Н-494 (Ли-2)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-494 (Ли-2)

Сообщение Micro » 23 Июль 2012 22:06

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=1003

Катастрофа Ли-2 Чукотской аваигруппы Полярной авиации близ а/п Мыс Косистый

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 ноября 1948 г.
Время: 21:40
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, 16 км восточнее а/п Мыс Косистый
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Н494
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Полярная Авиация Главсевморпути

Описание
Экипаж произвел взлет в а/п Кресты Колымские 31 октября в 05:05 мск и в 09:55 произвел посадку в а/п Усть-Янск (запланированной посадки в Чокурдахе не было из-за плохой погоды). Самолет был полностью разгружен и дозаправлен. При пробе моторов на земле была обнаружена течь масла из маслорадиатора правого мотора, что задержало вылет самолета, назначенный на 15:00 того же дня. Днем 1 ноября радиатор был отремонтирован и испытан на самолете при пробе мотора на всех режимах в течение 1 часа 10 минут. Убедившись в исправности матчасти и получив прогноз погоды и согласие а/п Мыс Косистый на прием, начальник аэропорта выпустил самолет без загрузки. Экипаж произвел взлет в 12:57 мск 1 ноября. Ночной полет протекал нормально на эшелоне 2 100 м. В 16:50, через 13 минут после пролета реки Анабар, с борта самолета в а/п Мыс Косистый было получено сообщение: «У нас барахлит правый мотор, падает давление масла». В 17:30 бортрадист передал: «Следи, около Вас, подходим, будем садиться на вынужденную от Вас 30 км». Кроме этого, он требовал непрерывного нажатия ключом. Последняя связь с бортом состоялась в 17:40. В дальнейшем экипаж на вызовы не отвечал. Самолет был обнаружен 17 ноября на льду бухты Кожевникова в 16 км восточнее а/п Мыс Косистый полузатопленным на 2/3 фюзеляжа и вмерзшим в лед. Тела 4-х членов экипажа были выброшены из самолета, тело пятого было обнаружено в самолете. Тело 2-го бортмеханика не найдено и, вероятно, находилось в затопленной части самолета.

Сведения о пострадавших
На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле 0

Всего погибших 6

Сведения о воздушном судне
Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н494
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 1843012

Сведения о рейсе
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Полярная Авиация Главсевморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Янск
Пункт назначения Мыс Косистый
Начальный пункт маршрута Кресты Колымские
Конечный пункт маршрута Мыс Косистый

Подробные сведения
Описание выявленных причин АП Комиссия установила:
1) Основываясь на сведениях, полученных с борта о падении давления масла и плохой работе мотора, а также учитывая, что на самолете установлены моторы АШ-62ИР 11-й серии, имеющие конструктивный недостаток в системе суфлирования мотора и дренажирования маслобаков, правый мотор вышел из строя по причине отказа грибка суфлера мотора и замерзания дренажной трубки маслобака, что привело к потере масла из маслосистемы через уплотнения вакуумпомпы или же в результате разрыва маслобака. Подобные явления имели место ранее при работе моторов указанной серии при низких температурах.
2) С потерей масла из маслосистемы через 3 часа 53 минуты полета и выходом из строя правого мотора экипаж не мог перевести винт во флюгерное положение. Дальнейший полет протекал с потерей высоты до расчетной.
3) При потере высоты, начиная с 2 000 м, самолет вошел в сплошную облачность 9-10 баллов, где подвергся обледенению. Это обстоятельство исключило возможность горизонтального полета и в дальнейшем обледеневший самолет шёл со снижением, которое продолжалось и при выходе из облачности на высоте около 300 м.
4) Темная ночь, поземка (ветер 5 м/с) и обледенение стекол пилотской кабины создавало дополнительные трудности при вынужденной посадке с ухудшившимися аэродинамическими качествами обледеневшего самолета. Вследствие этого командир корабля не смог точно определить высоту выравнивания и на высоком выдерживании, в ожидании касания земли, самолет потерял скорость, перешел на нос, и с углом 30-40° и с МК=245° ударился об лед и разрушился.

Выводы комиссии, расследовавшей АП Основными причинами катастрофы являются:
1) Конструктивный недостаток мотора, вызвавший закупорку суфлирования мотора и дренажения маслобака, что привело к потере масла и отказу в работе правого мотора.
2) Усложненные условия полета и посадки после отказа мотора:
а) увеличившееся лобовое сопротивление от незафлюгированного винта;
б) обледенение при пробивании толстого слоя облачности;
в) плохое, возможно, полное отсутствие видимости земли при производстве вынужденной посадки ночью.
3) Неудовлетворительная организация летной работы в Чукотской авиагруппе, выражающаяся в отсутствии контроля за подготовкой экипажей и матчасти к полетам. Выпуск в рейс экипажей без плана полета, расчетов на полет и без проверки загрузки и заправки самолетов. Вылет из Усть-Янска ночью без плана полета и без обязательного 2-х часового аэронавигационного запаса горючего следует рассматривать как стремление экипажа быстрее закончить выполнение задания и вернуться на базу в Кресты Колымские к празднику 7 ноября.

Сведения об экипаже Командир корабля Журавлев Павел Федорович
второй пилот Яценко Федор Александрович
штурман Ерохин Николай Иванович
бортрадист Кузнецов Георгий Викторович
1-ый бортмеханик Забавнов Алексей Николаевич
2-ой бортмеханик Благовестный Федор Ильич
Аватара пользователя
Micro
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 28 Май 2008 12:48
Откуда: Германия

Н-494 (Ли-2)

Сообщение Dobrolet » 24 Июль 2012 03:16

Заводской какой-то маленький - в то время в Ташкенте шли 300 серии (по 10 самолетов).
Скорее всего это 184 301 02.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1517
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-494 (Ли-2)

Сообщение Адольф Милованов » 18 Октябрь 2015 13:22

Наверное повторюсь, но и кое-что добавлю к истории этого самолёта. Когда знакомишься не с одним документом, то всплывают интересные подробности... Прошло почти 70 лет, документы в открытом доступе и секретности не представляют

РГАЭ, фонд 9570, оп. 2, дело 3821. Приказы УПА №1с-17с и 07с, 016с МАГОН по основной деятельности за 1948г.
Л. 12. Пр. 5с. 3.6.48г. Перераспределение самолётного парка между АГ УПА.
... 2. Получаемые от АП самолёты Ли-2 Н-490, 491 и 492, передать на баланс Московской АГ, а самолёты Ли-2 Н-493 и 494 на б. Игарской АГ.

Далее. По состоянию на 10.9.1948г числился за МАГОН, был исправный и находился в рейсе. (Приказ начальника УПА №8с. 13.9.1948г.)

Далее. Опись 4. Дело 259. Переписка с СМ СССР о строительстве аэродромов в 1948г. ...
Исх. 4024с 19.11.1948г. Члену бюро по топливу и транспорту при СМ СССР тов. Павленко А.С. 1.11.1948г. экипаж ЛИ-2 Н-494 Чукотской АГ УПА : к/к пилота 2 класса Журавлёва П.Ф, 2п Яценко Ф.А, шт Ерохина Н.И., 1-го б/м Забавнова А.Н, 2-го б/м Благовестного Ф.И и б/р Кузнецова Г.В. – вылетев из а/п Усть-Янск, произвёл , из-за неисправности правого мотора, вынужденную посадку в районе м. Косистый. По последнему сообщению с борта указывалось место нахождения самолёта в 30 км к востоку от Косистого (аэродром назначения). На борту кроме экипажа пассажиров и груза не было. 18.11 наземная партия прибыла к месту аварии самолёта. Вокруг разбитого самолёта были найдены 5 трупов: Журавлёва, Яценко, Ерохина, Забавнова и Кузнецова. Шестой член экипажа Благовестный пока не обнаружен. Приступлено к отрытию самолёта от снега, розыскам 6-го члена экипажа и установлению причин катастрофы.
ИО Нач. Главсевморпути А. Кузнецов.

Опись 5. Дело 487. Сводные и сравнительные ведомости об аварийных происшествиях по УПА за 1944-48г. 36л. ...
В 1948г. тяжёлые лётные происшествия произошли при следующих обстоятельствах: ...
Катастрофа самолёта Чукотской АГ ЛИ-2 Н-494 п/у к/к пилота 2 кл. Журавлёва П.Ф.
1.11.48 экипаж в составе 6 человек без пассажиров и груза, после ремонта маслорадиатора правого мотора в а/п Усть-Янск, вылетел ночью в а/п Косистый. В 110 км не долетая мыса Косистого из-за потери через м/радиатор масла вышел из строя правый мотор и самолёт, находясь на Н=2100м и не имевший загрузки постепенно, по непонятным причинам, стал терять высоту. Об отказе правого мотора и что самолёт вынужден будет произвести посадку в 30 км от Косистого было передано с борта самолёта. Дальнейшая связь прекратилась.
Организованными воздушными и наземными поисками 17.11 самолёт был обнаружен на льду бухты Кожевникова в 13 км восточнее м. Косистого. 18.11 у разбитого самолёта Н-494 найдены были 5 трупов из состава экипажа. 2-й б/м Благовестный ещё не найден. Поиски его и расследование происшествия продолжаются. На месте катастрофы находится Начальник УПА полковник Чибисов и ГИ УПА инженер-полковник Данилов.
ИО нач. УПА Кузичкин.


На 10.01. 1949г числится за Чукотской АГ как аварийный, подлежит списанию.

Опись 4. Дело 288. Приказы по ГУСМП 1949г.
Л. 116. Пр. 117с 7.3.49г. О катастрофе ЛИ-2 Н-494
п/у к/к Чукотской АГ пилотом 1класса Журавлёвым П.Ф.
1.11.1948г. при выполнении рейсового полёта … Самолёт разбит, экипаж в количестве 6 человек погиб. Комиссия под председательством нач. УПА Чибисова, выезжала на место происшествия и установила:
Обстоятельства происшествия: 31.10.1948г. экипаж Чукотской АГ…, выполняя задание командира Чукотской АГ вылетел из а/п Кресты Колымские на м. Косистый. Несмотря на присутствие на борту самолёта зам. командира АГ по лётной службе Ольбек, самолёт вылетел с перегрузкой более чем 500кг, а экипаж – без плана полёта.
При подходе к а/п Чокурдах его закрыло туманом и к/к полетел до Усть-Янска, где сел в 9.55. Дозаправив самолёт горючим и маслом, а также сняв всю загрузку, следующую в Чокурдах и Усть-Янск, экипаж приступил к подготовке матчасти для продолжения рейса на м. Косистый. При пробе моторов обнаружил течь масла из маслорадиатора правого двигателя, что задержало вылет назначенный на 15.00 31.10.1948г. Убедившись в исправности матчасти, получив прогноз и согласие а/п Косистый на приём, начальник а/п выпустил самолёт без загрузки до Косистого. Ночной полёт протекал нормально на Н=2100м. Связь регулярно поддерживалась. В 16.50 через 13 мин. после пролёта р. Анабар, с борта на м. Косистый сообщение: «у нас барахлит правый мотор, падает давление масла». В 17.30 б/р – на м. Косистый: «следи, около вас, подходим, будем садиться на вынужденную от вас 30 км». Кроме этого требовал непрерывного нажатия ключём. Последняя связь в 17.40.
Организованными поисками, начиная со 2.11.1948г. самолёт был обнаружен 17.11 на льду б. Кожевникова в 16 км. восточнее а/п Косистый, полностью разрушенным, а экипаж погибшим. Труп 2-го б/м Благовестного не найден и есть основание полагать, что он находится в обломках самолёта полузатонувшего при катастрофе и вмёрзшем во льду. Извлечь самолёт, вследствие тонкого льда, отсутствия светлого времени, низких температур и частых пург не представилось возможным.
В процессе расследования следует считать установленным следующие дополнительные обстоятельства. … - выбивание масла и падение давления масла - из-за конструктивного дефекта (было в ГВФ) на моторах 11 серии; - с Н=2000м со снижением вошёл в облачность, обледенение, выходя из облачности, отяжелел, продолжал снижаться; - тёмной ночью с обледенелыми стёклами … трудности определения высоты выравнивания, самолёт потерял скорость и с углом 30-40 градусов ударился об лёд и разбился.
Причина происшествия:
1. Основная причина катастрофы – конструктивный дефект моторов 11 серии – закупорка суфлирования …
2. Усложнённые условия полёта и посадки после отказа 1 двигателя: а) большое лобовое сопротивление от незафлюгированного винта; б) в обледенении самолёта и пробивании толстого слоя облаков; в) в плохой, а возможно и полном отсутствии видимости земли при посадке.
3. Неудовлетворительная организация лётной работы в Чукотской АГ. …
Виновники происшествия:
1. Зам. командира Чукотской АГ по л/сл Ольбек И.К, который не только разрешил вылет из Крестов Колымских с перегрузкой, но и сам, не будучи оформленным, летел за счёт перегрузки самолёта. В а/п Усть-Янск, являясь старшим начальником и лицом инспектирующим, самоустранился от …;
2. Начальник а/п Усть-Янск Седлецкий Н.А. выпустил в ночной полёт без плана полёта и навигационного запаса топлива;
3. Начальник а/п Кресты Колымские Мошков И.И. выпустил с перегрузкой и плохо оформивший заправку и загрузку;
4. К/к Журавлёв при подготовкеке полёта в Усть-Янске проявил халатность и необоснованную поспешность вылета ночью. Не был составлен план полёта, а сам полёт не обеспечен 2-х часовым аэронавигационным запасом топлива.
Вылет из Усть-Янска ночью следует рассматривать как стремление всего экипажа быстрее закончить выполнение задания и вернуться к себе на базу Кресты Колымские к празднику 7 ноября.
Приказываю:
1. Зам. командира Чукотской АГ Ольбек – снять с должности и использовать на менее ответственной работе в той же авиагруппе;
2. Нач. а/п Усть-Янск Седлецкому Н.А. – строгий выговор;
3. Нач. а/п Кресты Колымские Мошкова И.И. – с должности снять;
4. ГИ Чукотской АГ Панину – строгий выговор;
5. Командиру Чукотской АГ п/п Дубровину – выговор (учитывая непродолжительное командование АГ);
7. До конструктивного изменения суфлёра моторов … всякие полёты самолётов ЛИ-2 с этим мотором при температуре ниже -20 градусов прекратить;
8. Нач. УПА Чибисову: а) с 15.4 организовать на месте катастрофы работы по извлечению моторов на предмет определения их технического состояния; … ж) полностью укомплектовать лётную службу УПА и разработать график проверки, не менее 2-х раз в год, для всех лётных служб лётных подразделений перед началом летней и зимней навигации;
10. Самолёт Чукотской АГ ЛИ-2 зав. №1843012 Н-494 списать с баланса Чукотской АГ и исключить из списков самолётного парка УПА.
Начальник Главсевморпути А. Кузнецов.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-494 (Ли-2)

Сообщение ББК-10 » 18 Октябрь 2015 21:09

Сведения об экипаже
Командир корабля Журавлев Павел Федорович
второй пилот Яценко Федор Александрович
штурман Ерохин Николай Иванович
бортрадист Кузнецов Георгий Викторович
1-ый бортмеханик Забавнов Алексей Николаевич
2-ой бортмеханик Благовестный Федор Ильич


Как минимум трое боевые летчики, участники ВОВ, имеют правительственные награды.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11767
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения