Маточкин Шар, ГФ

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 07 Декабрь 2020 17:13

 3 НЗ.jpg

НОВАЯ ЗЕМЛЯ, РАЗДЕЛЕННАЯ ПРОЛИВОМ МАТОЧКИНА
ШАРА. РАСТЯНУЛАСЬ НА ТЫСЯЧУ РАЗДЕЛЕННАЯ ПРОЛИВОМ МАТОЧКИНА
ШАРА. РАСТЯНУЛАСЬ НА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ, ЦЕЛЫХ 7 ГРАДУСОВ
ШИРОТЫ ЗАХВАТИЛ ОГРОМНЫЙ ОСКОЛОК МАТЕРИКА. РАЗДЕЛЯЮЩИЙ
ПОЛЯРНОЕ МОРЕ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ И АЗИАТСКУЮ ЧАСТИ.
НОВАЯ ЗЕМЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ БАРЬЕРОМ ДЛЯ ЛЕДЯНЫХ ПОЛЕЙ, НАПИРАЮЩИХ
БЕСКОНЕЧНЫМИ МАССАМИ С ПОЛЮСА. И ЭТИМ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ
ТЕПЛОМУ ТЕЧЕНИЮ ГОЛЬФШТРЕМ СОГРЕВАТЬ ВОСТОЧНУЮ ЧАСТЬ МОРЯ
БАРЕНЦА. ДЕЛАЯ ЕЕ СУДОХОДНОЙ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕХ НАВИГАЦИЙ.
ДЛЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НОВАЯ ЗЕМЛЯ-ЭТО ВОРОТА К УСТЬЯМ ВЕЛИКИХ
СИБИРСКИХ РЕК; ЭТО-ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕВЕРО ВОСТОЧНОГО МОРСКОГО
ПУТИ.
ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛОСЬ ПЛАНОМЕРНОЕ^ЗАСЕЛЕНИЕ
БЕРЕГОВ НОВОЙ ЗЕМЛИ, БОГАТЫХ ТЮЛЕНЕМ. БЕЛУХОЙ. РЫБОЙ И ПЕСЦОМ.
ОСНОВНЫЕ ЖИТЕЛИ НОВОЙ ЗЕМЛИ-ЭТО НЕНЦЫ. ВСЕ ПРОМЫШЛЕННИКИ
НА НОЗОЙ ЗЕМЛЕ ОБ'ЕДИНЕНЫ СЕЙЧАС - В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АРТЕЛИ,
С ОБОБЩЕСТВЛЕННЫМ ИНВЕНТАРЕМ. ТАМ ОТКРЫТЫ ШКОЛЫ ИНТЕРНАТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ. КУРСЫ СПЕЦИАЛИСТОВ МОТОРНОГО
РЫБОЛОВНОГО ФЛОТА И ДВЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ РАДИОСТАНЦИИ-НА
МАТОЧКИНОМ ШАРЕ И НА МЫСЕ ЖЕЛАНИЯ.
ЗАБИТЫЙ ЦАРСКОЙ ОПРИЧИНОЙ ПРЕЖНИЙ ТУЗЕМЕЦ-ТЕПЕРЬ ПОЛНОВЛАСТНЫЙ
ХОЗЯИН СВОЕЙ СТРАНЫ.


СССР на стройке №9 1933
fisch1
 
Сообщения: 2940
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 09 Июнь 2021 15:56

Правда Севера, 1934, № 5, 5 января

 Правда Севера, 1934, № 005_05-01-1934 зимовка МАТШАР.jpg
ПОЛЯРНЫЕ СТРОИТЕЛИ

На полярной обсерватории Маточкин Шар построена новая радиорубка.
Единственным материалом для постройки рубки служил круглый лес-плавник.
Стройку предполагалось выполнить в течение 7500 часов, но шесть рабочих во главе с начальником строительства т. Л. А. Коптевым выстроили будку в 3000 часов.
Полярные ударники работали по 14—16 часов в сутки, несмотря на штормы и снег.
Рабочий СТЕПАН АНИКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10361
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение ББК-10 » 11 Октябрь 2024 19:53

Известия, 1936, №291 (6148), 15.12.1936

 Известия 1936-291 (6148)_15.12.1936 ураган.jpg
* Ураган на Новой Земле. Получено сообщение о том, что 7 декабря над Новой Землей пронесся сильный ураган, которым сорвана 68-метровая мачта полярной станции Маточкин Шар. Выведены из строя электроосветительная и телефонная сети. Через три часа авральных работ, проведенных во время свирепой пурги, радиосвязь и электроосвещение были восстановлены. Вместо поваленной радиомачты теперь сооружены две временные высотой по 12 метров.
 Радио-станция в Маточкином Шаре (фот. Ю. Чирихина)..jpg
 радиостанция  на берегу Маточкина Шара.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10361
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 17 Январь 2025 12:43

 На зимовке.Полярная правда 10 ноября 1938 г. № 257(3627).jpg
На зимовке.Полярная правда 10 ноября 1938 г. № 257(3627)
fisch1
 
Сообщения: 2940
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 17 Январь 2025 12:50

Заря Востока,10 февраля 1938 № 33.
 Заря Востока,10 февраля 1938 № 33.jpg


МАТОЧКИН ШАР, 6. Задержана в пути. (ТАСС). Кончилась трехмесячнан полярная ночь. Сегодня коллектив по­лярной станции Маточкии шар радост­но встретил весело выглянувшее солн­це. Здоровье зимовшиков хорошее, настроение бодрое. Станция работает, как часы, круглые сутки обслуживая экс­педицию по снятию героической чет­верки папанинцев.
fisch1
 
Сообщения: 2940
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маточкин Шар, ГФ

Сообщение fisch1 » 27 Январь 2025 15:11

Участник полярной экспеgиции

Весной 1923 года началась подготовка полярной экспе­диции по освоению Северного морского пути.
Во главе эк­спедиции стоял товарищ дяди Леши* по морскому корпусу, известный гидрограф Николай Николаевич Матусевич. Дядя советовал брату и мне постараться попасть в состав экспеди­ции. Большая часть ее участников набиралась в Петрограде. Подбирали команду для ледокола «Малыгин» и двух судов Северного гидрографического отряда - «Купавы» и «Мурман­ска». В состав экспедиции входили еще два лихтера (морских баржи), один из которых носил громкое название «111 Интер­национал», а другой - «Красный генерал Николаев».
Вполне понятно, что участвовать в полярной экспедиции мне и брату очень хотелось. К нам присоединился товарищ по техникуму Юра Быков (впоследстви и погибший в Отечест­венной войне). Я помню большую толпу желающих принять участие в этом походе; каждого из них, по очереди , в отдель­ной комнате принимали и подробно опрашивал и трое полит­работников, и на основании такой беседы объявляли свое решение. Юра Быков и брат прошли этот опрос и были при­няты. Когда же в комнату вошел я, эта «тройка» долго задава­ла мне разные вопросы, под конец заявив, что я не подхожу , но не объясняя причин. А мне так хотелось принять участие в экспедиции! Думаю, ЧТО ОНИ СОЧЛИ меня СЛИШКОМ моло­дым, да к тому же я не имел никакого стажа работы на флоте. Я стал настаивать. Я тогда еще не имел достаточного жизнен­ного опыта, но впоследстви и мне пришлось убедиться, что если человек чего-то особенно хочет, его доводы могут, подоб­но гипнозу, воздействовать на умонастроение людей. Более часа продолжались наши споры, и в результате я был принят. Нужно было готовиться к отъезду в Архангельск, откуда отправлялась экспедиция. Мы прибыли туда в пассажирском 97 поезде и через несколько дней были распределены по судам. Все трое попали на гидрографическое судно «Купава» . Меня назначили «марсовым-рулевым». "Купава" еще до револю­ ции была куплена в Норвеги и. Там она эксплуатировалась как пассажирский пароход и называлась «Ернсдальфиорд» - это название сохранилось на рынде (судовом колоколе). Во­доизмещение судна было невелико - всего 440 регистровых тонн. В носовой части находилась мачта с марсом (смотровой площадкой), но мне ни разу не пришлось влезать на марс, ра­боту же рулевого я вы полнял регулярно в течение плавания. Внутренние помещения парохода были прилично отделаны. В частности, кубрик (помещение для команды) с нарами в два этажа был отдел ан под ореховое дерево. Он, как обычно, помещался в носовой части, и через него проходили якорные шлюзы (каналы для якорной цепи), так что при подъеме и спуске якоря цепь его громыхала на весь· кубрик. Паровая ма­шина «Купавы» работала на угле, а компас был магнитным. Обращению с ним я хорошо научился в техникуме. Командовал «Купавой» Петр Андреевич Полисадов. Ко­манда парохода была очень разношерстной. Были и славные парни, были и грубые, недисциплинированные, абсолютно аморальные субъекты. Такие люди, которых нельзя назвать иначе как «жизненные отбросы», тогда постоянно встречались среди матросов торгового флота, так сказать, в международ­ном масштабе. Я еще захватил этот период. Нужно отдать справедливость нашему современному торговому флоту в том, что моральный облик его матросов совершенно изме­нился. В числе команды «Купавы» оказалось и несколько учащихся нашего техникума. В Архангельске мы простояли несколько дней. Кроме вахт на корабле, пришлось и поработать. Грузили продукты и материалы для строительства радиостанции, которую тре­бовалось построить на Новой Земле, в том месте, где пролив Маточкин Шар открывается в Карское море. Среди прочих материалов грузили кирпич, который собирали на развали­нах каменного дома в городе. Мне также пришлось потаскать шестипудовые мешки по зыбким доскам над водой. Ничего, привык , хотя поначалу и показалось трудным, но молодость все скрашивала. Ночные вахты приучили меня курить, что тоже скрашивало долгие часы в полном одиночестве.
Познакомился я и с Архангельском, в котором до того никогда не бывал и который вновь увидел через семнадцать . В июле 1923 года Архангельск был зеленым, в значитель­ной части деревянным городом, особенно Соломбала - район города, где стояли суда экспедиции. Всегда хороша была Двина, катившая свои серые волны, на которых колыхались многочисленные суда. Для нас в городе был устроен концерт. Помню выступле­ние какой-то пожилой женщины, декламировавшей длинное стихотворение об Ермаке Тимофеевиче. Запомнилось не только весьма посредственное исполнение, но и горшкооб­разная шляпа над трясущимся лицом и очками. Из курьезов товарищи показали мне се кцию Союза водников, расположен­ную в бывшем подворье Соловецкого монастыря. На лестни­це здания были когда-то росписи, изображавшие святых. Потом на них написал и портреты вождей революции. Но так как старые росписи выполнялись куда более добротными материалами, то получился курьез. Из-за плеча, скажем, Троцкого поднималась длань святого с пальцами, сложенны­ ми для бл агословения. Не говоря уже о том, что почти вокруг всех голов «вождей» проступили нимбы предшественников. Архангельск жил сытно. В Соломбале, недалеко от стоян­ки судов зкспедиции, на берегу Двины находилась базарная площадь. Она была заполнена всякой снедью. Мне особенно за помнилось очень вкусное топленое молоко - «варенец» , продававшийся в чистых берестяных туесах. Но вот погрузка окончена. Мы совершили первое плавание по Двине и ее многочисленным затонам, чтобы опробовать готовность «Ку павы» к плаванию по океану и определить девиацию компаса (погрешности, происходящие от влияния корабельного железа на магнитный компас). Во время этого пробного рейса, в одном из затонов, мы прошли мимо бро­неносца «Чесма». Он стоял заброшенный, покинутый, но все еще грозный. Когда наступил день от плытия , первым снялся с якоря «Малыгин», затем «Купава» с лихтером «111 Интернационал» на буксире. Вышли под вечер и Соловецкие острова минова­ли, когда они уже были скрыты мглой. Утром прошли Канин Нос, и Белое море осталось позади. Вокруг простирался океан,точнее та его часть, которая носит название Баренцева моря . Первое в :жизни плавание, да еще океанское, волновало меня. Оно породило подъем душевных сил, подняло над обычной :житейской прозой. Стоя за штурвалом , впиваясь глазами в компас, я испытывал истинное наслаждение и не замечал трудностей, не чувствовал усталости от этой работы, требо­вавшей напряженного внимания. А в свободное время я часа­ми просиживал на гакаборте (кормовая оконечность судна), не уставая любоваться бескрайним океаном и наблюдая, как из-под судового винта, шипя и пенясь, вырывается вода, вынося на поверхность светящихся фосфорическим светом медуз. На второй день плавания разыгрался девятибалльный шторм. «Купава» оказалась обладавшей очень неприятным свойством : килевая качка на ней была более сильна, чем бортовая. Казалось, что судно почти отвесно падает в волны. «Травили» почти все, и поскольку на свежем воздухе было все же легче, вся команда вылезла на палубу. Брат мой ока­зался на этом фоне молодцом. Я тоже оказался вполне спо­собным переносить качку. А вот молодой штурман, несший вахту и расхаживавший над рублевой рубкой , регулярно, точно по расписанию, «травил» в начале и конце крошечной дистанции, которую он проходил. Наконец, как-то рано утром, когда я стоял на руле, вперед­ смотрящий крикнул: «Земля справа !» Приглядевшись, я постепенно различил на горизонте нечто вроде крохотного бугорка. Прошло немало времени, прежде чем этот бугорок обратился в довольно крутой скалистый берег. Это была цель нашей экспедиции - Новая Земля. Шторм утих. Выглянуло солнце. «Купава» вышла в пролив Маточкин Шар и вскоре ос тановилась у небольшого становища. На берегу стоял довольно большой деревянный дом с рядом окон , выходящих на пролив, и маленькая, тоже деревянная часовня. Вокруг дома и часовни - несколько чумов. Спустили шлюпку, и нес колько человек команд­ного состава и с ними матросы съехали на берег. На обратном пути в шлюпке сидел маленький белый медвежонок. Как выяснилось, его выменяли на две банки сгущенного молока у ненцев, живших в чуме. В деревянном доме обитал русский помор - охотник и рыбак, с семьей, давно поселившийся на Новой Земле и являющийся уполномоченным «Глав­рыбы». Маленький мишка оказался очень славным. Он подру­жился с судовой собакой Шариком, да и со всей командой. Несмотря на свой ребя ческий возраст, он проявлял исклю­чительную подвижность и ловкость. Играя с Шариком, он совершенно свободно бегал по планширю (продольный брус фальшборта). Путь по проливу был сказочным по красоте открыва ю­ щихся видов. Уже спустя четыре года я посвятил ему такие стихи, не в силах забыть зто впечатление:


В заколдованном царстве (Новая Земля)

Мохом диким покрытые груды громад
Над зеленою бездною вод,
В вековечном молчаньи, угрюмо хранят
От пришельцев незваных проход.
Над спокойным отливом стеною слились -
Зоркий глаз не нащупает путь,
Но мы можем сказать им: «Сезам, отворись!» -
И раздвинется грозная грудь.
Царство камня и мха, царство моря и льда,
Непорочных снегов белизна...
Одинаково щедро дарует всегда
Красотой их зима и весна.
Словно сотни титанов сошлися на пир
И заснули вкруг мощных озер,
И бегут ледники в этот сказочный мир
Водопадами быстрыми с гор...

5 июля 1927 г.

Действительно, над спокойными водами пролива громо­здились горы - беспорядочной толпой, иногда напоминая своим видом уснувших гигантских чудовищ. Природа окра­сила их в самые различные цвета - то бурые, то желтые, то красноватые, то черные, сложенные из глинистого сланца. Все зто изукрашено белоснежными снегами и льдами. По проливу мы прошли мимо глетчера Третьякова, окруженного горами и издали казавшегося замерзшим морем. С окрестных гор в глетчер сползали десятки ледников - как реки, стремя­ щиеся в ледяное море. А из него в некоторых местах ледники спускались в пролив и резко обрывались над ним, подмытые волнами. Иногда горы, казалось, сплош ной стеной замыкали впереди проход. Но судно продолжало свой путь - и по мере приближения они раздвигались. Впечатление грандиоз­ности природ ы усиливалось оттого, что не по чему было установить масштаб - ни домов или чумов, ни людей либо животных. Когда «Купава» подошла к восточному выходу из пролива, он казался нам совсем узким - представлялось, что расстояние до скал можно преодолеть одним прыжком. И вдруг мы увидели у самого берега крохотный, как игрушеч­ный, кораблик. Это был ледокол «Малыгин». Сделалось страшно - вот тебе и «один прыжок до берега »! И эта полярная тишина. Какая -то «прозрачная» тишина, как в громадном, холодном и пустом зале. Когда ее прорезает крик чайки или какой-то другой пти цы, - он звучит гулко и резко. На выходе из пролива все суда экспедиции собрались вместе. Здесь была намечена постройка радиостанции. Так как вплотную к берегу суда не могли подойти, вперед толкнули лихтера, но и те остановились на некотором расстоянии от берега. С них перекинули мостки и начали разгружать строй­материалы. Во время разгрузки произошел неприятный случай. От­правляясь в плавание, брат взял с собой зюйдвестку, сохра­нившуюся от отца. Брат очень дорожил ею. Во время работ по разгрузке порыв ветра сорвал с его головы зюйдвестку и понес ее в море. Брат бросился за ней. По горло в воде , он все-таки успел схватить ее, но купанье в воде полярного моря не прошло даром. По возвращении в Петроград Слава заболел туберкулёзом желёз - очень малоприятной болезнью. По окончании разгрузки команда была распределена по работам на строительстве станции. Нас троих назначили в топографическую партию, которую возглавлял Сергей Павло­вич Рябышкин, бывший штабс-капитан корпуса гидрографов и руководитель съемки мурманского побережья. С Кипреге­ лем и вешками мы исходили все окрестности станции, где в малейших углублениях скал лежал вековой снег, а на доступ­ных солнцу местах росли розовые полярные цветы, мох и целые тучи карликовых березок со стволами, стел ющимися по земле. Встречались и животные - бел ые медведи и песцы. Последние в это время года линяли и имели весьма непри­глядный вид. Из озорства я забрался как-то на крутой спуск берега и вы­царапал на глинистом сланце огромными буквами, хорошо видимыми с моря : «Пейте только кофе Бумштейна!» Тут мы были свидетелями любоп ытного для городских жителей явления. Шли косяки рыбы - из моря в пролив, такие густые, что в их пределах, казалось, воды было меньше, чем рыбы. Матросы вытаскивали ее из воды тельняшками, шапками и всем, что попадалось под руку и чем только можно было ее подхватить. Вытащили много, и кок при готовил нам очень вкусный обед. Станция была построена к концу сентября, когда лед, на­ступавший из Карского моря, уже заставлял спешить с уходом экспедиции. На станции было оставлено несколько зимовщи­ков и собак с санями. Обратный путь прошел благополучно, и к началу октября мы возвратились в Архангельск, а оттуда по железной дороге - в Петроград. Интересно было наблю­дать изменение природных условий по мере продвижения на юг. В Арктике уже началась зима, в Архангельске стояла золотая осень, а в Петрограде листва деревьев еще только на­чала желтеть. Я приступил к продол жению занятий в техникуме. Но в конце зимы там была устроена чистка. Ее проводила ком­сомольская организация при непосредственном участии директора Берлинского. Вызывали учащихся и чинили им форменный допрос: кто родители, состоишь ли в комсомоле, а если не состоишь, то почему, и т. п. В резул ьтате из техни­кума было «вычищено» очень много учащихся - в том числе Юра Быков, его младший брат Борис и мы со Славой. Через некоторое время ветер подул в противоположную сторону. Берлинский был снят и заменен Дмитрием Афанасьевичем Лухмановым, кое-кому влетело, а всем исключенным было предложено вернуться в техникум. Брат и Быковы вернулись, а я предпочел переменить «спе­циальность» и стал готовиться к поступлению на Высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Не могу не упомянуть одного разговора с дядей Констан­ тином Михайловичем, относящегося к этому времени. Как­ то, беседуя с ним, я упомянул Ленина. Дядя помолчал, - и вдруг с проникновенно-задумчивым выражением лица и голоса произнес: "Мишенька, а уверен ли ты, что Ленин не переодетый (!) Николай II ?" От изумления я не мог ничего ему ответить. Я был поражен. Хотя я и не очень любил дядю, но считал его, как и все, неглупым человеком. И вдруг такая, да еще серьезно сказанная, фраза! Если бы я не слы­шал, как еще до революции дядя запросто ругал царя, я бы углядел в этой фразе неутолимую тоску завзятого монархи­ста. Но в данном случае дело обстояло, видимо, проще: я столкнулся с отражением той сумятицы в мозгах, которая отл ичала многих российских обывателей, над чьей головой вдруг так неожиданно рухнула многовековая империя со все­ ми своими условностями и привычными представлениями...

Косинский М. Ф. Первая половина века : Воспоминания. - Paris : YMCA-Press, 1995
..........
*Алексей Михайлович Косинский (1880–1930) 
Род. в 1880 г. в Санкт-Петербурге; из дворян; закончил Морской кадетский корпус и в сентябре 1898 года произведен из гардемаринов в мичманы. В 1900-1901 гг. участвовал в заграничном плавании на крейсере II ранга «Джигит», входившем в состав 1-го Тихоокеанского флота. В 1902 г. закончил Минные офицерские классы Балтийского флота, затем штурманские классы. С января 1915 г. командовал эскадренным миноносцем «Забияка», в 1916 г. произведен в капитаны 1-го ранга.
В 1929 г. - заведующий весовым бюро судостроительной верфи №12. Проживал в г.Ленинграде. Арестован 12.08.1929. Приговорен КОГПУ 01.12.1929 по ст. 58-6, 58-11 к 5 годам концлагеря с конфискацией имущества. Умер в 1930 г. в Соловецком лагере. Реабилитирован 01.03.1958 ВК ВС СССР
fisch1
 
Сообщения: 2940
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Пред.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения