Н-114 (Сталь-2)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение Dobrolet » 03 Декабрь 2011 17:56

Это фото скорее всего с Беломорской зверобойки 1935 года. М.С.Бабушкин писал в "Записках летчика" что он летал с Геннадием Власовым и Матвеем Ильичем Козловым на Сталь-2 и ПС-4 (Юнкерс Ju-13).
Изображение
Этот Сталь-2 скорее всего проходил раньше, как ошибочно идентифицированный Н-114 со снятым кольцом Тауненда. При внимательном рассмотрении видны аналогичные кожухи-обтекатели на цилиндрах.
 Нх Сталь-2 (2) не Н-114.jpg
Изображение
Этот конструктивно больше похож на Н-114 - или Авиаарктика написали позже - или еще один полярный Сталь-2. Н-252 и Н-254 имели другую ливрею, можно предположить, что и Н-253 был окрашен аналогично. Остается Н-71, хотя то же можно предположить про вышеупомянутый Сталь-2.
Изображение
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 19 Январь 2012 13:53

Получил новые материалы из архива Росавиации, по двум членам экипажа - пилот Шукайло Леонид Кириллович, родился 1 мая 1905 года и борттехник Поклад Иван Павлович, родился 24 февраля 1894 года (по нему есть небольшая фотка). Когда разберу и проанализирую материалы, выложу на форум.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение Капитан Чайка » 14 Май 2012 23:02

Добовляю фото из архива Росавиации Поклада И.П.
Вложения
 040.jpg
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение Капитан Чайка » 10 Сентябрь 2012 17:32

В новостной строке Муниципального образования "Заполярный район" Ненецкого АО, было опубликовано следующее сообщение (06.09.2012г.):
ПАМЯТЬ ПОЛЯРНЫМ ЛЕТЧИКАМ УВЕКОВЕЧАТ
Памятная плита с именами погибших летчиков будет установлена на острове Вайгач. Инициатором проекта выступила администрация Юшарского сельсовета.
Самолет «Сталь 2» СССР-Н114, совершавший рейсы на рыболовецкие промыслы и проводивший ледовую разведку, разбился 5 февраля 1938 года. Экипаж Беломорского авиаотряда, в который входили три человека: летчик ШУКАЙЛО Л.К., бортмеханик ПОКЛАД И.П., бортрадист ЯДРИХИНСКИЙ А.П., был похоронен на кладбище поселка Варнек на о. Вайгач. За долгое время могилы пришли в негодность, о них напоминали лишь полуистлевшие металлические лыжи и пропеллер.
- От жителей нашего поселка и себя лично благодарю Сергея КОЗЛОВА, помогавшего установить имена погибших полярных летчиков, марку и модель самолета, - сообщил глава МО «Юшарский сельсовет» Дмитрий ВЫЛКО. – Именно он помог собрать необходимую информацию, чтобы увековечить эту историю для нынешних и будущих жителей Заполярья.
Памятная доска, изготовленная за счет средств бюджета Юшарского сельсовета, 3 сентября доставлена на Вайгач «школьным» бортом Управления образования Заполярного района. После восстановительных работ на месте захоронения полярных летчиков она будет установлена.
Капитан Чайка
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 06 Май 2012 21:49

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение Адольф Милованов » 21 Декабрь 2013 19:59

Dobrolet пишет:Три с половиной года от катастрофы до списания?


РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, д. 128 (ф/к) 1б. Приказы по ГУСМП не подлежащие оглашению с материалами №1-4 за 1938г. 21.3-2.11.38г. 23л.
Л. 21. Приказ №1 по ГУСМП 21.3.1938г. г. Москва.
5 февраля с.г. на о. Вайгач произошла катастрофа самолёта Сталь-2 Н-114 Беломорского отдельного авиаотряда УПА.
Экипаж самолёта в составе пилота Шукайло, б/м Поклад и б/р Ядрихинского был убит на месте. Катастрофа произошла при явно неблагоприятной погоде (Нобл 100-200м и видимость 2-4 км). Пилот, не смотря на возражения начальника станции Вайгач т. Симановича и дежурного метеоролога Максименко, принял решение лететь на Варнек. Со стороны командира отряда Скворцова пилоту Шукайло было дано приказание выполнять полёты только в хорошую погоду.
В пути следования самолёт попал в туман. Не имея опыта слепого вождения самолёта в естественных трудных условиях погоды, пилот потерял уверенность в продолжении полёта и вместо того, чтобы вернуться с маршрута, принял неверное решение произвести посадку в тумане.
Планируя на посадку, пилот не учёл превышение местности над точкой взлёта (122м) и, сосредоточив всё своё внимание на поисках земли, допустил угол планирования до 60-70 градусов и в таком состоянии врезался в землю.
Катастрофа произошла в результате полного отсутствия дисциплины в Беломорском отряде. …
18.11.1937г. при большой скорости руления деформировал хвостовой отсек самолёта Н-71 и продолжал летать с 18 по 24 ноября.
24.11.1937г. он же произвёл взлёт и посадку со спущенной камерой (на с-те Н-114) в ночных условиях.
7.12.1937г. во время подогрева мотора самолёта Н-71 в а/п Мезень – по вине экипажа произошёл пожар на самолёте, в результате импортный мотор временно вышел из строя.
18.12.1937г. на Н-114 на рулении с командиром отряда Скворцовым наскочил на камень (на о. Вайгач). В результате – авария самолёта.
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Командира отряда Скворцова … , снять с должности с понижением.
2. Самолёт Н-114 зав. №236, как не подлежащий ремонту исключить из списков и списать с баланса Беломорского отряда с отнесением убытков за счёт УПА.
3. Учитывая отсутствие по Западному сектору потребности в производстве в 1938 году авиаэкспедиций по розыску морзверя, одновременно отсутствие в Беломорском отряде УПА соответствующего самолётного парка для выполнения линейной работы на участках Архангельск-Нарьян-Мар- Амдерма – ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальнику УПА законсервировать Беломорский авиаотряд на 1938 г. с 1.4.1938г.
2. Самолёты и имущество использовать по усмотрению начальника УПА.
… Начальник ГУСМП /О.Шмидт/.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение Dobrolet » 22 Декабрь 2013 15:45

Значит у Андерссона дата списания указана некорректно.
По имеющейся информации на Сталь-2 стояли моторы МГ-31, только прототип летал с Wright J-6-7, а в приказе про пожар на Н-71 говориться про импортный мотор. :scratch:
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение Адольф Милованов » 17 Февраль 2014 09:24

Ещё один маленький штрих по этому самолёту. Донесение на верх ...
РГАЭ, ф. 9570, оп. 5. Дело 141. Переписка с СНК СССР 1938г. 213л.
Л. 14. 14.2.1938г. Секретно №112/с
СНК СССР тов. А.И. Микояну, НКВД тов. Н.И. Ежову, Транспортный отдел ЦК ВКП(б).
Согласно донесения командира Беломорского АО от 12 февраля, 5 сего февраля, у истоков реки Хадировки и Покойников на берегу Баренцева моря, при перелёте из Вайгача в б. Варнек произошла катастрофа самолёта Сталь-2, оп.знак СССР Н-114, с экипажем в составе: пилот Шукайло, б/м. Поклад и б/р Ядрихинский. Катастрофе предшествовали следующие обстоятельства: … 29-30 января на самолётах Н-71 и Н-113 имея на борту инженера Комразе доставил запчасти …
5 февраля в 9.45 пилот Шукайло сообщил: «Лечу бреющим прохожу Долгую, убираю антенну для посадки», после чего связь с самолётом прервалась …
ИО Начальника Главсевморпути /Г. Ушаков/.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 18 Июль 2016 10:08

Могила погибшего экипажа на кладище Варнека на Вайгаче.
Вложения
 001 (2).jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 18 Июль 2016 10:11

Ещё фото.
Вложения
 001.JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 18 Июль 2016 10:31

И общий вид:
Вложения
 01.JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 18 Июль 2016 10:36

Этот экипаж увековечен на стене памяти мемориального комплекса "Обелиск полярным летчикам" в сквере аэропорта "Нарьян-Мар".
Вложения
 01 (2).JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 18 Июль 2016 10:42

Общий вид стены памяти:
Вложения
 01 (1).JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 18 Июль 2016 10:45

Общий вид мемориального комплекса "Обелиск полярным летчикам":
Вложения
 01.JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение RUS » 04 Июнь 2023 18:23

Рис. 7. «Сталь-2» СССР-Н114 на месте катастрофы на о. Вайгач. Снимок 2016 г. : Рис. 7. «Сталь-2» СССР-Н114 на месте катастрофы на о. Вайгач. Снимок 2016 г..png
Случайно наткнулся на статью
Емелина М .А. , Машенькин Б.А. ,Савинов М. А. , Филин П. А. «Сталь-2» СССР-Н114 – судьба самолёта // Полярные чтения на ледоколе «Красин» – 2018.
Технологии и техника в истории освоения Арктики. С 202-214


stal-2-sssr-n114-sudba-samolyota.pdf [510.91 КБ Скачиваний: 51]


Финальная часть статьи:

В августе 2013 г. в служебной поездке на острове Вайгач побывал Б. А. Машенькин, сотрудник Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа. Здесь он встретился с ненецким охотником и рыболовом Андреем, который жил отшельником у бухты Лямчино в средней части острова. В разговоре местный житель упомянул о блестящем издалека самолёте. Это сообщение заинтересовало Б. А. Машенькина, он стал изучать литературу и предположил,
что речь идёт о разбившемся в феврале 1938 г. «Сталь-2» СССР-Н114.
Этот самолёт в середине 1980-х гг. привлёк внимание Евгения Алексеевича Коноплёва, занимавшегося поиском старых аэропланов и публиковавшего статьи на страницах газеты «Воздушный транспорт». СССР-Н114, если бы был найден тогда, мог стать одним из экспонатов Ульяновского музея истории Гражданской авиации. Но машина не была обнаружена. Историк-краевед С. В. Козлов с 2006 г. также занимался поиском борта, собирал сведения о нём, однако также не смог
установить точное место катастрофы. Сперва и Б. А. Машенькину не повезло: в поездку 2014 г. он не сумел найти самолёт.

22 июля 2015 г. Б. А. Машенькин снова приехал на о. Вайгач, разыскал охотника Андрея. И небольшая экспедиция под его руководством на «буранах» отправилась на поиски «Стали-2». 24 июля самолёт был найден. Координаты находки: 70° 02' 0'' с. ш. 58° 56' 28.1'' в. д. (в 8,52 км от морского берега) (рис. 7).
Каркас самолёта из нержавеющей стали с точечной сваркой хорошо сохранился. Разброс частей и инвентаря – около 35 м в диаметре.
На большой равнине тундры в данном месте имеется возвышение. Самолёт при столкновении с землёй вошёл в самый край этого небольшого холма. Винт провернулся в грунте несколько раз. Левое крыло ребром ударилось о землю и частично разрушилось. Правое крыло вывернулось вперёд, обломилось и лежало под 90° относительно левого крыла. Удар был средней силы, но началось возгорание: оба бака воспламенились и взорвались. Вся передняя часть фюзеляжа вплоть до мотора выгорела; выбраться лётчикам было невозможно. Сохранились фрагменты, позволяющие реконструировать раскраску самолета – в частности, дверь оранжевого цвета с синей полосой.

Осенью 2016 г. экспедиция Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа вертолётом вывезла самолёт с места катастрофы в Нарьян-Мар. Зимой 2017 г. (сначала – по зимникам, потом – по трассе) самолёт был доставлен в Санкт-Петербург. Итак, уникальный самолёт – в музейной коллекции. Сейчас принимается решение о том, каким образом машина будет экспонироваться.
«Сталь-2» невозможно восстановить полностью – слишком велики его повреждения. Самолёт будет смоделирован в музейном пространстве с некоторыми дополнительными элементами. В экспозиционном комплексе расположатся стенды, рассказывающие об истории самолётов «Сталь-2» и полярной авиации в целом, будет представлена масштабная модель Н-114 в конфигурации 1938 г.
Аватара пользователя
RUS
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 06 Май 2008 19:36

Н-114 (Сталь-2)

Сообщение Кара » 21 Ноябрь 2023 16:43

ЧАЙКА СВ пишет:
Вложение Фото Николаева А.С. (1).JPG больше недоступно
Вот некоторые выписки из статей, в которых речь идет об этой могиле.
Фотография Николаева А.С.


Кладбище в бухте Варнека
Игорь ТАСКИН
<...>
...набрели на заброшенное кладбище. То там, то здесь торчали покрытые травой бесформенные холмики, над которыми высились замшелые деревянные кресты или пирамидки со звездочками наверху. Могил было немного. Отличались от всех памятники полярным летчикам — это неизменный пропеллер, часть мотора или фюзеляжа. А вот и спасательный круг: бронзовая табличка с четкой надписью: погиб при разминировании пролива Югорский Шар. Круг подкрашен, могила ухожена, табличка надраена
<...>
о-в Вайгач, Красноярск (1951-1994)



Вайгач
Виктор Конецкий
<...>
Маленькое кладбище в бухте Варнека обнесено слабой загородкой. В центре его высится самодельный памятник двум летчикам, которые разбились здесь. Их имен нет на цементе памятника. Только подлинный самолетный винт чуть качается за оградкой кладбища, молча рассказывая об аварии. И только по старости металла можно определить, что погибли летчики много лет назад. Сам памятник сделан людьми для того, чтобы быть памятником, а винт и лыжи — истинные участники трагедии, потому они действуют сильнее памятника.
Высохшие стебли цветов лежат на могиле летчиков, прижатые от ветра голышом.
Дальше могила, в которую забит здоровенный кол, и на этом колу висит спасательный круг. Краска с круга слезла, снег, дожди, ветер растрепали парусину обшивки, пробка высыпается из дыр. Пожалуй, не следует вешать спасательные круги на могилы моряков. Спасательный круг, который не спас, выглядит насмешкой.
Надпись:
При выполнении боевого задания в проливе Ю. Шар 10 октября 1946 г. скончался матрос ЛЬВОВ Алексей Васильевич.
Спи, дорогой товарищ. 1927—1946 гг.
Ему было бы сегодня тридцать семь лет, этому дорогому товарищу Леше Львову.
И еще одна могила — стальная труба, воткнутая в землю, металлическая дощечка с выбитой точками — зубилом — надписью:
ЛЕДНЕВ Александр Иванович
19.06.19 41
Ст. пом. кап-на п/х «Правда»
Я вытащил записную книжку и записал эти имена. Пускай их вспомнят люди.
<...>

 Кладбище в б. Варнека на о. Вайгач.1994. Масл.jpg

Конецкий В.В. Кладбище в бухте Варнека на острове Вайгач. Масло, 1994
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Пред.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения