Бухта Амбарчик (Амбарчик), МГ-2

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Предлагаю пари Александру Ершову

Сообщение Всеволод Куканов » 10 Март 2012 00:54

padsee пишет:Если это мыс Шмидта - он съест мои кирзовые со Шмидта (запивуха с меня):
3.jpg

дык вроде это мыс Шмидта (Северный)... хотя может я "затупил" и не понял "подкола", пардон..
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Alexander Belov » 10 Март 2012 09:34

Да... Фото отряда аэросаней сделано на мысе Северном... Очертания острова в кадре подтверждают.

А ведь этот снимок с подписью "Амбарчик" "гуляет" по разным изданиям еще с начала 2000-х годов!
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Март 2012 09:36

 МШ_1933-2006-1942.jpg

 Мыс Шмидта фрагмент.jpg
это полуостров - мыс (утес) Кожевникова
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение slava_zz » 10 Март 2012 11:08

на Амбарчике берега ниже-конечно Шмидт
да и что тем саням делать на Амбарчике?
slava_zz
 
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Инспектор » 18 Август 2012 23:19

http://shintop.ru/phototrophy/user_phot ... 24#content
Фото-Трофи клуб
25 июля 2010 — с утра погода плохая. Исследуем Амбарчик, ходим в гости к чукчам — оленеводам. Под вечер — стартуем. «Теряем ориентацию».
 2624.jpg
 2634.jpg
 2548.jpg
 full_gallery-2604.1287658028.jpg
 full_gallery-2611.1287753506.jpg
 full_gallery-2606.1287753490.jpg
 full_gallery-2600.1287753448.jpg
 full_gallery-2637.1287650669.jpg
 full_gallery-2622.1287651724.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Апрель 2013 18:42

 Медвежка R-58-XIX,XX. Амбарчик.jpg

т.е. в 1935 году рядом работали две метеостанции "Амбарчик" ("Дальстрой") и "мыс Медвежий" (ГУСМП).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение slava_zz » 14 Апрель 2013 23:45

всего нарушенной тундры метров 600
ряжевые причалы
первыми от берега- склады
во второй линии остатки остатки бараков- (жилая зона? ) 200 метров, штуки три
вполне согласуется с численностью из отчета метеоролога с Мыса Медвежий - до 100 зимой, до 1000 летом

 амбарчик.png
 a2.png
slava_zz
 
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

П/ст. Бухта Амбарчик и порт Дальстроя

Сообщение Адольф Милованов » 07 Июль 2013 15:29

По-моему очень интересный, познавательный исторический документальный материал об Амбарчике я нашёл в РГАЭ. Не каждый имеет возможность работать в архиве, поэтому я с удовольствием то, что выписал, размещаю его для посетителей «Полярной почты».
Не согласен с теми авторами, которые ассоциируют Амбарчик только с ГУЛАГом. Да, там был лагерь с заключёнными, но были и вольнонаёмные. Да, там перегружали уголь, прибывший из Зырянки на морские суда, но, во-первых, не только уголь а и прибывший разнообразный другой груз с морских судов, а во-вторых, всё это предназначалось не столько, как пишет выше автор для других лагерей, а в первую очередь для жизнеобеспечения и развития обширного Колымо-Индигирского бассейна и восточной Чукотки.

Полярная станция «Бухта Амбарчик» и порт Дальстроя.

Ф. 9570, оп. 2, т. 1, д. 193. Акт сдачи-приёма порта Амбарчик Колымского речного пароходства из системы Дальстроя НКВД в систему Главсевморпути 25 мая 1939г. 25л.
Передача по балансу на 1.1.1939г. в посёлке Новая Зырянка (без выезда в порт Амбарчик).
… 10 ноября 1938 года пожаром в порту Амбарчик уничтожено здание конторы порта и вместе с ним погибло большинство бухгалтерских документов, относящихся к первым трём кварталам 1938 года, а также весь бухгалтерский архив прошлых лет.
… В порту Амбарчик производится разгрузка морских судов привозящих грузы для снабжения районов Колымы и Индигирки, погрузка речных судов на Колыму и каботажных на Индигирку. Расстояние по р. Колыме до пристаней Нижнеколымска 180 км. … По характеру портовых работ порт относится к рейдовым. Морские суда останавливаются в открытом море не ближе 10 км. от пирсов, считая по фарватеру и 5 км. от мыса Медвежьего.
Гидротехнические сооружения состоят из 3 пирсов. Территория порта ещё не заснята, поэтому нет и генплана развития порта. Крытых складов - 4. Имеется узкоколейная дорога без механической тяги. Территория складская и посёлок не спланированы… Пешее движение затруднено. Все операции по выгрузке и погрузке барж на пирсах производятся вручную. На пирсе № 1 имеется поворотная стрела, но она короткая и при ней нет механического двигателя. Транспорт грузов в порту производится на вагонетках по узкоколейке. Последняя в значительной степени деформировалась и требует капитального ремонта. Вагонетки двигаются вручную. Перемещение грузов в сторону от узкоколейки также вручную. Тяжёлые места передвигаются на санях (медвежках) тракторами или тягачом.

Таблица оборудования находящегося в действии и в запасе на 1.1.1939г.
I. Рабочие машины и силовые установки.
1. Станок токарный ТУ-20, 1935 г. выпуска з-д «Красный Пролетарий», завезён в 1935г.
2. Электромотор к токарному станку. Завод «Электросила».
3. Станок сверлильный. Завод «Энергия».
4. Эл. мотор к сверлильному станку . Завод Электр. им Кирова.
5. Нождачное точило.
Электростанция.
6. Генератор. Харьковский завод им. Сталина.
7. Щит управления мрамор.
8-9. Двигатели внутреннего сгорания ХТЗ.
10. Электродинамо.
Радиостанция.
11-13. Динамомашины.
14-15. Электромоторы.
Передающее устройство.
16. Электро привод.
17, 18. Передатчик-2 шт.
19. Передвижка.
20. Передатчик.
21. Прочее.
Механизмы тягловые.
22. Трактор ЧТЗ
23. Тягач ХТЗ.
24. Сани для трактора.
Список рабочего скота.
1.Бык Васька черно-бурый - 4 года.
2.Лошади: Казбек конь серый якутской породы 9 лет; Зорька Кобылица харая метис - 3 года; Рец конь серый якутской породы - 8 лет; Чернес конь серый якутской породы - 7 лет.

Список продуктивного скота.
Коровы: 1. Утро - 6 лет; 2. Дичка – 6 лет; 3. Машка - 8 лет; 4. Таня - 7 лет.

Собаки ездовые 47 штук.

Список свинопоголовья и молодняка.
Взрослые – 7 штук: Василий – хряк, англ.; Конопатка – матка метис; Зоя, Акулина, Дуня, Хитрая, Таня.

Молодняк и откормочные: Свиньи свыше 9 месяцев – 39 штук; Свиньи 5-9 месяцев – 35 штук; Поросята от 2 до 5 месяцев – 10 штук; Итого – 84 штуки.

Инвентарная опись гражданских строений:
1.Мех. мастерская
2. Скотный двор.
3. Свинарник
4. Радиостанция,
5. Кузня
6. Столярка
7. Ледник.
Здания складские:
8. Портовый склад,
9. Транзитно-технический,
10. Торцовый,
11. Амональный.
Здания жилые:
12. Барак рабочих,
13. Дом начальника порта,
14. Дом пограничного отряда,
15. Амбулатория-баня- прачечная.
Гидротехнические сооружения:
16. Пирсы № 1-2, 1934-35 года постройки.
17. Пирс № 3, 1938 года постройки.

Дело 1890. План мероприятий по выполнению грузовых операций в порту Амбарчик в 1940г. 16л.
Пристань Амбарчик состоит из 3-х пирсов шириной 6,5-7 м, длиной 40-60 м. Пирсы мелки. Глубина при малой воде в голове 140 см, а к корню – до 0, в то время как осадка больших барж 160-180 см, а имеющихся на рейде катеров до 2-х м. Техническое состояние пирсов неудовлетворительное. На берегу имеется 3 склада. 90% всех прибывающих грузов хранится под открытым небом.
Портовая территория до сих пор не спланирована, вся в ухабах и непересыхающихся лужах. Движение по ней грузовых авто невозможно. Портовый транспорт состоит из узкоколейки с ограниченным количеством вагонеток. Узкоколейка идёт от 2-х пирсов к складам. Путь её деформирован. Кроме того в порту имеется 2-3 изношенных на 85% трактора и несколько лошадей. Порт Амбарчик, находясь в глубине мелкой бухты, не защищён от ветров и волнения, в результате чего почти ежегодно происходят крупные аварии речных судов. Будущий порт будет в другом месте. Необходимо отметить отсутствие пресной воды в п. Амбарчик.
Содержание рейдового флота:
В Амбарчике будут работать:
- 3 парохода по 200 л.с.
- 4 баржи по 500 т.
- 2 баржи по 225 т.
- 2 катера по 50 л.с.

Дело 3092 (1936-1952гг.) 159л.
(с 1.7.1946 по 1.7.1947)
Паспорт метеорологической ст. «Мыс Медвежий» составлен на 1.7.1937г. Ближайшее почт. отд. – Нижне-Колымск. Радио на ст. работает с 19.10.1935г. Ближайший крупный населённый пункт порт Амбарчик Дальстроя 5 км.

(с 10.9.1948 по 1.5.1951)
П/ст «б. Амбарчик» расположена … на территории порта Дальстроя МВД СССР. По территориально-административному делению эта территория входит в Нижне-Колымский р-н ЯАССР и граничит с Восточно-Тундровским районом Чукотского нац. округа Хабаровского края. Граница проходит по р. Медвежка в 7 км от п/ст. По территориальному делению, принятому в Главсевморпути п/ст входит в Шмидтовский Арктический район УСиПС ГУСМП. Внешний рейд - на 18 км к северу от м. Межвежий. Замерзает бухта 1-10 октября, а вскрывается 15-25 июня. Продолжительность навигационного периода 95-100 дней. При активной помощи порта удалось осуществить капремонт п/ст в 1949-50гг. С помощью п/ст впервые пос. Межвежка в 1949г. осветился электричеством. В непосредственном соседстве с п/ст находится порт с контингентом рабочих до 150 человек. Местного населения на территории станции и порта нет. В устье р. Медвежка в 8 км на В от станции на территории Восточо-Тундровского р-на Чукотского нац. округа находится пос. Медвежка. Здесь есть фактория, чукотская школа. Местное население чукчи. Фактория обслуживает охотников-чукчей и колхозников оленеводов колхоза-миллионера «Турваыргин» (Вперёд). П/ст. Амбарчик, как самостоятельная единица существует с 1941 г., до этого она как р/ст была подчинена порту, который принадлежал Морскому управлению ГУСМП. Ещё ранее порт и р/ст – Дальстрою НКВД СССР.

(1950-1951)
Объяснительная записка к техпаспорту п/ст Амбарчик по состоянию на 1.7.1948г.
Радиостанция «бухта Амбарчик» основана в 1932(?) году на м. Медвежьем. В 1942 г. по указанию руководства Главсевморпути перенесена на территорию порта Амбарчик…. Внизу на площади 0,5 кв.км., а также на возвышенности, соприкасаясь с территорией станции расположен морской порт Дальстроя.

(отчёт с 1.7.1951 по 1.7.1952)
П/ст. впервые организована в 1935 г. на мысе Медвежьем. Наблюдения начались 4 октября 1935 г. В бухту Амбарчик перенесена 17 сентября 1939 года. Бухта не глубока. Морские суда в бухту не заходят. Останавливаются в море за 10-15 км. На рейде погрузочно-разгрузочные работы. Речные суда и баржи подходят на разгрузку к пирсам. При сгоне воды они часто оказываются стоящими на мели до того как уровень воды снова поднимется. На берегу сооружены 3 причала (пирса). Все работы на м/ст ведутся тремя гидрометеорологами.

Д. 3093. (1951-1955). 166л.
(с апр 51 по окт 52)
Отрицательно сказывается на работе наличие на станции двух женщин гидрометеорологов: из-за боязни заключённых они отказываются вести футштынные наблюдения в зимнее тёмное время. Если ликвидируется морской порт Дальстроя в Амбарчике, то штат работников на р/ст нужно сокращать до 3-х радистов, вместо 5-6, а весь штат п/ст может быть доведён до 9-10 чел.
... Обеспеченность станции продтоварами, одеждой и хоз. инвентарём.
Продтоварами п/ст была обеспечена хорошо. Крупяные продукты, сухоовощные и др. за отчётные 2 года завозили в достаточном количестве и в хорошем ассортименте. Мучные продукты всех видов завезены в большом количестве ещё в годы Отечественной войны и последующие.

(с 1.4.1953 по 1.7.1955) I. Общая часть.
Рядом с п/ст внизу на берегу расположен посёлок и сооружения порта ДС Амбарчик, который функционировал до 1953 г., после чего порт ликвидировался в связи с переходом деятельности в глубь Колымы, в протоку Михалкино. В порту Амбарчик осталась большая часть зданий, а также три причала (пирса), один из которых разрушен. В настоящее время кроме п/ст на территории никого нет. В 1935г. п/ст была открыта на м. Медвежьем и в 1940г перенесена в б. Амбарчик на территорию порта для обеспечения порта р/связью. 17 сентября 1939г. станция была перенесена в пос. б. Амбарчик.

Д. 3094. Материалы по истории п/ст б. Амбарчик (Мыс Медвежий) – научно-технические отчёты, паспорта, схемы. 1955-1959гг.
Л. 12. П/ст впервые была организована в 1935 году на Мысе Медвежьем. Наблюдения начали 4 октября 1935г. В бухту Амбарчик станция перенесена 17 сентября 1939г.
Станция расположена на высоком берегу средней части бухты в 150 метрах от береговой черты. На территории станции 7 построек. … Здесь и был ранее расположен посёлок порта Амбарчик. В данное время порт Дальстроя переведён из бухты Амбарчик вверх по Колыме в пос. Михалкино. Штат (п/ст) – 4 человека.
Л. 80. 1956-57гг. I. Описание п/ст (почти всё тоже, что описано ранее) … В 1939г. 17 сентября тов. Сивохиным п/ст перенесена в б. Амбарчик на территорию бывшего порта. На правом берегу р. Медвежка расположен пос. Медвежка в котором живут чукчи, летом прикочёвывают вместе с оленями ламуты. Чукчи занимаются рыболовством, охотой и добычей морского зверя. Река Медвежка – граница между Чукоткой и ЯАССР.
В настоящее время порт переведён в Михалкино, около 50 км от станции. …
Снабжение станции в 1955 году хорошее. Были завезены основные продукты, кроме свежих овощей. В 1956г. завоза не было. Питались остатком прошлых завозов и то что могли выделить другие организации. В 1956г. большую помощь оказал авиатранспорт Кресты Колымские, выделив для нас 2 тонны свежих овощей, фруктовых соков, молока сухого, мяса и других продуктов.
В период завоза нам была завезена телушка, которая оказалась стельной. Нам её удалось сохранить, дождались отёла и начиная с ноября 1955 года по 8 января станция имела всегда свежее молоко для детей и коллектива. Только недостаток корма и яловость на втором году заставили нас её забить.
К ЮВ от станции в 3-х км – пресное озеро.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Инспектор » 26 Октябрь 2013 20:02

Бухта Амбарчик (бывший Мыс Медвежий)
http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1401&
 _20130410_1267866045.jpg

Синоптический индекс станции: 25034
Координатный номер: 6966231
Класс: МГ-2, ТДС (п/ст) (Морская гидрометеорологическая, труднодоступная, полярная станция)
Координаты: Широта: 69°37'33"N Долгота: 162°18'16"E
Высота над уровнем моря: 24 м.
Адрес: 91002 Саха (Якутия) Нижнеколымский улус
Полярная гидрометеорологическая станция "Бухта Амбарчик"
Телефон:
Радиосвязь. Позывной: UIM
Дата организации наблюдений: 04.10.1935
Часовой пояс: 11
Виды наблюдений
Метеорологические: Основные наблюдения. Температура поверхности почвы. Снегосъёмка. Самописцы: термограф.
Гидрология моря: Основные наблюдения. Нивелировка.
Физико-географическое описание местности
 ____20130418_1128034110.jpg
Полярная станция расположена на высоком берегу средней части бухты "Амбарчик"
 sputnik.jpg
Восточно-Сибирского моря, близ устья реки Колымы, в 110 км от улусного центра п. Черского, и в 82 км от центра Походского наслега с. Походск, ближайшие города - Певек, Билибино. Рельеф в районе станции малоизрезанный с кочковым, мшисто-травяным тундровым покровом, с мелким кустарником, стелющимся по земле. Со стороны суши станция окаймлена невысокими горами 100-200 м, расположенными от станции на 3-7 км и вытянутыми в направлении ВСВ на ЗЮЗ.На ЮВ видны два хребта на расстоянии 25-40 км. Эти горы являются ориентирами видимости. Бухта открыта к северу, вдается в материк на 3 км. Ширина у входа 7 км. Глубина до 4 м. Окружена высоким крутым берегом, который в районе станции имеет расширенную береговую полосу. Берега ровные, малоизрезанные, на расстоянии 50-60 м от уреза воды, местами почти у самой воды, круто поднимаются. Море видно от ЗСЗ до СВ. Дальность видимости горизонта в сторону моря до 19,3 км. Метеорологическая площадка расположена в 60 метрах на запад от линии станционных построек и в 240 метрах от метеокабинета. Имеется хороший круговой обзор.

Климат
 _20130410_1396035788.jpg
Более унылого и гнетущего пейзажа, чем на Амбарчике, трудно ещё где-либо отыскать.
 2аа.jpg
Неширокая береговая полоса между обрывом и морем сплошь усеяна плавником. Сама бухта Амбарчик слева ограничивалась мысом Столбовым, справа – мысом Медвежьим (Тонким). Сюда действительно нередко заходят белые медведи. Из растительности преобладают травы, мхи, местами карликовая берёзка и ива. Почва представляет собой песок и илистый песок. Амбарчик находится за Полярным кругом на самом побережье Северного-Ледовитого океана в восточной части Колымского залива Восточно-Сибирского моря. Дно бухты Амбарчик ровное. Глубины незначительны 2-3 м. На фарватере максимальная глубина порядка 6-7 м. У входа в бухту бар, где глубина порядка 4 м. В температурном, химическом и ледовом режимах значительную роль играет сток вод реки Колымы. Замерзает бухта 1-10 октября, а вскрывается 15-25 июня. За одну зиму мощность ледяного покрова достигает 2,2 - 2,4 м. Климат здесь субконтинентальный. Среднеиюльская температура 6,3°, а сумма среднемесячных положительных температур 16 градусов. Количество осадков за период с положительными среднемесячными температурами - 102 мм. Полярная ночь: 28.11 - 14.01.

Сотрудники:
Начальник станции справа,
механик - слева
 _20130410_1813318219.jpg
Начальник станции с 14.01.2005 г.
Рожков Дмитрий Анатольевич
Родился: 26.06.1968 г. в Новосибирске
Механик 2 категории Корявченко
Олег Петрович
Родился: 26.06.1963 г.

Техник-метеоролог
Чочиева Надежда Викторовна
Родилась: 20.10.1962 г.
 _20130412_1217736313.jpg
Техник-метеоролог - слева

Бывшие сотрудники
Королёв Алексей Павлович. Старший метеоролог и старший по зимовке - основатель станции (с 1935).
Каледин Иван Фёдорович. Радиотехник (первый работник с 1935).
Любухин Ал. Семёнович. Механик (первый работник с 1935).
Васильев Вячеслав Ал. Младший метеоролог (первый работник с 1935).
Сивоха. Метеонаблюдатель (1939).
 _20130417_206942514аа0.jpg
Целовальников Александр Сергеевич Старший механик 1-го разряда полярных станций (40-е годы) http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1446&

Зингер Евгений Максимович (27.06.1926 г.р., Москва)(40-е годы) Закончил курсы полярных радистов в Москве в 1944 г. Советский и российский полярный исследователь, автор нескольких научно-популярных книг по арктическим исследованиям. Скачать книгу "Между полюсом и Европой"
Фёдоров В.Я. Начальник станции. (1962-1975).
Столяренко Леонид Васильевич. (1939 г.р.) Начальник станции. Метеоролог-радиотехник. Образование среднее специальное ЛАУ (океанолог) (на станции с 1967).
Антипина Зинаида Васильевна. (1927 г.р.) Старший гидрометеоролог-радиотехник. В метеорологии с 1944, в Арктике с 1964, на станции с 1966 года. Образование среднеспециальное - Владивостокский метеорологический техникум.
Егоренко Пётр Николаевич. (1922 г.р.) Старший гидрометеоролог-радиотехник. В Арктике с 1964 (радио), на станции с 1966, по метеорологии с 01.02.1967 года. Образование - Московское училище связи (ВВС), подготовлен на станции.
Дроздова Нина Александровна. (1919 г.р.) Гидрометеоролог-радиотехник. В Арктике с 1944, на станции с 1957 года. Образование среднеспециальное - курсы ГУСМП.
Дроздов Прокофий Михайлович. (1912 г.р.) Гидрометеоролог-радиотехник. В Арктике с 1951, на станции с 1957 года. Образование - 8 классов, подготовлен на станции.
Борисов М. А. (1921 г.р.) Электромеханик (на станции с 1967). Образование общее среднее.
Борисова Е. Д. (1924 г.р.) Повар (на станции с 1967). Образование средне-специальное.
Никандрова Т. Г. (1944 г.р.) Наблюдатель-гидролог (на станции с 1967). Образование общее среднее.
Никандров А. И. (1940 г.р.) Инженер-гидролог (на станции с 1965). Образование высшее.
Стейнер Е. И. Старший гидрометеоролог. (1975)
Межирецкий Игорь Иванович. Начальник станции. Окончил ЛАУ в 1962 по специальности радиотехника гидрометеоролога. В Арктике работает с 1962 - (1980)г.
Быков Владимир Андреевич. Техник - гидрометеоролог - радист. Окончил ЛАУ в 1977г. По специальности в Арктике с 1977 - (1988)г.
Герасимов Александр Петрович. Радиотехник - метеонаблюдатель, гидрометеоролог. Окончил курсы полярных работников в 1979г. На станции с 1979 - (1980)г. Деловит, строг, всегда собран и энергичен.
Родионов Владимир Алексеевич. Начальник станции с февраля 1980г. Окончил ЛАУ в 1959 по специальности радиотехник-гидрометеоролог. В Арктике с 1959 - (1980)г. Полярник со стажем. Ранее они с супругой зимовали, в частности, на станции «Мыс Желания» (Новая Земля). Тактичен и доброжелателен. Умер в 1982г.
Родионова Людмила Анатольевна. Старший радиооператор, гидрометеоролог. Окончила курсы полярных работников в 1965 по специальности радиотехник-гидрометеоролог. В Арктике с 1965 -(1980)г. Душевность, такт, доброжелательность, мудрость. С 1982г. работала в Певеке в методическом отделе.
Клейменов Петр Яковлевич. Старый полярник, радист. В Арктике с 1949 года (Мыс Столбовой, Новая Земля, Валькаркай, остров Врангеля, Уэлен, Певек, Амбарчик).
Клеймёнов Виктор. Механик (1980)
Клеймёнова Людмила. Повар (1980)
Шпак Сергей Гидрометеоролог (1980)
Михайлов Слава. Старший гидрометеоролог. Окончил курсы полярных работников в 1979г. На станции с 1979 -(1980)г. Медлительный, любил хорошо покушать.
Захаров М. Е. (1985 г.р.)
Шатохин А. Ю. Начальник станции (1990)
 _20130409_1677092019аа.jpg
Салтыков Василий Осипович Начальник станции (2002) Профессиональный полярник, радист.
С 1972-го по 99-й был начальником станции Остров Четырехстолбовой.
Насонов Михаил Алексеевич. г. Алексин (2005)
Ринтытувье Наталья Сергеевна. Мыс Шмидта (2005)
Деркачев Сергей Михайлович. Механик (до 2009)
Добряков Игорь Б. Механик (до 2011)
Китов Виктор Иванович. (01.01.1952 г.р.) На станции (2005? - до 2011)
Болсоева Анастасия Владимировна. Техник-метеоролог (до 2011)
 _20130412_1510901856а.jpg
Холодков Александр
Владимирович/Викторович
(11.01.1971 г.р.)
Перешёл на станцию Танюрер
в 2011 г.
 _20130409_2042214777а.jpg
Чанкова Зинаида Владимировна
Техник-метеоролог (2008-2011)
Перевелась начальником на станцию
Бухта Провидения.
Родилась: 02.03.1958 г.р. с. База, Аскизского р.,
Хакасская АО.

История метеостанции (из техдела ГМ-1):
 Амбарчик Конкурс ТДС.jpg
В 1935 г в Амбарчике была открыта важнейшая для наблюдения за данным регионом Арктики гидрометеостанция. Сначала она была организована на мысе Медвежьем и наблюдения были начаты 4 октября этого же года.
В 1939 году 17 сентября товарищем Сивохиным полярная станция была перенесена в бухту "Амбарчик" на территорию бывшего порта. Метеокабинет с 1939 года по 31/8 1958 года находился в помещении в 60 метрах на восток от метеоплощадки.
С 1958 года метеокабинет был перенесён в радиорубку.
В 1974 году построили новый служебно-жилой дом, в 240 метрах к востоку от метеоплощадки. Два бывших жилых дома и старая радиорубка заброшены.
Перерывов в наблюдениях со дня основания станции не было.
С 01.07.1970 наблюдения над видимостью выполняются по прибору СМ-53А (комплексный метод) и М-71.
С 01.01.1975 наблюдения над ветром выполняются по анеморумбометру (М-63М).
С 26.03.1978 наблюдения над высотой нижней границы облаков производятся по прибору "ИВО".
С 20.04.1994 отменены агрометеонаблюдения.
В 2007 году Амбарчик вошёл в список "Лучших ТДС Росгидромета 2006/2007 г." и был награждён памятным кубком и грамотой.
В 2012 году на полярной станции Амбарчик была установлена новая полуавтоматическая станция АМК.

 _20130801_2010226059.png
Мыс Медвежий Из архивных документов РГАЭ:
Материалы по истории п/ст «Мыс Медвежий» (Научно-тех. отчёты, акты) 1935-39гг. (ф. 9570, оп. 2, д. 3201, 39л.)
Л. 26. Отчёт старшего метеоролога п/ст «Мыс Медвежий» Королёва об организации и деятельности м/ст за 1935-38гг.
1935-36гг. Общая часть.
П/ст в устье р. Колыма была намечена к организации в навигацию 1935г.
Специальной комиссией Главсевморпути местом строительства станции был намечен Мыс Медвежий вблизи астрономического пункта, координаты 69,40,05N и 162,22.
Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1476&

 Амбарчик Крест.jpg
Старый крест
Юрий Прокофьев (Поход по реке Колыма на самодельном плоту 2012 г.): Свой поход путешественник посвятил памяти жертв политических репрессий 30-50 гг.
… больше журнал я не заполнял, путь от Черского был очень тяжелым и мне было не до него. Недалеко от Курьишки восстановил покосившийся поклонный крест и отказался от установки поклонного креста, ради чего и пошел на Колыму, но мне еще надо было помолиться за души умерших во время репрессий 30-50-х годов по 58 статье и я шел в Амбарчик. В Амбарчике все исполнил, что намечал и не без приключений вернулся в Черский на плоту, который ни разу меня не подвел за время путешествия. Надо сказать что без помощи людей встреченных на моем пути, было бы гораздо сложнее осуществить намеченное. Это рыбаки и охотники, в первую очередь предлагающие помощь, работники Полярной станции, для которых подвиг это просто работа.
Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1502&

 __-2010____20130424_1534684001.jpg
Экспедиция на станции Русская механика 2011 г.:
А вот и знаменитая полярная станция Амбарчик, где постоянно живут и работают метеорологи — начальник Дмитрий Рожков и его подчиненные Александр и Олег. Там царит сугубый патриархат (женщины за стол, к сожалению, с нами не садятся). Порядок присутствует. Станция функционирует. Быт налажен. Теплый прием в «кают-компании», рассказы о буднях полярников, ветрах и морозах, научных наблюдениях, охоте и рыбалке. За полночь отправились фотографировать местное кладбище (благо на Север пришли белые ночи). Во времена ГУЛАГа в верховьях Колымы был большой пересыльный пункт для заключенных. Отсюда их отправляли по лагерям, за исключением тех, кто навсегда оставался на кладбище у полярной станции Амбарчик…
По классификации гидрометслужбы, станции присвоен статус труднодоступной - ТДС. Выбраться отсюда можно либо вертолетом, либо с колонной тяжелых машин, либо как мы, на снегоходах. Труд полярников здесь оплачивается особо. Удаленность от мира все-таки кое-что значит. Гости вроде нас сюда заглядывают крайне редко, поэтому каждую встречу полярники запоминают надолго. Мы ее, видимо, тоже не забудем… Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1461&

 _20130410_1963209940.jpg
Купание в Северном-Ледовитом
Экспедиция «Шинтоп Трофи-2010. От Тихого до Ледовитого» : Через 11 часов на горизонте появилась бухта Амбарчик, чуть позже показалась и полярная метеостанция. Встретить поздних гостей вышли к берегу лично начальник Дмитрий Рожков и механик Олег Корявченко. Хозяева Амбарчика в этот день побили своеобразный рекорд – у них побывали столько гостей, сколько в иной год не всегда появлялись, а зимой у них вообще не бывает посетителей. С утра к ним прибежали дети оленеводов КРО «Нутендли», прикочевавшие на пару дней к берегу моря. В полдень сотрудники полярной метеостанции принимали группу американских студентов и преподавателей с Сергеем и Никитой Зимовыми с научной станции, а вечером – участников экспедиции. И все гости окунались в воды Северного Ледовитого океана. Самыми шумными в этом деле оказались, конечно же, изумлённые американцы, не ожидавшие такого подарка, как купание в водах Северного Ледовитого. Впрочем, как и экстремалы-автолюбители.
Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1453&

 Амбарчик Станция.jpg
Лыжники в гостях у метеорологов
Бухта Амбарчик
Медвежка. ГУЛАГ (Лыжный экстрим-поход 2009 г.): Вера с Любовью были на Амбарчике раньше, куда добирались водным путем, меня же доставлял воздушный транспорт, а в 2007 году мы прошли на лыжах от Краснушки до Мыса Сухарный, откуда до Амбарчика всего один день пути на своих двоих. Этой весной, проходя и проезжая мимо тех мест, где мы втроем шли под ярко-синим небом в сиянии солнечных лучей, душу звенящей радостью захлестывал детский восторг. Вспоминается Кабачково, Крутая Дресва, Аспидная, остров Михайловский, Шалаурово, Курьишка, Каменная Колыма с огромными створами, четкие волчьи следы, бездна черного льда под ногами. Когда вернулись домой, с нами осталось сожаление о том, что мы, дойдя до побережья моря, не успели пройти до границы Чукотки, и еще о том, что непогода не позволила дойти до стойбища оленеводов и увидеть оленят, появляющихся на свет в весенние месяцы. Этой весной всё это мы сделали! Весной 2009 года с лихвой исполнилась наша давняя мечта – дойти до крайней северо-восточной точки Нижнеколымского района непременно на лыжах. Остались позади километры дороги в самом сердце Арктики по маршруту Черский – Краснушка – Седловина – Лесная Вилка – заимка Курьишка – Мыс Сухарный – Амбарчик – Мыс Медвежий – Мыс Большой Баранов. Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1788&

 Амбарчик Дом.jpg
Здание метеостанции
Из книги Александра Бурмистрова "Чукотка Inside": Довольно большой дом полярной станции располагается на возвышении в нескольких сотнях метров от берега бухты. В центре его – деревянная лестница, крыльцо. Внутри здания – длинный сквозной коридор: налево – жилые комнаты, направо – кухня, кают-компания, рабочие помещения. За зданием располагались дизельная, питающая станцию электричеством, склады и гараж, где стоял гусеничный трактор. в 1984 году, в полярную ночь, эти хозпостройки сгорели. На станции не стало ни дизеля, ни трактора. Полярникам пришлось очень туго.
Амбарчик для капризного устья Колымы был очень важной гидрометеостанцией, играющей особую роль в навигационном обеспечении. Здесь в навигацию устанавливался мариограф, постоянно фиксирующий уровень моря. А в навигацию значения уровня передавались в эфир каждый час. Прибор был установлен на пирсе, оставшемся с лагерных времён. Кроме уровенных, на станции осуществлялся целый комплекс других гидрологических, метеорологических и агрометеорологических наблюдений. Полярники отбирали пробы воды для определения загрязнения нефтепродуктами. Планировалось строительство здесь ионосферной станции.
Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1512&

 _20130409_1677092019.jpg
В радиорубке нач. п.ст
Салтыков и Юрий Заруба
Записки Юрия Зарубы. Из книги полярного путешественника Игоря Смилевеца «Дороги к белым горизонтам» (Экспедиция "Полярное кольцо" 2002 г.): Несколько недель как на станции вышел из строя и не работает дизель - повело фундамент опоры. Дизель - это сердце "полярки", электричество - свет и тепло. Жизнь сейчас теплится вокруг печки на кухне. Дизель частями переносят на новое место старой "полярки" - механик в надежде дать полную жизнь до прилета подмоги из Певека. Аварийная HONDA тоже "не пашет" - полетел 5,5 кВт генератор. Получается, трое полярников были без радиосвязи, без сигнала тревоги и мы случайно на помощь по связи пришли. Узнав, что наша цель на Чукотке, и мы туда едем, начальник пишет отчет в Чукотгидромет, вместе с нами передает целый ящик оригиналов метеосводок за апрель месяц. Последние майские сводки, аварийные вести - все тоже доставим в Певек через неделю, сохранив заметно бюджет метеослужбы: час полета спецрейсом "борт" стоит за 1000 "зеленых", не зная здешней погоды дело и вовсе рискованное. Отсюда выбраться можно, по сути, случайно - ТДС, трудно доступная станция. Может судно пройдет или санрейс вертолета, иль на оленях бывает оказия. Сейчас же нас просят по доверенности получить некую сумму, зайти в узел связи и домой позвонить в Украину. Сказать, что, наверное, в отпуск осенью случится в этом году доехать до дому. Узнав цель и сложности связи, достаю свой портативный GlobalStar из кармана, просто звоним домой, сигнал на спутник летит.: А далее что-то похожее я видел в кино "Кин-дза-дза": "Алло! Здравствуй Люся! Это Витя:"...Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1512&

 _20130729_1525928656.jpg
Штемпели
Из воспоминаний Евгения Петровича Сашенкова. На почтовых трактах Севера: Итак, уже с середины 50-х годов Амбарчик — это история... Мне довелось побывать здесь весной 1979 г. Все население этого не очень уютного и давно оставленного людьми места составляли восемь зимовщиков полярной станции «Бухта Амбарчик». На горе стоит лишь один обитаемый дом, а кругом — десятка полтора рубленых обветшалых строений. Начальник полярной станции показал по самую крышу занесенный снегом домик: в нем когда-то была почта. Недолго отстукивал своим штемпелем исходящую корреспонденцию местный почтовый служащий. С ликвидацией отделения связи в Амбарчике не отпала необходимость в почте. Она была нужна зимовщикам полярной станции, причем немалую часть корреспонденции занимали ответы филателистам, ничего не знавшим о переменах и продолжавшим адресоваться на Амбарчик… Вся переписка шла через ближайшую почту в селении Михалкино в устье Колымы, просуществовавшую до 8 декабря 1974 г. Оттуда дважды в месяц прилетал биплан Ан-2, садился на лед бухты и производил обмен почтой. Приходил оттуда иногда и вездеход — от Михалкино по вездеходному пути всего 38 км. А летом почта доставлялась в Амбарчик иначе: самолет производил операцию доставки «на сброс», иногда по Колыме приходил почтовый катер из Черского.

 _20130729_1603558991.jpg
Гидрограф Норд Колымской
гидробазы
Из воспоминаний лётчика: Довелось побывать на Амбарчике в 1982 году летом. Работал на гидрографе "Норд" Колымской гидробазы.
На баре Колымы, в бухте Амбарчик несли лоцманскую вахту, почти 4 месяца. Частенько бывали на метеостанции - меняли фильмы и просто развеяться и поболтать с приятными людьми. Там работало тогда 3 человека: начальник станции с супругой и радист. Смешно было читать письма в Амбарчик : "Работаю водителем троллейбуса, нет ли в Амбарчике работы для меня....":) Почта прилетала на самолете, мы ее забирали своей моторкой и передавали на станцию.
Памятный знак полярникам был под нашей опекой - мелкий ремонт и покраска...

 _20130417_2069425140.jpg
Целовальников
Из воспоминаний Целовальникова Александра Сергеевича:
 _20130418_1032866169.jpg

Начинал радистом, потом начальником узловой радиостанции, под конец своей работы на Севере был начальником порта. Был на Диксоне, мысе Челюскина, Маточкином Шаре. Работал на полярных станциях Рау-Чуа, Амбарчик. Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина".
Всю войну проработал на Севере без смены - так складывалась ледовая и военная обстановка. Первый раз встретился с немцами, когда на метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов у нас хватало. Обе резиновые десантные лодки потопили, ПЛ не могла подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, Ледокол Красин - дома у нас были из толстого плавника. В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму прожили в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.
 _20130812_1627725424.jpg

Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1446&

 Амбарчик Памятник Лукасу.jpg
История посёлка:
История Амбарчика тесно переплетается с историей освоения Арктики. Судьбе было угодно, чтобы это место стало впоследствии географической знаменитостью. Да и у
 Маяк Амбарчик.jpg
истории ему славы не занимать: лет 350 назад в этих местах проходили казаки Семена Дежнева, а через сотню лет заходил с моря на боте в Колыму Дмитрий Лаптев... В 1909 году в этих местах работала экспедиция полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Тогда ожидался приход пароходов из Владивостока в устье Колымы, и нужно было найти фарватер. Недалеко от Амбарчика находилось зимовье - несколько полуразрушенных амбаров, в которых зимовала в 1739-1740 году команда Дмитрия Яковлевича Лаптева (Великая Северная экспедиция). Может быть, от них и произошло название – Амбарчик. На прибрежном обрыве (ныне мыс Лаптева) моряки сложили из бревен плавника четырехгранный маяк высотой 7 сажен в 55 рядов. За 170 лет фарватер переместился, а маяк остался как исторический памятник. Он простоял 200 лет. В конце 30-х годов нашего века маяк сгорел. Табличка на памятнике Луксу Полуразрушенные стены домов в то время еще стояли, местные жители называли их «казармами Лаптева». Нижние венцы бревенчатой кладки этих строений сохранились и поныне.
На берегу бухты Амбарчик, где сейчас находится полярная станция, Седов разбил свой лагерь. Экспедиция выполнила огромный объём работ по промеру глубин в устье Колымы. Был найден фарватер, которым пользуются и ныне. В 1977 году в честь гидрографической экспедиции Седова на скалистом островке вблизи мыса Столбовой был установлен памятный знак Роза Ветров – металлическое сооружение высотой около трёх метров. Этот знак хорошо виден с проходящих мимо судов, которые в память о седовской экспедиции подают длинный гудок.
 Амбарчик Памятник.jpg
В начале 30-х годов на Колыме и Чукотке работала этнографическая экспедиция под руководством
 _20130424_1060941872.jpg
члена комитета народов Севера при Президиуме ВЦИК Карла Яновича Лукса. Его экспедиция должна была проделать большую работу на местах, выявить специфические особенности жизни и трудовой деятельности местных народностей. Лукс трагически погиб в Амбарчике. Экспедиция была закончена уже без него. На могиле Лукса сооружён памятник-обелиск с пятиконечной звездой. Надпись на нём гласит: «От благодарных потомков – комсомольцев Нижнеколымского района».
И вот, в середине 30-х годов, путешественники уверовали в возможность плавать вдоль этих суровых берегов по Северному морскому пути. Очередь Амбчика пришла, как только Сибирь стала доступной по Колыме с севера, с Восточно-Сибирского моря. Река оказалась слишком мелкой для прохода океанских судов, и тогда потребовался перевалочный пункт. Так Седов вспомнили об Амбарчике, находившемся как раз на стыке морских и речных путей.
Когда-то в бухте Амбарчик действительно был крупный торговый порт - это был первый порт Восточно-Сибирского моря (полярная станция была открыта почти одновременно с ним – в 1935 году), а в посёлке во время навигации жило несколько тысяч человек. Но это был не просто посёлок, а огромный лагерь, входящий в систему «Дальстроя» «архипелага ГУЛАГ». В Амбарчике, в частности, находился пересыльный лагерь политических и уголовных ссыльных, откуда они доставлялись в места постоянного заключения по бассейнам северных рек.
Строительство порта в бухте Амбарчик началось в 1932 году. Первыми строителями были бывшие крестьяне-кулаки и прочие «враги народа», которых доставил из Владивостока караван судов так называемой Северо-Восточной Колымской экспедиции.
На обратном пути из-за тяжёлой ледовой обстановки суда вынуждены были зазимовать у мыса Певек в Чаунской губе. Для строителей Амбарчика это оказался счастливый случай. Дело в том, что в разгар зимы три четверти населения Амбарчика заболели цингой. Остановились все строительные работы. Местный молодой врач был не в силах справиться с этим бедствием.
 Старокадимский.jpg
Старшим врачом экспедиции был Леонид Михайлович Старокадомский, уроженец Саратова. Ему тогда было 57 лет. Несмотря на свой возраст и мороз, он совершал, легко одевшись, дальние прогулки и никогда ничем не болел. Зимовщики всякий раз с удивлением взирали на его подвижную фигуру с повисшей как плеть искусственной рукой. Он потерял её ещё в детстве. Однако это ему не помешало окончить Военно-медицинскую академию в Петербурге и пойти в 1913 году в экспедицию вместе с известным полярным исследователем Борисом Вилькицким, командовавшим транспортами «Таймыр» и «Вайгач». Именно эта экспедиция открыла и описала восточные берега тогда ещё не известного архипелага Северная Земля. В проливе Вилькицкого есть остров, открытый военврачом Старокадомским и названным в его честь.
Когда Старокадомский узнал, что Амбарчику грозит беда, он вызвался лично поехать за 600 километров по морскому берегу на собаках, чтобы выручить людей.
Ещё во Владивостоке доктор добился, чтобы в зимовочный запас были включены сухие ягоды. Теперь они пригодились как никогда. Собираясь в дальний путь, Старокадомский взял с собой свой неизменный чемодан с докторскими инструментами и два пуда сухой чёрной смородины.
На пути из Певека до устья Колымы в то время практически не было ни одного жилья. Остались лишь кое-где стены старых поварен, построенных ещё русскими купцами, торговавшими на Севере. Эти поварни не раз спасали доктора и его каюра-чукчу от лютых ветров.
На 12-е сутки нарты прибыли в Амбарчик. Едва отогревшись, Старокадомский пошёл в барак, где лежали больные. Они смотрели на него, как на Бога… Несчастных людей перевели на кисель из смородины, и они быстро пошли на поправку. Когда через месяц доктор уезжал из Амбарчика, провожать его вышли абсолютно все. А его возвращение в Певек было триумфальным. Чукчи стали говорить о нём как о великом шамане.
Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА: РАЗГРУЗКА СУДОВ ЭКСПЕДИЦИИ В 1933 Г. В Б/Х АМБАРЧИК (УСТЬЕ КОЛЫМЫ ) http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/razgkol2.html Построенные в Амбарчике причалы допускали в малую воду подход к ним только речных судов с осадкой не более 1,5 метра. Для других все грузовые операции осуществлялись на открытом всем ветрам рейде, расположенном более чем в 10 милях от бухты. Уголь для судов доставлялся на речных судах по реке Колыма.
Через три года морской грузовой пароход «Рабочий» первым в истории освоения Арктики доставил грузы на Колыму из Архангельска, то есть с запада. Разгрузился пароход в новом порту Амбарчика (он привёз, в частности, паровозы-«кукушки» для Зырянских каменно-угольных месторождений). Затем груз приняли речники Лено-Колымской экспедиции, и суда потянулись вверх по Колыме.
В то время в Амбарчике были построены пирсы, складские помещения, бараки, карцеры и т. п. Всё это было окружено километрами колючей проволоки. Она до сих пор встречается здесь везде. Кругом мрачные развалины - места, где жили, страдали и умирали люди, нагромождения железяк и камней, бочек и брёвен, деревянный причал (когда-то их было три).
 Крест Амбкарчика.jpg
Амбарчик начал строился как поселок вольнонаемных при ОЛП "Амбарчик". Обслуживал одноименный
sedov.jpg
порт, через который в отдельные годы проходило по 200-300 тысяч зэков. Летом заключённые работали, в основном, на разгрузке речных и морских судов. В Амбарчике находились вместе политические и уголовники. Последних лагерная администрация считала "социально близкими". По данным госархива Магаданской области, на 1 ноября 1948 года в Амбарчике в пересыльном пункте находилось 123 человека, в отдельном лагерном пункте № 3 – 778 человек, и ещё в посёлке проживало 355 ссыльных – то есть всего 1256 зеков. О численности гражданского населения информации нет.
Памятник жертвам репрессий Условия здесь были очень тяжёлые, а точное количество людей, прошедших через этот лагерь, неизвестно до сих пор. Потомки не забыли всего здесь случившегося, и в 1993 году на месте лагеря был установлен крест со стилизованным изображением барака и табличкой "Жертвам политических репрессий 1932-1954 годов от жителей Нижней Колымы. 1993 год". Памятник находится на возвышении за полярной станцией. Дальше в тундре - могилы заключенных пересыльного лагеря, сохранились столбики с номерами, проржавевшие памятники со звёздочками. На многих – дыры от пуль, в том числе и на звёздочках. Кое-где хорошо сохранились надписи, по которым можно было узнать, что на этом кладбище похоронены, в частности, моряки и даже дети. Система ГУЛАГа распалась вскоре после смерти Сталина, а вместе с нею распался и сложившийся на Колыме лагерный уклад хозяйствования. Началась реабилитация, многие получили чистые паспорта и поспешили в более любезные земли. Край стал обезлюживаться, маленькие городки и селения, где жили вольные и семьи офицеров НКВД, были заброшены, как только закрылись лагеря. Амбарчик был важным пунктом освоения Советской Арктики. Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Обеспечивал патрульные полеты Мазурука на "Каталине". Возможно, порт здесь действовал бы и поныне, но из-за небольших глубин оказалось целесообразнее перенести его в нижнее течение Колымы на Зелёный мыс рядом с посёлком Черский. Там к тому же не было штормов. После перевода порта Амбарчик опустел. До недавнего времени Амбарчик можно было найти даже на самых мелкомасштабных картах. На них, порой, не было крупных городов, но Амбарчик был. Это очень большая честь для населённого пункта, где живут и работают менее десятка человек. И сегодня еще мы находим на карте — там, где Колыма встречается с океаном,— маленький кружочек с названием Амбарчик. И до чего же все-таки сильна инерция, если даже в современном научном труде «География транспорта СССР», рекомендованном в качестве учебника для студентов и аспирантов географических факультетов университетов и экономических вузов, можно прочитать: важным портом в Восточно-Сибирском море является Амбарчик (108). Мало того, туда нередко приходили письма с «материка» с просьбой принять на работу в порт или в другую какую-нибудь организацию. Такие письма забавляли полярников, потому что здесь находилась только гидрометеостанция.

 Причалы Амбарчика.jpg
Из архивных документов РГАЭ. Полярная станция «Бухта Амбарчик» и порт Дальстроя (Адольф Милованов): По-моему очень интересный, познавательный исторический документальный материал об Амбарчике я нашёл в РГАЭ. Не каждый имеет возможность работать в архиве, поэтому я с удовольствием то, что выписал. Не согласен с теми авторами, которые ассоциируют Амбарчик только с ГУЛАГом. Да, там был лагерь с заключёнными, но были и вольнонаёмные. Да, там перегружали уголь, прибывший из Зырянки на морские суда, но, во-первых, не только уголь а и прибывший разнообразный другой груз с морских судов, а во-вторых, всё это предназначалось не столько, для других лагерей, а в первую очередь для жизнеобеспечения и развития обширного Колымо-Индигирского бассейна и восточной Чукотки. Читать подробнее http://www.chukotmeteo.org/index.php?op ... e&id=1472&

 Мст Амбарчик.jpg
Метеостанция Амбарчик
 Мс Амбарчика.jpg
Метеостанция Амбарчик

Погода Чукотки © 2009 Все права защищены.
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение slava_zz » 26 Октябрь 2013 21:11

на фото самолета на поплавках- подпись "гидрограф Норд"

воспоминания Целовальникова- нападение немцев было не на Амбарчик :) лодка (мыс Желания? Стерлигова?) и тут же он переходит к Шееру на Диксоне...
а то мы опять найдем немецкие базы в устье Колымы и Анадыря - на радость последователям Ковалева :)

200-300 тысяч зэков наверное не прошло через Амбарчик за всю его историю- не то что за год
slava_zz
 
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Амбарчик (Бухта Амбарчик)

Сообщение Василий Гоголев » 28 Октябрь 2013 06:07

Статья Александра Павлова в свежем номере газеты "Якутия":

Курс — Амбарчик…

Собирая в путешествии по Колыме материалы для путеводителя, я никак не мог пройти мимо Амбарчика. Первые строения появились здесь в 1740 году во время зимовки экспедиции Дмитрия Лаптева. Сами экспедиционеры перебрались в Нижнеколымск, а бот экспедиции зимовал в Амбарчике, так как льды не дали подняться выше. Потом здесь же была ещё одна зимовка «Иркуцка», базировался отряд Шалаурова, в общем, место понемногу обустраивалось.

Происхождение собственно названия приписывают полярному исследователю Георгию Седову — в 1910 году сюда должны были подойти пароходы «Таймыр» и «Вайгач», а в 1911 году — грузовой пароход.
Так вот, Седову докладывают: «Георгий Яковлевич, на берегу амбар!» Тот сходил, посмотрел и заявил: «Да это не амбар, а амбарчик!» Естественно, домик все стали после этого звать амбарчиком. Так он и был положен на карту.
Пароход Добровольного флота «Колыма» (бывший «Проспер», купленный у норвежцев) совершил свой исторический рейс в 1911 году — на одноименную реку был доставлен паровой катер «Товарищ», 100 тонн грузов. Если бы эти рейсы не начались, край бы освоили американцы и японцы. Прервавшиеся в годы гражданской войны колымские рейсы были возобновлены в 1923 году. И опять нам пришлось вытеснять отсюда американцев.

«Дальстрой» всё построил...
В 1932 году началось! С запада на восток пошёл пароход «Сибиряков» с задачей пройти СМП в одну навигацию. С Лены он забрал два колесных парохода — «Якут» и «Партизан». Между прочим, у устья Колымы к приходу «Сибирякова» скопилась целая флотилия грузовых судов, пришедших с востока: «Зиновьев», «Красный партизан», «Сучан», «Север», «Микоян», шхуна «Чукотка». На каждом пароходе находились работники НКВД, на судах прибыли и первые партии заключенных, около 1500 человек. Сначала под конвоем сошли на берег зеки, затем начали выгружать палатки, продукты. Была штормовая погода, рейдовый катер опрокинулся, но люди выбрались на берег. Из плавника строили причалы, чтобы выгружать технику и продовольствие на берег. В 32-м сделать это так и не смогли, хотя объём доставленных грузов составил почти 5000 т. В самом Амбарчике уже были фактория и несколько палаток, участники экспедиции Наркомвода обследовали берег, нанесли на карту будущий морской порт.
Конечно, место для нового Усть-Колымского порта было неудачным — открытое ветрам, постоянное волнение, небольшие глубины, но он работал, особенно интенсивно в годы войны, когда шло обеспечение авиатрассы Аляска — Сибирь… В 30-е годы здесь даже паровозы выгружали.
Но всё равно в 1960 году порт пришлось переносить в Нижние Кресты, на 120 километров выше по Колыме.

«Знобит от рассказа дотошного...»
Мне довольно часто в начале путешествия на Колыму говорили: «Про неё уже писано-переписано, она изучена вдоль и поперек». Отчасти это так, но сколько интересного всплывает и всплывает… Юрий Николаевич Юдин,
казачий атаман, с удовольствием, с «оттяжечкой», рассказывал мне о походе, который он и ещё несколько среднеколымских казаков предприняли до Амбарчика и в старинное русское поселение на Колыме Походск: «Галина Соломахо, являясь урожденной походчанкой, мечтала побывать на родной земле вместе с супругом, для меня этот поход начался еще раньше, лет 10 назад, когда и зародилась эта идея — пройти по пути первопроходцев, а также отдать дань памяти и уважения жертвам ГУЛАГа.
Мы в сопровождении товарища атамана нижнеколымских казаков Виталия Соковикова, Николая Склярова, охотинспектора Юрия Налетова и старшего вахмистра, инспектора ГИМС Евгения Бережнова прибыли к устью Колымы — исполнил я свою мечту, побывал на Амбарчике.
Капризы погоды, крутые волны — испытание для настоящих мужчин, которое мы смогли преодолеть. Возможно, сами того не осознавая до конца, мы совершили еще один исторически значимый поступок — впервые потомки среднеколымских казаков ступили на эту землю, поклонились кресту, помянули жертв, невинно убиенных в годы страшных репрессий. К сожалению, теперь уже на кладбищенских крестах в Амбарчике трудно что-либо разобрать — «консервные таблички» сгнили — влажный морской климат тому виной».
Для Юрия Николаевича эта поездка оказалась очень и очень волнительной. Много рассказывал о своей экспедиции в Амбарчик журналист Алексей Курило — Интернет полон его фотографий. Мы с ним разговаривали о происхождении бочек с немецкой символикой. Я занимался этим вопросом и вот что выяснил: в 1946 году с Балтики на Сахалин прошли «Подольск», «Чита» и «Ярославль» — бывшие немецкие пароходы типа «Ганза». Их строили для Германии в нескольких странах, тоже «на один рейс», но если американцы построили за войну более 1200 «либерти», то немцы смогли только 250 единиц, 13 из которых достались СССР по репарациям (компенсация военных затрат). Три этих «немца» стали первыми грузовыми судами вновь созданного Сахалинского морского пароходства. Вот они-то из Германии и доставили на Колыму трофейное горючее в бочках, прямо из складов «Кригсмарине», после чего ушли на восток.

«Дальше нельзя, надо поворачивать...»
По пути нам встретился гидрографический «Иней» — он снимал буи с фарватера. Зная, что должны прийти на Колыму с Лены ещё и «Капитан Богатырев», и «Вадим Тюрнев» со стройматериалами для школы, я немного удивился. Потом мне сказали (это одна из версий), что гидробаза сделала это назло — дескать, ленские речники не пользуются услугами лоцманов, так вот вам — снимем буи… На самом деле это неприятно и может грозить большой аварией — несмотря на море воды, здесь множество отмелей.
Ровно работает «Ямаха», лодка идет ровно, хотя трясёт её довольно сильно. Увы, в самом Амбарчике побывать мне так и не довелось — ниже Михалкино, за косой Шалаурова река раздаётся, превратившись в настоящее море. Началось то, о чём предупреждал меня глава района Иван Павлович Суздалов — ухудшение погоды. Сильный ветер поднял крутую волну, лодку — обычный «Крым» — начало бить. Надо было возвращаться. Мыс Столбовой, за которым скрывался Амбарчик, бухта Трояна были совсем близко…
Мне оставалось только сказать «Прощай», и мы взяли курс на Зелёный Мыс. Отсюда ветер был попутный.

Мысли напоследок
В этом году событиям 1938 года исполняется 75 лет. Своеобразный юбилей. У меня такое ощущение, что если бы не было ГУЛАГа, огромному количеству журналистов не о чем было бы писать. Сегодня уже практически не осталось тех, кто «сидел» в те времена, а стонет и скрежещет зубами молодое поколение, которое с трудом представляет себе условия, вызовы, политическую обстановку и жизнь того времени.
Когда говоришь — в Америке сегодня в тюрьмах более 2 миллионов человек, это почему-то никого не впечатляет. А точно такая же цифра на 1953 год по СССР всех шокирует. В общем, есть над чем подумать. Эти мысли возникали постоянно во время путешествия по Колыме — о хаосе в оценках нашей недавней истории. Почему бы не превратить тот период в «дело доблести, геройства и славы»?
Смотрю на фотографии Амбарчика. По количеству могил можно пересчитать количество умерших. Колючая проволока — почему обязательно это «зона»? Скорее всего, склады — ведь это была перевалочная база.
Если уж место стало знаменитым, необходимо очистить территорию от мусора, остатков строений, привести всё в порядок, восстановить кладбище. Вот тогда мы докажем, что это место нам памятно, что те, кто навсегда остались здесь, не забыты.

Газета "Якутия" № 199 от 25 октября 2013 г.
Василий Гоголев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 20 Май 2008 10:28

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение slava_zz » 28 Октябрь 2013 11:43

насчет сурового Дальстроя и разгрузки под конвоем. Год-1932, а не 37 :) :
"Кадры КИУРТ'а оказались недисциплинированными, недостаточно опытными и вовсе неприспособленными для работы в условиях рейдовой стоянки судов под выгрузкой и в б/х Амбарчик.
Тенденция руководства КИУРТ'а, проводившиеся им в начале разгрузки судов и выразившиеся в намерении и практике самостоятельного и не согласованного с Экспедицией распоряжения плавсредствами, гл. обр. паровыми катерами и др. судами (Ленин, Якут, Партизан) временами нарушала необходимое течение работ по разгрузке судов; высадке пассажиров ..
."

viewtopic.php?f=52&t=2028&start=12

неоднократно в сети встречал, что экспедиция Наркомвода доставила в Амбарчик в 1932 - 1500 з/к
но источника не видел
в "Отчете..." Бочека:
Таким образом, на судах Экспедиции имелось технических, продовольственных и снабженческих грузов 11063 тонны, пассажиров 868 чел. и личного состава Экспедиции 330 чел.
viewtopic.php?f=52&t=2028&start=4#p15716
"Перевезено на судах и доставлено в Колыму пассажиров 610 чел. (всего по выходе из Владивостока имелось 860 чел, причем 250 чел. из этого количества, главным образом женщин, детей, рабочих КИУРТ'а и баржестроителей – были отправлены обратно во Владивосток на б/х Лаврентия из р-на Полярного Моря на п/х "Лозовский", "Л.Шмидт" и "Колыма"."
viewtopic.php?f=52&t=2028&start=13
эти 610- наверняка не все пассажиры Дальстстроя, Груз был -Дальстрой, КИУРТ, Якутпушнина, Комсеверпуть, Оленеводтрест, Интегралсоюз, АКО.
среди дальстроевских- была ли охрана - упоминаний нет
то есть число з/к- если это з/к, а не колонисты- ссыльные- вольнонаемные дальстроевцы- может быть и 500 и меньше
есть где-то документ по составу пассажиров, а не байки?

через год, навигация 1933, ( разгрузка остатков, которые не успели в 1932):

[i]Но, предполагая, что суда Экспедиции задержатся в пути, хотя имелись телеграммы о нашем нормальном продвижении, имея необходимость снабжения Нижнее и Средне-Колымска, Дальстрой отправил вверх по р. Колыме 2 баржи по 250 тонн и "Тунгуску" в 100 тонн с 200 НР катерами, которые ожидались прибытием Амбарчик 25-27 июля. Рабочей силы Дальстрой мог предоставить вместо 150 ч. только 36 чел. Остальные люди были больны цингой и вывезены на Сухарный, часть же ушла с баржами для сопровождения груза. Представители Дальстроя рассчитывали, что наши суда придут вместе с судами СЕРГИЕВСКОГО, где на "Хабаровске" имелось достаточное количество рабочих Дальстроя.[/i]
то есть на Амбарчике- должно быть 150 грузчиков Дальстроя, фактически 36- остальные рассосались
с учетом приезда зимой доктора Старокадомского- его направили с Певека по случаю цинги- вряд ли там уморили за зиму 310 чел...Хотели бы уморить- не посылали бы доктора 57 лет на собаках

В дальнейшем до прихода п/х "Хабаровск" и имевшихся на его борту 100 чел. рабочих Дальстроя, экипажи п/х п/х "Анадырь", "Микоян" и даже "Север" неоднократно бросались на помощь берегу.
viewtopic.php?f=52&t=2028&start=20
то есть в навигацию 1933 привезли 100 "рабочих Дальстроя" на Хабаровске, 12- на Крестьянке
можно предполагать- что в 1932- привезли те самые 150 чел, и уж точно не 1500...
ИМХО это были расконвоированные или ссыльные- на которых хватало того самого уполномоченного Дальстроя Шифрина с парой помошников
технически высадить на ПУСТОЙ берег 500 з/к с конвоем и сразу начать постройку лагеря, причалов и разгрузку- ИМХО фантастика

после приезда в 1933- этих 112 чел- и имевшихся в Амбарчике 34- берег перестал сдерживать разгрузку- то есть больше людей в Амбарчике и не нужно
за зиму 32/33 гг- эти же 150 построили причалы
1939г- барак рабочих- один
1946- "В непосредственном соседстве с п/ст находится порт с контингентом рабочих до 150 человек."
единственное упоминание на большую численность-
По данным госархива Магаданской области, на 1 ноября 1948 года в Амбарчике в пересыльном пункте находилось 123 человека, в отдельном лагерном пункте № 3 – 778 человек, и ещё в посёлке проживало 355 ссыльных – то есть всего 1256 зеков. О численности гражданского населения информации нет.
источник не указан
slava_zz
 
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Иванов Вячеслав » 20 Апрель 2014 19:48

Скажите пожалуйста, кто работал на полярной станции Амбарчик в период между 1990 и 2000 годами? С уважением, Вячеслав.
Аватара пользователя
Иванов Вячеслав
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 29 Декабрь 2013 20:14
Откуда: Новосибирск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Иванов Вячеслав » 20 Апрель 2014 19:57

В статье одного из авторов я натолкнулся на момент, вызвавший у меня недоумение - каким образом Василий Салтыков был начальником Четырёхстолбового с 1972 по 1999 годы, когда во первых эта полярная станция закрыта в 1996 году, а во вторых Валера Тишкин руководил ей до конца 1993 года (когда мы уехали с ним на материк), с середины восьмидесятых... Простите, конечно, но нелепость какая-то...
Последний раз редактировалось Иванов Вячеслав 20 Апрель 2014 20:22, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Иванов Вячеслав
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 29 Декабрь 2013 20:14
Откуда: Новосибирск

Бухта Амбарчик (Амбарчик)

Сообщение Инспектор » 20 Апрель 2014 20:19

Эта информация взята из сайта Чукотского УГМС (Певек). Где они ее взяли, нужно спросить.... Сайт, правда, сейчас не работает???
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 779
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Пред.След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения