Конвой БД-5 ( 1944 )

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Июнь 2008 19:10

Shulc пишет:Никаких мер по поиску и уничтожению подлодок по курсу конвоя БД-5 ни со стороны Новоземельской, ни со стороны Карской ВМБ предпринято не было. Конвой не был дополнительно усилен противолодочными кораблями и авиацией, хотя они были и в Хабарово, и на Диксоне, и в губе Белушьей.

Создается впечатление, что руководство Новоземельской ВМБ от обеспечения проводки данного конвоя самоустранилось, хотя роковые события разыгрались в зоне его ответственности. Кстати, командующий БВФ контр-адмирал С.Г.Кучеров находился в это время на Новой Земле.

Хотелось бы услышать мнение специалистов по причинам гибели конвоя БД-5. Хотя, сейчас задумался: а надо ли? Надо ли ворошить прошлое? Ведь погибших уже не вернёшь! Единственное - душа не приемлет признания виновными погибших в той трагедии.

Очень правильное замечание - только специалист сможет полностью понять что и почему тогда произошло, перекопав отчеты Кригсмарине и СФ, Новоземельских и Карских баз, архив ГУСМП и прочее.

Легко просто сказать "никаких мер принято не было" и "конвой не был усилен авиацией и кораблями". А откуда известно, что такая возможность была? СФ не обладал безграничными резервами, чтобы в один момент собрать несколько отрядов для охоты за замеченной ПЛ.

В Хабарово были корабли, хорошо. А что за корабли? Чем они были лучше американских тральщиков оборудованных новыми противолодочными системами? Они просто так стояли на Диксоне, или ожидали судов для проводки и не могли быть брошены на защиту одного конвоя за счет "оголения" другого?

"Создалось впечатление, что руководство самоустранилось от обеспечения проводки" - очень сильно сказано. Откуда такое впечатление? Идет караван из одного транспорта и трех новейших тральщиков (еще раз напомним - с новыми противолодочными системами). Что еще должно было быть сделано? Круглосуточное баррожирование "каталин" над конвоем? А сколько было вообще судов в море в тот момент и самолетов на базе? А экипажей?

В общем, чтобы кого-то осуждать и винить - нужно максимально полно представлять себе обстановку на тот момент.

Да и причина гибели конвоя собственно была одна, но глобальная - шла война. ПЛ Кригсмарине охотились за транспортами, их отслеживали и топили. Ведемайер очень профессионально провел всю операцию и использовал все свои преимущества - внезапность и неожиданность применения нового типа оружия, скрытность, возможность использования нестандартной позиции для атаки и действовать вне радиуса действия противолодочных систем. В его действиях не было ничего выдающегося, но была четкость, осторожность и аккуратность. ПЛ не была обнаружена ни во время первой атаки, ни после. Выстрел был с "запасом" - веерный, самонаводящимися торпедами. Помог бы против них противолодочный зигзаг? Очень может быть, что и нет.

Мне кажется действительно важно - это убрать обвинения в адрес советских моряков и командования в "бездействии", "халатности", "некомпетентности" и прочих "создавшихся впечатлений".
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Июнь 2008 19:59

Изображение
«Минные тральщики Т-118,Т-119,Т-120 Северный Флот. Зима 1943-44гг» наЯндекс.Фотках

Фотография: Минные тральщики Т-118,Т-119,Т-120; Только что получены по ленд-лизу.На бортах еще старые американские номера.Северный Флот. Зима 1943-44гг

Из архива "Макарыча" ( http://more7007.ya.ru/go.xml )
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Июнь 2008 20:02

Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 20 Июнь 2008 19:04

http://www.navy.ru/history/patriotwar/arctica.htm?phrase_id=670414

...Однако и навигация 1944 г. не обошлась без тяжелой морской трагедии конвоя БД-5 (Белое море-Диксон) в составе транспортного судна "Марина Раскова" и трех кораблей эскорта тральщиков Т-114, Т-116, Т-118. Пароход "Марина Раскова" должен был доставить груз и пассажиров на остров Диксон и в другие пункты западной Арктики. Помимо груза на судне разместились триста пятьдесят четыре пассажира и среди них сто шестнадцать женщин и более 20 детей.

8 августа 1944 г. конвой вышел из Северодвинска, 10 августа подошли к западному входу в пролив Югорский Шар. В это время у острова Диксона были обнаружены немецкие подводные лодки, о чем 11 августа был оповещен штабом морских операций эскорт конвоя БД-5.

Несмотря на принятые меры по обеспечению плавания "Марины Расковой" около полудня 12 августа судно было торпедировано немецкой подводной лодкой И-365. Тральщики конвоя устремились к судну для оказания помощи. Но через некоторое время были торпедированы и потоплены конвойные корабли Т-118 и Т-114.

На помощь разгромленному конвою были направлены гидросамолеты, тральщики и морские охотники. Однако штормовая погода затруднила поиски и спасение людей.

Всего из команды и пассажиров "Марины Расковой" было спасено сто сорок пять человек. Только на тральщике Т-114 погибли сто сорок четыре человека, в том числе сто тридцать пять женщин и детей, переправленных с "Марины Расковой". На "Марине Расковой" и двух погибших тральщиках было 618 человек. Моряки и летчики спасли 256 человек. 362 пассажира, члены экипажей "Марины Расковой" и двух тральщиков стали жертвами немецких подводных пиратов...

[ Источник: http://navycollection.narod.ru, © В.В. Дремлюг, кандидат географических наук, Почетный полярник ]
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июнь 2008 21:53

Еще 116-й. К сожалению, дата снимка не известна:

Изображение Изображение Изображение



Прислал Макарыч ( http://more7007.ya.ru/go.xml )
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2008 14:40

Полярный конвой. Воспоминания участников. Юбилейный сборник к 60-летию Великой Победы, Санкт-Петербург, «Остров», 2005.

Лукин А.И., капитан 1 ранга в отставке.
В конвоях на тральщиках (ТЩ-117 в 1943-1945 гг.)

Стр. 144.

…Тральщики типа «АМ» (за это на нашем флоте их ласково называли «амиками») обладали большой дальностью плавания (до 7 000 миль) и высокой мореходностью. Для своего водоизмещения (914,4 т) они были солидно вооружены, но, главное, на них стояло новейшее тральное оборудование: контактный трал «Оропеза» и два электромагнитных трала типа «ТЭМ». Корабли имели на вооружении и самое современное противолодочное вооружение. Фактически это были противолодочные комплексы, включавшие в себя средства обнаружения и управления стрельбой.

К средствам обнаружения относилась гидроакустическая станция «Тамир», которая могла обнаруживать подводную лодку (ПЛ) не только по шуму работающих винтов (режим «ШП»), но и по отражённому от корпуса ПЛ ультразвуковому сигналу (режим «Эхо»), что давало возможность успешно атаковать ПЛ.

К средствам уничтожения ПЛ относилась 24-ствольная бомбометная установка «Хеджехог» в носовой части корабля и два кормовых бомбосбрасывателя с большими и малыми глубинными бомбами. Эффективное управление атакой ПЛ обеспечивала установка «Рекордер». Стоит признать, что таких противолодочных комплексов в то время на нашем флоте не было. Артиллерийское вооружение тральщиков (76-мм орудие, два 40-мм и четыре 20-мм автомата) позволяло вести стрельбу по воздушным и надводным целям. Тральщики имели радиолокационные станции SO-13 и надежные средства ближней и дальней связи.

Всё это давало возможность использовать ленд-лизовские тральщики в суровых условиях Баренцева и Карского морей для решения различных задач, в том числе и для охраны конвоев. Как союзных, так и внутренних.

Стр. 155.

…И главное что для экскортирования теперь выделялись огромные силы, но и они порой не спасали от потерь. Мы потеряли транспорт «Марина Раскова» и три наших тральщика ТЩ-114, ТЩ-118 и 120 в Карском море в конце 1944 года (в данном отрывке – или ошибка автора, или просто опечатки, или текст не был редактирован, или редактор не специалист в морской истории– С.Ш.).
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2008 15:02

Дремлюг В.В. Морские дороги. От Чукотки до Канарских островов. – Спб.: Издательство ГеоГраф, 2006.

2 глава. Эти дни позабыть нельзя.
Стр. 63, 64

…Однако и навигация 1944 года не обошлась без тяжёлой морской трагедии конвоя БД-5 (Белое море – Диксон) в составе транспортного судна «Марина Раскова» и трёх кораблей эскорта – тральщиков Т-114, Т-116, Т-118. Пароход «Марина Раскова» должен был доставить груз и пассажиров на остров Диксон и в другие пункты Западной Арктики. Помимо груза на судне разместились 354 пассажира и среди них 116 женщин и более 20 детей…

…Всего из команды и пассажиров «Марины Расковой» было спасено 145 человек. Только на тральщике Т-114 погибли 144 человека, в том числе 135 женщин и детей, переправленных с «Марины Расковой». На пароходе и двух погибших тральщиках было 618 человек. Моряки и лётчики спасли 256 человек. 362 пассажира, члены экипажей «Марины Расковой» и двух тральщиков стали жертвами немецких подводных пиратов.

Цифры жертв разнятся в разных публикациях. Где найти точный список участников конвоя БД-5?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 21 Июнь 2008 15:15

Марк Рейтман. "Мой Северный Флот".

отрывок из поэмы - хроники.

http://malenkov.by.ru/docmsk/msf/msf1.doc


...Июльским солнцем
карский лёд расколот, -
Открылись плёсы северной воды.
Там новые носители беды
Расправились с "Мариною Расковой"

С ней разделили участь до конца
Два, охранявших пароход тральца ,
Что взорвались,
не обнаружив след,
От самонаводящихся торпед…

Может появится поэты, которые напишут стихи или поэму о трагедии БД-5?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 19:35

Shulc пишет:Цифры жертв разнятся в разных публикациях. Где найти точный список участников конвоя БД-5?

В фонды надо идти.
Есть ссылки, например:

"...Всего же из 632 человек пассажиров и членов экипажей транспорта «М. Раскова» и двух тральщиков было спасено 259 человек, погибли 373 человека [ См.: ЦВМА. Ф. 11. Д. 33648. Л. 175-176 (186 человек было спасено тральщиком Т-116 в первый день трагедии) ]" http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=4024#p4024
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июнь 2008 19:49

Shulc пишет:Полярный конвой. Воспоминания участников. Юбилейный сборник к 60-летию Великой Победы, Санкт-Петербург, «Остров», 2005.

Лукин А.И., капитан 1 ранга в отставке.
В конвоях на тральщиках (ТЩ-117 в 1943-1945 гг.)

...

…И главное что для экскортирования теперь выделялись огромные силы, но и они порой не спасали от потерь. Мы потеряли транспорт «Марина Раскова» и три наших тральщика ТЩ-114, ТЩ-118 и 120 в Карском море в конце 1944 года (в данном отрывке – или ошибка автора, или просто опечатки, или текст не был редактирован, или редактор не специалист в морской истории– С.Ш.).

На самом деле - четвертый вариант: Лукин говорит об общих потерях в конце 1944.

ТЩ-120 погиб от такой же новой торпеды 24 сентября 1944 (атаковала U-739, также с последующим добиванием "обычными") защищая конвой ВД-1. Командир корабля капитан-лейтенант Д.А. Лысов погиб в бою вместе с кораблем, большая часть экипажа спаслась.

Об этом бое и подвиге ТЩ-120 позднее была написана книга ( Абламонов П.Ф. Бессмертие. М.: Воениздат, 1981 )

[ В.П. Пузырев, "1944 г. Карская Военно-морская база", сборник "Северные конвои" выпуск 4, Архангельск, 2000 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Бабай » 21 Июнь 2008 21:08

Из книги В.Благодарова "В Арктике" (Минск, Госиздат БССР, 1959). В одной из глав автор описывает свою работу на п/ст в Тикси:

"С каждым месяцем навигации все больше кораблей и целых караванов проходило Северным морским путем. На рейде Тикси одновременно можно было видеть 5-6 громоздких "Либерти", не считая более мелких транспортов и судов сопровождения. Работы прибывало, но зато сбывались и слова Папанина: в Арктику шло пополнение. Большая группа полярников плыла на пароходе "Марина Раскова". ...

... Оказывается немецкая подводная лодка торпедировала "Марину Раскову", на борту которой было около тысячи полярников. Корабль затонул. Только небольшую часть людей летчикам полярной авиации удалось подобрать в ледяных водах Карского моря.
К нам летчик Козлов доставил пятерых девушек с "Марины Расковой". Потрясенные пережитым, они первое время трудно сживались с коллективом, но дружеская ненавязчивая забота сделала свое дело: не прошло и месяца, как девушки освоились у нас и несли вахту наравне со всеми."
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 23 Июнь 2008 10:52

В офисе общественнной организации "Полярный конвой" (г. Санкт-Петербург) на стене висит картина "Трагедия в Карском море "12 августа 1944 г.)". Автор - Адаев Венедикт Николаевич.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 02 Июль 2008 16:43

Выложу несколько следующих материалов, присланных мне по почте Константином Ивановичем Сальниковым.

http://www.memorial.krsk.ru/Public/80/891209.htm

А.ЛЕВЕНКО
«Красноярский рабочий», 09.12.89 г.

Транспорт уходит в вечность

Мрачными были трюмы судов, которые везли на Север репрессированных. По Енисею из Красноярска в Дудинку и Норильск, из Архангельска — по Северному морскому пути — в Нордвик.

Стонали от качки «зэка» —
Ежовских чистилищ исчадья.
Срывались сквозь бред с языка
Чернее пучины проклятья.

Эта цитата — из лагерного песенного фольклора.
Трудна была уже сама по себе дорога. Многие осужденные так и не добрались до пункта назначения. Среди них и те, кто принял смерть не от цинги или пули конвоира, а от фашистских бомб или торпед. Об одном из таких случаев рассказывает журналист А.Левенко.

Многим читателям «Красноярского рабочего» известно о неравном поединке гитлеровского рейдера «Шеер» с арктическим «Варягом» — ледокольным пароходом «Александр Сибиряков». Произошел этот бой в августе 1942 года у Диксона. Меньше людей знают о драме, разыгравшейся в Карском море в августе 1944 года с пароходом «Марина Раскова». Фашисты расстреляли транспорт новейшими в то время бесследными торпедами. И пучина поглотила вместе с оборудованием и материалами, предназначавшимися для «Нордвикстроя», сотни репрессированных.

Немецкие подводные лодки первыми обнаружили промысловики Сметанин и Жильцов. Случилось это 10 августа. Охотники заметили фашистскую субмарину, когда она входила в бухту Полынья (эта гавань с безлюдными берегами вдается в материк в 40 километрах восточнее Диксона). Жена Жильцова добралась по пустынной прибрежной тундре в ближайший поселок и предупредила о появлении вражеской лодки старшего морского начальника капитана первого ранга В.С.Киселева. В ночь на 11 августа Киселев дал радиооповещение об опасности.
Трагедия с «Мариной Расковой» произошла 12 августа, во второй половине дня. Несмотря на все предосторожности (конвой держался ближе к отмели у острова Белый), у правого борта, в районе второго и третьего трюмов «Марины Расковой», неожиданно поднялся в небо столб студеной воды и дыма. Торпедная атака. Транспорт дал хрен на правый борт.

Вскоре торпеда пропорола борт поспешившего на помощь «Марине Расковой» флагманского тральщика Т-118. Он затонул.

Аварийные работы на «Марине Расковой» велись самоотверженно. Но никто не мог дать гарантии, что удастся избежать взрыва котлов, к которым подступала вода из затопленных трюмов. Начались спасательные работы. На кунгасах, шлюпках и спасательных плотах перевозили людей с парохода. Тральщик Т-114 принял в первую очередь женщин и детей (их было здесь 136). И тут грянул взрыв. Водяная шапка накрыла тральщик и увлекла в пучину. Вместе с экипажем, со спасенными с флагманского тральщика Т-118 и более чем с двумястами эвакуированными пассажирами «Марины Расковой». Подоспевший катер поднял из воды и со спасательных понтонов в районе погружения Т-114 лишь двадцать шесть человек.

Разыгрался шторм. Катера » тральщики с частью спасенных пассажиров и краснофлотцев вынуждены были уйти к базе. А гребные, парусные суденышки, спасательные плоты оказались во власти разбушевавшейся стихии, которая не унималась более недели.

О том, какой героизм проявили военные летчики с Диксона, вылетавшие на поиски оставшихся в живых, объективно и сердечно рассказал инженер-полковник Юрий Дмитриевич Капралов на страницах книги «В конвоях и одиночных плаваниях» (Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1985). Ветеран Великой Отечественной войны сумел насытить очерк «Трагедия в Карском море» обширным документальным материалом. Это было непросто, тогда о лагерях репрессированных даже упоминать не разрешалось, и поэтому о конвоируемых на Нордвик осужденных он писал обтекаемо — «строители Нордвикстроя». Обладающий огромным жизненным опытом, автор ни разу не погрешил против истины и в условиях острой цензуры.

Сегодня, знакомясь с воспоминаниями и понимая, что стояло за бесстрастным «строители Нордвикстроя», еще большим уважением проникаешься к авиаторам, вылетавшим на поиск кунгасов с людьми. Хотя в те дни штормило, над океаном стояли туманы.

Капитан С.В.Сокол нашел спасшихся в море. При четырехбалльном волнении умудрялся подойти к кунгасу, и экипаж передал обессиленным людям бачок с водой. Авиаторы кричали, чтобы люди прыгали в воду и плыли к гидросамолету. Но те, и без мытарств по океану ослабленные в тюрьме, не решались броситься в бушующие волны.
В ночь на 23 августа полковник И.И.Козлов барражировал над кунгасом, посылая радиопеленг, чтобы подошло спасательное судно. Но корабля не было. Тогда коммунист, посоветовавшись с экипажем, принял решение садиться и снимать погибающих людей. Обессиленных пассажиров на руках затащили в гидросамолет. Живых на кунгасе оказалось лишь четырнадцать человек. И около тридцати трупов осталось лежать в утлом суденышке.
Экипажу Козлова не удалось взлететь. Пришлось рулить десятки километров по вздыбленному морю к проливу Малыгина.

Корабли и гидросамолеты беломорской флотилии продолжали поиск до 3 сентября, но в найденных плавсредствах живых уже не было.

Лишь в экипаже «Марины Расковой» печальный список составил 23 имени. Количества погибших заключенных мы пока не знаем. Не знаем и имен. Известно лишь одно — медсестры Галстуховой, которая, теряя последние силы, пыталась хоть чем-то помочь обреченным, не имея ни медикаментов, ни перевязочных средств.
В те трагические дни все люди невольно объединились и даже на «врагов народа» не смотрели, как на изгоев, видели в них лишь глубоко несчастных людей. Работники радиомаяка острова Белый отдали последний долг двадцати умершим «зэка» из кунгаса, прибитого к мысу Рогозина. Сегодня одна из братских могил находится на островке, отделенном от Белого Рогозинской протокой.

Жертвы «Нордвикстроя» умирали на арктических берегах до конца сороковых годов. Но, как и их собратья с «Марины Раскосой», утонувшие в пучине, они не имеют персональных могил. Только ударники-стахановцы, вольнонаемные работники и младенцы покоятся под пирамидками памятников или под металлическими, деревянными крестами. Десятки тысяч погибли от истощения и цинги, от каторжного труда в штольнях и среди белого безмолвия. Еще предстоит поставить стелы над сопками и распадками у моря Лаптевых, где многолетняя мерзлота поглотила тела заключенных.

В списках репрессированных должны значиться и около трехсот пассажиров из трюмов «Марины Расковой».

...Безвинно обреченные. Безвестные, но не забытые поколением, которое пробуждается от безгласности. Мы обретаем историческую память.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 02 Июль 2008 16:46

«СОВЕТСКИЙ ТАЙМЫР» (14 октября 1989 г.)

А. Белолоб

НА ПУТИ В НОРДВИК

Пока не пришлось побывать в оставленных на рубеже пя¬тидесятых годов лагерях Нордвикстроя, многое в понимании событий на трассе из Мурманска и Архангельска к этой бухте моря Лаптевых воспринималось совсем по-другому. В трюмах морских транспортов перевозились на Нордвик бесправные заключённые. Это объясняет очень многое. А до раскрытия главной тайны зоны смертников многое трудно согласовывалось с какой-либо логикой.
Мы уже давали в газете ряд репортажей из бывших, бро¬шенных теперь, лагерей Нордвикстроя. Это были рассказы, в основном, о кладбищах при посёлках заключенных – гор¬няков, портовиков. К сожалению, лишь на крестах и надмо¬гильных пирамидах можно прочесть горькую летопись одной из "великих строек" тридцатых-сороковых годов.

Нордвикстрой остался на суровой земле Арктики, бро¬шенными шахтами, производственными помещениями, разграб¬ленными мастерскими, разрушенными пристанями. Но больше всего поражают размеры кладбища. Недавно нам попали в руки документы о том, что для сотен сосланных на Нордвик могилой стали глубины и побережья островов Северного Ле¬довитого океана. Жизнь осуждённых, моряков обрывали и торпеды фашистских подводных лодок.

РЕКВИЕМ ПОГИБШИМ В МОРЕ

Мы знаем о бое рейдера «Адмирал Шеер» у Диксона в августе 1942 года, о неравном поединке с ним арктического «Варяга» – ледокольного парохода «А.Сибиряков». Но мало что знаем о драме в Карском море, разыгравшейся с судном «Марина Раскова». Фашисты расстреляли этот транспорт торпедами.

Пароход «Марина Раскова» был мало маневренен, так как его перегрузили не только материалами, оборудованием, но и «живым балластом – заключёнными, которых везли в трюмах на строительство Нордвика.

Подводные лодки были обнаружены восточнее Диксона 10 августа 1944 года. Охотники промысловики Сметанин и Жильцов заметили фашистскую субмарину, когда она входила в бухту Полынья (эта гавань с безлюдными берегами вдается в материк на восток от Диксона километров на сорок). Жена Жильцова добиралась по пустынной прибрежной тундре в посёлок, чтобы предупредить о появлении вражеской лодки старшего морского начальника, капитана 1-го ранга В.С.Киселёва. В ночь на 11 августа Киселёв дал радиооповещение об опасности.

Во второй половине дня 12 августа, несмотря на все предосторожности, на то, что конвой держался ближе к отмелям у острова Белый, у правого борта, в районе около «Марины Расковой» поднялся в небо столб воды и дыма. Транспорт дал крен на правый борт.

Вскоре взметнулась вода и возле спешившего на помощь «Марине Расковой» флагманского тральщика Т-118. Корма его ушла под воду, погружение продолжалось. Эвакуировались раненые, экипаж. Взорвались смытые со стелажей из-за крена и затопления глубинные бомбы. Тральщик затонул.

Теплоход «Марина Раскова» получил пробоину, возникла опасность взрыва котлов, к которым подступала вода из затопленных трюмов.

На кунгасах, вельботах, шлюпках и спасательных плотах перевозили людей с парохода. Тральщик Т-114 принял в первую очередь женщин и детей (их было здесь 136). Когда грянул взрыв, водяная шапка накрыла «сточетырнадцатый» с экипажем, с людьми, спасёнными с флагманского тральщика, и более чем с двумястами эвакуированными с транспорта.

Катер поднял из воды и со спасательных понтонов в районе погружения Т-114 лишь двадцать шесть человек…
Разыгрался шторм. Катера и тральщики с частью спасённых пассажиров и краснофлотцев вынуждены были уйти к базе. А гребные, парусные судёнышки, спасательные плоты оказались во власти разбушевавшейся стихии. Больше недели их мотало в ледяной воде.

О том, какой героизм проявили военные летчики с Диксона, вылетавшие на поиски оставшихся в живых после варварских обстрелов, объективно и сердечно написал инженер-полковник Юрий Дмитриевич Капралов на страницах книги «В конвоях и одиночных плаваниях» (Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1985).

Ветеран Великой Отечественной войны Ю.Д. Капралов сумел насытить очерк «Трагедия в Карском море» обширным документальным материалом (это было непросто, ведь тогда о лагерях даже упоминать запрещалось, поэтому конвоируемых на Нордвик осуждённых Юрию Дмитриевичу приходилось называть «строителями Нордвикстроя»). Автор ни разу не погрешил против истины и в условиях жестокой цензуры, а знакомство с арктическим театром военных действий, знание Севера позволили ему быть убедительным в деталях, наглядно и зримо изобразить все тяготы, выпавшие на долю людей.

ЧУВСТВО ДОЛГА

Большим уважением проникаешься к авиаторам, вылетавшим на поиск кунгасов с людьми, в штормовую погоду, когда над океаном стоял туман и плоскости самолётов подвергались обледенению.

Капитан Станислав Викторович Сокол нашёл в море людей и при четырехбальном волнении умудрился подойти к кунгасу, чтобы экипаж передал обессиленным людям бачок с водой. Авиаторы кричали, чтобы люди прыгали в воду и плыли к самолёту. Но ссыльные ослабели, не находили в себе сил броситься в ледяные волны…

В ночь на 23 августа полковник Матвей Ильич Козлов с наиболее слётанным экипажем барражировал над кунгасом, посылая радиопеленг для спасательного судна. Но корабля не было. Коммунист Козлов, посоветовавшись с экипажем, принял решение садиться на воду и снимать погибающих людей. Обессиленных пассажиров на руках переправили в самолёт.

В живых оказалось лишь четырнадцать человек, в кунгасе осталось около пятидесяти трупов – их уже не могли даже спустить за борт.

Экипажу Козлова не удалось взлететь, пришлось рулить десятки километров по вздыбленному морю к проливу Малыгина.

Полёты продолжались.
Корабли и гидросамолеты Беломорской флотилии продолжали поиск до 3 сентября, но в найденных плавсредствах живых уже не было…

Лишь из экипажа «Марины Расковой» печальный список составил 23 имени. Погибших полярников, сосланных на Нордвик, мы пока не знаем. Даже из спасенных пассажиров известна лишь фамилия медсестры Галстуховой, так как она пыталась хоть чем-то помочь обреченным – не имея ни медикаментов, ни перевязочных средств, сама теряя последние силы.

В те трагические дни после торпедных атак долг перед пострадавшими старались выполнить все. Долг воинский, профессиональный и долг чести человеческий.
Для моряков, авиаторов, офицеров и рядовых краснофлотцев и полярников сосланные на Нордвик не были изгоями. В них видели только глубоко несчастных людей.
И работники радиомаяка острова Белый отдали последний долг двадцати умершим из кунгаса, прибитого к мысу Рогозина. Сегодня одна из братских могил находится на островке, отделенном от Белого Рогозинской протокой.

«МЕСТО ПОГРЕБЕНИЯ НЕИЗВЕСТНО…»

После гибели парохода «Марина Раскова» и тральщиков фашистам не удалось больше потопить в Карском море ни одного транспорта.

Для тех, кто работал в этом суровом краю, последнее место успокоения нашлось на кладбище. Однако и здесь действовал жестокий закон – на персональную могилу имели право только ударники-стахановцы, вольнонаёмные работники и младенцы. Им ставили пирамидки, кресты. Остальным – безымянные братские могилы.

Мы пока не знаем, тысячи или десятки тысяч людей погибли от истощения и цинги, от каторжного труда в штольнях и среди сугробов Нордвика. Над сопками и распадками у моря Лаптевых, где многолетняя мерзлота поглотила кости заключённых, ещё предстоит поставить памятники безымянным жертвам сталинских репрессий.

В списках репрессированных должны значиться и около трехсот пассажиров из трюмов парохода «Марина Раскова».

Безвинно обречённые, безвестные, погибшие, но не забытые поколением, пробуждающимся от нравственной спячки.

Мы обретаем историческую память. Дорого досталось прозрение, оплачено оно и жертвами Нордвика, лицемерно называемого «гордостью Севморпути». И забвению это не подлежит.

Лагерный фольклёр хранит несколько вариантов одной из известных в сороковые годы песен «Прощальная» (её авторство связывают, в частности, с именем бывшего узника, поэта Владимира Болохова):

Конвой готов, и разнорядка спущена,
рабсилу Нордвик ждёт и Магадан.
Мне пожелай удачного побега, ждущая,
иль чтоб не псы меня настигли, а наган.
И чтоб мой труп под номерным бушлатом
земле предать позволили друзьям…

Не всем оторванным от родного дома, от любимого дела суждена была даже общая могила в неласковой дальней земле, многих поглотило море. И всё же, считали этапные, вечная мерзлота сродни вечной памяти. И да будет так.

Простите, у меня нет сейчас времени написать комментарий к этим статьям. Может позднее.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 02 Июль 2008 17:09

Прошлась война по переулочку...

Опубликовано в www.pravdasevera.ru (на сайте сейчас нет этой статьи) от 08.05.2001, Вторник

Казанцев

В те давние военные годы, прижавшись лицом к стеклу окна, выходившего на Поморскую, я мог бы разглядеть еще один домишко (Поморская, 60), ныне снесенный. В нем жила Галя Ермолина, погибшая 12 августа 1944 года на пароходе "Марина Раскова". Десятка три лет назад Галина сестра, передала мне ее дневник.

Восемнадцатилетняя девчонка, в военные годы выучившаяся на судовую радистку, заносила в те пухлые тетради, датированные 43-м годом, и будничное (учеба на курсах, работа на причалах Мурманска при разгрузке союзнических караванов) и сокровенное: была и тогда большая и светлая любовь! Избранником вот этой обычной архангельской девчонки с бровями вразлет был четвертый штурман "Марины Расковой" Николай Боганов. Вместе они и погибли в ту страшную августовскую ночь. Как и сотни полярников, членов их семей, детей, бывших на судне. Недалеко от острова Белый в Карском море "Марина", как запросто и ласково называла свой пароход Галя, попала в перекрестье перископа фашистской субмарины...

Я так понял это только анонс. Было или нет продолжение - я надеюсь скоро узнать. Вопрос возник по написанию фамилии Баганов (в статье - Боганов). После того, как найдём списки пассажиров и экипажа, мы точно ответим на этот вопрос.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Пред.След.

Вернуться в Арктические конвои



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения