIA принимало участие около 70 ученых, инженеров и техников из 11 стран мира — Италии, России, Германии, Великобритании, Швейцарии, Финляндии, Испании, Аргентины, США, Бразилии и Чили. Самолет М-55 пилотировали российские летчики Олег Щепетков и Александр Бесчастнов.

Для участия в третьей научной экспедиции самолет М-55 совершил уникальный перелет по маршруту Жуковский—Калининград—Севилья (Испания)—о. Сал (Кабо-Верде)-Ресифи (Бразилия)—Порту—Алегри (Бразилия)—Ушуайа (Аргентина). Из Ушуайи самолет М-55 совершил один контрольно-тестовый и пять научных полетов на высотах 17—20 км. Средняя продолжительность каждого полета составила 5 ч 40 мин, а протяженность пути в исследовательских полетах достигала 3100—3300 км. Всего за время третьей экспедиции М-55 налетал 90 ч (включая время перелета).

Перелеты самолета М-55 из Москвы (55° с.ш.) до Ушуайи (55° ю.ш.) и обратно были использованы для получения дополнительных научных измерений, которые дали возможность осуществить подробные наблюдения за характеристиками верхних слоев атмосферы при пересечении различных широт Северного и Южного полушарий.

Дальнейшие планы применения «Геофизики» в интересах мировой науки связывались с запуском 1 марта 2002 г. Европейским Космическим Агентством (ESA) научного спутника ENVISAT и предусматривали серию экспериментов с базированием самолета в Италии, Германии, Швеции и Бразилии. Образовавшуюся паузу в исследовательских полетах решено было использовать для ремонта двигателей и доработки самолета для применения нового научного оборудования. М-55 получил два специальных подкрыльевых контейнера, в которых разместилась аппаратура HALOX-A для измерения концентрации хлор- и бром-содержащих соединений в атмосфере (правый контейнер) и SIOUX для измерения атмосферной концентрации окислов азота (левый). В июне и октябре 2002 г. «Геофизика» прошла серию испытаний с новым оборудованием, базируясь в итальянском Триесте. В октябре в Италии М-55 выполнил также несколько полетов, в ходе которых осуществлялась так-называемая «валидация» (подтверждение правильности) измерений, производимых бортовой аппаратурой находящегося на орбите космического аппарата ENVISAT.

А в начале 2003 г. М-55 отправился в Швецию, где в период с 10 января по 19 марта принял участие в летных экспериментах по международным программам EUPLEX и ENVISATValidation. Самолет базировался на аэродроме вблизи г. Кируна (Kiruna). Было совершено 15 полетов в направлении Шпицбергена, Исландии и северных районов России на высотах до 20 км, в ходе которых проведены многочисленные измерения химического состава нижних слоев стратосферы и верхних слоев тропосферы. 10 полетов общей продолжительностью 55 ч прошло по программе EUPLEX, направленной на исследования полярных стратосферных облаков, а еще пять полетов общей про­должительностью около 25 ч было выполнено по программе «Зимнее солнце». Всего на М-55 было установлено 15 приборов, созданных в России, Италии, Германии, Швейцарии и США, общей массой свыше 2000 кг. 19 марта 2003 г. «Геофизика» вернулась в подмосковный Жуковский.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Щепетков Олег Адольфович

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Август 2009 16:01

"Испытатели" http://www.testpilot.ru/russia/nii_vvs/ ... petkov.htm

 shchepetkov.jpg
Щепетков Олег Адольфович
1954 (?)

Герой Российской Федерации (20.07.2004), Заслуженный летчик-испытатель РФ (1999).

После окончания Качинского ВВАУЛ в 1975, служил в частях ВВС в ГДР и Венгрии.
С 19?? - на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
С 1996 - летчик-испытатель ЭМЗ им.В.М.Мясищева. Освоил более 50 типов самолетов и их модификаций, налетал свыше трех тысяч часов.
В ходе испытаний высотного самолета М55 «Геофизика» в общей сложности более 300 часов «намотал» в стратосфере. Во время полетов над Индийским океаном Щепетков длительное время находился в стратосфере со сверхнизкими температурами - до минус 90 градусов по Цельсию. Никогда еще до него ни один самолет в мире не эксплуатировался в таких экстремальных условиях. Впервые в мире российский научно-исследовательский самолет на высоте 20 км пересек «озоновую дыру» в районе Антарктиды. В районе Атлантики М-55 Щепеткова уходил на дальность 1500 км, не имея ни запасных аэродромов, ни связи...
Однажды, после проведения эксперимента его самолет шел на аэродром в Италии и попал в сплошную грозовую облачность. Щепетков несколько раз пытался посадить машину, но бесполезно. А тут еще один из двигателей заглох. Сесть удалось лишь с третьего захода. Когда в баках оставалось несколько литров...
В ряде полетов на М-55 Щепеткова дублировал летчик-испытатель ЛИИ А.Г.Бесчастнов. Их полет 12 сентября 2001 на М-101Т "Гжель" стал последним для Александр Георгиевича.
В 2004 за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники и исследовании земной атмосферы, Щепеткову Олегу Адольфовичу - старшему летчику-испытателю федерального государственного унитарного предприятия Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева, было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Источники информации:
  • «Покоритель стратосферы» http://gviap.narod.ru/clause/clause019.htmll
  • «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.3, ч.1 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, Авико пресс, 1999
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

RA-55204 М-55 «Геофизика»

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Май 2014 13:03

 388255_original.jpg
ЖЖ http://michaeldec.livejournal.com/44028.html
Современное состояние самолета, масса фотографий.

:": М-55 «Геофизика»
2 май, 2014 в 13:10
В понедельник состоялся третий семинар "Сохраним историю в небе" на территории Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева, посвященный уникальной машине - М-55 «Геофизика».
Сбор был назначен в 9.45 у проходной. Мы с sergey_lutsenko подъехали минут на пятнадцать раньше. Народ уже подтягивался - все стояли и с нетерпением ждали встречи с этой уникальной машиной. Но всё немного затянулось, видимо были какие-то проблемы с оформлением документов. Летно-Исследовательский Институт в этом плане - вещь суровая. Дождавшись, все с радостью ломанулись через проходную - и вот мы находимся на территории "ЭМЗ". Сразу достав фотоаппарат, я хотел сфотографировать памятник, поставленный В.М Мясищеву, но, к сожалению, нас попросили не фотографировать там, так как мы можем что-нибудь "рассекретить". Ну, фотографировать в наглую я не собирался - все-таки это уникальная возможность, побывать здесь, и нарушать поставленные мероприятием правила не хотел. Вскоре мы пошли на стоянку, где находился М-55, Атлант и еще куча всякой интересной техники, которую хорошо сфотографировать, ясное дело, не дали...

... К сожалению, последний раз М-55 летал на 100-летие ВВС России в 2012 году. Работы для нее пока не находится. Но я искренне надеюсь, что она еще своё отлетает!
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11722
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения