1961

История полярной авиации по годам и событиям
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1961

Сообщение Bills Bons » 24 Сентябрь 2009 00:53

На "Армагеддон" Хрущев не согласился

День 30 октября 1961 года в отличие от 12 апреля не вошел в политические календари СССР как день национальной гордости советских людей, хотя гордиться было чем. О том рекорде - зловещем, конечно, но во многом вынужденном - советские люди так и не узнали, как и ныне знают о нем далеко не все.

Николай Черкашин, Москва-Санкт-Петербург-Мурманск.

Российская газета, 10 ноября 2000 г.

Новое солнце над Новой Землей

Речь идет о событии в истории отечественного научно-технического прогресса этапного значения, которое резко отразилось на ходе "холодной войны" между двумя ядерными державами. 30 октября 1961 года в ясном небе над Новой Землей зажглось второе солнце. Оно горело в течение 70 секунд, озаряя огромный заснеженный архипелаг пронзительным, слепящим светом. Это был самый мощный в мире термоядерный воздушный взрыв - свыше 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

К взрыву "царь-бомбы" начали готовиться за пять лет до установленного дня. Впрочем, на языке военных атомщиков оно называлось весьма прозаично - "изделие 202". Но имело невиданные до сих пор размеры: восьмиметровая бомба толщиной в два метра весила 26 тонн. Чтобы поднять в воздух такую махину, требовалась специальная переделка дальнего стратегического бомбардировщика Ту-95. При этом, выражаясь языком документов, "створки бомбового отсека были доработаны по форме корпуса изделия с утоплением их внутрь фюзеляжа самолета".

И вот этот день "Ч" наступил. 30 октября в 9 часов 27 минут командир воздушного корабля майор Андрей Дурновцев поднял сверхтяжелую машину в воздух. Вслед за ним взлетел и самолет-дублер Ту-16. В одном строю двинулись они по строго засекреченному маршруту: Оленья - мыс Канин Нос - Рогачево - Панькова земля - район сброса.

Убедившись, что все системы носителя "супербомбы" работают в заданном режиме, самолет-дублер вскоре отправили километров на 15 вперед, дабы избежать излишнего риска. Майор Дурновцев и весь его экипаж в составе восьми человек должны были встретить небывалый в истории планеты взрыв в воздухе. Никто не мог гарантировать им безопасного возвращения.

Дальше рассказывает начальник испытательного управления Новоземельского полигона Серафим Михайлович Куликов:

"Наступил ответственный момент - с высоты полета 10500 метров в 11 часов 30 минут бомба была сброшена по цели Д-2 в районе Маточкина Шара. Напряжение экипажа достигло кульминации - что произойдет дальше? Отделение от самолета груза массой 26 тонн для экипажа было весьма заметным: на самолете проявился эффект вибрирования, то есть, по определению летчиков, самолет "сел на хвост". Вмешательством пилота эффект был парирован - все внимание экипажа сосредоточилось на слежении за отделившимся изделием.

Наконец, свершилось - на 188-й секунде после отделения "супербомбы" от самолета остров Новая Земля был озарен свечением небывалой яркости. По донесениям экипажей Ту-95-202 и Ту-16, а также по записям регистрирующей аппаратуры, "супербомба" отделилась от самолета-носителя Ту-95, началось выведение парашютной системы.

Вспышка наблюдалась в течение 65-70 секунд, а очень яркая ее часть - в течение 25-30 секунд. Взрыв изделия произошел по команде от барометрических датчиков, как и планировалось, на высоте 4000 метров относительно цели. В момент вспышки самолет-носитель находился от взрыва на удалении 40 километров, а самолет-дублер (лаборатория) - 55 километров. После окончания светового воздействия на самолетах были отключены автопилоты - в ожидании прихода ударной волны перешли на ручное управление. Ударная волна на самолеты воздействовала многократно, начиная с удаления от взрыва на 115 километров для носителя и 250 километров для самолета-дублера. Воздействие от ударной волны для экипажей было достаточно ощутимым, однако затруднений в пилотировании не вызывало".

Тем не менее летчики испытали немало пренеприятных минут. Во время вспышки в кабинах, закрытых светонепроницаемыми шторками, стало жарко, появился запах гари, с рабочего места штурмана-бомбардира потянуло дымом.

- Горим? - уточнил командир корабля.

К счастью, вскоре выяснилось, что пожара не случилось - вспыхнули только пыль и ворсинки, да задымилась обмотка жгутов, располагавшихся между остеклением и светозащитными шторками. Хуже всего было в кормовой кабине, обращенной непосредственно в сторону взрыва. Там было так жарко, что воздушному стрелку жгло лицо и руки.

И снова свидетельствует специалист:

"При съемке развития облака взрыва наблюдалось приближение ударной волны в виде расширяющейся сферы голубоватого цвета. Было видно прохождение ее по самолету. К моменту прихода ударной волны автопилот был отключен. Пилотирование самолетом продолжалось в режиме ручного управления. На самолет воздействовали три ударные волны - первая через 1 мин. 37 сек. после взрыва, вторая через 1 мин. 52 сек. и третья через 2 мин. 37 сек. Первая волна была самой ощутимой - мощный удар потряс самолет. Летчики парировали колебание штурвала, однако изменения угла тангажа и крена самолета не наблюдалось. Последующие волны были менее мощными, а воздействие третьей воспринималось в виде слабого толчка самолета. При прохождении ударных волн через самолет барометрические приборы (высоты, скорости полета и вариометры), имеющие связь с атмосферой, стали давать повышенные показания, стрелки их по нескольку раз перемещались в разные стороны. Процесс развития облака взрыва длился в течение 8-9 мин., а высота его верхней кромки достигала 15-16 км, диаметр 30-40 км. Цвет облака был багровым, а ножка-ствол - голубовато-серым. Облачность (обычная) у основания ствола радиоактивного облака заметно втягивалась в него. Через 10-12 мин. после взрыва купол облака стал растягиваться по ветру, и через 15 мин. облако приняло вытянутую форму".

Самолет-лаборатория Ту-16 под командованием майора К. Лясникова получил воистину самоубийственное задание: взять курс на огненный шар и изучить, "как действует ядерный взрыв на самолет". И он отправился выполнять задание. Не могу представить себе, какие надо было иметь нервы, чтобы вести самолет навстречу самому страшному из того, что могло происходить на планете Земля. Отчаянный майор остался жив. Лясников рассказывает:

"После взрыва мы увидели привычный яркий свет. Но одно дело - тут же развернуть самолет и другое - идти прямо на вспышку. Смотрю, гриба еще нет, лишь огненный шар беснуется, разбухает. Потом он становится размером с километр и более, уже с грязными пятнами. Черный столб его поднимает и выбрасывает вверх. Срочно надо возвращаться - иначе гибель. А шар-облако вот уже почти рядом. Когда на твоих глазах рядом разворачивается ад кромешный, поверьте, не до восторгов... Это, скажу вам, похлеще, чем в фильме ужасов... До соблюдения ли инструкций в такой момент? Делаю градусов под семьдесят крен - немыслимый вираж закладываю на высоте одиннадцать тысяч метров. И это спасает..."

Не у всех выдерживали нервы в таких испытаниях. Один из пилотов, ходивших на ядерную "грозу", честно признавался начальнику испытательного управления С. Куликову:

"Серафим, не ругай и не срами меня - задание полностью выполнить не смогли. Впереди нас по полету образовалась огненная стена, бурлящая, зловещая, жуткая. Нервы у нас не выдержали, и мы свернули в обход облака взрыва на расстоянии, далеком от заданного".

Самый мощный на планете взрыв носил порядковый номер 130. Это была грандиознейшая военно-пропагандистская акция века, а может быть, и во всей истории человечества: ведь взрыв "супербомбы" был приурочен к очередному - XXII партийному съезду КПСС. Делегаты его и не подозревали о подарке, который подготовила им родная "оборонка".

"Бомба... показала мощность больше расчетной - 57 мегатонн, - сообщает сын Хрущева Сергей Никитич. - Одновременно с ней конкурирующие коллективы разработчиков сделали бомбы в 25 и 100 мегатонн, но их никогда не испытывали". И слава богу!

Несомненно одно - "великий октябрьский взрыв" N 130 придал Хрущеву ту уверенность в превосходстве советского ядерного оружия, с какой он спустя год держался в горячие дни карибского кризиса.

Известный знаток Арктики, проработавший в гидрометеослужбе Севморпути на Диксоне более двадцати лет, Николай Григорьевич Бабич - хорошо знает, как аукнулся для Севера тот давний рекордный взрыв.

- Взрывная волна трижды обогнула земной шар. Мы потом еще столько лет увозили людей с островов Карского моря, накрытых радиоактивным облаком. Однако лучевую болезнь никто не хотел диагностировать... Людей хоть как-то лечили. А вот тысячи белых медведей погибли от переоблучения. Сегодня поверхность островов никак не "фонит". Но ведь те 5-6 миллионов кюри, выброшенных тем взрывом в небо Арктики, никуда не делись. Их разнесло по белу свету. А период полураспада у этой гадости - сотни лет...

Известный историк "холодной войны" контр-адмирал Георгий Костев рассказывает:

- Над Маточкиным Шаром рванули только пятьдесят мегатонн. А первоначально планировали все 100. Но ученые стали опасаться за состояние земной коры - не проломить бы...

Никто не считал, сколько птиц сгорело в том рукотворном ядерном солнце. А те, что уцелели, - ослепли. Рыбаки рассказывали, что полет слепых чаек напоминал порхание летучих мышей. Большинство из них безмолвно качались на волнах, тихо умирая от голода.

Макет той "царь-бомбы", которую создал академик Андрей Дмитриевич Сахаров, хранится ныне в музее Арзамаса-16. Начальник одного из тамошних НИИ генерал-полковник Негин поведал репортерам английского телевидения о том, что воодушевленные сверхмощным взрывом "сахаровцы" предложили Хрущеву суперпроект под кодовым названием "Армагеддон": направить в Атлантику корабль, начиненный дейтерием в 100 мегатонн тротилового эквивалента. Обшить его листами кобальта, чтобы при испарении металла в ядерном пекле возникло мощнейшее радиоактивное заражение. Детонатором плавучей водородной мины должна была служить обычная атомная бомба.

Хрущев подумал и отказался...

http://arch19.narod.ru/atom.htm

15 декабря 1961г. начался перелёт Москва—Антарктида— Москва на самолётах Ан-12 и Ил-18. Завершен 2 февраля —1962 г.

http://www.airshow.ru/photos/index_r.htm
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 916
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: 1961

Сообщение Bills Bons » 11 Октябрь 2009 12:28

Летом 1961 г. впервые в истории авиации ВМФ СССР был выполнен полёт самолета-разведчика ТУ-16Р продолжительностью 11 ч.48 мин. на Северный полюс с двумя заправками в полёте экипажем майора Ф.В. Узлова.

http://www.airwar.ru/enc/spy/tu16r.html
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 916
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

1961

Сообщение Адольф Милованов » 27 Январь 2015 18:28

15 декабря 1961г. начался перелёт Москва—Антарктида— Москва на самолётах Ан-12 и Ил-18. Завершен 2 февраля —1962 г. Находящиеся на самолётах операторы сделали большой документальный фильм в цвете, но после показа его в высоких инстанциях были вынуждены урезать его до менее 30 минут. Интересная деталь! Уже после возвращения в Москву, по настоятельной просьбе режиссёра и оператора фильма Марка Трояновского был выполнен 45-минутный полёт обоих этих бортов по северному коридору Московской воздушной зоны с целью киносъёмки в воздухе обоих летящих бортов. И здесь не обошлось без нюансов. Военные, наблюдая за сближением самолётов, в категоричной форме приказывали увеличить дистанцию дабы обеспечить безопасность...
Пилотировали самолёты на данном задании уже другие экипажи: к/к Ил-18 Кренев Валерий Николаевич, к/к Ан-12 Бардышев Г.М. (обои в это время занимали командные должности).
В 1992 году спустя 30 лет после этого первого полёта в Антарктиду свои записи о нём без прикрас поведал её участник бортинженер самолёта Ил-18 Пишков Николай Николаевич.
 Тишков Н.Н.-бортинженер Ил-18. 1961г. Москва-Антарктида. У дополнительного топливного бака.JPG

Первый прыжок в Антарктиду.docx [257.93 КБ Скачиваний: 119]
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Полярная авиация СССР : Хронология



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения