1933

История полярной авиации по годам и событиям
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1933

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Апрель 2008 08:36

Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936

В 1932 году ледовую разведку в Карском море производил гидросамолет "СССР-Н2" ("Дорнье-Валь") под командой А. Д. Алексеева.

В 1933 году А. Д. Алексеев на таком же гидросамолете совершил, с целью ледовой разведки, несколько блестящих полетов на восток от острова Диксона: один — до архипелага Норденшельда и два — до пролива Вилькицкого.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Апрель 2008 08:47

Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936

Операция, аналогичная выполненной Галышевым в 1930 году (см. 1929), была произведена поздней осенью 1933 года летчиком Ф. К. Кукановым, эвакуировавшим на самолете пассажиров с судов, которые зазимовали около мыса Биллингса. В том же году Куканов два раза летал с мыса Шмидта на остров Врангеля, незадолго до того посещенный также С. Леваневским на самолете "Н-8".
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Апрель 2008 08:51

Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936

... значение первой научно-исследовательской летной экспедиции в Советской Арктике 1932 года было велико, так как она доказала полную пригодность этого нового метода исследования полярных окраин. Поэтому Арктический институт уже в следующем году отправил на Чукотский полуостров новую летную экспедицию под начальством С. В. Обручева. На этот раз экспедиции был предоставлен самолет "Н-4" (Юнкерс-гигант), который был доставлен в Анадырь на пароходе. Самолет пилотировался Ф. К. Кукановым, съемочные работы снова производил К. А. Салищев. Экспедиция 1933 года увенчалась полным успехом: в бассейне Анадыря было совершено 11 круговых полетов, во время которых была заснята площадь в 375 ООО кв. километров.

На основании работ экспедиции было составлено орографическое описание Чукотского округа, и были выяснены его основные структурные линии.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Апрель 2008 04:17

Иван Кукушкин пишет:Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936

Операция, аналогичная выполненной Галышевым в 1930 году (см. 1929), была произведена поздней осенью 1933 года летчиком Ф. К. Кукановым, эвакуировавшим на самолете пассажиров с судов, которые зазимовали около мыса Биллингса. В том же году Куканов два раза летал с мыса Шмидта на остров Врангеля, незадолго до того посещенный также С. Леваневским на самолете "Н-8".

подробнее об этом эпизоде:
С.А.Ларьков (НИПЦ “Мемориал”, Москва). «Челюскинская эпопея – историческая мифология и
объективность истории»

www.cheluskin.ru/download/disc_06.doc · 268 КБ

... Куда более масштабная спасательная операция и в куда более сложных
условиях была проведена поздней осенью 1933 года, когда начиналась цепь трагического «невезения» «Челюскина». Тогда с зазимовавших у мыса Биллингса кораблей экспедиций Дальстроя («Хабаровск» и «Анадырь») было вывезено на мыс Северный (более 100 километров) 93 (!) человека – на одном самолёте, одним экипажем.


Самолет – трехмоторный «ЮГ-1», командир экипажа – полярный лётчик Ф.Куканов. Полеты проходили в октябре-ноябре, при крайне неблагоприятной погоде, правда, взлётно-посадочная полоса у кораблей
располагалась на береговом припае, не подверженном сжатиям.. Всего было выполнено 13 рейсов.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Апрель 2008 07:23

Форум сайта "Каталог военного антиквариата Русский Коллекционер"
http://russiamilitaria.ru/index.php?showtopic=2332&view=findpost&p=28007

...приказом по ГУСМП при СНК СССР № 87/а от 01 июня 1933 года вводилась унифицированная форма для управления Северного морского пути, его учреждений, судов флота и летного состава. Форма вводилась с 1.05.1933 года. На головных уборах летчики носили "краб" ГУСМП. Форма была морской, единственным отличием летного состава служил нарукавный знак ГВФ.

Изображение

Кроме приказа есть также обсуждение, "как было на самом деле":
http://russiamilitaria.ru/index.php?showtopic=4721&view=findpost&p=61326

Изображение


Штаб-ротмистр: На этом венке должен быть другой вымпел - Северного морского пути. Синя нитка была толко на венках ГУСМП.


Владимир: СМП там должен быть. Вот только на фото многих именно полярных капитанов были вымпелы не смп а красные... есть версия что СМП-шные вымпелы до войны были исключительно у высшей категории. Эта версия подтверждается и тем что таких вымпелов на заколках (родных) нет. если есть - хотелось бы увидеть...

Штаб-ротмистр: Версия она версией и остается... То есть работники СМП плевать хотели на приказы??? Высший состав их соблюдал, а остальные нет???

Владимир: Не совсем. ... а реальность была такова: обмундирование за свой счет с полседующей компенсацией. Вот и носили что было, обшивались в загранке, вешали что было. Возможно (не факт) производство самих вымпелов СМП было ограничено. Да, я хочу сказать что к приказам по форме одежды СМП относились спокойно и если у человека на фуражке стоял вымпел ММФ - он там и продолжал стоять.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933

Сообщение Александр Андреев » 19 Апрель 2008 13:48

Иван Кукушкин пишет:Владимир: Не совсем. ... а реальность была такова: обмундирование за свой счет с полседующей компенсацией. Вот и носили что было, обшивались в загранке, вешали что было. Возможно (не факт) производство самих вымпелов СМП было ограничено. Да, я хочу сказать что к приказам по форме одежды СМП относились спокойно и если у человека на фуражке стоял вымпел ММФ - он там и продолжал стоять.

Ну не согласен я с Владимиром. Принадлежность к ГУСМП в 1930-гг напротив старались всячески демонстрировать, а не скрывать.
Организация была богатая и уж "крабами" обеспечить свой штат явно была в состоянии. А вот насчет загранки - много ль ГУСМП-шников в нее попадало?

Полярный летчик. 1930-е гг. Вымпел ГУСМП на фуражке.

Изображение


Из множества виденных фотографий делаю вывод, что китель был более привычен в те годы и носили его с большей охотой.

Экспедиция на "Садко", 1935 г. (Оригинал фотографии не слишком качественный).
Н.Н. Зубов, Г.А. Ушаков, Н. М. Николаев

Изображение
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3065
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1933

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Апрель 2008 19:06

alex_andr пишет:Из множества виденных фотографий делаю вывод, что китель был более привычен в те годы и носили его с большей охотой.

Там у них основной спор я так понял - цвет вымпела к крабу, родной ли ГУСМП или красный...
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11514
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1933

Сообщение SVF » 28 Октябрь 2008 21:48

ХРОНОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИИ В ОСВОЕНИИ ХИБИН

1933
Октябрь. В распоряжение треста «Апатит» по железной дороге доставлен первый на Кольском полуострове самолет-амфибия Ш-2. В декабре того же года в поселке Тик-Губа было создано авиазвено треста «Апатит» — первое на Мурмане

Изображение

http://ole-fant.narod.ru/Hibiny/apatit8.htm
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4247
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1933

Сообщение Бабай » 01 Ноябрь 2008 00:28

Самолет Юнкерс-13 (Junkers-13) в г.Веневе в 1933 году, агитационный полет.
В кабине полярный летчик Бабушкин.
Фото Лунева Н.А.

Изображение

http://www.veneva.ru/old-foto-30.html
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

1933

Сообщение Александр Андреев » 22 Январь 2013 11:03

 post_23.jpg


РЕЙС Л/П „ТАЙМЫР*. 25 сентября (1933 г.) вышел из Архангельска на Землю Франца-Иосифа л/п „Таймыр" с партией зимовщиков, для смены персонала в бухте Тихой, с двумя самолетами, ездовыми собаками, продуктами, рогатым скотом и пр.

"Бюлл. Аркт. инст.", Л., № 9—10, 1933, с. 295
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3065
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1933

Сообщение Александр Андреев » 24 Январь 2013 13:00

Приказ
по Главному Управлению Северного Морского Пути
от 15 февраля 1933 г.

г. Москва.

1. В развитие соглашения, заключенного мною с Начальником Главного Управления Гражданского Воздушного Флота, приказываю организовать при Главном Управлении Северного морского Пути Управление Воздушной Службы Севморпути.

2. Начальником Управления Воздушной службы назначить Зам. Начальника ГУСМП т. ШЕВЕЛЕВА М. И.

3. Приказываю тов. ШЕВЕЛЕВУ представить проект штатов и положение об Управлении Воздушной Службы мне на утверждение не позднее 25 февраля.

4. Впредь до утверждения постоянных штатов, приказываю установить временный организационный штат Управл. Воздушной Службы в следующем составе:

1. Начальник Управления -1
2. Начальник Сектора Полярных изысканий - 1
3. Начальник Восточно-оперативного Сектора -1
4. Начальник Западно-оперативного Сектора -1
5. Начальник Технической части -1
6. Инженер по изысканиям -2
7. Отв. исполнитель по изысканиям -1
8. Отв. исполнитель по оперативной части -1
9. Отв. исполнитель по снабжению -1
10. Авиа-инженер -1
11. Бухгалтер-1
12. Зав. планово-экономической частью -1
13. Делопроизводитель -1
14. Машинистка -1
15. Начальник радиочасти-1
16. Техник по точным приборам -1
------------------------------------
Всего: 18 чел.

Начальник ГУСМП О. Ю. Шмидт
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3065
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1933

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 19:57

Карело-Мурманский край, №7-8 1933 г.:
 1933-07-06.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4247
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1933

Сообщение ББК-10 » 30 Июнь 2015 22:22

Красный Север 1933 № 186 (4268)

 Красный Север 1933 № 186 (4268) Люди воздуха.jpg
ЛЮДИ ВОЗДУХА

За 10 лет своего существования советский воздушной флот воспитал прекрасные кадры летного состава, энтузиастов и крупных специалистов своего дела. Их успехи поставили советскую авиацию на одно из первых мест в мире.
Нашими советскими летчиками совершены выдающиеся международные перелеты: в 19245 году пилотами Громовым, Поляковым, Найденовым, и Волковойновым совершен перелет Москва — Пекин, в 1926 году летчик Моисеев совершил скоростной перелет Москва — Тегеран — Москва в один день, в том же 1926 г. заслуженный летчик республики М. Громов с борт-механиком Радзевичем совершил перелег по 7 столицам Европы в 34 летных часа на советском цельнометаллическом самолете, в 1927 году пилот Шестаков с борт-механиком Фуфаевым совершил трансконтинентальный перелет Москва — Токио — Москва, 1929 г. состоялся вторичный перелет заслуженного летчика М. Громова с представителями прессы на 3-моторном самолете «АНТ—9», в том же году состоялся трансатлантический перелет пилота Шестакова с пилотом Болотовым, борт-механиком Фуфаевым и навигатором Стерлиговым по маршруту Москва — Нью-Йорк и круговой перелет по столицам Азии (Москва — Анкара — Тегеран — Кабул) звена советских самолетов под командой пилота Ингауниса.
Совершенно исключительны заслуги советских пилотов в деле завоевания и освоения Арктики. Всему миру известны героическая работа лётчиков Чухновского и Бабушкина по отысканию и оказанию помощи экипажу погибшего во льдах Арктики итальянского дирижабля «Италия», смелые полеты Слепнева по отысканию в Арктике потерпевших аварию американских пилотов Эйельсона и Борланда, полеты полярных летчиков Чухновского, Бабушкина, Кальвица. Красинского, Михеева, Слепнева, Фариха, Бухгольца, Галышева и др. на Новую землю и обратно, на остров Врангеля и обратно, через Баренцово море, Ледовитый океан совместно с ледокольными экспедициями и т. д. Наконец, всего несколько дней тому назад весь мир отметил отважный рейс советского летчика Леваневского, доставившего американского летчика Поста с Камчатки на Аляску.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4499
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933

Сообщение ББК-10 » 22 Сентябрь 2015 18:53

Советский Сахалин, 1933, № 184, 15 августа.

Советский Сахалин, 1933 № 184 (15, август) Авиалиния Москва-Камчатка-Чукотка.Бронштейн.jpg
МОСКВА—КАМЧАТКА—ЧУКОТКА
Идет подготовка и открытию величайшей в мире авиалинии

Находящийся во Владивостоке уполномоченный коллегии главного управления Граждвоздухофлота тов. Бронштейн сообщил нашему корреспонденту о проводимых в текущем году работах по организации воздушного пути: Москва — Камчатка — Чукотка.
Уже организуются и отправляются на север изыскательские группы, проверяющие аэродромное строительство вдоль трассы воздушного пути.
Этими работами будет закончена вся цепь изысканий по великому воздушному пути от Москвы до Камчатки и подготовка его к эксплоатации.
Однако, на этом изыскания и работы закончены не будут — они будут перенесены дальше, на Чукотку с целью соединить воздушным путем Москву с Чукоткой.
Тов. Бронштейн сообщает, что па работы ДВК центром обращено особое внимание, так как задача приближения края к центру путем организации воздушного сообщении поставлена сейчас особенно остро.
На обслуживание самой воздушной линии ставятся тяжелые мощные машины, которые будут в состоянии перевозить пассажиров и грузы.
Первый полет по маршруту Москва—Камчатка предполагается совершить уже в августе.
Тов. Бронштейн сообщает также о том, что большие успехи в области применения авиации а хозяйственном строительстве заставили Граждвоздухофлота приступить в текущем году к организации производственной авиации в ДВК. Производственная авиация будет обслуживать аэросев, разведку косяков рыбы, разведки в лесном деле и т. п. Первые практические шаги в этом направлении будут предприняты уже в текущем году.
Обращено внимание и на так называемую исполкомовскую авиацию, основной целью которой является установление быстрой и надежной связи советских органов в крае, в областях, районах и на селе. Сейчас научно исследовательский институт Граждвоздухофлота выработал тип самолета НИИ-1, поднимающего до 4 пассажиров и годного для подобных целей. Однако, недостаток его заключается в том, что он требует для своего подъема большого разгона. Для ДВК особое значение имеют гидросамолеты. Эго обстоятельство учитывается при выработке типа специального самолета для практических повседневных нужд, возникающих из необходимости быстрой связи с районами и селами. ("ТОЗ").
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4499
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933

Сообщение Адольф Милованов » 22 Сентябрь 2015 21:18

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 1943 (ф/к 1б) Годовой отчёт УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СЛУЖБЫ за 1933 год на 44л. выборка)
Л. 3. Отчёт о работе Воздушной службы ГУСМП при СНК в 1933г.
I. План работы 1933г.
Работа авиации на Севере за 1931 и 1932г представлялась в следующих цифрах:
Количество самолётов – 3/5
… полётов – 140/249
… летных часов – 392/570
Налёт км – 58800/93500
Перевезено пассажиров – 80/123
… грузов – 700/3327
… почты - -/37.

В 1933г число самолётов намечалось довести до 23, налёт часов - до 1824.
В Карском море должны были быть направлены 3 мощных ДВ, к мысу Челюскин должен прибыть 1 мощный ЮГ-1 и остаться на зимовку. В Восточно-Сибирском море предназначались 2 мощных (С-55 и ДВ) для проводки судов Колымских экспедиций.
Было намечено обслуживание исследовательских работ в Лено-Хатангской экспедиции (МП-5) и в Чукотской экспедиции ВАИ (ЮГ-1). (ВАИ - Всесоюзный Арктический институт)
Впервые за всё время работы в Арктике была намечена организация 3-х постоянных зимовочных авиабаз на м. Северном, м. Челюскин и на ЗФИ.
Линия Красноярск-Игарка должна значительно расширить объём работ, причём основное внимание намечалось уделить перевозке пушнины.
План работ УВС на 1933 год.
№ Тип и оп. знак самолёта Намеч. налёт в часах Район работ Краткое задание
1 Ш-2 Н-20 20 ЗФИ Обслуживание зимовки
2 У-2 Н-18 20 ЗФИ "
3 В-33 Н-5 462 Красноярск-Игарка Обслуживание авиалинии. *
4 ДВ Н-2 231 Карское море Проводка через льды судов
5 ДВ Н-9 137 "
6 ДВ Н-10 113 "
7 ЮГ-1 Н-17 40 М. Челюскин Обслуживание зимовки
8 У-2 Н-12 15 "
9 У-2 Н-13 15 "
10 МП-5 Н-7 136 Низовье р. Лена Обслуживание Лено-Хатангской экспедиции
11 ЮГ-1 Н-4 145 Анадырь-м. Северный Обслуживание экспедиции ВАИ и Колымской экспедиции
12 У-2 Н-14 15 М. Северный Обслуживание зимовки
13 У-2 Н-15 15 "
14 ДВ Н-8 202 В-Сибирское море Обслуживание проводки Колымской экспедиции
15 С-55 Н-11 198 "
16 Ш-2 Н-21 40 п/х Челюскин Обслуживание сквозного рейса п/х
17 У-2 Н-19 20 Новая Земля Связь л/к «Красин» с берегом
Всего 1824 часа.
*Примечание. Кроме самолёта Н-5 на а/линии Красноярск-Игарка должны были работать: зимой Н-7, а весной до начала морской работы – Н-2.
Фактический план изменился…
1. Работа а/линии Красноярск-Игарка изменилась из-за временного снятия самолёта для специального рейса Красноярск-Иркутск-Якутск с Нач. ГУСМП т. ИОФФЕ.
2. Работа в Карском море сократилась из-за опоздания 2-х самолётов из Германии.
3. Работа в Восточно-Сибирском море сократилась из-за катастрофы самолёта С-55 при перегонке к месту работы и из-за задержки прибытия самолёта Н-8, направленного с лётчиком Маттерном на Аляску.

II. Выполнение плана.
Согласно постановления СНК СССР от 20.12.1932г. Воздушная Служба Комсеверопути к 16.3.1933 г. перешла в ГУСМП.
В составе УВС находились:
Начальник УВС – тов. Шевелёв
Зам. нач. т. Волобуев
Инженер по эксплуатации самолётов т. Аникин
Начальник Западного сектора т. Котельников
Начальник Восточного сектора т. Красинский
Начальник снабжения т. Зуев.
На периферии в Красноярске находилось Управление Воздушной линии Красноярск-Игарка в составе Начальника линии т. Линдемана и 8 сотрудников. Других филиалов УВС нигде не имело.
В начале 1933г. Воздушная Служба имела в своём составе:
1. По центральному аппарату и Упр. авиалинии всего 17 человек.
2. По лётно-техническому составу: пилотов - 16, мл. инж. и б/м - 20, летнабов (радистов) - 6, а всего – 42 человека.
3. По сектору карт и лоций – 9 чел, а всего в Воздушной Службе было 68 человек.
На 1 января 1933г самолётный парк состоял из 5 самолётов:
1. Дорнье-Валь СССР Н-2 – ремонтировался в Севастополе.
2. Юнкерс ЮГ-1 СССР Н-4 – в Иркутске – требовался ремонт.
3. В-33 СССР Н-5 – в Красноярске.
4. МП-5 СССР Н-7 – передавался от ВАИ, требовался ремонт.
5. У-2 СССР Н-19 – в Ленинграде.
В течение года были получены 12 самолётов:
1. ДВ СССР Н-8 в апреле от ВВ – требовал ремонта.
2-3. ДВ. Два с-та были заказаны в Германии со сроком изготовления к 1 июля (Н-9 и Н-10).
4. Савойя С-55 – передана в мае Снабаэрофлотом (СССР Н-11).
5. Юнкерс ЮГ-1 – куплен в ОСТЕХБЮРО в июле месяце. (Н-17)
6-7. АШ-2 – два самолёта заказаны на заводе №31 и получены в конце июня месяца.
8-12. У-2 – 5 самолётов заказаны на заводе №23 и получены в начале мая месяца.
Самолётный парк был доведён до 17 самолётов, один самолёт 18-й производил испытательные полёты (ОСГА) и в эксплуатацию не поступил.
5 самолётов поступили в УВС в конце декабря 1933г.
За отсутствием своих ремонтных мастерских в ремонте базировались на ВОГВФ и ГУАП.

Выход самолётов в исходные пункты был произведён в следующем порядке:
Н-2 опоздал на л/р на 5 дней из-за срочного рейса на Игарку с противоцинготными средствами.
Н-4 опоздал к назначенному сроку отправки п/х «Лейтенант Шмидт» (15 июня), прибыв во Владивосток лишь 1 июля из-за задержки с ремонтом в Иркутске и организационных неурядиц в перегоне самолёта и поломки шасси при перелёте (в Верхнеудинске пилотом Гараниным).
Н-8 опоздал на л/разведку на 10 дней из-за спец. полёта по решению Правительства на Аляску.
Н-9 на 35 дней опоздал, а Н-10 вовсе не вышел на л/р из-за позднего выхода с зав. в Германии.
Н-11 потерпел катастрофу в пути к месту работы.
Н-14 и Н-15 опоздали к отправке на м. Северный из-за задержки в пути по ж/д.
Н-17 вовсе не попал на зимовку из-за задержки с оформлением покупки Фин. Управлением РККА, а отчасти из-за недисциплинированности экипажа.
Вышли на работу вовремя.
Н-2 – на работу по линии Красноярск-Игарка.
Н-5 – тоже.
Н-7 – на работу с Лено-Хатангской экспедицией.
Н-12 и Н-13 – доставлены на зимовку на м. Челюскин.
Н-18 и Н-20 – доставлены на зимовку на ЗФИ.
Н-21 доставлен на п/х Челюскин.

Лётно-технические кадры Воздушной Службы обеспечили выход на работу всех машин:
Н-7 п. Молоков, б/м Сугробов (зимой); п. Линдель, б/м Костромитин и Игнатьев (летом).
Н-5 пилот Липп, б/м Кекушев.
Н-2 к-р Алексеев, 2п Молоков, летнаб Жуков, мл. инж. Побежимов, б/м Петров.
Н-8 к-р Левоневский, 2п. Страубе, летнаб Левченко, б/м Крутский и Моторин.
Н-4 к-р Гаранин, 2п Чернявский, летнаб Траутман, б/м Шадрин и Демидов.
Н-9 к-р Козлов, 2п Головин, летнаб Ритсланд, б/м Чечин и Сугробов.
Н-10 к-р Карп, 2п Неронен, летнаб Румянцев, мл. инж. Татаренко и б/м Мельников и Прокопенко.
Кроме того был подготовлен лётсостав для зимовок:
На ЗФИ пилот Кошелев и б/м Лей-вих.
На м. Северный механики Куква и Аникин.
На м. Челюскин мех. Камразе.
Для оперативного руководства на Дальнем Востоке начальником лётной группы был послан т. Красинский, который пробыл на Чукотке до ухода последнего парохода.
В конце летного сезона Зам Нач Упр Волобуев командирован в Красноярск и на линию Красноярск-Игарка, причём пролетел по линии до Игарки и обратно.
Начальник Управления Шевелёв с 16 марта и до середины мая в командировке Начальником зимней экспедиции на Новую Землю на л/к Красин.
Инженер по эксплуатации и ремонту самолётов т. Аникин был в командировках в Таганроге, Севастополе и Ленинграде по приёмке и отправке самолётов: Н-9, Н-10, Н-17, У-2 и Ш-2.
В октябре дополнительное авиазвено на Уэлен за краткостью срока до закрытия навигации было сформировано во Владивостоке из находившегося там в то время личного состава Аэрофлота, а именно:
- самолёт АНТ-4 №647 – к-р Конкин, летнаб Петров, б/м Руковский и Гераськин.
- самолёт АНТ-4 №714 – к-р Ляпидевский и б/м Куров и Скляров и баз. механик Яровой.

Часть самолётов была переброшена к месту работы по ж/д, пароходами, а часть лётом, как указано в таблице. (из таблицы: самолёты не летали Н-18, Н-13, Н-14; больше всех налетали: Н-2=136ч, Н-4=128ч, Н-7=118ч). …
К навигации 1933г УВС имело 2 самолётные р/ст «Телефункен», требующие кап. ремонта;
1 самолётную р/ст «Маркони», требующую текущего ремонта и 1 самолётную р/пеленгаторную установку. Для ремонта этих раций и для приведения в порядок приобретённых 3-х неисправных станций «Маркони» и 6-ти лёгких р/ст для самолётов У-2 и Ш-2 была организована своя р/ремонтная мастерская.
… По строительству… На островах Медвежьих (о. Четырёхстолбовой) против Колымы установлены 3 железо-бетонных якоря.
… Самолёты Н-14 и Н-15 были доставлены п/х в Уэлен с тем, чтобы зимой перелететь на м. Северный. В октябре была начата сборка самолёта Н-15 и 1 ноября самолёт был опробован. При перелёте 4 ноября в б. Провидения при посадке самолёт был подломан и в декабре на п/х «Смоленск» был отправлен в ремонт во Владивосток.
Самолёт Н-19 находился на Московском аэродроме, без ангара – производились тренировочные полёты.
Дополнительное звено в начале зимы только подготовилось к работе. 28 ноября была закончена сборка самолётов и 30-го они были опробованы в воздухе.
Первый самолёт перелетел в Уэлен 20 декабря с пилотом Ляпидевским, второй задерживался тем, что пилот Конкин не был выпущен на самолёте АНТ-4 и Ляпидевский должен был ехать на собаках в б. Провидения, чтобы перегнать в Уэлен второй самолёт.
В связи с наступлением полярной ночи вывозка пассажиров с пароходов была отложена до светлого времени.
Сектор карт и лоций был организован при УВС 15.2.1933г. в составе 9 человек, главным образом из работников, участвовавших в авиаизысканиях ГВФ на Крайнем Севере в 1930-32гг.

Результаты выполнения плана:
В результате лётной работы 1933 года план налёта выполнен в следующих цифрах:
По плану 1824 часа, фактически 1423 часа, покрыто 231094 километров.
Налёт часов распределился следующим образом:
Работа в море – 171, 3 часа.
Перевозка пассажиров и грузов по линиям – 534,7.
Полёты по обследованию новых районов – 134,0.
Полёты по обслуживанию зимовок – 58,3.
Специальные полёты – 87,4.
Дислокационные перегоны самолётов – 348,6.
Служебные полёты – 46,2.
Тренировочные полёты – 32,5.
Итого 1413 часов.

Работа в море. Н-2 к-р Алексеев 90 час; Н-9 к-р Козлов 8,5 часов.
В Восточно-Сибирском море л/р для прохода судов велась с-том ДВ СССР Н-8 (к-р ЛевОневский) – 26 часов и ЮГ-1 СССР Н-4 (к-р Куканов) – 26 часов. Н-4 прибыл в Уэлен 28 августа. Ряд л/разведок был выполнен для п/х Челюскин, главным образом, в отношении подходов к о. Врангеля, куда 1 полёт был сделан Левоневским и 4 полёта – Кукановым.
Ещё одна разведка была сделана для п/х Челюскин 3 ноября на с-те У-2 в Беринговом проливе, где было установлено, что Челюскин находится в ¾ мили от чистой воды.
Поход экспедиции п/х Челюскин обслуживался самолётом АШ-2 Н-21. Лётчик Бабушкин М.С. и б/м Валавин Г.С. совершил ряд разведочных полётов во время похода от Архангельска до Берингова пролива. 9 августа л/п Челюскин вышел в экспедицию. … За время похода с-т сделал 13 полётов с налётом 14 часов 20 минут. Во всех разведочных полётах вместо б/м принимал участие капитан Воронин, за исключением полёта в р-не о. Уединения, где было взято 2 пассажира. …
В дальнейшем, в связи с невозможностью прохода п/х Челюскин к о. Врангель, с-т Н-4 (к-р Куканов) сделал ещё 4 полёта; двумя первыми полётами (31.8-1.9 и 2-3 сентября) с-т Н-4 вывез с острова больных зимовщиков: 6 взрослых и 5 детей и 300 кг груза пушнины (439 песцов), а на остров доставил 1200кг груза (патроны, сахар, соль, молоко, сыр, мясные и фруктовые консервы, лук, компот, вермишель); радиостанцию, литературу, граммофонные пластинки и пр; 2-х радистов для ремонта постоянной станции и установки временной. 11-12 сентября с-т летал на о. Врангель с разведкой для п/х Челюскин. В последнем пятом полёте 13-14 сентября на о. Врангель летал Нач. ГУСМП О. Шмидт и тов. Буйко с ночёвкой на острове; на следующий день после разведки к востоку от о. Врангель, они вернулись на п/х Челюскин.

3. Экспедиции по обследованию новых районов.
а) Лено-Хатангская экспедиция.
5 июля на Н-7 лётчик Линдель М.Я. с б/м Митиным А.Г. и мотористом Игнатьевым прилетел в б. Тикси и сел на только вскрывшуюся ото льда часть реки Копчик размером 150х300. (работал для Лено-Хатангской экспедиции и вылетел 1 июля из Красноярска через Иркутск, Якутск). Для взлёта места было мало и 6-7 июля площадку расширяли с помощью аммонала.

б) Чукотская экспедиция Всесоюзного Арктического института (ВАИ).
Самолёт Н-4 лётчика Куканова П.К.(так напечатано, ошибка) предназначался для экспедиции ВАИ на Чукотском п/о, перелетел из Иркутска во Владивосток, куда прибыл 1 июля* и затем доставлен п/х в Анадырь, откуда производил экспедиционные полёты с 22 июля по 19 августа.
За этот период самолёт сделал 11 круговых экспедиционных полётов, 6 перелётов между базами и несколько служебных перелётов, налетав 67,5 часов. С самолёта членами экспедиции ВАИ был обследован весь бассейн р. Анадырь до истоков Б. и М. Анюя и часть бассейна р. Пенжины.
В результате полётов экспедиции составлена в настоящее время новая карта всей территории Чукотки (400.000 кв. км). Во время разведок открыт ряд новых гор, высокогорных озёр и собраны новые данные о строении территории от р. Лены до м. Дежнёва и берегов Охотского моря.
Поплавковый самолёт Н-4, летая над малоисследованной страной, в тяжёлых условиях Чукотки прекрасно выполнил возложенную на него задачу, не имея ни одной вынужденной посадки или повреждения самолёта или мотора.
Исследовательские полёты продолжались по 5-6 часов, причём для успешности работы пилот должен был водить машину в определённых жёстких условиях.
Выполнив ряд полётов по р. Анадырь и его притокам, экспедиция совершила двойной перелёт с Анадыря на м. Северный, пройдя туда по р. Амгуэма, а обратно по р. Белой.
*Примечание: из Верхнеудинска (Улан-Удэ) в Хабаровск самолёт гнал лётчик Левоневский.
19 августа самолёт закончил работу по заданиям ВАИ, досрочно выполнив план, и 28 августа был направлен на Северное побережье Чукотки для обслуживания судов, возвращающихся с Колымы. В состав экипажа входили кроме Куканова пилот Страубе Г.А. и б/механики Шадрин В.И. и Демидов Л.П.

в) Перелёт пилота Левоневского на Аляску и по Северному побережью.
Выдающийся по размаху и по чёткости выполнения рейд: трансконтинентального масштаба совершил лётчик Левоневский С.А. на самолёте СССР Н-8. Самолёт вылетел из Севастополя, долетел до Хабаровска, оттуда вылетел в Анадырь и захватив там американского лётчика Маттерна, доставил его на Аляску в Номе, оттуда прошёл по Северному побережью Чукотки, выполнив ряд ледовых разведок и, зайдя на о. Врангеля, затем прошёл в устье реки Лены, пролетел вверх по р. Лене и далее по р. Ангаре в Иркутск.
29 мая самолёт вылетел из Севастополя, 14 июня был в Иркутске, 19 июня прилетел в Хабаровск, 2-3 июля летал по особому заданию из Хабаровска в Николаев на Амуре и обратно. 13 июля вылетел из Хабаровска на помощь Маттерну, прошёл через Охотское море, б. Нагаево и Гижигу на Анадырь, оттуда через о. Лаврентия и через Номе на Аляску, куда прибыл 20 июля. Перелёт через океан был совершён в исключительно неблагоприятных и тяжёлых метеорологических условиях.
С Аляски перелетел к 29 июля на м. Северный. С м. Северного самолёт летал на о. Врангеля и сделал ряд разведочных полётов, о чём указано выше.
26.8 вылетел в б. Амбарчик, а оттуда 27-го перелетел в б. Тикси, где задержался из-за отсутствия горючего, шедшего из Архангельска с экспедицией. 10.9 перелетел из Тикси в Жиганск, 12-го прибыл в Якутск и 24.9 - в Иркутск. За весь свой перелёт лётчик Левоневский покрыл свыше 37.000 км, пробыв в воздухе 222 часа (включая и перегон самолёта Н-4). Самолёт Н-8 пробыл в воздухе 196 часов. В состав экипажа входили: летнаб Левченко В.И., мл. инж. Крутский Б.Г. и б/м Моторин В.С., вторыми пилотами частично: Куканов и Чернявский.
По ряду организационных и технических условий (отвлечение доставкой Маттерна на Аляску, отсутствие хорошей связи, неисправность радио, неувязка руководства ледовой разведкой, ранний уход с побережья и т.д.) самолёт Н-8 не выполнил возлагавшейся на него ледовой разведки. Однако пилот Левоневский совершил свой перелёт в некоторых участках по новым маршрутам, впервые освятив их в аэронавигационном отношении, сюда относятся участки:
- перелёт из б. Нагаево в Ямскую губу;
- перелёт из Каменской по р. Пенжине с выходом на среднее течение р. Анадырь. Затем
- перелёт в Номе и возвращение с Аляски на Уэлен.
Весьма важным участком является также полёт в б. Амбарчик (в устье Колымы) до Тикси (в дельте Лены), хотя он и является до некоторой степени повторением полёта пилота Кальвица (1929г).

4. Полёты по обслуживанию зимовок.
а). Полёты на Новой Земле. В конце марта на л/к Красин лётчик Козлов М.И., б/м Чечин В.С. с самолётом СССР Н-19 (У-2) с 22 по 27.3 совершил около Новой Земли 38 полётов по л/разведке моря. … 8.4 самолёт был повреждён в Крестовой губе штормом и вынужден был прекратить полёты, после чего был доставлен для ремонта на материк.
б). Полёты на зимовке на м. Челюскин. Самолёт Н-7 по прибытии в у. Лены горючего, перелетел 13.9 к п/х «Володарский» и отправился на нём в Архангельск. После того, как п/х затёрло льдами около о. Самуила был снова собран и 4.10 перелетел на м. Челюскин с т. Лавровым, где и остался для зимней работы.
Направленный на зимовку на м. Челюскин лётный состав (тт Карп и др) не прибыли и т. Линдель остался там с 3-мя самолётами и одним механиком Игнатьевым.
2 самолёта У-2 (Н-12 и Н-13) были доставлены на м. Челюскин 1.9 и 3.9 – выгружены.
22.10 был собран самолёт У-2 (СССР Н-12) и на нём было сделано 6 полётов по разведке льдов и по связи с п/х «Володарский».
в). Полёты на зимовке на м. Северный и в Уэлене. Для зимовки на м. Северном оставался самолёт ЮГ-1 (СССР Н-4); предназначавшиеся туда же 2 самолёта У-2 из-за позднего отправления из Владивостока были доставлены 16 августа в Уэлен.
На самолёт Н-4 (к-р Куканов) была возложена задача оказать помощь судам, зазимовавшим в Восточно-Сибирском море за м. Биллингса («Анадырь», «Север», «Хабаровск») путём вывоза с них пассажиров и заброской продуктов.
Ввиду замерзания моря, 22.9 самолёт был вытащен на м. Северном на берег и к 6.10 переставлен на лыжи. 13-17.10 было перевезено на берег 67 пассажиров. 22.10 первая партия пассажиров была доставлена с м. Северного в Уэлен. 24.10 самолёт вылетел со 2-й партией, но имел вынужденную посадку из-за неисправности мотора у м. Ванкарем. Командир самолёта Куканов съездил на собаках на м. Северный и привёз запасные части. По исправлении мотора 6.11 партия в 11 пассажиров была доставлена в Уэлен.
17.11 при взлёте с 3-й партией пассажиров самолёт подломал шасси и выбыл из строя.
На перевозку пассажиров было затрачено 33 лётных часа.
В Уэлене к 1.11, с целью оказания помощи, имевшему вынужденную посадку с-ту Н-4 был собран самолёт СССР Н-15, но т. Куканов справился сам.
3.11 этот самолёт с пилотом Чернявским? сделал разведочный полёт к п/х Челюскин, а 4-го вылетел в б. Провидения для разведки посадочных площадок для прибываемых туда больших самолётов. При посадке в б. Провидения самолёт сломал шасси и винт, после чего был отправлен для ремонта во Владивосток. (так кто же был пилотом 4.11? Чернявский или Ляпидевский, как написано ниже???)
Сверх плановых намёток на Чукотский п/о срочно были направлены из Владивостока 2 тяжёлых самолёта АНТ-4, предназначенные для вывозки пассажиров с зимующих за м. Биллингса судов. Эти самолёты 18.11 прибыли с личным составом на п/х «Смоленск» в б. Провидение, закончили 28.11 сборку и 30-го были опробованы в воздухе.
В связи с наступлением полярной ночи по всему северному району лётная работа с середины декабря должна была приостановиться, отложена была и работа по вывозке пассажиров.
г). Зимовка на ЗФИ. В б. Тихую п/х «Таймыр» были доставлены 8 октября 2 самолёта : АШ-2 (СССР Н-20) и У-2 (СССР Н-18) и пилот Кошелев с б/м Лей-вих. В связи с сокращением светлого времени и затем наступлением полярной ночи, полёты в 1933г. начаты не были. Лётный состав использовал тёмное время для достройки в б. Тихой ангара.

5. Специальные полёты.
а). Н-5 Красноярск-Якутск и обратно. Пилот Липп 26.6 вылет из Краснярска…
б). Полёт самолёта Н-8 из Анадыря в Номе (на Аляске). Совершён перелёт самолёта СССР Н-8 из Севастополя на Чукотку пилот Левоневский получил Правительственное задание доставить на Аляску американского лётчика Маттерна, потерпевшего аварию в районе Анадыря. Вылетев 20.8 из Анадыря, Левоневский прилетел в тот же день к Аляске, но из-за тумана не мог подойти к американскому берегу и вернулся к о. Лаврентия. На следующий день вылетел с о. Лаврентия в Номе, причём бензина оставалось столько, что моторы остановились через 1час 13м в воздухе около берега Аляски из-за полного израсходования горючего. Посадка была произведена благополучно и Маттерн был доставлен в Америку. С Аляски самолёт перелетел 29.7 в Уэлен..
в). Полёт самолёта СССР Н-10 из Красноярска в у. р. Енисея за пушниной. К-р Рябенко.
г). Полёт самолёта СССР Н-5 на о. Диксон с Лавровым. 9.8 с Игарки в тот же день прибыл на Диксон.

6. Дислокационные перегоны самолётов.
1. Н-2 из Севастополя в Красноярск 25-30.5 по маршруту Севастополь-Ейск-Вольск-Свердловск-Тобольск-Омск-Новосибирск-Красноярск. 7279км и 39ч28м….
2. С-т ЮГ-1 СССР Н-4 перелетел: а) из Иркутска во Владивосток 5.6-1.7, 4140км,30ч.;
б) Из Анадыря в Уэлен 28.8, 960км, 7ч.
3. С-т МП-5 СССР Н-7 перелетел: а) Красноярск-Иркутск; б) Иркутск-б. Тикси.
4. С-т В-33 СССР Н-5: а) Красноярск-Иркутск; б) Иркутск-Красноярск.
5. С-т ДВ СССР Н-8 перелетел: из Севастополя в Хабаровск 28.5-19.6, 11.900, 70ч., из Хабаровска в Анадырь, Аляску …
6. Самолёт С-55 СССР Н-11 перелетал из Севастополя на Д. Восток и, не долетая 20 км до г. Вольска, потерпел 12 июля на р. Волга катастрофу, при которой погибли: к/к Бухгольц, пилот Косухин и корреспондент газеты Известия т. Том, тяжело ранен б/м Карбоневский и легко ранен летнаб Падалко. Самолёт разбился и вышел из строя (пройдено 1470 км).
7. Н-9 перелетел из Ленинграда на о. Вайгач.
8. Н-10 – из Ленинграда в Красноярск.
На все дислокационные полёты затрачено 348,6 часов, 54.613 км пути, при этом нужно отметить, что самолёт ДВ по ж/д вообще перевозится не может.

7. Служебные полёты. …
Данные по эксплуатации самолётов УВС за 1933г.
Н-4 план 145ч, налетал всего 185,5 часов, 26.998км, перевёз 126 пассажиров, 1800кг груза, в т.ч. 300кг пушнины; работа в море 48ч, по обследованию районов 67ч, по обслуживанию зимовок 33ч, дислокационных -37ч, служебных-0,5ч.

Л. 30. Личный состав Воздушной службы за 1933г вырос на 66% и на 1.1.1934 был след.
1. По Центральному аппарату … 29чел, из них 7ч чл и канд ВКПб и 14 чел. со спец. образ.
2. По Управлению авиалиний и станциям 35чел.
3. По лётно-техническому составу – 49 чел, из них 18 чел. канд. ВКПб.
Всего 113 чел. Примечание. В эти цифры не входит состав Западно-Сибирской экспедиции и Особой Чукотской группы (АНТ-4).

Состояло самолётов по списку на 1.7 (максимум) – 17.
Состояло самолётов фактически работавших в году – 14.
… Число пилотов за год по списку – 20. Работающих – 17.
Налёт часов на 1 списочного пилота – 71ч. На 1 работающего – 83ч.
Максимальный налёт на 1 работающего пилота – 388ч.

Л. 31. Самолёты не удовлетворяли условиям и задачам работы Воздушной службы как непосредственно в Арктике так и на подъездных путях. Кроме того самолётный парк УВС вообще слишком разнотипный.
1. Самолёт Дорнье-Валь, являющийся основной машиной в морской работе, имеет отличные эксплуатационные качества с большой грузоподъёмностью, но при всём этом:
а) машина работает только с воды;
б) недостаточный радиус действия;
в) машина импортная;
г) подвержена коррозии.
2. Самолёт ЮГ-1: а) недостаточный радиус действия;
б) большой расход горючего;
в) машина импортная;
г) сильно подвержена коррозии;
д) имеющиеся 2 машины слишком стары.
3. Самолёт В-33. Прекрасная машина, обладающая отличными лётными качествами, весьма экономичная и грузоподъёмная; малопригодна для работы в открытом море; импортная и всего в одном экземпляре.
4. МП-5. Хорошая машина для службы связи, но дорога в эксплуатации, главным образом по малой грузоподъёмности, не может быть использована даже имеющаяся грузоподъёмность.
5. У-2. Машина удобна по своей портативности, но не работает на поплавках; мала грузоподъёмность, не берёт пассажира, почему для работы в Арктике малопригодна.
6. АШ-2. Мал радиус действия и малая грузоподъёмность.

… О дисциплине лётного состава …
Л. 32. Таблица происшествий в 1933г. …
Катастрофа – произошла 12.7 в 11.30 дня с самолётом С-55 оп. знак СССР Н-11, в 20 км южнее г. Вольска; самолёт разбился при ударе об воду. Убиты: командир Бухгольц, 2 пилот Косухин и корреспондент т. Том; тяжело ранен б/м Корбановский и летнаб Падалко. При наличии зеркала воды самолёт шёл бреющим полётом и попал под боковой удар струи воздуха от оврага, чем его прижало к воде на большой скорости.

Аварии: а) в полёте: 1. Пилот Куканов на самолёте СССР Н-4 13.10 при посадке на лыжах около м. Якан повредил самолёт: разошлись шасси, сорван подкрыльник, отогнуло стойку, получилась вмятина на крыле (причина – тяжёлое состояние аэродрома).
2. Пилот Ляпидевский ? на самолёте СССР Н-15 4.11 при посадке в б. Провидения выскочил на берег, сломал шасси, винт и повредил плоскости (виноват пилот).
3. Пилот Куканов на самолёте СССР Н-4 17.11 на разбеге при взлёте сломал шасси на м. Северном (причина – тяжёлое состояние аэродрома).
4. Пилот Бабушкин на самолёте СССР Н-21 17.11 при попытке взлёта в Беринговом проливе из-за сдачи мотора при посадке сломал шасси и повредил крыло (вина б/м Валавина).
б) на земле: 1. Н-9 (п. Козлов, б/м Чечин 17.9 штормом около фактории Таймбей на стоянке в море около п/х Микоян (повреждена жабра, консоль и 2 нервюры крыла) – причина – метеоусловия.
2. Н-21 (п. Бабушкин, б/м Валавин). 2.12 при подъёме стрелой на п/х Челюскин упал из-за обрыва ушков: сломано правое крыло и нос лодки (причина неудовлетворительная м/ч).

В заключение необходимо подчеркнуть, что в 1933г Воздушная служба ГУСМП, работая с Запада и Дальнего Востока почти полностью охватила огромную территорию побережья Северного Полярного моря и, начиная с полётов 1924 года вся Советская Арктика может считаться освоенной авиацией в первом приближении, дальше с 1934 г. намечен период её более полного освоения и закрепления в ней авиации, путём строительства по всему побережью сети опорных баз и организации планомерной и систематической лётной работы как в летний, так и, особенно, в зимний период. …

В 1933г Правительством Союза ССР награждены:
Начальник УВС Шевелёв М.И. – орденом Ленина.
Пилот Козлов М.И. – орденом Трудового Красного Знамени.
Б/м Чечин В.С. – орденом Трудового Красного Знамени.
Пилот Левоневский С.А. – орденом Красной Звезды.
Пилот Страубе Г.А. – орденом Красной Звезды.

IV. Выводы для 1934г и следующих годов по опыту выполненной работы.
… 9. Должна быть организована подготовка лётного и технического состава к 1935г.
15. Начать эпизодические полёты по маршруту Якутск-Колыма-м. Северный, наметив организацию регулярных полётов с 1935г.
21. В Красноярске должно быть развёрнуто строительство Центральной Авиабазы и Ремонтных мастерских с ангарами.
40. …
ИО. Нач. УВС Главсевморпути … (Волобуев).
Инж. диспетчер … (Карамышев).
27 мая 1934г.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1059
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР : Хронология



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения