ЭКСПЕДИЦИИ В ВОСТОЧНУЮ ГРЕНЛАНДИЮ В 1935 ГОДУ
Для снабжения норвежской станции Мюгбюкта (бухта Мекензи, восточная Гренландия) из Олесунда 27 июля вышел пароход "Busko". На пути к восточному берегу Гренландии был встречен лед в широте 74°30' N. Он оказался чрезвычайно сплоченным, и местами пароходу пришлось пробиваться вперед с помощью динамита. Только 22 августа "Busko" удалось подойти к промысловому становищу у мыса Хершель, откуда судно проследовало в фиорд Клаверинг. Здесь с датского правительственного парохода "Godthaab", безуспешно боровшегося со льдами, было получено радио с просьбой посетить датскую станцию Сандоуден (Тирольский фиорд), а также оказать помощь четырем датчанам, потерявшим во льдах свое судно и находившимся на мысе Берлин. Взяв датчан на борт, "Busko" направился в Мюгбюкта, но из-за тяжелых льдов не мог достичь ее; снабжение для станции пришлось выгрузить в 20 км от нее.
Тем временем на помощь "Busko" подошел п/х "Veslekari", производивший гидрографические работы в водах Шпицбергена. 24 августа, когда "Veslekari" находился в 12 милях от мыса Hold-With-Hope, корабль подвергся сильному сжатию льдов, в результате чего получил большую течь; положение судна было столь тяжелым, что команда приготовилась оставить его, выгрузив продовольствие и необходимое снаряжение на лед. Пароход все же удалось спасти, и 1 сентября он вошел в фиорд Клаверинг, где встретился с "Busko". Через пять дней оба парохода вышли в обратный путь и 13 сентября прибыли в Норвегию.
Из других судов в навигацию 1935 г. ни одному не удалось пройти севернее Скоресби-зунда. Фиорд Франца-Иосифа был совершенно недоступен. Датское судно "Godthaab", на борту которого находился полярный исследователь
Эйнар Миккельсен, предполагавший инспектировать станции и становища на восточном берегу Гренландии, не смогло пробиться к берегу и вернулось в Копенгаген. Норвежскую станцию Торгилсбу на юго-востоке Гренландии (60°32'N) посетила моторная шхуна "Signalhorn", которая даже здесь, на юге, встретила много льда.
Экспедиция капитана
А. Тролле (
Alf. Trolle) на моторном судне "Thor" производила океанографические работы между Исландией и Гренландией, поднявшись вдоль восточного берега Гренландии на север до 62°30'N. Тяжелые льды несколько раз затирали судно.
Французское исследовательское судно "Pourquoi pas?" под начальством д-ра
Ж. Шарко (
J. В. Charcot) снова посетило восточногренландские воды. 30 июля экспедиция прибыла в Исландию и, получив здесь сведения о неблагоприятном состоянии льдов у восточных берегов Гренландии, несколько изменила свой первоначальный план и направилась к Ян-Майену, где выполнила ряд научных исследований. После вторичного захода в Исландию "Pourquoi pas?" взял курс к восточному берегу Гренландии. Подойти к этому берегу на параллели мыса Дан из-за тяжелых льдов не удалось, и курс был взят на Ангмагссалик, куда судно прибыло 17 августа. Здесь на борт были взяты участники французской этнографической экспедиции во главе с
П. Виктором (
Paul Е. Victor), проведшей в Ангмагссалике год (1934/35). 25 августа "Pourquoi pas?" покинул Ангмагссалик и, без затруднений пройдя через пояс льдов, прибыл в Рейкьявик, откуда направился во Францию.
Краткие сведения об английской экспедиции в восточную Гренландию в 1935 г. под начальством
A. Courtauld и
L. R. Wager, к которой в Исландии присоединились два датских археолога, уже были сообщены в "Бюллетене".
1) На зафрахтованном судне "Quest" экспедиция в середине июля прибыла в Ангмагссалик; пройти дальше на север, до фиорда Видеманна, воспрепятствовали льды. Главный район работ экспедиции — горная цепь Уоткинса — был достигнут сухим путем. Здесь были произведены топографические и геологические работы, а также совершено восхождение на наиболее высокую вершину (3735 м) цепи Уоткинса. Часть экспедиции, в составе 7 человек (в том числе две женщины), осталась зимовать на п-ове Шергорд (Skaergaard), имея целью производство геологических и ботанических исследований. Остальные участники экспедиции вернулись на "Quest" в Англию.
Как видно из этого краткого обзора экспедиционных работ, состояние льдов у восточного берега Гренландии было летом 1935 г. крайне неблагоприятным, что хорошо совпадает с данным еще 23 февраля 1935 г. Государственным гидрологическим институтом прогнозом,
2) в котором указывалось, что "следует ожидать трудную доступность восточных берегов Гренландии".
1) См.
"Бюлл Аркт, инст.", 1935, № 12, стр. 450—451.2) "Бюлл. Аркт. инст.", 1935, № 3—4, стр. 90—91.В. Ю. ВИЗЕ