Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Декабрь 2011 15:13

«Русский репортер» №50 (228) /22 дек 2011, 00:00 http://expert.ru/russian_reporter/2011/ ... osvoeniya/

Арктика: стратегии освоения
Федор Лобанов

Россия не только сформулировала задачи освоения Арктики, но и приступила к их выполнению. Локомотивом развития Ямало-Ненецкого автономного округа являются разработка и обустройство Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения, а также строительство магистрального экспортного газопровода Бованенково — Ухта. Но это только часть большой стратегии освоения Русского Заполярья. Какие еще стратегические проекты будут реализованы в ближайшей перспективе, «РР» рассказали в Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа

Сегодня в мире наблюдается всплеск интереса к Арктике. Основная причина состоит в том, что многие страны готовы инвестировать в освоение богатых природных ресурсов макрорегиона. Причем Арктика — это одно из немногих мест на планете, которым еще предстоит национальное присвоение, ведь изначально ресурсы Заполярья не были поделены между странами. На арктические зоны претендуют как минимум пять государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и Соединенные Штаты. Все эти страны имеют выход к побережью Северного Ледовитого океана. Национальные претензии могут в будущем подкрепляться разными аргументами, но понятно, что главный из них — практический, то есть реальная готовность страны активно осваивать Север.

Континентальная часть российской Арк­тики (Архангельская область, Республика Коми, полуостров Ямал, полуостров Гыдан, равнинный Таймыр) располагает уникальными ресурсами нефти и газа, к разработке которых Россия только приступает. Но уже сейчас можно сказать с полной определенностью, что эпоха больших российских арктических проектов началась. Речь идет не только о том, что крупнейшие российские компании инвестируют в добычу полезных ископаемых. Оживление заметно и в социальной сфере. Так, в Ямало-Ненец­ком округе (ЯНАО) сегодня строится свыше 340 тыс. кв. м жилья. До конца года будут введены в эксплуатацию 166 тыс. кв. м, в 2012 году — уже 192 тыс. кв. м. Причем регион не изолирован от остальной России, что видно по росту объемов пассажирских перевозок. По социально значимым маршрутам в 2011 году совершили полеты 240 тыс. пассажиров, а ведь это почти половина населения ЯНАО.

Похоже, именно столица Ямала — Салехард станет центром обсуждения проектов и программ развития. В уходящем году здесь состоялись Международный арктический образовательный форум и правовая арктическая конференция. В 2012 году ученые разных стран съедутся на конференцию по изучению мерзлоты, впервые за 30 лет со дня основания форума проводимую в России. А к 2015 году ожидается открытие международного арктического научно-инновационного и выставочного комплекса «Экспо-Арктика» и проведение арктического саммита.

Освоение Бованенковского месторождения

Официальное название

Программа комп­лексного освоения месторождений полу­острова Ямал и прилегающих акваторий (ОАО «Газпром» совместно с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа).

Суть

Ямал — это ключевой регион для «Газпрома», компания добывает в ЯНАО более 90% газа (около 83% всей российской добычи). Новые месторождения Ямала — главный ресурс роста добычи газа в России. Суммарные запасы крупнейших месторождений Ямала — Бованенковского и Харасавэйского, а также Новопортовского — составляют 5,9 трлн куб. м газа, 100,2 млн т конденсата и 227 млн т нефти. Для обеспечения транспортировки ямальского газа до 2030 года планируется создать уникальную, не имеющую аналогов в России газотранспортную систему нового поколения, которая станет существенным вкладом в полномасштабную реконструкцию российской газотранспортной системы.

Сроки

Ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов по обустройству сеноман-аптских залежей Бованенковского месторождения производительностью не менее 15 млрд куб. м газа в год и системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта намечен на III квартал 2012 года.

Производство сжиженного газа на полуострове Ямал

Официальное название

Развитие производства сжиженного природного газа (СПГ) на территории полуострова Ямал.

Суть

Речь идет о строительстве ОАО «НОВАТЭК» завода СПГ в районе поселка Сабетта. Предполагается ввод двух очередей завода мощностью 7,5 млн т каждая. С ним будут естественным образом связаны инвести­-ции в строительство необходимой инфраструктуры, в том числе в промысловые газопроводы, аэропорт, морской порт и др. Завод будет работать на базе Южно-Тамбейского месторождения, в планах также подключение к проекту освоения месторождений Тамбейской группы. Южно-Тамбейское месторождение является крупнейшим на севере полуострова Ямал: запасы газа в нем составляют 1,3 трлн куб. м; оно характеризуется высокой степенью изученности — 80%, пробурено 55 поисковых и разведочных скважин. Реализация проекта строительства завода СПГ на полуострове Ямал позволит России занять лидирующие позиции в освоении арктических технологий разработки месторождений углеводородного сырья. Предполагается, что проект будет работать и для внутреннего рынка, и на экспорт — по Северному морскому пути (Европа, США, страны АТР).

Сроки

Начало строительства — 2011 год, планируемый ввод в эксплуатацию — 2016 год.

Строительство Северного широтного хода

Официальное название

Проект Северного широтного хода Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево в рамках программы частно-государст­вен­ного мегапроекта «Урал промышленный — Урал полярный».

Суть

Создание железнодорожной и прочей транспортной инфраструктуры, необходимой для освоения газоконденсатных и неф­тяных месторождений, а также в качестве условия развития Ямало-Ненецкого автономного округа вообще. Будет достроена узловая станция Обская-2, будут проложены участок железной дороги, который свяжет Салехард с имеющейся сетью общедоступной Северной железной дороги, и линия Салехард — Надым, будет сооружен мост через Обь, планируется достроить и ввести ряд других путей.

Сроки

Начало строительства объектов — 2011 год, планируемый ввод объектов в эксплуатацию — 2015 год.

Нефтепровод Заполярье — Пур-Пе — Самотлор

Официальное название

Строительство неф­тепроводной системы «Нефтеперекачивающая станция (НПС) "Пур-Пе" — НПС "Самотлор"».

Суть

Нефтепровод Заполярье — НПС «Пур-Пе» — НПС «Самотлор» будет самым северным магистральным нефтепроводом в нашей стране, и в этом его уникальность.

Целью проекта является обеспечение роста объемов перекачки нефти по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» c месторождений ЯНАО и севера Красноярского края, в том числе с Ванкорского месторождения, на нефтеперерабатывающие заводы России и на экспорт в восточные страны. В рамках проекта уже выполнено строительство линейной части общей протяженностью 429 км диаметром 1020 мм на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Сроки

Начало транспортировки нефти запланировано на II квартал 2012 года.

Электростанция «Полярная»

Официальное название

Строительство 1-й очереди ТЭС «Полярная» установленной электрической мощностью 268 МВт.

Суть

В условиях активного промышленного освоения арктического Ямала встает задача бесперебойного снабжения электроэнергией новых объектов производства. Кроме того, есть необходимость обновления системы обеспечения жителей Салехарда теплом: пора выводить из употребления ряд устаревших и малоэффективных котельных. Это позволит, кстати, снизить тарифы на тепло и электроэнергию для жителей.

Сроки

Начало фактической реализации проекта — 2011 год, ввод электростанции в эксплуатацию планируется производить поэтапно, в составе двух пусковых комплексов, к концу 2013-го — началу 2014 года.

Условия для инновационного малого и среднего бизнеса

Официальное название

Организация средних и малых производств на основе продукции Новоуренгойского газохимического комбината (ГХК) в рамках бизнес-инкубатора и технопарка (г. Новый Уренгой).

Суть

Конечно, ключевое направление развития Русской Арктики — это освоение природных ресурсов. Но и становление новых сфер бизнеса важно чрезвычайно, поскольку они обеспечивают не только добычу ресурсов, но и создание диверсифицированной экономики, а значит — полноценной жизни в этом макрорегионе. Например, Новоуренгойский ГХК рассматривается как ядро бу­дущего регионального газохимического центра, на базе которого может успешно сформироваться пояс малых и средних инновационных предприятий, направленных на производство конечной продукции более высоких переделов.

Сроки

В 2013 году на Новоуренгойском ГХК планируется ввод мощностей по производству этилена (0,42 млн т в год) и по производству полиэтилена (0,4 млн т в год).

Переработка попутного газа

Официальное название

Переработка газа для увеличения степени извлечения широкой фракции легких углеводородов из попутного нефтяного газа как минимум до 95,0%.

Суть

Извлекаемые из попутного газа легкие углеводороды в дальнейшем будут использоваться нефтехимическими предприятиями в качестве сырья для получения индивидуальных углеводородов, из которых производят каучук, моющие средства, автомобильные шины и многое другое.

Сроки

В настоящее время на территории ЯНАО при государственной поддержке правительства автономного округа реализованы следующие проекты:

инвестиционный проект ООО «Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс»;
инвестиционный проект «Реконструкция установки низкотемпературной конденсации на установке переработки газа-2 на ОАО “Губкинский газоперерабатывающий комплекс”» и др.

Ветроэнергетика

Официальное название

Пилотная ветро-дизельная электростанция в населенном пункте с изолированной энергосистемой.

Суть

Наиболее перспективным альтернативным источником электроэнергии на данный момент является ветроэнергетика. Предварительная проработка проекта показала, что на рынке существуют необходимые для его реализации оборудование и технологические решения, а также обладающие необходимыми компетенциями компании, заинтересованные в участии в создании ветро-дизельного комплекса как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации. Предварительные расчеты показывают, что операционные затраты у ветро-дизельного комплекса существенно ниже, чем у дизельных электростанций, что обеспечивает экономическую целесообразность проекта. Подавляющее большинство районов России с высоким ветропотенциалом находится в зоне изолированных энергосистем, при этом расходы на их содержание огромны: только в 2009 г. в районы Крайнего Севера было завезено 4 млн т топлива более чем на 100 млрд рублей. Ямало-Ненецкий автономный округ заявил о своей готовности выступить в роли соинвестора такого рода проектов, а также испытательной площадки для оборудования и технологий, потребителя продукции и участника процесса разработки и производства некоторых узлов. При этом производство может быть организовано одной из российских компаний.

Сроки

Создание ветро-дизельного комплекса находится на стадии инвестиционных идей и пилотных проектов.

Развитие приключенческого туризма

Официальное название

Проекты модернизации инфраструктуры общего пользования (развитие инфраструктуры связи, автодорожного и внутрирегионального авиасообщения), формирование современной туристической индустрии.

Суть

По оценкам экспертов, на территорию ЯНАО ежегодно прибывают всего от 3 до 5 тыс. туристов. Менее 10% из них — 200–300 человек в год — пользуются услугами туристических операторов, остальные представляют собой «дикий», неорганизованный поток. Туристический спрос в ЯНАО — это спрос на приключение, на романтику «открытия Севера», интерес к культуре коренных народов. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа объявило, что будет развивать инфраструктуру, необходимую для привлечения туристов, и при этом готово поддержать частных предпринимателей, работающих в этой сфере. Подготовка площадок под реализацию инвестиционных проектов, строительство объектов инфраструктуры, покупка оборудования для организации туристических программ и последующая сдача его в аренду туроператорам, формирование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в туристической сфере — важные задачи региональных властей в рамках развития отрасли.

Сроки

Текущий этап — подготовка инвестпроектов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информаци. Аналитические обзоры.

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Декабрь 2011 15:29

Профессор права Университета Британской Колумбии в Канаде Майкл Байерс<br />http://novos.mk.ru/article/2011/12/07/650092-iz-kanadyi-s-lyubovyu-.html?action=comments : DETAIL_PICTURE_650092_58604554.jpg
Россия продвигается в Арктике
Оригинал публикации: Russia pulling ahead in the Arctic "Toronto Star", Канада 28/12/2011 13:41
Майкл Байерс (Michael Byers), Новосибирск.
Перевод: ИноСМИ 29/12/2011 http://www.inosmi.ru/arctica/20111229/181667609.html

Майкл Байерс - приглашенный профессор Новосибирского университета, завкафедрой исследований Канады в области глобальной политики и международного законодательства в Университете провинции Британская Колумбия (University of British Columbia), автор книги «Кто владеет Арктикой?» (Who Owns the Arctic?)


    «У Канады хорошие рабочие отношения с Россией по Арктике. Граничащие с Арктикой государства воевать не собираются».

    Представитель российского Министерства иностранных дел улыбается, цитируя канадского премьер-министра, слова которого приводились в американской дипломатической депеше, обнародованной ранее сайтом WikiLeaks.

    Хотя Стивен Харпер (Stephen Harper) никогда не рассчитывал на то, что его разговор с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном (Anders Fogh Rasmussen) будет обнародован, анализ был абсолютно правильным. Здесь в Новосибирске (городе с населением в 1,5 миллиона человек) люди больше заинтересованы в торговых и инвестиционных возможностях, чем в геополитических заговорах.

    Покрытые свежевыпавшим снегом улицы заполнены новыми японскими автомобилями; в витринах магазинов демонстрируются последние веяния европейской моды. Большинство студентов, которые ходят на мои лекции, бегло говорят по-английски; у некоторых уже есть договоренности о работе, связанной с московскими отделениями и филиалами международных юридических компаний и компаний, работающих в области управленческого консультирования. Другие останутся в Новосибирске, городе, который извлекает выгоду из того, что является крупным транзитным узлом на Транссибирской железнодорожной магистрали. Отсюда поезда возят древесину, нефть и другие полезные ископаемые на восток, а также на юг в Китай. В гостинице, которая располагалась неподалеку от железнодорожного моста через реку Обь, я практически постоянно мог ощущать вибрации от проходящих тяжело груженых поездов.

    Сибирь больше, чем Канада, и ее добывающая отрасль более развита, частично это является наследием сталинской эпохи, когда был курс на самообеспечение. Примерно 20% ВВП России обеспечивается за счет этой огромной и малонаселенной территории.

    Николай Похиленко, директор Института геологии и минералогии имени В.С.Соболева : images.jpg
    Николай Похиленко - директор Института геологии и минералогии имени В.С.Соболева. Этот полевой геолог, в ведении которого - более семисот ученых и технических работников, провел двенадцать летних периодов, работая на канадские горнодобывающие компании, и именно благодаря ему было обнаружено крупное месторождение алмазов на Северо-западных территориях. В элегантном костюме он удивительно похож на Шона Коннери.

    Похиленко показывает мне геологическую карту своего последнего открытия, всего в ста километрах от северной береговой линии России. «Там миллиарды, - с энтузиазмом говорит он, - миллиарды карат».

    У России также имеются огромные запасы нефти и газа, как на суше, так и в море. Ранее в этом году Россия и Норвегия разрешили крупнейший спор о суверенитете в Арктике - разделив спорный участок Баренцева моря ровно пополам.

    В результате достижения соглашения о границе норвежская национальная нефтяная компания StatOil получила разрешение инвестировать средства в крупнейший российский проект в области природного газа, а российский Газпром теперь имеет доступ к ведущим норвежским технологиям и огромному опыту этой страны.

    Премьер-министр Владимир Путин приветствовал соглашение речью об арктическом сотрудничестве. «Если оставаться в Арктике в одиночестве, - воскликнул он, - не выживешь».

    Раскрытие сундука с сокровищами российской Арктики потребует новых транспортных маршрутов. Некоторые сибирские чиновники говорят об идее строительства железной дороги к Беринговому проливу и далее по тоннелю в Северную Америку. Этот план можно было бы легко отмести как нереалистичный, пока не вспомнишь о том, что некогда и Транссиб, соединяющий Европу с Китаем и Тихим океаном, тоже казался лишь мечтой.

    Однако сибиряки с гораздо большим энтузиазмом говорят о Северном морском пути как о более реалистичном маршруте, который предлагает прямую связь по морю, обеспечивающую переход из Атлантического в Тихий океан, и который из-за изменения климата периодически освобождается ото льда. Сотни судов воспользовались этим водным путем прошлым летом для транспортировки природных ресурсов из российских портов на азиатские и европейские рынки.

    Южнокорейские верфи строят десятки грузовых судов ледового класса, которые дадут возможность расширить период навигации за пределы одних лишь летних месяцев, в то время как российское правительство строит новые ледоколы для сопровождения судов в конвоях.

    Россия намерена превратить Северный морской путь в коммерчески жизнеспособную альтернативу Малаккскому проливу и Суэцкому каналу. Но есть лишь одна ложка дегтя: Соединенные Штаты, которые выступают против российских претензий и заявлений о том, что ключевые части Северного морского пути представляют собой российские территориальные воды.

    Примечательно, что юридическая позиция России идентична той, которую заняла Канада в отношении Северно-западного прохода; в случае с Канадой единственной страной, которая выступает против канадских претензий на территориальные воды, являются опять-таки Соединенные Штаты Америки.

    Во время конференции в Новосибирске я объяснил, что Советский Союз выразил поддержку юридической позиции Канады, когда США отправили ледокол через Северо-западный проход в 1985 году. Один советский профессор задал логичный вопрос: «Поддерживала ли в свою очередь Канада когда-либо претензии Советского Союза на Северный морской путь?»

    Я ответил, что, хотя взаимное признание усилило бы юридические позиции обеих стран, Канада никак не могла поддержать Советы во времена холодной войны в споре с Соединенными Штатами.

    Профессор посмотрел на меня насмешливо: «Но холодная война закончилась, не правда ли? Россия вообще-то вот-вот войдет в ВТО».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 29 Февраль 2012 22:47

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПОЛЯРНОЙ ТЕМАТИКИ - ЗАБОТА О БУДУЩЕМ РОССИИ

В последний календарный день нынешней зимы в Северном (Арктическом) федеральном университете (САФУ) впервые отметили День Арктики:

http://narfu.ru/

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова проходят мероприятия, посвященные Дню Арктики. В главный корпус САФУ на праздник прибыл губернатор Архангельской области Игорь Орлов, спикер областного Собрания Виталий Фортыгин, другие официальные лица.

P.S. Представляется,что в РГМАА можно было бы организовывать что-то вроде "День полярника" :)
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 07 Март 2012 09:42

СКОПЛЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ В АНТАРКТИКЕ В ВИДЕ ЦВЕТКА

http://www.epochtimes.ru/content/view/59211/2/

Огромный цветок из водорослей в Антарктике виден со спутников
Дата: 06-03-2012 12:38 Сима ПЕТРОВА. Великая Эпоха (The Epoch Times)

«Мы предполагаем, что там сейчас происходит громадный пир», - сказал морской гляциолог и метеоролог Лизер. Живые существа этого антарктического региона, от криля до китов, могут набивать свои животы этими водорослями. Фото: abendblatt.de
Читайте также:

Цветок из водорослей размером 100 на 200 км виден на снимках, полученных с одного из спутников американского космического агентства НАСА, сообщило агентство новостей dpa 5 марта.

Сенсационная находка вызвала волнение среди многих исследователей. Ученые обнаружили огромный цветок водорослей в Антарктике. «Мы уже наблюдали мелкие цветы из водорослей, но не такие большие в этом регионе», - сказал в понедельник немецкий исследователь Ян Лизер из университета Тасмании, Австралия. Коричневато-зеленый ковер виден даже из космоса.

Цветок из водорослей имеет размер около 100 на 200 км. На снимках со спутника американского космического агентства НАСА его обнаружил Лизер, уроженец Берлина.

«Мы предполагаем, что там сейчас происходит громадный пир», - сказал морской гляциолог и метеоролог Лизер. Живые существа этого антарктического региона, от криля до китов, могут набивать свои животы этими водорослями. Повсеместно мелкие водоросли являются основным источником питания.

По мнению ученых, существует множество причин такого феномена: «Снег мог смешаться с крупинками пыли, содержащими железо, и попасть в Антарктику с помощью ветра, что способствовало росту водорослей». Возможно также, что и тающий припай, особая форма морского льда, высвободил содержащуюся пыль и грязь. Обычно в море не хватает железа.

В настоящее время берутся пробы для определения вида водорослей. «Возможно, это вид Phaeocystis», - говорит Лизер. Эти водоросли встречаются во всех морях. Цветок из водорослей был обнаружен 20 февраля, и будет сохраняться, предположительно, еще две недели, сообщил эксперт.

Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/59211/2/


УВАЖАЕМЫЕ МОДЕРАТОРЫ! "ПЕРЕНАПРАВЬТЕ ИЛИ ПОДСКАЖИТЕ МНЕ ФОРУМ-ТЕМУ: ПРИРОДА АРКТИЧЕСКИХ И АНТАРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 07 Март 2012 23:08

ГЛУБОКОВОДНЫЙ ПОРТ АРХАНГЕЛЬСК СТАНЕТ ШИРОКИМИ ВОРОТАМИ В АРКТИКУ

http://www.regnum.ru/news/polit/1506728.html

Проект строительства глубоководного порта в Архангельске поддержан на высшем уровне

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1506728 ... z1oSmsHVNE


На очередном координационном совете Финансово-банковского Совета Содружества Независимых Государств (ФБС СНГ), прошедшем 29 февраля 2012 года в Москве, был рассмотрен проект строительства нового глубоководного морского порта в районе о. Мудьюг дельты Северной Двины.

Совет поддержал разработку финансовой схемы по привлечению Российских и иностранных инвестиций в данный проект. Об этом в ходе встречи с и.о. министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнестом Белокоровиным сообщил генеральный директор ОАО "Управляющая компания "Глубоководный район имени М.В. Ломоносова Архангельского морского порта" Валерий Григорьев.

По его словам, члены координационного совета выразили уверенность, что новый глубоководный район расширит транспортную схему морских портов стран СНГ, а также обеспечит развитие морских торговых путей, в том числе Северного морского пути. В ходе обсуждения проекта генеральный директор ФБС СНГ Павел Нефидов высказал мнение, что реализация инвестиционного мегапроекта в Архангельске может стать своеобразным локомотивом социально-экономического развития всей Арктической зоны России, СНГ, Архангельского региона.

"В настоящее время на рассмотрении правительства Архангельской области находится письмо ФБС СНГ с предложением принять участие в реализации проекта. В письме обозначена необходимость выделения территории для проектирования и строительства глубоководного порта, заключения соглашение о сотрудничестве, а также создания государственно-частного партнёрства на базе ОАО "УК "Глубоководный район имени М.В. Ломоносова Архангельского морского порта". От скорейшего принятия решения зависит начало реализации проекта", - подчеркнул Валерий Григорьев.

По мнению Эрнеста Белокоровина, строительство глубоководного порта позволит серьезно повысить статус, значимость и инвестиционную привлекательность Архангельской области, как одного из основных участников транспортно-логистической системы Арктической зоны России.

"Строительство глубоководного порта в Архангельске - проект государственного значения. Это подтверждает его включение в стратегию развития Арктики до 2020 года", - отметил Белокоровин.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 04 Сентябрь 2012 22:08

"перерыл" кучу тем этого портала,не зная куда поместить сию инфу;вероятно,тема "Этот день в истории" была бы не лишней...

http://flot.com/news/dayinhistory/index ... NT_ID=2390
Последнее великое географическое открытие

Честь открытия архипелага, расположенного в непосредственной близости от Таймыра, выпала на долю русских военных моряков — участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг. По тем временам это была прекрасно оборудованная и хорошо оснащенная комплексная полярная экспедиция. Помимо составления более точных мореходных карт и лоций Северного морского пути намечалось попутно осуществить обширные метеорологические, аэрологические, океанографические, геологические, зоологические, ботанические и другие работы.

Для выполнения намеченных задач на Невском судостроительном заводе в Петербурге были построены в 1908—1909 гг. два однотипных гидрографических судна "Таймыр" и "Вайгач", представлявших собой пароходы ледокольного типа водоизмещением 1292 т, длиной 54,9 м и шириной 10,7 м. После спуска на воду корабли зачислили в состав Военно-морского флота России, а их экипажи укомплектовали военными моряками.

Из Петербурга "Таймыр" и "Вайгач" направились на Дальний Восток обычным путем — через Суэцкий канал и Индийский океан. В июле 1910 г. моряки благополучно достигли Владивостока и вскоре ушли в свой первый полярный поход. В ту навигацию они смогли проникнуть только в район к западу от чукотского селения Уэлен, расположенного на юго-восточном побережье Чукотского моря вблизи мыса Дежнева. Это плавание явилось своеобразной разведкой, во время которой моряки ознакомились со специфическими условиями плавания в морях Арктики. На следующий год предстояло выполнить гидрографические работы вплоть до устья Колымы, а в 1912 г. кораблям удалось пройти еще западнее — до устья Лены и дальше к острову Петра у восточного побережья Таймырского полуострова. Тяжелые сплоченные льды в западной части моря Лаптевых, примерно в 150 милях (1 морская миля равна 1,852 км. - Е.З.) от мыса Челюскина, остановили продвижение судов на запад. 5 сентября 1912 г. начальник экспедиции И.С. Сергеев вынужден был отдать приказ о возвращении во Владивосток. Результаты третьего похода оказались весьма плодотворными: впервые суда, выйдя из Владивостока, смогли достичь устья Лены, впадающей в море Лаптевых.

В 1913 г. исследования были продолжены на запад от Лены. В пути внезапно заболел начальник экспедиции, и его сменил командир "Таймыра" капитан 1 ранга Б.А. Вилькицкий — сын начальника Главного гидрографического управления Морского министерства России, известного военного гидрографа и деятеля Русского географического общества генерала А.И. Вилькицкого (кстати, одного из организаторов экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг.).

Впервые, огибая с севера Новосибирские острова, экипаж "Таймыра" 10 августа обнаружил ранее не известный небольшой остров, названный именем генерала А.И. Вилькицкого. После удачных совместных работ по описанию западного побережья моря Лаптевых и прилегающих к нему островов оба судна остановились 1 сентября в 12 милях от мыса Челюскина. Путь на запад был закрыт сплошным невзломанным льдом большой толщины. В поисках свободного прохода начальник экспедиции решил продвигаться на север вдоль кромки ледяного поля и, обогнув его, выйти к побережью Таймырского полуострова. Вскоре на этом переходе, к северо-востоку от мыса Челюскина, показалась низменная полоса неизвестной земли. Так был открыт остров малый Таймыр, входящий в архипелаг Северная Земля.

На пути кораблей начали попадаться большие айсберги высотой до 10-12 м. Их неожиданное появление вызвало оживленные комментарии участников экспедиции: никто из полярных исследователей прежде не встречал вблизи полуострова Таймыр плавающих обломков ледников. Трудно было определить, откуда они принесены. Некоторые моряки ошибочно полагали, что эти айсберги "отелились" на Новой Земле и даже на Земле Франца-Иосифа. Рано утром 3 сентября 1913 г. с обоих судов почти одновременно заметили очертания высокого гористого берега с пятнами снега. "Таймыр" и "Вайгач" приблизились к большому острову, впоследствии названному Большевик.

На другой день члены экипажей сошли на берег, чтобы присутствовать на торжественной церемонии подъема русского национального флага на вновь открытой земле, названной Землей Императора Николая II. В 1926 г. она была переименована в Северную Землю. В приказе, зачитанном начальником экспедиции Б.А. Вилькицким, говорилось: "Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина не широкий океан, как его считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое значение, оно объясняет много в распределении льдов океана и новое направление Великого пути"...

Источник: courier.com.ru, Е.М. Зингер, "Подвиг во имя России"

Историческая дата: 04.09.1913
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Сентябрь 2012 08:57

Юрий Клименко пишет:"перерыл" кучу тем этого портала, не зная куда поместить сию инфу; вероятно, тема "Этот день в истории" была бы не лишней...

Да, что-то такое давно просится. Непонятно - как её сорганизовать, чтобы не получилась мешанина.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Сентябрь 2012 09:27

Юрий Клименко пишет:"перерыл" кучу тем этого портала,не зная куда поместить сию инфу; вероятно,тема "Этот день в истории" была бы не лишней...
Историческая дата: 04.09.1913

Тема вполне логично ложится сюда viewtopic.php?f=7&t=739 :)
А "юбилейной" сия дата будет через годик.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 07 Сентябрь 2012 11:16

Вот спасибо,толковым "хозяйственникам"! :tnxman:
Заодно прочёл много интересного в топике по приведённой ссылке.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 08 Сентябрь 2012 10:18

Иван Кукушкин пишет:
Юрий Клименко пишет:"перерыл" кучу тем этого портала, не зная куда поместить сию инфу; вероятно, тема "Этот день в истории" была бы не лишней...

Да, что-то такое давно просится. Непонятно - как её сорганизовать, чтобы не получилась мешанина.


Может,в нашей "полярной энциклопедии" добавить раздел: Этот день в истории.Значимые даты полярной тематики?
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Сентябрь 2012 11:35

Может,в нашей "полярной энциклопедии" добавить раздел: Этот день в истории.Значимые даты полярной тематики?

Раздел добавить не сложно. Пока непонятно - как его сорганизовать, чтобы был не котелок с кашей, а структура. Какое нужно деление темами - по дням, или достаточно месяцев?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 08 Сентябрь 2012 17:04

Думаю,"месячников" достаточно.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 08 Сентябрь 2012 17:09

http://topwar.ru/18630-na-rossiyu-nastu ... evera.html

На Россию наступают с севера?
Сегодня, 06:38 | Просмотры: 4392


На минувшей неделе в норвежском городе Будё прошла встреча представителей военных ведомств североевропейских государств: непосредственно Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Так как у Исландии своего министерства обороны нет, то эту страну представлял чиновник, ответственный за участие в Североатлантическом альянсе. Встреча была посвящена арктической безопасности, в которой новая формирующаяся пятерка собирается играть немаловажную роль.

Но если говорить о безопасности вообще, как и об арктической безопасности, в частности, с военной точки зрения, то здесь, соответственно нужно подразумевать наличие следующего вопроса: безопасность, простите, от кого?..

Попытаемся проанализировать, кто же может являться потенциальным противником Исландии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии в арктическом регионе. Для этого на начальном этапе достаточно обратиться к географической карте, которая скажет, что выход непосредственно к Арктическому региону, помимо указанных пяти государств или их «заморских» территорий (кстати, Финляндию с большой натяжкой можно называть страной, имеющей территориальные контакты с Арктикой), имеют такие страны как Соединенные Штаты Америки, Канада и Россия.
Выходит, что нужно искать источник опасности для указанной северной пятерки среди этих трех государств. Пойдем по порядку.
Номер первый – США. Однако как же может представлять опасность одна страна для другой страны, если они по определению являются союзниками, мало того состоящими в одном военном блоке. Речь идет о таких государствах как Норвегия, Исландия и Дания, которые состоят в НАТО вместе с теми же «потенциально опасными» американцами. Да и не так давно госсекретарь США Хиллари Клинтон посещала Норвегию и предлагала усилить партнерские связи по совместному противостоянию некой угрозе в Арктическом регионе. Выходит, что США из числа опасных стран для выше перечисленной пятерки выпадает.

Номер второй – Канада. Здесь ситуация, абсолютно аналогичная предыдущей. Канада, как и США, является активным членом Североатлантического альянса, а потому вряд ли может рассматриваться европейскими северянами как потенциально опасный региональный игрок. Даже если говорить о Финляндии и Швеции, которые сегодня в НАТО не входят, то вряд ли они готовы пойти на обозначенное плотное военное сближение с теми же Исландией, Норвегией и Дании ради некой призрачной канадской угрозы. Получается, что и Канада отпадает.

Быть может, северяне собираются бороться с терроризмом. Так терроризм в Арктике – это пока, слава Богу, экзотика. Если говорить о проявлениях такового, то на ум приходит разве что господин Брейвик, который, правда, при проведении взрывов и массовых убийств руководствовался отнюдь не целями захватить Арктику с ее богатейшими природными ресурсами. Да и «Аль-Каида» с «Талибаном» арктический регион явно в качестве своих оперативных целей не рассматривают...

Получается, что работает банальный метод математического исключения, который подводит нас к следующему выводу: североевропейские государства могут начать военно-политическую интеграцию с одной единственной целью – обозначением Российской Федерации в качестве единственно возможного потенциального противника в регионе. При этом у таких государств как Норвегия или Финляндия к России есть своеобразные территориальные претензии, о которых высказываются если и не официальные власти этих стран, то представители различных политических сил, имеющих достаточно сильные позиции в местных парламентах.

К примеру, Норвегию с некоторых пор перестали устраивать некоторые пункты так называемого Шпицбергенского трактата. Согласно этому соглашению образца 1920 года арктический архипелаг Шпицберген территориально принадлежит Норвегии, но все страны-участницы этого договора имеют право вести свою хозяйственную деятельность на этой суровой земле. Сегодня право на экономическую деятельность на Шпицбергене имеет не только сама Норвегия, но и Россия (СССР присоединился к трактату в середине 30-х), а также еще несколько десятков государств. На настоящий момент на Шпицбергене только у России и Норвегии есть свои активнодействующие объекты.

В прошлом году после принятия Россией проекта по освоению архипелага Шпицберген и начала его реализации, из Осло послышались слова протеста. Именно тогда впервые тема арктической безопасности приобрела резкие черты. Очевидно, что норвежские власти решили просто окончательно прибрать Шпицберген к рукам, а потому российский проект явно в их планы не вписывался. Самостоятельно Норвегия на антироссийские провокации вряд ли решится, поэтому сегодня для нее важно собрать своеобразную команду «единомышленников», которые под лозунгами арктической безопасности могут продавить инициативу об отмене положения о равноправной экономической деятельности на Шпицбергене. Безусловно, многим из этих «единомышленников», по сути, наплевать, что там на этом далеком архипелаге вообще происходит, но ведь у Норвегии, в конце концов, есть и более весомый аргумент. Аргумент, если перефразировать слова из известного советского кинофильма, выглядит примерно так: не будете поддерживать – перекроем нефть и газ. Ведь Норвегия - это главная ресурсная база для всей Северной Европы.

На Россию наступают с севера?


Финляндия, несмотря на достаточно внешнее политической спокойствие, устами правых сил заявляет, что пора бы поднять вопрос о статусе Карелии. И хотя здесь до Арктики далековато, но так кто же, в конце концов, будет измерять расстояние от Петрозаводска до арктических льдов с помощью линейки на географической карте. Главное – создать прецедент, а там уже погромче обозначить свою обеспокоенность. Есть в мире государства, которые любые жесткие требования к России воспринимают как бальзам на душу, а потому обеими руками готовы оказать стране, предъявившей претензии, свою помощь.

Казалось бы, что у других стран северной пятерки к России нет больших претензий, но это на самом деле не так. Если рассматривать Швецию, то на поверхность всплывает скандал, который 4 года назад разразился после публикации на скандально известном сайте WikiLeaks. Скандал разгорелся после высказываний шведского дипломата Бьерна Лирвалла, слова которого о том, что Западу нужно активнее поддерживать Медведева, чтобы тот укрепил позиции в ущерб Путину, просочились в прессу. Кроме того, после российско-грузинского военного конфликта шведские власти очень активно заявляли о российской «агрессии в Грузии» и о том, что эта агрессия угрожает Западу, косвенно призывая к активным действиям по нейтрализации российской «угрозы». Мало того, нейтральная Швеция все активнее заявляет о том, что видит свое дальнейшее развитие при активном сотрудничестве с НАТО.

К Дании тоже у официальных российских властей тоже есть свои вопросы. Взять хотя бы проведение в этой стране так называемого Мирового чеченского конгресса, на котором собрался вся террористическая «малина», представители которой были в свое время объявлены в международный розыск. При этом датские власти заявляли, что конгресс – неофициальное мероприятие, которое они не могут запретить. Правда, объяснений по поводу того, почему по датской территории свободно передвигаются люди, обвиняемые в международном терроризме, тогда так и не поступило.

Даже Исландия не является страной, нахождение которой в этом своеобразном списке союзников по борьбе с фантасмагоричной арктической опасностью вызывает много вопросов. По всей видимости, Рейкьявик решил вспомнить ситуацию, при которой Россия в свое время приняла окончательное решение отказать в предоставлении кредита в 500 миллионов долларов на спасение экономики страны. Тогда в качестве аргумента Москва заявила, что сама испытывает трудности с выполнением бюджета. Получается, что Москва, как говорится, не дала и забыла, а Рейкьявик не получил и затаил маленькое североевропейское зло.

Вот такая подобралась пятерка «защитников» Арктики, у которых при ближайшем рассмотрении есть и другие интересы в своем неожиданном сближении при декларировании весьма сомнительных лозунгов…
Автор Володин Алексей
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 08 Ноябрь 2012 23:07

http://inosmi.ru/world/20121108/201934308.html
Новая Большая Игра: Северный Ледовитый океан
("The Diplomat", Япония)
Джеймс Холмс (James R. Holmes)

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20121108/2019343 ... z2BfCXCKHE



08/11/2012

Naval Diplomat на прошлой неделе снова переменил свои убеждения, когда на страницах Foreign Policy появился очерк о стратегических последствиях начала постоянной навигации в Северном Ледовитом океане. Бывший главный климатолог ВМС США прогнозирует, что этот арктический океан, по сути дела являющийся внутренним морем, через несколько десятилетий будет ежегодно полностью освобождаться ото льда примерно на месяц. Если так, то это открывает новые перспективы для коммерции и геополитического соперничества, по крайней мере - на какое-то время каждый год. Климатические изменения могут освободить Россию от ее вечных поисков круглогодичного выхода в море, придав российскому военно-морскому флоту новую стратегическую мобильность. С точки зрения Москвы, в этом есть и серьезный недостаток: российские северные рубежи станут уязвимыми со стороны моря.

Читайте также: Корабли Северного флота оснастят системами НАТО

В одной из своих работ, написанной в середине прошлого века, ученый из Йельского университета Николас Спикман (Nicholas Spykman), отмечал, что морское господство Британии когда-то зиждилось на превосходстве Королевских ВМС в окраинных и внутренних морях, омывающих евразийский континент. Соединенные Штаты, со своей стороны, сосредоточились на том, чтобы не дать потенциальному гегемону взять под свой контроль «периферийные земли» Западной Европы и Восточной Азии, которые стали бы для супостата тем плацдармом, с которого он мог угрожать Западному полушарию. В последние годы во внешней политике и стратегии США уже начали появляться британские нотки. Положение Соединенных Штатов в мире сегодня зависит от окружения Евразии с моря - точно так же, как столетие тому назад от этого зависело британское владычество.

Разработанная в 2007 году военно-морская стратегия США определяет зону Индийского океана в качестве одного из центров приложения американской морской силы. Вторым центром является западная часть Тихого океана. Вашингтон, очевидно, считает Атлантический океан достаточно безопасным и защищенным местом - и не без оснований. Там больше нет возможностей для того, чтобы какая-то доминирующая держава отобрала у Западной Европы контроль над этим океаном. Вот почему Америка повернула острие своей стратегии в сторону дальних морей. А как насчет судоходного Северного Ледовитого океана? Появление там новых морских путей добавит северный вектор к американским стратегическим расчетам, дополнив южный вектор, указывающий на юг Азии. Теперь периферийными землями впервые станет весь евразийский периметр, а Россия лишится непроходимого тыла. В геополитическую игру вступит весь контур евразийского континента.

Также по теме: Северный Ледовитый океан скоро станет судоходным

Здесь есть над чем поразмыслить. В американских представлениях о периферийных землях наряду с традиционным направлением восток-запад появится новое - север-юг, если северные морские пути будут открываться регулярно и предсказуемо. Кроме того, существует и интерактивное измерение. Клаузевиц сравнивает международный конфликт с борьбой, участники которой стремятся выиграть стратегические преимущества. Но теперь борцам придется надевать пуховики, чтобы не пострадать от обморожения. Арктика может стать очередной ареной большой игры.

Оригинал публикации: The New Great Game: The Arctic Ocean

Опубликовано: 08/11/2012 15:20
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Общая информация. Публицистика и аналитические обзоры.

Сообщение Юрий Клименко » 12 Сентябрь 2015 10:40

http://lenta.ru/news/2015/09/11/iceyakutia/

11 сентября 2015
Якутия потеряла две трети ледников




Высота ледников Якутии уменьшилась на 70 процентов за последние полвека. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на доктора географических наук Алексея Галанина, главного научного сотрудника Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН.

«В общей сложности с 1957 года — примерно с начала глобального потепления — высота горных ледников Якутии сократилась на 70 процентов, а их площадь уменьшилась почти на 40 процентов. За последние 10 лет скорость таяния ледников ускоряется — два метра в год», — отметил ученый. По его словам, на поверхность выступили самые древние слои, возраст которых достигает двух тысяч лет.

Обратного процесса — роста ледников — не происходит. Одним из возможных последствий сложившейся ситуации может стать серьезное увеличение объема воды в северных реках Якутии.

По словам доктора геолого-минералогических наук, члена Академии наук Республики Саха Виктора Шепелева, изменения климата носят циклический характер. «По итогам многих наблюдений можно сказать, что глобальное потепление, которое на данный момент наблюдается во всем мире, будет длиться до 2017-2020 годов, затем до 2050-2060 годов снова наступит период похолодания», — сказал он.

Как сообщили в НАСА в январе, глобальное потепление уже привело к повышению средней температуры поверхности Земли на 0,8 градуса с 1880 года (начало систематических наблюдений). При этом в прошлом году она была на 0,69 градуса Цельсия выше, чем средняя за XX век. О причинах глобального потепления продолжаются споры, часть ученых считают, что роль сыграли антропогенный фактор, увеличение концентрации парниковых газов, выбрасываемых различными предприятиями. Противники этой гипотезы полагают, что климат меняется циклически и наибольшее влияние на среднюю температуру Земли оказывает изменение энергетического потока от Солнца.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

След.

Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения