[!]: Ликвидация "Полярной авиации"

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Ликвидация "Полярной авиации"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Декабрь 2009 12:56

Кравченко Е. Д. Карпий В. М.
С Антарктидой — только на «Вы»: Записки летчика Полярной авиации

Из воспоминаний М. И. Шевелева

Почему хорошее, полезное, мудро созданное, дающее прибыль, пользующееся бесспорным авторитетом у народов Севера дело было загублено? Почему слова «полярная авиация», «полярный летчик» изымались из обращения?
.....

Трижды вопрос о судьбе ее ставился на заседаниях коллегии МГА и трижды снимался. Мы приходили на них с начальником политотдела Дмитрием Павловичем Акимовым, задавали простейшие вопросы.
И вопрос снимался как недоработанный. Наконец, в четвертый раз вызвали меня одного...
Возвращаясь немного назад, должен сказать, голоса о том, что нас надо «прикрыть», начинали звучать еще при Евгении Федоровиче Логинове. Но Логинов находил ответ очень простой. Он говорил так: «Ну что, товарищи, есть у нас Полярная авиация, и есть мнение, что ее пора реорганизовать. Допустим. Но сидит вон там Шевелев, и у нас с вами ни у кого голова не болит о том, что делается в Арктике и Антарктиде. Давайте ликвидируем их, но кто-то же должен будет взять на себя ответственность за этот участок работы в высоких широтах. Я, как министр, не могу, у меня другие задачи. Тогда кто возьмет на себя ответственность? Ну, кто?» В ответ — тишина.
А как только министром стал Борис Павлович Бугаев, эти голоса зазвучали вновь. И вот вошел я один в кабинет нового министра. Вся коллегия сидит, и Бугаев держит примерно такую речь:
— Вот что, Марк Иванович, вы нам больше не доказывайте необходимость Полярной авиации и т.д. Мы этот вопрос уже решили и считаем, что ее необходимо ликвидировать. Но, как человек грамотный, подскажите, как все-таки дело, которое вы делали, лучше организовать после реорганизации.
Я пожал плечами, дескать, если вы решили... И излагаю, что в крайнем случае, в ГосНИИ ГА надо создать отдел, который отвечал бы за разработку новой авиатехники для Севера, мог прогнозировать ее развитие, заказывать необходимую технику и пр. А чтобы не очень уж раздробить налаженное дело, отдавайте Красноярскому управлению западный сектор Арктики, а Якутскому — восточный. Не надо мельчить... А людей в этих управлениях придется учить, мы займемся этим, если уж вы так решили.
Закончилось заседание, и Полярной авиации не стало.
... Ходит стойкая легенда о том, что Б. Бугаев «прикрыл» ее якобы в отместку за то, что в свое время он просился в Полярную авиацию, а его не взяли. Чепуха. Он никогда к нам не просился, да и зачем ему, одному из первых летчиков реактивной авиации, проситься на Север? Он выбрал свой путь... Но главных действующих лиц в хоре противников «Полярки», я назову, тем более, что они в свое время очень гордились содеянным. Самый активный — Георгий Фролович Безбородов, начальник политуправления. Чем мы ему не угодили, какого теленка украли — не знаю. Но когда Д. Акимов пошел ему докладывать о невеселых, прямо скажем, настроениях полярных летчиков, о том, что может быть разбазарен огромный накопленный опыт по авиаобслуживанию крупнейшего и сложнейшего в летном отношении региона СССР и Антарктиды, Безбородов вдруг перебивает Акимова: «Что ты, дескать, тут мне расписываешь? Это я ликвидировал Полярную авиацию!»Да... Что-то меня тянет на литературные реминисценции. Вспомнил щедринского градоначальника, который въехал в город на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.
Вторым был Усков, замминистра по кадрам. Но свою роль сыграли и привходящие обстоятельства. Железнодорожники упразднили ряд управлений и создали одну Московскую железную дорогу. Комитет народного контроля считал, что в Москве слишком много управлений: транспортное, международное, спецприменения и Полярной авиации. Надо их сокращать.
А позицию Б. Бугаева я так и не смог понять. Симпатии к Полярной авиации и ко мне лично (пока он был первым замом у Логинова) он высказывал не раз и даже выступал у нас на партактиве, говорил, что мы делаем благородное дело и идем верным курсом. А потом в своих симпатиях развернулся на сто восемьдесят градусов... После ликвидации Полярной авиации он ни разу меня не принял, а на четыре рапорта, в одном из которых я писал о трудностях с работами в Антарктиде, — не получил ни одного ответа.
Характерная деталь. Приказ был готов (а его перекраивали, переписывали несколько раз). Бугаев улетел в Ростов-на-Дону... И ему туда повезли этот приказ. Вернулся он. Я читаю и не пойму, что меня смущает? И вдруг вижу дату подписания: 1 сентября 1970 года.
А день рождения Полярной авиации, как организации, мы считали со времени подписания приказа по созданию авиаслужбы Комсевморпути... 1 сентября 1930 года!
Можно лишь предположить, что за Бугаевым гонялись по стране, чтобы успеть до сороковой годовщины покончить с Полярной авиацией. В противном случае, пришлось бы признавать ее заслуги в истории гражданской авиации, видимо, награждать людей, оценивать работу коллектива. Сопоставили такие факты: Арктический и Антарктический НИИ награжден орденом Ленина... А Полярная авиация, которая обеспечила все научные работы в Арктике и Антарктиде?! Имея в своем активе спасение челюскинцев, создание СП-1, других станций, войну в Арктике, обслуживание огромной территории Севера и Арктики, экспедиции в Антарктиду, ряд уникальнейших полетов, прогремевших на весь мир, и т.д, и т.п., мы, по меркам семидесятого года, не заслужили ничего, кроме приказа об «отставке».


Коллеги!
А кто нибудь знаком с аналогичными или иными мнениями компетентных людей по поводу упразднения УПА?
Это действительно был развал Полярной авиации? Или что-то положительное все же имело место?
Хочется понять.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение Александр Андреев » 04 Декабрь 2009 14:48

До конца 1980-х гг. "Полярные" авиаотряды (Восточный сектор Арктики обслуживали Хатангский, Тиксинкий, Колымо-Индигирский, Чаунский, Якутский и Магаданский (по-моему все)) процветали. Недавно кратко общался с бывшим нач.штаба КИОАО, так он ностальгически вспоминал 1980-е гг. По крайне мере ущерб от ликвидации УПА не сопоставим с ликвидацией самой ПА.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Декабрь 2009 18:19

Еще мнение:

При напряженной работе нужен был хороший отдых и бытовые условия между полетами. Во времена «Полярной авиации» в авиаотрядах такие условия существовали и более или менее поддерживались. С переходом ледовой разведки в ведение МГА (министерство гражданской авиации) условия обитания в арктических аэропортах настолько упростились, что не всегда можно было найти место для ночлега, а вылет на разведку приходилось планировать по времени открытия столовой общепита или местного продовольственного магазина и переходить на самообеспечение. Хуже было весной – с февраля по май в аэропортах Средний и Челюскин, где базировались десятки самолетов и сотни человек состава многочисленных научных экспедиций. Питались по очереди, спали где придется. Удачей было заполучить у улетающего знакомого раскладушку, которую нельзя было выпускать из поля зрения. Бортмеханики, те вообще ночевали в самолетах. Со временем бытовые условия настолько деградировали, что вынужден был искать другое место – под крылом ММП».


Судьба ледового разведчика
Андрей КИРОШКО, 03.12.2009
© Мурманская областная газета "Полярная правда"
http://ppmurmansk.ru/news.php?act=view& ... 1203101339
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение Александр Андреев » 05 Декабрь 2009 23:11

Питались по очереди, спали где придется. Удачей было заполучить у улетающего знакомого раскладушку, которую нельзя было выпускать из поля зрения. Бортмеханики, те вообще ночевали в самолетах. Со временем бытовые условия настолько деградировали, что вынужден был искать другое место – под крылом ММП


Картина рисуется довольно мрачная. Давйте разбираться. Во-первых, база на о. Среднем - это отдельная песня. Это не город, не поселок, а, как помнится, база вояк, действительно с крайне аскетичной инфраструктурой. Это база также служила перевалкой для экспедиций на Сев. Землю. На Среднем работала наша, то есть ААНИИ-шная станция экспедиции А-162. Особо престижной она, действительно, не считалась.

Теперь о поселках. В свое время, то есть во 2-ой половине 1980-х гг, пришлось переночевать в авиа-гостинницах почти всех поселков на трассе СМП. Они были разные. Где-то как в Чокурдахе или в Аппапельгино (Певек) - общаги барачного типа, где-то, как в Черском, вполне пристойные, каменные. В Черском в нашем ААНИИ-шном отсеке на четыре комнаты имелся душ, туалет, кухня, гостнная с ТВ. Все в коврах, чисто и тепло. Более менее пристойная гостинница была в Хатанге - кирпичное здание.

Здесь еще надо отметить, что летчики в этих гостинницах не жили, а "ночевали". По нормам экипажу запрещалось более 8 часов управлять самолетом, была необходима 8-часовая "ночевка". Эти 8 часов экипаж обычно пил чай, ужинал. Иногда дремали несколько часов. Конечно, случалось "засесть по погоде", но на то она и Арктика.

Теперь про еду. Какой там общепит. А бортпаек, что не выдавался? Причем вполне сносный - калорийный. В полете экипаж постоянно чего-то жевал, пил чай, и нас угощали непременно. К тому же, не стоит забывать об еще одной особенности Севера - рыбе. Вкусной и разнообразной - чир, омуль, муксун, голец, ряпушка. Иногда осетр. Ее ели постоянно, она не переводилась. Не помню никаких проблем с едой у нас, а тем более у лет. состава.

Конечно, комфорт северной жизни был крайне относительный. Но неудобства с лихвой компенсировались вполне приличными деньгами. Я однажды спросил у пилота 1-го класса КИОАО , из тех, кто летал на СП-30 на "Ил-14", сколько денег он получает. Он сказал, что при работе на ВШЭ (так они называли нашу ВВЭ "Север") на круг у него выходит около 2000. Кто помнит советские зарплаты, неслабо? И получали эти деньги они за дело.

Теперь про реорганизациию. Думаю, что немалые потери УПА понесла и при переходе из ГУСМП в МГА. Наши ветераны до сих пор вспоминают экспедиции своей молодости в ГУСМП : "Это было да!". Несомненно, что были издержки и при упразднении УПА. Но согласимся, что по сравнению с ликвидацией ПА это все мелочи жизни. Помню, как один информированный человек рассказывал, что несколко лет назад в "высоких сферах" обсуждался вопрос о возобновлении "прыгающих экспедиций". И деньги, вробе б можно было найти, да вот летать не чем и не откуда. Трюндец.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение slava_zz » 06 Декабрь 2009 00:57

по рассказам старших, Ан-2 " с подбором " из ПА мог сесть куда угодно в разумных пределах
командиры были опытнейшие, когда начало работать МГА- это было небо и земля
далее качество обслуживания все ухудшалось, требования ужесточались
полосы в маленьких поселках стали строить все длиннее, хотя работал тот же АН-2
про высадку на косы летом и на лыжах зимой вообще пришлось забыть

в 80е-КИОАО -при все моем уважении был лишь одним их отрядов Якутии, а не ПА

в середине 80х- когда снимали с полетов МИ-4 без равноценной замены,(только Ми-8)- стон стоял у все полевиков и геофизиков
аж писал в Литературной газете министр геологии РСФСР- сам читал статью
тогда же после выполнения заказа армии на партию машин порезали линию по выпуску каких-то КА, номер не помню-15-17 -?
которые хоть частично могли заменить МИ-4 на аэрогеофизике (летает 1 человек и 1 прибор, приходится гонять Ми-8)
экономика МГА базировалась на приведенном летном часе-то есть им были выгодны только большие машины с низкой стоимостью тонно- километра
и они всячески давили мелкие машины
в Летописи Севере есть статья про серию катастроф ледовых разведчиков
как постепенно отрабатывали свое Ли-2, а равноценной замены им никто и не пытался найти

а началось все именно с ликвидации ПА- с отрыва летчиков от потребностей северов
аналогичную мулю пытались не так давно проделать с ледокольным флотомно это уже нынешние манагеры...
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение Александр Андреев » 06 Декабрь 2009 01:11

Вполне вероятно, что ликвидация УПА имела негативные последствия. Но до конца 1980-х гг авиация в Арктике успешно летала.
Что касается Ли-2, в многом его успешно заменил Ил-14. Только вот и срок их службы к концу 1980-х гг. заканчивался.

Про вертушки - да, согласен.

Я пытылся ответить на вопрос padsee — было ли упразднение УПА развалом полярной авиации. С моей точки зрения - нет.
То что такое развал, нам, к сожалению, пришлось увидеть позже. Причем восстановить ПА, даже на уровень конца 1980-х гг, похоже, невозможно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение slava_zz » 06 Декабрь 2009 01:17

а Ил-14 потом заменили Ан-26...
минимальная все выше, дальность все меньше
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение Александр Андреев » 06 Декабрь 2009 01:43

а Ил-14 потом заменили Ан-26...
минимальная все выше, дальность все меньше


Ну нет, не согласен. Ан-26 летали наряду с Ил-14. Самолетов Ил-14 в конце 1980-х гг в КИОАО было, если не ошибусь, единиц 8.
Они летали на СП, осуществляли сбросы, если полоса ломалась. Летали на Жохова, где была база ААНИИ. Они же использовались для ледовой разведки.
Один даже в пассажирском варианте летал по маршруту Черский-Чокурдах.

Ан-26 работали как траеспортные самолеты, в ВВЭ первозили грузы и народ из Питера в Черский. Правда на Жохова тоже летали.

Для замены Ан-26 планировали Ан-74. Даже какое-то количество построили. А вот Ил-14, в самом деле менять было не на что.
Я, кстати, не вижу, что отсутствие замены для Ил-14 - следствие какого-то особого пренебрежение интересов ПА. Самолеты таких характеристик нужны были и для умеренных широт, особенно для Сибири и Дальнего Востока.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение slava_zz » 06 Декабрь 2009 01:57

Ли-2--Ил-14-Ан-26
все больше минимальная скорость, выше минимальная высота, меньше часов висит в воздухе, длиннее нужна полоса
то есть ЛР опаснее становилась.. высота облачности-то не менялась и запасные лучше не становились
Ан-74 два штуки было в Черском, заводской 002 и ИМХО 005
то есть первые серийные, сделанные для севера- как и положено- на Север
потом конечно отнял Якутск, постепенно выдаивая отряд
у него минимальная 300 ИМХО, это полностью расшеперив механизацию крыла- то есть в этом режиме жрет топливо немеряно
то есть как транспортная машина он непревзойденно хорош, но для ледовой разведки не годится

а для Сибири и АН-2 нужен был и Ли-2, только они не нужны были МГА.. как и МИ-4
я считаю УПА была ближе к нашим нуждам (он не зря упоминает про отдел техники и так далее), лучше понимая и отношение к делу менее бюрократическое было- как мне рассказывали те, кто с ними летал

соответсвенно ее ликвидация- вредна и неправильна
под такое дело можно и ВТА влить в ГА- тоже вполне бюрократически правильный ход, с целью упорядочить и сэкономить
какая разница, те же АН-12 летают, те же нерегулярные перевозки
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение Александр Андреев » 06 Декабрь 2009 02:17

Я могу судить только с точки зрения использования самолетов Ил-14 и Ан-26 в ВВЭ. Их функции были разные, и полосу на СП накатывали для Ил-14. Соответственно и заказывали у КИОАО Ил-14. Это продолжалось до 1990 г, потом КИОАО списал Ил-14, а СП прекратили существование.
Также Ил-14 использовались для Аварийно-спас. работ. То есть, например, когда на СП-30 в декабре 1988 г, поломалась полоса и отровало склад ГСМ от станции, мы именно на Ил-14 летали бросать бочки. Пять часов из Черского до СП, сброс, затем час до Жохова, дозаправка, и еще четыре часа назад до Черского.
Ан-26 так летать не мог. Кроме того, минимальная у Ан-26 была такая, что бочки либо побились бы, либо разлетелись за пределы полщадки выброса.

Зато Ан-26 брал 5 тонн груза, если не ощибаюсь.

То есть, эти два самолета имели разные характеристики и использовались для разных целей. По крайней мере в ВВЭ.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение slava_zz » 06 Декабрь 2009 02:38

вот и я про то
Ли-2 был лучшим для ледовой и первичных посадок
лучший транспортник Ан-74
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение Александр Андреев » 06 Декабрь 2009 02:45

Согласен :)
 Sever.jpg


Значок экспедиции, кстати, довольно забавный. Самолет, который на нем изображен, имеет отдаленное сходство с ДБ-А :( .
С другими же образцами авиатехники — ничего, по внешнему виду, общего. :)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Декабрь 2009 13:02

Александр Андреев пишет:Я пытылся ответить на вопрос padsee — было ли упразднение УПА развалом полярной авиации. С моей точки зрения - нет.
То что такое развал, нам, к сожалению, пришлось увидеть позже. Причем восстановить ПА, даже на уровень конца 1980-х гг, похоже, невозможно.

Спасибо, коллеги! С техникой боле-мене ясно. С "бытом" тоже немного знаком, за 77-91гг кое-что удалось увидеть и попробовать, правда в другом ведомстве.
Меня интересует в большей мере, что изменилось в организационном плане и кадровой политике?
ПА ГУСМП и УПА ГВФ базировалось в Москве, т.е. постоянно экипажи и их семьи проживали там же или в ближайших окрестностях.
Из публикаций на Форуме (Грацианский, Кравченко и др.) понятно, что техника и люди после "командировок" возвращались в Москву.
Как стало потом? Машины передали территориальным УПА, а кадры? Их тоже отдали на места? Или появились "варяги" и "местные"?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение slava_zz » 06 Декабрь 2009 13:09

судя по публикуемой книжке, целиком перешли в Быково, в номерной отряд
работа осталась в остновном та же
но думаю главная беда не в этом
как писал Шевелев, по современным терминам-это была специализированная а/компания, заточенная под север
от заказа и модернизации машин, до системы подготовки экипажей
UPD
вверху ошибка, Мячково
Последний раз редактировалось slava_zz 13 Январь 2010 22:31, всего редактировалось 1 раз.
slava_zz
 
Сообщения: 716
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Ликвидация УПА 1970 год

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Декабрь 2009 13:15

в Летописи Севере есть статья про серию катастроф ледовых разведчиков


А какой том? Автор?
Я что-то не нашел в т.3-11?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения