Новые советские перелеты.Сезон больших советских перелетов 1927 года можно считать блестяще открытым. 19-го июня 12 самолетов сделали почти одновременно посадку в Москве, пройдя девять маршрутов, обнаружив высокий класс подготовки. В ближайшее время будут иметь место другие перелеты. Одна из экспедиций уже началась через два дня после звездного перелета, 21-го июня. Это — экспедиция на затерявшийся в Северном Ледовитом океане советский остров Врангеля.
Корабль дальнего плавания «Колыма» под управлением капитана Миловзорова отвалил из Владивостокского порта к мысу Северному через Японское и Берингово моря, Берингов пролив. Два гидросамолета «Ю. 13» и «Савойя—16» будут освещать, прокладывать пуп, в полосе льдов. Дальше на долю летчиков Лухта и Кошелева выпадает трудная задача—осуществлять связь между мысом Северным и о. Врангеля через полосу льдов в 250 клм., исключающих возможность посадки. Выполнив работу по переброске необходимого снабжения и персонала для советской колонии на острове, корабль с самолетами двинется по направлению к Лене, производя по пути воздушную разведку. В середине — конце августа самолеты оторвутся от судна в устье Лены и совершат рейс вверх по реке к Иркутску. Все летные операции займут девять—десять тысяч километров. Экспедиция п но масштабу, и по трудностям, и по новизне дела представляет исключительный интерес. Успешное ее проведение явится крупной нашей победой над арктической стихией, омывающей берега Дальнего Востока и Сибири.
Продолжением блестящего испытания Туполевского самолета «АНТ—3» с мотором 540 ПР явится большой рейс Москва — Ленинград — Ревель — Стокгольм — Копенгаген — Берлин — Париж — Вена—Прага — Львов—Киев — Харьков — Москва, общим протяжением свыше 7.000 клм. Та же самая машина «Пролетарий», которая в прошлом году проделала воздушный путь над семью столицами Центральной и Западной Европы, выполнив в руках заслуженного летчика тов. Громова рекордный вызвавший восхищение всего мира перелет, в этом году должна будет лететь и днем, и ночью на протяжении не более 43 часов, теряя минимум времени на остановки в пути. В основу этого перелета положена идея того рейса, который в августе прошлого года выполнил известный французский рекордсмен Пельтье Дуази. Поставив перед собой задачу выполнения максимального в отношении скорости перелета вокруг западной части Средиземного моря, Дуази за 41 час сомкнул кольцо Париж — Рим — Тунис — Касабланка — Мадрид — Бордо — Париж, летя со средней скоростью 143 километра в час, потеряв на остановки всего лишь несколько часов. Эта средняя скорость получена с учетом всего времени пребывания летчика в путешествии.
Этот полет является, несомненно, рекордным. Один из наиболее выдающихся молодых наших летчиков, тов. Войшицкий должен будет в июле — августе 1927 года повторить опыт Пельтье Дуази и оспаривать этот рекорд.
Наконец, такой же большой перелет на самолете «АНТ—3», но с мотором в 400 сил. совершит одновременно летчик тов. Копылов от Москвы на Дальний Восток. Имея перед собой цель более скорого выполнения транссибирского маршрута, чем это было у Пельтье Дуази, Ботведа, Орлинского и других иностранных летчиков в прошлые годы, тов. Копылов собирается выполнить весь перелет в течение нескольких дней. Известно, что такой же маршрут (по протяжению) ни одним из иностранных летчиков еще не преодолен в срок, меньший чем 7—-8 дней. Тов Копылов, имеющий за собой не один дальний перелет рекордного характера, несомненно, преодолеет дальневосточный маршрут в срок по крайней мере вдвое меньший.
Особняком стоит перелет советских авиэток, который будет проведен в июле с. г. из Москвы в Харьков, Севастополь и обратно. Этот первый советский перелет маломощных самолетов будет предшествовать первым всесоюзным испытаниям советских авиэток.
За границей, особенно в Англии, легкомоторной авиации уделяется большое внимание. Благодаря усилиям Осоавиахима за последние годы в СССР достигнуты немалые успехи в этой области. Наша техника насчитывает в своем активе ряд оригинальных авиэток—Невдачина («Буревестник СIII», с мотором «Блэкборн» 18 НР), Рафаэлянца («Раф I», с тем же мотором), Черняховского («СЧI, с мотором «АВС» 25 НР), Байкова («ЦАГИ», с мотором «Блэкборн» 20 HР), Яковлева (с мотором «Циррус» 55 НР), Горелова, Семенова и Сутугина («Три друга», с мот. «Бристоль-Черуб» 30 НР), затем сибирского Осоавиахима, Киевского политехнического института, сев.-западного Осоавиахима и других; при чем на авиэтке «Осоавиахим С30» конструкции Зархи и Смирнова установлен мотор завода «Большевик» 20 НР, конструкции женщины-инженера Пальмен. В перелете примут участие авиэтки Рафаэлянца и Яковлева.
Затем 17 июля, в последний день «Недели обороны» Советского Союза, будет организован ряд индивидуальных полетов над отдельными городами страны и над Москвой авиационных частей Красного воздушного флота. Стаи красных самолетов, по преимуществу тех, которые сданы воздушному флоту нашей общественностью, будут реять над пролетарскими столицами советских республик.
7 ноября будет организован грандиозный звездный слет нескольких авиационных частей в Москву. В дни десятилетия Октября могучая красная армада советской авиации будет демонстрировать перед трудящимися массами свои достижения. Как итог больших советских перелетов 1927 года и предшествующих лет, знаменующих большие шаги нашей авиации вперед по пути совершенствования. этот слет подтвердит успехи всей массы летного состава и технических средств Красного воздушного флота.
Такова программа больших советских перелетов 1927 года. Сравнивая ее хотя бы с программой прошлого года, года блестящей демонстрации успехов нашего воздушного флота, нетрудно увидеть большое качественное и количественное усложнение задач, которые ставятся перед нашими летчиками и техникой. Уже самый этот Факт свидетельствует о большом росте советской авиации, о развитии могучих творческих сил Советской страны.
В. ЗАРЗАР.