Бухта Тихая

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бухта Тихая

Сообщение fisch1 » 21 Февраль 2016 18:32

Исторические находки сделаны на островах Земли Франца-Иосифа
 Бухта Тихая, панорама станции. 2015 г. Фото - Евгений Ермолов.JPG

 Вездеход НАТИ-3. Остров Рудольфа, ЗФИ. Фото - Евгений Ермолов.jpg
 Один из обнаруженных на острове Гукера самолётов По-2. Фото - Евгений Ермолов.jpg

В полевом сезоне 2015 года научными сотрудниками национального парка «Русская Арктика» было сделано несколько исторических находок на архипелаге Земля Франца-Иосифа.
В ходе экспедиционных работ на острове Гукера на территории полярной станции Бухта Тихая были обнаружены остатки фюзеляжей двух самолётов По-2. Один из них за прошедшие десятилетия разрушен почти полностью: сохранились лишь рама шасси, моторама и каркас кабины экипажа. Второй самолёт сохранился чуть лучше: уцелели левый борт фюзеляжа и его тканевая обшивка, рама шасси, каркас кабины экипажа, хвостовая коробка с хвостовым костылем в ней, хвостовой киль.
«Для определения бортового номера, – рассказывает старший научный сотрудник парка Евгений Ермолов, – была проведена очистка остатков самолёта от мусора и мелких фрагментов разрушенного фюзеляжа. На тканевой обшивке были заметны несколько слоёв зелёной краски, которой был выкрашен весь самолёт. Хорошо сохранился и символ вооружённых сил Советского Союза – пятилучевая звезда красного цвета. Широкий кант серебристого цвета позволяет нам говорить о том, что самолёт выпущен в период с 1943 года. На звезде сохранились фрагменты белой краски и карандашные контуры бортового номера самолёта. По их остаткам в целом можно сделать вывод, что бортовой номер состоял из символов «СССР-Н4...».
Судя по имеющейся в открытом доступе информации, отметил Евгений Ермолов, это остатки самолёта Н-453, совершавшего полёты для аэрофотосъёмки островов Земли Франца-Иосифа весной 1949 года. В паре с ним работал второй самолёт Н447. Вероятно, после завершения аэрофотосъемки было принято решение оставить самолёты на полярной станции. 29 декабря 1949 года, оба воздушных судна были списаны с баланса управления полярной авиации. В настоящее время остовы фюзеляжей оставлены на месте их нахождения, небольшие фрагменты конструкции самолётов перенесены на хранение в здание склада опорного пункта парка на острове Гукера во избежание их дальнейшего разрушения.
Также было обследовано плато Седова острова Гукера. «По результатам работы полевых отрядов в предыдущие годы было известно, – рассказал Евгений Ермолов, – что на плато располагаются руины объекта неизвестного предназначения, возможно, авиационного характера. В этом году нами было установлено, что этот объект является руинами авиационной базы воздушной экспедиции по поиску пропавшего самолета С.А. Леваневского Н-209, базировавшейся на острове Гукера в 1937-1938 годах. Такое заключение можно сделать исходя из нескольких косвенных признаков, указывающих на датировку объекта.
Прежде всего, на месте ледового аэродрома обнаружен фрагмент дощатого ящика с нанесённой на него надписью «базы ост-ва Рудольфа». Как известно, авиабаза на острове Рудольфа (самом северном острове архипелага Земля Франца-Иосифа) была создана для заброски и обслуживания первой дрейфующей станции СП-1 в 1937 году. Она же стала местом базирования самолётов, занятых в поисках пропавшего экипажа С.А. Леваневского осенью 1937 года – весной 1938 года. Также известно, что для обеспечения этой поисковой экспедиции была создана авиабаза на куполе Седова острова Гукера.
На месте ледового аэродрома обнаружен фрагмент лыжного шасси от крупного самолёта. Это лыжное шасси абсолютно идентично тому, что находится на острове Рудольфа. Как известно на острове Рудольфа 17 марта 1938 года совершил аварийную посадку самолёт АНТ-6А Н-210 под руководством полярного лётчика Б.Г. Чухновского. Некоторые фрагменты самолёта, в том числе и лыжные шасси, с места катастрофы были доставлены на полярную станцию Остров Рудольфа. На плато Седова острова Гукера 14 марта 1938 года совершил аварийную посадку однотипный самолёт АНТ-6А с бортовым номером Н-211 под командованием полярного лётчика М.С. Бабушкина. При снижении самолёт сильно ударился о землю, из-за чего шасси сломались. Очевидно, одно из поврежденных лыжных шасси осталось на месте аэродрома до сих пор.
Косвенным указанием датировки может служить многочисленная тара, разбросанная по территории авиабазы. На донцах бутылок присутствует маркировка с надписью «НКЛП» – народный комиссариат легкой промышленности. Как известно, народные комиссариаты были преобразованы в министерства в 1946 году. В годы Великой Отечественной войны снабжение полярной станции Бухта Тихая было крайне ограниченным. Из чего можно сделать вывод, что тара на месте аэродрома появилась в 1930-е годы.
Кроме того, минувшим летом удалось обследовать и руины гляциологического стационара на куполе Чурлениса острова Гукера. Среди многочисленных обломков были обнаружены остатки балочных строений, оборудование метеорологической площадки, радиостанции и телефонные аппараты, телефонные кабели, предметы быта. На крышке одного из ящиков была найдена надпись «М.Г.Г.» - что можно расшифровать как «международный геофизический год», который проходил в 1957-1959 годах. Как известно, именно в это время на острове Гукера работал гляциологический стационар на куполе Чурлениса.
Помимо этого, на острове Рудольфа были выявлены объекты авиационной тематики, относящиеся к периоду базирования на острове Рудольфа авиаотряда, забросившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию СП-1 под руководством И.Д. Папанина (1937), а также авиаотряда, занимавшегося поисками пропавшего самолета Н-209 под командованием С.А. Леваневского (1937-1938). Прежде всего, элементы аэродромной инфраструктуры, такие как портативный подъёмный кран на колёсном шасси и многочисленные фрагменты самолёта АНТ-6А Н-210, совершившего аварийную посадку на ледовом куполе острова Рудольфа 17 марта 1938 года.
Также большой интерес представляют фрагменты двух полугусеничных автомобилей повышенной проходимости НАТИ-3, работавших на полярной станции с 1936 года. Степень сохранности одного из автомобилей около 20%: найдена рама автомобиля, на которой сохранились остов водительской кабины и полугусеничное шасси с катками. Также на территории станции обнаружены другие фрагменты автомобилей: передние колёса, радиатор, капот, грузовая платформа, узлы рулевого управления, гусеничные шасси.
Следует отметить, что в 1930-е годы было выпущено лишь несколько экземпляров подобных полугусеничных вездеходов. На данный момент это единственные известные сохранившиеся образцы НАТИ-3.
В целом, все находки были сделаны благодаря тёплому лету. Снег во многих местах растаял полностью, открыв для исследователей исторические предметы, дошедшие до наших дней со времён освоения высоких широт нашими соотечественниками в первой половине ХХ столетия.

Юлия Петрова
fisch1
 
Сообщения: 1447
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 21 Февраль 2016 19:20

Вокруг света, 1955, №1.

 Вокруг света, 1955, №1. ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД - 0001.jpg
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД

Э. КРЕНКЕЛЬ
Рисунки В. Житенева

В августе 1929 года ледокольный пароход «Георгий Седов» входил в бухту Тихую на Землю Франца-Иосифа. Шуршали раздвигаемые кораблем льдины. Все свободные от вахты люди и семь человек первой смены новой полярной станции сгрудились у бортов. Не было обычных шуток и смеха. Говорили вполголоса. То ли туман съедал звуки, то ли как-то безотчетно каждый понимал, что мы двигаемся по историческим местам, по местам, куда человечество стремилось сотни лет.
Название свое эта бухта получила от славного сына русского народа Георгия Седова в благодарность за тихую и спокойную стоянку его корабля «Cв. Фока»...
Пароход стал на якорь как можно ближе к берегу, чтобы ускорить выгрузку.
Круглые сутки было светло, круглые сутки кипела работа.
На берегу с каждым часом увеличивались горы бревен, ящиков и досок, — начало выгрузки было и началом строительства. Как на дрожжах, вырастал самый северный в мире дом.
А 31 августа кончилось вековое молчание Земли Франца-Иосифа. Деловито запыхтел двигатель, и первые радиограммы полетели на Новую Землю.
Неминуемо наступил и час разлуки. Последние рукопожатия и пожелания. Оставив нас, корабль ушел. Новая полярная станция вступила в строй.
Через некоторое время жизнь вошла в колею, стала размеренной и привычной. Каждый имел свои
твердые обязанности, сложился распорядок дня и как-то не думалось о том, что мы живем на одном из 150 островов этого обширного архипелага, разве только по ошибке именуемого землей. 87 процентов территории островов покрыто вечным льдом, погребено под ледниками, и лишь 13 процентов приходится на горы и прибрежные полосы.
В октябре зашло солнце. Далеко на юге его краешек еще прочерчивал горизонт, затем — несколько дней меркнущей зари, и все. Наступила полярная ночь.
Работа, книги, миллион домашних дел, частые визиты белых медведей не давали нам предаваться меланхолии и скуке. Да они и несвойственны советским полярникам.
Встретили новый, 1930 год...
День 12 января ничем не отличался от предыдущих. Та же темь, все то же, что вчера, позавчера и месяц назад.
Радист полярной станции Маточкин Шар дал «рдок», что на обычном человеческом языке означало: «Ваша радиограмма принята», и дневной сеанс радиосвязи был окончен.
Очередная метеосводка с Земли Франца-Иосифа двинулась на юг, чтобы через некоторое время непонятными для непосвященного значками появиться на синоптических картах всего мира.
Можно было, конечно, встать, выключить приемник, задуть керосиновую лампу, просунуть голову в соседнюю дверь, сказать механику: «Шабаш», — и, не торопясь, по темному коридору пройти на кухню, к повару Володе. Сидя на ящике с макаронами, можно было бы завести непринужденную беседу о том, о сем, причудливо переплетая новости международной жизни с нашими сугубо местными темами.
Однако в этот день, 12 января 1930 года, обычный порядок был нарушен. По долголетней радиолюбительской привычке, окончив служебную связь, я решил пошарить в эфире. Сорокаметровый любительский диапазон был пустоват и не предвещал ничего особенного. На разные лады свистели, булькали, а то и просто хрипели своими передатчиками радиолюбители Европы. Обычно они, как мухи на мед, падали на наш вызов, так как это был единственный не любительский позывной в любительском ералаше. Условный сигнал механику, и после нескольких чиханий двигатель стал набирать обороты. Соответственно накалялась и контрольная лампочка на щитке. Привычным движением включены рубильники, мимолетный взгляд на прибор в антенне — стрелка доползла до нужного деления, значит все в порядке, можно работать.
Всем, всем, всем! Я RPX! RPX! Работала самая северная в мире станция.
Наши радиоволны уходили на юг.
Куда они упадут, кто нас услышит, кто нам ответит... В этом и заключался весь интерес, так понятный радиолюбителям. Три минуты однообразного стука на ключе и монотонного шума двигателя.
Я остановил двигатель, и в нашем доме наступила полная тишина. К сожалению, такая же тишина была и в эфире: любители исчезли.
Но «прокрутить» диапазон надо.
С некоторым опозданием нас начинает кто-то звать. Меня это сначала не взволновало: связь с любителями была обычным делом. Но в этом случае характер работы ключом не походил на любительский. Ровно, профессиональной рукой передавался наш позывной. Приемник предельно точно настроен на максимальную слышимость. Слышно не ахти как громко, но все же прилично. А вот и позывной моего корреспондента — «WFA». Несколько раз станция дала свой позывной и, пригласив меня ответить, замолчала.
[45]
 Вокруг света, 1955, №1. ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД - 0002.jpg
Начинаю звать неизвестного пока собеседника, а сам соображаю: кто бы это мог быть?
Первое: явно не любитель. В любительских позывных всегда имеется какая-либо цифра. Второе: это береговая станция, так как позывные всех судовых станций имеют четыре буквы. И наконец буква «W» говорит о том, что это американец. А раз так, мы сейчас узнаем, кто нас услышал: международный список всех наземных радиостанций лежит тут же на столе. Правой рукой работаю ключом, а левой листаю справочник, ищу нужный мне позывной.
Увы! Его нет в списке.
Что же делать?
Беда не велика. Старательно выстукиваю по-английски: «Здесь советская полярная станция в бухте Тихой на «Земле Франца-Иосифа», и задаю
вопрос: «Кто вы такой и где вы находитесь? »
Станция незамедлительно ответила: «Дорогой мистер! Очевидно, мы можем поздравить друг друга с установлением мирового рекорда по дальности радиосвязи. С вами работает радиостанция американской антарктической экспедиции адмирала Берда. Поздравляю вас! »
У меня даже мурашки по спине побежали or такой удачи.
Начался оживленный обмен сведениями. В лагере экспедиции, именуемой «Маленькая Америка», или «Город холостяков», — сорок два человека. Январь в Антарктике — разгар лета, и погода соответственно летняя — два градуса тепла, густой туман и круглосуточное Солнце.
Со своей стороны я сообщаю нашу
обстановку: ночь, тридцать градусов мороза.
Мы сообщили друг другу все, что могло нас интересовать, обменялись взаимными приветствиями и договорились о встрече в эфире на следующий день.
Так была установлена двусторонняя связь между самой северной и самой южной радиостанциями земного шара.
* * *
Через несколько лет, просматривая американские журналы, я увидел рекламу, в которой сообщалось: «Адмирал Берд установил связь с Землей Франца-Иосифа только потому, что пользовался изоляторами нашей, фирмы! Покупайте изоляторы только у нас! »
Вот этого я не знал!..
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2016 15:00

Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.14.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.14 - Бухта ТИХАЯ.jpg
СТАНЦИЯ В БУХТЕ ТИХОЙ (ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА). На станции в навигацию 1930 г. произведены дополнительные постройки. Радиостанция,, помещавшаяся в первый год в жилом доме, теперь вынесена в отдельное помещение. Функционирует электрическое освещение. Устроена оранжерея. Связь со станцией удовлетворительна. Начальник станции И. М. Иванов сообщает об экскурсии на южный берег о-ва Гукера и о барометрической нивелировке ледниковых щитов того же острова. Полярная ночь сопровождалась сильными бурями, сила ветра доходила до 42 м. в сек. Бухта неоднократно вскрывалась в течение зимы. В начале февраля было начата устройство складов провианта для предстоящих весной санных экспедиций.


2-я смена - 1930-1931 гг.

1. Иванов Иван Маркелович - начальник зимовки.
2. Демме Нина Петровна - биолог.
3. Кутляев Николай Николаевич - врач.
4. Иойлев (Иевлев, Ивлев) - радист.
5. Плосконосов - механик.
6. Голубенков - метеоролог.
7. Мухин - гидролог.
8. Постнов - повар.
9. Данилов - служитель-каюр.
10. Кузнецов - охотник-промышленник.
11. Хатанзейский Т. - охотник-промышленник.
Последний раз редактировалось ББК-10 02 Сентябрь 2016 16:19, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2016 15:19

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.49-50.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.49-50 ТИХАЯ - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.49-50 ТИХАЯ - 0002.jpg
ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА. 15 февраля начальник станции И. М. Иванов, в сопровождении промышленника Т. Хатанзей, вышел на двух нартах из бухты Тихой к м. Чадс на Земле Георга, с целью закинуть на этот мыс продовольствие для дальнейших работ в этом районе. Британский канал, который надо было пересечь, был покрыт гладким льдом, толщиной только около 60 см. 18 февраля, под действием шторма из южной четверти, силою до 26 м/ск., весь лед в Британском канале взломало и стало уносить в море королевы Виктории. И. М. Иванов со своим спутником, еще не успевшие дойти до Земли Георга, оказались на дрейфующих битых льдах. 20 февраля, когда ветер изменил направление на западное, льды стало относить к восточному берегу Британского канала, и 22 февраля И. М. Иванов и Т. Хатанзей могли высадиться на о-в Елизаветы. Отсюда они прошли на о-в Луиджи и, обогнув о-в Нансена с восточной стороны, 24 февраля прибыли в бухту Тихую. В прилегающей к о-ву Гукера части Британского канала 24 февраля была чистая вода.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2016 11:58

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1931, с. 79.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1931, с. 79 Тихая.jpg
ПОЛЯРНЫЕ СТАНЦИИ СССР

ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА. Начальник научно-исследовательской станции в бухте Тихой И. М. Иванов в марте совершил санную поездку к Земле принца Георга, которая была обойдена кругом. И. М. Иванов выяснил при этом, что между Землей принца Георга и о-вом Армитэджа пролива не существует, т. е. что последний остров соединяется с Землей принца Георга.
6—7 апреля И. М. Иванов ездил на о-в Нансена, где была выстроена избушка в качестве базы для топографических работ в районе о-ва Нансена.
8 апреля им же была произведена ледомерная съемка от бухты Тихой через Британский канал до Земли принца Георга. Толщина льда осеннего и зимнего происхождения оказалась в Британском канале чрезвычайно малой — от 25 до 50 см, а у берегов Земли принца Георга и о-ва Скотт-Кельти она составляла всего только около 18 см. Наибольшая толщина льда была обнаружена в бухте Тихой (76 см).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2016 20:32

Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1931, с.104-105.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1931, с.104-105 Тихая - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1931, с.104-105 Тихая - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1931, с.104-105 Тихая - 0003.jpg
ПОЛЯРНЫЕ СТАНЦИИ СССР

СТАНЦИЯ В БУХТЕ ТИХОЙ (ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА). От начальника станции И. М. Иванова получено по радио следующее донесение о совершенной им весной поездке к Земле принца Георга.
„16 марта я вышел из бухты Тихой с промышленниками Кузнецовым и Хатанзей на трех нартах, держа курс на м. Флора. До м. Дунди дорога шла по молодому малоторосистому льду, дальше же встречался, большею частью, годовалый лед средней торосистости. На м. Флора прибыли 17 марта вечером. Стоящая здесь хижина оказалась полной снега. На м. Флора мы пробыли два дня, пережидая погоду. С м. Флора по всему южному горизонту виднелась чистая вода; ширина припая из тонкого льда не превышала 2 км.
20 марта мы покинули м. Флора, держа курс на гавань Эйра (о-в Белль), куда и прибыли поздно вечером. Пережидая штормы, мы прожили в доме Ли Смита в гавани Эйра до 24 марта. От гавани Эйра мы прошли по старому торосистому льду к бухте Брюса на Земле принца Георга и затем в тот же день прошли к м. Гранта. Здесь чистая вода подходила почти к самому берегу; ширина припая составляла не более 300 м.
25 марта мы взяли курс на м. Кроутер, но сильно торосистый лед принудил нас повернуть вглубь залива Грей, покрытого совершенно ровным льдом. Этот залив нанесен на карту не вполне точно; мною сделаны здесь некоторые исправления. В 3 км за м. Кроутер дальнейший путь нам преградила чистая вода, подходившая к берегу вплотную. Мы вернулись к м. Кроутер, где и провели ночь. На следующий день мы убили здесь трех медведей и взяли живыми двух медвежат.
27 марта мы пошли обратно к заливу Грея, где в течение суток пережидали метель.
28 марта мы поднялись на ледниковый купол Земли принца Георга, на высоту 420 м, пересекли его и спустились в бухту Смита на западном берегу Земли принца Георга.
29 марта мы вышли по направлению к м. Ниль, но вскоре встретили чистую воду, вследствие чего повернули к м. Нансена. Лед был ровный, вследствие чего мы передвигались быстро. Ночевали между мысами Нансена и Йохансена.
30 марта мы продолжали наше движение вдоль западного берега Земли принца Георга и вечером были на траверзе м. Томас, где открыли небольшой остров. Лед всюду был гладкий годовалый, торосы виднелись только у Земли Александры. {1}
Следующий день мы провели в поисках обозначенного на картах пролива между Землей принца Георга и о-вом Армитэдж, заходя в каждую бухту. Пролива здесь не оказалось. Берега в районе не существующего пролива были всюду низкие, лишенные снегового покрова.
1 апреля мы обогнули полуостров (а не остров) Армитэдж с севера и вечером были на м. Чадс. Оставив здесь все, без чего можно было обойтись, и убив медвежат, мы двинулись 2 апреля по гладкому льду по направлению к заливу Клементс Маркам. Не доходя до этого залива, мы повернули к м. Седова на о-ве Гукера и 3 апреля были дома. В Британском канале, который мы пересекли за 8 часов, лед оказался весьма ненадежным, местами встречались трещины.
За весь путь от м. Флора до м. Чадс мы убили восемь медведей и поймали четырех медвежат. Благодаря обилию мяса собаки работали хорошо".

{1} И. М. Иванов установил, что Земля принца Георга отделяется от Земли Александры проливом у м. Томас, что до настоящего времени оставалось под сомнением.
Редакция
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 05 Август 2016 11:32

Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.122.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7.-Л., 1931, с.122 ТИХАЯ.jpg
ПОЛЯРНЫЕ СТАНЦИИ СССР

ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА. Начальником станции в бухте Тихой И. М. Ивановым с апреля месяца ведутся наблюдения над скоростью движения ледника, спускающегося с о-ва Гукера в бухту Тихую. Скорость движения ледника оказалась в апреле равной 7 см, в мае 10 см в сутки. В конце весны произведена снегомерная съемка всего о-ва Гукера.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 06 Август 2016 10:45

Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.151.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.151 смена ЗФИ.jpg
СМЕНА ЗИМОВЩИКОВ НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА

Пароход „Ломоносов" прибыл 8 августа в бухту Тихую на о-ве Гукера с третьей сменой зимовщиков, в составе начальника и врача станции Кулаева, помощника начальника т. Иванычук, аэрологов братьев Теплоуховых, радиста т. Боровского, механика т. Семенова, магнитолога т. Никольского, завхоза т. Нитще и повара т. Танберга. Смененная группа товарищей перешла на „Ломоносова", который вышел в Русскую Гавань для встречи с зафрахтованным Арктическим институтом п/х „Мудьюг".


Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.154-155.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.154-155 ТИХАЯ - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 8.-Л., 1931, с.154-155 ТИХАЯ - 0002.jpg
РАБОТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СТАНЦИИ
В БУХТЕ ТИХОЙ В 1930 г.


В течение времени с 25 июля 1930 г. по 25 июля 1931 г. на станции, кроме обычных метеорологических наблюдений, производились наблюдения над температурой почвы при помощи серии почвенных термометров, установленных на глубине 10, 20, 40 и 70 см. 1 ноября 1930 г. был установлен ураганомер Гольцмана. В мае произведена снегомерная съемка о-ва Гукера. 1 июня была установлена добавочная метеорологическая будка на плато о-ва Гукера, в которой приборы отсчитывались 2 раза в сутки. Шары-пилоты пускались только в светлое время года. Всего их было пущено 72.
Геолого-разведочные и геоморфологические работы заключались в составлении подробной геологической карты о-вов Гукера, Кетлитца и Скотт-Кельти, исследовании береговых террас и рекогносцировочном исследовании Земли принца Георга. На о-ве Гукера открыт бурый уголь. Результатом топографических работ явились: исправление береговых очертаний Земли принца Георга и детальные съемки о-вов Белль, Кетлитца и Скотт-Кельти, а также бухты Тихой, бухты Юрия и м. Угольного. На о-ве Гукера производились наблюдения над движением ледников. Почвенные работы заключались в изучении распределения почвенных разностей Земли Франца-Иосифа, в связи с рельефом, солнечной экспозицией и субстратом.
В области биологических исследований можно отметить орнитологические наблюдения (изучение жизни птичьих базаров, сборы шкурок и яиц), энтомологические (сборы на о-вах Гукера, Скотт-Кельти и Кетлитца), ботанические (сборы ассоциаций альпийского луга на южных склонах, лишайников на плато, ассоциаций ручьев и мелких водоразделов; изучение заселения россыпей растительными сообществами и смены сообществ в связи с режимом почв) и гидробиологические (декадные наблюдения над озером на о-ве Скотт-Кельти, наблюдения над биоцинозами бухты Тихой, фауной каменных россыпей, ручьев и урезов ледников).
Гидрологические работы заключались в ледовых наблюдениях и наблюдениях над колебанием уровня и приливо-отливными течениями в бухте Тихой.
Далее следует упомянуть об изучении влияния полярного климата на состав крови, для чего раз в 2 месяца бралась кровь всех сотрудников. Интересны произведенные опыты по искусственному выращиванию овощей и декоративных растений в оранжерее (с отоплением и без отопления).
Начальник станции в бухте Тихой И. М. Иванов отмечает в своем отчете, что научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа пользовалась большим вниманием широких масс трудящихся Советского 'Союза.
Последний раз редактировалось ББК-10 14 Август 2016 17:41, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ЧАЙКА СВ » 09 Август 2016 13:22

Заметка из газеты "Нарьяна-Вындер", № 176 (6432), от 05.09.1954 г.
Вложения
192 05.09.54 № 176 (6432) Полярная станция ЗФИ.tif [766.49 КБ Скачиваний: 75]
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1425
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 09 Август 2016 13:46

"Нарьяна-Вындер", № 176 (6432), от 05.09.1954 г.

 НВ_05.09.54 № 176  Полярная станция ЗФИ.jpg
Юбилей полярной станции

Исполнилось четверть века со дня основания на Земле Франца Иосифа полярной станции, одной из северных арктических обсерваторий—«Бухта Тихая». Организацией этой станции было положено начало планомерного изучения Земли Франца Иосифа.
В связи с 25-летним юбилеем и заслугами в деле изучения и освоения Арктики полярная станция награждена Почетной грамотой, а отдельные члены коллектива — значком «Почетному полярнику».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 10 Август 2016 14:39

3-я смена зимовщиков в бухте Тихая:

Иванычук М.Н. 14 месяцев на Земле Франца-Иосифа (Впечатления зимовщика).
— Изд-во "Украинский рабочий", Харьков 1934.

 Иванычук Ломоносов в бух.Тихая.jpg
* * *
„Ломоносов" остановился за километр от станции, глубже в бухте, где ему менее угрожали приливно-отливные течения и айсберги. Со станции, на моторной лодке, подъехало три зимовщика, среди них врач станции, заместитель начальника зимовки — т. Кутляев. Начальник станции Иванов уехал на „Малыгине", не дождавшись смены. По штормтрапу зимовщики быстро взобрались на судно и здесь же, после приветствий и знакомства с новой сменой, раздали почту, привезенную для нас в бухту Тихую цеппелином. Затем начали делиться впечатлениями о зимовке. Рассказывали много: видно было, что каждому из них хотелось поделиться с нами

...
 Иванычук 3-я зимовка бух.Тихая.jpg
Нас оставалось на зимовку 10 человек:
1. Кулаев Лука Васильевич — врач и начальник зимовки,
2. Иванычук Михаил Николаевич геоморфолог, заместитель начальника,
3. Никольский Петр Алексеевич — магнитолог,
4. Теплоухов Владимир Константинович — аэролог,
5. Теплоухов Константин Константинович — аэролог,
6. Боровский Николай Яковлевич — радист,
7. Семенов Степан Илларионович — механик,
8. Тамберг Владимир Иванович — повар,
9. Нитше Фриц Альфредович — служитель,
10. Самойлов Иван Николаевич — столяр.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Август 2016 20:23, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение Молибога » 14 Август 2016 14:41

Костюмированное шоу в бухте Тихая 15 июля с.г. Первый опыт вашего покорного слуги на поприще воссоздания форменной одежды полярников ГУСМП довоенного периода можно считать удавшимся. :tnxman: Администрация нацпарка "Русская Арктика" чисто случайно двинулась в том же направлении, пошив для станционного почтаря комплект формы Наркомпочтеля 30-х гг. :good:
Фото - John Bozinov и Юлия Петрова.

 Friday-15-Large-30.jpg
 Friday-15-Large-41.jpg
 Img_3351.jpg
 Img_7377.jpg


Некоторые подробности изготовления одежки здесь.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 19 Август 2016 16:17

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.184.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.184 Тихая.jpg
СТАНЦИЯ В БУХТЕ ТИХОЙ (ОСТРОВ ГУКЕРА). 16 августа была закончена постройка магнитного павильона; установлены магнитные самопишущие и абсолютные приборы.
Магнитологом станции А. П. Никольским с 1 октября ведутся регулярные наблюдения. Им же устанавливаются приборы для изучения напряженности электрического поля в полярных условиях.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 20 Август 2016 18:12

 Иванычук Михаил Николаевич.jpg
Иванычук Михаил Николаевич

Михаил Николаевич Иванычук (русск. Михаил Иванычук) — украинский учёный-геоморфолог, дядя писателя, политического и общественного деятеля Романа Иванычука.
Родился в 1894 году в селе Пилипы (Ивано-Франковская область). Окончил Коломыйскую гимназию, учился на философском факультете Львовского университета. Учебу прервала Первая мировая война, и Михаил записался добровольцем в Украинские Сечевые Стрельцы (УСС). Воевал в звании подхорунжего на территории Восточной Украины, участвовал в битве за Львов (Ноябрьский чин) в 1918 году. В 1920 году полк, в котором он служил, вошел в состав КУГА (Красная Украинская Галицкая Армия). Был захвачен в плен поляками, а вскоре иммигрировал в Чехословакию. Там, в Карловом университете, Михаил Иванычук окончил начатое во Львове образование, блестяще защитил диссертацию. Работал в Украинском Высоком педагогическом институте имени Драгоманова в Праге. Под руководством профессора Степана Львовича Рудницкого проводил геоморфологические исследования в Закарпатье. Затем Степан Рудницкий оказался в Советской Украине, куда пригласил своего ученика на работу в Украинский научно-исследовательский институт географии и картографии в Харькове. М. Иванычук активно участвует в институтских экспедициях, а в 1931 году профессор Всесоюзного арктического института в Ленинграде Рудольф Лазаревич Самойлович приглашает его в состав экспедиции на Землю Франца-Иосифа, как главного геолога и геоморфолога. В 1932-1933 Михаил Иванычук возглавил экспедицию на Землю Франца-Иосифа и провёл там четырнадцать месяцев. По возвращении написал и издал на украинском и русском языках труд "14 месяцев на Земле Франца-Иосифа" (английское название "14 Months On Franz Josef Land", издательство National Library of Canada, перевод Ярославы Атаманенко). Готовился к экспедиции на Северный полюс и в Антарктиду, но в 1937 году был арестован и расстрелян по решению "тройки". Реабилитирован в 1956 году.

Источник: http://rus.famous-people.pp.ua/2015/11/ ... .html#more
 Sam_9000.jpg
 Геоморфолог экспедиции Иванычук МН.jpg
Иванычук М. 14 месяцев на ЗФИ.pdf [1.55 МБ Скачиваний: 54]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 24 Август 2016 22:24

Окончание 1-й смены:
Б.В. Громов. Гибель Арктики. ОГИЗ, Молодая гвардия, 1932.

 Гибель Арктики Б.В. Громов с-70.jpg
 Гибель Арктики Б.В. Громов. Фото Илляшевич.jpg
Мы — в бухте Тихой. С берега скользнула в воду и понеслась к «Седову» окрыленная веслами лодочка. На корме развевался красный расшитый флаг.
По узкому шторм-трапу под гром аплодисментов на палубу ловко карабкается начальник Земли Франца-Иосифа — Петр Яковлевич Илляшевич. Его трудно узнать. Широкая, окладистая русая борода, успевшая отрасти за долгую зимовку, совершенно изменила его лицо. Загорелый, обветренный, окрепший, он, право, имеет вид человека, вернувшегося с крымского курорта.
— Ну, как зимовали, что нового? — наперебой несутся вопросы.
Оказывается, все в порядке. Зимовка прошла блестяще, все здоровы, пополнели и чувствуют себя хорошо. Жили дружной, крепкой семьей, а потому и результаты работ весьма основательные.
Плотным кольцом окружили матросы бородатого начальника огромной неприветливой земли, руководителя самого северного форпоста науки.
Скорее на берег. Но терпится: хочется как можно быстрее увидеть дорогих смельчаков.
Мы — на земле. Ноги, привыкшие к качке, уже усвоившие своеобразную, растопыренную и ковыляющую, походку, с радостью ощущают твердую опору.
Вот и они, выбежавшие из дома нас приветствовать — широкоплечий весельчак радист Эрнест Кренкель, гигант-красавец метеоролог Юрий Шашковский, самая северная ячейка компартии в лице доктора Георгиевского, моторист Муров, трогательная няня, ухаживающая за своими питомцами, — повар Знахарев и служитель Алексин. Мы целуем их, крепко жмем руки, как самым дорогим, близким людям, которых не видали целый долгий год.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения