Восток-1, Антарктида

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Восток-1, Антарктида

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Октябрь 2009 15:22

Восток-1
Географические координаты 72° 09′ ю.ш., 96° 36′ в.д.
Высота над уровнем моря (м) 3252
Высота ложа ледника
над уровнем моря (м) 352
Мощность ледника (м) 2900
Расстояние от Мирного (км) 635
Дата начала и конца полярной ночи
(расчетные данные) 15.05–27.07
Дата открытия станции 12.04.1957 г.
Примечание Внутриконтинентальная станция. Закрыта 30.11.1957 г. Перенесена в район Южного геомагнитного полюса.
Источник: Лукин В.В., Корнилов Н.А., Дмитриев Н.К., Советские и Российские антарктические экспедиции в цифрах и фактах (1955–2005 гг.) // Санкт-Петербург, ААНИИ, 2006
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Восток-1, Антарктида

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Март 2013 14:39

«Природа», 1958, №12, с.79-86

 1958-12 - 0080.jpg
 1958-12 - 0081.jpg
В ГЛУБИНЕ АНТАРКТИДЫ
ИЗ ЗАПИСОК ПОЛЯРНИКА

П. А. Лепихин
Вторая комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР

Медленно, как бы нехотя, приоткрывала Антарктида свои тайны. Много сделали ученые всех стран для того, чтобы исследовать этот далекий материк ледяного безмолвия. Но большинство экспедиций и стационарных исследований ограничивалось береговой зоной. И лишь отдельные смельчаки в благоприятное время года проникали в глубь материка, к Южному полюсу.
Поэтому в числе основных задач Второй антарктической экспедиции Академии наук была организация внутриматерико-вых южно-полярных станций. Именно они должны были помочь выяснить природу внутренних районов Антарктиды.
Какие там условия погоды? Какие существуют воздушные течения, колебания температуры, рельеф и толщина ледово-снеж-ного покрова? —все это глубоко интересует ученых, а прямых данных об этом до сих пор не было. В зимнее, холодное время в глубину материка никто не проникал. Одна из причин, не позволявших прежним экспедициям исследовать широкие пространства оледенелого материка — отсутствие надежного наземного транспорта. Ведь предстояло преодолеть тысячи миль пути по снежной территории, на которую никогда не ступала нога человека. В распоряжении путешественников и исследователей был только живой транспорт — лошади и собаки.
Но в этих суровых местах с метелями и морозами силы животных от холода и не достатка корма быстро истощались, животные слабели и падали, нередко путешественнику приходилось самому впрягаться в лямку и тащить сани.
Вспомним Антарктические экспедиции начала ХХ в. под руководством Роберта Скотта, Эрнеста Шеклтона, Руала Амундсена и Дугласа Моусона. В двух из них (Скотт и Шеклтон) впервые применили меха-нический транспорт в Антарктиде, но машины, которые они взяли с собой, были маломощные, несовершенные, они из-за различных поломок и неисправностей часто останавливались и серьезного значения в перевозке грузов не имели.
В основном эти экспедиции были заняты исследованием побережья материка, но одной из задач в их программе было — достигнуть Южного полюса; выполнение этой задачи возлагалось на небольшую санную партию. В то время походу на юг маленького санного отряда экспедиции предшествовала большая и трудная работа по созданию промежуточных складов и баз топлива и продовольствия на пути следования к полюсу. И все же только Амундсену удалось осуществить свой переход: за 56 дней пути он, на собачьих упряжках, 15 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса.
Э. Шеклтон не дошел до полюса 179 км, и в январе 1909 г. из-за недостатка пищи
был вынужден повернуть обратно. А поход к полюсу Р. Скотта и его спутников Э. Уилсона, Л. Отса, Г. Боуэрса и Э. Эванса стоил им жизни. Они достигли полюса в январе 1912 г., но на обратном пути, застигнутые пургой, от недостатка пищи и топлива погибли в марте 1912 г.
В наше время в распоряжение ученых предоставлена самая разнообразная мощная техника — корабли-ледоколы, самолеты, вертолеты, радио, электроэнергия, научное оборудование и новейшие приборы, мощный наземный транспорт, многочисленный технический и обслуживающий персонал, и мы вправе ожидать от исследователей более плодотворной работы. Совместные усилия ученых многих стран приведут к тому, что Антарктида перестанет быть загадкой.
***
 1958-12 - 0082.jpg
 1958-12 - 0083.jpg
Для устройства южно-полярной станции Восток, одной из четырех внутриматерико-вых станций, ныне организованных Советским Союзом, был снаряжен специальный санно-тракторный поезд, который должен был доставить с главной базы к месту будущей станции все необходимое.
На прочных тракторных санях были собраны и основательно закреплены домики — будущие жилые и рабочие помещения станции. Сборка домов из готовых деталей и секций производилась в Мирном. Дома получились теплые и прочные, внутренняя отделка простая. Два дома наняли рация и электростанция, в третьем размещены кухня и столовая, а в четвертом, жилом, был оборудован стол для записи и обработки метеонаблюдений. В каждом доме чугунная печка, отапливающаяся жидким топливом или углем. На несколько саней погрузили горючее, уголь, продовольствие, одежду, научное оборудование, необходимый запас стройматериалов и прочее снаряжение.
И вот все готово к отъезду. 28 февраля 1957 г. антарктическое лето уже на исходе, но день выдался ясный, солнечный. Мощные тягачи и тракторы с прицепленными к ним санями выстроились в ряд. Все население Мирного вышло провожать отъезжающих. Последние рукопожатия, пожелания счастливого пути, и одна за другой мощные стальные машины, набирая скорость, поднимая снежную пыль, уходят на юг.
Почти на всем протяжении пути от Мирного в глубину материка его снежная поверхность имела небольшой, но хорошо заметный подъем. На расстоянии 370 км от побережья высота над уровнем моря — 2700-м. Подъем продолжается и дальше примерно на 200 км, затем начинается равнина — снежное плато Центральной Антарктиды. Природа здесь очень однообразна: ни гор, ни возвышенностей, кругом на сотни километров раскинулась снежная пустыня. Снежный покров достаточно плотный, крепкий, выдерживает вес тяжелых гусеничных машин. Поверхность плато, правда, не идеально гладкая, а покрыта неровностями, застругами, на одном участке пути их больше, на другом — меньше.
Заструги в виде чередующихся углублений, впадин и возвышенностей, гряд или валиков имеют вытянутую обтекаемую хребтовидную форму высотой от нескольких сантиметров до одного метра. Вершины заструг острые или округлые. Заостренный конец вытянут в ту сторону, куда дует ветер, и по их расположению можно судить о преобладающих здесь ветрах. Бывают заструги и несколько необычной формы — с подточенными краями и основанием нависающей передней частью, что связано с абразивным действием твердых кристаллов снега, переносимых ветром с большой скоростью. Езда по уплотненному снегу с застругами на машине и санях сопровождается большой тряской и толчками.
На другой день после выхода из Мирного стало пасмурно, поднялась метель, видимость резко ухудшилась, а на третий день погода опять улучшилась, поверхность снега была хорошей, машины быстро продвигались вперед. Дул свежий ветер, температура — около 16° мороза.
4 марта наступило резкое ухудшение погоды, сильный ветер до 18 м/сек при температуре —32°, атм. давление 560 мм.
7 марта путь ухудшается, высокие крепкие заструги задерживают скорость движения машин, на прицепе у них большой груз — сани. Иногда машины застревают, зарываясь в снег. Во время стоянок много времени уходит на приготовление горячей пищи и чая.
Вечером 8 марта санно-тракторный поезд прибыл на станцию Пионерская, расположенную внутри материка, в 370 км от Мирного. Это была по существу первая советская внутриматериковая станция, основанная в мае 1956 г. Небольшое строение до самой крыши засыпано снегом, на поверхности видны только радиомачты.
Здесь мы провели несколько дней. За это время все водители внимательно осмотрели свои машины, заправили их горючим, устранили неисправности, сменили масло у двигателей, закрепили расшатавшиеся за время пути грузы на санях. Исправили где надо прицепные устройства.
13 марта санно-тракторный поезд двинулся дальше. С самого утра установилась ясная погода, мороз —44° при слабом ветре. Небольшой подъем, плотный снег, заструги невелики. Лучшей дороги в этих местах природа не могла приготовить.
Днем в пути сделаны две небольшие стоянки. Кругом, до самого горизонта, безжизненная снежная равнина. Яркий солнечный свет, отражаясь от снежной поверхности, слепит глаза. Приходится прибегать к темным защитным очкам. За день сделали отличный переход — 94 км.
14 марта атмосферное давление понизилось до 499 мм, а температура воздуха опустилась до —51°.
15 марта, вечер. Остановились на ночлег. Мороз —55°. На ясном небе редкие звезды, полная луна освещает мертвый мир бледным зеленым светом, в воздухе висит морозный туман, чуть слышно слабая поземка шуршит сухими кристаллами снега. За ночь на крепком морозе машины сильно остывают, много времени занимает прогрев и пуск моторов. С высотой уменьшается мощность двигателя, а затраты на преодоление вязкости загустевшего масла увеличиваются, снижается полезная сила тяги тракторов.
18 марта санно-тракторный поезд прибыл в конечный пункт своего следования — 72°09' ю. ш. и 96° 33' 5" в. д. Здесь и сооружается новая станция.
***
 1958-12 - 0084.jpg
 1958-12 - 0085.jpg
Южно-полярная станция, которой присвоено название Восток-1, установлена на заснеженном ровном плато восточной Антарктиды, в 650 км к югу от Мирного, на высоте 3380 м над уровнем моря.
Среди бескрайней снежной пустыни чернеет несколько маленьких домиков, тесно прижавшихся один к другому. Рядом со станцией сложены привезенные грузы — оборудование, материалы, продовольствие, горючее. Устанавливаются радиомачты, оборудуется метеоплощадка, люди устраиваются на новом снежно-целинном месте: им предстоит здесь провести первую антарктическую зимовку. И сразу же начинаются регулярные метеонаблюдения, результаты которых два раза в сутки передаются в Мирный. Установлена радиосвязь, заработала электростанция.
На зимовку остаются пять человек, недели через три прибыли еще трое, так что окончательный штат станции состоял из восьми человек: начальник станции В. Г. Аверьянов, техник-радист С. Е. Поляков, метеорологи В. К. Шиманович В. А. Тетерин, инженер по радиолокации И. Г. Евстифеев, механик П. А. Лепихин, водитель В. М. Цветков и врач-повар В. Н. Александров.
Уже в первый день прибытия на место будущей станции отмечена температура —55°. Это несколько удивило всех, ведь 18 марта в Антарктиде соответствует в Северном полушарии 18 сентября — началу осени. Что же будет зимой. Но в последующие три-четыре недели температура не опускалась ниже этой точки, и только 15 апреля отмечено —57°. Средняя температура за апрель —48°.
В первой декаде мая температура резко понизилась. 9 мая —70, 1°, а далее температура на уровне — 60, — 65°, в конце месяца несколько потеплело. Средняя температура за май —52, 7°.
24 июня отмечена самая высокая температура за весь осенне-зимний период —32°, а средняя за июнь оказалась несколько выше майской —51, 6°.
Июль был самым холодным месяцем. В ночь на 13-е наблюдался минимум температуры — 73, 2°. Крепкие морозы держались до 25 июля. Затем подул сильный ветер, вызвавший резкий скачок температуры вверх — до —45°. Через дна дня морозы вновь усилились. Среднемесячная температура за июль 1957 г. была —58°. В дни сильных морозов стояла обычно ясная погода при слабом ветре.
Для августа в этом году была характерна ветреная погода, только в течение четырех-пяти дней за весь месяц было относительное затишье. Среднемесячная температура за август —53°.
В зимнее время дни с температурой —35, —37° в районе станции Восток-1 считаются относительно теплыми, а на побережье Антарктиды в районе Мирного, наоборот, очень холодными: обычно там теплее — сказывается смягчающее влияние океана.
Центральная Антарктида — самый обширный холодный район на Земле. Но ощущение холода в глубине Антарктиды при одинаковой температуре не так сильно, как, скажем, у нас на Севере. Это кажущееся несоответствие между показаниями термометра и ощущением холода отмечали еще Р. Скот г и Р. Амундсен. Дело в том, что воздух здесь сухой и разреженный, а чем меньше плотность холодного воздуха, тем меньше его охлаждающее действие на организм человека.
Сентябрь был тоже холодным и ветреным (средняя температура за месяц —48, 7°), а в октябре и ноябре — в весенние месяцы— температура постепенно повышалась, сила ветра уменьшалась. Дни быстро прибавлялись, с 12 ноября солнце уже не заходило за горизонт. Средняя температура в октябре достигла —43, 3°, в ноябре —37, 7°.
Для летних месяцев — декабря и января — можно предположить, что она была не выше —25°.

Побережье Антарктиды отличается особенно сильными ветрами. В осенне-зимний период ветры наиболее продолжительны и достигают ураганной силы — до сорока и более метров в секунду. Самым ветреным местом считается побережье Земли Адели. Зимовавшая здесь в 1911—1913 гг. австралийская экспедиция проф. Дугласа Моусона наблюдала ветры огромной силы, достигавшие временами скорости 30—40 м/сек.
В районе Мирного отмечены тоже большие скорости ветра. Так, во второй половине апреля 1957 г. в течение десяти дней бушевала пурга, порывы ветра доходили до 35 м/сек при температуре около —10°, а на станции Оазис, в 370 км к востоку от Мирного, скорость ветра в это же время достигала 50 м/сек.
В районе станции Восток-1 в течение осени и зимы таких сильных ветров не наблюдалось ни разу. Наибольшая отмеченная скорость 21 м/сек. Чаще всего ветры дуют 4—11 м/сек, реже 12—15. Средняя скорость ветра в апреле составила 8, 2 м/сек, в мае — 6, 2; июне —5, 9; июле —5, 2; августе —7, 0; сентябре — 7, 9; октябре — 5, 9; ноябре — 4, 1 м/сек. Преобладали ветры юго-восточной четверто, дующие из центральной части материка; ветры других направлений были слабыми и непродолжительными. Интересно, что полный штиль, когда дым из трубы поднимается вверх или с небольшим наклоном, в течение зимы наблюдался всего два раза: в короткий период смены направления ветра. Обычно даже при самом сильном морозе замечалось движение воздуха со скоростью 3—5 м/сек. Сильные ветры всегда сопровождаются метелью. В воздух поднимаются тучи очень мелкого, как мука, снега. Он проникает даже в маленькие, едва заметные щели построек, забивается в мех и в складки одежды. Идти в метель или, как говорят на Севере, в пургу, особенно против ветра, очень тяжело и небезопасно. Снег залепляет глаза, покрывает лицо, образуя снежную корку, ощущается нехватка воздуха ^одышка.
Ветры Антарктиды переносят большие массы снега. Если на ровной снежной поверхности встречается какое-либо препятствие, будь это ящик, бочка, машина или строение, вначале около него образуется сугроб снега, а во время последующих метелей эти предметы оказываются совершенно засыпанными.
Плотность воздуха на высоте станции Восток-1 составляет 70—75% плотности воздуха на уровне моря.
Осадков в центральной части Антарктиды выпадает немного, преимущественно в виде снега. Некоторое представление об их количестве дает высота снежного покрова, образовавшегося за осенне-зимний период. Для определения высоты снежного покрова была установлена рейка с делениями, глубоко вбитая в снег в 200 м от станции, на совершенно ровном, не защищенном от ветров месте. За период с 8 апреля по 1 декабря 1957 г. образовался снежный покров высотой в 21 см. Для сравнения отметим, что в наших северных районах — на Кольском полуострове и Северном Урале — за зиму снега выпадает 80—90 см. Правда, и в Антарктиде истинная высота снежного покрова могла быть большей, если бы его не сдувал ветер.
В течение зимы было два случая, когда при очередном наблюдении высота снежного покрова не увеличивалась, а, наоборот, стала меньше. Так, к 20 сентября высота снежного покрова достигла 25 см, а через неделю, в течение которой стояла ветреная погода, снежный слой снова уменьшился на 7 см и до наступления лета (до 1 декабря) увеличился всего лишь на 3 см. Крепкий ветер сдувал верхний не совсем затвердевший слой снега и гнал его с большой скоростью по гладкой наклонной равнине к морю. Масса снега, поднятая в воздух и переметаемая ветром, сбрасывалась в океан и не могла войти в сумму осадков, остающихся на континенте.
В Центральной Антарктиде и в летний период температура держится ниже нуля, и снег не тает. Поэтому вполне вероятно, что и летом здесь происходит некоторый прирост и уплотнение снежного покрова. Плотность его с глубиной неодинакова, наиболее уплотнен (0, 38) верхний слой толщиной 30—35 см. Нижележащие слои имеют крупнозернистое строение: они состоят ив сухих снежных кристаллов, похожих на сахарный песок, только более легких. Комки такого снега непрочны, легко рассыпаются, плотность его несколько меньше плотности верхнего слоя и составляет 0,34—0,36.
В вертикальном разрезе снежный покров разделяется на отдельные горизонтальные слои, хотя снег во всей толще абсолютно чистый, без малейших примесей пыли или песка. Слои снега разделяются тонкой ледяной корочкой. Высота и твердость слоев снега неодинакова, причем тонкие слои имеют большую твердость, а толстые — наименьшую. Вероятнее всего, каждый отдельный слой соответствует накоплению снега в течение года, а образование границы — снежной корки между годичными слоями — очевидно, связано с тем, что в летний период снег с поверхности хотя и не тает, но прогревается и уплотняется. В перерывах между выпадением осадков осенью и зимой на поверхности снега ледяной корки не может образоваться, поскольку солнце осенью и тем более зимой дает очень мало тепла. Действительно, слой снега, образовавшийся за один осенне-зимний сезон 1957 г., имеет одинаковую структуру, без ледяных расслоений.
На вертикальной стенке шурфа — снежной ямы, выкопанной в снегу глубиной 3 м, ясно видны отдельные слои, накопившиеся в течение ряда лет. Стальной «щуп» (пруток диаметром 12 мм), вводимый с глубины 3 м вертикально вниз еще на 2, 5 м, проходит эту толщу снега с таким же соответственно переменным усилием, с каким он проходит и через верхние три метра. Следовательно, снежный покров построен более или менее однородно. Но на глубине 10 и более метров снег будет иметь, видимо, большую твердость от уплотнения верхними слоями и превращается в фирн — промежуточное среднее состояние между снегом и льдом. Чем дальше к югу от побережья, тем меньшее количество снега выпадает в течение года.
Важной частью в программе научных работ станции были аэрологические исследования атмосферы. С 20 по 30 июля 1957 г., с 18 по 30 сентября и еще в некоторые дни аэрологи станции выпускали ежедневно по два радиозонда — утром и вечером, а в остальные дни по одному ежедневно утром. Как показало радиозондирование, над Антарктидой почти постоянно развита приземная инверсия, т. е. температура воздуха повышается с высотой. В зимнее время на высоте 450—500 м от поверхности снега воздух был всегда на 8—25° теплее, чем у поверхности. Выше этого слоя температура медленно понижалась и на высоте 13—16 км достигала — 76, —82°. В морозные ясные дни инверсия была наибольшей.
Весной, когда солнечные лучи стали нагревать атмосферу, высота подъема радиозонда значительно увеличивалась, и за октябрь в среднем она была выше 20 км.
Из оптических явлений в атмосфере очень часто наблюдалось гало — светлый круг вокруг луны как результат отражения и преломления света в ледяных кристаллах, находящихся в воздухе.
14 мая, рано утром на станции наблюдалось лунное затмение. Оно началось в 3 час. 55 мин. по местному времени (23 час. 55 мин. по московскому времени 13 мая). Темная тень надвигалась на Луну сверху — справа, и примерно через 50 мин. тень Земли полностью закрыла лунный диск. При этом нижняя его часть была светлее верхней.
В течение зимы полярное сияние повторялось несколько раз. Первое сияние было видно в ночь с 7 на 8 мая. Широкая бледно-зеленая полоса протянулась по северной части неба, занимая примерно одну четвертую часть окружности горизонта. Местами вверх от этой светящейся полосы исходили прямые в виде натянутых нитей лучи. С течением времени в полосе происходили разрывы, и получались отдельные светящиеся облачка. Таким сияние было и в ночь на 7 июня. В ночь на 18 июня на северо-западной части неба светящаяся бледно-зеленая полоса состояла как бы из сплошного частокола лучей, направленных вертикально вверх, при этом они переливались, то исчезая, то появляясь вновь.
В ночь на 29 августа мы заметили большое сияние в северо-западной части неба, при этом были видны две светящиеся горизонтальные полосы, расположенные одна над другой; от верхней полосы шли вверх лучи.
Слабое сияние, последнее в антарктическую зиму 1957 г., наблюдалось в ночь на 31 августа. Сияния также видны были в ночь на 27, 28 и 29 июня; на 18, 19, 28 и 31 июля и 4 и 30 августа. Все они были примерно такими, как только что описанные.
Ярких живых сияний, которые нередко можно наблюдать в полярную ночь в Арктике, здесь мы не видели вовсе, несмотря на то, что 1957 г. был "годом максимума солнечной активности.
***
 1958-12 - 0086.jpg
 1958-12 - 0087.jpg
Животный мир на побережье материка и в морях, омывающих Антарктиду, разнообразен, но в центральных районах материка, с сильными морозами и полным отсутствием пищи зимой, создаются условия, абсолютно невозможные для жизни или хотя бы сезонного прерывания здесь зверей и птиц. Даже в весенне-летний период птицы не залетают далеко от побережья.
Атмосферное давление в районе станции в зависимости от погоды держалось в пределах от 468 до 500 мм рт. ст. Причем не всегда так называемая плохая погода с ветром и метелью сопровождалась понижением давления. Случалось, что при плохой погоде наблюдалось относительно высокое атмосферное давление.
Разреженность атмосферы и недостаток кислорода, конечно, в какой-то мере влияли на организм человека. При напряженной физической работе и быстрой ходьбе появляются одышка и учащенное биение сердца. При легкой работе и в состоянии покоя таких явлений не наблюдается. Медицинским осмотром всех зимовщиков установлено понижение кровяного давления: в среднем 95/60 вместо 125/85 при нормальном атмосферном давлении. Но как только человек вновь попадает в нормальную среду, никаких вредных последствий не остается. Более того, низкое кровяное давление у человека в этих условиях не следует понимать как признак общего упадка сил или заболевания— это нормальная реакция организма на разреженность воздуха, приспособление его к новым климатическим условиям. Все зимовщики не замечали отклонений к худшему в своем здоровье, и самочувствие было нормальным. Кислородной маской никто не пользовался.
Большое значение для сохранения здоровья, хорошего самочувствия и работоспособности имеет правильный распорядок дня. Важно, чтобы каждый человек был нормально занят своей основной работой. Как перегрузка, ведущая к переутомлению, так и незанятость одинаково вредны для человека в условиях полярной зимовки. Желательно, чтобы часы приема пищи были одни и те же, сон вполне достаточным, а в свободное время, если позволяет погода, необходимы небольшие прогулки на открытом воздухе. Те, кто придают режиму значение, всегда выглядят крепче и здоровее. Наоборот, люди, не выдерживающие правильный режим, превращающие сутки в беспорядочную смену работы, сна и отдыха, жаловались на отсутствие аппетита, ухудшение общего самочувствия и т. п. Это особенно важно на малых станциях-зимовках, где нельзя создать таких жилищно-бытовых условий и удобств, к которым мы привыкли в условиях больших, постоянных полярных обсерваторий.
Климат Центральной Антарктиды, несмотря на его суровость и низкие средние температуры воздуха, ближе всего подходит к высокогорному климату. Нигде на Земле нет такого чистого, сухого и прозрачного воздуха, как над этим материком, а весной и летом такого обилия солнечного света.
Станция была прекрасно обеспечена всем необходимым для нормальной жизни и работы людей. Набор высококачественных продуктов отличался богатством и разнообразием. Кроме обычных свежемороженного мяса, рыбы, полуфабрикатов, мясных, рыбных, молочных, овощных и фруктовых консервов, из Мирного были привезены засахаренные лимоны, свежий картофель и лук; последние доставлялись на станцию самолетом и зимой. Богатые витаминами продукты и надлежащим образом приготовленная пища исключали возможность заболевания цынгой.
Небольшое затруднение было с варкой продуктов, но и это было предусмотрено. Дело в том, что с уменьшением атмосферного давления понижается и точка кипения воды в открытом сосуде. По этой причине крупу, свежий картофель и особенно мясо приходится долго варить — даже после четырехчасовой варки мясо остается твердым, его трудно жевать. Для ускорения варки продуктов применялись специальные кастрюли ХСЗ, с плотно закрывающимися крышками и предохранительным клапаном; давление в них было выше атмосферного на 0, 2—0, 3 кг/см2, соответственно повышалась в них и температура кипения воды. Поэтому 2—2, 5 часа варки было достаточно, чтобы мясо хорошо сварилось.
Добротные жилые домики, построенные из теплоизоляционных материалов, теплая меховая одежда и обувь, которой на станции было более чем достаточно, надежно защищали зимовщиков от крепких антарктических морозов. Случаев обмораживания или каких-либо простудных заболеваний за всю зимовку не было.
Радио было почти единственным и надежным средством связи маленькой затерянной в снежных просторах станции с внешним миром. С научной обсерваторией Мирный поддерживалась ежедневная регулярная радиосвязь, туда передавались сводки погоды, адресованные на родину телеграммы, велась служебная переписка. Часто устраивались радиотелефонные переговоры. По радио мы узнавали о всех важных событиях, происходивших у пас на родине и во всем мире. Ежедневно по вечерам слушали последние известия из Москвы. В тихую погоду, несмотря на огромное расстояние, слышимость была всегда хорошей, но в дни пурги из-за атмосферных помех работа резко ухудшалась. В двух-трех случаях мы убеждались в полном непрохождении радиоволн. Так, в конце августа и начале сентября в течение пяти дней с радиостанцией Мирного не было никакой связи.
В жизни и работе полярной станции очень важное значение имеет электричество, оно прочно вошло в быт полярников. Электрическим светом освещалась станция в полярную ночь и в долгие зимние вечера, свет благотворно влиял на психику и настроение людей. Станция с электричеством — это живой, деятельный организм, станция без электричества похожа на заброшенное старое зимовье.
На электрической плите полярники готовили себе завтрак, обед и ужин, растапливали снег и грели воду для газогенератора и бытовых нужд, обогревали помещение, а иногда в целях лечебной профилактики включали настольную ртутно-кварцевую лампу и пользовались ее целебными ультрафиолетовыми лучами.
Два небольших дизель-генератора вполне обеспечивали нашу станцию электроэнергией. Но пониженное атмосферное давление, обусловленное высотой местности над уровнем моря, сказывалось и на работе двигателей. По нашим наблюдениям, двигатели, установленные в электростанции, не могли развивать больше 75—80% их нормальной мощности, хотя они были новые и находились в хорошем техническом состоянии. Чтобы получить в этих условиях полную мощность, необходимо применять наддув, т. е. принудительное нагнетание во всасывающий трубопровод воздуха, давление которого было бы выше атмосферного.
В зимнее время из-за сильных морозов регулярные рейсы самолетов из Мирного в район станции Восток-1 не предусматривались, однако было решено на всякий случай подготовить и иметь взлетно-посадочную полосу. В начале зимы В. В. Цветков на своем мощном тягаче с прицепленной деревянной гладилкой-волокушей укатывал намеченный для этого участок снежной равнины. Снежные заструги на полосе постепенно срезались, снег стал плотным и утрамбованным, вся полоса выглядела гладко выутюженной. Летчики дали ей хорошую оценку. Первый самолет, прилетевший из Мирного (летчик Б. Миньков), благополучно сел на эту полосу 27 июня, в середине полярной зимы. Самолет доставил на станцию некоторое оборудование, материалы, свежий картофель и киноаппарат с несколькими картинами. С этим же самолетом к нам из Мирного на смену В. К. Шимановичу и В. Н. Александрову прибыли два новых товарища — врач И. И. Тихомиров и аэролог В. К. Кильдяшов. В августе на станцию прибыл из Мирного аэролог А. И. Лукошин. После 15-минутной стоянки самолет поднялся в воздух и улетел.
Более частые полеты на станцию начались с приходом весны. Авиационный отряд экспедиции забросил сюда горючее для санно-тракторного поезда, отправившегося в начале октября из Мирного под руководством А. Ф. Трешникова в глубину материка для организации там промежуточных баз и новых станций. Когда позволяла погода, самолеты из Мирного совершали рейсы, оказывая двигавшемуся поезду помощь во всем, в чем возникала необходимость.
***
Наступил январь 1958 г. Зимовка полярников, которые провели внутри материка десять месяцев, подходила к концу. На рейд Мирного уже пришли и разгружались оба корабля третьей Антарктической экспедиции с новой сменой во главе с Е. И. Толстико-вым. В один из солнечных ясных дней, которыми так богата Центральная Антарктида весной и летом, из Мирного на станцию Восток прилетел самолет, на котором прибыли новые люди, чтобы сменить своих товарищей по работе и заступить на трудную, но почетную вахту в одной из самых южных точек далекой Антарктиды.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения