Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение Инспектор » 26 Декабрь 2008 23:24

СОСНОВЕЦКИЙ (СОСНОВСКИЙ, СОСКОВЕЦ)

 P1100356.JPG
Вид острова с вертолета
 P1100359.JPG
Вид с моря
 P1100334.JPG
На острове постройки маяка и сам маяк


Название маяку дал остров Сосновец - единственный значительных размеров остров в Горле Белого моря у Терского берега. Он лежит почти на Северном полярном круге и имеет в длину по направлению NNE-SSW около километра, а в ширину - от 180 до 580 м. Поверхность острова ровная, покрытая тундровой растительностью. В многочисленных расщелинах и углублениях имеются озера с пресной водой.

В районе острова мореплавание было развито очень давно. Здесь пересекаются пути судов, следующих с запада вдоль Мурманского берега в южные заливы Белого моря и обратно - на запад и в Северный Ледовитый океан.

Остров очень приметен с моря и потому с давних пор служил отличным ориентиром для мореходов: по нему они уточняли свое место перед тем как взять курс к Зимнему берегу или к Соловецким островам, по нему же они определялись и при выходе из Белого моря.

Западный берег острова и противоположный Терский берег Кольского полуострова разделяет широкий пролив, носящий название

Сосновская салма, в восточной части которого находится единственная на всем побережье Горла Белого моря безопасная рейдовая стоянка для больших судов. Сюда устремлялись мореплаватели, застигнутые непогодой и штормами.

В рукописной лоции "Книга мореходная..." даются такие рекомендации по плаванию на подходах к острову: "У него салма проходная, под ним стоят лодьями, против Сосновца в матерой становище Качалово, идти в него в полводы и перед полной, заходя есть середыш, ход по обе стороны токмо о нижний наволок; чище стоять против крестов в обе стороны повыше Качалова..."

Путешественник по Белому морю С. Максимов писал в прошлом веке: "Остров этот голым камнем, прорезанным кварцем, на 10 саженей возвышается над поверхностью моря, в недальнем (две мили) расстоянии от берега... Издали видится на нем красная башня, а на западном берегу несколько крестов. Теми же крестами в некоторых местах уставлено все побережье; кресты эти и становые избы успевают еще поддерживать веру в то, что едешь не окончательно пустыми, безлюд¬ными местами, что если не видно жизни теперь, то во всяком случае была она прежде, будет и потом. Только около редких, бедных селений успеваешь встречать живого человека: это или рыбак, выехавший с то¬варищами осматривать сеть... или иногда куча девок с
 sosnovsky_0.jpg
песнями и сме¬хом плывут в таком же карбасе на ближний остров докашивать траву или добирать ягоду".

Опознавательную красную башню, о которой упоминает Максимов, построил в 1822 году по распоряжению архангельского морского начальства капитан-лейтенант Длотовский. Она была деревянной и имела высоту 13,8 м.

В 1827 году М.Ф. Рейнеке и его спутники описали остров и определили его точное положение. Это было очень важно для мореплавания, так как в те времена у Терского берега в период ловли семги скапливались сотни судов, которые нуждались в точных картах и ограждении навигационных опасностей.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов остров был местом стоянки английских и французских кораблей. Англичане из-за множества крестов на его берегу назвали остров Крестовым. Французы в память о стоянке здесь оставили на башне Длотовского огромную надпись:

ESCADRE FRANCAIS
COMANDANT GUELBERT
1854-1855
PSYCHE CLEOPATRE
BAUMANOIR PETREL
DWINA COCYTE


В 1857 году управляющий беломорскими маяками подполковник Корпуса флотских штурманов А.В. Козобин посетил остров и выбрал место для светового маяка. По его докладу Гидрографическим департаментом было принято решение построить на острове деревянный маяк со службами. Башня и дома были срублены в Архангельске и в разобранном виде в сентябре 1862 года доставлены к месту строительства. Строительные работы на острове выполнял архангельский купец Торопов.

В декабре 1862 года Гидрографический департамент опубликовал в Морском сборнике извещение мореплавателям, в котором сообщил: "...в Белом море окончен постройкой на середине острова Сосновца маяк... деревянный восьмиугольный, обшитый досками, окрашен светло-желтой краской, а металлическая крыша серой краской. На маяке установлен металлический фонарь, снабженный осветительным аппаратом отражательной системы. Осветительный аппарат состоит из 13 ламп и 13 рефлекторов. Высота огня от основания 76 футов, а от уровня моря 139 футов. Будет введен в действие 1 августа 1863 года. Будет освещать весь горизонт. Дальность видимости 13.5 мили".

Для смотрителя и семи человек обслуживающего персонала, а также для хранения провизии и керосина к югу от башни выстроили пять зданий. Первым смотрителем маяка был отставной офицер Чинов. В1867 году газета "Архангельские губернские ведомости" писала о его решительных действиях по неоднократному спасению моряков, терпевших бедствие в районе острова.

В 1874 году во время жестокой бури у маяка потерпел крушение русский клипер. Маячники спасли экипаж, но корабль с грузом погиб. Это ускорило установку на маяке паровой туманной сирены. В том же 1874 году она начала действовать.

В 1894 году после сильнейших осенних бурь, когда на Белом море и в Северном Ледовитом океане потерпело крушение 53 судна (в два раза больше, чем на любом другом море России), маяк перестроили: вместо старого катоптрического осветительного аппарата в новом металлическом фонаре установили диоптрический светооптический аппарат 3-го разряда, светящий белым проблесковым огнем. Работы по монтажу нового фонарного сооружения выполнялись под руководством отставного генерал-майора Геккеля. Перестроенный и переоборудованный маяк начал освещение 11 августа 1894 года.

При установке нового, более тяжелого фонаря, видимо, не учли, что старая башня, простоявшая более 30 лет, может не выдержать повышенной нагрузки. В 1905 году она накренилась, и вращающийся аппарат заклинило. Пришлось его снять и заменить на более слабый топовый фонарь.

В 1907 году Морским министерством был объявлен конкурс на лучший проект новой железной башни для Сосновецкого маяка. Выиграл его Путиловский завод в Санкт-
 P1060475а.jpg
Петербурге. Новый осветительный аппарат был заказан французской фирме "Барбье, Бенар и Тюренн".

 4919042287а.jpg
В 1909 году новый маяк вступил в строй. Он представлял собой стальную ажурную четырехгранную башню высотой 20 м с цилиндрической трубой внутри и красным фонарным сооружением и площадкой наверху. Источником света в диоптрическом светооптическом аппарате 3-го разряда, светившем в секторе от 330 до 290°, служила керосинокалильная горелка. Башня была окрашена горизонтальными белыми и черными полосами.

Около башни располагались часовня, два жилых дома, флагшток для подачи сигналов проходящим судам, две пушки для туманных сигналов и метеорологическая будка. Все здания были желтого цвета с красными крышами.

С момента постройки и до окончания Гражданской войны маяк ни разу не ремонтировался. Когда в 1922 году специалисты Убекосевера обследовали его состояние, они обнаружили, что "железная башня сильно шатается, что ощущается даже при подъеме к аппарату. Из-за раскачивания башни огонь действует неверно, металлические части сильно разъедены ржавчиной... старые пушки не годны, бывали случаи ожогов служителей вследствие совершенного возгорания запальных отверстий... мачты телеграфа ветхи, грозят упасть на маяк".

В 1922-1924 годах маяк капитально отремонтировали. Башню укрепили, негодные пушки заменили на новые, для служащих выстроили новые жилые дома.

В 1925 году Северная гидрографическая экспедиция под руководством Н.Н. Матусевича определила точные координаты башни и произвела буссольную съемку всего острова.

Железная башня маяка простояла до 1960 года, когда была заменена на новую из сборных чугунных тюбингов высотой 31 м от основания.

Как и раньше, ее окрасили белыми и черными горизонтальными полосами, фонарное сооружение в красный цвет. Светооптический осветительный аппарат с белым группопроблесковым огнем установлен на высоте 44 м от уровня моря и обеспечивает дальность видимости 17 миль. Маяк оборудован круговым радиомаяком с дальностью действия около 280 км и наутофоном.

Из маячников, служивших на Сосновецком, особенно добрых слов заслуживает Василий Иванович Чесноков. Он проработал на маяках Белого моря 40 лет. Служил на Вороновском, Никодимском и Сосновецком маяках. Его сын Николай родился на Никодимском маяке в 1949 году. С 16 лет начал трудовую деятельность рядом с отцом. Прослужив в армии с 1968 по 1970 год, он вернулся к любимому делу сначала на Сосновецкий, а затем на родной Никодимский маяк. С 1976 года рядом с ним работает его жена Галина Николаевна, воспитавшая на маяке не только детей, но и внуков.
 028.gif
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 737
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение Инспектор » 01 Январь 2009 21:34

Вот такой конверт имеется в моем архиве файлов (из коллекции Балашова С.И.)

 Сосновец.jpg
Штемпель изготовлен Курбан Алексеем. В свое время он работал на полярных станциях и на некоторых маяках (в т.ч. на Жужмуйском, очевидно на Сосновце...???)
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 737
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Январь 2009 22:15

Василий пишет:Печати и подписи узнаю. Подпись вновь назначенного мной на должность начальника станции Каменских Марины. К сожалению, она похоронена на о. Сосновец, в силу печальных обстоятельств (1989-90??? уточню).

Надо бы их разделить, т.е. печати и подписи отнести к станции!


Готово, здесь оставляем только штемпель Курбана:
Сосновец.jpg
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение Алексей Курбан » 28 Февраль 2010 11:36

:":
Василий Шевченко пишет:Вот такой конверт имеет в моем архиве файлов (из коллекции Балашова С.И.) :":

Сосновец.jpg
Штемпель изготовлен Курбан Алексеем. В свое время он работал на полярных станциях и на некоторых маяках (в т.ч. на Жужмуйском, очевидно на Сосновце...???)


Внесу яность- являюсь Курбаном АП и действительно работал на о.Жужмуй в 88-89 г., но к изготовлению штампа именно Сосновецкий маяк отношения никакого не имею, как и к представленному конверту . Увы :no:
Алексей Курбан
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение Инспектор » 28 Февраль 2010 14:34

Маяк
 сосновец-2 265.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 737
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение Алексей Курбан » 28 Февраль 2010 15:53

Смею предположить что конверт был "заготовкой под почту", а мой домашний адрес проставлен для убедительности. Что весьма странно. Так что - находился ли такой штемпель на маяке уже сомнительно... Может у кого нибудь есть реальная почта с этого маяка- выложите... посмотрим.
Алексей Курбан
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение fisch1 » 23 Январь 2015 02:27

 100k--q37-057_058 Издание 1984 г..gif
fisch1
 
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение fisch1 » 18 Март 2015 18:43

 Наш Север. Сосновский маяк в горле Белого моря.png
fisch1
 
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение fisch1 » 18 Март 2015 18:48

fisch1
 
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение fisch1 » 18 Март 2015 19:32

 маяк Сосновецкий.jpg
http://vk.com/club9498660
 Наш Север. Скалистый берег острова Сосновца в горле Белого моря.png
fisch1
 
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение fisch1 » 19 Март 2015 00:32

fisch1
 
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение fisch1 » 19 Март 2015 14:44

fisch1
 
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Сосновецкий (Сосновский, Сосковец)

Сообщение ББК-10 » 30 Июнь 2015 21:10

Советская Сибирь, 1934, № 176, 5 августа.

Советская Сибирь, 1934, № 176 (1934-08-05) Радиомаяк на о.СОСНОВЕЦ.jpg
РАДИОМАЯК В БЕЛОМ МОРЕ

АРХАНГЕЛЬСК, 3 (Роста). На острове Сосновец, в Белом море, установлен и начал действовать первый в северных водах радиомаяк. Радиус действия 50 миль. Маяк изучает волны, дающие возможность водителям судов точно определять местоположение судна в любое время и при любой погоде. Радиомаяки значительно большей мощности будут установлены в этом году на островах Диксон, а также Белый.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения