Бухта Тихая

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Бухта Тихая

Сообщение Polarstern » 24 Октябрь 2018 00:10

Молибога пишет:2 - "Ледокольный разведчик". Странное изображение. :scratch: Полуразрушенный ангар и в нем какая-то дикая помесь Р-5 с У-2. На заднем плане явно "Таймыр", но в 1937 г. он на ЗФИ не ходил. Еще раз к вопросу об аккуратности авторов шедевра.


Для более удобного размещения грузов был достроен авиационный ангар — крупнейшее здание станции, до 1941 года не имевшее капитального фасада. По-
следний был построен сменой Б.М. Михайлова из дерева и парусины; эти же материалы пошли на заделку прорех в стенах и кровле. В


Похоже ангар изначально был типа времянки.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Бухта Тихая

Сообщение Молибога » 24 Октябрь 2018 14:52

Нет, Папанин его построил хорошо, но... не до конца. Не осилили переднюю стенку с воротами - просто не было ясности, как лучше их устроить с точки зрения прочности и размеров. Потом МПГ закончился, бюджет сократился и ангар так и остался стоять без одной стены. Вместо нее был занавес из парусины - его живописьцы и изобразили в виде обрывков. После 37 г. никаких самолетов в ангаре больше не было и его стали именовать "складом генгрузов". В 1940-41 гг. фасад зашили фанерой, устроив посередке маленькие ворота. Капитальный склад таких размеров был только в Тихой, видимо еще и поэтому к ней после войны стали привязывать работу сезонных экспедиций, всяких Арктикразведок и гляциологического стационара.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Бухта Тихая

Сообщение fisch1 » 29 Октябрь 2018 11:36

 Здание зимовки на о.Рудольфа.JPG
 На куполе острова Рудольфа.png

 1 мая,остров Рудольфа.Отто Юльевич говорит речь.PNG


Мошковский Я. Д. Записки пилота.Москва — Северный полюс — Москва.М: Молодая гвардия, 1938.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Бухта Тихая

Сообщение Молибога » 01 Ноябрь 2018 17:26

С.80-81 - Визит Мошковского и Крузе в Тихую и перегон легких самолетов на Рудольфа. Понравилось про картошку и поросенка "для Отто Юльевича". То медвежат живых ему дарили, то поросят...
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Бухта Тихая

Сообщение Молибога » 01 Ноябрь 2018 18:00

Работа над ошибками. В своей статье о военном прошлом б.Тихая я указал, что метеоролог М.И.Малов в числе прочих специалистов заезда 1944 г. оставался на станции до октября 1946-го. (РПИ, 2018, №3,с.44) Оставался, да не остался...

На днях читал научную отчетность станции за 1945-46 гг. В отчете по отделу метеорологии, подготовленном Н.Л.Рудаковой, неожиданно увидел упоминание о том, что старший метеоролог Михаил Иванович Малов ПОГИБ на станции в марте 1946 г. Таким образом, число умерших в Тихой начиная с 1914 г. вырастает до четырех? Интересно, что в отчете М.Д.Кузьменко по отделу аэрологии б.Тихой за тот же период времени упоминается конфликт 11 марта 1946 г. между ним и аэрологом Жомовым по поводу ведения техжурнала балонных запусков, едва не вылившийся в кулачный бой. Уж не прилетело ли Малову в этой связи?

Однако же главным вопросом является следующий – где его могила, и если ее нет (а я ее на станции НЕ ВИДЕЛ, хотя лазил много), то куда делось тело? За могилой плохо следили и ее расковыряли мишки? Но могилы Иеске и Фотиева находятся далеко от поселка, а сохранились нормально. Т.е. за ними следили, а за Маловым нет?

Корифеи ААНИИ, имеющие возможность навести справки относительно личных дел сотрудников! Ну помогите же выяснить обстоятельства смерти Петра Ивановича Фотиева (ионосферист, ум.12.02.1948) и Михаила Ивановича Малова (метеоролог, ум.март 1946)!!!
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Бухта Тихая

Сообщение Молибога » 01 Ноябрь 2018 18:12

К слову об упомянутой выше Н.Л.Рудаковой. Весной 1948 г. она родила в б.Тихой дочку Зою, ныне проживающую в СПб. Зоя Борисовна Корганова (по отцу - магнитологу станции) работает в народном музее "А музы не молчали..." и опубликовала воспоминанияо маме и ее работе на ЗФИ.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Бухта Тихая

Сообщение fisch1 » 31 Январь 2019 21:33

Рейн Б. «Говорит Земля Франца Иосифа» //Всемирный Следопыт 1931 №05 с.3-4

 3.png
 4.png


30 августа «Седов» подходил к архипелагу. Инструменты показывали широту — 81,4°. На Севере показались белые купола, как бы выходящие из моря. Вершины гор были скрыты в тумане и кое-где чернели трапеции базальтовых скал. Доносился шум птичьих базаров. Суровой неприязнью веяло от берегов архипелага, где семи смельчакам предстояло провести тяжелый полярный год.
Прошло несколько дней. «Седов» уже разводил пары, а на маленьком плато, вблизи могилы механика Зандера, члена экспедиции лейтенанта Седова, вознеслось здание радио-станции. Радист Френкель и механик Муров заканчивали установку мотора. Впервые он заработал на Земле Франца Иосифа. Френкель работал ключом:
— Алло! Алло! Говорит Земля Франца Иосифа!
Радио-станция Маточкина Шара подхватила электрические волны и передала их в Архангельск, Москву, Ленинград…
…Постановлением советского правительства за последние 2–3 года создано три новых ледяных форпоста СССР на полярном севере: на Ново-Сибирских островах (остров Ляховский), на острове Врангеля и, наконец, на Земле Франца Иосифа. В трех пунктах, имеющих большое политико-экономическое и научное значение. До 1926 года архипелаг Франца Иосифа не был закреплен ни за кем. У пустынных берегов, у гигантских птичьих базаров только иногда блуждали норвежские рыбачьи боты. Случайно в бухты заходили редкие полярные суда.
Совнарком включил Землю Франца Иосифа в состав Советского Союза.
Прошлогодняя зимовка в архипелаге — первая после экспедиции трагически погибшего лейтенанта Седова — вполне подтвердила значение островов. Найденные зимовщиками следы окаменевшего дерева свидетельствовали о несомненных признаках залежей каменного угля. Ведь совсем недалеко к югу от архипелага Франца Иосифа на суровом Свабальде (Шпицберген) норвежцы работают в каменноугольных шахтах. Неоспоримо и метеорологическое значение новой территории — наблюдения в архипелаге дадут возможность Главной Геофизической Обсерватории давать наиболее точные предсказания погоды. Понятно, какое значение это будет иметь для сельского хозяйства.
Земля Франца Иосифа — будущая база трансарктических сообщений: путь через нее кратчайший из Европы в Азию и Америку.
…Через два дня после постройки дома «Седов» оставил зимовщиков. 19 октября в последний раз зашло солнце с тем, чтобы появиться вновь через 126 дней. Впереди треть года ночью в абсолютной темноте или при лунном сияньи (если безоблачное небо).
Муров — механик экспедиции — впоследствии расказывал о первых днях в архипелаге.
— Наше пребывание «на краю земли» ни в коей мере не было похоже на авантюрный роман или приключенческий фильм. Совсем не так. Наша жизнь и работа были полны внутреннего напряжения и в то же время бедны внешними событиями. В первый момент, еще на ледоколе, мы рвались на берег. Высадились в бухте «Тихой»: как раз в этом месте в 1912 году зимовал лейтенант Седов. Именно отсюда он на собаках отправился к Северному полюсу.
Уныло выглядели наши будущие владения. Только груды камней, базальта, украшенного мхами и лишайниками, да кое-где пробивался вот этот маленький цветок — вся флора Земли Франца Иосифа.
Муров вынул из книги засушенный цветок желтого лютика.
В полярных широтах приходится жить по определенным правилам. И в бухте Тихой был установлен строгий режим. Ежедневно — двухчасовая работа на открытом воздухе, в любую погоду. В темноте ночи с фонарями уходили в лыжные прогулки, на охоту к ближайшим островам.
Штормы в архипелаге необычайны: с метелями, с ветрами, несущими горы снега. Налетает ураган, за окнами вой, на море свист, грохот льда, вьюшки с визгом вырываются с мест, дом содрогается и кажется, что он сейчас рухнет.
— Я вышел в коридор, открыл дверь. Впереди что-то холодное, мягкое… Мелькнула мысль: медведь!? Но тихо, только ветер свистит. Это — дверь занесена снегом. У второй двери — такая же картина. С невероятными усилиями откапываемся, создаем проход через огромные снежные сугробы. Двинулись при помощи выброшенной веревки, за нее держались, чтобы не заблудиться.
Обратный путь был ужасен; снег таял на лице, но вода мгновенно замерзала и лицо покрывалось льдом. Мы провалились по шею в снег. Шли несколько метров хороших полчаса… пока добрались до зимовья…
И так работали всю долгую четырехмесячную полярную ночь. А однажды днем радист Френкель бросил карандаш, сорвал наушники и рявкнул.
— Из Ленинграда… родные… будут говорить…
Впервые в истории полярного севера Ленинград говорил непосредственно с Землей Франца Иосифа. Ленинградский радио-центр дал возможность зимовщикам слушать родных через широковещательную станцию. Заброшенные чуть ли не у полюса люди отчетливо слышали родные голоса.
Время от времени их по радио приветствовали научные организации Ленинграда, заводы и фабрики, театры Ленинграда и Москвы.
— 24 февраля появилось солнце, и мы получили возможность подвести итоги. Вид наш был ужасен, мы не узнавали друг друга. Обросшие бородами, с землистой кожей лица, мы почти все страдали тяжелой одышкой, слабостью. Болели ноги, поясница, кружилась голова.
Ранним утром 22 июля густой бас «Седова» известил семь полярных смельчаков о приближении новой смены.
Бразды правления на острове взял в свои руки вновь прибывший комсомолец Иванов, аспирант Всесоюзной Академии наук.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Бухта Тихая

Сообщение fisch1 » 25 Февраль 2019 17:37

22 июля в 3 часа дня в сорокакратную цейсовскую пушку (бинокль) капитан увидел неясные пятна далекой Земли Франца Иосифа. Врезаясь стальным тараном в трехметровый лед, «Седов» спешил к бухте Тихой, где мы в прошлом году оставили на зимовку семерых смельчаков. Вскоре из - за поворота, купаясь в ярких лучах арктического солнца, тихо заполоскался подхваченный свежим ветерком, алый флаг советской радиостанции. Внизу у флагштока уже можно было разглядеть крошечные точки фигурок. Навстречу им с палубы «Седова» грянул приветственный залп.
Мы в бухте Тихой. С берега скользнула в воду и понеслась к ледоколу маленькая лодочка. По узкому штормтрапу на палубу ловко вскарабкался начальник Земли Франца - Иосифа - Илляшевич. Его не узнаешь. Широкая окладистая борода, успевшая отрасти за зимовку, совершенно изменила лицо.
- Ну, как зимовали, все ли благополучно? - наперебой несутся вопросы.
- Все великолепно, зимовка прошла блестяще, все здоровы, даже пополнели и чувствуют себя изумительно. Жили дружно, крепкой семьей, а потому и результаты работы весьма основательные.
Со следующего дня мы приступили к выгрузке бесчисленного количества припасов, обмундирования для новых зимовщиков. Круглые сутки в несколько смен работали матросы, перевозя продукты, тяжелые ящики с консервами, пеммиканом - специальным концентрированным питанием для людей и ездовых собак - на широких морских карбасах. И пока шенкурские плотники сколачивали новый дом радиостанции, мы отправились на ледоколе в большой рейс для обследования архипелага Земли Франца - Иосифа.


Закончив научно - исследовательскую работу, «Седов» вернулся в бухту Тихую. Уже с борта можно было видеть невдалеке от главного дома на пригорке законченное свежее строеньице радиостанции, сарай для коров, небольшую оранжерею, где будут произведены первые опыты тепличного выращивания растений и овощей на этих широтах. Только одни сутки простоял «Седов» в бухте Тихой. Надо было спешить к Новой Земле, куда из Архангельска уже вышел ледокол «Сибиряков» с грузом угля и свежих продуктов для нашей экспедиции. Нам еще предстоит долгий и тяжелый путь в совершенно неизведанные края, где никогда не бывало ни одного судна в мире, где климат и земля до сих пор являются тайной для человека. Перед нами стоит вторая ответственная задача - пробраться к берегам Северной Земли и оставить там 4 колонистов под руководством опытного полярника, 3 года зимовавшего на острове Врангеля, - Ушакова.
В последний раз окидываем залитую солнцем бухту Тихую, сияющую всеми цветами радуги, красавицу сказу «Рубини POK», блестящие русла гигантов - глетчеров, крошечные домишки самой северной в мире радиостанции. Крепко жмем руки новой смене - 11 молодым энтузиастам, остающимся на зимовку, желаем им успеха, здоровья и энергии в выполнении большого научного поручения - исследовать, изучить и полностью овладеть далеким кусочком Союза.
Их одиннадцать: молодой талантливый ученый географ, член партии - начальник станции Иван Маркелович Иванов, участвовавший в знаменитом походе Красина на поисках Нобиле; доктор Кутляев, поставивший себе задачу - изучить влияние полярной ночи на изменение крови человека, задачу, которую никто до него не разрешил; старый полярник, зимовавший 4 года в Арктике, - радист Иойлев; гигант механик, бывший шофер Ворошилова - Плосконосов; гидролог Мухин; опытный полярник с многолетним стажем - метеоролог Голубенков; участник прошлогоднего похода «Седова» повар Постнов; служитель Данилов и два промышленника - зверобоя, взятых нами с Новой Земли - Кузнецов и Хатанзейский, и среди них женщина - жена начальника станции, научный работник - геолог Рябцева - Демме. Эта первая женщина на Земле Франца Иосифа. Это о ней на прощальном вечере сказал Шмидт, что особенно за ее работой будет следить весь мир, ибо большевики делают первый опыт, оставляя на тяжелую полярную зимовку женщину. Среднего роста с маленькими косичками на плечах, в кожаной куртке и грубых сапогах, с черными пытливыми точками глаз, она своим общим видом производит впечатление человека решительного.

Мы покинули берега Земли Франца Иосифа. Залпами выстрелов, протяжными щемящими сердце гудками распрощались мы с бухтой Тихой, домишками и дорогими друзьями.

Б.Громов.Мы завоевываем Крайний Север//Смена №32(172), Ноябрь 1930
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 19 Апрель 2019 18:06

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1934, с. 227

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1934, с. 227 б.ТИХАЯ.jpg
БУХТА ТИХАЯ (Земля Франца-Иосифа). Самолет летчика Кошелева, оставленный им после вынужденной посадки на глетчере о-ва Гукера, доставлен в бухту Тихую силами сотрудников станции. В апреле геолог Спижарский и геодезист проф. Н. Н. Загрубский совершили экскурсии на о-в Притчет, с попутными работами на о-вах Нансена и Кетлица. В апреле было выпущено 6 радиозондов, достигших высоты в 3—4 км.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 14 Май 2019 11:21

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1934, с.319

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1934, с.319-320 ПС СССР бухта Тихая.jpg
ПОЛЯРНЫЕ СТАНЦИИ СССР
БУХТА ТИХАЯ (ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА). В ГУСМП получено сообщение о работе самолета (Амфибия Ш-2) под управлением летчика тов. Кошелева за время с 23 июня по 3 июля 1934 г. В течение этих десяти дней было совершено 20 полетов, во время которых произведена ледовая разведка на северном конце о-ва Кетлица, на юге пролива Миерса, в районе о-ва Нордбрука, о-ва Ньютона, в проливе Смитсона и в других пунктах. В один день, 25 июля, было совершено семь полетов: для изыскания посадочных площадок в районе мыса Маркама, пролива Юнга и др., переброска геодезиста станции на мыс Альберта Маркама, доставка продовольствия на о-в Кетлиц и др.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 14 Май 2019 20:48

8 сентября 1934 г. возвратилась в Архангельск экспедиция на г/с „Таймыр", организованная Полярным Управлением ГУСМП для смены зимовщиков в бухте Тихой на о-ве Гукера.

ЭКСПЕДИЦИЯ НА ГИДРОГРАФИЧЕСКОМ СУДНЕ„ТАЙМЫР“ 1934 ГОДА
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2019 11:48

Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.376

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1934, с.376-377 коротко - 0001-возвр.jpg
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗИМОВЩИКОВ. Вернулись на материк сотрудники полярной обсерватории в бухте Тихой, проведшие там одиннадцать месяцев. За время зимовки произведен ряд обширных научных наблюдений, и собран значительный материал. Прибыли также и смененные зимовщики со станций Югорский Шар, Маточкин Шар, мыс Желания, Русская Гавань. Навигация текущего года проходила весьма оживленно в Карском море. 15 сентября у о-ва Диксона собралось 8 судов, в том числе л/к „Ермак", л/п „Садко" и „Сибиряков" и 5 пароходов первой и второй ленских экспедиций.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 18 Июнь 2019 22:10

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение ББК-10 » 23 Август 2019 12:53

Бюллетень Арктического института СССР. № 2.-Л., 1932, с.29-30

 Бюллетень Арктического института СССР. № 2.-Л., 1932, с.29-30 ЛР ЗФИ Иванов - 0001.jpg
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕДОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЛИ ФРАНЦА ИОСИФА В ПЕРИОД С 25 ИЮЛЯ 1930 ГОДА ПО 25 ИЮЛЯ 1931 ГОДА

Наблюдения над состоянием льдов производились в районе научно-исследовательской станции Арктического института в бухте Тихой (о-в Гукера) и во время моих санных экспедиций в феврале, марте и апреле 1931 г. вокруг Земли Георга и о-вов Елизаветы, Кетлитца, Нансена и Королевского о-ва к западу от о-ва Гукера.
Состояние льдов в районе Земли Франца-Иосифа за промежуток времени от 25 июля 1930 г. до 25 июля 1931 г. было весьма неустойчиво. Даже в самые холодные месяцы (в январе и феврале) лед взламывался несколько раз. Это неустойчивое состояние сопутствовало такому же неустойчивому состоянию температурного режима атмосферы с сильными ветрами, доходившими до 43 м. с. Море Виктории почти в течение всего, года было свободно от льда. Для наглядности освещаю отдельные, наиболее характерные моменты в состоянии ледового покрова Земли Франца-Иосифа.
К середине октября 1930 г. все бухты, заливы и проливы были покрыты молодым льдом, свободно выдерживающим человека. 15 октября удалось произвести ледомерную съемку через бухту Тихую. Наибольшая мощность льда в бухте к этому времени составляла 23 см, наименьшая— 9 см; средняя температура воздуха в октябре равнялась — 9.3°. Старые льды в это время покрывали водные поверхности района Земли Франца-Иосифа приблизительно на 40—50%, при чем, благодаря преобладанию восточных ветров, в октябре все старые льды были сосредоточены у восточных берегов архипелага. К концу октября шло постепенное, но сравнительно небольшое увеличение площади молодого льда; старый лед оставался без изменения.
В ноябре термический режим атмосферы значительно изменился в сторону потепления. Средняя температура ноября равнялась — 7.5°. Были дни, когда температура доходила до — 1.0°. В силу этого, прироста льда в ноябре совершенно не наблюдалось. На образовавшемся ранее льде выступило в этом месяце большое количество воды, и некоторая часть льда подверглась разрушению. В декабре опять наблюдалось очень резкое понижение температуры: средняя температура декабря равняется —14.3°. В этом месяце шло усиленное образование нового льда. Весь Британский канал, бухта Тихая и другие проливы покрылись льдом. Судя по окраске неба, во вторую половину декабря открытая вода наблюдалась только в районе моря Виктории, приблизительно по линии о-в Армитэдж — о-в Александры. 27 декабря начался сильный

 Бюллетень Арктического института СССР. № 2.-Л., 1932, с.29-30 ЛР ЗФИ Иванов - 0002.jpg
— 30 —
восточный ветер, который на другой день перешел в ураган, со скоростью 42 м в секунду. Ураган продолжался около пяти дней. Он взломал весь лед в Британском канале, в бухте Тихой и, вероятно, и во многих других проливах, так что на 1 января 1931 года в районе станции, насколько можно было видеть, всюду находилась совершенно чистая вода. В январе 1931 г. температура продолжала держаться на довольно низком уровне: средняя января равнялась — 19.8°, и в течение всего месяца шло интенсивное образование льда, как в отношении площади, так и в отношении мощности. К началу февраля Британский канал, бухта- Тихая, пролив Меллениуса и др. оказались сплошь покрытыми льдом, при чем толщина вновь образовавшегося молодого льда местами доходила уже до 70 — 80 см. 15 февраля со станции на о-в Гукера вышла санная партия с двумя собачьими упряжками, направляясь к мысу Чадс на Земле Георга. Небольшие трещины имелись только на середине Британского канала. 16 февраля условия погоды резко изменились. Температура воздуха с —16° (15 февраля) повысилась до — 3.6°, и ветер подул из южной четверти. Так продолжалось до 20 февраля, в результате чего был вынесен весь лед из Британского канала до линии мыс Петерхэд — о-в Скотт-Кельти. После 20 февраля наступила полоса сильных морозов, проливы опять покрылись льдом, частью вновь образовавшимся, частью принесенным северозападным ветром из моря Виктории. К середине марта можно было совершенно свободно передвигаться на собаках. Чистая вода в конце марта находилась в море Виктории и у южных берегов Земли Франца-Иосифа. Толщина льда на севере Британского пролива не превышала 50 — 70 см. Со второй половины апреля стали появляться полыньи весеннего характера. Массовый прилет водоплавающих птиц на Землю Франца-Иосифа начался 16 марта. В первой половине мая полыньи сильно увеличились, на льду всюду начала выступать вода, передвижение на собаках по льду уже стало невозможным. В заключение необходимо отметить, что за время зимы 1930/1931 г. толщина годовалого льда нигде не превышала 85 см.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бухта Тихая

Сообщение fisch1 » 11 Ноябрь 2019 09:59

Специалисты полностью очистили ото льда самый старый самолетный ангар в Арктике

 21.jpg

АРХАНГЕЛЬСК, 9 ноября. /ТАСС/. Специалисты-реставраторы полностью очистили ото льда единственный деревянный и самый старый самолетный ангар в Арктике. Он расположен в бухте Тихой на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. Как рассказал ТАСС начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгений Ермолов, в результате сделан ряд интересных находок. Очистка позволит начать внутри ангара реставрационные работы.

"Внутри ангара был огромный ледник, помните, под самую крышу. Этот ледник убрали целиком, сейчас льда внутри ангара нет. Это колоссальный объем работы. Это просто невероятно. И это была не просто ледовая масса, а со всякими предметами, которые бережно доставали", - сказал Ермолов.

Ломом и пилой

Ангар был заброшен в 1960 году. Его конструкция закрыта несколькими слоями фанеры, которую раздувало ветром, и через щели в строение стал попадать снег. За десятилетия ангар заполнился по самую крышу - а здание высотой с трехэтажный дом, при этом снежно-ледяная масса стала твердой как камень. Работы по его реставрации проводят совместно нацпарк и Арктический музейно-выставочный центр (Санкт-Петербург).

Перед началом работ участники планировали размывать ледник напором горячей воды.

"Делали на это большую ставку, но ничего не получилось, - пояснил собеседник агентства. - Оказалось, что это очень долгий процесс, и нет ничего эффективнее лома и бензопилы. В итоге небольшие кусочки выпиливали пилой, а там, где начинались какие-то сложности, все делалось ломиком. Вот вам и современные технологии".

При этом нужно было работать очень аккуратно, чтобы не повредить предметы, которые были замурованы в массе льда.

Участники проекта думали, что в леднике может скрываться небольшой самолет, тем более что сверху торчал кончик крыла. Но нашли только фрагменты крыльев. Один от деревянного биплана с полотняной обшивкой По-2, который использовался для различных целей, в том числе и в Арктике. Второй - скорее всего от самолета Арк-5 с неожиданно красной обшивкой.

"Это передняя кромка крыла, и она красного цвета. Это нетипично. Потому что в основном работали обычные типовые самолеты зеленого цвета, - отметил историк. - На самом деле расцветка этих арктических самолетов - тайна, потому что на черно-белых фотографиях красный и зеленый цвет выглядят одинаково, а цветных фото нет".

Возможно, в красный цвет машину покрасили в качестве эксперимента. Тем более, в мемуарах упоминается, что первые самолеты, которые в 1936 году достигли Земли Франца-Иосифа, сделали красными. Это были Арк-5 летчиков Василия Махоткина и Михаила Водопьянова. Но целиком ли машины сменили привычный цвет - до сих пор неизвестно.

"В литературе упоминается, что их сделали такими темно-вишневыми, чтобы хорошо было видно на снегу, - сказал Ермолов. - Реконструкторы их рисовали, что они целиком красного цвета".

Но на острове Рудольфа был найден фрагмент перкаля самолета Махоткина, который пока не удалось извлечь изо льда полностью, где четко видна граница между красным и зеленым цветом. "Исследователи начинают приходить к выводу, что самолет был не полностью красным, а на нем были сделаны красные полосы, - добавил историк. - Думали, что был целиком красным, а, скорее всего, он оставался зеленым, и лишь некоторые детали выли выкрашены в красный".

По словам Ермолова, расцветка советских арктических самолетов 1930-1940-х годов - тема отдельных исследований, тем более, что окраска отличалась от общепринятой. "У нас приезжал исследователь из Норвегии, он интересуется расцветкой самолетов и восстанавливает фрагменты краски. Думаю, узнаем кое-что новое. Он взял фрагменты обшивки и сказал, что поработает, химики сделают анализ и смогут сказать, какого он был цвета", - пояснил собеседник агентства.

"Пропеллер Карлсона" и другие находки

Ледник скрывал и другие интересные артефакты. Одну из находок исследователи назвали "пропеллер Карлсона". На самом деле это самодельный винт для лодки.

"Причем он деревянный и красного цвета, - рассказал Ермолов. - Очень оригинальная конструкция: у него всего две лопасти, очень большие, широкие, и закручиваются. Как на деревянном винте можно было ездить по морю среди льдов, я не представляю".

Еще одна находка - деревянная люлька для младенца.

"Вытаяла очень маленькая люлька, не кроватка, а именно люлька - высокая, но очень маленькая по габаритам", - добавил историк. Люлька довольно сильно повреждена, ее будут реставрировать. До этого в ангаре была найдена детская кроватка - сейчас она представлена на выставке в Архангельске. На станции "Бухта Тихая" родилось как минимум 11 детей.

При "разморозке" ангара нашли много инструментов: гаечных ключей, пил, молотков и мелочи типа заклепок. Вытаял газогенератор, который производил водород для метеозондов, и большая пожарная помпа, возможно, еще дореволюционного производства. Исследователи извлекли изо льда большую лебедку, которая использовалась, чтобы поднимать вагонетки с грузом. К концу 1930-х ангар перестал использоваться для самолетов и стал по сути складом. Вместо огромной брезентовой шторы, закрывавшей вход, тогда сделали ворота и проложили рельсы.

Все находки будут реставрировать, если это требуется, и они войдут в музейный фонд "Русской Арктики". Часть из них после реставрации вернется в Тихую и станет частью экспозиции на станции.

С видом на "поющую скалу"

По словам Ермолова, у архитекторов была идея сделать фасад, который выходит на море, прозрачным. Чтобы было видно, что находится внутри, а из ангара открывался бы отличный вид на бухту и скалу Рубини. Скалу часто называют поющей из-за огромного птичьего базара на ней.

Оказалось, что полностью прозрачную стену не сделать из-за технических сложностей. Но полностью от идеи не отказались. "В итоге пришли к тому, чтобы оставить на фронтоне прозрачную полоску на уровне глаз, высотой около полутора метров, - сказал собеседник агентства. - И, когда стоишь в ангаре, как раз будет видно все самое интересное: открывается панорама на бухту Тихую, скалу Рубини, остров Скотт-Келти, на пролив".

Сейчас на месте будущего "окна" плексиглас. Через него море не видно, но он пропускает свет, и внутреннее пространство ангара быстрее сохнет. На фасаде оставили и оригинальные ворота, через которые в ангар можно вкатить самолет. "Хотелось бы, чтобы самолет можно было затащить внутрь, - отметил Ермолов. - Есть идея установить там гидроплан Ш-2. Реплику, разумеется, но функциональную".

Сейчас ангар полностью герметичен: закрыт слоями фанеры с гидроизоляцией, осадки теперь в него не попадают. На будущий год можно будет начать работы по обустройству внутреннего пространства.

Полярная станция "Бухта Тихая" функционировала на острове Гукера с 1929 года по 1960 год. Деревянный самолетный ангар был построен на станции в 1932 году. Станцию закрыли в связи с открытием обсерватории "Дружная" на острове Хейса, которая с 1972 года носит имя участника дрейфа "Северного полюса - 1" Эрнста Кренкеля.

Национальный парк "Русская Арктика" - самая северная и самая большая в России особо охраняемая природная территория, в ее составе - архипелаг Земля Франца-Иосифа и северная часть архипелага Новая Земля. В бухте Тихой располагается сезонная база парка, которая действует с июня по сентябрь-октябрь.


 22.jpeg

https://tass.ru/v-strane/7095855
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Пред.След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения