Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
На почтовых трактах Севера.
(К истории почты Якутии)

Евгений Петрович Сашенков.

 

 

География почты: пределы и возможности.

Якутская почта на рубеже 30-х годов оказалась в эпицентре быстро заполнявшегося вакуума. Что представляла собой вся Восточная Сибирь сточки зрения обеспеченности почтовыми услугами? Тогдашнее Восточно-Сибирское управление связи (в г. Иркутске) обслуживало громадный район, составлявший около 25 процентов всей площади СССР. И вот ка этих пространствах одна сельская почтовая контора приходилась на...40 тысяч кв. км! (98). Для сравнения можно указать, что тогда же в центре европейской части страны одно сельское предприятие связи обслуживало в среднем 61 квадратный километр! Вся пресса тех лет признавала, что условия организации почтового сообщения в Якутии «исключительно тяжелы» (99).
Но уже в те времена, когда в наиболее труднодоступные высокоширотные края Якутии старыми трактами и тропами добирались географ Обручев, врач Поляков, участник морокой экспедиции Зингер и десятки других путешественников, перед почтой уже раскрывались новые возможности. Эти возможности выявлялись как в результате оптимизации путей сообщения, так и вследствие технического перевооружения самих средств доставки. В Якутск, например, уже регулярно летали почто-во-пассажирские самолеты из Иркутска.
Однако в целом историю почты в Якутии невозможно представить себе без тех ее страниц, которые рассказывают о почтовом сообщений, наладившемся в середине 20-х годов на меридиональном направлении от станции Большой Невер Читинской железной дороги до Якутска. Необходимость этого «входа» в центральные, а затем и северные районы Якутии определялась не только нуждами связи между Транссибирской магистралью и административным центром крупнейшей автономной республики. Одновременно стояла задача обеспечения почтой массы людей, прибывавших на гремевшие тогда по стране золотые прииски на Алдане, Выгоды нового пути, прокладывавшегося частью по старым тунгусским тропам, а частью по девственным непроходимым местам, были очевидны: примерно 1260 км вместо 2895 км по старому Ленскому тракту.
К перевозке почты привлекли якутов-оленеводов. Они пригнали оленей, расселились по зимовьям, и в феврале 1925 г. по новому тракту началось почтовое сообщение. Но нередко на станции Большой Невер, где почту выгружал почтовый вагон линии № 243 на трассе Чита — Бочкарево, скапливалось огромное количество почты. В 1932 г. она пролежала на станции три месяца.
Разумеется, в те времена лучшего «окна», через который можно было направить усиливавшийся поток почты, вызывавшийся, в частности, и стремительным развитием алданских приисков, не могло быть. Оно было распахнуто в огромный мир восточно-сибирского Севера. Дорога исправно служила своеобразным почтовым меридианом, протянувшимся через всю Якутию с помощью многих разветвлений, А первым «перекрестком» на меридиане был прииск Незаметный.
... Маленький поселок, выросший на месте золотоносного ручья у порога Якутии и напоминавший то ли походный лагерь искателей приключений, то ли разноплеменный вертеп, недолго назывался своим первоначальным именем. Став городом, взял себе имя большой якутской реки — Алдан. Одна-единетвенная почтовая контора, первая на почтовом меридиане, обслуживавшая прииск Незаметный, лишь короткое время использовала свой штемпель Потому ныне, спустя десятилетия, редки почтовые отправления Незаметного — конверты и открытки, погашенные употреблявшимся тогда почтовым штемпелем. В этой связи небезынтересно вспомнить, что сама история обращения почтовых марок в отдаленных и малодоступных районах Якутии тех лет, да и вообще на территории Восточной Сибири знает случаи, когда возникали совершенно неожиданные ситуации.
Нелегко было в конце 20-х годов, когда авиация ещё не успела прийти на помощь почте, пополнять марочные запасы в местных почтовых отделениях. Очень часто отсутствовали марки даже самых ходовых номиналов. И вот, когда в 1931 г. произошло изменение тарифа на почтовые отправления, на местах не оказались вовремя марки требуемой стоимости. Самыми дефицитными стали в Восточной Сибири марки пятикопеечного достоинства. Они требовались как для закрытых писем (в качестве добавления к 10-копеечной марке), так и для открыток, пересылка которых стоила 5 коп. О том, какой выход нашли в отдаленных районах, сообщал в свое время журнал «. Советский коллекционер»: «... марки номиналом в 10 копеек разрезались пополам по вертикали и каждая ее половина шла за пятикопеечную марку». Этот способ франкировки стал применяться с июля 1931 г. и вскоре охватил многие почтовые конторы Восточной Сибири.
Вернемся, однако, к рассказу о поселке Незаметный на берегу Алдана, который сразу стал своего рода «почтовой столицей» прилегающих районов. Все письма на алданские прииски, переправлявшиеся с Транссиба через почтовое отделение поселка Ларинский — при станции Большой Невер, — поступали в Незаметный. Местная почта имела настолько обширную клиентуру, что это—по нынешним меркам — взрывает всякие представления о физических возможностях рядового учреждения связи. Летом 1925 г. почтовая контора Незаметного обслуживала 9300 человек, находящихся на разных ключах в радиусе до 30 км. Многие старатели, уходившие еще дальше в разведку, были вообще недосягаемы. «... И тогда полученные для них письма лежат в конторе и аккуратно каждый раз входят в число выкрикиваемых адресатов, — рассказывается в статье «Почта на Алдане», напечатанной в журнале «Жизнь и техника связи» в 1926 г. — При въезде на прииск Незаметный дом, где находится почтовое отделение, сразу бросается в глаза из-за толпы народа, терпеливо ожидающей получения писем» (100). Из этой статьи мы узнаем немалоинтересных подробностей об организации почтового сообщения вдоль мест, никогда еще в прошлом не фигурировавших в традиционных для России «трактовых указателях».
С чего начиналась «цепочка»? «... Ларинское почтовое отделение сдавало с торгов почтовые станки (станции — Е. С.) на всем протяжении пути Ларинский поселок — Незаметный и платило почтарям от 300 до 400 рублей в месяц с лошади. «Почтари» выезжали на полученные ими станки, рубили там зимовья, и если была еще трава, то заготовляли сено, но беда в том, что торги происходили осенью, и почтари ко времени не успевали обустроиться, запастись продовольствием, заготовить сено, и поэтому время правильного почтового сообщения Ларинский поселок — Незаметный оттянулось до конца декабря» (101). Отдельные отрезки пути, сообщается да-лее в этой статье, пролегали по дороге, которая была проведена когда-то старыми золотопромышленниками. Проходимость пути находилась в полной зависимости от сезона. «К концу августа почта настолько оттаивает, что пройти от Томмота до Иенгры почти невозможно. Эти 280 верст шли 23 дня, в то время как на весь путь Незаметный — Ларинский, 688 верст, потратили 36 дней, причем потеряли всех лошадей. Были случаи, когда из 15— 20 лошадей выводили одну — две лошади, остальные все гибли от истощения или тонули. Вся местность до того заболочена, что нельзя делать обходов и приходится устраивать настилы из деревьев и хвороста и проводить по ним лошадей. В особенно плохих местах приходилось вьюки тащить на себе, и были случаи, что лошадей выносили на носилках или тащили волоком на боку от сухого места до сухого. Осенью 1925 г. возвращающимися с приисков старателями и рабочими на пути между Том-мотом и Иенгрой было брошено больше 200 лошадей, были смертные случаи и среди людей по одной и той же причине —истощению» (102). Из сказанного автором делается вывод о преимуществах оленного транспорта. Использование оленей для почтовых перевозок следовало бы, по его мнению, поставить обязательным условием при сдаче «почтовых станков» на пути от Большого Невера до Незаметного.
Разумеется, кардинальное решение проблемы уже тогда виделось в создании настоящей дороги, соответствовавшей потребностям времени. Это отчетливо представлял себе и автор статьи Л. Магнушевский, являвшийся участником экспедиции Геологического комитета на Алдан и лицом к лицу столкнувшийся с проблемой почты. Размышляя о таких далеко идущих проектах модернизацин путей сообщения в молодом Алданском районе, как прокладка почтового тракта до Незаметного, а также о планировавшемся создании воздушного сообщения, Л. Магнушевский пишет: «Работы по проведению дороги со станции Большой Невер до Незаметного будут стоить сумасшедших денег, и возможно, что Алдантрест ограничится теми способами передвижения, какие сейчас имеются» (103).
Как известно, уже в те годы у государства нашлись средства не только для проведения дороги до Незаметного. Была построена чрезвычайно нужная Якутии автомобильная магистраль, пролегшая от Транссиба на север — на Алдан, Томмот, Якутск. Однако, несмотря на заманчивость новизны, в краю высоких широт не терялось, значение гужевого транспорта для почты. Не меркли традиции, освященные вековым опытом. Вот также и традиция заботливого отношения к исконному — к апробированным в народе средствам передвижения — была не забыта еще в самых ранних документах Советской власти.
... Еще не завершилась гражданская война и тяжелые последствия ее давали о себе знать в народном хозяйстве и на транспорте, а правительство предприняло первый шаг по налаживанию почтово-транспортных связей с Якутией. Первого июня 1921 г., вторично рассматривая вопрос о транспортном сообщении с Восточной Сибирью, Совет Народных Комиссаров обязал отпустить Якутскому отделу связи 6440 лошадей и различные товары для содержания 400 почтово-пассажирских станций. Это постановление СНК подписал В. И. Ленин (104).
И теперь, спустя многие десятилетия, можно сказать, что попытки списать оленьи и собачьи упряжки, убрать их с почтовых маршрутов Севера были преждевременными, необдуманными. Исконный транспорт продолжал в северных районах играть более значительную роль, чем в других местах Якутии, обеспечивая возможность проникновения и доставки почты в любой уголок и зимой, и летом. Упряжка не потеряла своего значения как средство почтовой связи. На это указывали и солидные научные труды по Якутии (105).
В каком направлении пойдет развитие дальше? Увы, есть признаки того, что руководители почтового ведомства республики рассматривают исконный транспорт скорее как обузу. В письме к автору этих строк начальник службы почтовой связи Производственно-технического управления связи ЯАССР П. Луковникоа писал; «Олени и собаки для перевозки почты на территории Якутской АССР практически не используются, их заменили отчасти авто-машины-вездеходы, а в основном легкомоторная авиация— самолеты Ан-2, вертолеты Ми-1, Ми-4 и некоторые другие. Олени и собаки используются иногда в разовом порядке в зимний период в условиях полярной ночи, когда в том или другом пункте выйдет из строя или не будет оборудована взлетно-посадочная площадка... Как правило, и то не везде, этот транспорт используется на подъездных путях, то есть на подвозке почты между от -делением связи и авиаплощадкой».
Итак, с оленями и собаками более или менее ясно... Ну, а как с почтовыми, трактами? Еще несколько десятилетий назад транспортная схема Якутии, уже созревшая для того, чтобы видоизмениться в ожидании грядущих кардинальных перемен, не спешила отрешиться от старых трактов. Ну, а как бывшие почтовые станции и конторы, называемые в наше время отделениями и узлами связи? Что происходило, с ними все эти десятилетия? Сразу отметим: почтовые отделения, а вернее — сами штемпеля почтовых отделений арктической Якутии представляют нелегкое, но благодатное поле деятельности для исследователя. Отделения здесь возникают, закрываются и переименовываются чаще, чем в среднем по стране.
Верхоянск 40-х годов... Местная почта, именуемая Верхоянской конторой почтовой связи, обслуживает несколько отдаленных национальных наслегов, разбросанных по тундре. И тут вскоре возникла чересполосица, чисто местное явление, впоследствии перебросившееся на другие районы: довольно частые, мало мотивированные районные изменения административного характера усложнили почтовую жизнь — стали неизбежно приводить к изменению «прописки» узлов связи и к их переименованиям. Вспомним: Верхоянск идентифицировался с районным узлом связи до тех пор, пока оставался райцентром — с 1930 по 1953 г. Затем центр Верхоянского района был переведен в быстро растущий поселок городского типа—Батагай. И тут началась полоса переименований: 1 апреля 1963 г. Верхоянский районный узел связи переименован в Бабушкинский; 1 июля 1964 г. Бабушкинский переименован в Янский; 1 декабря 1968 г. Янский переименован в Батагайский районный узел связи с местонахождением в райцентре Батагай. Название же района — Верхоянский — осталось неизменным.
Верхоянский район—это 190 тысяч кв. км, другими словами — это Швейцария, Португалия, Бельгия и Голландия вместе взятые. На территории района 52 населенных пункта, но обслуживают их только 18 предприятий связи. С их наименованиями приключалось всякое. Но лишь в одном случае нестабильность может иметь оправдание. С ростом поселков, который вызывается развитием совхозов, появлением все новых отделений этих совхозов, открытием и эксплуатацией новых месторождений природных ископаемых или лесопунктов, почта начинает обслуживать не только промышленные и аграрные объекты, но и соответствующие поселки. И вскоре происходит переименование: отделение связи принимает название поселка. Процесс этот, однако, не имеет никаких закономерностей; во многих случаях наблюдается несовпадение названий поселков и отделений связи. Например, в Верхоянском районе есть старинное урочище Эльгетская, где почтовое отделение было открыто в 1918 г. Ныне это поселок Эльгетск, а обслуживающее его отделение связи называется Хайысардах,
В границах Верхоянского района несовпадения в названиях поселков и находящихся при них почтовых отделений встречаются по-прежнему в изобилии. Из приводимой таблицы видно, что среди действующих предприятий связи 7 носят названия, не совпадающие с названиями населенных пунктов:

Населенные   пункты  
Отделения связи Верхоянского    района
Хайысардах
Эльгетск
Бала
Арыдах
Улахан-Кюель
Табалах
Батагай-Алыта
Саккырыр
Юнкюр
Сартан
Томтор
Борулах
Бетенкес
Адыча

Проследим историю одного из несовпадений... Когда автору этих строк довелось побывать в верхоянской «глубинке»— в небольшом поселке Саккырыр, где находятся почта и радиостанция, объединенные в отделение связи Бататай-Алыта, то от бывшего начальника почтового-отделения В. А. Аверинского, приехавшего сюда в 1939 г., удалось узнать следующее. Поселок, насчитывавший до войны 10—15 юрт и 2—3 рубленых дома, являлся административным центром бывшего Саккырырского района. Районная почтовая контора существовала приблизительно с 1930 г., обслуживая соседние наслеги (впоследствии— отделения оленеводческого совхоза), С первых лет и до ликвидации Саккырырского района в 1963 г. здесь применялись штемпеля с названием «Саккырыр». Поселок стал центральной усадьбой совхоза, территория района отошла частично к Верхоянскому, а частично — к Кобяйскому району. Тогда и появилось на штемпелях Саккырыра название отделения связи Батагай-Алыта.
Изменчивостью и непостоянством издавна отличались почтовые учреждения вдоль океанского побережья, но особенно те из них, что обосновались на территории Нижнеколымского района. Почти все они сгрудились с небольшим интервалом друг от друга в низовьях Колымы. Из далекого прошлого-идет биография лишь таких самобытных русских селений, как Походск. Основано оно более 350 лет назад на одной из проток Колымы, в дневном пробеге собачьей упряжки от океана. Почта здесь давнишняя.
Исключением из общей расстановки является почтовое отделение поселка Андрюшкино. Оно единственное в Нижнеколымском районе, приютившееся на «чужой» реке— Алазее. Но вот любопытно: самая «южная» почта всего Колымского края находится в самом северном в Якутии поселке оленеводов! Отсюда около 200 км до Ледовитого океана. Название поселка пошло от соседнего проточного озера Андрюшкино, которое в свою очередь получило имя от стоящей на берегу и вросшей в землю юрты одинокого старика. В 1940 г. в зимовье Андрюшкино поставили первые дома, и они стали центром образовавшегося там колхоза оленеводов и охотников. Сейчас здесь — отделение совхоза «Нижнеколымский». Большинство жителей — юкагиры, древнейшие обитатели Северо-Востока, представляющие самую малочисленную народность СССР.
Почта существует в Андрюшкино с 1956 г. До 1952 г. письма доставлялись сюда на оленях и собаках из Нижнеколымска, причем упряжкам приходилось пробегать по тундре не менее 500 км. Позже почту доставляли авиацией «на сброс», иногда же Ан-2 садился прямо на улице поселка. Сейчас вся приходящая корреспонденция прибывает только самолетами — из Черского совершаются четыре рейса в неделю.
Примерно в середине 40-х годов в устье Колымы было уже несколько небольших селений: Колымское, Край Леса, Михалкино и Амбарчик. В основном это были причалы, пункты перевалки речных грузов. Населения было уже достаточно для того, чтобы почтовое ведомство учредило здесь отделения связи.
Село Колымское... Еще сначала 30-х годов известна здесь обитель охотников, называлась она Заимка Колымская. Раздолье, было рыбакам на реке, ширина которой достигала в этих местах почти двух километров. Знаменито это место тем, что с 1892 г. находится здесь могила известного путешественника и полярного исследователя И. Д. Черского. Почта известна давно.
Причал Край Леса... Это крошечный колымский поселок, прилепившийся на границе тайги и тундры, у того места, где обрывается последняя на севере полоса лиственниц. «На Колыме край леса ближе, чем где-нибудь, подступает к берегам океана, — писал посетивший эти места В. Песков. — Это замечено было давно землепроходцами, звероловами, зимовщиками» (106), Это интереснейшее по своей топонимике название перешло на штемпель существовавшего здесь с конца 40-х до конца 60-х годов почтового отделения. При этом название несколько трансформировалось. На штемпеле, отличавшемся, крупным форматом (30 мм), название выгравировано в одно слово, на географических картах встречались и другие варианты написания: «Край Лесов», «Крайлес». Почта здесь прекратила существование в 60-е годы, когда ликвидировали причал. Тем не менее даже в 1973 г. в книге путешествовавшего по Якутии В. Уменского «Утро большой реки» ошибочно указывалось, что в устье Колымы «растет порт с хорошим названием — Край Леса. В нем грузы с больших судов переваливают на малые» (107).
Поселок Михалкино... Возник в годы войны на небольшом островке в устье Колымы примерно на полпути между причалом Край Леса и поселка Амбарчик. Нужды населения местного причала стало обслуживать собственное отделение связи. В связи с закрытием причала оно ликвидировано 8 декабря 1974 г.
Поселок Амбарчик... Пример необычного и удивительного названия, на которые столь щедр Север! Географические наименования места — «Бухта Амбарчик» и «Мыс Амбарчик» — уменьшительная форма русского нарицательного «амбар» — имеют любопытную историю. В1909 г. участники гидрографической экспедиции Георгия Седова, осматривая места за устьем Колымы, в 3 км от Чукотки, заметили на суровом безлюдном берегу океана одинокое строение (В географической литературе указывается, что его поставили участники Великой Северной экспедиции 1740—1741 гг.). «Ну чем не амбар-чик!» —воскликнул Седов. Видимо, он-то и пометил на карте до этого безымянную точку... С тех пор и пошло—Амбарчик.
Судьбе было угодно, чтобы то место стало впоследствии географической знаменитостью. Да и у истории ему славы не занимать: лет 350 назад в этих местах проходили казаки Семена Дежнева, а через сотню лет заходил с моря на боте в Колыму Дмитрий Лаптев... И вот в наше время, в середине 30-х годов, наши современники уверовали в возможность плавать вдоль этих суровых берегов по Северному морскому пути. Очередь Амбчика пришла, как только Сибирь стала доступной по Колыме с севера, с Восточно-Сибирского моря. Река оказалась слишком мелкой для прохода океанских судов, и тогда потребовался перевалочный пункт. Так вспомнили в 40-е годы об Амбарчике, находившемся как раз на стыке морских и речных путей. Понастроили здесь много: пристань, жилье, склады. Появилась еще до войны почтовая контора. Но не надолго... Стало ясно, что перевалку грузов удобнее делать выше по Колыме. Тогда-то, кстати, и вырос там, недалеко от Нижнеколымска, новый порт с названием Зеленый Мыс. А в Амбарчике с ликвидацией отделения связи не отпала необходимость в почте. Она была нужна зимовщикам полярной станции, причем немалую часть (корреспонденции занимали ответы филателистам, ничего не знавшим о переменах и продолжавшим адресоваться на Амбарчик… Вся переписка шла через ближайшую почту в селении Михалкино в устье Колымы, просуществовавшую до 8 декабря 1974 г. Оттуда дважды в месяц прилетал биплан Ан-2, садился на лед. бухты и производил обмен почтой. Приходил оттуда иногда и вездеход — от Михалкино по вездеходному пути всего 38 км. А летом почта доставлялась в Амбарчик иначе: самолет производил операцию доставки «на сброс»; иногда по Колыме приходил почтовый катер из Черского.
После ликвидации почтового отделения письма, отправляемые из Амбарчика — примерно с начала 60-х и вплоть до 1974 г.,—обрабатывали календарным штемпелем все еще функционировавшей почты Михалкино. Теперь почта из Амбарчика идет на материк через Певек (Чукотский полуостров), куда по воздуху около 350 км.
Итак, уже с середины 50-х годов Амбарчик — это история... Автору этих строк довелось побывать здесь вес-ней 1979 г. Все население этого не очень уютного и давно оставленного людьми места составляли восемь зимовщиков полярной станции «Бухта Амбарчик». На горе стоит лишь один обитаемый дом, а кругом — десятка полтора рубленых обветшалых строений. Начальник полярной станции показал по самую крышу занесенный снегом домик: в нем когда-то была почта. Недолго отстукивал своим штемпелем исходящую корреспонденцию местный почтовый служащий... Но и сегодня еще мы находим на карте —там, где Колыма встречается с океаном,— маленький кружочек с названием Амбарчик. И до чего же все-таки сильна инерция, если даже в современном научном труде «География транспорта СССР», рекомендованном в качестве учебника для студентов и аспирантов географических факультетов университетов и экономических вузов, можно прочитать: важным портом в Восточно-Сибирском море является Амбарчик (108).
Приведенные примеры не должны создать у читателя представление, будто изменчивость и постоянство почтовых отделений — свойство, в основном, Нижнеколымского района. Характерна в этом отношении и история ряда населенных пунктов Абыйского района, прилегающих к Индигирке. Есть у Индигирки приток, носящий название Дружина. В 20-е годы на берегу Дружины, называвшемся Абыйский берег, стояло пять якутских юрт. В начале 30-х годов здесь же расположилась база речников Главсевморпути. Вскоре она получила название Дружина — по имени притока Индигирки. В названии поселка слышатся отзвуки времен казачьих походов, Развивался поселок быстро и вскоре перерос соседний Абый, старый традиционный центр. Тогда и решили перевести райцентр в Дружину. Судьба, однако, распорядилась иначе. Поселок, ставший центром Абыйского района, оказался на довольно низком месте и его часто затопляло во время половодья. В конце концов было принято решение о перемещении районного центра. Выбор пал на пустынный пологий берег Индигирки в 110 км к северу. 15 марта 1969 г. здесь высадился десант строителей и был заложен новый центр района — поселок Белая Гора на берегу главного русла Индигирки.
На противоположном, левом берегу реки расположено небольшое якутское селение Сутуруоха, славящееся своей зверофермой. И здесь жизнь бьет ключом. Во всех названных пунктах стал расти спрос на услуги почты. И сейчас вытянутый к северу треугольник Абый — Дружина — Сутуруоха — Белая Гора образует своеобразную сеть отделений связи.
... Итак, география почты—в постоянном движении.
В одних, населенных пунктах почта отмирает, в других — возрождается к жизни. Среди многих особенностей Севера есть и связанная исключительно с почтовыми функциями; здесь, как нигде более, в изобилии встречаются населенные пункты, почтовая история которых имеет интересную родословную, но вместе с тем почтовая деятельность уже принадлежит истории. К примеру, прекратились горнорудные разработки, и это сразу вызвало сокращение численности населения — а с оттоком населения пропала надобность в почтовом отделении со штатом почтовых работников. Но вот где-то построен причал для перевалки грузов или началась промышленная добыча на вновь открытом — месторождении — и новые места приложения труда привлекают население, а вслед за людьми приходит и почта.
Вновь возникающие поселки получают новые названия, и в большинстве случаев названия даются на основе русской топонимики. Иногда эти названия «окрашены» в цвета северной географии. На территории ЯАССР известны два из семи поселков Советского Союза, носящих схожие по колориту названия — «Полярный», «Полярное», «Заполярный». Так, в Мирнинском районе есть поселок Полярный, в Аллаиховском — севернее Полярного круга — поселок Полярное. В последнем отделение связи функционирует с 1948 г. Почта доставляется из районного узла связи в Чокурдахе, что в 120 км от Полярного, два раза в неделю самолетами Ан-2. На отдаленных участках в районе поселка живут охотники и рыбаки. Для них почту возят из Полярного на собаках.
В заключение разговора о географии почты, ее пределах и возможностях остается отметить еще одну ее характерную черту. Во все времена почтовой истории Якутии районы, через которые проходят заполярные меридианы, отличались исключительной немноголюдностью.
К сравнению, в Оймяконском районе, расположенном южнее Полярного круга, находится 20 предприятий связи — больше, чем в любом из семи районов арктической территории Якутии. А жители Севера, как выяснили социологи, предъявляют значительно больший спрос на услуги связи, чем в южном поясе. В том числе по письменной корреспонденции — в полтора раза!
Все более интенсивное освоение Восточной Сибири, и в том числе северных районов Якутии, развитие экономики и рост нового строительства ускоряют приобщение северных окраин к жизни и ритму остальной части страны. Вслед за первопроходцами, вслед за переселенцами, оседающими на новых местах, идет почта. Идет почта, наша современница... И хорошо бы уже на первых порах научиться бережно относиться к почтовым вестникам, уходящим в долгий путь через суровые края белого безмолвия...

далее: Загадки топонимики и двуязычие штемпелей.