Аэрофлотовский ИЛ-62М СССР-86614 к полярной авиации отношения не имел, но учитывая этот перелет и дальнейшую трагическую судьбу вполне заслуживает "персональной" темы.
Известия, 1975, № 141 (17984), 19 июня.
Следим за событием
18 ИЮНЯ 1975 г. 9 ЧАСОВ. АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО. К самолету подан трап. В центре внимания провожающих — почетные пассажиры лайнера, Герои Советского Союза Г. Байдуков и А. Беляков. В эти минуты думаешь не о той короткой паузе, которая осталась до вылета. В какие-то мгновения в памяти проносятся события, спаявшие два поколения отважных людей, — и вот сыновья везут своих отцов в их героическую молодость по маршруту, что прославил Родину в 30-е годы. Летчики нашего «Ила» только выходили тогда на пионерские линейки, а штурман экипажа Владимир Степаненко в год первого беспосадочного перелета через Северный полюс, — в год 1937-й — только родился.
Оттуда идут истоки волнения, той малой грусти и той радости — неосознанных и непонятных еще чувств, которые одни возьмут с собой в полет через полюс на американский континент, другие — останутся с ними дома.
А нас, журналистов, торопят организаторы перелета, нас подгоняют графики выпуска газет, программы телевизионных передач. Но еще о многом хочется спросить у поистине легендарных людей — у Георгия Филипповича Байдукова, Александра Васильевича Белякова и у летчиков уже другого поколения, для которых полюса нашей Земли стали относительно легко доступными.
Интервью у трапа:
— Георгий Филиппович, сравните труд летчика самолете АНТ-25 и Ил-62м.
— Во-первых, в кабине того самолета мы сполна прочувствовали всю суровость арктического климата, нам все время сопутствовало такое ощущение, будто сидим мы на льдине Северного полюса. В Ил-62м я летал, не замечая перепадов давления. К примеру, когда самолет достигает своего потолка, давление в салоне остается таким же, как в палатках альпинистов на высоте 1.200—1.500 метров... Во время перелета в 1937 году мой один лишь очередной «сеанс» управления самолетом длился 10 часов. За это время Ил-62м достигнет американского континента. В шутку можно сказать, что даже такой, не совсем уже молодой летчик, как я, смог бы «в паре» с автопилотом провести лайнер от континента к континенту через полюс без отдыха. Однако теперь перед глазами пилота почти в двадцать раз больше приборов и наблюдать за ними не так уж просто. Так что нельзя однозначно утверждать, что нам было трудно, а у нынешних летчиков все просто.
... Журналисты отлетающие и журналисты, остающиеся в Москве, без устали теребят экипаж, Спрашивают о самом интересном и важном, что должно и может произойти на трассе. Много вопросов к бортрадисту Ивану Клочко.
— Можно будет переговорить с редакцией с борта самолета?
— Пожалуйста. В любое время к вашим услугам надежная связь.
У нас «на проводе» будут все радиостанции от Мурманска до Хабаровска, все станции советских Ил-62, в какой бы части земного шара они ни находились.
— Как выглядит Северный полюс?
— Над полюсом я еще не летал, — улыбается старший штурман Валентин Рыжов, — но журналистам, которые полетят с нами вместе, надо не пропустить того момента, когда за полюсом они одновременно смогут видеть и солнце, и... луну.
Блокноты в руках не только у журналистов. Почетный гость городов США — Герой Советского Союза, доктор географических наук профессор Александр Васильевич Беляков то и дело раскрывает свою карманную книжку. По выработанной штурманской профессией привычке он скрупулезно, со ссылками на часы, минуты и даже секунды, начал еще на земле вести свой бортовой журнал перелета 1975 года. Здесь же фотографии старых друзей из Сиэтла и Портленда, людей, которые стали инициаторами открытия мемориала в честь первого беспосадочного перелета через Северный полюс.
Александр Васильевич говорит о них добрые слова, а потом в мой блокнот четким почерком на английском языке вносит имена американских друзей: Норман Смоол — председатель комитета по созданию мемориала, Джим Галлахер — мэр Ванкувера, Фред Нед — президент крупнейшей моторостроительной компании, Дан Грекко — авиамеханик, который обслуживал в июне 1937 года краснокрылый АНТ-25...
И вот настают минуты алых гвоздик, прощальных рукопожатий. Слышим привычное и очень значимое наше русское «До свидания!».
Радиограммы спец. корр. «Известий» в номер (время московское):
14 часов 10 минут:
«Наш самолет — над Северным полюсом! Летим на высоте 10 тысяч 650 метров. Температура за бортом минус 51 градус, наша скорость 880 километров в час. Внизу отлично видны разбитые льды, разводья».
20 часов 45 минут:
«Маршрут Чкалова, Байдукова, Белякова повторен! Самолет заходит на посадку в аэропорту Сиэтл. Земля передает, что нас встречают многие тысячи жителей этого города».
В Ванкувере разбивается пари имени Валерия Чкалова, воздвигнут монумент в честь знаменитого перелета отважных советских летчиков. В четырехметровую арку, символизирующую воздушный мост, проложенный между СССР и США, вделаны мемориальные доски с изображением самолета АНТ-25 и с выдержками из газет «Правда» и «Известия» от 21 июня 1937 года, сообщившими об окончании героического перелета.
На снимке: мемориальная доска.
Телефото ТАСС.
ДОРОГА ЧЕРЕЗ ПОЛЮС
18 ИЮНЯ 1975 г. 9 ЧАСОВ. АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО. К самолету подан трап. В центре внимания провожающих — почетные пассажиры лайнера, Герои Советского Союза Г. Байдуков и А. Беляков. В эти минуты думаешь не о той короткой паузе, которая осталась до вылета. В какие-то мгновения в памяти проносятся события, спаявшие два поколения отважных людей, — и вот сыновья везут своих отцов в их героическую молодость по маршруту, что прославил Родину в 30-е годы. Летчики нашего «Ила» только выходили тогда на пионерские линейки, а штурман экипажа Владимир Степаненко в год первого беспосадочного перелета через Северный полюс, — в год 1937-й — только родился.
Оттуда идут истоки волнения, той малой грусти и той радости — неосознанных и непонятных еще чувств, которые одни возьмут с собой в полет через полюс на американский континент, другие — останутся с ними дома.
А нас, журналистов, торопят организаторы перелета, нас подгоняют графики выпуска газет, программы телевизионных передач. Но еще о многом хочется спросить у поистине легендарных людей — у Георгия Филипповича Байдукова, Александра Васильевича Белякова и у летчиков уже другого поколения, для которых полюса нашей Земли стали относительно легко доступными.
Интервью у трапа:
— Георгий Филиппович, сравните труд летчика самолете АНТ-25 и Ил-62м.
— Во-первых, в кабине того самолета мы сполна прочувствовали всю суровость арктического климата, нам все время сопутствовало такое ощущение, будто сидим мы на льдине Северного полюса. В Ил-62м я летал, не замечая перепадов давления. К примеру, когда самолет достигает своего потолка, давление в салоне остается таким же, как в палатках альпинистов на высоте 1.200—1.500 метров... Во время перелета в 1937 году мой один лишь очередной «сеанс» управления самолетом длился 10 часов. За это время Ил-62м достигнет американского континента. В шутку можно сказать, что даже такой, не совсем уже молодой летчик, как я, смог бы «в паре» с автопилотом провести лайнер от континента к континенту через полюс без отдыха. Однако теперь перед глазами пилота почти в двадцать раз больше приборов и наблюдать за ними не так уж просто. Так что нельзя однозначно утверждать, что нам было трудно, а у нынешних летчиков все просто.
... Журналисты отлетающие и журналисты, остающиеся в Москве, без устали теребят экипаж, Спрашивают о самом интересном и важном, что должно и может произойти на трассе. Много вопросов к бортрадисту Ивану Клочко.
— Можно будет переговорить с редакцией с борта самолета?
— Пожалуйста. В любое время к вашим услугам надежная связь.
У нас «на проводе» будут все радиостанции от Мурманска до Хабаровска, все станции советских Ил-62, в какой бы части земного шара они ни находились.
— Как выглядит Северный полюс?
— Над полюсом я еще не летал, — улыбается старший штурман Валентин Рыжов, — но журналистам, которые полетят с нами вместе, надо не пропустить того момента, когда за полюсом они одновременно смогут видеть и солнце, и... луну.
Блокноты в руках не только у журналистов. Почетный гость городов США — Герой Советского Союза, доктор географических наук профессор Александр Васильевич Беляков то и дело раскрывает свою карманную книжку. По выработанной штурманской профессией привычке он скрупулезно, со ссылками на часы, минуты и даже секунды, начал еще на земле вести свой бортовой журнал перелета 1975 года. Здесь же фотографии старых друзей из Сиэтла и Портленда, людей, которые стали инициаторами открытия мемориала в честь первого беспосадочного перелета через Северный полюс.
Александр Васильевич говорит о них добрые слова, а потом в мой блокнот четким почерком на английском языке вносит имена американских друзей: Норман Смоол — председатель комитета по созданию мемориала, Джим Галлахер — мэр Ванкувера, Фред Нед — президент крупнейшей моторостроительной компании, Дан Грекко — авиамеханик, который обслуживал в июне 1937 года краснокрылый АНТ-25...
И вот настают минуты алых гвоздик, прощальных рукопожатий. Слышим привычное и очень значимое наше русское «До свидания!».
Ю. ПОНОМАРЕНКО,
спец. корр. «Известий».
БОРТ САМОЛЕТА Ил-62м.спец. корр. «Известий».
Радиограммы спец. корр. «Известий» в номер (время московское):
14 часов 10 минут:
«Наш самолет — над Северным полюсом! Летим на высоте 10 тысяч 650 метров. Температура за бортом минус 51 градус, наша скорость 880 километров в час. Внизу отлично видны разбитые льды, разводья».
20 часов 45 минут:
«Маршрут Чкалова, Байдукова, Белякова повторен! Самолет заходит на посадку в аэропорту Сиэтл. Земля передает, что нас встречают многие тысячи жителей этого города».
В Ванкувере разбивается пари имени Валерия Чкалова, воздвигнут монумент в честь знаменитого перелета отважных советских летчиков. В четырехметровую арку, символизирующую воздушный мост, проложенный между СССР и США, вделаны мемориальные доски с изображением самолета АНТ-25 и с выдержками из газет «Правда» и «Известия» от 21 июня 1937 года, сообщившими об окончании героического перелета.
На снимке: мемориальная доска.
Телефото ТАСС.