Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Буйко П. На остров Врангеля (1933)

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Август 2009 22:50

Поход Челюскина. Том I // М., Издание редакции "Правды", 1934

На остров Врангеля
Начальник полярной станции П. Буйко

Сразу же после моря Лаптевых остров Врангеля начал фигурировать в разговорах челюскинцев.

На заседании, созванном в эти дни, обсуждали вопрос о выгрузке имущества, идущего на станцию и факторию, и о возведении построек.

Все это детально продумывалось с осторожностью, понятной в таком ответственном деле.

На сколько километров мы сумеем приблизиться к острову? Есть ли у берега вода и не затягивает ли ее салом и шугой ввиду позднего времени года? На чем возить груз? Шлюпки и карбасы могут пострадать при столкновении с молодым льдом или шугой.

Предлагалось поэтому в первую очередь выгружать на плотах лес и уголь и буксировать плоты моторными катерами с крепкой обшивкой, которые имелись на судне.

Были расставлены люди по моторам и по погрузке. Была определена очередность стройки — дом, рация, склад, собачник; были расставлены плотники, печники.

План, хорошо продуманный, был принят единогласно. В верхней кают-компании говорили тоже об острове Врангеля.

Отто Юльевич сидел в конце стола, сжимая бороду в кулак, и задавал сидящим за столом научным работникам острова Врангеля не всегда простые вопросы.

Он прощупывал подробно календарные планы работ, которые каждый зимовщик должен был разработать на два года зимовки. Заседание это длилось три дня. Планы уточнялись максимально. Они начинали становиться живыми и действенными.

Между тем корабль бился, именно бился, продвигаясь к востоку.

Все дольше и дольше засиживался Владимир Иванович Воронин в бочке на марсе, прозванной "вороньим гнездом", с высоты фокмачты ища биноклем синие ниточки майн, по которым прокладывал себе дорогу "Челюскин".

Все чаще и чаще дорогу преграждали увесистые быковатые льды другой, более крепкой породы, чем были в пройденных морях.

Но Владимир Иванович не сдавался, и "Челюскин" скулами расталкивал студень шуги и форштевнем, как клином, врезался в ледяные поля.

Шмидт не сходит с мостика, руки его в карманах нерпичьего полушубка, из-под кепки зорко шарят по горизонту глаза.

Он наружно спокоен. Но и его тревожит темп продвижения.

В машине — горячка. Люди носятся от регулятора к регулятору — замучили переменами хода. Но что делать! Такова их работа в ледовом походе. Чистая вода — полный ход вперед, плавающий лед — средний, а то и малый. Пробить перемычку — полный ход вперед, малый — назад, полный — вперед, и так по нескольку десятков раз.

 karta_poletov_na_ostrov_Vrangelya.jpg
Карта полетов на остров Врангеля:

1927 Кальвиц
1929 Лухт
1929 Кошелев
1932 Страубе
1933 Куканов
1934 Фарих
К 15 сентября выбились к мысу Биллингса. Тяжелый лед, ропаки. Остановились у небольшой веселой, солнечной майны. Бабушкин готовится к разведке. Прекрасное утро. На горизонте появляется звучная стальная птица. Снизилась, села на майну — «Н-4».

Куканов (пилот) и Красинский (начальник летной группы) протискиваются по борту среди высыпавших им навстречу челюскинцев.

Они прибыли по телеграмме Отто Юльевича с мыса Северного.

Через несколько времени меня вызывают к Шмидту.

— Думаете слетать на остров Врангеля?

— Необходимо было бы, Отто Юльевич.

— Тогда собирайтесь, пойдем с Кукановым.

Надеваю валенки, полушубок, хватаю шапку, карту острова Врангеля, и я готов. Садимся в моторку и плывем к самолету. Тут произошел маленький инцидент: к трем прилетевшим на самолете прибавилось еще трое, и, когда пошли на взлет, не смогли оторваться. Моторы отработали свой срок и не давали должного количества оборотов.

Минут 15—20 мы возились с выкачкой воды из поплавков, которые от ударов о льды кое-где протекали, но следующая попытка взлететь тоже не дала результатов. Тогда Куканов остановил машину и сказал Отто Юльевичу:

— Необходимо снять человека, ящик лимонов и банку бензина.

Иван Александрович Копусов обратился ко мне:

— Может быть, ты не особенно хочешь лететь? Но я уперся.

Тогда Отто Юльевич предложил сойти Копусову. Инцидент был: исчерпан. Копусов пересел на подплывшую моторку, захватив лишний груз, и мы взметнулись в воздух.

Я только мельком успел взглянуть на корабль, на дым из трубы., на горизонт, покрытый снегом и льдом.

Потом все исчезло. Вижу, как рябью дрожит пропеллер правого мотора, как ровно и медленно отмеряет крыло поля льдов. Вижу бесконечные белые простыни кое-где с тенями от ропаков, с полосками разводий и пятнами майн. Однообразие пейзажа приедается, Я сажусь в плетеное кресло у красного бензинового бака и ставлю ноги на лежащий рядом якорь. Рядом со мной дремлет в кресле бортмеханик Шадрин.

Шмидт сидит рядом с пилотом впереди. Красинский — в передней кабинке. Смотрю в окно: лед сплошной и майн гораздо меньше. Просыпается бортмеханик, достает хлеб, масло. Ест. Рукой показывает вперед.

В тумане — впереди гряда горных кряжей. Мы идем прямо в туман. Он лежит внизу белыми хлопьями ваты. Направо — солнце. Шадрин достает карту. Говорить трудно: шум моторов оглушает. Он показывает пальцем по карте. Бухта Сомнительная, бухта Роджерса.

Ближе к острову Врангеля больше воды, в окнах тумана она блестит вороненой сталью.

Наконец самолет начинает снижаться. В просветах чуть мелькнули полоски песчаной косы, уходящей в воду. Показались скалистые головы сопок. Забираем опять вверх. Шадрин кричит на ухо:

— Это была бухта Сомнительная, а нам надо к бухте Роджерса, там станция.

Идем вдоль берега к востоку. Слева — горы, опоясанные туманом.

Дальше видимость лучше, и у бухты Роджерса последние клочки предательской туманной ваты пропадают. Виражи перед посадкой отличаются сильным креном, при котором инстинктивно упираешься руками в стены. В окне вертится увеличенный план бухты Роджерса.

Удар о воду ощутим, как прыжок с крыши одноэтажного дома. И вот мы уже рулим к косе, на которой стоят станционные постройки, выстроившиеся в шеренгу.

К самолету подбегают люди: т. Власова — жена начальника острова, радист, переброшенный сюда Кукановым, стройный латыш Страутман и двое эскимосов.

По доске, перекинутой с берега на поплавки самолета, сходим на землю.

Власова и Страутман ведут нас в дом станции.

Красинский и Куканов как старые знакомые начинают хозяйничать и с помощью Власовой из яичного порошка готовят омлет. Мы с Отто Юльевичем выходим наружу и осматриваем постройки.

На пригорке, повыше станции, стоят временные палатки эскимосов. Они прибыли сюда в ожидании парохода. Во всем видна подготовка к его приходу.

Сложенные пирамиды моржового клыка, мамонтовых перекрученных бивней, развешенные повсюду шкуры медведей, живые медвежата в специальном сарае — все это готово к погрузке на пароход. Песцы уже раньше были перевезены самолетом на факторию мыса Северного.

Помещение бани в полузапущенном состоянии. Рация имеет моторы и оборудование, но из-за неисправности их не работает. Страутман налаживает радио в жилом доме.

Жилой дом требует большого ремонта. Но даже беглый осмотр показал нам, что хозяйский глаз на станции есть.

 otlet_N4_na_ostrov_Vrangelya.jpg
Отлет самолета Куканова с Шмидтом и Буйко на
остров Врангеля
Вечером, отведав омлет системы Красинского, за чаем Отто Юльевич расспросил у Власовой о положении на острове.

Начальник станции Минеев вынужден был перебраться из-за отсутствия топлива на северное побережье, где есть плавник. Сейчас он там устраивает жилье. Эскимосы с нетерпеньем ждут парохода.

О себе Власова говорит, что они с мужем затосковали о материке и за четыре года пребывания здесь сильно устали.

Запасы пищи и одежды есть. Больное место — отсутствие топлива.

— Последние ящики дожгу и поеду к мужу на север,— говорит Власова.

Переночевав, поднялись утром в тумане и пошли на мыс Северный.

Когда самолет взял высоту и вырулил к югу, мы были ослеплены блеском с востока, где огромным полированным гранитным пьедесталом высился Геральд. Солнце до блеска отшлифовало его.

Забилось сердце при мысли о том, что этот пограничный советский аванпост мы еще не освоили. Велики пространства нашей Страны советов!

Чистая вода у Геральда быстро кончилась, навстречу снова наплывал лед, суровый и холодный. И напрасно мы напрягали глаза, припадая то к одному, то к другому борту нашего самолета,— воды не было. Только когда ясно вырисовался скалистый берег мыса Северного, мы заметили кое-где полыньи.

Темное пятнышко у берега величиной со спичечную коробку при нашем приближении превратилось в подлинный, но крошечный корабль.

Это был "Челюскин". Три раза вылетел пар из игрушечной трубы, и мы услышали вместо гудка тихий, придавленный лай. Точки людей шныряли по палубе. Мы делаем круг еще ниже и летим вперед, указывая, куда итти "Челюскину". Сами же через 10 минут садимся у станции мыса Северного.

Здесь Отто Юльевич тщательно осматривает только что воздвигнутые постройки, удивляется прекрасному их выполнению, хвалит краснознаменца Петрова, начальника станции мыса Северного, знакомится с работниками, расспрашивает обо всем.

Когда солнце стало садиться, из-за скал мыса вышел темным силуэтом массивный "Челюскин". Он медленно приближался.

Мы сели на моторный катер и поплыли ему навстречу.

Но все усилия катера были напрасны: даже небольшие торосы были для него горами. Надо было ждать корабля. Он шел медленно, с трудом и, не дойдя до нас, остановился.

Тогда мы сошли на лед и через полчаса были у судна. Огни кают манили уютом. Несколько прощальных рукопожатий с северянами, и по веревочному трапу мы поднялись на борт.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Август 2009 11:03

Упорядочиваем фотоальбом Семенова Степана Илларионовича „Арктика, 30-ые годы“
http://budovskiy.livejournal.com/187276.html

Теперь понятно, что это снимки Н-4 сделанные на мысе Шмидта (Северном) в 1933-1934 гг.

 3.jpg
 4.jpg

 6.jpg
 10.jpg
 9.jpg
 8.jpg

 5.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Ноябрь 2009 20:09

Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H4 (Комсеверопуть)
5.3.1932
JuG-1 (ЮГ-1)
Заводской №: 956
В примечаниях: получил бортовой Н-4 (тот-же)

CCCP-H4 (ГУСМП)
22.4.1933
JuG-1 (ЮГ-1)
Заводской №: 956
В примечаниях: бывший бортовой H4 (тот-же). -17.11.34-. списан 5.1.3(5)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Ноябрь 2009 22:52

Орлов М., "Полярная авиация" // "Крылья - приложение к журналу М-Хобби" 2/2008, © ЦЕЙХГАУЗ. 2008 ISBN 978-5-9771-0095-3
Данные приводятся с ссылкой на «Реестр гражданских воздушных судов СССР».

СССР-Н4
ЮГ-1, зав. № 956, моторы - Junkers L-5.
Дата присвоения опознавательного знака с литерой «Н» - 05.03.32 г. Первоначальный владелец воздушного судна - Комсеверпуть.
Вероятно, самолет списали в начале января 1935 года.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Май 2010 18:32

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Всеволод Куканов » 03 Январь 2012 22:36

Ух ты!
не ожидал найти столько интересной инфы о своём родственнике.
искренне благодарю всех за информацию.
Фёдор Кузьмич Куканов - младший брат моего прадеда Михаила Кузьмича Куканова.
ежели кому-то интересно, постараюсь в скором времени отсканировать какие-нибудь его фотографии из фамильного архива, точно помню, что как минимум один хороший фотопортрет Фёдора Кузьмича есть у моего отца дома (там всё, как "положено", - в кожаном шлеме лётчика).
и даже его лётчицкие перчатки (с крагами) у меня дома до сих пор лежат...

ps. искренне прошу прощения, если это сообщение попадает под определение "офф-топик". не сдержался..
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Январь 2012 12:27

Федор Кузьмич Куканов не может быть оффтопиком.
Все, что есть добавить - все интересно!
:good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение slava_zz » 04 Январь 2012 13:32

По справедливости, он бы должен быть в числе тех первых Героев
Не сложилось..:(
slava_zz
 
Сообщения: 690
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Январь 2012 14:00

По справедливости, он бы должен быть в числе тех первых Героев
Не сложилось..

Если имеется в виду награда - то да.
А так - все сложилось. Трудно как-то представить себе, что Леваневский - это "более героический герой" полярной авиации, чем Бабушкин, Чухновский или Куканов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Январь 2012 14:10

Давно назрела тема в "Персоналиях"
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Раскопки"

Сообщение Всеволод Куканов » 06 Февраль 2012 01:37

попытался сложить "паззл" - получается, что с Кукановым на "Н4" в 1933-ем году Г.А.Страубе летал вторым в июле-августе во время полётов с Обручевым, а с конца августа на "Н4" вторым уже летал Г.М.Чернявский:

про Страубе у Обручева в книге "На самолёте в Восточной Арктике" (из этого поста) :
Врядли стоит рассказывать о нашей жизни после окончания полетов. Через несколько дней "Н4" с Кукановым, обоими борт-механиками и Красинским, прибывшим к этому времени на пароходе в Анадырь, вылетел в Уэлен и далее на мыс Северный. Самолет вел интенсивную работу по проводке судов (ниже) — в крайне тяжелых условиях. Кроме того, дважды пришлось слетать на о-в Врангеля (см. ниже), чтобы вывезти оттуда всех русских и нескольких эскимосов, и завезти радиста [Траутмана] и Демидова (в качестве моториста). Как сообщил Красинский, успех этих полетов в значительной степени связан с энергией и летным опытом Куканова, который уже и при наших полетах успел показать свои блестящие летные качества.
Другой наш пилот, Страубе, который не должен был зимовать на мысе Северном, остался с нами в Анадыре — дожидаться отхода первого парохода. К сожалению, в этом году первый пароход ушел вместе с последним, в 20-ых числах сентября и нам пришлось ждать целый месяц.

про Чернявского в тексте Леваневского "МОЯ СТИХИЯ": "Летим домой" :
Постоянная наша база была на мысе Северном. Самолет мой — «СССР-Н8», мотор — «М-17». Этот мотор уже отработал свой срок.
Настало время возвращаться обратно. Начались сильные заморозки. Возвращались по побережью. Одно было плохо, что горючее по пути полета не было заброшено, особенно на участке до Лены. На расстоянии до двух тысяч километров — никакого горючего. Во время полета были сильные ветры. Местами туман стоял столбом.
Вылетел я числа 26 августа с мыса Северного, а 27-го был уже в устье Лены. Этот участок очень большой, горючего мало, и летел я, чтобы сократить расстояние, через тундру. Шел не морем, а прямо по тундре. По теоретическим рассуждениям, там должны попадаться озера, но населения там никакого нет. Ни души. Летишь и видишь только туман приподнятый и много оленей. Бежит целое стадо впереди. Интересно, что бегут они по курсу самолета. Их видишь прямо перед собой. В общем места такие, что в случае вынужденной посадки оттуда не выберешься. Кругом болота. Населенных мест нет совершенно. Этот участок мне пришлось лететь довольно долго — одиннадцать часов. Все время ветер. Перелет был довольно тяжелый. Кроме того при перелете этого участка, начиная от Уэллена, второго пилота у меня не было — Чернявский остался зимовать. Я сильно устал. Чувствую, что все тело сводит судорогами. Погода плохая. Когда прилетел, опустился на козырек и двигаться уже не мог совершенно.

про Чернявского в книге А.И. Минеева "Пять лет на острове Врангеля" :
31 августа я и Власова шли берегом бухты, отыскивая выброшенных приливом животных и водоросли. Я поднял глаза и увидел далеко над самым горизонтом странную птицу.
— Смотри, Варя, вон летит чайка, издалека чрезвычайно напоминающая самолёт.
Поглядев на заинтересовавшую нас птицу, мы пошли дальше.
Через несколько мгновений мы услышали позади себя у юрт громкие крики. Мы повернулись и поняли, что летит самолёт. То, что я принял за странную птицу, был самолёт. Он был уже довольно близко, в тишине слышался слабый рокот моторов, всё время нараставший.
Самолёт был почти над нами. Это был большой, как нам удалось рассмотреть, трёхмоторный поплавковый самолёт. На фюзеляже мы прочли «СССР-Н-4». Через некоторое время самолёт, покружив над факторией, взбаламутил воду и подошёл к берегу. Из самолёта начали выходить люди. Мы увидели Г. Д. Красинского, бывшего у нас в 1932 году. Остальные были незнакомы. С ним пришли: лётчик Куканов, второй пилот Чернявский, бортмеханики Шадрин и Демидов и радист Траутман.

В. Ричиотти "Борьба за Север" : pages08-09.JPG
а также в журнале "ВОКРУГ СВЕТА" (№13, 1933) в статье В. Ричиотти "Борьба за Север" упоминается Чернявский на "СССР-Н4" при проводке судов Колымской экспедиции :
"Начальник Колымской экспедиции - капитан Бочек; после месячного курсирования в тяжелых льдах 13 сентября днём ледокол "Литке" ("Канада") вместе с пароходами "Монгол", "Урицкий", "Микоян" и шхуной "Крестьянка" прибыли в Ванкарем. Пилот Чернявский на самолете СССР Н-4 три часа летал в разведке, но далее мыса Ванкарем не оказывалось чистой воды. ... "

кстати, нет ли случайно где-нибудь фото Чернявского для сравнения?...
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 29 Март 2012 19:56

Иван Кукушкин пишет:Junkers G23/G24 and F24/K30/Ju-G1 Production List (http://www.geocities.com/hjunkers/ju_g24pl.htm)

G24, 956
built at Limhamn, modified at Fili to Ju-G1
VVS, 01.04.28, "Yuga"
POLYARNAYA AVIATSIYA, H-4, 01.02.32, "Yuga", used for passenger services, modified to Ju-G1W

Дополнение:
Полный заводской номер - JO956.
Завод-изготовитель - A.B.Flugindustri
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Lennart Andersson » 30 Март 2012 14:44

Полный заводской номер - JO956.
Завод-изготовитель - A.B.Flugindustri


Dear friends,
The original designation for this aircraft was Junkers K 30, but for a short period in 1926-27 it was also known as the R 42 when assembled and sold by Junkers subsidiary AB Flygindustri at Limhamn in Sweden. It was a military version of the G 24 passenger transport. The VVS and GVF,etc, called it the ЮГ-1 (JuG-1) and from 1934 it was also designated ПC-5 (PS-5). Junkers constructor's number had no prefix in the form of letters, so the correct Заводской № is 956.

Lennart Andersson
Аватара пользователя
Lennart Andersson
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 14 Ноябрь 2009 19:45

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Кара » 31 Март 2012 12:39

Lennart Andersson пишет:Junkers constructor's number had no prefix in the form of letters

Unless? I found the information about constructor's numbers there: http://hugojunkers.pytalhost.com/ju_g24_p1.htm
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-4 (Junkers G.24 / Юг-1)

Сообщение Lennart Andersson » 01 Апрель 2012 11:20

I found the information about constructor's numbers there: http://hugojunkers.pytalhost.com/ju_g24_p1.htm


Privet!
I thought so. I can just say: Do not trust everything you find on that website. If you are interested in information about Junkers aircraft designations, please read
this article
which is based on research in the original Junkers company archive.
Lennart A
Аватара пользователя
Lennart Andersson
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 14 Ноябрь 2009 19:45

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения