П Р И К А З
Министра гражданской авиации СССР
24 июля 1984 г. № 163
Москва
О ПОЛОМКЕ САМОЛЕТА Ан-26 И СЕРЬЕЗНЫХ НЕДОСТАТКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ В ЯКУТСКОМ УПРАВЛЕНИИ ГА
7 марта 1984 г. ночью при выполнении посадки на временном ледовом аэродроме о. Жохов потерпел поломку самолет Ан-26 № 26680 Колымо-Индигирского ОАО.
Экипаж в составе командира корабля – командира АЭ Иванова В.С., второго пилота Черникова Г.А., штурмана Колобовникова В.А., бортмеханика Андреева М.А., штурмана-инструктора Мехрякова В.А., бортрадиста Рудика В.А., старшего бортрадиста Ефремова В.А. и бортоператора Зюзина С.А. выполняет полет с грузом 2700 кг для экспедиции «Север-36».
Находясь в зоне аэродрома, экипаж, в нарушение Инструкции по производству полетов, зная об отсутствии радиолокационного контроля, принял решение выполнить выход на посадку (МК посадки 341°) с прямой, а диспетчер по халатности разрешил посадку с этим нарушением.
На снижении, не зная точно своего удаления от ВПП, экипаж не смог вовремя занять расчетную высоту для выполнения маневра захода на посадку и ушел на второй круг. После этого Иванов В.С. принял безрассудное решение и выполнил визуально заход на посадку с обратным курсом на высоте 140-160 м, не имея соответствующих расчетов.
В результате растерянности на посадочной прямой экипаж допустил преждевременное снижение, вошел в зону плохой видимости и полностью потерял контакт с огнями ВПП. Вместо повторного ухода на второй круг он продолжал снижение, высоту не контролировал, на сигнал опасной высоты не среагировал. Самолет, не долетая до ВПП 2800 м и левее ее оси на 700 м, столкнулся с торосами льда, при этом была отбита левая тележка шасси.
Только после этого экипаж ушел на второй круг, возвратился в аэропорт Черский и произвел аварийную посадку.
Причиной поломки явилось преступно халатное отношение членов экипажа и диспетчера Дементьева Л.А. к своим обязанностям, грубо нарушившими требования НПП ГА-78 при выполнении и управлении заходом и расчетом на посадку.
Расследованием вскрыты серьезные нарушения командно-летным составом организации летной работы и обеспечения безопасности полетов Колымско-Индигирском ОАО. Так, предварительная подготовка в день вылета была проведена со сборным экипажем в неполном составе, чем нарушен подпункт 4.3.2 НПП ГА-78. Вновь назначенный командиром корабля командир АЭ Иванов В.С. перед вылетом не использовал положенного предполетного отдыха.
Незаконно были допущены к полету второй пилот Черников Г.А. и штурман Колобовников В.А., не прошедшие спецподготовки к полетам в высоких широтах. Тренировка экипажа на тренажере не проводилась.
Расследование происшествия первой комиссией было проведено неудовлетворительно. Члены комиссии и руководство авиапредприятия ГА пытались классифицировать его как предпосылку авиационного происшествия. Оформление материала умышленно затянулось.
Положение с обеспечением безопасности полетов, организацией летной работы, профессиональной подготовкой летного состава, исполнительной дисциплиной и организацией контроля за качеством выполнения полетов в Колымо-Индигирском ОАО (командир т. Ячменев Г.А.) остается тревожным.
В целях усиления ответственности командно-летного состава за безопасность полетов
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Начальникам управлений, летных учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА:
1.1. обстоятельства и причины поломки самолета изучить с командно-руководящим, летным и диспетчерским составом службы движения;
1.2. усилить контроль за организацией и выполнением договорных полетов, особенно по обеспечению высотно-широких экспедиций.
2. За неудовлетворительную организацию летной работы и низкий уровень безопасности полетов, дисциплины и исполнительности летного состава командира 248-го летного отряда Цоуна В.И. предупредить о неполном служебном соответствии.
Пункт 8 приказа начальника Якутского управления от 05.04.84 № 79 отменить.
3. Командиру Колымо-Индигирского ОАО Ячменеву Г.А. за низкий уровень безопасности полетов, слабую дисциплину командно-летного, летного состава, непринятия мер по улучшению состояния организации летной работы объявить строгий выговор.
Пункт 11 приказа начальника Якутского управления от 05.07.84 № 79 отменить.
4. За недостатки в организации летной работы, профессиональной подготовки командно-летного и летного состава, заместителю начальника Якутского управления по ОЛР Рослякову Л.С. объявить выговор.
5. Строго указать начальнику Якутского управления ГА т. Дергилеву И.С. на серьезные недостатки в организации летной работы, состоянии дисциплины летного и диспетчерского состава и обеспечении безопасности полетов в ряде авиапредприятий управления.
6. В части наказания экипажа и других лиц ограничиться мерами, принятыми начальником Якутского управления ГА (Иванов переведен во вторые пилоты, Черникову объявлен строгий выговор, Мехряков освобожден от занимаемой должности, Колобовникову объявлен строгий выговор).
7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Инспекции МГА.
Главный маршал авиации Б. БУГАЕВ
КАРТОЧКА БОРТА
Антонов Ан-26 Бортовой №: UR-26680
статус: порезан
крайний эксплуатант: ДнепрАвиа
в эксплуатации: с 17 октября 1979 г.
первый полет: 1979 г. (35 лет 6 месяцев)
дата выпуска: сентября 1979 г. (34 года 10 месяцев)
Техническая информация:
КБ: Антонов
тип: Ан-26
модификация: Ан-26
завод-изготовитель Авиант
заводской номер: 8609
серийный (порядковый) номер: 086-09
информация об эксплуатантах:
с даты модиф. бортовой: авиакомпания: состояние:
1979.10.17 Ан-26 CCCP-26680 Аэрофлот - МГА СССР → Якутское УГА летал
1990.03.23 Ан-26 CCCP-26680 Аэрофлот - МГА СССР → Украинское УГА → Днепропетровский ОАО летал
1993 Ан-26 UR-26680 ДнепрАвиа летал
1999 Ан-26 UR-26680 ДнепрАвиа порезан