Surok пишет:Ищу всю информацию по матчасти этих машин - должны же были существовать какие-то Руководства, Технические описания? Может, кто видел, слышал или знает что, хоть бы кусочки... или догадывается, где можно поискать.
Интересно, что на фото выгрузки Харьковчанки просматриваются на днище поперечные выштамповки (под торсионы?) Но на АТТ и других машинах на этом шасси их нет, есть только на танках, но там днища бронированные и другой формы. На кадрах из "72 ниже 0" они тоже просматриваются. Страннная особенность для малосерийной машины
К сожалению, из всех руководств попалось пока только "лирическое", правда с упоминанием количества выпущенных "первых". Если все верно, то их номера тоже известны - встречаются на фотографиях "21-я", "22-я" и "23-я".
Королев П.А., Транспортная мясорубка //Москва, 2006
...Итак, станцию Восток открыли! А снабжать ее как? Топливо, продукты? Авиация вся состоит из Ли-2 и АН-2. Летает едва-едва. На такие расстояния топлива не хватает, даже если салон просто залить бензином. Зато танки у нас какие! Лучший в мире Т-34. И Харьковский завод берет ходовую, переворачивает ее задом наперед, ставит кабину от автомобиля, кузов и получает АТТ. САЭ в кузов ставит утепленный балок, в нем нары на шестерых и получает жилую камеру. На сани емкости с топливом, цепляет за АТТ, и поехали. Но АТТ сам жрет 10 литров на один километр. Для этого посылают много АТТ, чтобы они много сами съели, но хоть чуть-чуть привезли на Восток.
И пошли транспортные походы на Восток. Количество машин 20 и более. Это 20 и более механиков. Это штурман, это врач-повар, это радист. Ученым уже места нет. Потому поход называется транспортным.
Вот Харьковский завод добавляет в ходовую Т-34 еще два катка и получается ходовая танка Т-50. Берет ее, переворачивает задом наперед, передает Харьковскому авиационному заводу и тот ставит сверху один общий салон и получается гибрид танка с самолетом — «Харьковчанка». Жить в ней могут тоже шесть человек, а если вот тут сломать, а вот тут подстроить, то и семь. А «Харьковчанок» три. Но все равно за один раз поход не осилить. Топлива не хватает. Приходится по трассе расставлять своего рода АЗС.
Просто одни сани с топливом или двое оттаскиваются на 100-400 км и там бросаются.
Потом машины идут и из них заправляются. Подброска саней на расстояние по маршруту получила название не совсем диссертабельное, поход — «подкидыш». В зависимости от расстояния «подкидыш» может быть большой и малый, что сильно усложняет классификацию походов, потому что иногда в «подкидыши» берут ученых и тогда «подкидыш» становится научно-транспортным. Но название «подкидыш» вошло в официальный антарктический жаргон.
... Провертев все это в своей голове, Казаков терпеливо на пальцах показал «Мисье» как надо подъезжать задом к саням и какие при этом подаются сигналы. После успешного прицепления первых саней Казаков опять вытащил курсанта из кабины и объяснил ему, как надо сдергивать прилипшие сани.
Операция закончилась благополучно, а по возвращению домой, Казаков сел за машину и нашлепал на двух страницах подробнейшую инструкцию по технике вождения АТТ в условиях внутренних районов Антарктиды.
«Инструкция поэту Серову по прозвищу «Мисье» по вождению АТТ и «Харьковчанок» в санно-гусеничных походах САЭ.
I. Трогание с места (двигатель запущен, обороты холостые) а) сбросить обороты и установить ручным сектором до минимальных, только чтобы двигатель не глох. Время не терять. Спокойно без суеты выжать главный и ни в коем случае его не держать долго, (чуть выжав пока редуктор, преодолев инерцию, замедлить обороты) сильно и резко включить передачу, не допуская скрежета зубьев и не разевая рот, прибавить оборотов ножным управлением, быстро отпускать сцепление. Держать выключенным главный ЗАПРЕЩЕНО!
Пустой тягач легко трогается на второй передаче, с легкими санями на первой, с тяжелыми (они все будут тяжелыми) с первой передачи и с рычагами ПМП во втором положении.
При срыве саней нужно сдать назад, чтобы образовалась слабина за счет серьги между фаркопом и проушиной водила саней. Тягач должен набрать инерцию за эту слабину и своей массой сдвинуть сани. Стаскивание саней «внатяг» приводит к сгоранию главного.
Как только сани сдвинулись, и обороты возросли, поочередно, рычаги резко возвращаются в первое положение. Одновременное | сталкивание рычагов в первое положение приводит к резкому удару по планетарному механизму. При установившемся движении | можно ставить рабочие обороты на ручном секторе. ПОЕХАЛИ!
б) при маневрах, ночном движении, при поисках вех, и когда есть люди на снегу, пользоваться только ножным газом.
в) трогать рычаги ПМП только после того как установилось равномерное движение, т.е. двигатель набрал обороты.
г) не дергать рычаги ПМП поминутно. Только в крайней необходимости.
д) не крутить машину на рыхлом снегу на полностью зажатой гусенице.
е) трогаться с места только по сигналу сидящего справа, когда тот вытянет руку и скажет «вперед» или по сигналу по радио, или с улицы.
II. Сигналы в кабине:
а) смотри п. 1е.
б) сидящий справа (СС) ударил левой рукой по «торпеде». Это сигнал для того, чтобы водитель обратил внимание. Не надо сразу дергаться, хвататься за рычаги, выжимать сцепление (это если при движении и двигатель орет). Если после удара по «торпеде» левая рука ткнула рукавицей в твою сторону, поворачивай налево до тех пор, пока рука не опустится.
Если после удара рука согнулась в локте от тебя, крути направо, пока она не упадет на сиденье. (при этом Казаков после каждого пункта рисовал человечка с руками в разном положении)
в) СС ударил по «торпеде» и поднял левую руку к крыше кабины. Это — «внимание, приготовиться к чему-то и снять с ручного газа и перейти на ножной. Может яма, может остановка, а может вообще ничего не видно.
г) если после удара СС сложил руки крестом на коленях -медленно, спокойно останови тягач. Не тормози так, чтобы мордой в стекло, как будто в лоб снаряд засадили. Выжми главный и тут же быстро выключи передачу и бросай главный. Держать главный включенным ЗАПРЕЩЕНО! Только после этого СС может спокойно выходить из кабины, не боясь, что его задавит неопытный водитель. При недолгой остановке двигатель не глушить, а поставить на холостые (не на минимальные) обороты.
III. Манипуляции на улице:
а) сидеть в кабине тихо и следить за действиями руководителя манипуляциями (РМ).б) Если РМ поднял руки вверх, значит запускай и двигайся на него, что значит — «Давай на меня».
в) где бы не стоял РМ, но если он стоит с расставленными руками в стороны, значит — выруливай так, чтобы выехать на него прямо на грудь и остановись метрах в пяти. Это значит - «поставить машину на след».
г) если РМ скрестил руки над головой — глуши мотор. Будем пальцы перебивать!
IV. При любой, даже короткой остановке сразу выключай передачу. Ты уже несколько раз пытался меня задавить!
V. При включении передачи не фырчи газом, это раздражает и ничего не дает. Ты сильнее разгоняешь двигатель, а он в это время отключен от коробки. Так что игра педалью при выжатом сцеплении ничего не дает. Ну, а уж при включенном — только вредит.
VI. При движении в колонне не езди на АТТ как на инвалидной коляске с ручным приводом. Не дергай рычагами туда-сюда.
VII. Не прыгай в кабине как обезьяна в клетке, не дергайся - по нам не стреляют. Сел и сиди. Идет машина и пусть идет!
Подпись: Н. П. Казаков.»
Начальник подкидыша (все равно НП) выдал поэту один экземпляр инструкции. Вечером узнал, что она ходит по дому механиков как детектив, запрещенный или порно-журнал — из рук в руки. Транспортный отряд веселился пару вечеров. «Мисье» ходил гордый и довольный, что нарвался не на матерные вопли, а вот на такую инструкцию. Вложил ее в свою папку с поэмами.