"Температура по Артуру"Владимир Снегирев, "Российская газета" - Федеральный выпуск №5690 (17) 27.01.2012, 00:35
http://www.rg.ru/2012/01/27/arktika.htmlСамолет Ли-2 поднялся с припайного льда у арктического острова Котельный, стал набирать высоту. Я, тогда юный корреспондент "Комсомолки", расстегнул пуховку, приготовившись к долгому полету над океаном. Начальник высокоширотной экспедиции Артур Чилингаров, облаченный в кожаную куртку, меховые штаны и унты, расстелил на дюралевом столике карту: "Вот здесь мы, а здесь дрейфующая станция "Северный полюс", куда летим. Полторы тысячи километров". Бортмеханик возился у электрической печки, готовя крепкий чай. Пять или шесть наших попутчиков поудобнее устраивались среди ящиков и бочек в надежде проспать весь этот длинный и рутинный рейс.
Вдруг раздались явно нештатные звуки, словно пробки из-под шампанского вылетали: чпок-чпок. А ведь мы и вправду кроме прочего везли пару коробок шампанского, поскольку дело происходило перед Первомаем, и зимовщиков следовало порадовать. Странно, однако, успел подумать я, а уже в следующую секунду наш старичок Ли-2 как-то сразу крепко ударился о лед, все в салоне перемешалось, покатилось, самолет завалился на один бок, проскрипел по снегу и замер, словно подбитая птица. Никто даже испугаться не успел. "Прилетели, - громко и с сарказмом объявил в наступившей тишине Чилингаров. - Все живы"?
Живы были все, но одна лыжа у самолета оказалась сломанной. "Левый двигатель сдох", - с виноватым и очень бледным лицом из кабины выбрался пилот. "Тогда поздравляю! - снова объявил Чилингаров. - Сегодня вы второй раз родились".
При отказе двигателя на взлете катастрофа была неминуема. Каким чудом мы тогда уцелели, до сих пор остается загадкой.
Спустя пятнадцать лет Чилингаров, ставший к тому времени большим начальником и Героем Советского Союза, пригласил меня участвовать в первом полете тяжелого транспортного самолета в Антарктиду в условиях полярной зимы. Над Атлантикой у нашего Ил-76 отказал двигатель. Но поскольку их было четыре, то вначале мы благополучно дотянули до Северной Америки, а затем перелетели на Кубу, где неисправный мотор был заменен. В Штатах загрузили на борт участников международной полярной экспедиции, несколько упряжек ездовых собак и затем благополучно приземлились с этим табором на станции "Беллинсгаузен", за что командир самолета тоже был удостоен звания Героя.
Я вспомнил эти (и другие не менее увлекательные) истории, направляясь к спецпредставителю президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, члену Совета Федерации Артуру Чилингарову, чтобы взять у него интервью. Мы давно не виделись, а теперь встреча явно назрела, потому что еще вчера забытый Север снова оказался на слуху. Нефть, газ, глобальное потепление, претензии других стран... Пора было прояснить ситуацию.
- А помнишь, какой номер был у того Ли-2? - встретил меня неожиданным вопросом как всегда жизнерадостный Артур Николаевич.
- Не помню, - честно признался я.
- 04243. В сумме сколько? Тринадцать! То-то! - Он с довольным видом потеребил свою бороду. - Весной что делаешь? Давай со мной на дрейфующую станцию!
- Спасибо, - уклончиво поблагодарил я сенатора, хорошо помня о том, с чем связаны почти все его приключения. И задал первый вопрос....