СССР-04366 (Ан-12)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Октябрь 2009 19:17

 an12_s2.jpg
Авиафорум. Бурундук : http://aviaforum.ru/showpost.php?p=46756&postcount=3

Ан-12, на котором а декабре 1961 г. был выполнен полет по маршруту Москва - Антарктида

Один перелет есть в "экспедициях": 1961 / 62: Сверхдальний перелет Москва-Мирный-Москва
Но там упоминается Ан-10
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

СССР-04336 (Ан-12)

Сообщение account-872 » 06 Май 2010 19:29

Постоянные (и утомительно путающие всех) упоминания об Ан-10 в Антарктиде возникают из-за того, что в официальной прессе того времени Ан-12 не упоминали вообще (видимо, желая скрыть факт его существования - хе-хе). Поэтому в газетных сообщениях (скорей всего, и по радио, и по ТВ) упоминался "транспортный вариант Ан-10" - в реальности это был именно 04366 (а не 04336, как написано здесь).
account-872
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Александр Кот » 30 Май 2010 11:08

 Испытание An-12БПЛ на лыжном шасси,Колыма, май 1961г.jpg
15 декабря 1961г из Москвы (нового аэропорта Шереметьево) вылетела первая воздушная Антарктическая экспедиция в составе двух самолетов: Ан-12БПЛ СССР-04366 (командир экипажа Б.С. Осипов) и Ил-18 CCCР-75743 (командир экипажа А.С. Поляков). Руководитель перелета начальник Полярного управления ГА М.И. Шевелев.
 Ан-12БПЛ СССР-04366.jpg

Маршрут, протяженностью в 25793 км до советской научной антарктической станции «Мирный», проходил с промежуточными дозаправками через Ташкент – Дели – Рангут – Джакарта – Дарвин – Сидней – Крайстчерч и американскую исследовательскую станцию Мак-Мердо. 27 декабря 1961 года самолеты благополучно приземлились в Мирном, закончив перелет через четыре материка за 48 час. 27 мин. (в Москву самолеты вернулись 2.02.62 г.).
Для своего времени это было эпохальным событием. Помимо технических аспектов дальнего перелета, использования впервые в условиях Антарктиды самолетов такого размера и назначения, для Ан-12 это были и первые смотрины за рубежом.
 Ан-12 на колесном шасси.jpg
Однако, доставка смены «зимовщиков» и ученых научной экспедиции в «Мирный» не было самоцелью перелета. Основной задачей была всесторонняя проверка и испытание новых советских самолетов в суровых Антарктических условиях с целью их дальнейшего широкого использования на шестом континенте.
«Герой» дальнего перелета Ан-12 СССР-04366 был специально подготовлен к работе в Антарктиде и значительно отличался от широко используемых своих гражданских собратьев. СССР-04366 одним из первых оборудовали новой РЛС РОЗ-1 («Радиолокатор обзора земли»), специально разработанный по заказу МГА СССР.
 Ан-12 СССР-04366 на лыжном шасси.jpg

Еще одним отличием (внешне не заметным) данного Ан-12 было наличие дополнительных аккумуляторов. Эксплуатация первых Ан-12 в зимних условиях, особенно в Заполярье (включая посадку борта СССР-04366 5 апреля 1960г на ледовом аэродроме СП-8) показали, что двигатели АИ-20 обладают одним существенным недостатком. Они имели большим моментом инерции и для их запуска зимой при низких температурах, когда застывала смазка в опорах, требовалось большое количество электроэнергии, расход которой быстро подсаживал аккумуляторы. В последующих модификациях Ан-12 эта проблема была решена установкой на борт турбогенератора (турбостартера) ТГ-16. Сейчас же надо было срочно решить этот вопрос для немалого количества Ан-12А, переделанных в «гражданский» вариант и переданных в ведомство «Аэрофлота». «Голь на выдумки хитра» - поскольку кормовую стрелковую турель первоначально даже не снимали, а «обшивали» листами дюраля для придания «штатского» вида, отсек для размещения боезапаса пушечной установки и стрелка-радиста разгрузили и переделали, разместив там дополнительные аккумуляторы. Это паллиативное решение использовали на части «аэрофлотовских» Ан-12А, при этом кормовая стрелковая турель уже демонтировалась.
Но главной «изюминкой» Ан-12 СССР-04366 были специально разработанные обогреваемые лыжные шасси, которые он тащил с собой в Антарктиду в обширном грузовом отсеке.
Из книги Евгения Буцкого и Сергея Мороза «Транспортный самолет Антонов Ан-12» (Казань, 2004 год):
«Самолет Ан-12 стал одной из последних тяжелых машин, для которых было разработано и применялось лыжное шасси. Причем заказчиком в этом выступали не только гражданские организации, работающие на Крайнем Севере и в Антарктиде, но и ВВС.
Для самолета Ан-12А были спроектированы специальные лыжи из титанового сплава ОТ4-1, снабженные системой подогрева, предохраняющей их от примерзания к снегу. В конструкцию лыж был включен слой синтетического материала, предотвращающий износ их рабочих поверхностей и уменьшающий трение.
Для испытаний лыжного шасси было доработано три самолета. Два из них несли обозначение Ан-12БПЛ, а третий Ан-12ТП-2. Последний переоборудовался по заказу Управления полярной авиации и имел ВСУ и расширенное навигационное оборудование. Ан-12ТП-2 был также самым дальним Ан-12 – увеличенный запас топлива позволял ему преодолевать без посадки 7400 километров (Отличался турбогенератором ТГ-16 в левом обтекателе шасси, подпольными топливными баками, средствами астронавигации и дальней радиосвязи, местами отдыха в кабине сопровождения).
 Ан-12 СССР-04366 с новой РЛС для работы в Арктике .jpg
Два лыжных самолета имели гражданскую регистрацию СССР-04366 и СССР-11381, а третий нес опознавательные знаки ВВС.
 An12БПЛ - основная лыжа с обтекателем.jpg
Теоретически лыжи могли ставиться вместо обычных стоек шасси и на серийные самолеты, однако использовались крайне редко (в частности, на некоторых Ан-12Б) – чудовищные, почти шестиметровые полозья были тяжелы и давали солидный прирост аэродинамического сопротивления.
 СССР-04366 в цвете.jpg

Но главный фактор, предрешивший отказ от них, оказался довольно неожиданным. Сами лыжи проектировались для работы в Антарктиде, а снег в Арктике, как оказалось, имел значительно отличающиеся свойства по кристаллической структуре, плотности, коэффициенту трения и т.п. Но в ходе проектирования лыжного шасси для Ан-12 на это никто не обратил внимание. Конструкторы воспользовались богатой гляциологической информацией, собранной советскими полярными экспедициями, проводившимися в северных широтах, и в результате параметры сделанных лыж мало подходили для работы на Шестом континенте. На Ан-12, масса которого была куда больше, чем у поршневого Ил-14, дефекты конструкции лыж проявились в гораздо большей степени.
Ан-12 СССР-04366 совершил перелет в Антарктиду, совершив посадку на ледовый аэродром на колесное шасси. Там были установлены лыжи, с которыми машина выполнила ряд полетов. Причины отказа от массового использования Ан-12 и Ил-18 в Антарктиде крылись не только в недостатках шасси тяжелых самолетов, но и в скудности средств – освоение континента с военными или хозяйственными целями было невозможно по международным договорам о его статусе, а на науку давали не особенно много. Ан-2, Ли-2 и Ил-14, а затем легкие вертолеты оказались дешевле в эксплуатации, что и решило вопрос».
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-04288 (?) (Ан-12)

Сообщение Кара » 12 Август 2010 14:59

 07b.jpg
Регистрацию на фотографии разобрал предположительно как СССР-04288. Потому и вынес знак вопроса в название ветки. Может у кого есть более чёткое или другое изображение этого борта - поправьте, плз
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Александр Кот » 12 Август 2010 17:52

Это однозначно Ан-12 СССР-04366. Характерная окраска с рисунком пингвина, удлиненный обтекатель РЛС и сохраненная кормовая пушечная установка, обшитая листами. Сей пепелац проходил ранее (конец мая). Просто, в данном случае фото не очень хорошего качества.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Кара » 13 Август 2010 16:51

Александр Кот пишет:Это однозначно Ан-12 СССР-04366.

Да, спасибо. Я тоже сомневался, поскольку известные мне Ан-12 ПУГА были в разряде СССР-043ХХ.
Теперь, когда изображение идентифицировано с регистрацией сообщаю, что этот Ан-12ТП-2 с з/№ 1901510 принадлежал 247-му ЛО ПУГА и базировался на аэр. Москва (Шереметьево)
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Кара » 13 Август 2010 19:25

И ещё вопрос. Во встречавшейся мне переписке эта машина обозначалась как Ан-12ПЛ. Откуда взялось ТП-2?
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Александр Кот » 13 Август 2010 19:57

"И ещё вопрос. Во встречавшейся мне переписке эта машина обозначалась как Ан-12ПЛ. Откуда взялось ТП-2?"

Теряюсь в догадках... Как одна из возможных версий - Траспортный полярный, второй вариант (модификация)?!?!?! Исходный вариант точно был Ан-12Б, а ПЛ - полярный лыжный.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Кара » 17 Август 2010 11:59

По поводу обозначения ТП-2 я обратился к Сергею Морозу, одному из авторов книги "Транспортный самолёт Антонов Ан-12" (Евгений Захарович Буцкий недавно перенёс инфаркт и его я беспокоить не стал). Сергей ответил следующее:

:": "По Ан-12ТП-2 я задавал вопрос бывшему сотруднику ОКБ Антонова Г.Ю. Бенгусу.
Он сказал, что как он помнит Т - это модифицированная топливная система (дальность была доведена до 7400 км), П - полярный, 2 - 2-й вариант. Индекс
Ан-12ПЛ - это полярный лыжный, но по другой версии - это лыжный с баками на 5500 л в подполье (как на Ан-12АП/БП). Но точно он не помнит, а каких-то
документов, проливающих свет на этот вопрос, мне найти не удалось. На самолете последовательно ставили несколько комплектов разного научного оборудования, но он этим не занимался. Кроме того, на машине просто возили грузы. Вообще названия самолетов вещь довольно не строгая, в этом я давно убедился - сами пишем служебные записки, письма и пр. документы как попало.
Начальники нас ругают за это, но подписывают из экономии бумаги."
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1312
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Dobrolet » 19 Март 2011 17:16

Midland Red Star 33 - Antonov An-12 - The Soviet Hercules
 04366 3.JPG
Написано что в базовой конфигурации Ан-12ТП-2 был самолетом для геофизических исследований и оснащен детектором магнитных аномалий на телескопической штанге в хвостовом конусе. На хвосте уже пингвин, а надписи Полярная авиация в носовой части еще нет.
 04366 1.JPG

 04366 4.JPG

На перелете в Антарктиду вместе с Ил-18В СССР-75743 в декабре 1961 - феврале 1962. У Ил-18 интересная окраска - с красным хвостом.
 04366 2.JPG

Посадка на станции Молодежная - самолет переобут в лыжи.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-04336 (Ан-12)

Сообщение Александр Матросов » 20 Апрель 2011 22:13

Александр Матросов
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 11 Июль 2009 00:57
Откуда: Санкт-Петербург

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Декабрь 2011 19:53

Подготовка к перелету Ан-12 в Антарктиду. В светлом плаще - O.K. Антонов : An12-04366.jpg
Ан-12: портрет в зрелом возрасте
Андрей Ю. Совенко, Вячеслав М. Заярин/ Киев
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiVO ... n12001.htm
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Dobrolet » 14 Ноябрь 2013 11:16

Начальник аэрометеорологического отряда антарктической экспедиции В. И. Шляхов сидит рядом с самолетом Ан-12, специально оборудованном для работы в северных широтах лыжами вместо шасси.
 RIAN_31951.jpg


Место:Антарктида
Дата события:25.01.1964
Дата поступления:29.11.2004
Автор:В. Накоряков
Источник:РИА Новости
Фото #31951
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Александр Кот » 09 Февраль 2014 10:39

 Ан-12 с пингвином.jpg
На первой фотографии Ан-12 СССР-04366 в Антарктиде (декабрь 1961г. - январь 1962г.)
 Ан-12 Пингвин ВВЭ Север-14, 1962 г.jpg

Этот же борт. Предположительно 1962 г., ВВЭ Север-14.











 an-12 ВВЭ-14.jpg
Ан-12 СССР-04366 в Арктике. Предположительно ВВЭ Север-14, 1962 г.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

СССР-04366 (Ан-12)

Сообщение Адольф Милованов » 09 Февраль 2014 12:51

Приказ по УПА Р-47. 18.5.1963г. О нарушении режима полётов в районе Шмидта экипажем 247АО.
К/к Рогов П.Г. 11.4.1963г. на АН-12 04366 выполнял транспортный полёт Тикси-Шмидт. При хорошей погоде после пролёта ДПРМ на Н=1500м при построении коробочки удалился и сел на тундровый аэродром в 18 км от основного. …
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения