"Харьковчанка"

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Декабрь 2008 01:19

Изображение
К центру Антарктиды

На станции все готовятся к проводам санно-гусеничного поезда. Семнадцать его участников: механики-водители, геодезисты, геофизики, географы, радист, а также врач, он же повар по совместительству, построились около машин. Вся Молодежная собралась вокруг. Мы смотрели на наших товарищей, которым предстояло пройти через самые суровые районы континента, пересечь последнее большое «белое пятно» на карте Антарктиды. Все оживленно переговаривались, шутили, и никто не подавал вида, что сомневается в триумфальном исходе этого путешествия. Я никогда не участвовал в таких походах, но по рассказам очевидцев знал, как порой тяжело дается каждый километр пути по Центральной Антарктиде. Недаром сложилась антарктическая поговорка: «Кто в походе не бывал, тот Антарктиды не видал». «Не видал» относится прежде всего к трудностям, неудобствам и лишениям, которые испытывают полярники в пути. Видеть же, в прямом смысле этого слова, походнику приходится мало. Кругозор ограничен тесным, замкнутым миром внутри машины на переходах или крохотным пятачком снежной пустыни на остановках.

Медленно, порой со скоростью пешехода, движется поезд по великой снежной пустыне, взрывая гулом двигателей вековое безмолвие. Я видел, как выглядит это с самолета: вездеходы с гружеными санями на прицепах, похожие на диковинных насекомых (что-то среднее между жуком и гусеницей) вытянулись в одну линию друг за другом. Только след - колея - позади выдает их движение по безбрежной равнине.

Сверху все выглядит миниатюрно, мелких неровностей, многочисленных заструг и надувов, разнообразных «снежных ухабов» не видно. Зато с борта самолета обычно хорошо заметны трещины - основная опасность, подстерегающая исследователей в походах. С воздуха трещины выглядят безобидно, как будто кто-то легко, без нажима разрисовал ледяную поверхность. Длинные, изящно изогнутые линии идут либо параллельно друг другу, либо пересекаются, образуя густую сетку. Не дай бог попасть в эту сеть вездеходу. Ведь с земли забитые снегом трещины неприметны даже в хорошую погоду, а когда метет поземка, то и говорить нечего. Нередко водители, сбившись с курса, спохватывались, только когда начинали проваливаться. Порой это заканчивалось трагически. Вот почему двигаться по нехоженым местам без предварительной авиаразведки в Антарктиде весьма рискованно.

Сейчас походы в центральные районы ледяного континента стали привычным делом. «Харьковчанки» побывали уже на трех полюсах Антарктиды: геомагнитном полюсе, Полюсе недоступности и географическом полюсе, в гостях у полярников американской станции Амундсен - Скотт. Так что опыт санно-гусеничных переходов у САЭ накоплен немалый. И все же каждый раз перед стартом нового похода возникают свои трудности, и все испытывают волнение. Ведь предстоит не только «покорить» новые районы, пересечь, не застряв, высокогорную ледяную пустыню, хотя одно это далеко не просто. Главная задача - выполнить комплексные исследования неизведанных районов. Поход должен оставить за собой не только след от гусениц. Вдоль трассы движения машин должна протянуться цепь, составленная из ценнейших научных результатов. Геодезисты нанесут на карту точные высоты поверхности. Геофизики дадут цифры мощностей льда, нарисуют профиль подледного ложа; географы сообщат разнообразные сведения о климате и оледенении. Эти задачи невозможно выполнить без современной научной аппаратуры. Штурман похода и геодезисты вооружены гиро- и астрокомпасами, свето- и радиодальномерами; геофизики - сейсмо- и радиолокационной станциями, приборами для определения составляющих магнитного поля и силы тяжести. Кроме всего прочего, для геофизиков и географов необходим буровой станок.

По широте стоящих задач поход во внутриконтинентальные районы Антарктиды не уступает размаху крупной комплексной экспедиции. С той лишь разницей, что жизнь и работа его научного коллектива протекает на гусеницах, а количество участников жестко лимитируется недостатком жизненного пространства. Вот почему каждый человек здесь должен быть, что называется, семи пядей во лбу и уметь совмещать сразу несколько специальностей.

Перед тем как выйти на старт, участникам похода пришлось решить уйму всяких проблем. Кроме проблемы жилья, которая в подобных случаях всегда стоит остро, решались проблемы установки и размещения научного оборудования, подготовки продовольствия, ведь на высоте с приготовлением пищи непременно возникнут трудности. Но самой важной была проблема обеспечения горючим. Чем больше его удастся взять сейчас, тем большую автономность приобретает поезд. Ведь потом, когда он будет в центре Антарктиды, снабжать его горючим с помощью самолетов будет исключительно трудно. Но запастись соляром на весь переход тоже никак не удастся. Вездеходы и так перегружены. Вес снаряжения вместе с санями значительно превысил сто тонн. Если к этому прибавить вес самих машин, то цифра удвоится. Сможет ли поезд «поднять» такой вес от берега моря в центр Антарктиды на почти четырехкилометровую высоту? На этот вопрос мог бы ответить, пожалуй, только наш Миша, но он против обыкновения безмолвствовал.

Конечно, «Харьковчанки», уже не раз испытанные в антарктических баталиях, вселяли уверенность в успех. Ярко-рыжие, опоясанные голубой полосой, с крупными цифрами 22 и 23 по бортам, они выглядели внушительно. Тягач АТТ-15 на их фоне терялся. Правда, прицепленный к нему балок с камбузом в известной мере восстанавливал равновесие. Стены балка были живописно разрисованы. На одном его боку арктический медведь приветствовал антарктического пингвина, на другом - чему-то радовалась пухлая физиономия в поварском колпаке.

Было ли чему радоваться? Волнение за товарищей не покидало нас. Выдержат ли новое испытание эти уже видавшие виды машины? Будет ли выполнена научная программа? Когда мы снова встретимся? Ведь в конце пути вездеходам предстоит пересечь горный район Земли Королевы Мод, изобилующий опасными трещинами. Удастся ли? За это никто не мог поручиться.

Наш отряд скоро начнет исследования в горах Земли Королевы Мод, и нам надлежит разведать трассу, по которой вездеходы смогут спуститься с высот Центральной Антарктиды к берегу на станцию Новолазаревскую. Главный геолог уже поручил мне подготовить соображения на этот счет. Мне, потому что несколько лет назад я уже работал в этом районе, занимался дешифрированием аэрофотоснимков и составлением карт. Если все пойдет по плану и проход в горах удастся найти, то через два с половиной месяца здесь пройдет поезд. Но до этого еще так далеко. Путешествие только начинается.

Наступила минута прощания. Мы жали руки товарищам. Руководитель похода, высокий пожилой уже человек, не раз зимовавший и в Арктике и в Антарктиде, сказал, как полагается, несколько слов. Кто-то пальнул вверх из ракетницы. Взревели моторы, дернулись гусеницы. И в этот самый момент, как назло, у АТТ-15 отвалился каток. Его стали спешно заменять. Торжественный старт был сорван. Только спустя несколько часов, уже за полночь, в красных лучах полярного солнца поезд окончательно покинул Молодежную. «Харьковчанки», сотрясая воздух ревом двигателей, мощно и уверенно поползли вверх на ледниковый купол. АТТ-15, сконфуженно припадая на одну сторону, словно прихрамывая, засеменил вслед, стараясь не отстать. «Этот не жилец», - нарушил наконец молчание Миша. И, как показали дальнейшие события, оказался прав. Поход ушел, и на Молодежной стало семнадцатью меньше. Повару Михалычу легче, а многим грустно - товарищей проводили. Но грустить некогда, два часа ночи, а завтра снова чуть свет вставать. День промелькнул - опомниться не успели.

[ Бардин В.И. 'Земля Королевы Мод' - Москва: Молодая гвардия, 1974 - с.256 http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000010/index.shtml ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Февраль 2009 19:25

 ������������.JPG
 ���2.JPG
блог Геннадия Гусарова http://blogs.mail.ru/mail/ggusarov37

9 САЭ, СГП Мирный-Восток:

Поезд состоит из шести тяжёлых артиллерийских тягачей АТТ с дизельными двигателями мощностью по 450 л.с., и одной относительно комфортабельной гусеничной машины «Харьковчанка» с двигателем мощностью 750 лошадиных сил. В ней есть маленький электрокамбуз, радиорубка, просторная водительская кабина со штурманским астрокуполом, и салон на шесть спальных мест. В составе поезда несколько больших тракторных саней, на двух из которых установлены балки – жилые домики. Ещё два балка размещены в кузовах тягачей. Все удобства балка – четыре двухъярусные койки и маленькая соляровая печка–капельница.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Апрель 2009 17:14

 14074738.jpg
EXIF Date: 2003-03-01
Panaramio coordinates: 66° 35' 44.27" S 93° 2' 52.87" E

Фотография Антарктида. Тягач с балком Харьковчанка 2 / Antarctic. Kharkoutchanka 2 от пользователя kross-spb
http://www.panoramio.com/photo/14074738

комментарии: Провалился в трещину (ширина 3 м). Отцепили прицеп и другой такой же тягач помог проехть её.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Апрель 2009 15:34

[ "Даешь Южный Полюс!", "Всеукраинский автомобильный портал" http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/Past/14526.html ]

Леонид Гоголев (Главный редактор журнала «Коммерческие автомобили»)
Фото Виктора Чистякова и из архива редакции
Даешь Южный Полюс!
6 марта, просмотров: 864


 Polus-antarctica-map-ng.jpg
 Polus_Image3.jpg
Ровно полвека назад колонна гусеничных вездеходов, изготовленных в Харькове, совершила беспримерный переход через Антарктиду. По снежному бездорожью, причем в условиях высокогорья, машины преодолели 2700 км и вышли к Южному Полюсу.

В середине прошлого века интерес исследователей разных стран к Антарктиде резко возрос. По соглашению 1955 г. территория Шестого континента была разделена на «сферы влияния» между 12 государствами, которые начали создавать научные станции и проводить глубокие исследования. Советскому Союзу достался восточный сектор, а самую «макушку» земного шара – Южный Полюс заняли американцы. Правда, оговорив при этом, что всегда рады видеть там гостей из СССР. Конечно, таким приглашением было грех не воспользоваться, но для этого требовались соответствующие транспортные средства…

От ЧТЗ до «Харьковчанки»

В 1955 году Первую советскую трансантарктическую экспедицию оснастили, не мудрствуя лукаво, обычными гусеничными тракторами ЧТЗ. К сожалению, эти машины были весьма тихоходны: за всю смену на них с трудом удалось пройти 450 км. В конечной точке маршрута была основана научная станция Пионерская. Что касается колесных машин, то доставленные в Антарктиду грузовики ЗИЛ-157 показали свою полную непригодность в глубоких снегах.


На следующий год на континент привезли тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т. Их в то время наряду с танками выпускал Харьковский завод транспортного машиностроения, переименованный в 1959 году в Завод им. Малышева. Эти машины, имевшие заводское обозначение «Изделие 401», проявили себя значительно лучше. На них был совершен переход в 975 км до места основания станции Восток-1.

В Третью экспедицию (1957 год) были отправлены тягачи, модернизированные с учетом опыта работы в Антарктиде, – «Изделие 401А». Дизельный двигатель оборудовали системой наддува, что позволило ему не «задыхаться» в высокогорных районах. Гусеницы расширили до 75 см, что улучшало проходимость по глубокому снегу.

Оставалось еще одно: обеспечить необходимый комфорт для работы экипажа. Эту задачу решили к началу Четвертой советской трансантарктической экспедиции.

 Polus-(7).jpg
Выгрузка «Харьковчанки» с
дизель-электрохода
«Обь» в Антарктиде.
Уже в мае 1958 года на Харьковском заводе транспортного машиностроения было собрано «Изделие 404С». Машина имела шасси АТ-Т, удлиненное на два катка. Гусеницы снабдили специальными грунтозацепами и уширителями, в результате чего их ширина достигла 1 м. Форсированный дизель, снабженный приводным нагнетателем, развивал мощность 995 л. с. на высоте 3000 м. Двигатель, как и на тягаче, располагался в передней части. А вот компоновка, в отличие от капотника АТ-Т, была выбрана вагонная, что позволило получить полезную внутреннюю площадь кузова в 28 м кв. Сам же этот кузов с алюминиевой обшивкой и теплоизоляцией из 8 слоев капроновой ваты изготовили на Харьковском авиационном заводе. Стоит ли удивляться, что новый вездеход вскоре получил название «Харьковчанка»?

 Polus.jpg
В дальнем походе

Перед Четвертой советской трансантарктической экспедицией была поставлена грандиозная задача: стартовав из Мирного, пройти станции Комсомольская и Восток, а затем достичь Южного Полюса...

Суда этой экспедиции прибыли в Антарктиду под новый, 1959 год. И уже 10 января караван, состоящий из трех вездеходов «Харьковчанка», двинулся в направлении к Комсомольской. На буксире у каждой машины имелось по два груженых санных прицепа. Дело в том, что было получено задание: попутно завезти на эту станцию все необходимое для зимовки, и в первую очередь горючее. Пройдя 975 км, колонна достигла цели, и здесь тягачи поставили «на отдых»: нужно было дождаться прибытия второй колонны экспедиции.

По разным причинам второй караван вышел из Мирного только 27 сентября. В его составе было пять тягачей АТ-Т. Вместе с этой колонной ехал и начальник транспортного отряда экспедиции Виктор Чистяков.

Много лет спустя мне посчастливилось разыскать этого интересного человека. Виктор Федорович, инженер харьковского Завода им. Малышева, внесший большой вклад в создание «Харьковчанки», дошел на ней до Южного Полюса. Он рассказал мне немало интересного о легендарном переходе и подарил несколько, может, и не слишком качественных, но поистине уникальных фотографий.

 Polus-(8).jpg
Виктор Чистяков у «Харьковчанки».
Мороз – за 70° C.

 Polus-(3).jpg
Штурманская машина с санным прицепом.
 Polus-(9).jpg
Уширители гусениц обрезают автогеном.
 Polus-(4).jpg
Виктор Чистяков возле тягача АТ-Т.
Глазами участника

Виктор Федорович вспоминал: «На Комсомольскую мы прибыли в последних числах октября. После короткой подготовки двинулись дальше, на станцию Восток. На этот раз колонна состояла их трех «Харьковчанок» и двух тягачей АТ-Т. Намаявшись питаться одними разогретыми консервами, мы один из тягачей переоборудовали под полноценный камбуз: смонтировали утепленный кузов, установили бензогенератор на 40 кВт, разделочный стол и котел для варки пищи.

Расстояние до станции Восток в 540 км – относительно небольшое. Но снег лежал мягкий, сыпучий, как пудра, что очень затрудняло движение. В пути на одной «Харьковчанке» вышла из строя коробка передач. Такой случай мы предусмотрели заранее: в крыше имелся люк, а в возимом комплекте – ручные тали. Поставили две машины недалеко друг от друга. Новую коробку передач затащили между ними, затем при помощи балок и талей подняли, скантовали на крышу и опустили в люк».

На станции Восток экспедиции пришлось задержаться. Дело в том, что машины уже изрядно поработали, поизносились. А ведь надо было не только дойти до Южного Полюса, но и вернуться. Поэтому довели до ума все, что смогли, перелопатили всю ходовую часть. Слишком большие уширители гусениц себя не оправдали: они образовывали довольно длинную консоль и часто ломались на неровностях. Пришлось их обрезать автогеном прямо на морозе.

Со станции Восток колонна вышла 8 декабря. На этот раз караван состоял всего их двух «Харьковчанок» (№ 21 и № 23) и мобильного камбуза на АТ-Т. Участников перехода было 16: ученые, водители, повар, радист и врач.

 Polus-(5).jpg
Колонна достигла станции Амундсен-Скотт.
Здравствуй, Южный Полюс!

 Polus-(6).jpg
Дозаправка «Харьковчанки» топливом.
«Я всю дорогу вел штурманскую машину с бортовым номером 21, – вспоминал Виктор Чистяков. – В сторону Южного Полюса местность несколько понижалась: с 3,5 до 2,8 км над уровнем моря. И хоть разница вроде небольшая – всего 700 м, но чувствовалась: моторы тянули веселее, машины шли легче. Не встречались уже и снежные заструги.

Конечно, не все было гладко. Только отошли 8 км от Востока – «полетела» первая передача на моей «Харьковчанке». Понятно почему: ведь только на этой передаче мы всю дорогу и ехали – максимум 5,5 км/ч. И так сотни километров! Вот и не выдержала, родимая…

Безвыходных положений не бывает. Мы прицепили наши сани к другой машине, а сами поехали налегке, на второй передаче. Конечно, при этом периодически уходили вперед, отрываясь от основной колонны километров на 30. Потом останавливались и поджидали. Помню, однажды я из-за одного такого отрыва чуть не поплатился жизнью. Вышел из машины подать сигнал ракетницей, а на обратном пути, хоть и был очень тепло одет, почувствовал страшный холод: руки ни развести, ни поднять. Сознание уплывало. Собрав последние силы, чудом открыл дверь кабины и ввалился туда. Оказалось, что наружный термометр показывал 76 градусов мороза!».

На Южный Полюс колонна прибыла рано утром. Там находилась американская научная станция Амундсен-Скотт. Американцам заранее дали радиограмму, и навстречу вылетел легкомоторный самолет. «Пилот низко промчался над колонной, покачал крыльями, – вспоминал Виктор Федорович. – Мы поприветствовали его сигнальными ракетами… Итак, вот он, Южный Полюс! Нас радушно встречают коллеги-американцы. По-моему, они решили, что мы приехали поздравить их с Рождеством и наступающим Новым годом. Ведь на календаре уже было 26 декабря».
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка" 21

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Сентябрь 2009 15:01

Иван Кукушкин пишет:блог Геннадия Гусарова http://blogs.mail.ru/mail/ggusarov37
9 САЭ, СГП Мирный-Восток

 gusarov_00002e82.jpeg
Свежая фотография в блоге: Харьковчанка (видимо "21-я") во время СГП осенью 1963.
http://gennady-gusarov.livejournal.com/3422.html

:": Геннадий Гусаров: На ледниковом куполе Антарктиды во время санно-гусеничного похода (высота 3200 м над уровнем моря, температура опускалась даже до -65 ° по Цельсию) машинное масло и солярка для заправки тягачей при такой температуре замерзали. Солярка вообще превращалась в массу, напоминающую топлёное масло. Ни перелить в баки, ни перекачать насосами не было возможности, вот и приходилось разогревать бочки на кострах из ветоши и остатков ящиков из-под продуктов.

После размещения фото в своём альбоме получил несколько комментариев, в которых друзья спрашивали почему фото такого плохого качества.

Пояснил, что если, вытащив камеру из-под одежды, подержишь её на воздухе больше минуты, то снимок уже не сделаешь, плёнка крошится, не срабатывает затвор. Интересно, что в таких условиях удавалось сделать только один снимок. Перевести пленку на следующий кадр уже было нельзя.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка-2" 22 САЭ

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 17:08

 0_22602_5eedff5a_orig.jpeg
Из фотографий Суслова Бориса Петровича ( viewtopic.php?f=37&t=1079#p15816 )
На Яндекс.Фотках - http://fotki.yandex.ru/users/mikh-suslov/view/140802/
22 САЭ. Выгрузка "Харьковчанки-2" с борта НЭС "Михаил Сомов"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка-1"

Сообщение Surok » 15 Март 2010 15:32

Харизматичнейшая машина!
Что-то нигде не могу найти - сколько всего Харьковчанок-1 было собрано? И что послужило причиной замены их на Харьковчанки-2? Читал, что не удавалось обеспечить герметичность салона от выхлопных газов - но как-то странно это.
Ищу всю информацию по матчасти этих машин - должны же были существовать какие-то Руководства, Технические описания? Может, кто видел, слышал или знает что, хоть бы кусочки... или догадывается, где можно поискать.
Интересно, что на фото выгрузки Харьковчанки просматриваются на днище поперечные выштамповки (под торсионы?) Но на АТТ и других машинах на этом шасси их нет, есть только на танках, но там днища бронированные и другой формы. На кадрах из "72 ниже 0" они тоже просматриваются. Страннная особенность для малосерийной машины
Интересно также, что было сверху. Ясно, что крепления для антенн и какого-то здорового ящика (что это?), но как все это выглядело? Не шурупами же к алюминию обшивки прикручивали.
Буду весьма признателен за любую информацию, а также рассказы, воспоминания и т.д.
С уважением, Игорь
Surok
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Харьковчанка"

Сообщение KALINAR » 01 Апрель 2010 00:21

"Харьковчанка-1"
Новое сообщение Surok » 15 Март 2010 15:32


Полностью поддерживаю просьбу по Харьковчанке-1, а также интересует информация по Харьковчанке-2. Большое спасибо, кто ответит.
KALINAR
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 03 Август 2009 18:20

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Апрель 2010 09:37

Насчет замены: "Харьковчанки" присутствовали в РАЭ вплоть до текущего сезона.
LJ Кашин Сергей, 54-я РАЭ, Мирный :

 0000k4p4.jpeg
06-11-2009 Проводили поход - 7 машин, 11 человек. Зрелище (проводы) было потрясающее - настоящие танковые маневры)). Судя по вестям с других станций, начался сезон - самолеты летают, всякие там новые полярники появляются, одни мы тут на изрядно опустевшей станции дозимовываем без каких-либо ярких событий.
 0000fqca.jpeg
28-10-2009 Харьковчанка-1, штабная машина намечаемого похода.
 0000b33y.jpeg
08-11-2009 ...Второй по значимости участник походов – это СТТ, у которого С – это уже все-таки «санный» (вроде бы). Эти гусеничные существуют в двух модификациях и вообще более известны как «Харьковчанки». Они тоже тянут груз, но роль у них другая – это походное жилье для водителей. В просторном кузове «Харьковчанок» прячутся и спальные места, и камбуз, и радиостанция. Конечно, условия там не люкс, но вполне сносные, тесновато, но тепло. Модификации между собой отличаются лишь компоновкой – в СТТ-1 она вагонная, то есть и кабина, и жилой отсек в одном объеме, как автобус, а СТТ-2 кабина отделена, как на грузовиках-«вахтовках». Шасси у них практически идентично АТТ. На фото вы можете полюбоваться на СТТ-2, запечатленный на стоянке в Мирном. Он на ходу и нынче снова собирается идти в поход.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка-1"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Апрель 2010 10:14

Surok пишет:Ищу всю информацию по матчасти этих машин - должны же были существовать какие-то Руководства, Технические описания? Может, кто видел, слышал или знает что, хоть бы кусочки... или догадывается, где можно поискать.
Интересно, что на фото выгрузки Харьковчанки просматриваются на днище поперечные выштамповки (под торсионы?) Но на АТТ и других машинах на этом шасси их нет, есть только на танках, но там днища бронированные и другой формы. На кадрах из "72 ниже 0" они тоже просматриваются. Страннная особенность для малосерийной машины


К сожалению, из всех руководств попалось пока только "лирическое", правда с упоминанием количества выпущенных "первых". Если все верно, то их номера тоже известны - встречаются на фотографиях "21-я", "22-я" и "23-я".

Королев П.А., Транспортная мясорубка //Москва, 2006

...Итак, станцию Восток открыли! А снабжать ее как? Топливо, продукты? Авиация вся состоит из Ли-2 и АН-2. Летает едва-едва. На такие расстояния топлива не хватает, даже если салон просто залить бензином. Зато танки у нас какие! Лучший в мире Т-34. И Харьковский завод берет ходовую, переворачивает ее задом наперед, ставит кабину от автомобиля, кузов и получает АТТ. САЭ в кузов ставит утепленный балок, в нем нары на шестерых и получает жилую камеру. На сани емкости с топливом, цепляет за АТТ, и поехали. Но АТТ сам жрет 10 литров на один километр. Для этого посылают много АТТ, чтобы они много сами съели, но хоть чуть-чуть привезли на Восток.

И пошли транспортные походы на Восток. Количество машин 20 и более. Это 20 и более механиков. Это штурман, это врач-повар, это радист. Ученым уже места нет. Потому поход называется транспортным.

Вот Харьковский завод добавляет в ходовую Т-34 еще два катка и получается ходовая танка Т-50. Берет ее, переворачивает задом наперед, передает Харьковскому авиационному заводу и тот ставит сверху один общий салон и получается гибрид танка с самолетом — «Харьковчанка». Жить в ней могут тоже шесть человек, а если вот тут сломать, а вот тут подстроить, то и семь. А «Харьковчанок» три. Но все равно за один раз поход не осилить. Топлива не хватает. Приходится по трассе расставлять своего рода АЗС.

Просто одни сани с топливом или двое оттаскиваются на 100-400 км и там бросаются.

Потом машины идут и из них заправляются. Подброска саней на расстояние по маршруту получила название не совсем диссертабельное, поход — «подкидыш». В зависимости от расстояния «подкидыш» может быть большой и малый, что сильно усложняет классификацию походов, потому что иногда в «подкидыши» берут ученых и тогда «подкидыш» становится научно-транспортным. Но название «подкидыш» вошло в официальный антарктический жаргон.



... Провертев все это в своей голове, Казаков терпеливо на пальцах показал «Мисье» как надо подъезжать задом к саням и какие при этом подаются сигналы. После успешного прицепления первых саней Казаков опять вытащил курсанта из кабины и объяснил ему, как надо сдергивать прилипшие сани.

Операция закончилась благополучно, а по возвращению домой, Казаков сел за машину и нашлепал на двух страницах подробнейшую инструкцию по технике вождения АТТ в условиях внутренних районов Антарктиды.

«Инструкция поэту Серову по прозвищу «Мисье» по вождению АТТ и «Харьковчанок» в санно-гусеничных походах САЭ.

I. Трогание с места (двигатель запущен, обороты холостые) а) сбросить обороты и установить ручным сектором до минимальных, только чтобы двигатель не глох. Время не терять. Спокойно без суеты выжать главный и ни в коем случае его не держать долго, (чуть выжав пока редуктор, преодолев инерцию, замедлить обороты) сильно и резко включить передачу, не допуская скрежета зубьев и не разевая рот, прибавить оборотов ножным управлением, быстро отпускать сцепление. Держать выключенным главный ЗАПРЕЩЕНО!

Пустой тягач легко трогается на второй передаче, с легкими санями на первой, с тяжелыми (они все будут тяжелыми) с первой передачи и с рычагами ПМП во втором положении.

При срыве саней нужно сдать назад, чтобы образовалась слабина за счет серьги между фаркопом и проушиной водила саней. Тягач должен набрать инерцию за эту слабину и своей массой сдвинуть сани. Стаскивание саней «внатяг» приводит к сгоранию главного.

Как только сани сдвинулись, и обороты возросли, поочередно, рычаги резко возвращаются в первое положение. Одновременное | сталкивание рычагов в первое положение приводит к резкому удару по планетарному механизму. При установившемся движении | можно ставить рабочие обороты на ручном секторе. ПОЕХАЛИ!

б) при маневрах, ночном движении, при поисках вех, и когда есть люди на снегу, пользоваться только ножным газом.

в) трогать рычаги ПМП только после того как установилось равномерное движение, т.е. двигатель набрал обороты.

г) не дергать рычаги ПМП поминутно. Только в крайней необходимости.

д) не крутить машину на рыхлом снегу на полностью зажатой гусенице.

е) трогаться с места только по сигналу сидящего справа, когда тот вытянет руку и скажет «вперед» или по сигналу по радио, или с улицы.

II. Сигналы в кабине:

а) смотри п. 1е.

б) сидящий справа (СС) ударил левой рукой по «торпеде». Это сигнал для того, чтобы водитель обратил внимание. Не надо сразу дергаться, хвататься за рычаги, выжимать сцепление (это если при движении и двигатель орет). Если после удара по «торпеде» левая рука ткнула рукавицей в твою сторону, поворачивай налево до тех пор, пока рука не опустится.

Если после удара рука согнулась в локте от тебя, крути направо, пока она не упадет на сиденье. (при этом Казаков после каждого пункта рисовал человечка с руками в разном положении)

в) СС ударил по «торпеде» и поднял левую руку к крыше кабины. Это — «внимание, приготовиться к чему-то и снять с ручного газа и перейти на ножной. Может яма, может остановка, а может вообще ничего не видно.

г) если после удара СС сложил руки крестом на коленях -медленно, спокойно останови тягач. Не тормози так, чтобы мордой в стекло, как будто в лоб снаряд засадили. Выжми главный и тут же быстро выключи передачу и бросай главный. Держать главный включенным ЗАПРЕЩЕНО! Только после этого СС может спокойно выходить из кабины, не боясь, что его задавит неопытный водитель. При недолгой остановке двигатель не глушить, а поставить на холостые (не на минимальные) обороты.

III. Манипуляции на улице:

а) сидеть в кабине тихо и следить за действиями руководителя манипуляциями (РМ).б) Если РМ поднял руки вверх, значит запускай и двигайся на него, что значит — «Давай на меня».

в) где бы не стоял РМ, но если он стоит с расставленными руками в стороны, значит — выруливай так, чтобы выехать на него прямо на грудь и остановись метрах в пяти. Это значит - «поставить машину на след».

г) если РМ скрестил руки над головой — глуши мотор. Будем пальцы перебивать!

IV. При любой, даже короткой остановке сразу выключай передачу. Ты уже несколько раз пытался меня задавить!

V. При включении передачи не фырчи газом, это раздражает и ничего не дает. Ты сильнее разгоняешь двигатель, а он в это время отключен от коробки. Так что игра педалью при выжатом сцеплении ничего не дает. Ну, а уж при включенном — только вредит.

VI. При движении в колонне не езди на АТТ как на инвалидной коляске с ручным приводом. Не дергай рычагами туда-сюда.

VII. Не прыгай в кабине как обезьяна в клетке, не дергайся - по нам не стреляют. Сел и сиди. Идет машина и пусть идет!

Подпись: Н. П. Казаков.»

Начальник подкидыша (все равно НП) выдал поэту один экземпляр инструкции. Вечером узнал, что она ходит по дому механиков как детектив, запрещенный или порно-журнал — из рук в руки. Транспортный отряд веселился пару вечеров. «Мисье» ходил гордый и довольный, что нарвался не на матерные вопли, а вот на такую инструкцию. Вложил ее в свою папку с поэмами.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Апрель 2010 23:09

 yandex-somov-34.jpeg
Очень своевременное сообщение Александра Матросова в теме ""Обь", дизель-электроход" ( viewtopic.php?f=4&t=1162&p=20580#p20580 )

Записи М.М. Сомова, из которых видно, что все три "Харьковчанки-1" были доставлены в 4 САЭ на д/э "Обь".
Интересно, что "Пингвин" появился позднее - в 5 САЭ.
Я почему-то думал, что наоборот.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Surok » 03 Апрель 2010 13:19

Огромное спасибо за информацию! "История создания" позабавила. А "Руководство" вообще шикарное.
Честно говоря, не ожидал, что Харьковчанок-1 было всего 3, думал - не все в кадр попали.
А уж что есть еще живая машина - это совсем радость!
Не знаете никого из полярников, кто мог бы пофотографировать эту машину?
А то ведь уйдет в конце концов в металлолом - и все...
С уважением, Игорь
Surok
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Апрель 2010 15:20

Surok пишет:Не знаете никого из полярников, кто мог бы пофотографировать эту машину?
А то ведь уйдет в конце концов в металлолом - и все...

К сожалению, зимовщик с Мирного уже уехал.
Но может в эту РАЭ кто еще обьявится.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Surok » 05 Апрель 2010 06:49

Интересно, а техника обслуживается-ремонтируется прямо в Мирном, или вывозится на капремонт на "большую землю"?
Может, можно найти водителя этой машины или кого-нибудь кто её обслуживает?
Бутылку коньяка за фотообзор! :) (жаль, передать из Владивостока проблемно - только если деньгами)
С уважением, Игорь
Surok
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Апрель 2010 09:42

Насколько известно, из Антарктиды техника не вывозилась.
Всякого вида и сложности ремонты производятся "на месте". Например, в той же "Транспортной мясорубке" упоминается такой момент: изношенный АТТ гоняли в поход на 152-й км, чтобы доработать ресурс. В случае выхода из строя на пути, предполагалось ее бросить и на обратном пути тащить до Мирного, где предстояла замена двигателя и др.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11724
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения