С места события
На месяц раньше срока, предопределенного природой, открыта в этом году ледяная переправа через Лену. О том, что получает экономика Якутии за эти дополнительные тридцать дней, лучше всего свидетельствуют документы: «Открытие переправы через Лену на один день раньше срока дает 60 тысяч рублей экономии». Навести ледяной мост через великую сибирскую реку людям позволило остроумное использование секретов природы.
ДВА ЧЕЛОВЕКА стояли рядом с переправой на льду Лены: кандидат географических наук Л. Файко и начальник управления «Якутавтодор» Ф. Назаренко и, может быть, сами того не сознавая, своим поступком демонстрировали сейчас не просто уверенность в качестве выполненной ими работы, а значительно большее — союз науки и практики, научную идею и ее внедрение...
Как только раньше не укрепляли ледяные переправы! Вмораживали бревна, ветки, опилки, просто поливали водой, пытаясь ускорить процесс естественного увеличения толщины льда. Якутский ученый Л. Файко предложил использовать для этого... каплю. Обыкновенную, не более полутора миллиметров в поперечнике, каплю воды. Подброшенная на несколько метров вверх, она падает на землю ядрышком льда и, смерзаясь с другой каплей, образует монолит. Ученые долго экспериментировали, пытаясь подобрать такие характеристики водной струи, при которой они падали бы на землю мелким, почти изморосью, дождем. Кажется, чего проще? Но ни гидромониторы, ни пожарные стволы, ни другие приспособления не давали нужного эффекта. Даже в сильные морозы на землю падал в лучшем случае крупный дождь, растекался озером и медленно замерзал.
Решение пришло неожиданно. Файко попробовал применить обыкновенный дальнеструйный аппарат ДДН-70. В Якутии его нашли в одном из совхозов и испытали на реке Амге.
Буквально на глазах росла гора искусственного льда. Все дело оказалось в насадке, которая применяется на установках. Обратились за помощью на Волгоградский экспериментальный завод по оросительной технике, который разрабатывает подобные аппараты. Инженер-конструктор Р. Бальбеков загорелся идеей нового его применения. Засел за разработку модификации, и вскоре завод изготовил опытный образец «Града-2» для зимнего применения, с тепловыми узлами, на колесах с автономным приводом.
В управлении «Якутавтодор» эту установку освоил механизатор Виктор Третьяков.
Каждый год вместе с трактористом Александром Ефимовым уходят они десантом на берег Лены и возвращаются, когда построенные ими переправы начинают работать на экономику автономной республики. Все затраты на строительство ледового моста окупаются очень быстро.
По всей Якутии уже строят ледяные переправы по методу Файко. Более того, в объединении «Ленанефтегазгеология» создана партия теплозащиты и ледотехники, которая наводит переправы на реках по всему Северу страны, имеет свои отряды в Тюмени и Архангельске.
Из документов: «В условиях Севера переправы из искусственного льда начинают функционировать раньше природных — грузоподъемностью десять тонн на 20—30 суток, двадцать тонн на 40—50 суток, тридцать тонн на 60—80 суток. Вес санных поездов на переправах Тюмени достигает ста двадцати тонн. Весной переправы работают на 2—4 недели дольше природных». Такова структура этого — тает он медленнее естественного.
Сферы применения «зимнего цемента» поистине безграничны. Это — строительный материал при сооружении дамб, плотин, аэродромов, складов, гаражей, мастерских и т. д. «Искусственный» лед на Братском водохранилище позволил формировать плоты без лишней перевалки с берега на воду, что дало экономию в сорок копеек на кубометр. В Якутии уже есть опыт создания плотин из подобного льда для задержания весеннего паводка на малых реках и обильного орошения полей, пастбищ. Зимой можно создать запасы влаги, намораживая айсберги искусственного льда. За сутки с помощью одной установки «Град-2» можно запасать до девяти тысяч кубометров льда. А летом, чем выше будет температура, тем больше будет отдавать «айсберг» полям. Чем не автоматически организованный полив?
Большие возможности применения этой новинки увидели в Сибирском НИИ гидротехники и мелиорации. Из Красноярска и пригласили Файко возглавить работу в этом направлении в якутском отделе, где сейчас намечена обширная программа использования искусственно наращенного льда.
... Машина миновала гряду торосов, легко одолела подъем на правом берегу. В тот же час пошли по проторенному следу грузовики с комбикормом, металлоконструкциями, запчастями, а из заречных районов в Якутск уже спешили к переправе автомобили с продовольствием. Два человека пошли к стоящему на берегу вагончику дорожников.
Зимняя «навигация» на Лене началась...
ЯКУТСК.
МОСТ ИЗ... ВОДЯНОЙ ПЫЛИ
На месяц раньше срока, предопределенного природой, открыта в этом году ледяная переправа через Лену. О том, что получает экономика Якутии за эти дополнительные тридцать дней, лучше всего свидетельствуют документы: «Открытие переправы через Лену на один день раньше срока дает 60 тысяч рублей экономии». Навести ледяной мост через великую сибирскую реку людям позволило остроумное использование секретов природы.
ДВА ЧЕЛОВЕКА стояли рядом с переправой на льду Лены: кандидат географических наук Л. Файко и начальник управления «Якутавтодор» Ф. Назаренко и, может быть, сами того не сознавая, своим поступком демонстрировали сейчас не просто уверенность в качестве выполненной ими работы, а значительно большее — союз науки и практики, научную идею и ее внедрение...
Как только раньше не укрепляли ледяные переправы! Вмораживали бревна, ветки, опилки, просто поливали водой, пытаясь ускорить процесс естественного увеличения толщины льда. Якутский ученый Л. Файко предложил использовать для этого... каплю. Обыкновенную, не более полутора миллиметров в поперечнике, каплю воды. Подброшенная на несколько метров вверх, она падает на землю ядрышком льда и, смерзаясь с другой каплей, образует монолит. Ученые долго экспериментировали, пытаясь подобрать такие характеристики водной струи, при которой они падали бы на землю мелким, почти изморосью, дождем. Кажется, чего проще? Но ни гидромониторы, ни пожарные стволы, ни другие приспособления не давали нужного эффекта. Даже в сильные морозы на землю падал в лучшем случае крупный дождь, растекался озером и медленно замерзал.
Решение пришло неожиданно. Файко попробовал применить обыкновенный дальнеструйный аппарат ДДН-70. В Якутии его нашли в одном из совхозов и испытали на реке Амге.
Буквально на глазах росла гора искусственного льда. Все дело оказалось в насадке, которая применяется на установках. Обратились за помощью на Волгоградский экспериментальный завод по оросительной технике, который разрабатывает подобные аппараты. Инженер-конструктор Р. Бальбеков загорелся идеей нового его применения. Засел за разработку модификации, и вскоре завод изготовил опытный образец «Града-2» для зимнего применения, с тепловыми узлами, на колесах с автономным приводом.
В управлении «Якутавтодор» эту установку освоил механизатор Виктор Третьяков.
Каждый год вместе с трактористом Александром Ефимовым уходят они десантом на берег Лены и возвращаются, когда построенные ими переправы начинают работать на экономику автономной республики. Все затраты на строительство ледового моста окупаются очень быстро.
По всей Якутии уже строят ледяные переправы по методу Файко. Более того, в объединении «Ленанефтегазгеология» создана партия теплозащиты и ледотехники, которая наводит переправы на реках по всему Северу страны, имеет свои отряды в Тюмени и Архангельске.
Из документов: «В условиях Севера переправы из искусственного льда начинают функционировать раньше природных — грузоподъемностью десять тонн на 20—30 суток, двадцать тонн на 40—50 суток, тридцать тонн на 60—80 суток. Вес санных поездов на переправах Тюмени достигает ста двадцати тонн. Весной переправы работают на 2—4 недели дольше природных». Такова структура этого — тает он медленнее естественного.
Сферы применения «зимнего цемента» поистине безграничны. Это — строительный материал при сооружении дамб, плотин, аэродромов, складов, гаражей, мастерских и т. д. «Искусственный» лед на Братском водохранилище позволил формировать плоты без лишней перевалки с берега на воду, что дало экономию в сорок копеек на кубометр. В Якутии уже есть опыт создания плотин из подобного льда для задержания весеннего паводка на малых реках и обильного орошения полей, пастбищ. Зимой можно создать запасы влаги, намораживая айсберги искусственного льда. За сутки с помощью одной установки «Град-2» можно запасать до девяти тысяч кубометров льда. А летом, чем выше будет температура, тем больше будет отдавать «айсберг» полям. Чем не автоматически организованный полив?
Большие возможности применения этой новинки увидели в Сибирском НИИ гидротехники и мелиорации. Из Красноярска и пригласили Файко возглавить работу в этом направлении в якутском отделе, где сейчас намечена обширная программа использования искусственно наращенного льда.
... Машина миновала гряду торосов, легко одолела подъем на правом берегу. В тот же час пошли по проторенному следу грузовики с комбикормом, металлоконструкциями, запчастями, а из заречных районов в Якутск уже спешили к переправе автомобили с продовольствием. Два человека пошли к стоящему на берегу вагончику дорожников.
Зимняя «навигация» на Лене началась...
О. БОРОДИН.
ЯКУТСК.