Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
На почтовых трактах Севера.
(К истории почты Якутии)

Евгений Петрович Сашенков.

 

 

На Колыме

Якутии в большей степени, чем всей Восточной Сибири, свойственно выборочное и очаговое освоение территории. Такой характер освоения не мог не отразиться на истории почты. И тому свидетельство — почта Колымы.
Территория, прилегающая к низовьям Колымы, явилась одним из таких очагов, где цивилизованная жизнь в разных ее проявлениях пустила глубокие корни. Исторически этот регион всегда выделялся как зона «почтовой активности», хотя представления о Колыме как самом «глухом» углу Якутии весьма живучи, и хотя именно здесь действительно проходит область наиболее низких температур, а горнопромышленное освоение еще только набирает темпы. У нас есть достаточно веские основания относить историю колымской почты к самым интересным и значительным разделам почтовой истории Северо-Восточной Азии. Ее хочется назвать наиболее насыщенной событиями, увлекательной, остросюжетной… И именно здесь, на Колыме, от всех, кому выпало служить почте, требовались и стойкость, и долготерпение, и удаль!

Двуязычные колымские штемпеля

Среднеколымское и Нижнеколымское зимовья основаны русскими в 1644 и 1645 гг. Шли годы, и основными центрами расселения, главными точками оседлости вдоль колымских берегов становились Верхнеколымск, Средне-колымск и Нижнеколымск. В дореволюционное время, когда Якутская область административно делилась на округа, крайнюю северо-восточную часть ее занял Среднеколымский округ. Он занимал обширную территорию вдоль Колымы. Позже, в 30-е годы, бывший округ был подразделен на три района; самый крупный из них, Среднеколымский, был равен по площади территориям двух европейских государств — Дании и Бельгии. (В послевоенные годы Верхнеколымск и Нижнеколымск были переименованы, что, к счастью, не отразилось на названиях самих районов).
По-разному складывались судьбы трех исторических населенных пунктов на Колыме, по-разному развивалась и их почтовая история. В хранящемся в ЦГА ЯАССР деле № 1 Уполномоченного народной связи по Среднеколымскому за 1921 г. имеется ряд интересных документов, проливающих свет на положение почтовой связи на Севере. Время было трудное. Однако власти проявили особую заботу о налаживании бесперебойной работы почты. Тому свидетельством — такие документы, как «Контракт» о перевозке почты дважды в неделю и содержании на почтовой станции четырех пар лошадей и четырех ямщиков, а также принятые «Кондиции на содержание почтовых станций трактов ЯАССР» (82). В последующее десятилетие неравномерность в развитии Верхнеколымска, Среднеколымска и Нижнеколымска стала сказываться и на уровне почтовой деятельности.
Интересное описание пути, по которому пошел Верхнеколымск, оставил И. Федосеев. «Когда-то он представлял собой оживленный важнейший торговый центр: все товары — мука, чай, табак, соль, одежда, боеприпасы, спирт — из Охотска через Оймякон поступали сюда. Около сотни якутов и эвенов — перевозчиков, преодолевая неимоверные трудности, совершали трехтысяче-километровый переход и на 500—600 лошадях за год перевозили всего лишь 50—60 тонн. Дальше груз переправлялся отсюда вниз по Колыме на паузках и плотах. Впоследствии его стали доставлять в Сеймчан из Олы. Дорога на Оймякон закрылась, и сразу упало значение Верхнеколымска.
Когда-то Верхнеколымск назывался «крепостью», но теперь ее и в помине не было. Десяток якутских юрт, старая церковь, дома попа и псалтырщика — вот и все «поселение» (83). Впоследствии Верхнеколымск — поселок городакого типа, расположенный в 90 км южнее Полярного круга, был переименован в пос. Зырянка. Является центром Верхнеколымского района.
Самое старое русское поселение в Колымском крае — Нижнеколымск, год основания — 1644. Когда-то он входил в состав Среднеколымского округа. Почта всегда ходила сюда из Якутска с большими интервалами, письма доставлялись только через два — три месяца. Прославился же Нижнеколымск той ролью, которую он сыграл в истории исследования Арктики. Здесь долгие годы готовили свои знаменитые арктические походы выдающиеся полярные исследователи Фердинанд Врангель, Федор Матюшкин, Георгий Седов. Каким был Нижнеколымск на заре нашего века, рассказывает И. Е. Федосеев. Селение представляло собой деревню с тремя десятками домов. Жителей было мало—150—200 человек (84). К тому времени обживались и берега Колымы к северу и к югу. То были охотничьи и рыбацкие заимки: пять — шесть домиков через каждые 30—40 верст. Самая северная заимка — Походская (впоследствии селение Походск) находилась почти на самом берегу Ледовитого океана. Родившись как чисто промысловые селения, все эти заимки служили и своего рода почтовыми станциями на тропе, проложенной вдоль Колымы. Почтовое отделение в Нижнеколымеке открылось в 1918 г., когда было принято соответствующее решение Наркомпочтеля (85).
20 мая 1931 года село Нижнеколымск стало райцентром образованного тогда Нижнеколымского района. В те времена уже налаживались регулярные авиапочтовые рейсы, имевшие огромное значение для отдаленного района. Ведь до того почта из Якутска доставлялась сюда только один — два раза в месяц. И еще многие годы не терял своего значения гужевой транспорт — впряженные в нарты собаки, олени, лошади, А первый самолет совершил посадку в Нижнеколымоке 8 июля 1929 г., когда летчик О. Кальвица совершал свой арктический перелет от Берингова пролива на Лену — к селению Булун.
... Нижнеколымску, место для которого первостроите-ли выбрали не очень удачно, постоянно не везло. Его то и дело по весне затапливало в половодье. Потому и началось летом 1942 г. перемещение райцентра в селение Нижние Кресты, обосновавшееся ниже по течению, на высоком берегу Колымы. Основание зимовья Нижние Кресты относится к первой половине XVII в., когда казаки Семена Дежнева, продвигаясь вниз по реке, построили на правом берегу избу. Позднее, здесь стали селиться русские, но население до революции не превышало 100 человек.
Когда в 1936 г. организовался оленеводческий совхоз «Дальстроя», его центральная усадьба разместилась в Нижних Крестах. Впоследствии поселок развивался, в основном, как база полярной авиации: летчиков привлекало, здесь почти полное отсутствие туманов и пург. (Первым сел в Нижних Крестах самолет известного полярного летчика И. Мазурука). В 1962 г. Нижние Кресты переименовали в Черский, объединив его с морским портом Зеленый Мыс в один поселок.
Итак, легендарный и столь дорогой всем, кому памятна история освоения суровой Колымы, Нижнеколымск, просуществовав 325 лет как опорный пункт славных географических экспедиций, ушел в прошлое... Еще остававшиеся жители перебрались в другие поселки, и в 1968 году Нижнеколымск прекратил существование. Закрылась местная почта, не стало почтовых штемпелей с названием старинного селения. И теперь лишь немногие письма с оттисками штемпелей Нижнеколымска, случайно сохранившиеся у людей, берегущих память о прошлом, служат документальными свидетелями былого.
Иная судьба у Среднеколымска... В прошлом небольшое зимовье на колымском берегу, в начале XX века Среднеколымск утвердился как центр Колымского округа. Здесь насчитывалась уже сотня небольших деревянных изб и юрт. Почтовая история Среднеколымска лишь внешне напоминала судьбу почты в Верхоянске, в основном же развитие ее шло здесь по-другому. В Среднеколымске в большей степени повлияли на нее ссыльные. Более всего оживлению, а точнее говоря — пробуждению почтового дела в Колымском округе способствовала деятельность ссыльного революционера С. И. Мицкевича, соратника В. И. Ленина, одного из первых русских марксистов. Он несколько лет провел в Среднеколымске, занимался врачебной практикой. В документальной повести И. Е. Федосеева «В колымской глуши» рассказывается, как настойчиво ссыльный ставил через печать вопрос о необходимости открытия на Колыме самостоятельного почтового отделения. Газета «Восточное обозрение» (№ 52 за 1901 год) поместила заметку, в которой Мицкевич писал:
«... Почтового учреждения в Колыме нет. Ближайшая почтовая контора в Якутске... Журналы и газеты сюда доходят крайне разрозненными, письма часто пропадают или «по случайной ошибке» приходят вскрытыми» (86).
Настояния Мицкевича возымели действие: 1 апреля 1902 г. в Среднеколымске открылось почтовое отделение. Оно явилось первым государственным учреждением связи во всем огромном Колымском округе, площадь которого составляла около 500 тысяч кв. км. Нетрудно догадаться, что, учредив государственную почту на Колыме, правительство в Петербурге и не собиралось хоть как-то изменить, ускорить ход почт из Центральной России в места поселения ссыльных революционеров. Прежние почтовые злоключения и на гужевом тракте Иркутск — Якутск, и на ее долгом и многотрудном пути из Якутска в Верхоянск и Среднеколымск не прекратились. Проведший десять лет в среднеколымской ссылке Г. Цыперович отмечал в 1924 году в своих воспоминаниях: «... Большие, черные почтовые баулы длинной вереницей ползли по бесконечной дороге, и случалось, что проходило два, три и даже четыре месяца, прежде чем почта, отправленная из Якутска, попадала в наши края» (87),
В летнее бездорожье, когда сообщение между Якутском и Среднеколымском почти прекращалось, почтовые баулы мокли под дождем, а то и в горных ручьях. Так что письма приходили к получателям частенько в таком ввде, что радость оборачивалась моральной пыткой. И все-таки открытие почтовой конторы в 1902 году явилось для жителей Колымского края событием огромной важности. Чем стала почта для разношерстных обитателей Среднеколымска явствует из описания Г. Цыпе-ровича:
«В этом году вся корреспонденция была передана вруки почтового ведомства, и Колымск обогатился почтовой конторой с жалким чахоточным начальником из бывших почтальонов. Несчастный не знал, куда деватьвремя, и превращал поэтому каждый приход почты в какое-то торжественное священнодействие. Напустив на себя величественную строгость, он тщательно рассматривал каждый конверт, каждую печать, перекладывал письма, бандероли и посылки с места на место, а когда нужно было положить штемпель, рука его долго висела в воздухе и лишь затем с убийственной медлительностью опускалась на письмо.
... Покуда за столом происходила выдача писем и пакетов, напоминавшая по своей торжественности раздачу дипломов на каком-нибудь университетском акте, за спи- ной почтмейстера происходила настоящая почтовая вакханалия. Полицейские чины, два — три купца, делегат от ссыльных и его помощник, как хищники, набрасывались на груды газет, книг и посылок, сваленных в одну кучу на полу, и с жадностью выхватывали из нее добычу. Изредка в этой куче попадались простые письма в плотных конвертах с заграничной маркой. Эти пакеты исчезали в карманах нашего делегата с быстротой молнии...» (88).
А теперь небезынтересно перенестись в Среднеколымск более позднего времени. Как обстояло здесь с почтой, скажем, десять лет или четверть века спустя после того, как он, говоря словами Г. Цыперовича, «обогатился почтовой конторой»? Прежде чем обратиться к воспоминаниям уже известных читателю авторов — А. А. Полякова, С. В. Обручева, М. Зингера, уделим внимание штемпелям колымской почты. Несколько лет спустя после Великой Октябрьской социалистической революции, в конце 20-х годов, почти повсеместно в Якутии начали вводить в употребление календарные штемпеля двуязычного образца. Причем поначалу, когда якутская письменность строилась на базе латинского алфавита, якутские названия населенных пунктов обозначались латинскими буквами. Более подробный разговор на эту тему пойдет в разделе «Двуязычие штемпелей и загадки топонимики», а здесь рассмотрим вкратце эволюцию почтовых штемпелей Среднеколымска.
Уже с момента появления 1 апреля 1902 г. первого почтового штемпеля Среднеколымска предпочтение было отдано, естественно, принятому в то время в литературе написанию его названия. И в начале столетня, и в 20-е годы употреблялось не нынешнее, слитное написание, а двусоставное, через черточку (Средне-Колымск). Это касается, кстати, и других, колымских населенных пунктов. Затем, как уже сказано, начался период двуязычия почтовых штемпелей. Причем на первых порах якутское наименование изображалось в латинской буквенной графике и лишь годы спустя— в русской. Характерно, однако, для начального периода двуязычия заимствование буквы «в» из русского алфавита: ОТТОКО-GALЬМА (Средне-Колымск). Известна и разновидность этого написания: ОТТО-КALЬМА. В 30-е годы, с переходом на русский алфавит, якутское название на штемпеле Средне-Колымска обозначалось следующим образом: ОРТО-ХАЛЫМА.
Вспоминая о Среднеколымске 1929 г., А. А. Поляков писал, в частности: «По мосту мы переехали речку Анкудинку, свернули на реку Колыму и по льду, минуя город, добрались до здания почты» (89). «Тогда в Среднеколымске проживало 950 человек, в основном русские, потомки казаков, присланных сюда в начале царствования Романовых. Немало было и якутов» (90). «Неподалеку от города стояли два больших деревянных дома — поч- та и телеграф. Между этими зданиями и городом находились могилы ссыльных революционеров, обнесенные изгородью, ухоженные» (91).
В этих воспоминаниях есть и строки, дополняющие интересными штрихами картину почтовой связи с другими населенными пунктами на Колыме: «Почтовая связь и доставка пассажиров между Среднеколымском и Нижнеколымском осуществляется только на собаках. «Но почему же не на оленях?» — задавал я вопрос местным жителям. И они охотно объясняли мне, что по всему побережью Колымы, по льду которой проходит дорога, не растет ягель — основной корм оленей, а кормом для собак служит рыба, которую еще летом вылавливают в Колыме и заготавливают на зиму» (92).
Тогда же, в конце 1929 года, в Среднеколымск прибыл и С. В. Обручев, о якутских путешествиях которого мы уже не раз говорили, поскольку ученый в своих книгах неоднократно касался вопросов почтовой и радиосвязи. Итак, еще раз обращаемся к его воспоминаниям: «29 сентября (речь идет о 1929 г.—Е. С.) с караваном судов мы подошли к Средне-Колымску. Через несколько дней река стала, и город был отрезан от всего мира... Сам город расположен в излучине реки, в довольно унылом месте. Уже издалека показывается высокая мачга радиостанции... В Средне-Колымске в 1929 г. почти все дома были без крыш, накат потолка просто покрыт землей» (93).
Пожалуй, ни одно описание колымской почты того времени не будет полным и многое потеряет без интересных подробностей, сообщаемых таким наблюдательным, а главное — небезразличным к почтовым делам автором, как Макс Зингер. Напомним читателям: он являлся участником Первой северо-восточной морской экспедиции 1932 г., шедшей из Владивостока. Выполняя функции почтовика, он, двигаясь на нартах от одной почтовой станции до другой, проследовал от Певека через Островное, Нижнеколымск, Среднеколымск, Абый, Верхоянск до Якутска. В книге «112 дней на собаках и оленях» Зингер уделил место и описанию почты в отдельных пунктах. Упомянув Нижнеколымск, насчитывавший тогда всего 39 домишек, Зингер основное внимание уделяет Среднеколымску: «За зиму пятая почта пришла в Нижнеколымск из Среднего. Собаки доставили ее на нартах» (94).
В Среднеколымске самым большим зданием был сложенный из бревен покрытый железом дом радиостанции и почты. «Слышен звон бубенцов. Это почта на оленях прибыла из Якутска. Заиндевели олени, заиндевел ямщик. Начальник связи принимает старинные, может быть столетней давности, кожаные, совсем порыжевшие, огромные мешки, адресованные Среднеколымску. Он же сдает почту на Нижнеколымск. Завтра почта уйдет отсюда дальше на Север» (95). Наблюдая за нартами, на которых доставлена почта из Якутска в Верхоянск, автор отмечает: «Люди пробираются с почтой по разным северным уголкам...» (96).
Таковы воспоминания о раннем периоде почты на Колыме, оставленные потомкам отдельными путешественниками. История становления, колымской почты, получившей развитие в районе, исторически выделявшемся присущей только ему «почтовой активностью», своеобразна. У нее мало общего с ранним периодом почтовой деятельности, например, в междуречье Вилюя и Лены, не говоря уже о более южных районах — таких, как Алдан. Да и колымские тракты были не те, что проложили когда-то между Иркутском и Якутском.
Колыма диктовала свои законы... В том числе и почтовому ведомству. Для того, чтобы приспособить почтовую связь к нуждам людей в этом краю бездорожья, требовались не половинчатые меры, а серьезная модернизация. И это еще тогда, на рубеже 30-х годов, понимали такие знатоки Колымы, как С. В. Обручев. Свой очередной труд — «Колымско-Индигирский край», появившийся в 1931 г., ученый завершил следующим абзацем:
«Для перевозки почты, пушнины и наиболее ценных продуктов горной промышленности необходимо, по примеру Аляски, установить воздушное сообщение Колымы с Якутском и Охотским побережьем» (97).

далее: География почты: пределы и возможности.