Дрейфующие автоматические радиометеорологические станции
(ДАРМС ) системы Алексеева регулярно используются Арктическим
и антарктическим научно-исследовательским институтом
(ААНИИ) Гидрометеорологической службы СССР с 1957 г. для
наблюдений за состоянием погоды и дрейфом льдов в труднодоступных
районах Северного Ледовитого океана (рис. 1.17). П остановка
станций на полярных льдах осуществляется ежегодно
высокоширотными экспедициями ААНИИ «Север», самолетами
полярной авиации, а такж е непосредственно с ледоколов. Местонахождение
ДАРМ С определяется береговыми и островными станциями,
которые принимают информацию с ДАРМ С в виде сигналов
азбуки Морзе в диапазоне средних волн на расстоянии до
1500 км, причем длительность автономного действия станции при
ежедневной передаче составляет один год. ДАРМ С автоматически
передают по радио сведения о скорости ветра (от 1 до 25 м/с),
его направлении с точностью до одного румба, температуре воздуха
через 1° С в диапазоне от + 3 0 до —55° С и атмосферном
давлении через 1 мбар. Данные о скорости и направлении ветра
автоматически осредняются передающим прибором за период 8—
10 мин. ДАРМ С представляет собой пустотелую стальную штангу 2,.
проходящую через лед, на нижнем конце которой подо льдом
располагается герметичный контейнер с батареями питания и
часовым механизмом 5. На верхнем конце штанги находятся: р а диопередатчик
1, радиоприемник 4 и блок с метеорологическими
приборами 3, укрепленный на кронштейне на высоте 2,5 м от поверхности
льда и снабженный тремя флюгерами — большим, поворачивающим
его вокруг вертикальной оси по направлению
ветра, и двумя малыми для определения скорости ветра. Дю ралю миниевая
мачта высотой 12 м служит антенной станции. Вмороженные
в лед анкера, имеющие на,верхних концах направляю щие
полозья, в которых могут перемещаться концы опор треножника,
способствуют устойчивому положению ДАРМ С на льду.
Данные, поступающие с ДАРМ С, не только дополняют материалы,
регулярно получаемые дрейфующими станциями «СП», но
и дают необходимые сведения для составления прогнозов погоды
и дрейфа льдов. Начиная с 1962 г. на ледниках Антарктиды для
проведения метеорологических наблюдений такж е стали применяться
ДАРМ С, но несколько видоизмененные.
(ДАРМС ) системы Алексеева регулярно используются Арктическим
и антарктическим научно-исследовательским институтом
(ААНИИ) Гидрометеорологической службы СССР с 1957 г. для
наблюдений за состоянием погоды и дрейфом льдов в труднодоступных
районах Северного Ледовитого океана (рис. 1.17). П остановка
станций на полярных льдах осуществляется ежегодно
высокоширотными экспедициями ААНИИ «Север», самолетами
полярной авиации, а такж е непосредственно с ледоколов. Местонахождение
ДАРМ С определяется береговыми и островными станциями,
которые принимают информацию с ДАРМ С в виде сигналов
азбуки Морзе в диапазоне средних волн на расстоянии до
1500 км, причем длительность автономного действия станции при
ежедневной передаче составляет один год. ДАРМ С автоматически
передают по радио сведения о скорости ветра (от 1 до 25 м/с),
его направлении с точностью до одного румба, температуре воздуха
через 1° С в диапазоне от + 3 0 до —55° С и атмосферном
давлении через 1 мбар. Данные о скорости и направлении ветра
автоматически осредняются передающим прибором за период 8—
10 мин. ДАРМ С представляет собой пустотелую стальную штангу 2,.
проходящую через лед, на нижнем конце которой подо льдом
располагается герметичный контейнер с батареями питания и
часовым механизмом 5. На верхнем конце штанги находятся: р а диопередатчик
1, радиоприемник 4 и блок с метеорологическими
приборами 3, укрепленный на кронштейне на высоте 2,5 м от поверхности
льда и снабженный тремя флюгерами — большим, поворачивающим
его вокруг вертикальной оси по направлению
ветра, и двумя малыми для определения скорости ветра. Дю ралю миниевая
мачта высотой 12 м служит антенной станции. Вмороженные
в лед анкера, имеющие на,верхних концах направляю щие
полозья, в которых могут перемещаться концы опор треножника,
способствуют устойчивому положению ДАРМ С на льду.
Данные, поступающие с ДАРМ С, не только дополняют материалы,
регулярно получаемые дрейфующими станциями «СП», но
и дают необходимые сведения для составления прогнозов погоды
и дрейфа льдов. Начиная с 1962 г. на ледниках Антарктиды для
проведения метеорологических наблюдений такж е стали применяться
ДАРМ С, но несколько видоизмененные.
Дерюгин К.К., Степанюк И.А. Морская гидрометрия. Под редакцией д-ра геогр. наук проф. А.М. Муромцева. Л. Гидрометеоиздат 1974г. 392 с.