Страница 1 из 2

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 11 Январь 2021 23:44
Кара
Самолёт М. В. Водопьянова. Второй опытный. Об этом пишут в: "Легкий транспортный самолет ПР-5".
https://yandex.ru/turbo/orsarm.ru/s/hol ... rpova.html
Обычно для ускорения испытаний и просто «на всякий случай» принято строить несколько экземпляров опытного самолета. «Р-пятых» сделали три, но полеты первого проходили настолько быстро и удачно, что второй и третий самолеты оказались не у дел. По предложению Н. Н. Поликарпова второй самолет, оснащенный советским мотором М-17, к Первомайскому празднику 1930 года подарили ГВФ. Машина досталась молодому пилоту Михаилу Васильевичу Водопьянову. Судьба этого легендарного летчика — одного из первых Героев Советского Союза — необычна и удивительна. Удивительной оказалась и судьба водопьяновского Р-5. На самолете с гражданским номером М-10-94 перевозились почта и матрицы центральных газет в Ленинград, Киев, Харьков и другие города. После случайной аварии машину хотели было списать. Однако по просьбе Водопьянова комсомольцы ремонтного отряда Центрального аэродрома во внеурочное время восстановили самолет, при этом еще закрыли кабину фонарем, установили систему отопления и багажник, превратив Р-5, как тогда говорили, в лимузин. Именно на этом самолете Водопьянов вместе с другими летчиками, летевшими на разных машинах, спасал челюскинцев.
Некоторое время спустя «лимузин» Р-5 уже с другим летчиком снова потерпел аварию. И снова комсомольцы ремонтной бригады Центрального аэродрома решили восстановить самолет, установить на него вооружение и подарить машину героическому народу Испании, сражавшемуся с франкистами. Энтузиастов поддержали, и самолет отправился в Испанию. Советский летчик-доброволец Александр Шухов с бортмехаником испанцем Карлосом совершили на нем немало боевых вылетов. Знаменитая машина сгорела при бомбардировке фашистами республиканского аэродрома, погиб и пытавшийся спасти ее Карлос.


И сам Михаил Васильевич в "Полярном летчике" https://biography.wikireading.ru/31174 писал:
…Второй опытный самолёт – тот самый, который построили на всякий случай, близнец испытанного Бухольцем, – стоял без дела в ангаре. О нём вспомнил Поликарпов.
– Давайте к Первомайскому празднику подарим эту машину гражданским лётчикам, – сказал Николай Николаевич.
Все одобрили это предложение.
«Р-5» перевезли на Центральный аэродром. У лётного поля развевались красные флаги, играл оркестр, произносили речи.
Через несколько дней на борту самолёта написали аэрофлотский номер – «М-10-94», загрузили его мешками с письмами и отправили в первый рейс в Харьков…
Этот самолёт нёс «небесную службу» на редкость долго, и судьба его тесно переплелась с жизненными путями – моим собственным и хороших моих друзей. То, что происходило с ним без моего участия, рассказали мне товарищи.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 12 Январь 2021 11:52
Кара
Кара пишет:Самолёт М. В. Водопьянова. Второй опытный. Об этом пишут в: "Легкий транспортный самолет ПР-5".
https://yandex.ru/turbo/orsarm.ru/s/hol ... rpova.html
Некоторое время спустя «лимузин» Р-5 уже с другим летчиком снова потерпел аварию.


ЗВЕЗДА ЛЁТЧИКА ВОДОПЬЯНОВА
https://dv.land/spec/zvezda-letchika-vodopianova
Водопьянов, по-настоящему полюбивший Арктику, в 1935 году занялся прокладкой новых воздушных трасс: Нагаево, Гижига, Анадырь, Уэлен, Мыс Шмидта… В «челюскинских» местах он отыскал свой М-10-94, который годом раньше, покидая Чукотку, передал лётчику Фабио Фариху. После очередной аварии самолёт «отдыхал» в сугробе, но оказался ремонтопригодным. На пароходе его доставили во Владивосток, оттуда — в Москву. Вскоре по предложению тех самых комсомольцев, которые уже помогали Водопьянову с этой машиной, было решено отремонтировать её и отправить в Испанию, где началась гражданская война. Из-за сменившего номер М-10-94 рисунка на борту самолёт прозвали «дьяболито рохо» — «красный чертёнок».

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 23 Март 2021 17:56
Кара
Информация об участии этого самолёта в челюскинской эпопее, несмотря на то, что об этом писал сам М. В. Водопьянов, не соответсвует действительности. В спасательной операции он участвовал на • Н-16 Р-5 / П-5

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 25 Апрель 2021 19:10
Кара
Разбирательство с этим самолётом привело к неожиданному результату - первоисточником всей этой ахинеи является сам Водопьянов. В "полном" виде "история" М-10-94 впервые представлена во 2-м издании его книги "Полярный лётчик", вышедшей из печати в 1974 году. В 1-м издании, 1959 года Михаил Васильевич пишет только о том, что в 1935-м нашёл свой М-10-94 на самолётном кладбище на Чукотке. Про "участие" в испанской войне тогда ещё нет. Вообще, в 1-м издании он описывает события в общем, без подробностей, которые могли бы идентифицировать матчасть. Это во втором и в вышедшей двумя годами позже (в 1976) книге "Небо начинается с земли" уже с "подробностями", которые не всегда соответствуют его же, более ранним книгам. В общем, Михаил Васильевич сильно разочаровал. Ссылаться на его воспоминания можно лишь после проверки фактов по другим источникам

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 25 Апрель 2021 23:34
Kuzmich
У меня есть два "Полярных летчика". Первый, это 1955 год издания, пролистал сейчас, никакого упоминания "М-10-94" вообще нет, называется лишь тип самолета - "П-5". А вот в другом издании, 1969 года, уже целая глава посвящена "М-10-94", "Судьба самолета" называется, аж на 130 страниц! В принципе, то что представил Михал Васильевич, документальным повествованием не назовешь, более похоже на художественный пересказ, тем более что вообще, книга для детей, так что наличие вымысла в воспитательных целях не удивительно.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 26 Апрель 2021 14:58
Кара
Все книги Водопьянова, которые я сейчас прочёл занявшись этой темой, я скачал с нашего сайта. У Вас они доугих лет издания. Значит, издавались они бОльшее число раз. Это, конечно, хорошо. Написаны они интересно и читаются легко. Но всё же они не художественные и потому наличие вымысла подрывает доверие к автору. Сразу вспоминается ментовское "Врёт как очевидец".Очень жаль, что Михаил Васильевич пошёл по этому пути. У него же настолько богатая биография, что и выдумывать ничего не надо.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 03 Май 2021 17:43
Борис Дворкин
В книге Каминского "В небе Чукотки" есть упоминания о "лимузине". Он с благодарностью пишет о том, что наличие такого самолета сглаживало трудности полетов в арктическом небе.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 04 Май 2021 22:33
Кара
Это о • Н-16 Р-5 / П-5, реальная история которого приписана мифическому М-10-94 наряду с историей как минимум ещё одного самолета - второго опытного Р-5

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 06 Май 2021 12:02
петрович
Кара пишет:Это о • Н-16 Р-5 / П-5, реальная история которого приписана мифическому М-10-94 наряду с историей как минимум ещё одного самолета - второго опытного Р-5


Корректнее, наверное, в контексте Водопьянова и челюскинцев говорить о Л-1090, т.к. номера Н-16 ему ещё полтора года ждать.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 06 Май 2021 16:19
Кара
Да, Вы правы. Но на нашем форуме тема об этом самолёте называется именно так и я вместо регистрации дал активную ссылку, чтобы человек не в теме прошёл по ней для ознакомления с историей этого борта

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 06 Май 2021 17:38
петрович
Кара пишет:Да, Вы правы. Но на нашем форуме тема об этом самолёте называется именно так и я вместо регистрации дал активную ссылку, чтобы человек не в теме прошёл по ней для ознакомления с историей этого борта

Отчего же? На форуме в разделе " Навигатор по номерам ГВФ, ВВС, Аэрофлот и пр." есть ссылка на тему по машине с этим номером viewtopic.php?f=31&t=3339&start=25

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 06 Май 2021 17:51
Кара
Да, точно... В другом разделе. Думал, что темы объединены и в него не заглянул.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 21 Май 2021 08:56
Кара
Пытаюсь определить, какой это самолёт. В смысле - экземпляр. Водопьянов в "Полярном лётчике" (поздние издания) и "Небо начинается с земли" пишет:
Второй опытный самолёт – тот самый, который построили на всякий случай, близнец испытанного Бухольцем

За ним то же самое - все популяризаторы. И я тоже, поддавшись магии авторства Михаила Васильевича, завёл эту ветку. Но знакомство с темой выявило интересный момент - исторические исследования (Шавров, Маслов, Самолётостроение в СССР) говорят только об одном опытном, испытания которого проводили Громов (завод) и Писаренко (НИИ ВВС). Бухольца упоминает только Маслов и только применительно к "лимузину Рафаэлянца". Но тот был переделан из серийного и потому не подходит. Об опытных же самолётах, которых было построено 4, нашёл в "Неизвестном Поликарпове" В. Иванова и в Хронологии И. Родионова. Второй испытывал действительно Бухольц. Больше ничего об этом самолёте (да и о других тоже) Иванов не пишет, а Родионова просмотрел пока 1928-1929 гг., где про 3-й и 4-й говорится только в аспектах постройки. Т.е. пока, если верить Михаилу Васильевичу, именно этот (т.е. его) самолет, Бенедикт Леонович не испытывал. Следовательно, Водопьянову достался не второй, а третий опытный. А может - и четвёртый. Хотя Бухольц, будучи в то время штатным испытателем 25-го завода, должен был пропустить их все через себя. Но ничего об этом я пока не нашёл. Зато вычитал, что 2-й был с мотором BMW VI. Что, на мой взгляд, является подтверждением того, что водопьяновский самолёт не 2-й, поскольку в "Легком транспортном самолете ПР-5"
https://yandex.ru/turbo/orsarm.ru/s/hol ... rpova.html
говорится:
второй самолет, оснащенный советским мотором М-17

Если, конечно, это на самом деле обстояло так. Про силовые установки 3-го и 4-го пока ещё ничего не встретилось.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 23 Май 2021 22:25
петрович
У Л1090 дата первичной регистрации 31-10-1933, заводской 6555, машина выпуска 1933го года.

М-10-94 (Р-5/ "Лимузин" Водопьянова)

СообщениеДобавлено: 20 Июнь 2021 16:00
Кара
Да. И, сопоставляя упоминания о нём в разных книгах М. В. Водопьянова, именно он (а не рассматриввемый здесь опытный экземпляр), переделывался в лимузин в течение трёх месяцев - с ноября 1933 по январь 1934.
Кара пишет: Про силовые установки 3-го и 4-го пока ещё ничего не встретилось.

Пока нашёл, что лицензионный выпуск BMW VI сопровождался большими трудностями и ВВС официально допустили их к эксплуатации только 15 августа 1930 года. Т.е. все опытные и первые серийные имели немецкие моторы. Но и их ресурс тоже не превышал 100 ч и на момент передачи самолёта в матричный отряд, немецкий мотор вполне мог быть заменён отечественным М-17.
Теперь про передачу
Кара пишет: пишут в: "Легкий транспортный самолет ПР-5".
https://yandex.ru/turbo/orsarm.ru/s/hol ... rpova.html
По предложению Н. Н. Поликарпова второй самолет, оснащенный советским мотором М-17, к Первомайскому празднику 1930 года подарили ГВФ.

В 1930-м этого произойти не могло, поскольку до осени 1931-го Водопьянов работал на Дальнем Востоке. Так что датой передачи самолёта в матричный отряд полагаю считать 1 мая 1932 года. Участие Поликарпова в этом вопросе тоже исключаю, поскольку с 24.10.1929 по 08.07.1931 он находился под арестом и никак не мог распоряжаться техникой. А после освобождения, к Р-5 отношения уже не имел, т.к. был переведен на другую, истребительную тематику