Ветродвигатели в Арктике

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Апрель 2014 13:23

Молибога пишет:Особенно интересен "ветряк Ф (?) в мт.мощн. 5 квт". Это второй ветрогенератор, установленный в Папаниным в Арктике. Первый в 1932 г. он поставил в б.Тихой - американский "Перкинс", многолопастный тихоходного типа, мощностью 2,5 квт.(В.А.Сидоров. Ветродвигатели в Арктике, М-Л:Изд-во Главсевморпути, 1946, с.65). На Тихой лежит поваленная башня этого ветряка с известным автографом И.Д., а на диораме станции в Музее АиА есть моделька. :) Третий папанинский ветряк - ПД-3 мощностью 250 вт, специально сделанный для СП-1 (Сидоров, с.39-41).
А вот что за "Ф" на 5 киловатт? И еще - насчет ВД-18 на Челюскине правда? До сих пор встречал инфу только об арктических ВД-8 и ВД-12.


ЗФИ.Бухта Тихая:
 Ветряк на полярной станции .jpg
 Памятная табличка под ветряком полярной станции.jpg
 canon_1024_2.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Апрель 2014 13:31

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Апрель 2014 14:56

Рассказы седовцев : Записи и воспоминания участников дрейфа
Записки о жизни и работе на ледокольном пароходе "Георгий Седов", дрейфовавшем с 23 октября 1937 г. по 13 января 1940 г. в Северном Ледовитом океане, составленные членами экипажа. кн. 2. Москва ; Ленинград Изд-во Главсевморпути 1940


 6.jpg
ВЕТЕР ЗАЖИГАЕТ ЛАМПОЧКИ
А. Ефремов

Помню, настроение в те дни менялось очень быстро. Каждое небольшое разводье вырывало радость и оживление. Надеялись, что это разводье будет тянуться далеко и выведет на чистую воду. Все улыбались, выходя на палубу, смотрели, как за бортом убегает вода, и говорили значительно: «Ну, как будто процент вероятности зимовки понижается».
Но радость продолжалась недолго. Разводье сужалось, а затем сменялось сплоченным тяжелым льдом, смех умолкал, палуба пустела.
Вскоре разводья стали попадаться совсем редко, во всех направлениях был наторошенный старый лед. А день становился все короче, погода портилась, и даже в полдень неясно виден был горизонт.
Напрасно кочегары держали пар на пределе, напрасно механики давали форсированные ходы. Суда все медленнее пробивались на восток, иногда за целый день преодолевая всего 5—10 миль.
А чуть уменьшала ход машина, как из трубы предохранительного клапана с шумом вырывался пар.
В нашем положении это казалось неслыханным мотовством. Так мало угля, и еще травить пар! С мостика кричали: «Берегите уголь, дорог каждый килограмм!»
Уголь действительно был сейчас дороже золота. Его хватит нам только на трое-четверо ходовых суток.
До пролива Санникова оставалось еще около 50 миль, когда послышались отрывистые гудки «Седова»: «Застрял во льду». Немедленно «Малыгин» и «Садко» пошли ему на помощь.
Несколько часов интенсивной работы обоих ледоколов не дали никаких результатов: «Седов» был крепко зажат. В течение целого дня мы только жгли уголь, вертелись на месте, но не продвинулись ни на йоту вперед.
Все ждали с напряжением, что даст следующий день.

Но и утро не принесло ничего хорошего. Кругом были тяжелые льды.
После длительного совещания решили зазимовать. Не было уверенности в том, что попытка пробиться на чистую воду увенчается успехом. Уголь будет сожжен, а выйти не удастся, и суда останутся в дрейфе, не имея угля даже для камельков.
Неотвратимо надвигалась со всех сторон темнота. Три корабля, прекратив бесполезные усилия, остановились на мертвых ледовых якорях.
Человеку в Арктике трудно освоиться с нарушением привычного ритма жизни, - в течение суток день не сменяет ночь:
на целые полгода воцаряется круглосуточная непроглядная темнота.
Недаром даже такой опытный полярник, как Иван Дмитриевич Папанин, писал, что «в полярную ночь особенно напряжены нервы».
А что же спрашивать с новичков, впервые зазимовавших среди льдов? Таких новичков на зимовке в море Лаптевых было большинство.
Зимовка была непредвиденной, и во всем — в горючем, в теплой одежде, в продовольствии — ощущался недостаток.
Особенно действовало на нервы убогое освещение. Оно было самым тусклым, какое только можно себе представить.
За бортом корабля расстилалась мгла, в которой смутно белел снег. На палубе не было никакого освещения или в лучшем случае мерцал одинокий керосиновый фонарь. Люди двигались, протянув вперед руки, и частенько сталкивались лбами.
Внутренние помещения корабля были освещены также убого. Только на время завтрака, обеда и ужина в кают-компании устраивали иллюминацию — зажигали две десятилинейные лампы, но едва мы успевали прожевать последний кусок, как свет гасили.
В кубрике на «Малыгине» горели две самодельные лампы. Это были обыкновенные консервные банки; фитилем служила веревка, пропущенная через отверстие в крышке, а в роли стекла выступала бутылка с отбитым дном.
Мы могли бы изготовить бесчисленное количество таких «ламп», если бы нам давали вволю керосину. Увы, керосин жестоко экономили м выдавали по строгой норме: 100 граммов на лампу из расчета — одна лампа на 20—30 человек.
В часы сна тушили и эти лампы. Густой мрак был разлит в проходах. Только у выхода слабо мерцал «ночник»-коптилка. Жители кубрика приучались, подобно слепым, во время передвижений полагаться больше на слух.
— Кто там идет? — раздавался вдруг тревожный шопот. Шаркание шагов на секунду приостанавливалось. Затем возобновлялось, еще более медлительное н осторожное.

И все-таки через несколько минут слышалось:
— Чорт, говорил же!
— Говорил, говорил... Сигналить надо, друг!
Спустя некоторое время в наступившей тишине снова раздавался возглас:
— Эй, внизу! Поберегите головы! Слезаю с верхней койки...
Уголок кубрика, где помещались четыре научных работника, освещался днем еще одной дополнительной лампочкой.
«На огонек» один за другим заходили гости.
Ни читать, ни писать при этом скудном свете, конечно, было нельзя, — просто приятно было посидеть при нем, посмотреть на весело мигающее пламя, полюбоваться на бородатые физиономии друзей, теснящихся поближе к лампе.
Наш дополнительный «научный паек» составлял всего 30 граммов керосина в день. Боцман эти граммы отмеривал со скаредной точностью. Никакие мольбы и уговоры не действовали на него. «Норма, норма, товарищи, — говорил он равнодушным голосом. — Что попусту просить? Сказано, нельзя!»
Мы пускались на хитрости и воскрешали натуральный обмен, как в первобытном обществе. Обитатели второго кубрика, например, меньше интересовались керосином, чем папиросами. Мы рады были услужить им.
Но главным добытчиком керосина был у нас научный сотрудник Кюльвая.
Под койкой Кюльвая сберегалась мамонтовая кость, вывезенная с острова Котельного. Котельный, как известно, входит в группу Ново-Сибирских островов, бывших когда-то пастбищами бизонов, мамонтов и мускусных быков. Сейчас это нечто вроде обледенелых безмолвных гробниц, битком набитых костями.
Кюльвая оказался художником. Он чрезвычайно искусно вырезал из мамонтовой кости табакерки, мундштуки, рамки. Напильник он изготовил сам из проволоки и каждый день подолгу скрипел им, усевшись по-турецки на своей койке.
От этого нескончаемого скрипа ныли зубы, но мы улыбались.
Милый Кюльвая, он был «кормильцем» нашего «научного купе»! Его мундштуки и табакерки, находившие сбыт среди команды, давали нам возможность подливать в банку из-под консервов все новые порции драгоценного керосина.
И все-таки это не было выходом из положения. Надо было добыть энергию для электрического света. Ведь энергии вдосталь над нашими головами, нужно только суметь зачерпнуть се из воздуха.
Первым заговорил о ветряках механик «Малыгина» Славнов.
Мечта об электрической лампочке в дни. когда полярная ночь все сгущалась и за бортом зловеще хрустели подвигающиеся льды, была очень соблазнительной.
Вначале был предложен проект солидного роторного двигателя. Двигатель этот должен был состоять из двух полуцилиндров, соединенных между собой на вертикальной оси и расположенных друг против друга так, чтобы выпуклости были обращены в разные стороны.
Однако, проделав все необходимые расчеты, вспомнили вдруг, что железо-скобяные склады вне пределов досягаемости, а для полуцилиндров требуются два больших листа железа, которых на корабле нет.
Надо было изобретать что-то другое, с учетом наших реальных — очень ограниченных — возможностей.
Однажды во время долгого и утомительного спора по поводу ветряков в моей памяти возникла картина далекого детства. Я сижу на полу с ножницами в руках и вырезаю из жести игрушечные ветряные мельницы. Вертелись ли лопасти? Ого, еще как! Стоило только подуть на них.
Так почему бы не попробовать сейчас сделать нечто подобное, только в значительно более грандиозных размерах?
Я раздобыл в кладовой клочок жести, вооружился, как встарь, ножницами и принялся мастерить модель. Был вырезан жестяной диск и разделен на лопасти. Дальше что? Ага, лопастям надо придать форму. Я оттянул их и слегка изогнул. Затем насадил эту крылатку на стержень.
Готово? Нет еще. Крылатка могла вертеться, но мне нужно было рассчитать мощность модели, проверить, насколько она выгодна. С этой целью я привязал к стержню нитку, на другом конце которой болталась гирька весом в 100 граммов.
Теперь посмотрим! Нитка при вращении лопастей должна закручиваться вокруг стержня и подтягивать гирьку за собой вверх. Вопрос только в том, как быстро могло это происходить.
Изготовлением модели параллельно занялся и неутомимый Кюльвая, забросивший ради нового увлечения даже любимую мамонтовую кость. Когда все было готово, обе модели были торжественно вынесены на палубу. Тотчас в ушах запел ветер, и все приборы облепил летящий из-за борта снег.
Немногословный Киреев, выполнявший обязанности рефери, глядя на секундомер, коротко бросал: «Пошел!» Старт дан. Мы с Кюльвая одновременно отпускали гирьки. Игрушечные лопасти начинали деловито вертеться, набирая скорость. Гирьки карабкались вверх.
— Стоп, — говорил Киреев, засекая время, и подносил фонарь к модели. Несколько любопытных вытягивали шеи из-за его спины.
— Ну-те-с, товарищи ветрогоны, — продолжал Киреев весело, — чья же гирька скорее добралась до верха? Чей ветряк выжимает больше энергии из пурги?..

Испытания проводились по нескольку раз в день. Надо было ловить ветер различной силы, чтобы проверить модели при всех обстоятельствах и соответственно прокорректировать расчеты.
Обнаружилось, что модель конструкции Кюльвая, состоявшая из двух конусов, вращается неравномерно: одна половина ее всегда тормозит движение другой.
После 14-го или 15-го испытания моя лопастная модель была признана вполне пригодной. Для изготовления ее требовалась фанера, которой в нашем трюме было достаточно.
Начали сооружать ветряк, состоящий из 16 лопастей, каждая длиной в 1,2 метра. Лопасти — фанерные, окованные для прочности железом и связанные между собой железными скрепами.
Рассчитали, что такая крылатка будет делать в среднем 100 оборотов в минуту. Для динамомашины требуется 1 000 оборотов.
Механики, посоветовавшись, придумали особую систему передачи. На вал ветряка была насажена большая шестерня. Эта шестерня сцеплялась с малой шестерней, сидящей на промежуточном валу. Число оборотов малой шестерни в 3 1/2 раза больше числа оборотов большой. Вместе с малой шестерней вращалась сидящая на одном валу с ней звездочка, через которую была перекинута цепь Галля. Эта звездочка посредством цепи вращала звездочку меньшего диаметра, насаженную на вал динамомашины.
В общем, эта система давала необходимое десятикратное увеличение числа оборотов.
За обедом и ужином, уныло покачивая головами, разглагольствовали скептики. Они сострадательно поясняли нам, что в море Лаптевых ветры в это время года очень слабы, что лопасти окажутся слишком тяжелыми, что передача не потянет, и прочее.
К насмешкам мы относились более терпимо. Шутка в работе не мешает, наоборот — подзадоривает. Нас, например, очень рассмешила карикатура, помещенная в стенной газете: стоит ветряк, лопасти обвисли, а рядом на палубе горит одинокая свеча, и подпись:

«Ветряк — игрушка хоть куда,
Но света нету, вот беда,
А света, света я хочу,
Он не вертится, я молчу».

Ничуть не задело нас и другое четверостишие, для которого просился какой-нибудь веселенький мотив:

«Ветродуйная артель Затянула канитель.
Говорят, для ветряка Нехватает червяка».

Прослышали о наших ухищрениях и на других кораблях.
Садковцы очень заволновались, им тоже захотелось иметь у себя ветряк. Но они прибегли к помощи не механиков, как мы, а радистов. Они махнули в эфир радиограмму с просьбой к ЦАГИ (Центральный аэро-гидродинамический институт) откликнуться и помочь. ЦАГИ тотчас ответил подробнейшими указаниями, как и что строить.
Таким образом, задета была и честь корабля. Где ветряк получится лучше — у малыгинцев или у садковцев?
Ветряк на «Малыгине» был готов ко второй половине декабря — значит, работа над ним тянулась недели три.
Под конец пришлось немало повозиться с платформой: чтобы крылатка улавливала ветер любых румбов, надо было сделать платформу поворотной. При этом она должна была оставаться очень прочной и устойчивой, способной противостоять шквальным порывам.
Мы соорудили нечто вроде крепостного лафета: привинтили к палубе чугунную плиту, а на ней укрепили поворотный
круг.
Первая проба ветродвигателя прошла неудачно.
Ветер в тот день дул порывами, часто менял направление. Лопасти трещали так жалостно, что у строителей сжималось сердце. Выдержит ли их детище, не подведут ли железные скрепы?
Свет загорелся, но из-за неравномерной работы ветряка он беспрестанно мигал, то разгораясь, то снова ослабевая. Словно кто-то дразнил нас, спрятавшись между лопастями.
Корень зла таился, однако, не в ветряке, а в динамомашине. Механики пораскинули мозгами и решили, что лучший выход — превратить в динамомашину мотор от токарного станка. Мощность его около полутора киловатт, число оборотов 800—900 в ми-нуту — характеристика самая подходящая для нашего ветряка.
Мотор потребовал реконструкции: замены обыкновенных подшипников шариковыми. Пришлось высверлить баббитовые подшипники, запрессовать туда шарикоподшипники и подточить валы. Работы, в общем, было немало, но работалось весело, — знали, уверены были, что новая динамомашина даст прекрасный ровный свет.
Так и случилось!
Подул ветер, лопасти двинулись... В лампочках на палубе, в кубриках, кают-компании, в коридорах — всюду стал медленно разгораться свет.
Малыгинцы смотрели вначале на лампочки с недоверием. Знаем, знаем уж, сейчас начнете мигать, как в тот раз!
Повар застыл с поднятым уполовником, — он пробовал суп. Лежавшие на нижних койках привстали и запрокинули головы. Помощник капитана остановился посреди коридора, не отрывая взгляда от лампочки.

Свет был спокойный, ровный, белый. С непривычки глазам даже было больно.
Малыгинец Ваня Копылов, который принимал самое деятельное участие в сооружении ветродвигателя, с деланно-равнодушным видом прошелся по кубрикам.
— Ну как, видно что-нибудь? — спрашивал он небрежно. — «Ветродуйная артель затянула канитель»? Или как там в стишках говорится?
Кубрики ликовали.
Ветряк подавал в динамомашину так много энергии, что лампочки, рассчитанные на 110 вольт, быстро перегорали. Пришлось ввести добавочное сопротивление для уменьшения накала. Электроэнергии хватало не только для освещения, но и для зарядки аккумуляторов радиостанции.
Почти в одно время с нами закончили монтаж своего ветряка садковцы.
Они сделали его в точности по указаниям ЦАГИ: три крыла были обтекаемой формы, радиусом в полтора метра. Конструкция ЦАГИ, однако, в условиях Арктики требовала переделки.
Видимо, ветряк ЦАГИ был рассчитан на более сильные и постоянные ветры. Когда садковцы приделали дополнительное, четвертое крыло и увеличили размах лопастей, ветряк наконец стал давать свет — правда, менее яркий и ровный, чем у нас.
Электрический свет внес много радости в жизнь зимовщиков. Мы получили возможность читать и писать, мы смотрели кино. Свободнее и увереннее расхаживали мы по кораблю. О том времени, когда из-за двадцати граммов керосина возникали распри между кубриками, вспоминали уже, как о полулегендарном прошлом.
Порой случалось еще пользоваться коптилками — наступали такие полосы безветрия, когда лопасти не шевелились, — но это бывало редко.
В общем, около трети всей зимовки прошло при ярком электрическом освещении.
Лишились мы ветряка уже после восхода солнца. Катастрофа произошла в часы отдыха, когда команда спала.
Вахтенный разбудил меня и попросил наверх.
Штормовый ветер вертел лопасти с устрашающей скоростью. Стопор ветряка oтказался работать.
Поднявшись на палубу, я увидел в белесых сумерках, как мотало лопасти. Немолчный яростный грохот стоял над головой.
Крылатка развила бешеную скорость, совершая около 200 оборотов в минуту. Дали нагрузку на динамомашину, но обороты не уменьшались. Попытаться остановить ветряк крюками? Об этом нельзя и думать.

Напряжение превышало 200 вольт. Свет во всех помещениях был ослепительно ярким... и вдруг лампочки одна за другой начали перегорать.
Внезапно в работе ветряка появились перебои. Что-то происходило с лопастями. Трудно было рассмотреть, что именно. Крылатка вертелась так быстро, что все сливалось в мерцающий круг. Повидимому, одно крыло оторвалось и со страшной силой било о рубку.
Нам пришлось отойти в сторону, потому что целый дождь щепок сыпался сверху. За щепками полетели куски железа. Палуба в нескольких местах была изрыта и исцарапана, точно се поливали пулеметными очередями.
Что ж, нам оставалось стоять и с грустью наблюдать разрушение ветряка, служившего нам верой и правдой долгую зиму.
Можно было бы, конечно, начать постройку ветродвигателя заново, но зима заканчивалась. Нужно было готовиться к приему самолетов, расчищать площадки для аэродромов. Дела и без ветряка хватало по горло.
А главное — ясный полярный день уже занимался над дрейфующими кораблями. Становилось все светлее вокруг, все веселее на душе.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Молибога » 27 Апрель 2014 15:49

Раскрываем тему папанинского ветряка в б.Тихой.
В.А.Сидоров. Ветродвигатели в Арктике. М-Л: Изд-во Главсевморпути, 1946, с.65:
"Ветродвигатель в б.Тихой работал недолго - вскоре у него сгорела динамомашина от перегрузки при сильном ветре, а потом вышло из строя ветровое колесо. По отзывам полярников, этот ветродвигатель давал настолько большие колебания напряжения, а вместе с тем и мощности, что практически использовать его для освещения и на работе передатчиков было невозможно. Тихоходный ветродвигатель оказался для арктических ветров непригодным и в б.Тихой его сняли с эксплуатации"


Слева направо: папанинский ветряк в зимовку 1935-36 гг., он же в 1936-37 гг. и в 1940-41 гг. На последней картинке слева от папанинского виден ветродвигатель Д-12, установленный в 1938 г. сменой Б.А.Кремера.
 vetryak_1.jpg


Диорама "Полярная станция в бухте Тихой", Музей АиА, 1936 г.
 vetryak_4.jpg


Башня папанинского ветряка в 1992 г. Фото экспедиции П.В.Боярского, взято из паулсеновского издания "Морей Советской Арктики" В.Ю.Визе
 vetryak_3.JPG


Современный вид. Сфотографировал в августе 2013 г. Интересно, что папанинский автограф - не единственная надпись на фундаменте башни. На юго-западной бетонной опоре также нацарапана дата (правый снимок коллажа)
 vetryak_2.jpg
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Молибога » 01 Май 2014 14:45

Папанинский ветряк в б.Тихой - не первый ветрогенератор в истории Советской Арктики. Начало было положено в 1930 г. во время Союзной Северо-Земельской Арктической экспедиции Г.А.Ушакова и Н.Н.Урванцева. Снаряжаясь в дорогу, она получила значительную помощь от Слуцкой аэрологической обсерватории. В частности, ей уступили быстроходный американский ветряк "Перкинс" с регулирующим механизмом "Эклипс" и двухлопастным деревянным пропеллером диаметром 3 м. Установкой занимался Н.Н.Урванцев, так описавший эту работу в книге "Два года на Северной Земле" (Л:1935):

«Закончив свое дежурство по кухне, передал его Ушакову. Сам же принялся за сборку и монтаж ветряка. Вся установка мощностью 1 квт, типа Perckins’а, состоит из динамомашины постоянного тока 110 вольт, коробки передач, пропеллера и направляющего хвостового пера. Установка монтируется на решетчатой башне из углового железа, прикрепляемой болтами к деревянной мачте, которая закапывается в грунт и расчаливается оттяжками.
Динамо работает через буферную аккумуляторную батарею и реле, препятствующее току идти обратно в динамо при падении напряжения в случае ослабления ветра.
Сам ветряк мы получили в Ленинграде, установочную же башню и реле сделали потом в ЦАГИ. Сразу при переборке и просмотре обнаружил в одном шарикоподшипнике нехватку шариков. К счастью, имелись запасные, которые и были поставлены. Вероятно обнаружатся и еще дефекты, т.к. установка, по-видимому, старая…
Собирая установочную башню, обнаружил, что многие отверстия под болты просверлены неправильно, вследствие чего сборка остова невозможна. Приходится просверливать дыры вновь. Это было бы еще полгоря, но максимальный размер сверл у нас 10 мм, а болты ½ дюйма, т.е. 12,7 мм. Нужно поэтому сначала просверлить, а потом распиливать новые отверстия круглой пилой, к счастью имеющейся среди нашего слесарного инструмента. Неправильных дыр довольно много, и мне приходится изрядно попотеть, тем более, что помощников нет…
Монтаж ветряка сегодня, 21-го [сентября 1930 г.], наконец кончил. Изрядно пришлось возиться с этим делом. Теперь только нужно выждать тихой погоды, чтобы поднять мачту со всей установкой. Высоту мачты сделал 10 м, это вполне достаточно, тем более, что стоять она будет на открытой высокой части острова вблизи радиомачты, примерно на высоте 8 м над уровнем моря…
Пользуясь тихой погодой, сегодня [23 сентября] подняли мачту с ветряком. Оттяжки укрепили к метровым железным стойкам, заостренным и забитым в грунт до отказа. Это проще, чем долбить ямы для якорей, и не менее надежно. Испытание на лампочку показало, что установка работает вполне исправно. Остается лишь сделать проводку и смонтировать распределительный щит и реле, и тогда можно будет перейти на электрическое освещение.(с.81-86)
Электропроводка от ветряка в дом и внутри его закончена. Теперь сидим с электрическим освещением. В середине комнаты горит большая лампа отраженного света в 100 свечей, кроме того проведен свет к рабочим столам, на кухню, на радиостанцию и в сени. Комфорт полный. А ведь еще месяц с небольшим тому назад здесь был лишь пустынный островок среди полярного моря, куда только изредка забредал одинокий медведь в поисках пищи среди безбрежным ледяных просторов».(с.89)

 domashniy_vetr.jpg


Весной 1932 г. ветряк вышел из строя – штормовым ветром повредило кронштейн крепления, который привезла следующая партия зимовщиков (смена Н.П.Демме). 29 августа 1932 г., уже находясь на м.Челюскин, Н.Н.Урванцев и Г.А.Ушаков снова вылетели на СЗ на самолете Н-2 летчика А.Д.Алексеева. Не смогли устоять перед соблазном взглянуть на СЗ с воздуха и последний раз побывать на станции. На Домашнем выяснилось, что механизмы станции не работают, т.к. радист Иойлев – «только радист, моторов не знает и не может устранить неполадки в их работе».(Урванцев, с.331) К тому же, 28 августа небывало сильным штормом была подмыта мачта ветряка – и это несмотря на то, что он стоял выше станции! Бортмеханик самолета Побежимов пытался помочь, но мотор и ветряк так и не заработали. Первый впоследствии оказался дефектным, а второй, помимо всего прочего, нуждался в замене деревянного пропеллера. Последний также был доставлен на «Русанове», но при попытке установить его выяснилось, что заводом ЦАГИ втулки в местах крепления пропеллера с осью динамо были нарезаны не с той стороны, с какой следовало им быть нарезанными, и лопасти пропеллера не получали должного упора от силы ветра. Пришлось снова снимать пропеллер и снова выжидать благоприятной погоды для насадки старого, значительно изношенного пропеллера. 31 августа пришлось снять с ветродвигателя динамомашину для восстановления пробитой изоляции якорей и сушки. 4 сентября динамо ветряка было поставлено на место, но начавшиеся проливные дожди создавали соединение с землей тока, идущего по проводам, покоящимся на мокрых от дождя подставках. Дожди и штормовые погоды создавали в работе подобного рода помехи до 10 сентября 1932 г. В этот день к о.Домашний снова подошел «Русанов», команда которого помогла перенести ветряк на новое место. В течение первого года работы смены Н.П.Демме ветродвигатель действовал в течение ок.300 ч., заряжая аккумуляторы радиостанции. К началу второго года «Перкинс» уже не внушал доверия по причине крайнего износа. Деревянный пропеллер прогнил настолько, что перед наступлением ночи свалился с оси. Вскоре после этого лопнула бронзовая втулка крепления пропеллера, но обе поломки удалось исправить. В течение второго года работы станции ветряк проработал более 200 ч. и окончательно вышел из строя из-за полной сработанности шестерен. (отчет Н.П.Демме Полярному упр-ю Главсевморпути о зимовке 1932-34 гг.; Сидоров, «Ветродвигатели в Арктике»).
Последний раз редактировалось Молибога 01 Май 2014 17:43, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Молибога » 01 Май 2014 14:52

Как я понимаю, дом экспедиции Ушакова-Урванцева теперь стоит на погранзаставе на соседнем о.Средний. В домике что-то вроде музея, а в музее том висит вот такой пропеллер...
 650189313.jpg


Он часом не от урванцевского ветряка? Кто видел, кто знает?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Адольф Милованов » 01 Май 2014 15:53

Добавлю из того, что мне известно по ветродвигателям.
Приказ по УПА №92 от 8.6.1940г. ... Утверждаю штаты авиабазы «Чокурдах» на 1940 год: (из 10 человек под №3 указан:) Механик рации и ветродвигателя Виноградов с оплатой 700-800 рублей ...
Нач. УПА Мазурук.
Д. 1230. Годовой отчёт Чукотской авиагруппы Главсевморпути по основной деятельности и по капитальному строительству за 1942г и объяснительная записка к нему. 158л. ...
Л. 59. (1). Объяснительная записка к годовому отчёту по капитальному строительству Чукотской АГ за 1942г.
В 1942 году … следующие объекты: … Кресты Колымские:
1. Жилой дом №2;
2. Жилой дом №3;
3. Баня;
4. Гараж;
5. Ограждение территории;
6. Дом рации;
7. Ветродвигатель;
8. Ледник.

Приказ по ГУСМП 291с 14.8.1952. О ходе выполнения решений СМ СССР от 29.8.51 и 24.5.52г о строительстве опытных ВЭС (ветроэлектростанций) на предприятиях Главсевморпути. … Совет Министров обязал: … е) Министерство строительства предприятий тяжёлой индустрии и директора завода «Северянин» т. Быстрова – закончить изготовление, контрольную сборку и отправку Дальстрою и Главсевморпути 20 ветродвигателей Д-18, из них: до 7-го августа 8 ветродвигателей для Певека, до 10-го августа 4 ветродвигателя для Магадана и до 10-го сентября 1952г 8 в/двигателей на объекты Главсевморпути.

Д. 3848. Справка УПА по отдельным видам работ с 1940 по 1953гг. 19л.
... Завод им. Побежимова в гор. Красноярск начат постройкою в 1936г, как основная база для ремонта самолётов и а/моторов. ... В 1945г завод снова был передан Главсевморпути, перешёл на самолёторемонтное производство … плюс программа по строительству ветродвигателей ВД-18 (50л.с.), буксирных мореходных теплоходов мощностью до 150 л.с. (до 100 ед. в год), а также рейдовых буксирных т/х типа мощностью в 300л.с. «РБТ». …
Во исполнение указанного Постановления СМ СССР от 30.7.52г приказываю: …
2. Начальнику Гипроарктикпроекта … обеспечить выдачу УПА к 15.10.1952г. привязку проектов ВЭС в Тикси и Амдерме на основе проекта однокустовой ВЭС, полученной от Арктикпроекта.
Нач. ГУСМП /Кузнецов/
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1116
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Молибога » 08 Май 2014 01:36

Вот какие планы, оказывается, были по Д-18. А запустить, получается, успели только на Челюскине?
Закрывая тему ветряка на о.Домашний. В книге Сидорова говорится, что этот генератор проработал целых 7 лет. Это не то что без ремонта, но без элементарного обслуживания - хорошо, если смазывали. Последними им пользовались зимовщики 1936-37 гг. (нач.Коншин). В мае 1938 г. итоги работы смены разбирались в ГУСМП под председательством Э.Т.Кренкеля (интересно, что он сам зимовал на Домашнем как раз перед Коншиным). На заседании комиссии одному из научных сотрудников коншинской смены шили политику - ругань в адрес тов.Сталина и т.п. Оправдываясь, тот подробно описал несколько эпизодов зимовки и упомянул, что в один из дней он "крутил ветряк".
Интересно, что за операции под этим подразумевались?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Инспектор » 16 Май 2014 14:12

Ветряк на полярной станции Белый Нос Северного УГМС (останки?).
 P1160147.JPG
 P1160121.JPG
 P1160137.JPG
 P1120483.JPG

Ветряк на полярной станции Марресаля (кажется уже не существует??).
 P1120599.JPG
 P1120560.JPG
 P1120450.JPG
 P1120417.jpg
 P1120551.jpg
 P1120547.jpg
 P1120548.JPG
 P1120546.JPG

А еще на этой же станции был такой ветряк (уже более современный- АВС)

 P1120474.JPG
 P1120475.JPG

Лоцмейстерская станция на мысе Тонком (??)
http://sevprostor.ru/poleznoe-interesno ... yster.html
Перед тем, как устроить где-нибудь свое гнездо, мы бегло осмотрели объект. Когда-то здесь было много строений, явно угадывалась электростанция (от которой нынче остался один лишь фундамент), склад, бокс для вездехода и что-то еще. Главный, жилой дом был довольно обширным, в нем же помещалась и котельная.
По обнаруженной в одной из комнат документации, датированной 1983 годом, мы поняли, что данный объект являлся «Лоцмейстерской станцией на мысе Тонком, Карское море». Лоцмейстерская служба занимается установкой обслуживанием навигационных знаков.
 index.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 714
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Адольф Милованов » 01 Август 2014 09:39

РГАЭ, ф. 9570, оп.2, д.2185. Годовой отчёт УПС за 1939г. 141л.
Л. 3. Протокол №24 … 28.8.1940г. … п. 5. План строительства ветродвигателей на полярных станциях выполнен полностью, что дало возможность значительно сократить завоз горючего.
Л. 70. Объяснительная записка о производственной деятельности УПС за 1939г …
Л. 72. Если с 1935г до 1939г на полярных станциях было установлено всего 16 ветродвигателей, то только в одном 1939г. ветродвигателей установлено 20 штук и таким образом в настоящее время на п/станциях работает уже 34 ветродвигателя.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1116
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Ветряк с хвостом от самолета

Сообщение Молибога » 27 Сентябрь 2014 08:38

РГАЭ,ф.9570,оп.2,д.3037_Совещания при начальнике УПС ГУСМП по отчетам ПС (1936-38), т.1.
Доклад нач.ПС Уэлен А.И.Жердева о зимовке 1937-38 гг.

Ветродвигатель ЦВЭИ Д-12 был собран, установлен и пущен в эксплуатацию 21 сентября 1937 г. С этого времени двигатели внутреннего сгорания превратились в резервные и [их] работа имела очень малый удельный вес. С пуском ветродвигателя работа рации была обеспечена на весь год, т.к. штилевые погоды в Уэлене редкость. Для агрегатного оборудования сверх плана ремонтно-строительных работ была построена из 4-х дюймовых досок будка площадью 22 кв.м, с железной крышей, стены обиты кровельным железом и окрашены. На редкие случаи штилевых погод в этом помещении был установлен двигатель «Клейтрак» 40 л.с., уцелевший от трактора. Ветродвигатель обеспечил станцию в течение года не только бесперебойной работой радиостанции, но также и электрическим освещением, которое имеет большое значение как в удобстве, экономии и гигиене и главное – в пожарном отношении. Здесь мы встретили громадное затруднение, именно – нет проводов, нет кабеля, нет лампочек, нет электроарматуры. Но, т.к. Уэлен стоит на бойком месте, которого не минует почти ни один пароход, то пришлось в силу необходимости требовать, просить, клянчить у пароходов и на соседних станциях – Колючино, С-Камень, Лаврентия. В этом помогли и в результате мы сумели провести воздушную и кабельную проводку от ветродвигателя до конечного пункта станции (420 м) и установить в жилых и производственных помещениях 33 осветительные точки, не считая освещения метеоплощадки, флюгера и будок. В течение года были незначительные аварии. Одна из них по причине недостатков конструкции, а именно: хвостовое оперение изготовлено из кровельного железа, которое в условиях северных ветров не годится. 14 декабря сильным штормом хвост был сорван. Заменили его хвостовым оперением самолета У-2. Замена была произведена в короткое время и никакого перебоя этот случай в работу станции не внес. Были еще несколько порч механизма ветряка, чисто от конструированных причин, но они были очень быстро ликвидированы. Ведь все-таки ветряки в Арктике работают впервые, в Уэлене первый год. Уход и обслуживание ветродвигателя со стороны механика Дорофеева был безукоризненным и благодаря этому станция получила от ветродвигателя все, что надо получить. Приведу цифровые данные работы двигателей за год. Двигатель «Коммунист» - 251 час, Л-6 – 50 ч, Л-3 (Дежнев) – 343, «Клейтрак» - 105 ч... Ветродвигатель проработал в течение года 1265 часов, дал за это время энергии 4985 КВт. Все же ветродвигатель ЦВЭИ Д-12 имеет некоторые конструктивные недостатки, которые в условиях Арктики негодны.


Этот случай впоследствии был отражен В.Сидоровым в книге "Ветродвигатели в Арктике". Оттуда же фото - качество хреновое, ибо сканировано с ксерокопии :(

 122.jpg
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Еще раз о папанинском ветряке в б.Тихая

Сообщение Молибога » 02 Октябрь 2014 10:04

 calmbay_windmill (1).jpg

"Ветродвигатель системы "Перкинс". Из статьи М.Назарова "Ветродвигатель в Арктике" / "Советская Арктика", 1938, № 9, с.95-97

РГАЭ, ф.9570, оп.2, д.1320 - Отчет о работе ПС б.Тихая за 1935-1936 гг.

Отчет о работе силовой станции за 1935 – 1936 год (л.242-244).

"...Ветродвигатель не работал за неимением динамомашины, и для того, чтобы зря не крутился, был привязан цепью за лопасти к станине ветряка. От нажима ветра изогнут ободок лопастного колеса ветродвигателя...
Ветродвигатель не работает за неимением машины. От сильного ветра в зимний период поломан ободок колеса. Сейчас лопастное колесо секциями снято на землю для ремонта, будет установлено в том случае, если будет привезена герметически закрытая динамомашина, чтобы снегом не заносило коллектор и щетки, во избежание короткого замыкания. Считаю, что такой системы ветродвигатель совершенно не подходит для работы в Арктике...

Ст.механик Дмитриев, 19 сентября 1936г."


 calmbay_windmill (2).jpg

 calmbay_windmill (3).jpg

Не потянул американец. Больше его не собирали - лопасти и пр.детали, по идее, должны валяться где-то на станции (возможно, подо льдом в ангаре). На снимках на вершине башни до 37 г. просматривается хвостовое оперение и головка, потом все это также сняли и заменили антенной. Этим летом снова сфотографировал остатки папанинского творения - крайняя деревяха выглядит несколько более свежей, чем доски площадки. Видимо, это как раз кусочек шеста, на котором антенна выносилась
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Alexander Belov » 03 Октябрь 2014 11:12

Удалось найти литературу по ветродвигателям. Хотя книги предназначались для животноводства, типовые ветроустановки (например - Д-12) описаны очень подробно.

Закржевский "Ветродвигатели для механизации животноводческих ферм". Минск, 1959. 195 с., илл, черт.

В книге излагаются данные по выбору ветродвигателя, подбору машин и оборудования, а также указаны способы целесообразной эксплуатации ветроустановок, изложены правила ухода, обеспечивающие длительность работы установок. Разработаны типовые сметы на ветроустановки, необходимые для взаиморасчетов между хозяйствами и строительными организациями. Для монтажных бригад сделано описание основных правил и лучших способов монтажа установок. Книга является практическим руководством для инженерно-технических работников в вопросах использования ветродвигателей для водоснабжения и механизации трудоемких работ.


Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Ветродвигатели в Арктике

Сообщение Молибога » 05 Октябрь 2014 15:10

Да, ветряки клепали, в основном, для сельского хозяйства. Установка в Арктике была интересным, но второстепенным аспектом их применения - полярники просто не могли создать спрос, достаточный для серийного производства.

Еще. Из статьи Т.К. Применение ветродвигателей на Севере // "Советская Арктика", 1936 г. № 5, с.110-111

В условиях Арктики исключительный интерес приобретает использование ветряной энергии для хозяйственных и культурных нужд. В некоторых местах на Севере уже начали применять ветродвигатели для различных целей, но пока еще это имеет только зачаточный характер.
Недавно Политуправление ГУСМП получило сведения о том, что на полярной станции Гыдоямо работниками рации тт.Аникиным и Михайловым кустарным способом сконструирован ВД, от которого будет работать динамо радиостанции. ВД позволит отказаться от расхода горючего, которое на Севере является дефицитным.
Тт.Аникин и Михайлов сконструировали этот двигатель, используя материалы, имеющиеся под руками. На 3-метровом столбе диаметром в 25 см установлен двигатель, основной частью которого являются 4 брезентовых крыла размером 60х90 см, с кол-вом оборотов 60. Средняя мощность ВД 3 силы. От ветряка работает динамо с напряжением в 110 вольт и мощностью в 0,7 киловатт.
Вместо приводного ремня конструкторы использовали пожарные шланги, подшипники были ими взяты со старого двигателя «Червонный прогресс». В ход были пущены материалы из своего обихода и даже использовано утильсырье.
На Чукотской культбазе еще в 1934 г. силами учеников показательной слесарно-механической мастерской были сделаны 2 роторных ВД. Вместо валов были употреблены водопроводные трубы, подшипники взяты от старых вагонеток, а остальные детали были сделаны из кровельного железа, частью путем поковки. И все это укреплено на деревянной раме.
От ветродвигателей начиная с 1934 г. работают все станки мастерской. Зимой, когда ветры на Чукотке бывают почти постоянно и очень сильные, двигатели работают почти без перебоя. В летнее время, когда ветры ослабевают, станки работают от двигателя внутреннего сгорания. Бензин на Чукотке дефицитен, поэтому экономия его сохраняет большие средства.
Применение ВД на Севере в более широком масштабе может сыграть большую роль в хозяйственном и культурном строительстве. Так, после применения ВД в слесарной мастерской Чукотской культбазы возник вопрос об использовании их и для освещения культбазы. В 1934 г. Комитет Севера дал заказ на конструкцию, а затем и на производство 15-киловаттного ВД для обслуживания на Чукотской культбазе светом и механической энергией больницы, школы, а также рентгеновского кабинета, кварцевых ламп и т.д. В конце 1935 г. такой ВД «Д-12» был изготовлен и отправлен на Чукотку.
ВД «Д-12» уже значительное время применяется на Ямальской культбазе, где от него получают электрическое освещение все учреждения базы, работает рентгеновский кабинет и приводятся в движение все станки мастерской культбазы.
15-киловаттный ВД для полярной станции получает также и Уэлен.
На Вилюнейской культбазе работниками мастерской собран почти из утильсырья роторный ВД, такой, как на Чукотской культбазе. Он приводит в движение станки в мастерской. Идея применения ВД получила свое дальнейшее развитие.
Чукотские жилища-яранги освещаются и отапливаются нерпичьим жиром. Каждая яранга в среднем сжигает 1 т жира в год. По ценам интегралкооперации тонна стоит 1000 руб. Возник вопрос о применении ВД для освещения чукотских яранг, что может дать большую экономию дорогостоящего нерпичьего жира.
Было подсчитано, что такая экономия может выразиться в 333 кг жира на ярангу в год, т.е. одна Чукотка может дополнительно дать много тонн прекрасного нерпичьего жира для нужд нашей промышленности, которые раньше сжигались исключительно для освещения яранг.
Бывший заведующий показательной слесарно-механической мастерской при Чукотской культбазе т.Григорьев осенью 1935 г., после 2-летнего пребывания на Чукотке, внес в Управление по развитию хозяйства и культуры народов Севера предложение: устроить ветромоторные станции мощностью в 1 ½ кВт, причем они должны быть комбинированными – ВД и двигатели внутреннего сгорания для безветренного времени.
Управление приняло это предложение и отпустило на 3 установки 21 тыс.рублей. Но в процессе оформления заказов столкнулись с трудностями: готовой конструкции такой мощности не оказалось, специальное конструирование обошлось бы очень дорого, а применять двигатели менее усовершенствованные пока еще невозможно, т.к. аккумуляторное хозяйство слишком сложно и не может получить массового распространения при работе слабо квалифицированных кадров мотористов из местного населения.
Было решено применить более мощные двигатели, как «Д-8» - 4-киловаттные. Такой двигатель уже сконструирован, но он значительно дороже тех, что были запроектированы первоначально: обойдется около 25 тыс.рублей. Однако года в два он может себя легко оправдать, даже только на одной экономии жира, не говоря уже о культурном значении электрического освещения яранг, школ, больниц и т.д.
В этом году первый ВД «Д-8» будет установлен в селении Наукан (берег Берингова пролива). Селение Наукан состоит из 62 хозяйств и 336 чел.жителей. Там имеются хорошая артель, школа, отделение кооперации и др.учреждения. По плану Управления по развитию хозяйства и культуры народов Севера в ближайшие годы ВД будут снабжены многие точки Арктики.


На мой взгляд, самое интересное в этой статье - упоминание самодельных ветродвигателей. Не зря конструктор Н.В.Красовский называл конец 20-начало 30-х гг. "периодом партизанщины в истории нашей ветротехники". Также понравилось про экономию нерпичьего жира. :good:
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Д-8 - первый серийный

Сообщение Молибога » 10 Октябрь 2014 12:53

 D-8 (1).jpg


Сидоров, В. Ветродвигатели в Арктике, М-Л: Изд-во Главсевморпути, 1946.
Ветродвигатель ЦВЭИ Д-8 конструкции Центрального ветроэнергетического института – трехлопастный, быстроходного типа. Диаметр ветрового колеса – 8 м. Мощность ветродвигателя 0 6 квт. Нормальное число оборотов ветрового колеса в минуту под нагрузкой – 73, без нагрузки – 76; передаточное число 9; число оборотов на шкиве редуктора 657-660. Регулирование ветродвигателя ЦВЭИ Д-8 – по системе проф. Г.Сабинина, т.е.поворотом конца лопасти от стабилизатора.
Принцип регулирования Д-8, значительно измененный и усовершенствованный, был применен в дальнейшем в конструкциях ветродвигателей большой мощности – ЦВЭИ Д-10, 3ЦВЭИ Д-12, ВИМЭ Д-18, ЦВЭИ Д-30 и ЦВЭИ Д-50…
Система регулирования поворотом конца лопасти при помощи стабилизатора была создана не сразу. Вначале при тех же элементах, т.е. центробежных тягах и стабилизаторе, была разработана система регулирования поворотом не части лопасти, а всей лопасти около оси маха. Но в дальнейшем от регулирования поворотом всей лопасти отказались: это сильно усложняло настройку ветродвигателя вследствие возникновения в лопастях во время вращения ветрового колеса вредных моментов. Для уничтожения вредных моментов к лопасти добавлялись компенсирующие грузы, сильно утяжелявшие конструкцию.(с.14-16)
В 1932 г. на ПС м.Челюскина был установлен…ветродвигатель ЦВЭИ Д-8. В 1934 г. точно такой же ветродвигатель ЦВЭИ Д-8 был завезен на ПС о.Диксон. Как тот, так и другой проработали по два года и оба вышли из строя – разнесло ветровые колеса. Это произошло оттого, что, во-первых, не была доработана сама конструкция регулирования, а, во-вторых, обслуживающий персонал плохо знал ветродвигатели.
Недостаток конструкции регулирования заключался в том, что при остановке ветровое колесо могло уходить в отрицательные обороты, т.е.вращаться в противоположную сторону. Отрицательные обороты парализуют регулирующий аппарат, что может привести к разрушению ветрового колеса. Так это и было с ветродвигателями на м.Челюскина и о.Диксон.(с.66)


 D-8 (2).jpg

Сборка Д-8 на Диксоне. Фото из "Советской Арктики" (1935, №5). Интересно, что рабочая площадка башни круглая. Позже у всех ветряков 30-50-х гг. они были квадратными - круглую досками зашивать труднее.

 D-8 (3).jpg


Д-8 на м.Челюскин. Фото из того же журнала (1938, №9).

И.Д.Папанин. Как мы жили и работали. Год зимовки // Советская Арктика, 1935, №5
Гордостью станции является силовое хозяйство. Главный объект этого хозяйства – три генератора (моторы и динамо), установленные на бетонных фундаментах машинного зала, и ветряной двигатель. Все управление этими генераторами сосредоточено на одном щите, который распределяет электроэнергию по домам, лабораториям и радиорубке. Все объекты силового хозяйства связаны телефоном.
Надо отметить, что тип ветряного двигателя, установленного на Челюскине, оказался для эксплуатации весьма подходящим. (с.16)


В отличие от начальника Папанина простой работяга был более критичен. Шеховцов, Николай Архипович, работавший элетротехником на полярной станции о.Диксон. Шеховцов передовой стахановец и рационализатор, обеспечивший безаварийную работу машин и ветродвигателя, активный комсомолец, занесенный на всесоюзную доску почета им.ХХ лет ВЛКСМ ("Сов.Арктика", 1939, № 4, с.111). Н.А.Шеховцов приехал в Арктику в 1935 г. по путевке Днепропетровского горкома комсомола. В 1939 г. приказом по Главсевморпути № 235 награжден значком «Почетный полярник».

Н.А.Шеховцов. Электричество на службе у полярников // «Сов.Арктика», 1939, №5, с.64-76

Еще в 1934 г. на Диксоне был установлен ветродвигатель типа «Д-8» с генератором в 3 квт, опытной конструкции Центрального ветроэнергетического института (ЦВЭИ).
С этой машиной пришлось много повозиться. В работе двигатель «Д-8» показал себя плохо. Ненадежно выполненный в конструктивном отношении, он не был рассчитан на силу ветра района о.Диксон. Двигатель «Д-8» плохо поддавался регулированию. Отрегулированный на силу ветра в 6-7 баллов, при ветре сильнее 7 баллов он начинал вращаться в обратную сторону. Отрегулированный на более сильные ветры, он плохо запускался. Сильные ветры в 25-28 метров в секунду почти всегда выводили ветродвигатель из строя.
Мы единодушно пришли к выводу, что такой двигатель, несмотря на хороший принцип действия, для работы в Арктике совершенно непригоден. В августе 1937 г. он был законсервирован.(с.72)
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

След.

Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения