Н-30 (Handley Page HP-19)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-30 (?)

Сообщение Бабай » 22 Март 2009 15:11

Все верно, господа. Приступаю к аргументации.
Отталкивался от того, что скорее всего данный самолет все-таки участвовал в челюскинской эпопее (но не в полетах в лагерь). Взяться там он мог только находясь на борту "Смоленска", Сталинграда" или "Красина". Однако, в большинстве источников указывается, что на "Смоленске" находились Каманинские Р-5, на "Сталинграде" две Ш-2 и два дирижабля. На "Красине" вообще самолетов не было. Эти факты меня смутили и опечалили. Но "нет таких крепостей ...". Стал копать глубже.
В "Дневниках челюскинцев" (Л., Художественная литература. 1935) нахожу такую фразу (А. Погосов): "Смоленск" и "Совет" идут туда (Провидения) с дирижаблями, тракторами ("катерпиллер" и "коммунар"), с новой машиной (посадка на 45 метров, четыре места - чудо техники!"
После предположения уважаемого RUS рою дальше. В книге А. Миронова "Поход Челюскина" (Архангельск, Севкрайгиз. 1935) читаю:
"Вечером в бараке Отто Юльевич опять читал информацию. Начальник экспедиции на пароходе "Сталинград", заслуженный полярник Красинский, сообщал нам, что на пароходе находятся два полужестких дирижабля ... Там же находятся самолеты Т-4, Савойя-62, четверо аэросаней, два трактора "Клетрак" и один трактор "Коммунар". Закончив погрузку в Петропавловсе на Камчатке, пароход вышел курсом на бухту Проведения." Вот она! Продолжаем.
По адресу: http://www.svrpu.ru/psv/3974/070.shtml нашел любопытную статью "Челюскинская эпопея пограничников". Далее цитата оттуда:
Между тем еще 28 марта из Петропавловска вторым рейсом на север вышел пароход "Сталинград". На его борту находились мощные спасательные средства: два дирижабля, аэросани, нарты, самолет "Савойя БИС-62" летчика Святогорова в составе экипажа: летчика-наблюдателя Тесакова, техника Лукичева и стрелка-моториста Жука.

Пытаясь пройти на север, пароход попал в тяжелое положение. Более 20 суток провел он в ледовом плену. Сжатие доходило до такой степени, что в носовой части парохода были повреждены 27 шпангоутов. Не исключалась вероятность, что экипажу и пассажирам "Сталинграда" самим придется высаживаться на лед. К счастью, вскоре ветер изменил направление, и в ледяном поле образовались разводья. По ним пароход смог выйти на чистую воду.

Однако спустя сутки "Сталинград" снова встретил ледовые поля, обойти которые не удалось. Решили, что самолет Святогорова будет добираться до суши собственным ходом.

29 апреля выгрузили самолет, который уже через три часа был собран. Рано утром 30 апреля самолет взлетел. Вместе с экипажем на его борту находился доктор Скоркадонский.

В течение нескольких часов продолжался бреющий полет над ледовым полем, покрытым торосами. Наконец, в 18 часов "Савойя" произвела посадку в бухте Провидения, где находилась база экспедиции по спасению челюскинцев. Через день самолет прилетел в бухту Уэлен, откуда в Провидения первым рейсом были доставлены восемь челюскинцев и среди них женщина с трехмесячной девочкой Кариной, родившейся на пароходе "Челюскин" в Карском море. Всего самолет пограничной эскадрильи из разных пунктов доставил в Провидения 29 челюскинцев.

Помимо спасательной операции, экипаж самолета выполнил еще одно важное правительственное задание. На мыс Шмидта в помощь местному населению, чукчам и эскимосам, экипаж доставил доктора Скоркадонского с большим запасом медикаментов, а на обратном пути в бухту Провидения привезли шесть человек, больных цингой, из числа зимующих на пароходе "Хабаровск".

В свое время на одном из форумов (http://sammler.ru/index.php?s=f3c0f2b153cea097954fc7bb7f527a76&showtopic=26608) нашел любопытные фотографии "Сталинграда". К сожалению, дата и время снимков не было указано. А теперь все сложилось.

 S-62 Сталинград (2).jpg

"Сталинград" с "Красиным" (на заднем плане, трубы торчат) в бухте Провидения

 S-62 Сталинград (1).jpg

С этим снимком вопрос. На палубе, под надстройкой виден движок самолета с частью верхнего крыла, а на льду люди с собаками, скорее всего - челюскинцы. Значит снимок сделан в Провидения после окончания эпопеи. А как же цитата, приведенная выше, что самолет сгрузили до прихода в бухту?

 S-62 Сталинград (3).jpg

Выгрузка самолета. Обращают на себя звезды на нижней стороне крыльев.

Изображение
Чего люди делают - непонятно.

О выгрузке грузов и самолетов с борта "Сталинграда" в Провидения имеются многочисленные подверждения в литературе.

О судьбе Святогорва см.: http://www.debri-dv.ru/module/article/file/show/story_id/223/

Итак. Савойя участвовала в челюскинской эпопее. Приехала на борту "Сталинграда". Выгружена или на дрейфующем льду или в бухте Провидения. Участввала в переброске челюскинцев к пароходам, доставке врача, продуктов и т.п.

Извините за некоторый сумбур, с удовольствием приведу цитаты и пр., если понадобится. Хочу поблагодарить СВФ (своим анализом дал подверждение, что это была все-таки челюскинская эпопея), RUS за наводку на Савойю, AleksAndr за дополнительный материал по самолету.

И на последок. в указанной статье из газеты пограничников фото:

Изображение
Самолеты спасательной экспедиции на Чукотке, 1934 год

На этом снимке видим обе стремянки - одна валяется в центре снимка, на второй стоит человек у крыла левого самолета (Савойи?)

Все, теперь спокойно буду пить пиво (за "Зенит" и юбилей нашего сайта) и ждать Ваших комментариев.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-30 (?)

Сообщение Alexander Belov » 22 Март 2009 15:29

Спасибо, интереснейшая информация! Становится ясно, откуда на Чукотке появился S-62bis.

На последнем снимке - Р-5 и По-2 (последнее - вероятно, характерная форма руля направления и киля). Но никак не "савойя". Оба самолета имеют нижнее крыло внизу фюзеляжа. У летающей лодки это невозможно, нижнее крыло окажется в воде. И ОБА самолета на снимке имеют тянущие винтомоторные установки.

А вот что за Т-4?

И немного о первоисточниках. На спасение челюскинцев были отправлены дирижабли СССР В-2 и СССР-В-3 "Красная Звезда". Где-то даже была фотография гондолы дирижабля СССР В-3 на палубе парохода. Оба они были сконструированы по МЯГКОЙ схеме, т.е. без жесткого киля. Наличие аэросаней подтверждается фотографиями ( 4 - типа ОСГА-6, 1 - типа АНТ-IV).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-30 (?)

Сообщение Бабай » 22 Март 2009 15:48

Alexander Belov пишет: А вот что за Т-4?

И немного о первоисточниках. На спасение челюскинцев были отправлены дирижабли СССР В-2 и СССР-В-3 "Красная Звезда". Где-то даже была фотография гондолы дирижабля СССР В-3 на палубе парохода. Оба они были сконструированы по МЯГКОЙ схеме, т.е. без жесткого киля. Наличие аэросаней подтверждается фотографиями ( 4 - типа ОСГА-6, 1 - типа АНТ-IV).


Нашел у участника событий, находившегося на борту "Сталинграда", Л. Хвата ("Три путешествия к Берингову проливу. М-Л., изд-во Главсевморпути. 1949):

"На кормовой палубе стоят металлические гондолы дирижаблей "Смольный" и "Комсомольская правда"; они могут взять до двадцати пассажиров сразу. Мощный подъемный кран водрузил на носу самолет "Т-4", прибывший из Ленинграда; эта машина обладает минимальной посадочной скоростью, легко взлетает и садится на ограниченной по размеру площадке....
Пилотом самолета "Т-4" оказался летчик Федор Болотов. ... Пять лет назад Болотов на сухопутном самолете "Страна Советов" летал из Москвы в Нью-Йорк через Дальний Восток. Последние годы он испытывал самолеты новых крнструкций в Ленинграде."

Там же:
"Наконец, разрешение получено! Все сразу оживились: надо сгрузить на лед голубой "С-62", расчистить аэродром. С Сашей Святогоровым летят штурман Вадим Падалко и Леонид Михайлович Старокадомский."

Оказывается Л.М. Старокадомский (участник ГЭСЛО и открытия Северной Земли) принимал участие в челюскинской эпопее! "О сколько нам открытий чудных ..."
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-30 (?)

Сообщение Бабай » 22 Март 2009 15:52

И еще из Хвата:
"Наскоро собран небольшой биплан "Т-4", Болотов слетал на ближнюю разведку и доставил "старику" неутешительные результаты: вокруг сплошные ледяные поля."
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 22 Март 2009 16:16

Alexander Belov пишет:Спасибо, интереснейшая информация! Становится ясно, откуда на Чукотке появился S-62bis.



Во-первых, спасибо Бабаю за столь интересную и полезную информацию.

По цитате Алекcандра Белова.

На Чукотке S-62 появился не позже 1932г. На работе у меня есть фотография (с подтвержденным сроком - 1932 г.) с подписью "Самолет S-62" на мысе Северном. Т. е. на мысе Шмидта. На борту нет регистрационных номеров. Обязательно выгружу ее во вторник, завтра, увы, не смогу.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Март 2009 16:41

Бабай пишет:О судьбе Святогорва см.: http://www.debri-dv.ru/module/article/file/show/story_id/223/

Итак. Савойя участвовала в челюскинской эпопее. Приехала на борту "Сталинграда". Выгружена или на дрейфующем льду или в бухте Провидения. Участввала в переброске челюскинцев к пароходам, доставке врача, продуктов и т.п.


Во время челюскинской эпопеи 1934 года имя Святогорова стало известно многим. В Чукотском море на дрейфующей льдине 104 человека с раздавленного льдами и затонувшего «Челюскина» («лагерь Шмидта») ждали помощи. К берегу Ледовитого океана пробивались самолеты, сквозь штормовое море, забитое льдинами, спешил пароход «Сталинград», на борту которого вместе со своим самолетом плыл А.Святогоров. Газета «Правда» за то время сообщила, что когда пароход на подходе к Чукотке застрял во льдах, Святогоров добился разрешения правительственной комиссии по спасению челюскинцев на вылет прямо со льдов, окруживших судно. Самолет собрали, опустили за борт, «обули» в лыжи. Святогоров сумел «оторвать» сухопутный самолет от кромки льдов и ушел курсом северо-запад над ледяными водами Берингова пролива. Все газеты, которые публиковали карты спасательных операций, внесли в карты коррективы - еще одну пунктирную ниточку воздушной трассы экипажа молодого летчика, который начал доставлять в бухту Провидения спасенных челюскинцев. Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев назвал А.Святогорова одним из «лучших полярных летчиков».
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-30 (?)

Сообщение Alexander Belov » 22 Март 2009 17:13

МБР-4 (он же Савойя S-62.bis) на лыжах (фото из книги Шаврова):

http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr7/sea/forign.htm

Изображение

А вот Т-4 я у Шаврова не нашел.

На остров Врангеля S-62bis прилетал как раз после челюскинской эпопеи (??? - могу ошибиться, книги нет под рукой).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 22 Март 2009 18:06

Бабай пишет:И еще из Хвата:
"Наскоро собран небольшой биплан "Т-4"..."


Alexander Belov пишет:А вот Т-4 я у Шаврова не нашел.


Рискну предположить следующее. Речь у Хвата идет не о марке самолета, а о регистрационном номере. Литера "Т" была, означала "тренировочный". В течении наших раскопок по "Н" мы неоднократно сталкивались с подобной путаницей.
Вполне вероятно, что "небольшой биплан "Т-4" - это "У-2".
Это, конечно, как гипотеза.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Бабай » 22 Март 2009 19:00

Т-4 фигурирует и у А. Миронова.
Гипотеза Alex_andrа по-моему близка к истине.
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-30 (?)

Сообщение Василий Гоголев » 23 Март 2009 02:05

Ух ты, вот это задача!
По форме крыльев, три стойки, одна наклонная стойка, мощные стойки шасси - это не Р-1, Р-2, Р-4 и даже не Р-5.
О версии летающей лодки наводит наклонная стойка - это может быть подкосом крепления двигателя, но на данной фотографии это явно не С-16 и СМ-62.
Мне кажется конструкция самолета не советская.
Будем искать.

То, что Неронен погиб на МП-6 СССР-Н30 - это без сомнения, в архиве хранятся все документы этого события.

Согласен с SVF: снимок сделан с корабля.
Василий Гоголев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 20 Май 2008 10:28

Н-30 (?)

Сообщение Василий Гоголев » 23 Март 2009 07:37

Предлагаю совершенно фантастическое предположение - один из ранних вариантов амфибий компании Supermarine.
Василий Гоголев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 20 Май 2008 10:28

Н-30 (?)

Сообщение Alexander Belov » 23 Март 2009 09:43

alex_andr пишет:
Бабай пишет:И еще из Хвата:
"Наскоро собран небольшой биплан "Т-4"..."


Alexander Belov пишет:А вот Т-4 я у Шаврова не нашел.


Рискну предположить следующее. Речь у Хвата идет не о марке самолета, а о регистрационном номере. Литера "Т" была, означала "тренировочный". В течении наших раскопок по "Н" мы неоднократно сталкивались с подобной путаницей.
Вполне вероятно, что "небольшой биплан "Т-4" - это "У-2".
Это, конечно, как гипотеза.


Четырехместный вариант У-2? Да еще с таким мизерным пробегом ("посадка на 45 метров")? Маловероятно.

"Лимузины" У-2 (это были санитарные варианты С-1, С-2) имели весьма длинный разбег и пробег, больше, чем у стандартной машины, так как удельная нагрузка на мощность у них была много выше, чем у двухместного варианта. Они были тяжелее, и, при том же моторе, имели худшие летные характеристики.

Я бы предположил, что Т-4 - это одна из легких авиеток, массово разрабатывавшихся в те годы. Но исчерпывающего перечня всех таких разработок ( кстати, часто весьма профессионально выполненных!) так и не было. Даже В.Б. Шавров не смог найти ВСЕ...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 23 Март 2009 13:00

Alexander Belov пишет:Я бы предположил, что Т-4 - это одна из легких авиеток, массово разрабатывавшихся в те годы. Но исчерпывающего перечня всех таких разработок ( кстати, часто весьма профессионально выполненных!) так и не было. Даже В.Б. Шавров не смог найти ВСЕ...


Про "Т-4"

"Известия" 24 марта 1934 г.



"СОВЕТ" ПОКИДАЕТ ВЛАДИВОСТОК

(От специального корреспондента "Известий")

ВЛАДИВОСТОК 23 марта. (По телеграфу).

Благополучно прибыли во Владивосток. В составе нашей экспедиции — мой помощник инженер Ассберг, летавший на дирижабле «Граф Цеппелин» неоднократно бывывший на Чукотке т. Красинский, доктор Старокадомский, не раз зимовавший в Арктике, опытный пилот-дирижаблист т. Опман, пилоты Померанцев, Суслов, Гудованцев, Паньков, Ободзинский, Устинович, инженеры Карелин, Бенфельд, штурманы Падалко, Мячко, Ристлянд, начальник стартовой команды Байбаков и другие.

Тотчас по прибытии во Владивосток нашего имущества была начата погрузка его на пароход "Совет". Сегодня прибыл Болотов. Грузим дирижабли «В-2» а «В-4». самолет Болотова, гусеничные тракторы, снаряжение.

Погрузку закончим сегодня. Выход в море назначен на 24 марта, днем.

«Совет» поведет Василий Петрович Сиднев, старый полярный капитан, насчитывающий шесть рейсов и три зимовки в Ледовитом океане. Наш курс из Владивостока лежит через Сангарский пролив в Великий океан и далее в Петропавловск , к параллели бухты Лаврентия, на Ткачи

При погрузке дирижаблей и самолета на пароход нами учтена полная возможность производства в пути некоторого дополнительного оборудования и снаряжения гондол кораблей и кабины самолета и возможность производства такелажных работ.


Взятый нами на борт самолет Болотова «Т-4» отличается от других самолетов, посланных. для оказания помощи челюскинцам, особой конструкцией крыла, благодаря чему его посадочная скорость, несмотря на относительно большой тоннаж (самолет может поднять до 6 пассажиров), не превышает 70 километров в час. Эта незначительная посадочная скорость самолета позволит ему взлетать и садиться на небольших посадочных площадках. Это преимущество самолета летчик Болотов, имеющий многолетний опыт летной работы, намерен использовать до конца.



Участники экспедиции трезво отдают себе отчет в трудностях, стоящих на их пути. Невзирая на эта трудности, весь состав экспедиции преисполнен решимостью с честью выполнить ответетвенное задание правительственной комиссии .

Начальник экспедиции Э.БИРНБАУМ
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 23 Март 2009 13:17

Из "RAEM" Кренкеля про этот полет :



"Комиссия решила дополнительно отправить в Уэллея через Владивосток известного летчика Болотова с самолетом Т-4, имеющим небольшую посадочную скорость. До Владивостока Болотов проследует поездом, а дальше на пароходе".

Летчик Ф. Е. Болотов имел редкий по тому времени опыт, опыт трансатлантического перелета в Америку через Тихий океан.

Этот нашумевший перелет произошел еще в 1929 году на самолете АНТ-4 "Страна Советов". Первый пилот С. А. Шестаков, второй Ф. Е. Болотов, штурман Б. В. Стерлигов и бортмеханик Д. В. Фуфаев пролетели над всей страной, затем над Тихим океаном. Последнюю часть пути на одном моторе, так как второй вышел из строя.

Вот этот драгоценный опыт Болотов и должен был использовать для спасения челюскинцев.



Очевидно, речь идет о Болотове Филиппе Ефимовиче (1988-1955)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 23 Март 2009 13:28

Про пароход "Совет" ("Орлица") подробная статья здесь :

http://keu-ocr.narod.ru/Orlitsa/

Из этой статьи :


В феврале 1934 года «Совет» под командованием капитана В.П.Сиднева с дирижаблями на борту вышел к берегам Чукотки для участия в операции по спасению пассажиров и экипажа парохода «Челюскин». В Охотском море обнаружились неполадки в силовой установке, и «Совет» зашел в Петропавловск-Камчатский, где сдал груз, после чего судно поставили на длительный ремонт.


Тут ошибочка - не в феврале, а в марте. И тем не менее, судя по всему, самолет "Т-4" и рейс "Совета" к загадочной фотографии не имеют отношения.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения