"Северный Полюс - 15"

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июнь 2008 18:40

Смежная тема: АПЛ К-14 и работа станции СП-15Ф


Дрейфующие станции "Северный полюс" (1937, 1950 - 1991, 2003 - 2008 гг.), ААНИИ http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/np/#np-15

Дрейфующая станция "Северный полюс-15" (первая смена)
Начальник Панов В.В.


Станция открыта: 29 марта 1966 г. 78°50' с.ш.; 168°43' в.д.
окончена смена: 15 апреля 1967 г. 84°46' с.ш.; 168°30' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1968 г.


Личный состав:

    Панов В.В.- начальник
    Архипов В.И.- океанолог
    Агафонов В.В.- аэролог
    Гвоздков В.В.- локаторщик
    Чичигин В.Т.- аэролог (1/2 года)
    Миненко А.И.- аэролог (1/2 года)
    Кизино Г.И.- метеоролог-актинометрист
    Васильев А.А.- гидрохимик
    Баранов Я.П.- заврадио
    Михайлов Г.Ф.- радист-метеоролог
    Цветков П.А.- механик
    Лукачев В.В.- врач
    Пестов С.И.- повар
    Александров А.С.- аэролог (1/2 года)
    Клягин А.Д.- аэролог (1/2 года)

Прикомандированные сотрудники экспедиции "Север-18"
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт:

    Артемьев Н.П.- океанолог
    Евдокимов О.И.- океанолог
    Кумачев К.И.- аэрофотосъемщик
    Смирнов Н.П.- астроном
    Луценко Э.И.- метеоролог

Киевский научноисследовательский институт гидроприборов:

    Майхровский Э.Н.- заместитель начальника
    Митрин Г.Н.- механик
    Лосев А.С.- механик

Сотрудники станции "СП15ф", оставленные на зиму:

    Клименок Н.Г.- заместитель начальника
    Гокоев Н.К.- радиофизик
    Зварич Н.К.- радиофизик
    Федотов Р.А.- радиофизик
    Шатковский Л.С.- радиофизик
    Мозолев Ю.Н.- радиофизик
    Тесовский Ю.В.- радиофизик
    Моргун П.А.- механик
    Матвейчук А.Н.- повар
    Лосев А.С.- повар
Жилые и подсобные помещения:
домики (11).


Транспорт:
трактор Т-38


Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 382 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 1'73 км/сут 660 км; суммарный дрейф со скоростью 4,1 км/сут 1563 км.
Размер льдины при открытии станции 2600х3300 м' в конце смены 2000х1500 м. За весь период дрейфа трещины регулярно проходили через края льдины, в некоторые месяцы по краям льдины наблюдалось торошение.
Завезено 599 т груза.
Принято 894 самолетов (ИЛ-14, ЛИ-2, АН-2, АН-12).
Всего на льдине побывало 116 человек.




Дрейфующая станция "Северный полюс-15" (вторая смена)
Начальник Булатов Л.В.


Принята смена: 15 апреля 1967 г. 84°46' с.ш.; 168°30' в.д.,
Станция закрыта: 22 марта 1968 г. 85°45'с.ш.; 10°30' з.д.


Личный состав:

    Булатов Л.В.- начальник
    Воробьев А.Н.- аэролог
    Зушинский А.Н.- аэролог
    Онучин М.К.- аэролог
    Фищев Н.Н.- аэролог
    Прозоров В.Н.- метеоролог-актинометрист
    Остроглядов Б.П.- метеоролог-актинометрист
    Дубко О.Д.- океанолог
    Павлов Г.Л.- гидрохимик
    Белоусов Б.Г.- магнитолог-астроном
    Тимерев А.А.- актинометрист
    Томара Г.А.- геотермик
    Брок О.О.- заврадио
    Яковлев Ю.М.- радиотехник
    Парамонов Ю.А.- врач
    Лебедев Н.В.- механик
    Прокопьев В.Е.- механик
    Волков П.П.- повар
    Загорский В.А.- повар
Жилые и подсобные помещения:
домики (11).


Транспорт:
трактор Т-38.


Общие сведения:
Продолжительность дрейфа в течение 342 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 3'4 км/сут 1165 км; суммарный дрейф со скоростью 6,52 км/сут 2230 км.
Размер льдины в начале смены 1500х2000м, при закрытии станции 600х400 м. До 21 мая наблюдалось несколько разломов льдины, станцию перебазировали на новое место.
Завезено 113 т груза.
Принято 116 самолетов (ИЛ-14, АН-2, ЛИ-2).
Всего на льдине побывало 48 человек.


Дрейфующая станция "Северный полюс-15Ф"
Начальник Романов И.П.


Станция открыта: 27 мая 1966 г. 79°37' с.ш.; 171°44' в.д.
станция закрыта: 28 октября 1966 г. 82°10' с.ш.; 168°52' в.д.


Личный состав:

    Романов И.П.- начальник
    Клименок Н.Г- заместитель начальника
    Шариков И.М.- метеоролог
    Гокоев А.В.- радиофизик
    Зварич Н.К.- радиофизик
    Ивахненко Н.Н.- радиофизик
    Захаренко С.Я.- радиофизик
    Заботин Д.П.- радиофизик
    Дерий В.П.- радиофизик
    Оглоблин Г.И.- радиофизик
    Буромский А.В.- радиофизик
    Леванюк Е.В.- радиофизик
    Моргун П.А.- механик
    Матвейчук А.Н.- повар
    Кубайтис И.И.- радист
    Шевченко Б.А.- радиофизик
    Долгов Н.Н.- радиофизик
    Флоридов Г.В.- радист

    Вокруг"СП-15" и "СП-15ф" работало четыре выносных группы, состав каждой из них четыре человека. Старшие групп: Углев В.Д., Захаров Ю.В., Гаврило В.П., Измайлов В.В.


Жилые и подсобные помещения:
домики (14).


Транспорт:
трактор Т-38(2) (один затонул).


Общие сведения:
Продолжительность дрейфа в течение 154 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 1'85 км/сут 285 км; суммарный дрейф со скоростью 5,48 км в сутки' 83 км.
Размер льдины при открытии станции 4000х6000 м' при закрытии полный разлом.
Завезено 238 т груза.
Принято 226 самолетов (ЛИ-2, АН-2).
Всего на льдине побывало 67 человек.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Август 2008 20:34

[ Дрейфующие станции "Северный полюс" (1937, 1950 - 1991, 2003 - 2008 гг.), ААНИИ http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/np/#np-15 ]


Большая подборка фотографий со станции "СП-15" из фотоархива Владимира Сергеевича Мержевича.

http://www.merjevich.ru/photo/?pid=17
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный Полюс - 15Ф"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Август 2008 20:39

Иван Кукушкин пишет:Дрейфующая станция "Северный полюс-15Ф"
Начальник Романов И.П.


Станция открыта: 27 мая 1966 г. 79°37' с.ш.; 171°44' в.д.
станция закрыта: 28 октября 1966 г. 82°10' с.ш.; 168°52' в.д.

"Холодная война в Арктике", Журнал «Власть» № 46(397) от 21.11.2000 http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=18022

Военно-ледовая команда

Hачиная с 1958 года американские атомные субмарины приходили подо льдами на Северный полюс, всплывали и на вершине мира, и возле своих полярных станций. Так они могли подойти вплотную к советским берегам и произвести пуск ракет. Положение требовалось немедленно выправлять. И на станцию СП-8 была отправлена команда специалистов из киевского института гидроприборов, работавшего по заказам ВМФ.

Ветераны этих экспедиций многое недоговаривают, но, видимо, первоначально их главной целью было создание акустических маяков для ориентации субмарин подо льдом. Судя по всему, с этой задачей украинские инженеры справились. Лодки выходили в заданный район и всплывали в полынье. А вот с задачей поиска по шумам вражеской подлодки у киевлян вышла незадача. Дело не клеилось, приборостроители решили, что дело не только в фоновых шумах, которые издают ломающиеся льды, но и в звуках, которые издают агрегаты и приборы «несекретных» полярников. И они добились организации собственной станции.

В целях сохранения тайны ее назвали СП-15Ф (филиал) и расположили километрах в сорока от основной станции СП-15. Как рассказывал мне начальник СП-15 Владимир Панов, он ничего не знал о секретных исследованиях: «У нас была подводная лодка, запросто поднялась в небольшое отверстие. Знаю только, что она приходила для испытания какой-то аппаратуры киевлян. Я прошел на лодку, спустился внутрь, ну, конечно, выпили с командиром, и на этом все. Что и как они испытывали, меня не касалось».

Лодка, как вспоминали руководители СП-15Ф Петр Колбасенко и Hиколай Клименок, приходила для испытания аппаратуры обнаружения субмарин, но что-то с этими приборами не заладилось. В 1974 году участие киевлян в арктических экспедициях было завершено.

До сих пор ученые вспоминают о хороших суточных. «По тем временам приличные были деньги,— вспоминал Hиколай Клименок.— Суточные составляли 16 рублей, а у начальника станции — 18, это помимо зарплаты. Заработанное выплачивали по возвращении в Киев. Мне, помню, сразу выплатили около семи тысяч. Так что после Арктики многие из нас машинами обзавелись. Я купил себе 'Запорожец'».

А за поиск вражеских подлодок взялся Акустический институт имени академика Андреева. Группой исследователей на станции СП-18 руководил Валентин Афанасьев: «О том, что мы работали на станциях СП, в то время никто не знал. СП-18 только номинально принадлежала Арктическому институту. Высаживались мы с ледоколов в 1968 году. Станция была уникальной. В некоторые периоды там присутствовало под сто человек. За эти работы мы в 1971 году получили Государственную премию.

Hаши экспедиции проводились ежегодно до 1990 года. Последняя экспедиция была подготовлена, но за две недели до выезда финансирование неожиданно закрыли. Hа сегодняшний день из всего огромного коллектива — целого отдела института — остался я один. В том-то и беда, что все наши работы были совершенно закрыты. Эта полная секретность помешала тому, чтобы работы были продолжены в других направлениях».
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Мержевич В.С., "Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 19:31

Фотографии В.С. Мержевича ( 29.11.1928– 14.04.2006 ) http://www.merjevich.ru/

    За годы своего творчества Владимир Сергеевич Мержевич сделал несколько тысяч фотографий природы, животных, событий и портретов разных людей. Многие работы публиковались в газетах и журналах, их можно было увидеть на персональных выставках автора.

    На этом сайте представлены лучшие фотографии В.С. Мержевича, а также изображения из его личного архива, насчитывающего сотни уникальных старинных фотографий.

    Фотографии на сайте http://www.merjevich.ru предназначены для свободного просмотра, копирования и распространения в личных целях.

    Допускается размещать фотографии на другом сайте с соблюдением двух условий: обязательно следует указать имя автора фотографии и дать ссылку на этот сайт. Если эти условия соблюдаются, никакого дополнительного разрешения на публикацию изображений не требуется.



 201.jpg
Объявлен общий аврал. Необходимо перенести домики в безопасное место. Станция, просуществовав около года, ни разу не подвергалась такому стихийному бедствию.
zaxar2006 Аврал! - Необходимо остатки СП-14 доставить авиацией на СП-15ф.
 310.jpg
Самолет АН-2 дрейфовал вместе с СП-15 на льдине. При необходимости курсировал между станцией и основным аэродромом, который располагался в 14 километрах от станции. Командир самолета — А.М. Лаптев.
 up189.jpg
Антенна возвышалась над домиком радистов для организации канала связи.
zaxar2006 Всегда готов! К приёму сигналов от зонда.
 309.jpg
Борис Овечкин и (cправа) Санин Владимир Моисеевич — писатель, автор книг: «У Земли на макушке» о полярниках станции СП-15, «Новичок в Антарктиде», «72 градуса ниже нуля», «За тех, кто в дрейфе» и др.
 225.jpg
Валенки.
zaxar2006 Им тоже иногда нужно отдохнуть, согреться и просушиться.
 174.jpg
Чтобы не заблудиться во время пурги, между домиками натянуты специальные веревки, по которым можно всегда вернуться обратно.
 186.jpg
Для расчистки аэродрома от торосов часто использовалась взрывчатка.
zaxar2006 Взрывчатка использовалась при подготовке аэродрома, изготовлении гидрологических лунок и других работ
 205.jpg
Вид на льдину с самолета. Сфотографировано с самолета АН-2.
zaxar2006 По центру кадра виден извилистый вал свежего торошения льда.
 181.jpg
Домики со временем вмерзали в снег и их приходилось вытаскивать оттуда любыми подручными средствами. В крайних случаях для этого применялась взрывчатка.
zaxar2006 Остатки дрейфующей станции "Северный полюс 14" через 3-4месяца после столкновения её с о. Жаннетты. Дрейф этой станции описан её начальником Ю.Б. Константиновым (автор и замечательный Человек ! ) в книжке "Нас несёт к острову Жаннетты" (Гидрометиоиздат, Ленинград, 1968г.).
 180.jpg
Гости СП-15. Из вахтенного журнала. Нас посетили: художники — 1; писатели — 3; герои — 3; журналисты, фотокорреспонденты — 11. Статистические данные на 15 марта 1967 года.
 217.jpg
Да здравствует 1 мая! С приветственным словом выступил начальник станции Л.В. Булатов.
 219.jpg
Домик с радиостанцией. За 11 месяцев вахты радисты провели 8642 связи общим объемом 300625 групп. Это только метео и аэротелеграммы. Принято от радиостанции мыс Челюскин 7450 групп.
 223.jpg
Надпись на КП: прежде чем войти, подумай, нужен ли ты здесь?
 221.jpg
Льдина расколота надвое огромной трещиной. Этот грозный знак напоминает, что мы не на земле. С помощью самолета часть оборудования перенесено с одной льдины на другую.
 234.jpg
Командир самолета АН-2 Лаптев А.М. и его команда.
 175.jpg
Борис Овечкин на останках самолета «Аннушка».
 200.jpg
Появились первые трещины. Они прошли у дизельной электростанции, под домиком механиков, разломав льдину на несколько частей.
 228.jpg
При съемке с самолета АН-2 хорошо видно, что льдина расколота трещинами на несколько частей. Лагерь СП-15 оказался разделен на две части и с помощью самолета эвакуировали домики и электростанцию.
 173.jpg
В высоких широтах Северного Ледовитого океана в разгаре полярная ночь. Сейчас ее граница проходит между 68-й и 69-й параллелями.
 185.jpg
В 14 километрах от основного лагеря сделан аэродром, куда садятся самолеты с «Большой земли». От аэродрома до станции курсирует АН-2, который постоянно «живет» на льдине.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Мержевич В.С., "Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 20:09

 220.jpg
После завершения программы научных исследований станция эвакуирована, работа на СП-15 прекращена. По полярной традиции участники дрейфа оставили в кают-компании случаным путешественникам продовольствие и записку на двух языках. В ней приглашение воспользоваться гостеприимством и сообщить о координатах найденного лагеря СП-15.
 193.jpg
Во время пурги видимость снижалась до минимума, поэтому между домиками приходилось передвигаться по специально натянутым веревкам.
 191.jpg
Пурга на льдине. Арктика не враждебна человеку, но жизнь и работа там требует предельного напряжения сил.
 307.jpg
За период работы в районе «СП-15» экипаж Александра Михайловича Лаптева, командира самолета АН-2, совершил более 200 первичных посадок в Центральном арктическом бассейне и заслужил самую высокую оценку за проделанную работу от науки.
 197.jpg
Самолет АН-2 дрейфовал вместе с СП-15 на льдине. При необходимости курсировал между станцией и основным аэродромом, который располагался в 14 километрах от станции.
 184.jpg
Самолет ИЛ-14. Через Тикси до СП-15 самолет делает перелет, чтобы доставить полярникам необходимый для их жизни и работы груз. А также передать и забрать почту, которую иногда приходится ждать до трех месяцев.
 206.jpg
На самолете ИЛ-14 на льдину частенько прилетали гости — ученые, журналисты, фотокорреспонденты, полярники.
 233.jpg
Самолет полярной авиации Ли-2.
 308.jpg
Самолет полярной авиации Ли-2 с бортовым номером 04219.
 192.jpg
Государственный флаг СССР поднимали и опускали во время праздников и обновления состава станции.
 169.jpg
Жилых домиков на станции шесть и в обычное время в них живет по два-три человека.
 171.jpg
По всей дрейфующей льдине разбросаны осколки ледяных глыб, которые зовутся торосами.
 227.jpg
Торосы и вода
 182.jpg
С помощью трактора перевозили грузы с аэродрома, перетаскивали домики и делали еще много других полезных дел.
 176.jpg
Периодически в льдине появляются трещины и приходится следить за ними, чтобы они не раскололи льдину на части.
 222.jpg
За вновь появившимися трещинами устанавливается наблюдение, чтобы вовремя заметить, как трещина расходится.
 212.jpg
Появились первые трещины. Они прошли у дизельной электростанции, под домиком механиков, разломав льдину на несколько частей.
 235.jpg
Доктор Парамонов Ю.А. и главный метеоролог Кизино Г.И. Надпись на столбе: до Москвы 5100 км, до Ленинграда 5750 км, до Киева 5900 км, мужской туалет 17 м, женский туалет 1200 км, до дна 3700 метров.
 215.jpg
Домик, вмерзший в лед, отрывали взрывом. На крыше такого домика развевается флаг СССР.
 306.jpg
Трещина прошла у домика механиков, разломав льдину на несколько частей.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Мержевич В.С., "Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 20:20

 170.jpg
Вблизи лагеря вдоль дрейфующей льдины прошла трещина, сократив ее размер вдвое. Возникла необходимость перебазировать станцию на часть ледяного поля, оставшуюся целой. В этих сложных условиях полярникам пришлось заниматься перебазированием жилых домиков.

Захар: Перебазирование остатков станции СП-14 на СП-15Ф.
На фотографии удалось определить только двоих: вверху-Таран В.Д. (расположен выше всех), справа- Гокоев А.В.(стоит,опершись на лопату).


 194.jpg
Анатолий Александров — научный сотрудник Института Физики Земли Академии наук СССР.
 199.jpg
Справа старший аэролог, заместитель начальника станции Воробьев А.В. за расшифровкой полета радиозонда.
 204.jpg
Прибор подготовлен. Шар-зонд поднимет его километров на 30-40. Поднимаясь, он будет передавать на Землю сведения о потоках частиц, которые встретятся на его пути.
 196.jpg
Анатолий Александров — научный сотрудник Института Физики Земли Академии наук СССР.
 203.jpg
Борис Овечкин и Николай Скрябин готовят приборы к запуску в стратосферу. Эти приборы разработаны и изготовлены в ИКФиА. Они летают на ракетах и искусственных спутниках, измеряют потоки частиц приходящих из космоса.
 195.jpg
Аэролог Володя Агафонов за приемом сигналов, посланных с радиозонда.
 211.jpg
Множество приборов внутри палатки регистрируют сигналы зондов, а также показания различных датчиков.
 218.jpg
Юрий Никитин занимается исследованием и регистрацией естественного ультранизкочастотного излучения в области «Полярной шапки». Записано большое количество ленты. В институте космофизики эта информация будет расшифрована и приоткроется еще одна тайна природы.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Мержевич В., "Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Сентябрь 2009 14:57

Фотографии В.С. Мержевича ( 29.11.1928– 14.04.2006 ) http://www.merjevich.ru/

 210.jpg
Механик-тракторист Анатолий Лосев, начальник воздушной экспедиции «Север-19» П.П. Москаленко и радиотехник Владимир Мержевич.
 305.jpg
Слева командир самолета АН-2 № 44984 Александр Михайлович Лаптев. Справа заместитель директора ААНИИ, начальник высокоширотной экспедиции «Север-19», канд. географических наук Николай Иванович Тябин.
 178.jpg
Встреча.
Одна группа полярников принимает вахту, а другая ее сдает.
Справа Н.Г. Клименок.
 213.jpg
Потолок одной из палаток, в которой жили полярники.
Замечательный интерьер палатки вдохновляет изучать "Историю открытия и исследования Антарктиды". ( Возможно ,автор интерьера А.Н. Матвейчук , краски: уголь).
 209.jpg
Кинолюбители.
Доктор Ю.А. Парамонов и начальник воздушной экспедиции «Север-19» П.П. Москаленко.
 190.jpg
Команда летчиков АН-2.
Самолет АН-2 дрейфовал вместе с СП-15 на льдине. При необходимости курсировал между станцией и основным аэродромом, который располагался в 14 километрах от станции.
 177.jpg
Командир самолета АН-2 №44984 А.М. Лаптев и его команда.
 214.jpg
Николай Скрябин играет на гитаре в своей палатке.
 230.jpg
Слева направо: канд. геогр. наук Николай Иванович Тябин; Анатолий Лосев — механик-тракторист, Николай Скрябин, якутский исследователь.
 188.jpg
Николай Скрябин.
Якутский ученый из Института космофизических исследований и аэрономии. Был направлен на СП-15 для изучения космических лучей.
 226.jpg
Олег Дубко — океанолог по специальности, по совместительству взрывник.
 179.jpg
Оператор и режиссер Центральной студии документальных фильмов В.Д. Генералов снимает репортаж для фильма «Наша Родина».
 198.jpg
Борис Овечкин отдыхает внутри палатки.
 208.jpg
Начальник воздушной экспедиции «Север-19» П.П. Москаленко и механик-тракторист Анатолий Лосев.
 216.jpg
1 мая 1967 года на митинге совмещенным с праздничным ужином с приветственным словом выступил парторг А.Н. Воробьев. Он поздравил участников с праздником и пожелал дальнейших успехов в нелегком полярном труде.
 202.jpg
После того, как домики перенесены от трещины на безопасное место, не грех и отдохнуть.
 224.jpg
Анатолий Лосев. Механик-тракторист.
 229.jpg
Первого мая не только праздник, но и смена состава полярников. Слева на снимке Москаленко П.П. — начальник воздушной экспедиции «Север-19». Справа — кандидат географических наук Николай Иванович Тябин.
 236.jpg
Радиотехник Владимир Мержевич, по совместительству кино и фотооператор.
 231.jpg
Разговор.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Мержевич В., "Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Сентябрь 2009 15:03

 207.jpg
Николай Скрябин объясняет происхождение космических лучей.
 187.jpg
Справа А.В. Гокоев (1937-2005), инженер киевского НИИ Гидроприборов. Слева (гладит Мишку) Клименок Н.Г. (1 декабря 1935 ), инженер КНИИ ГП.
 172.jpg
На дрейфующей льдине со станцией изредка появлялись белые медведи, которые доплывали до нее с других льдин. Для их отпугивания и применяли ружья.
 232.jpg
Справа налево: Доктор Ю.А. Парамонов, заслуженный полярный летчик П.П. Москаленко, полярника идентифицировать не удалось.
 183.jpg
Якутские исследователи на СП-15. Слева направо: Скрябин Николай, Никитин Юрий, Овечкин Борис. Ружья использовались для отпугивания белых медведей, которые иногда появлялись за торосами.



Неделя Якутии, 12 февраля 2004 года http://www.merjevich.ru/about/?id=4

Дрейф к «макушке» Земли
Фотоальбом вместе с автором рассматривал Олег ЕМЕЛЬЯНОВ

В прошлом номере «Недели Якутии» мы сообщили об открытии фотовыставки ведущего инженера отдела научно-технической информации ИКФиА Владимира Мержевича.

В биографии Владимира Сергеевича есть арктическая эпопея, сохранившаяся в фотографиях, газетных вырезках и других документах.


Из пролога к фотоальбому В.Мержевича об экспедиции «СП-15»:

    «Полярный бассейн — огромная и очень важная часть планеты. Его называют «кухней» погоды. Для комплексного исследования этого громадного района в Северном Ледовитом океане на дрейфующих льдах постоянно работают ученые Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. В 1966 году в 855 километрах северо-восточнее острова Врангеля была организована очередная станция «Северный полюс-15».Для работы в высоких широтах Арктики Институтом космофизических исследований и аэрономии ЯФ СО АН СССР была организована первая экспедиция на дрейфующую станцию «Северный полюс» в составе Николая Скрябина, Бориса Овечкина, Юрия Никитина и Владимира Мержевича.

    В задачу экспедиции входило исследование потоков космических частиц на различных высотах с помощью приборов, запускаемых на шарах-зондах, и исследование естественного ультранизкочастотного излучения в области «полярной шапки».
Из радиограммы:

    «С Челюскина сообщили: льдина на «СП-15» расколота на две части, между лагерями порваны все кабели, нужно срочно вывозить аварийную электростанцию».
Из центральной прессы тех лет:

    «Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-19», организованная Арктическим и Антарктическим институтом, завершила доставку снаряжения и продовольствия общим весом 120 тонн в лагерь дрейфующей станции «Северный полюс-15».

    Дни, предшествующие окончанию воздушных операций, были нелегкими для коллектива зимовщиков и полярных летчиков. 23 апреля вблизи лагеря через дрейфующую льдину прошли две трещины, и ее размер сократился в два раза. Спустя несколько дней образовалось еще две трещины, которые прошли непосредственно через лагерь «СП-15».

    Возникла необходимость перебазировать станцию на часть ледяного поля, оставшуюся целой. В этих сложных условиях 16 полярникам пришлось не только принимать грузы, но и заниматься перебазированием жилых домиков, палаток и научных павильонов.

    В настоящее время станция «СП-15» находится в 1200 километрах к северо-востоку от Северной Земли».
Из вахтенного журнала:

    «1 мая 1967 г. Лагерь проснулся с праздничным настроением. Выбрались из домика, первое, что бросилось в глаза — обилие флагов. Они развевались на главном флагштоке, кают-компании, на домиках, палатках, антеннах и даже на самолете «АН-2». Праздник праздником, а научные наблюдения и исследования ведутся по полной программе. Проводятся работы по перенесению лагеря в безопасное место. Механики ковыряются в дизеле.

    Из-за сильного ветра, к сожалению, первомайская демонстрация была отменена. В 17-30 час. состоялся митинг, совмещенный с праздничным ужином. С приветственными словами выступили начальник станции Булатов Л.В. и парторг Воробьев А.Н. Они поздравили личный состав с праздником и пожелали дальнейших успехов в нелегком полярном труде. После первого тоста радисты сообщили, что трещина в районе их домика расходится, и антенна находится в опасности. Свободные от вахты радисты срочно покинули кают-компанию. Сразу же вслед за этим сообщением поступило другое. Трещина, проходящая возле кают-компании и дизельной, быстро расходится. За поведением трещины установлено наблюдение. К счастью, она через пару часов сошлась в исходное положение.

    После ЧП с трещинами первомайский тост произнес начальник «Север-19» Тябин Н.И., где он отметил опасность ледовой обстановки и предложил выпить за полярников, ведущих непрерывную борьбу со стихией. В дальнейшем вечер прошел без происшествий. В заключение вечера был просмотрен кинофильм «Человек не сдается». Сказать, что на станции нет больных, к сожалению, нельзя, т.к. заболел доктор Парамонов Ю.А. Как он утверждает, у него что-то происходит со средним ухом. Думается, что жить будет.

    Где-то в районе пяти часов произошло два ощутительных толчка. После обследования трещины и льдины пришли к выводу, что серьезных осложнений они лагерю не причинили.

    Дежурство, надеюсь, что последнее, сдал 1 мая 1967 года Федотов Р.»
Из книги В.Санина «У Земли на макушке»:

    «Жилых домиков на станции всего шесть, и в обычное время в каждом из них живут два-три человека. Но сейчас пришлось уплотниться: вместе со старой сменой, которая вот-вот улетит на материк, живет часть новой, да еще экипаж «Аннушки», да еще гости. Скажем прямо, без особого шика, но все же с грехом пополам разместились.

    Кают-компания, к которой примыкает кухня, слеплена из двух домиков, в такой же комбинации — баня и движок, тарахтящий круглые сутки.

    Метрах в ста от центрального жилого массива торчит из сугробов домик радистов. Здесь же возвышается стальная антенна, и неподалеку высокая мачта с красным флагом, самым северным государственным флагом Советского Союза.

    На таком же расстоянии от центра, как и радисты, расположились метеорологи. Если присмотреться, можно увидеть крышу их домика, целиком зарывшегося в снег. Рядом — метеобудки, приборы, измеряющие направление и силу ветра, и прочее оборудование.

    Ощетинившись рогами малахита (того самого 2,5-тонного прибора, с которым полярник «перепрыгнул» через трещину), спрятался в снегу домик аэрологов. Неподалеку от него раскинулась палатка, в которой живут члены экспедиции Якутского филиала Академии наук, прибывшие на полюс изучать космические лучи».
Из центральной прессы тех лет:

    «За 18 с лишним месяцев дрейфа станция «Северный полюс-15» прошла по генеральному направлению более 1200 километров. Под действием южных и юго-восточных ветров «ледовый корабль» приближается к полюсу. Л.Булатов радировал в Москву, что 3 декабря счислимая широта «СП-15» составила 89 градусов 57,3 минуты, а это значит — лагерь советских полярников находится в 5 километрах от Северного полюса земного шара. До сих пор из всех 15 наших дрейфующих станций «Северный полюс» ни одна не проходила так близко к «макушке» земли».
Из вахтенного журнала:

    «7 декабря. Вечером смотрели кинофильм… Единодушное мнение — выбросить как можно дальше, чтобы не портил настроение. Наш бедный доктор Лукачев страдает от зубной боли! Дежурный Баранов».

    «13 декабря. Погода продолжает оставаться отличной. Такую обычно изображают в новогодних фильмах. Тихо. Крупными хлопьями падает снег. Настроение бодрое. Тем более, что после обеда ожидается баня!

    31 декабря. На столе было все, кроме птичьего молока: огромный торт, котлеты по-киевски, салаты, заливные… А подарки рассмешили всех до слез: например, здоровый гаечный ключ в коробке из пенопласта; а Архипову подарили второго ферзя, потому что с одним он не выигрывает… В четыре часа разошлись. Обошел домики: все спали глубоким сном, и притом — на своих местах! Дежурный Цветков».

    10 марта. Начальник станции, доктор и механик на тракторе съездили на старый аэродром через трещину. Поездка прошла благополучно, привезли бревно и баллоны с газом. Трещина постоянно дышит, поездки на аэродром опасны, необходимо строить новый.

    22 марта. В обед радист объявил, что к нам направляется «ЛИ-2». Будем надеяться, что догадаются захватить почту. Последняя была три месяца назад — срок, который кажется вечностью.

    28 марта. Сегодня сборная СССР по хоккею с шайбой стала пятикратным чемпионом мира. Мо-лод-цы! Отправили поздравительную телеграмму. Дежурный Гвоздиков».
Из книги В.Санина «У Земли на макушке»:

    «А нынешний коллектив станции?

    Суровые испытания выпали на его долю. Льдина все-таки прошла через географический полюс, взгромоздилась на заветную макушку, но что от нее осталось, от этой славной льдины! Она трещала и лопалась по швам, ее всю изломало, и много раз в полярную ночь Булатов и его ребята буквально из-под носа у вала торосов спасали оборудование, продукты и баллоны с газом. Площадь льдины уменьшилась в десять раз, но на этом осколке дрейфуют мужественные и неунывающие люди. Передо мной телеграмма: «Перевалили западное полушарие едем под горку домой».

    Счастливого дрейфа, ребята! Вы смеетесь, когда вас называют героями, потому что знаете, что делаете свое простое, будничное дело. Действительно, поменьше восторгов — они мешают работе. Но пусть вас согревает сознание того, что в тысячах километрах от макушки Земли наши друзья помнят о тех, кто дрейфует сквозь пургу и стужу, помнят и при встречах поднимают бокалы:

    — За тех, кто в дрейфе!»
Из вахтенного журнала:

    «Сегодня исполнилось 11 месяцев официального открытия станции СП-15. За это время:
    Для определения координат взято линий положения (звезд, солнца) — 1170 шт.
    Наш главный метеоролог Кизино Г.И. сходил на метеоплощадку, чтобы снять показания сухого термометра, 2680 раз.
    Радисты провели 8642 сеанса связи общим объемом 300625 групп. Это только метео- и аэротелеграммы. Принято от радиостанции мыс Челюскин 7450 групп.
    Аэрологи выпустили 609 радиозондов, максимальная высота 44 км, минимальная высота 11 км.
    Гидрологи выполнили 18 станций с измерением температур на различных глубинах биогенными элементами и изотопным составом.
    Зафиксирована максимальная глубина — 3700 метров, минимальная глубина — 2500 метров.
    Мы имеем километры записи прохождения звуковых волн через лед, воду. Сотни метров записи солнечной радиации, температур воздуха, давления атмосферы и температуры воды.
    Наш трактор находил 7000 км по торосам и снежным буграм.
    Доктор скормил нам 1731 упаковку порошка и 5355 таблеток. Учитывая витамины, это составит 73285 единиц.
    Мы выдали доктору для исследования 4500 дозировок мочи, что составит в объеме 5 куб.м, или 5 тонн.
    Нас посетили: художники — 1, писатели — 3, герои — 3, журналисты, фотокорреспонденты — 11.

    Статистические данные указаны на 15 марта 1967 года. Все работы велись согласно программе. Изменений в ледовой обстановке не наблюдалось. Личный состав здоров».
Из сообщения ТАСС:

    «Две тысячи километров во льдах Арктики продрейфовала станция «Северный полюс-15». 26 марта в Ленинграде получена радиограмма о прекращении работы «СП-15». Ее эвакуация осуществлена в связи с завершением программы научных наблюдений.

    В последней метеосводке, переданной с «СП-15», сообщается, что температура в районе дрейфа — минус 36,7 градуса.

    По полярной традиции участники дрейфа оставили в кают-компании случайным арктическим путникам продовольствие, а также записку на русском и английском языках. В ней — приглашение воспользоваться гостеприимством и сообщить о координатах найденного ими лагеря «СП-15».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Сентябрь 2009 15:10

Неделя Якутии, 20 июля 2006 года http://www.merjevich.ru/about/?id=5

Секретная миссия на «Северном полюсе»
Иван Негенбля


В 1966 году необычно рано, в январе, начала свою работу в Северном Ледовитом океане очередная воздушная высокоширотная экспедиция «Север-18».

Эвакуация

Смещение привычных сроков было вызвано необходимостью срочно закрыть дрейфующую станцию «Северный полюс-14» и организовать вместо неё СП-15.

Дрейфуя в районе островов Де-Лонга, льдина станции СП-14 подвергалась беспрерывным сжатиям, в результате её размер уменьшился до 200 метров в поперечнике. Аэродрома не осталось и в помине — станцию окружила высокая гряда торосов, за которыми на несколько километров простирались перетёртые льды с большими разводьями.

Несмотря на очень тяжёлую обстановку, благодаря самоотверженной и чёткой работе нижнеколымского экипажа Ю.Добротворцева, операцию по эвакуации зимовщиков со льдины вертолётом «МИ-4» успешно завершили 11 февраля.

Высаженную в конце марта в 855 км северо-восточнее острова Врангеля экспедицию СП-15 возглавил молодой учёный В.В.Панов. Как и на её предшественницах, полярники вели на станции наблюдения по чётко разработанной обширной научной программе, используя оборудование и приборы, в своё время перевезенные с СП-14.

Но в работе нового коллектива было и такое, чем СП-15 отличалась от ранее дрейфующих станций. В феврале–мае 1967 года Институт космофизических исследований и аэрономии Якутского филиала СО АН СССР впервые организовал полярную экспедицию, в которую входили Николай Скрябин, Борис Овечкин, Юрий Никитин и Владимир Мержевич. Им предстояло исследовать потоки космических частиц на различных высотах с помощью приборов, изготовленных в институте и запускаемых на шарах-зондах, а также изучать естественные ультранизкочастотные излучения в области «полярной шапки».

Ещё в 1961 году группа сотрудников института, возглавляемая Ю.Никитиным, работая в Тикси, впервые зарегистрировала низкочастотные радиосигналы, сопровождающие полярные сияния. Экспериментальные измерения этих радиоизлучений проводились до 1968 года. В совокупности с данными, полученными в экспедиции на СП-15, эти материалы позволили впервые развить классификацию ультранизкочастотных излучений по их связи с гелио- и геофизическими явлениями.

В работе СП-15 была ещё одна особенность.

«Почтовый ящик»

Я не первый год занимаюсь изучением истории исследований в бассейне Северного Ледовитого океана. Не раз при этом возникали трудноразрешимые вопросы, неясности. Одна из них: зачем нужно было невдалеке от станции СП-15 организовывать её филиал, ещё одну станцию — СП-15ф.

Разгадка открылась лишь недавно. Суть её вот в чём. К началу 60-х годов «холодная война» между противостоящими блоками была в самом разгаре. С той и другой стороны в Европе по линии размежевания строились базы, аэродромы, военные городки. Советский Союз форсированно усиливал Северный и Тихоокеанский флоты самыми современными кораблями и подводными лодками. Не дремали, естественно, и наши потенциальные противники.

Не обходилось без «сюрпризов»: неожиданно обнаружилось, что американские атомные подводные лодки подо льдами Северного Ледовитого океана беспрепятственно совершают походы к нашему арктическому побережью. Таким образом США получили возможность, в случае необходимости, неожиданно и с относительно близкого расстояния наносить ракетные удары по нашей столице и другим стратегически важным объектам. В Москве серьёзно обеспокоились: Советский Союз не располагал никакими средствами обнаружения этих вражеских субмарин. Заняться проблемой поиска американских подводных лодок в подлёдном плавании поручили Киевскому институту гидроприборов, который специализировался на разработке противолодочных средств для Военно-Морского флота.

Секретно, под видом сотрудников Арктического института, группа киевлян отправилась на СП-15. Конспирация была настолько глубокой, что даже Юлиан Семёнов, специальный корреспондент «Правды», собиравший на СП материал для очередной книги, ничего не заподозрил (или делал вид?). Исследователям казалось, что задача будет весьма проста: опусти в воду прибор, и он зафиксирует шум движущейся подводной лодки, а определить направления плывущей субмарины и расстояние до неё — дело техники. Но оказалось, что подлёдный мир Арктики — не безмолвный, как в замерзшем озере: непрерывное торошение льдов, образование трещин создавало под водой какофонию шумов.

«Самым досадным, — вспоминал один из акустиков, — было то, что звуки при торошении нередко были таких же частот, как и от подлодки. А это означало, что если на основе имеющейся техники развернуть систему раннего обнаружения субмарин, то она будет постоянно объявлять ложные тревоги. За консультациями мы обратились в Москву, в Институт акустики. Но столичные светила науки ничего определённого сказать не смогли, и исследования были продолжены группой киевлян». В нее входили Э.Н. Майхровский, Г.Н. Митрин и А.С. Лосев, руководил Н.Г. Клименок, он же являлся заместителем начальника СП-15.

Так как для исследований требовалась тишина, то в мае 1966 года километрах в сорока от основной СП специально для выполнения задач киевлян и была организована станция СП-15ф.

По программе научных исследований акустикам не раз приходилось подключать к работе советские подлодки. «Одно из таких посещений, — вспоминал Клименок, — чуть было не закончилось трагедией. Субмарина благополучно всплыла в полынье, и наш механик Пётр Моргун подвёз к ней на мини-тракторе аппаратуру. Но когда он увозил приборы обратно в лагерь, трактор провалился под лёд и ушёл в пучину. Так как кабина на тракторе была предусмотрительно снята, то Моргун успел выскочить на лёд — ему только переносицу перебило, ну, и промок до нитки. Подводники взяли его в лазарет на лодку, и там он пробыл несколько суток».

Станция СП-15ф продрейфовала полгода, но в конце октября 1966 льдину начало ломать: рядом с лагерем прошли две огромные трещины, затем они стали возникать одна за другой. Сутками не спали: приходилось то продукты спасать, то горючее. А когда унесло продуктовую палатку, стало ясно: нужно, не откладывая, переправляться в лагерь к ленинградцам.

Гидроакустики из Киева работали в Арктике до 1974 года включительно. Но, по утверждению того же Клименка, систему обнаружения подлодок им создать так и не удалось…

Новые испытания

Но вернёмся к работе основного состава СП-15. В весенне-летний период 1966 года полярники не имели серьёзных претензий к льдине: выписывая на просторах океана замысловатые «кренделя», она перемещалась в северо-западном направлении спокойно, без торошений. Но потом взяла реванш по полной программе: с наступлением полярной ночи один за другим следовали разломы льдины, требующие перебазирования чуть ли не всего хозяйства станции с одного места на другое. Не обошлось без таких потерь имущества, что в декабре руководство Арктического и Антарктического института вынуждено было раньше запланированного времени организовать высокоширотную экспедицию.

Её участники впервые совершили трудные полёты в период глубокой полярной ночи через Карское и Баренцево моря в приполюсный район, где в это время находилась станция СП-15. Авиаторы доставили в лагерь полярников снаряжения и продовольствия общим весом 120 тонн. 15 апреля 1967 года на СП-15 приступила к работе вторая смена зимовщиков во главе с Л.В.Булатовым, близилась к завершению деятельность экспедиции «Север-19». Но эти дни оказались нелёгкими и для коллектива станции, и для полярных лётчиков. 23 апреля вблизи лагеря прошли две трещины, и размер дрейфующей льдины сократился в два раза. Спустя несколько дней образовались новые трещины, которые прошли непосредственно через лагерь СП-15.

Возникла необходимость перебазировать станцию на часть ледяного поля, оставшуюся целой. В этих сложных условиях 16-ти полярникам пришлось не только принимать грузы, но и заниматься перебазированием жилых домиков, палаток и научных павильонов. К тому же из-за раскола льдины были порваны все кабели, понадобилась аварийная электростанция. В этой экстремальной ситуации срочно вызванный «ЛИ-2» сел на промежуточный аэродром, загрузил аварийную электростанцию, кабель, взял с собой электромеханика и взлетел. Через пять часов – на станции. Картина у зимовщиков невзрачная: аэродром — если можно его так назвать — обколот кругом и крайне ограничен: с одной стороны торосы, с другой разводья. Самолёт делает несколько кругов, прицеливается и садится.

Работники дрейфующей станции и экипаж базирующегося на льдине самолёта «АН-2» теряли всякую надежду сохранить аэродром: на их глазах откалывались драгоценные метры взлётно-посадочной площадки. Командир «Аннушки» А.М. Лаптев за время нахождения на СП-15 совершил более 200 рейсов в Центральном арктическом бассейне и заслужил от «науки» самую высокую оценку своей работы. И теперь, оценивая ситуацию, из дня в день меняющуюся в худшую сторону, приходил к выводу, что скоро и его «воздушный вездеход» не сможет подняться в воздух.

Хотя обитатели льдины находились под постоянной угрозой ее разрушения или другого стихийного бедствия, по твёрдому убеждению начальника станции, по обилию опасностей никакая профессия не может сравниться с работой полярного лётчика.

— Мы всего насмотрелись, — рассказывал он, — но лётчиками нельзя не восхищаться. Летом произошёл такой случай. Погода была неустойчивой, то ясной, то наплывал туман, а самолёты летели один за другим. Через несколько минут должен был появиться «ИЛ-14». Слышим гул моторов, но над нами — туман! Когда самолёт разворачивался — пилот видел лагерь, заходил на посадку — полоса оказывалась в тумане. На седьмом развороте полоса частично прояснилась, но соотношение высоты и посадочной скорости было такое, что коснуться полосы удалось в самом её конце, в ста метрах от торосов. Мы все отвернулись — думали, конец ребятам. Нет, буквально над торосами командир ухитрился взмыть в воздух! На восьмой раз всё-таки сел удачно, но экипаж из самолёта вышел шатаясь. Кроме командира: тот очень гордился, что сумел посадить машину…

Руководителем полётов на СП-15 был Александр Данилович Горбачёв (Данилыч). В его паспорте стояли штампы всех станций «Северный полюс», начиная с третьей, — такой коллекции до него не было больше ни у кого. Как писал Юлиан Семёнов, «утром в его чёрной палатке жужжит электробритва и пахнет хорошим одеколоном. А ледовый аэродром прошит двумя дышащими разводьями, и положение, говоря откровенно, — довольно напряжённое, и впереди новолуние, а это обязательно новые торошения льдов. Но порядок есть порядок, и он должен неукоснительно соблюдаться. Посему Данилыч подтянут, покоряющее элегантен…»

Записка на макушке Земли

На долю второй смены станции СП-15 пришлась серия труднейших испытаний: семь раз коварные трещины делили льдину на две, а то и три части. Семь раз приходилось по леденящему ветру переносить на новое место домики, оборудование. Ну и вознаграждены были полярники за эти «безобразия природы» с лихвой. К декабрю 1967 года станция под действием южных и юго-восточных ветров прошла по генеральному направлению более 1200 км, и после папанинской станции первой из всех отечественных «кочующих ледовых кораблей» продрейфовала через географическую точку Северного полюса. Здесь полярники оставили капсулу с письмом, обращённым к будущим исследователям тайн Северного Ледовитого океана.

После прохождения через полюс станция была вовлечена в дрейф выносного характера. Гонимая ветром и течениями, в начале 1968 года она приблизилась к проливу между Шпицбергеном и Гренландией с относительно теплыми водами.

В конце марта воздушная высокоширотная экспедиция «Север-20» эвакуировала персонал станции СП-15, завершившей двухлетний цикл исследований. По полярной традиции, участники дрейфа оставили в кают-компании случайным арктическим путникам продовольствие, а также записку на русском и английском языках. В ней — приглашение воспользоваться гостеприимством и сообщить о координатах найденного ими лагеря СП-15. Насколько нам известно, такие сообщения не поступали. Но сама станция и её обитатели навсегда остались в истории освоения Арктики, вписав в неё яркую страницу.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 30 Январь 2011 19:22

Из архива З.М. Гудковича (ААНИИ). Снимок сделан на СП-15. Смена неизвестна.
 CP-15-6(1).jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4459
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Май 2013 09:32

блог fotoflota http://fotoflota.livejournal.com/33168.html
Конструкторское бюро "Малахит". Экспонат из "комнаты подарков"
:": Доска с станции "Северный полюс 15, подаренная экипажу подводной лодки, заказа 281, 1966 год.

Изображение
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный Полюс - 15"

Сообщение Адольф Милованов » 28 Октябрь 2014 20:07

 File1768.jpg
Похожий снимок выше уже был, но этот с большим содержанием. Из архивных плёнок Завьялова М.Г.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1172
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 06 Март 2016 11:43

Вторая мена СП-15. Фото из архива начальника смены Л.В. Булатова (ААНИИ)
 img277.jpg
 img278.jpg
 img279.jpg
 img281.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4459
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 06 Март 2016 11:46

Вторая мена СП-15. Фото из архива начальника смены Л.В. Булатова (ААНИИ)
 img282.jpg
 img283.jpg
 img284.jpg
 img285.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4459
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный Полюс - 15"

Сообщение SVF » 06 Март 2016 12:14

Вторая мена СП-15. Фото из архива начальника смены Л.В. Булатова (ААНИИ)
Справа - аэролог Анатолий Воробьев
 img286.jpg
 img287.jpg
 img288.jpg
 img289.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4459
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

След.

Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения