"Харьковчанка"

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Харьковчанка"

Сообщение Alexander Belov » 27 Октябрь 2008 15:31

 Harkovchanka-01.jpg
Харьковчанка — легендарный антарктический вездеход, созданный в конце 1950-х в КБ Харьковского завода. Его основой послужил тягач АТ-Т (в котором, в свою очередь, были использованы многие агрегаты танка Т-54).


Технические характеристики
Мощность дизеля — 995 л.с
Запас хода — 1500 км
Габариты — длина 8,5 м, ширина 3,5 м, высота 4 м
Максимальная скорость — 30 км/час
Преодолеваемый подъем — 30°
Объем кабины — 50 куб.м (площадь — 28 кв.м, высота — 2,1 м).

Машина могла плавать, хотя и не являлась амфибией.

 Harkovchanka-05.jpg
 Harkovchanka-04.jpg
 Harkovchanka-07.jpg
 Harkovchanka-06.jpg
 Harkovchanka-02.jpg
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 18:34

Изображение

И сама статья.
Иходник - в формате djvu, тк что качество конечно так себе.

Изображение Изображение
Изображение Изображение
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 18:39

Изображение

Фотоальбом "Транспорт Антарктиды"

В подзаголовке альбома стоит "февраль 2006" года, но в EXIF фотографии - 16 января 2004.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Alexander Belov » 27 Октябрь 2008 19:29

Но тут только Харковчанки-2", на шасси АТ-Т, без "интегрального" кузова.

 Harkovchanka-08.jpg
 Harkovchanka-09.jpg


 Harkovchanka-10.jpg
Полевой лагерь в горах Вольтат

 Harkovchanka-11.jpg
В Мирном, на стоянке

 Harkovchanka-12.jpg
А вот сочлененные двухсекционные тягачи - это ТЗ-30.

 Harkovchanka-14.jpg
 Harkovchanka-13.jpg
Интересно, что на переднем тягаче установлен жилой модуль "Харьковчанки".

Хотел было сделать "Харьковчанку-2" и ТЗ-30 отдельными темами, но уж так получилось...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 20:13

Alexander Belov пишет:Но тут только Харковчанки-2", на шасси АТ-Т, без "интегрального" кузова.

Это которые ниже, или которые на фотографии 2006-го? Там слева две "харьковчанки" вроде бы вполне традиционные?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Alexander Belov » 27 Октябрь 2008 20:22

Иван Кукушкин пишет:
Изображение
Фотоальбом "Транспорт Антарктиды"

В подзаголовке альбома стоит "февраль 2006" года, но в EXIF фотографии - 16 января 2004.

Имел в виду этот постинг. На фото слева направо:

ТЗ-30 - 2 шт, "Харьковчанка-2" - 2 шт, АТ-Т с санями, гружеными бочками - 1 шт.

Коллеги, поправьте, если ошибаюсь!
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Харьковчанка"

Сообщение Александр Андреев » 27 Октябрь 2008 21:44

Изображение

Мирный, 1957
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3065
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 21:56

Скопировано из темы "Полюс Недоступности" [ http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=596 ]

Изображение Изображение

22-я "Харьковчанка" удостоенная персонального почтового выпуска, и видимо "Харьковчанка-2" на конверте и гашении.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АТ-Т

Сообщение Alexander Belov » 27 Октябрь 2008 22:12

alex_andr пишет:[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_1957.jpg[/url]

Мирный, 1957

Так это "чистый" АТ-Т, с брезентовым тентом над грузовой платформой. На санях установлен жилой балок. Из таких "модулей" была собрана станция Восток-1, а потом их перетащили к Южному геомагнитному полюсу - основали станцию Восток.

Вот несколько фотографий АТ-Т.

 AT-T-01.jpg
Машина в штатной "армейской" конфигурации. Грузовая платформа закрыта брезентовым тентом:

 AT-T-02.jpg
Антарктический вариант. На грузовой платформе установлен жилой балок. Такие тягачи очень колоритно описаны С. Саниным в повести "72 градуса ниже нуля":

 AT-T-03.jpg
Жанровая сценка: АТ-Т с балком и санями. Подпись утверждала, что это - тягач гляциологов 21-й САЭ:

 AT-T-04.jpg
Более современное фото, но видна грузовая платформа с бочками. Капот мотора укрыт кожаным чехлом с войлочным подбоем. Очень любопытен ярко раскрашенный балок на санях на заднем плане.

К сожалению, в истории конкретных машин у меня ничего нет. Сколько было выпущено "Харьковчанок-1"? Как сложилась судьба этих уникальных и действительно ЛЕГЕНДАРНЫХ машин?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 22:27

Alexander Belov пишет:Антарктический вариант. На грузовой платформе установлен жилой балок. Такие тягачи очень колоритно описаны С. Саниным в повести "72 градуса ниже нуля"

Вспомнились сразу две вещи:
- у Санина в "новичке в Антарктиде" и история с 22-й Харьковчанкой описана, найду
- У Рыскина есть фотография некоего памятника на Востоке - тягач на бочках. Интересно что с ним стало, по воспоминаниям - он производил на залетных иностранцев неизгладимое впечатление. "Анбиливибль!" :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 22:33

Изображение

Транспорант гласит: "С нами Бог, парторг и Харитоша!"
24 (?) САЭ

Рыскин Борис Александрович: "Крутой маршрут" http://world.lib.ru/r/ryskin_b_a/krutoy.shtml
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 22:36

А вот тот самый памятник:

Изображение

Станция "Восток" - лунный пейзаж.
Лютый холод. Ветер 5 метров в секунду. Дышать только через шарф.
Не бегать. Передвигаться только гусинным шагом. Ни каких резких движений.
Ни каких физических усилий.
Глубокий вдох и ожог легких! Воспаление легких смертельно.
Можно спасти только летом - вывезти самолетом.
Жажда отчаянная, но пить нельзя. Наступает отек мозга и голова изнурительно болит
И в таких условиях полярники поставили памятник основной транспортной машине!


Рыскин Борис Александрович": "Крутой маршрут" http://world.lib.ru/r/ryskin_b_a/krutoy.shtml


... Джон улыбается ослепительной улыбкой. Он тоже счастлив.
Русские механики плачут - его цирковая посадка удалась.
Многие лица встречающих знакомы - виделись на станции Восток.


Вслушивается. Пытается в шуме еще не заглушенных моторов разобрать знакомые слова.
Слово "мать" часто повторяется, и оно ему известно.
- Вы ждали you маму?! Я ее не привез! :)))
- Only cinema! Только кино!


Наконец, он понимает профессиональный вопрос, выбирается из сугроба объятий,
принимает официальный вид и, с трудом, подбирая слова, очень серьезно говорит:


- Я видел Ваши машины на станции Восток....это....нет слов!
- Рим, легионеры, империя...
- Это русские идут!
- Это как в небе рядом увидеть you car...
- Вы сумасшедшие русские водители...
- Я сумасшедший американский пилот: верьте - я всегда к Вам прилечу!
- Я хотел показать, что-нибудь достойное Вас - свой шик!


Рыскин Борис Александрович: День Ангела v1.01 http://world.lib.ru/r/ryskin_b_a/inspektor.shtml
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Харьковчанка"

Сообщение Военная Разведка » 27 Октябрь 2008 22:41

АТ-Т на почтовых штемпелях и антарктических "клонах" станции "Дружная"

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 22:56

Иван Кукушкин пишет:Изображение

Вот, нашлось что там у Санина по 22-й:


В. Санин: "Новичок в Антарктиде" http://www.2lib.ru/books/9742.html

.... Но все это, - продолжал Самушкин, - хотя и не вполне безопасная, но веселая детская игра по сравнению с третьим походом. Долго потом еще мы вздрагивали по ночам и, просыпаясь, блаженно улыбались - какое счастье, что он позади, этот третий поход! Хлебнули мы Антарктиды по горло, и все из-за того, что "в кузнице не было гвоздя" - помните такую балладу?

Ладно, все по порядку. 4 октября 1968 года мы покинули станцию на тягаче и "Харьковчанке". Тягач мы прозвали "Бетти", и ничем он особенно не знаменит, а вот нашу "Харьковчанку-22" знает весь мир: она прошла по Антарктиде десятки тысяч километров, побывала на Полюсе недоступности и украсила своим изображением почтовую марку... Да-да, именно эту, спрячьте ее
поаккуратнее и не забудьте потом напомнить, поставлю штамп - на зависть филателистам. А нашу "Харьковчанку" вы, наверное, увидите: она будет погружена на "Обь" и пойдет на Родину залечивать старые раны... Нас было шестеро: водители Планин и Ярошенко, врач Грищенко, гляциолог Косенко, метеоролог Викторов и я. Антарктическая весна в разгаре, но не в нашем понимании - когда расцветают яблони и груши, медовый аромат струится в воздухе и птички поют... Нет пурги - и за то спасибо, благодарим и в ножки кланяемся. Правда, лед был очень скользкий, шли со скоростью пять километров в час. Ни разу не провалились в трещину, не ухнули в проталину - тоже спасибо провидению. И всетаки меня не покидало какое-то нехорошее предчувствие: уж слишком благополучно проходит третий поход подряд - так в Антарктиде не бывает.

И вот на сто восемнадцатом километре, в сутках пути до мыса Ураганный, произошла та самая история с гвоздем: на "Харьковчанке" вышла из строя шлицевая муфта коленчатого вала. А запасной муфты мы с собой не взяли: надеялись, обойдемся. Все. "Харьковчанка" остановилась, садись закуривай, поход срывается... Пришлось разделиться. Мы - Планин, Грищенко и я -
остались на "Харьковчанке", а остальные на "Бетти" отправились на станцию за муфтой. Три дня туда, три дня обратно - пропала неделя. Ругали мы себя нещадно, но утешались тем, что и Седов вынужден был прервать свое путешествие к полюсу на собаках, потому что забыл в лагере иголку для примуса: великие примеры как-то успокаивают...

Поначалу все шло нормально: "Бетти" добралась до станции, ребята взяли злополучную муфту и отправились к нам. На шестьдесят восьмом километре несчастье - загорелся балок. Почему это произошло? К тому времени задул сильный ветер, а из выхлопной трубы летели искры - другого объяснения мы не нашли. Ребята, сидевшие в кабине тягача, увидели пламя, когда оно уже вовсю полыхало. Попытались было сбить его огнетушителями, но - сильный ветер! - балок вновь загорелся. А в нем два баллона газа, готовые в любую севунду взорваться! Но нельзя же оставаться в ледяной пустыне без радиостанции и продовольствия - пришлось сознательно идти на крайний риск. Рацию вытащить не удалось - она была слишком крепко прикручена, а огонь уже добрался до
баллонов. Успели выкинуть два попавшихся под руку спальных мешка, выбежали - и тут же взрыв. Балок и все, что было в нем, разметало на пятьдесят-сто метров, никакого продовольствия и одежды спасти не удалось. Оставив на месте катастрофы поврежденную, беспомощную "Бетти", Ярошенко, Викторов и Косенко двинулись к "Харьковчанке": до нас было все-таки пятьдесят километров, а до
станции - шестьдесят восемь да еще встречный ветер.

Погода стояла сносная. Подгоняемые попутным ветром, ребята шли по проложенной "Харьковчанкой" колее, Кое-где колею замело, но через каждые два километра дорога была размечена бочками. И хотя марафонская дистанция в Антарктиде - это, поверьте, очень много, ребята, наверное, добрались бы благополучно, если бы не второе несчастье: у Ярошенко судорогой свело ноги.
Косенко и Викторов бросили спальные мешки - непродуманное решение! - и понесли товарища на руках. И еще одна ошибка: увидев вдали закрепленный на высоком древке красный флаг "Харьковчанки", они срезали угол и сошли с дороги, чтобы выиграть несколько километров. Понадеялись на то, что погода останется хорошей, и нарушили закон: никогда, ни при каких обстоятельствах
не бросай дорогу!

И тут началась метель. К счастью, ребята успели вернуться обратно на дорогу, но потеряли драгоценные часы. Еды у них не было, кроме единственной бутылки соку для Ярошенко, на плечах - кожаные куртки: каэшки сгорели в балке. Поначалу они еще видели наши ракеты, но, когда метель разбушевалась по-настоящему, видимость исчезла совершенно. А мы-то ракеты пускали на всякий случай, потому что после прекращения связи могли лишь гадать о судьбе "Бетти". Но когда началась метель, встревожились не на шутку. Решили выходить навстречу. И только-только собрались, как в "Харьковчанку" ввалился Викторов! Мы напоили его горячим кофе, привели в себя, и он рассказал, что пришел за помощью: ребята находятся километрах в двенадцати. Косенко, чтобы не замерзнуть,
понемногу тащит на себе Ярошенко, но нужно поспешить с одеждой, иначе беды не миновать. Оставив изнемогающего от усталости Викторова держать связь, мы без промедления отправились в путь. Ни зги не видно, даже ракеты не освещали дорогу, шли ощупью. Выбрали такой метод: я ощупывал левый след гусеницы, Планин - правый, а сзади, подстраховывая нас, шел Грищенко. След потерян - стоп, назад; ибо собьешься с дороги - спасать будет некому. Прошли мы два, пять, семь километров - нет ребят. Прошли двенадцать - с тем же успехом. Значит, либо Викторов ошибся, либо они сбились с дороги и ушли в сторону. Плохо дело. У Планина к тому же на восьмом километре свело ногу. Он плелся, опираясь на палку и тяжело переживая, что стал обузой... И все же для страховки решили мы пройти еще немного вперед. Добрались до следующих бочек, нацарапали на них наши фамилии, время и отправились назад. Так устали, что начались галлюцинации: в каждом темном пятне на дороге видели тела погибших друзей. А метель так разошлась, что даже часть бочек укатило ветром.. Не доходя километров шесть до "Харьковчанки" - о радость! - увидели на снегу два следа. Значит, ребята были здесь! Стали шарить вокруг - следы исчезли неподалеку от зоны тре шин. Совершенно удрученные, поплелись обратно. Очень тяжелый был момент, не хотелось бы вновь когда-нибудь такое пережить. Пока надеялись - силы брались неизвестно откуда, а пропала надежда - еле переставляли ноги. Каких ребят потеряли из-за муфты, куска железа! Подошли к "Харьковчанке" - и остолбенели: навстречу вышел Косенко! И откуда только силы взялись - бегом бросились его обнимать.

"Где Ярошенко?!"

"Живой, в мешке спит".

Ну, расцеловались, потискали Ярошенко, который был очень плох, выяснили, что разошлись буквально в нескольких шагах друг от друга. Косенко рассказал, как тащил на себе товарища и даже чуть не заплакал от счастья, когда увидел "Харьковчанку". А дальше... впрочем, главное уже рассказано. Ярошенко через три дня встал на ноги. Вскоре со станции пришла помощь, и вернулись мы живы-здоровы. Так и закончился наш третий и самый бесполезный поход, продолжавшийся около месяца. Хотя, - Самушкин улыбнулся, - почему бесполезный? Во-первых, мы все время вели метеорологические наблюдения, а во вторых, великолепно усвоили одну истину: отправляясь в путь, не забывай о запасных частях!
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Паямтник АТ-Т на Востоке

Сообщение Alexander Belov » 28 Октябрь 2008 00:13

Коллеги!

 plan-Vostok.jpg
Памятники в Антарктиде - это отдельная и очень интересная тема.
А АТ-Т на станции Восток есть на плане станции, сделанном в период 33-ей САЭ:
Рисунок из книги Саватюгина и Преображенской "Российские исследования в Антарктике".

Очень давно искал этот снимок, хотел сделать памятник для сценария. Теперь он там обязательно будет!
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения