Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Авиапарк заполярья по типам самолетов
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 00:23

Пока непонятно, что это за самолет. Какой его номер, кому он принадлежал.

Начну выкладывать его эпопею статьях из газет того времени. Может, что и проясним.




Отлет полярных летчиков.

Вечерняя Красная газета, 26 июля 1932 г.


Сегодня из Ленинграда вылетает летная группа "Сибирякова". Летчик Иванов, Раппопорт — аэронавигатор и Плешков — борт-механик. В беседе с нашим сотрудником начальник группы тов. Иванов сообщил :

— Путь от Ленинграда до Архангельска при благоприятных условиях мы рассчитываем покрыть в пять часов. Самолет вполне приспособлен для работы в арктических условиях. Во время похода "Сибирякова" мы будем проводить воздушные разведки льдов, метеорологические исследования, аэрофотосъемки, изучения верхних слоев атмосферы, а также наблюдать за движением морского зверя и рыбы. Самолет снабжен радиостанцией передаточной и приемной с радиусом действия на 700 км.


Вся задержка из-за самолета.

Вечерняя Красная газета, 27 июля 1932 г.


Архангельск 26. Вчера в Архангельске в Большом театре состоялось торжественное заседание крайисполкома совместно с представителями заводов, на котором заслушаны доклады профессоров Шмидта, Самойловича и Визе. Вечер прошел с огромным успехом. Крайисполком выразил благодарность рабочим судоремонтного завода за великолепную подготовку "Сибирякова".

Единственная задержка, не дающая нам выйти в море — это отсутствие самолета. Сегодня утром Управление гражданского воздушного флота получило телеграмму о предполагаемом вылете самолета их Ленинграда. Приняты все меры к приему воздушного корабля. Северная Двина, куда должен был спуститься самолет, была очищена от плавающих бревен, расставлены опозновательные знаки, но самолет не прилетел. Зато пришла телеграмма с сообщением, что летчик Иванов прибудет в Архангельск вечером. Если действительно самолет сегодня будет на Северной Двине, завтра, не дожидаясь погрузки "Русанова", "Сибиряков" выходит в море.


Авария самолета летчика Иванова.

Вечерняя Красная газета, 27 июля 1932 г.


Архангельск (аварийная), 26. Сегодня в 7 ч. 30 м. вечерв, начальник правительственной арктической экспедиции проф. Шмидт получил следующую телеграмму от полярного летчика Иванова — водителя самолета, участвующего в экспедиции "Сибирякова" : "При полете из Ленинграда в Архангельск самолет сегодня в 14 часов сделал вынужденную посадку в районе реки Онега, около села Корельского В воздухе сгорел мотор "
Посадка произведена с остановившимся винтом. Самолет и экипаж невредимы. Иванов"


(Наш корр.)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 00:51

Продолжение



Экспедиция не будет ждать самолета.

Вечерняя Красная газета, 27 июля 1932 г.

В Арктическом институте по поводу аварии самолета начальник прошлогодней экспедиции на ледоколе "Малыгин" Н. В. Пинегин сообщил нашему сотруднику :

— Самолет, потерпевший аварию, вылетел вчера из Ленинграда под управлением полярного летчика Иванова.

— Авария самолета вносит некотороые осложнения в работу всей экспедиции. Экспедиция не может ожидать самолета в Архангельске. У "Сибирякова" назначена уже встреча с угольным транспортом Карской экспедиции. По-видимому, тов. Иванову придется догнать экспедицию после того, как сгоревший мотор будет заменен новым.

— На складе Арктического института в Архангельске имеется запасной мотор. Вполне возможна посылка мотора морским путем, катером в г. Онегу, который находится приблизительно в 45 км от с. Корельского, где случилась авария.


Сегодня "Сибиряков" выходит в море.

Вечерняя Красная газета, 28 июля 1932 г.


Архангельск, 27. Немедленно по получении сведений о воздушной аварии полярного самолета была установлена прямая связь с местом происшествия.В течения почти всей ночи шли переговоры. Летчик Мванов сообщил, что ему с большим трудом, при остановившемся винте, удалось спланировать на реку Онегу близ села Корельского, находяшегося в 45 км. от гор. Онеги. Самолет и экипаж, как уже сообщалось, не пострадали. По заявлению летчика Иванова, необходимо срочно перебросить запасной мотор, находящийся на "Сибирякове", а также инструменты. Уже сегодня днем из Архангельска вышел бытроходный морской катер, имея на борту запасной мотор, а также специалистов гражданского воздушного флота. Расстояние от Архангельска до Онеги -— 4000 км. Двинский и Онежский зализы катер предполагает пройти в теччении суток. Отсюда мотор будет перегружен на речной пароход, которвй довезет его до первого порога. Дальше перевозка будет происходить на лошадях, а затем опять на пароходе, что займет значительное время. Поэтому, по решению начальника экспедиции проф. Шмидта, "Сибиряков" не будет ждать прилета самолета и завтра выйдет в море. Встреча с самолетом произойдет, по-видимому, в бухте Варнека у острова Вайгача или на острове Диксон.

Б. Громов
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 01:10

Продолжение



Самолет догоняет „Сибирякова”

Вечерняя Красная газета, 2 августа 1932 г.

Архангельск, 2 (авиа-аварийная). Полярный самолет летчика Иванова благополучно снизился против Архангельска.



Летчик Иванов вылетает на остров Диксон

Вечерняя Красная газета, 4 августа 1932 г.

Архангельск, 3 (авиа-аварийная). Летчик Иванов объясняет задержку в вылете из Онеги необходимостью тщательно проверить новый мотор. На перелете Онега—Архангельск мотор работал бесперебойно.. В ближайшие дни Иванов вылетает на остров Диксое для встречи с "Сибиряковым".

М. Максимов


Трещит первый лед

Вечерняя Красная газета, 10 августа 1932 г.


.....

Архангельск, 9. После четырехдневной тщательной выверки мотора и ряда пробных полетов 8 августа в 13 час. 30 мин. полярный летчик Иванов вылетел из Архангельска, взяв курс на бухту Варнека и далее на остров Диксон для соединения с ледоколом "Сибиряков". В дальнейшем полярный летчик будет идти впереди "Сибирякова" и сигнализировать ему о состоянии льдов

(наш. корр.)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 01:32

Окончание



* * *

Вечерняя Красная газета, 14 августа 1932 г.

Получено сообщение от летчика Иванова, направляющегося на самолете на остров Диксон для встречи с ледоколом "Сибиряков".

Самолет сделал посадку в устье Кия из-за отсутствия бензина. 10-го самолет, снабженный бензином, отправился на остров Варнека.

.....




Подробности аварии Иванова.

Вечерняя Красная газета, 19 августа 1932 г.

Архангельск, 17 августа. Обнаружив неполадки в моторе, Иванов решил вернуться из Кии обратно а Архангельск для ремонта. При приближении к Архангельску на взморье в густом черном тумане сделал вынужденную посадку. Аппарат упал в воду и затонул у берега. Летчики отделались ушибами. Самолет окончательно выбыл из строя и поднят партией ЭПРОНа.

Максимов




К сожалению, дату аварии в этих газетах я не нашел. Самолет - гидроплан, экипаж - 3 человека, одномоторный.
Что же это может быть в 1932 г. ?

Один из "Юнкерсов" (20, w33), МР-5? Я раньше считал, что это был У-2. Но, видно, ошибался.


Изображение


Летчик И. К. Иванов, 1930-е гг
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Alexander Belov » 31 Май 2008 02:15

Если экипаж 3 человека, то Юнкерс Ю-20 и МР-5 (ИМХО, правильнее Р-5А) мало вероятны. У обоих самолетов штатный экипаж 2 человека. Ю-20 не мог поднять трех человек, не хватало мощности двигателя. Р-5А мог, в принципе, взять двух пассажиров при одном пилоте, но только ценой уменьшения запаса горючего. Скорее всего, это был Юнкерс Ю-13 (они еще могли долетывать ресурс) или W-33 (ПС-4). У-2, конечно, исключаем полностью.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 02:28

Есть такая забавная запись в crush-ах (процитировано у нас в "Раскопках" http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=150&p=4)


CCCP-N6 Polikarpov P-5 CCCP-N6 Polyarnaya Aviatsiya Accident 15.8.32


Но не верится чего-то.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Alexander Belov » 31 Май 2008 02:47

Отметим еще один нюанс: самолет должен был эксплуатироваться с лыжным и поплавковым шасси. Во льдах найти полынью, пригодную для взлета и посадки на поплавках, не так просто.

Р-5А, Ю-13 и ПС-4 этому условию удовлетворяли. Но Р-5 имел цельнодеревянную конструкцию. Затонувший (и хорошо промокший!) Р-5 годился, скорее всего, только на запчасти.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 02:48

Из Э. Т. Кренкеля "RAEM - мои позывные"

глава "ПОД ЧЕРНЫМИ ПАРУСАМИ СРЕДИ ЛЬДОВ "




Собственно говоря, и для самолета было запланировано место. Он вылетел из Ленинграда, пилотируемый летчиком И. К. Ивановым, но до Архангельска не долетел: испортился двигатель. Самолет совершил вынужденную посадку на Онеге. Из Архангельска на катере был послан к месту посадки новый двигатель с заданием летчику догонять ледокол. Ориентировочно местом встречи был намечен остров Диксон.

......

К тому же в эти дни рухнула еще одна надежда. 10 августа была принята радиограмма, сообщавшая, что летчик И. К. Иванов, прикомандированный к "Сибирякову", исправил повреждение и вылетел из Архангельска на Диксон. Через несколько часов новая радиограмма: самолет потерпел аварию и утонул в Белом море. Обошлось без жертв, но на душе было тяжело. Гибель самолета резко снизила нашу дальнозоркость. В тяжелых арктических льдах мы оставались без глаз, слепые, как котята. В дальнейшем это принесло бездну трудностей, вследствие которых наш поход вообще оказался на грани невыполнения задания.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 02:55

Очень интересна принадлежность самолета. По-видимому, он принадлежал либо ГВФ, либо ВАИ (что очень сомнительно. А арендовать этот самолет ВАИ мог ).

Мотор, который лежал на складе ВАИ в Архангельске, похоже должен был уйти вместе с самолетом на "Сибирякове".

Про самолет на "Сибирякове" упоминаний много, но везде как "самолет". А он не мог быть Ш-2?
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Alexander Belov » 31 Май 2008 02:57

По срокам - возможны Р-5А, ПС-4 и Ш-2. Для Ш-2 далековато лететь, на грани возможного. Тогда уж скорее Р-5А.

Кстати, "остров Варнек" - имелся в виду Вайгач?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1101
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 03:04

Alexander Belov пишет:По срокам - возможны Р-5А, ПС-4 и Ш-2. Для Ш-2 далековато лететь, на грани возможного. Тогда уж скорее Р-5А.

Кстати, "остров Варнек" - имелся в виду Вайгач?

Думаю, да. Но если бензина ему хватило долететь от Архангельска до Канинского п-ва и далее на вынужденную, то какой там Варнек или тем более Диксон. Даже если был сильный встречный ветер.

Я пока из этих статей ничего не понял, придется искать более серьезные источники.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Май 2008 04:23

Alexander Belov пишет:Отметим еще один нюанс: самолет должен был эксплуатироваться с лыжным и поплавковым шасси. Во льдах найти полынью, пригодную для взлета и посадки на поплавках, не так просто.

Вряд ли, скорее наоборот, только как гидросамолет.

У Бронтмана в дневнике по плаванию "Садко" 35 года много упоминаний, что постоянно искали место для гидропланов.
Да и сознательно лезть в ледяные поля наверное на "Сибирякове" вряд ли собирались — искалась чистая вода и разводья для прохождения. Самолет для того и брался.

Аккуратов вспоминает, что до 39 года это вообще была неприложная истина:

...До Мазурука командование Полярной авиации считало, что в Арктике можно летать летом только на гидросамолетах, а зимой только на лыжах. Эта странная установка Ильёй Павловичем была отвергнута. Он поддержал инициативу летного состава...

[Валентин Аккуратов, «Лед и пепел», М. 1984 http://www.polarpost.ru/Library/Akkuratov-Led_i_pepel/text-led_pepel-102.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11699
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 04:28

Еще одна "подсказка" для нас. Что могло поместиться на "Сибирякове". Судно-то было невелико.
Хотя на "Таймыр" (тоже не авианосец) в 1938г. загрузили аж три самолета...
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Май 2008 04:30

alex_andr пишет:Мотор, который лежал на складе ВАИ в Архангельске, похоже должен был уйти вместе с самолетом на "Сибирякове".

Про склад - неоднозначно сказано, заметка датой позже уже утверждяет со слов лечтика о местонахождении мотора на "Сибирякове". То, что на пароход погрузили множество запчастей под рейс - вполне логично, а вот наличие на складе ВАИ мотора для самолета (которых у ВАИ не было) - уже странно.

Вполне могло быть и такое, что гидроплан дали с Балтфлота, специально под экспедицию.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11699
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Самолет л/п "Сибиряков" 1932 г.

Сообщение Александр Андреев » 31 Май 2008 04:36

Иван Кукушкин пишет:Про склад - неоднозначно сказано, заметка датой позже уже утверждяет со слов лечтика о местонахождении мотора на "Сибирякове". То, что на пароход погрузили множество запчастей под рейс - вполне логично, а вот наличие на складе ВАИ мотора для самолета (которых у ВАИ не было) - уже странно.

Вполне могло быть и такое, что гидроплан дали с Балтфлота, специально под экспедицию.

Надо выяснить про Иванова. Он упоминается, как полярный летчик и его фамилию я где-то встречал.
То ли в связи с зверобойками, то ли еще где-то. Если я не ошибся, то скорее всего, он гражданский.
И самолет обслуживали гражданские техники, судя по статье. Хотя, как мы уже ни раз убедились, может быть все и логика часто не срабытывает.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Авиапарк



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения