Важнейшая водная магистраль восстановлена!
□ □ □
Беседа с начальником Главного управления промышленного строительства Министерства внутренних дел СССР
генерал-майором А. Н. Комаровским
□ □ □
За годы войны и послевоенное время мне пришлось видеть много разрушенных крупных сооружений, заводов, электростанций, мостов, но то, что я увидел на Беломорско-Балтийском канале после его освобождения от немецко-финских захватчиков, превосходит все виденное раньше.
Враг почти три года сотрясал залпами своих батарей воздух над Повенцом, взрывал снарядами бетон и дерево шлюзов, предавал огню строения. Все было тщетно. За Повенец, за канал немецко-финские фашисты не прошли. Оккупанты взорвали основную плотину Повенчанской лестницы и сбросили из Волозера весь каскад воды — около ста миллионов кубических метров — через семь шлюзов в Онежское озеро. На своем пути поток сносил дамбы, разрушал ворота, камеры шлюзов и водоспуски, промывая новые русла глубиной до пятнадцати метров. В некоторых местах дно шлюзов оказывалось почти на 15 метров выше ровня воды нового русла. Сохранившийся бетон голов шлюзов был взорван изнутри. Затворы шлюзов и другие сооружения уничтожены. Сохранившиеся деревянные ряжи шлюзов были сожжены.
Отступая от Повенца, снесенного с лица земли, покидая норы, выкопанные вдоль бывших сооружений канала, враг совершил еще одно злодеяние: предал огню город, рожденный каналом, — Медвежьегорск.
У проектировщиков и строителей невольно возникали тогда мысли: стоит ли восстанавливать канал, не лучше ли строить его заново по новой трассе. Подсчет показал, что восстановление все же целесообразнее, чем новое строительство. Правительство поручило Министерству внутренних дел СССР, силами которого строился канал в 1930—1933 годах, полностью восстановить канал.
В феврале прошлого года начались строительно-восстановительные работы. Вокруг было все сожжено. В условиях суровой карельской зимы нужно было заново построить жилье для инженеров, служащих и многих тысяч рабочих, поступавших на стройку. Затем пришлось строить и восстанавливать подсобные предприятия — прежде всего лесозаводы, механические мастерские, автобазы, электростанции. За два месяца была построена и смонтирована в Повенце электростанция, вскоре были пущены стационарные электростанции и в других районах канала.
По всей покрытой глубоким снегом, разрушенной, сожженной, мертвой трассе канала закипела горячая строительная жизнь. Вначале в основном велась разбор-
ка разрушенных сооружении, летом начались крупные земляные работы, общий объем которых составил один миллион двести пятьдесят тысяч кубических метров.
Еще прошедшей зимой было трудно в нагромождении лесов, земли и камня уловить очертания возрождаемого водного пути, соединяющего Балтийское море с Белым. Стройка в те дни была огромным муравейником, заполненным людьми, машинами и строительными материалами. Стояли 30-градусные морозы, на трассе ночью пылали костры. Непосвященный человек мог подумать, что костры согревают людей, но он бы ошибся. Строители не испугались карельских морозов, кострами разогревали землю, которая была в те дни тверда, как гранит. Экскаваторы, лопаты и ломы врезались в эту скованную морозом землю.
Землекопы победили суровую природу Карелии. Все работы удалось выполнить за короткий срок только благодаря смелой инициативе, путем применения широкой современной механизации. На строительстве работало десять экскаваторов, свыше ста пятидесяти автомашин. На Волжском механическом заводе Главпромстроя МВД СССР были изготовлены новые пловучие гидромеханизационные снаряды для специальных работ по гидромеханизации. В весьма сжатые сроки были изготовлены для установки новые брусчатые ряжи стен и днищ шлюзов в количестве 113 тысяч кубических метров. В низовых участках дамбы плотин пришлось уложить шестьдесят тысяч кубических метров камня и щебня в виде специальных фильтров. Камень добывался в механизированных карьерах. Одновременно развернулось жилищное строительство для работников эксплоатации канала. Строились жилые дома, гостиницы, клубы, школы, лечебницы. На 1 июля 1946 года в Медвежьегорске восстановлено 25 тысяч кубических метров жилых и культурно-коммунальных зданий.
Проектирование восстанавливаемого канала было особо сложно тем, что при разнообразном характере разрушения потребовались совершенно различные инженерные решения для отдельных участков сооружений. Эти работы шли параллельно с восстановлением канала. Проектировщики Гидропроекта под руководством инженера т. Михайлова своевременно обеспечили очень сложный проект и оперативно на месте разрешали все возникавшие технические вопросы.
На почетную стройку — восстановление Беломорканала съехались строители из многих мест. Работы возглавил инженер-полковник т. Бусыгин, опытный строитель, который завершил строительство Актюбинском ферросплавного комбината и еще ранее строил Норильский комбинат. Молодой, очень вдумчивый и широко образованный: главный инженер т. Малышев приехал со строительства Понышской гидростанции. Начальник одного из ведущих районов, т. Кузьменко, отлично обеспечивший темпы и качество работ, ранее строил гидростанции на Волге.
Желание во что бы то ни стало выполнять сталинский приказ о восстановлении канала в июле 1946 года овладело всем коллективом строительства. Много тысяч строителей постоянно перевыполняли боевые задания и нормы. Много инженеров и рядовых строителей показали образцы трудовой деятельности, энтузиазм и большие организационные способности. Начальник района т. Кузьменко, начальник сооружения четвертого района т. Абросимов восемь месяцев под ряд перевыполняли планы. Начальник сооружения третьего района т. Ривман первым на канале сдал Центральной приемочной комиссии законченные сооружения на «отлично» и «хорошо». Прораб третьего района т. Петрит, десятники тт. Былинкин и Костин также перевыполняли планы в течение восьми-девяти месяцев. Большое значение в строительстве сыграл отлично работавший автотранспорт.
Сегодня славно потрудившийся коллектив беломорстроевцев может подвести итоги. Канал готов к эксплоатации. Разрушенные восемь шлюзов, 19 плотин и дамб, 10 участков канала и 5 водоспусков восстановлены без каких-либо недоделок и прошли все испытания. 25 июля в 5 часов вечера по каналу имени тов. Сталина прошли первые суда. 28 июля канал был вновь открыт для нормальной эксплоатации.
Канал стал лучше и красивее, чем был до войны, так как ряд сооружений существенно реконструирован, они стали более прочными и удобными в эксплоатации. За лето 1946 года строители проведут работы по архитектурному украшению канала. У входа в канал со стороны Онежского озера устанавливается большое скульптурное изображение инициатора и вдохновителя строительства и восстановления канала — товарища Сталина, славное имя которого носит важнейшая водная магистраль, связывающая Белое море с Балтикой и Волгой.