carrykey » 10 Октябрь 2019 02:32
„Лена“ у ледяного барьера
Мужество и самоотверженность советских людей
Антарктида полна опасностей, подстерегающих на каждом шагу полярных исследователей. Здесь им приходится тратить много энергии, проявлять мужество, настойчивость.
То, что произошло на днях в районе южнополярной обсерватории «Мирный», еще раз показало нам, как коварна природа Антарктиды, как в борьбе со стихией проявились твердость духа и мужество советских полярников. В нашей памяти останутся имена моряков Николая Буромского и Евгения Зыкова, героически погибших на трудовом посту.
Когда дизель-электроход «Лена», третье судно нашей антарктической экспедиции, прибыло 22 января к 1 берегу «Правды», моряки застали остатки слабого ледяного припая, не пригодного для выгрузки свыше трех тысяч тонн груза, предназначенного обсерватории «Мирный». . Транспортные самолеты, оборудованные турбокомпрессорами для полетов в Южному геомагнитному полюсу и «полюсу относительной недоступности»,. гусеничные тягачи, горючее, ценная аппаратура, строительные материалы и другие жизненно важные для зимовщиков грузы предстояло перебросить на берег. Поиски места выгрузки в окрестностях «Мирного» не увенчались успехом. Тогда, как уже сообщалось в «Водном транспорте», дизель-электроход «Лена» совершил переход от . берега «Правды» к восточному склону западного шельфового ледника.
Здесь летчики авиационного отряда П. Москаленко собрали два самолета «ЛИ-2», затем поднялись в воздух, достигли аэродрома в «Мирном». Покинув западный шельф, «Лена» вскоре прибыла на рейд обсерватории продолжать разгрузку.
Обстоятельства, сложившиеся в результате позднего прихода корабля в Антарктику, вынудили подойти и ошвартоваться у снежного наддува ледяного барьера вблизи скалистой сопки «Комсомольская». Такая разгрузка — рискованная операция. В любую минуту барьер может обвалиться или оторваться от материкового льда, превратиться в айсберг или бесформенные глыбы плавающих льдин. Людям и кораблю угрожает опасность. Экипаж «Лены», зимовщики «Мирного» хорошо помнят февральские дни 1956 года, когда им пришлось разгружать дизель-электроход у высокого ледяного барьера, поныне носящего название Барьера отважных.
Участникам экспедиции удалось выгрузить на барьер близ сопки «Комсомольская» около 1100 тонн. На площадке, по которой подавались сани к борту судна, появились трещины, разгрузка была прекращена. У четвертого трюма в это время находились сани, груженные ценными приборами. Тогда механик-водитель М. Кулешов, сев на трактор, стоявший у барьера, осторожно спустился задним ходом по крутой дороге к . судну, прошел к саням. После этого произошел обвал площадки между первым и четвертым трюмами. Оставшись буквально на маленьком «пятачке», когда сани оказались частично повисшими над обрывом, Кулешов не растерялся и с помощью матросов взял их на буксир, вывел в менее опасное место. Механик-водитель В. Куликов подал своему товарищу трос, его быстро закрепили. Затем гусеничный тягач вывел трактор и сани на берег.
Разгрузка прервалась, но только временно — моряки «Лены» знали, что нельзя терять драгоценного времени. Пока шли поиски места, пригодного для продолжения грузовых операций, десятки тонн аппаратуры и других важных грузов были переброшены в «Мирный» на бипланах АН-2 и вертолете авиационного отряда И. Мазурука, находящегося на борту «Лены» в составе океанографической экспедиции.
Прошло три дня... Снова корабль подошел к ледяному барьеру в трех километрах к западу от «Мирного». Из всех осмотренных участков берега «Правды» это место оказалось единственно пригодным для разгрузки. Барьер тщательно осмотрели, устранили небольшие фирновые карнизы, угрожавшие обвалом. Судно ошвартовалось правым бортом у барьера высотой 15 метров, край которого представлял собой фирновый монолит, без видимых трещин. Моряки завели два ледовых якоря, приняли меры предосторожности — протянули вдоль правого борта бурундук с развешанными на нем спасательными кругами, против каждого трюма спустили штормтрапы. Началась разгрузка всех трюмов, на барьер пошли бочки с горючим, генеральный груз, лес. Тракторы не приближались к краю барьера. На длинных тросах сани осторожно подводились под грузовые стрелы, потом их отбуксировали в безопасное место...
Полярники работали самоотверженно, с большим подъемом рядом трудились моряки, ученые, летчики — люди разных возрастов. Даже разыгравшаяся пурга не прервала разгрузки. Тракторы-тягачи непрерывно отводили от борта судна груженые сани.
3 февраля в сгустившихся сумерках неожиданно произошла катастрофа. В море рухнули тысячи тонн фирна и снега, унося с собой все на них находящееся. Обвал края барьера шириной в 6 метров против третьего и четвертого трюмов случился в 21 час 40 минут. В воде оказались люди, бочки с горючим, бревна...
На корабле прозвучал сигнал тревоги. Прожекторы осветили черную холодную воду, плавающие глыбы льда, теневую часть барьера, откуда слышались крики людей. Кормовые швартовы, закрепленные на льду, были вырваны. «Лена» отошла кормой от обрыва, стала по ветру, удерживаясь на носовых швартовах. Расстояние между судном и берегом увеличивалось. Стоявший у борта дизель-электрохода катер «Пингвин» быстро пошел на спасение людей. Один за другим были спущены в воду спасательные вельботы №№ 4 и 2, сброшен надувной резиновый клиппербот. Пасть экипажа принялась очищать палубу по правому борту от глыбы снега, осторожно работая ломами, лопатами, — под снегом могли быть засыпанные люди.
В эти тревожные минуты, когда смертельная опасность угрожала многим полярникам, попавшим в беду, они не потеряли выдержки, самообладания, боролись со стихией, помогали другу другу. Старший моторист Федор Некрасов оказался на небольшой льдине. Неожиданно ее стало переворачивать, моряк очутился в воде у борта судна. Он ухватился за кормовой бурундук, затем подтянулся к штормтрапу и стал по нему подниматься. Но Некрасов обессилел, не смог больше взбираться по обледенелым перекладинам. Это увидел котельный машинист Владимир Парушников, находившийся на льдине, залитой водой. Он стал изо всех сил кричать на судно, чтобы Некрасову сбросили конец. Когда моторист обвязался, его вытащили на палубу.
Решительно и умело действовала команда катера «Пингвин», состоящая только из четырех моряков во главе со старшим научным сотрудником гидрографом Иваном Швидченко. Небольшое суденышко, быстро маневрируя среди мелкобитого льда и больших льдин, направилось к подножью барьера вслед за лучами прожекторов. Вот рядом оказалась льдина, с которой на палубу катера перепрыгнул младший научный сотрудник комсомолец Игорь Гончаров. Он стал показывать, где борются с волнами тонущие. Вместе с моряками Гончаров вытащил из воды плававшего среди ледяных обломков старшего сотрудника Анатолия Дадашева, не потерявшего сознания, но ослабевшего. Его осторожно перенесли в кубрик, накрыли шубой. Был замечен лежавший неподвижно в ледяной каше главный механик «Лены» Евгений Желтовский. Он был в сознании, время от времени кричал: «Алло, алло». Пострадавшего моряка подняли и бережно уложили рядом с Дадашевым. Спокойно отдавая команду, Швидченко направил катер к потерявшему сознание ремонтному механику Ивану Анисимову, получившему тяжелые ушибы. На борту катера ему, так же как Желтовскому и Дадашеву, была оказана первая помощь. Гончаров, который несколько минут назад сам был на волоске от гибели, все время растирал Анисимову грудь, стараясь привести его в чувство. Затем команда катера подняла из воды уже погибшего штурмана-практиканта Евгения Зыкова, сняла с плавающей льдины котельного машиниста Владимира Нарушникова и научного сотрудника Арнольда Шевченко. Не медля ни минуты, «Пингвин» направился к «Лене». Лишь только катер ошвартовался у борта, как по парадному трапу с носилками быстро спустились моряки и перенесли пострадавших в судовой лазарет. Моряки вельбота № 4 под командой второго помощника капитана Валентина Павлова, подойдя к барьеру, подняли из воды гидрографа Николая Буромского, не подававшего признаков жизни. Его сразу доставили на корабль.
За несколько минут все девять полярников, которые при обвале ледяного барьера оказались в море, усилиями экипажа «Лены» были подняты на борт суда.
В лазарете «Лены» пострадавшим немедленно оказали медицинскую помощь судовой врач Наум Лукацкий, прибывшие врачи антарктической экспедиции Николай Палеев, Владимир Константинов, Александр Михайлов, Игорь Тихомиров, Николай Беляев, Владимир Гаврилов, врач теплохода «Кооперация» Ефим Брусдовский. Пользуясь всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, они боролись за спасение человеческих жизней. Все с волнением следили на борту «Лены» за самоотверженной работой врачей. Прекрасной медицинской помощью, теплой заботой окружены главный механик Евгений Желтовский, ремонтный механик Иван Анисимов. Состояние Желтовского значительно улучшается. Состояние Анисимова также улучшается, хотя оно все еще остается тяжелым. Анатолий Дадашев приступил в работе.
Часть участников экспедиции, работавшая на краю барьера на погрузке саней, в момент катастрофы, не растерявшись, осталась на леднике. Мужественный поступок совершил молодой тракторист Николай Комаров, зимовавший в «Мирном». Он буксировал пакеты металлических труб от четвертого трюма. Когда случился скол фирна, трактор стоял. Комаров почувствовал, как прицепленные к трактору грубы начали скользить ио склону ледника, а машину немного развернуло, .потащило вниз. Тогда тракторист одновременно включил сцепление и дал полный газ. Машина гусеницами зарылась в снег — трубы повисли на тросе над обрывом. Своими смелыми действиями молодой полярник предотвратил гибель трактора, падение тяжелых труб, которые могли нанести увечье людям, оказавшимся в воде.
Участники экспедиции, проявившие, мужество, выдержку во время разгрузки корабля у ледяного барьера, тяжело переживают гибель своих товарищей моряков-героев, трудолюбивых, скромных работников. Гидрограф коммунист Николай Буромский много лет участвовал в исследованиях дальневосточных морей. Полный творческих замыслов, он отправился в экспедиционное плавание на дизель-электроходе «Лена». Комсомолец Евгений Зыков, воспитанник Ленинградского высшего морского инженерного училища имени адмирала С. О. Макарова, готовился стать штурманом, собирался получить практику судовождения в антарктических морях, применить здесь знания, полученные в училище.
Николай Иванович Буромский и и Евгений Кириллович Зыков навечно останутся в памяти исследователей Антарктиды как люди высокого долга, честных устремлений. На одном из островов архипелага «Дружбы», у берега «Правды» состоятся похороны погибших моряков.
Тяжелая утрата не сломила воли и духа советских полярников — разгрузка дизель-электрохода «Лена» продолжается. Работа идет круглые сутки.
Г. Брегман.
Антарктида, южнополярная обсерватория «Мирный»
(Наш спец. корр.)
Газета «Водный транспорт»
- Вложения
-
-