Иван Кукушкин пишет:нашел padsee :
Лебедев А.А., Мазурук И.П. "Над Арктикой и Антарктикой."
глава "Сюрпризы Арктики (Лебедев А.А.)"
... При заходе на посадку в сложных метеорологических условиях самолет под управлением Котова и Полякова зацепился шасси за гряду торосов и приледнился на фюзеляж на аэродроме дрейфующей станции СП-3.
Эта посадка в книге:
Е. Яцун, "На льдине через полюс", М., 1957г.
...Уже несколько дней на острове Среднем сидит самолет И. С. Котова, возглавляющего летный отряд по завозке грузов на зиму, но мы не можем его принять из-за плохой погоды. Разрешение на вылет дали только двенадцатого, когда немного исправилась погода, хотя и в этот день видимость была малая, а облака спускались до ста метров над землей. Можно было обождать и более благоприятного дня, но наступала зима, погода становилась все капризнее и капризнее, и Котов решил лететь. Экипажу предстояло разведать ночную трассу через полюс и привезти электрооборудование для ночного старта. После этого должна начаться завозка грузов на зиму.
В двенадцать тридцать мы услышали гул моторов и зажгли факелы. Комаров дал сигнальную ракету. После нескольких кругов самолет пробил облачность и вышел над аэродромом, но навстречу ему пошел такой заряд тумана, что в серой мгле мы едва рассмотрели тусклые фары. На втором заходе самолет прошел левее, над бывшим разводьем. Заряды тумана пошли один за другим и грозили совсем закрыть аэродром.
Самолет делал круг за кругом, обледеневая и спускаясь все ниже к ледяному полю. Наконец, выйдя точно на линию аэродрома, пошел на посадку.
Нам было видно, что летчик, не замечая громадного тороса, находящегося в пятидесяти метрах от посадочного «Т», вел машину слишком низко. Комаров выпустил две красные ракеты. Сигнал был принят. В какую-то последнюю долю секунды летчик прибавил газ, моторы взревели, и машина, тяжело перевалив через торос, очутилась над ровным льдом. Теперь уже Котов мог не успеть выровнять машину перед приземлением, но, приложив все свое мастерство и многолетний опыт, он посадил ее на одно колесо. Пробежав несколько десятков метров, машина остановилась, и мы радостно бросились навстречу выходящим из дверей летчикам.
Завозить грузы начали с 20 октября. В течение десяти дней летчики Шатров, Задков, Титлов, Черевичный, Осипов и Бахтинов, делая иногда по нескольку рейсов за сутки над ночным океаном, завезли на станцию десятки тонн оборудования, продуктов и горючего. Разгрузить их в темноте на тридцатиградусном морозе, отвезти на место и уложить для хранения в условиях предстоящей зимы — для этого потребовалось много времени и сил.
После почти беспрерывной, иногда суточной работы мы еле добирались до своих палаток и падали на кровать не раздеваясь, чтобы через несколько часов по звуку рынды снова собраться на аэродроме. Зато теперь зима не была страшна.
В один из рейсов на станцию прилетели наши старые знакомые: корреспондент «Комсомольской правды» П. Барашев, корреспондент ТАСС И. Артемов и корреспондент «Огонька» Яша Рюмкин.