Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение Александр Андреев » 27 Октябрь 2008 06:21

Полярный исследователь, один из руководителей общества "Аэроарктика"

С сайта http://www.ihst.ru/projects/emigrants/breitfus.htm

БРЕЙТФУС ЛЕОНИД ЛЬВОВИЧ /19.11.(01.12).1864, Санкт-Петербург, Россия - 20.06.1950, Бад-

Пирмонт, ФРГ/, исследователь Арктики.

Родился в семье немца (по профессии портного) и шведки. Среднее образование получил на классическом отделении Петропавловского лютеранского училища в Петербурге. Затем занимался самостоятельно, готовясь к поступлению в университет. В апреле-ноябре 1889 г. был арестован по делу политического кружка Петра Точинского, проводившего пропаганду среди рабочих, сидел в Крестах. В том же году уехал в Берлин, где слушал лекции профессора Ф.В.Шульце, занимался зоологией, опубликовав ряд работ по известковым губкам; изучал также океанографию и метеорологию. С 1896 г. работал в Берлинском зоологическом музее. В 1898 г. получил приглашение от профессора Н.П.Книповича, руководителя Мурманской научно-промысловой экспедиции, принять участие в ее работе в Северном Ледовитом океане. В 1898-1901 гг. Б. работал в этой экспедиции ассистентом, а в 1902-1908 гг. - начальником экспедиции. Одновременно, в 1902-1910 гг. являлся уполномоченным по Мурманским спасательным станциям Общества спасения на водах и ведал работой этих станций. В этот период проводил исследования в Баренцевом море на построенном в Германии судне "Андрей Первозванный" - первом в мире научно-промысловом корабле, оснащенном специальным тралом для ловли донных рыб и организмов и научной лабораторией. В процессе проведения исследований создал первую батиметрическую и гидрологическую карту Баренцева моря, написал пособие для производства анализов морской воды, изучал историю исследований Северного морского пути и проблему его использования. После ликвидации в 1908 г. экспедиции вплоть до 1917 г. занимался по заданию Министерства земледелия обработкой и публикацией результатов работ экспедиции. С 1912 г. возглавлял гидрометрическую службу Главного гидрографического управления, организовал 4 полярные гидрометеорологические станции в Карском море.

По его инициативе впервые в Арктике были использованы самолеты для поисков пропавших экспедиций Г.Я.Седова, Г.Л.Брусилова и В.А.Русанова. В 1914 г. сын бывшего подданного Германии получил русское подданство.

В 1920 г. Б. был командирован в Норвегию для снаряжения экспедиции по спасению ледокола "Соловей Будимирович", найденного во льдах. После загрузки углем и продовольствием ледокол отправился в Архангельск. Подобный отчет "Об экспедиции по спасению ледокола Б. опубликовал в "Записках по гидрографии" (СПб., 1921, т. 3). Усилиями Б. из Англии был также получен ледокол "Святогор", совершивший летом 1920 г. экспедицию в Карское море.

Находясь в Норвегии по служебным делам, Б. принял решение не возвращаться в Россию и в начале 1921 г. перебрался в Берлин, где возобновил работу в Берлинском зоологическом музее, где стал заниматься написанием обзорных историко-географических исследований полярных областей, а также изданием журнала Международного научного общества по изучению Арктики воздушными средствами - "Аэроарктика". С 1923 г. консультировал организаторов операции по спасению экипажа У.Нобиле на дирижабле "Италия", потерпевшем аварию в районе Шпицбергена. В 1931 г. Б. руководил подготовкой, а затем обработкой материалов, собранных международной экспедицией в советскую Арктику на дирижабле "Граф Цеппелин". С приходом Гитлера к власти "Аэроарктика" прекратила работу. Б. занялся написанием "Обзора полярных путешествий", содержавшим сведения о 3000 полярных путешествиях, составлением систематического указателя 35000 библиографических источников. Однако объемная рукопись, содержавшая 66000 страниц текста и многочисленные карты, сгорела в издательстве. Многолетний труд Б. "Промыслы Антарктики", над которым он работал в 1938-1943 гг., погиб во время штурма Берлина в 1945 г.

Именем Б. назван один из мысов вновь открытой Северной Земли (в советское время - мыс Мокрый), а также арктический мыс, расположенный на юго-востоке острова Гувера в архипелаге Земля Франца Иосифа.

С 1945 г. до конца жизни Б. работал в Гидрографическом институте в Гамбурге. За свою жизнь Б. написал 82 работы, в которых отражено состояние исследований Северной и Южной полярных областей, и несколько работ по известковым губкам (все на немецком языке), а также мемуары.


Лит.: Попов С.В. Л.Л.Брейтфус - исследователь Арктики // Земля и Вселенная, 1990, №

Арх.: ГАРВ, ф. 5446, оп.37., д.48, лл.211-212.

В.Волков


С сайта http://museum-polar.narod.ru/fr_breytfus.html

1 декабря 1864 года в Санкт-Петербурге в семье промышленника родился сын. Счастливые родители назвали младенца Леонидом. Судьбой ему было предназначено стать гидрографом, гидрометеорологом, исследователем Северного Ледовитого океана, доктором естественных наук Берлинского Университета и статским советником. После окончания гимназии Брейтфус активно занялся политической деятельностью, за что в 1890 году был выслан в Германию. Высшее образование получил в Берлинском Университете, и 1897 году вернулся в Россию.

1898 год - по приглашению известного гидролога вице-президента Международного совета по исследованию морей Н. М. Книповича, Брейтфус принимает участие в Мурманской Научно - промысловой экспедиции на паруснике «Помор» (в должности старшего ассистента). А с 1901 по 1908 год возглавляет эту экспедицию. С этого времени имя Леонида Людвиговича связанно с г. Александровском и Мурманской биологической станцией. Брейтфус активно участвует в исследовании северных морей, составляет ежегодные отчеты Мурманской научно - промысловой экспедиции. Участвует в ряде международных комиссий и симпозиумов по вопросам полярных исследований. Большое внимание он уделял поиску пропавших полярных экспедиций - Владимира Русанова и Георгия Брусилова (которые ушли в свой последний поход из Александровска). Леонид Людвигович одним из первых предложил использовать для розыска авиацию.

О заслугах этого человека говорят его награды: Орден Святой Анны 3 степени, Святого Владимира 4 степени, Святого Станислава 2 степени и др.

В 1918 году приказом начальника Главного гидрографического управления Брейтфус был отчислен от должности заведующего главной гидрографической службой ГГУ (в связи с невозвращением из командировки на Мурман, занятый англо-французскими войсками).

Брейтфус уехал в Германию, где продолжил заниматься вопросами полярных исследований. Вместе с Нансеном он создал международную организацию «Аэроарктика», которая в 1931 году организовала известный перелет дирижабля «Граф Цеппелин» на Северный Ледовитый океан.

С 1922 года по 1936 год работал в Зоологическом музее Берлинского Университета, а с 1936 по 1948 - в Гидрографическом институте в Гамбурге. Брейтфус пытался вернуться на родину, но не смог. В августе 1950 года он умер в городе Бад- Пирмонт, где и похоронен на католическом кладбище. В наследии Брейтфуса более 200 научных трудов по рыбным и звериным промыслам, гидрологическим и гидрографическим исследованиям в северных морях, по экономике, статистике, мореплаванию (ксерокопии некоторых этих документов бережно хранятся в фондах городского историко-краеведческого музея).

Именем Брейтфуса названы мысы на Земле Франца - Иосифа и на Северной земле.

Зав НПО городского историко-краеведческого музея Тарханова Е. В.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Октябрь 2008 17:36

alex_andr пишет:Полярный исследователь, один из руководителей общества "Аэроарктика"
С сайта http://www.ihst.ru/projects/emigrants/breitfus.htm
БРЕЙТФУС ЛЕОНИД ЛЬВОВИЧ /19.11.(01.12).1864, Санкт-Петербург, Россия - 20.06.1950, Бад-Пирмонт, ФРГ/, исследователь Арктики.
В этот период проводил исследования в Баренцевом море на построенном в Германии судне "Андрей Первозванный" - первом в мире научно-промысловом корабле, оснащенном специальным тралом для ловли донных рыб и организмов и научной лабораторией. В процессе проведения исследований создал первую батиметрическую и гидрологическую карту Баренцева моря, написал пособие для производства анализов морской воды, изучал историю исследований Северного морского пути и проблему его использования.

Изображение Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Октябрь 2008 17:40

alex_andr пишет:Полярный исследователь, один из руководителей общества "Аэроарктика"

С сайта
http://www.ihst.ru/projects/emigrants/breitfus.htm


БРЕЙТФУС ЛЕОНИД ЛЬВОВИЧ /19.11.(01.12).1864, Санкт-Петербург, Россия - 20.06.1950, Бад-Пирмонт, ФРГ/, исследователь Арктики.


В процессе проведения исследований создал первую батиметрическую и гидрологическую карту Баренцева моря,

Изображение

Фрагмент карты из книги:

Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Ноябрь 2008 01:41

ИМЯ НА КАРТЕ

Изображение
Имя Леонида Львовича Брейтфуса сегодня вряд ли известно многим северянам. В честь него не называли улиц и кораблей, ему не возводили памятников. Более того, нет этой фамилии и в российских энциклопедиях и справочниках. Лишь в библиографическом указателе, изданном Мурманским книжным издательством в 1979 году, имеются некоторые сведения о нем.
Между тем во многих энциклопедиях мира рядом с именами именитых полярных исследователей он значится как выдающийся ученый, занимавшийся анализом и систематизацией географических открытий на Севере, решавший практические вопросы промыслового освоения Русской Арктики, много сделавший для улучшения жизни поморов Мурманского берега.

ЧТОБЫ В МОРЕ НЕ ТОНУЛИ КОРАБЛИ...
Родился Брейтфус 1 декабря 1864 году в Петербурге в семье немцев-протестантов. В ней было шестеро детей, старший - Леонид. Он хотел стать морским офицером, но во флот не попал. В 1889 году поступил в университет в Берлине, практику проходил на морских биологических станциях Европы. Затем работал в Берлинском музее, где познакомился с лучшими биологами мира, в том числе с основателем русской промысловой океанологии Николаем Михайловичем Книповичем.
Это время было тяжелым для населения Русского Севера. Отечественные рыбные и зверобойные промыслы приходили в упадок, много судов гибло, тогда как норвежские, оснащенные современными по тем меркам оборудованием и орудиями лова, приносили больше прибыли. В 1894 году у берегов Кольского полуострова утонули 25 возвращавшихся с промысла поморских судов, не один десяток рыбацких семейств осиротели.
Эта катастрофа стала поводом к тому, чтобы власти страны наконец обратили внимание на бедственное положение местного населения. В результате был образован Комитет для помощи поморам Русского Севера. А затем - Мурманская научно-промысловая экспедиция. Ее начальником назначили Н. М. Книповича. Брейтфус, в то время работавший ассистентом в зоологическом музее Петербургской Академии наук, стал его заместителем, охотно приняв приглашение работать на Севере.

ДОКТОР БЕЗ ХАЛАТА
Начальник высоко ценил своего помощника, отмечая старание и самоотверженность. В одном из отчетов он, в частности, пишет: "Весьма выгодное впечатление производит период пребывания на Мурмане доктора Л. Л. Брейтфуса, который сделал сравнительно много. В конце января оказалось необходимым, чтобы доктор Брейтфус вернулся скорее в Петербург. Получив телеграмму, Л. Л. Брейтфус попытался на шлюпке пройти в Колу. (Тогда отправиться по суше на юг возможно было только отсюда. - В. К.)
В это время в Кольском заливе образовалось значительное количество льда. Затруднительность перехода увеличивалась туманом и большим морозом... Когда удалось подойти близко к Коле, путь оказался прегражденным льдом. До Колы оставалось несколько верст, Брейтфус мог бы дойти пешком. Но обстоятельства этого плавания были настолько тяжелы, что даже привычные поморы растерялись. Ввиду этого Брейтфус не нашел возможным оставить команду и вернулся. Спустя некоторое время Брейтфус возвратился в Петербург через Финляндию".
В 1902 году начальником экспедиции на ближайшие шесть лет стал Леонид Брейтфус. Сделано им было немало.
В 1902 году Брейтфус и корабельный инженер генерал-майор А. К. Боярский заключили в Норвегии контракт на постройку ботов "Великая княгиня Ксения Александровна" и "Великий князь Александр Михайлович" для спасательных станций в Териберке и Рынде. Лично Брейтфус создал первую батиметрическую (описывающую особенности дна) и гидрологическую карту Баренцева моря. http://polarpost.ru/f/uploads/thumbs/4_odaaiaio.jpg
Он написал пособие для производства специальных анализов морской воды, издал монографии о поморских промыслах, спасательной службе на Мурмане и телеграфной связи в Арктике. Ему принадлежит более 30 научных работ и отчетов на русском языке, касающихся деятельности Мурманской научно-промысловой экспедиции. Помимо этого Леонид Львович занимался историей исследования Северного морского пути и проблемой его использования.
Много внимания уделял Брейтфус и быту русских поморов. С его подачи на Кольском побережье стали появляться школы, училища, строились общественные бани.

ТАЙНА ПРОПАВШЕЙ ШХУНЫ
В одном из отчетов Брейтфус пишет: "Те шесть лет, которые я провел безвыездно на Мурмане, послужили для меня хорошей морской практикой и позволили познакомиться с тем, что приходится на долю моряка на небольшой палубной яхте в зимнее и осеннее плавание, в крепкий шторм со снегом и морозом". Он тепло отзывается о людях Мурманского края, отмечает их отзывчивость, доброту, трудолюбие, любовь к своей земле.
В 1912 году Брейтфус был назначен заведующим гидрометеорологической службой Главного гидрографического управления России. Он берется за создание первых четырех полярных станций в Карском море, поддерживает идею экспедиции на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач".
Начальник Мурманской научно-промысловой экспедиции оказался одним из немногих, кто безоговорочно признал огромное значение снаряженных на частные средства полярных экспедиций Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова, Г. Я. Седова.
Он одним из первых изучил принесенные в сентябре 1914 года штурманом Альбановым гидрологические данные, собранные за время дрейфа шхуны "Св. Анна", и "Выписку из судового журнала", составленную капитаном ее Г. Л. Брусиловым, и настаивал на их издании. (Об этом стартовавшем из Александровска трагическом походе в Арктику, история которого легла в основу романа Каверина "Два капитана", "Мурманский вестник" уже рассказывал. - Ред.) И в конце 1914 года приложением к 38-му тому журнала "Записки по гидрографии" с предисловием Брейтфуса эти материалы были опубликованы.
Автор предисловия считал, что "экспедиция Брусилова имеет немалую заслугу перед наукою и практикою. Мы обогатились целым рядом морских промеров в районах Карского моря, где никогда еще не плавало ни одно судно, а также непрерывными метеорологическими наблюдениями".
В марте 1917 года Альбанов, который познакомился с Брейтфусом еще до своего героического похода, когда работал на пароходах Архангельско-Мурманского срочного пароходства, обращается к Леониду Львовичу теперь уже с просьбой обработать материалы дневниковых записей, которые вел в ледовом походе.
И в ноябре 1917 года в Петрограде приложением к 41-му тому журнала "Записки по гидрографии" под названием "На юг, к Земле Франца-Иосифа!", с очерком Брейтфуса об экспедиции дневник Альбанова увидел свет.

НА КРЫЛЬЯХ НАД АРКТИКОЙ
В 1914 году Леонид Львович подал очень смелую по тем временам мысль - использовать на Российском Севере идею директора аэрологической обсерватории в Линденберге (Германия) профессора Гергезелля о применении самолета для географических исследований и поиска пропавших экспедиций. Так в экспедиции 1914 года, снаряженной на поиски экспедиции Седова, впервые по инициативе Брейтфуса был применен самолет-гидроплан "Морис-Фарман".
Но ученый на этом не остановился: вместе с Ф. Нансеном они создали международную организацию "Аэроарктика". Он издавал журнал этого общества, активно участвовал и в организации Полярной комиссии Российской Академии наук.
В 1920 году Брейтфуса командировали в Норвегию для оказания помощи унесенному дрейфующими льдами из Индигской губы в Карское море ледокольному пароходу "Соловей Будимирович" с 85 пассажирами. А два месяца спустя президент Академии наук академик А. П. Карпинский адресовал Брейтфусу письмо, в котором выражал признательность за выполненные работы.
Умер Л. Л. Брейтфус в ФРГ на 86-м году, до конца своих дней оставаясь работоспособным и деятельным. В России он имел высокий чин статского советника, был награжден многими орденами и медалями, в том числе Золотой медалью географического общества. Норвежское правительство присудило ему орден Святого Олафа.
Имя этого ученого можно встретить на некоторых морских картах. Хотелось бы надеяться, что географические названия будут не единственной памятью об этом человеке, внесшем столь существенный вклад в освоение и развитие Русского Севера.

03.12.2005
Валентина КУЗЬМИНА, член Ассоциации исследователей Арктики
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200512033057
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение Александр Андреев » 28 Декабрь 2008 23:58

 1a7be8c9cb429581d2.jpg
Титул отчета об экспедиции 1902 г. на пароходе "Андрей Первозванный"
Штамп на титуле - Финский институт морских исследований.

Изображение
"Андрей Первозванный" в Западной Лице, декабрь 1901 г.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение kompan » 14 Апрель 2013 10:00

Дорогие друзья,

 Breitfuss_01.jpg
хотел бы дополнить материал о Леониде Людвиговиче Брейтфусе интересным экспонатом из своей коллекции. 8)
Это конверт письма на имя Брейтфуса из Международной комиссии по научному воздухоплаванию/Страсбург/тогда Германия в 1907 году !
В этот период, как уже упоминалось выше в автобиографической справке, он являлся начальником Мурманской научно-промысловой экспедиции (1902—1908) и являлся уполномоченным по Мурманским спасательным станциям Общества спасения на водах и ведал работой этих станций (1902-1910).
С данной Комиссией он обсуждал тему создания метеорологических станций на севере России в рамках Международной Программы исследований 1908-09 г.г. под руководством профессора Гуго Хергезелля (Prof. Hugo E. Hergesell) необходимых для воздушных полетов и использование дирижаблей для изучения Арктики...еще до Амундсена, Нобиле и Эккенера...


С уважением,
kompan.
Аватара пользователя
kompan
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 14 Апрель 2013 08:38

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение Александр Андреев » 21 Ноябрь 2014 12:03

 Брейтфус.jpg
Автограф Л. Л. Брейтфуса (Письмо к Д. Д. Рудневу от 21 июня 1929 года)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург


Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение fisch1 » 22 Март 2015 21:44

 Bundesarchiv_Bild_102-08249,_Leonid_Breitfuss.jpg


Брейтфус в 1929 году в Берлине.Bundesarchiv_Bild_102-08249.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейтфус,_Леонид_Львович
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение fisch1 » 22 Март 2015 23:14

Морские промыслы Русского Севера
Основу коллекции составляют публикации, в которых даны описания рыболовства и зверобойных промыслов в акваториях преимущественно Белого и Баренцева морей. Это книги и статьи, обобщающие отечественный опыт научно-промысловых исследований конца 1890-х - 1900-х гг. (Мурманская научно-промысловая экспедиция под руководством Н.М. Книповича и Л.Л. Брейтфуса). Опубликованны планы, иллюстрированные отчеты экспедиций, полемические публикации.

http://www.aonb.ru/ekb/kol_promysly.html
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение fisch1 » 23 Март 2015 16:22

К 150-летию со дня рождения Леонида Львовича Брейтфуса

Леонид Львович Брейтфус.jpg


Леонид Львович Брейтфус (01.12.1864-20.06.1950) – зоолог, ихтиолог, гидрограф, океанолог, исследователь северных морей. Один из организаторов и участник Мурманской научно-промысловой экспедиции на судне «Андрей Первозванный» (1899-1908 гг.).

Руководитель второго этапа экспедиции (с 1902г.). Своей профессиональной деятельностью способствовал становлению и развитию Русского Севера.

Леонид Львович Брейтфус (Людвиг Готлиб) родился 1 декабря 1864 г. (по старому стилю – 19 ноября) в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил полный курс гимназии Петропавловского лютеранского училища (1875-1882 гг.).

В 1888 г. за участие в политическом кружке П.В. Точинского был арестован на два месяца и затем выслан за границу, в Германию. По другим сведениям – уехал добровольно в Берлин для дальнейшего образования.

С 1890 по 1897 г. Л.Л. Брейтфус занимался изучением физико-математических и естественно-исторических наук в Берлинском университете. Наиболее подробно изучал зоологию, океанографию и метеорологию. С 1896 г. работал в Зоологическом музее университета. Интересно, что первые научные труды Л.Л. Брейтфуса были из области зоологии беспозвоночных – по биологии известковых губок.

В 1898 г. начальник Мурманской научно-промысловой экспедиции Н.М. Книпович пригласил Л.Л. Брейтфуса принять в ней участие в качестве своего заместителя.

Мурманская научно-промысловая экспедиция по изучению Баренцева моря на судне «Андрей Первозванный» проходила с 1899 по 1908 г. Экспедиция вошла в историю отечественной науки как пример сосредоточения научных сил и масштаба исследований. С рыбопромысловой карты Севера было стерто «белое пятно», каким являлось Баренцево море до начала исследований. Экспедиция стала тем фундаментом, на котором была построена вся система рыбохозяйственных исследований в нашей стране.

Известно, что Мурманская научно-промысловая экспедиция проходила в два этапа. Первым этапом, который был сугубо научным, руководил Н.М. Книпович (1899-1901 гг.). Руководство второго этапа возложили на Л.Л. Брейтфуса.

При этом Комитет для помощи поморам Русского Севера, в рамках которого проходила экспедиция, поставил жесткое условие, состоящее в том, что на первом месте должно быть решение социальных проблем. Вплоть до 1908 г. научные исследования носили второстепенный характер, поэтому выполнялись они фрагментарно и эпизодически, но в любом случае все шло в «копилку знаний» о море. Основное время уходило на строительство бань и школ для детей колонистов.

Несмотря на загруженность хозяйственными делами, удавалось провести океанологические исследования. Так, в 1906 г. был повторно выполнен океанографический разрез «Кольский меридиан» на судне «Андрей Первозванный» (впервые разрез выполнил Н.М. Книпович в 1900 г.).

В дальнейшем исследования на разрезе возобновили в 1921 г. в рамках Северной научно-промысловой экспедиции. Следует сказать, что океанографический разрез «Кольский меридиан» выполняется уже 114 лет, что по продолжительности постоянных наблюдений – уникальное явление в мировой рыбохозяйственной науке.
 Титульный лист отчета.jpg
Титульный лист отчета о работе Мурманской научно-промысловой экспедиции за 1903 г. с дарственной надписью Л.Л. Брейтфуса

Мурманская научно-промысловая экспедиция закончила свою деятельность в 1908 г. О том, какое значение придавалось этому мероприятию, говорит тот факт, что вплоть до 1917 г. по заказу Министерства земледелия Л.Л. Брейтфус занимался обработкой и систематизацией полученных материалов, а также написанием отчетов и отдельных статей. Практически все эти материалы имеются в библиотеке ПИНРО.

Профессиональные знания и организаторские способности снискали Л.Л. Брейтфусу большой авторитет как крупного специалиста в области полярных исследований. С 1902 по 1910 г. он являлся уполномоченным по Мурманским спасательным станциям Общества спасания на водах и ведал работой этих станций.

С 1912 г. возглавлял гидрометрическую службу Главного гидрографического управления, организовал четыре гидрометеорологических станции в Карском море, разрабатывал проекты обустройства Северного морского пути, который в те годы еще носил название «Северо-Восточный проход». Одной из важных задач Л.Л. Брейтфус считал организацию поисков пропавших в Карском море в 1912 г. экспедиций Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова.

Примечательно, что, будучи гражданином Германии, Л.Л. Брейтфус в 1914 г. получил русское подданство. Надо полагать, что в условиях войны России с Германией, это был акт доверия и уважения.

В биографии Л.Л. Брейтфуса было одно событие, вплотную связанное с историей ПИНРО. В 1920 г. он принимал самое непосредственное участие, как официальный представитель России, в международной экспедиции по спасению ледокольного парохода «Соловей Будимирович». Это судно было затерто льдами в Карском море, и его с большим трудом удалось спасти. Вскоре спасенный ледокол получил новое название – «Малыгин».
Именно на этом ледокольном пароходе в августе-сентябре 1921 г. и состоялась самая первая экспедиция Плавморнина (Плавучий морской научный институт). Плавморнин был первым предшественником ПИНРО, и экспедиция на «Малыгине» стала основой всех дальнейших морских исследований Полярного института.

В 1921 г. Л.Л. Брейтфус эмигрировал в Германию. Здесь он прожил около 30 лет и большую часть жизни посвятил сбору данных и описанию всех полярных путешествий и экспедиций, но многое оказалось утраченным.

Сведения о количестве публикаций ученого разноречивы: по одним данным – 82, по другим – около 200, причем написанных в основном на русском языке.

В 2014 г. научная общественность г. Мурманска отметила 115-ю годовщину начала Мурманской научно-промысловой экспедиции. Это событие символично совпало с юбилеем Л.Л. Брейтфуса, имя которого навсегда осталось в истории рыбохозяйственной науки Севера.

Пашкова Т.Е.


Список использованной литературы:

Булатов, В.Н. Одиссея «Соловья Будимировича» [Электронный ресурс] / В.Н. Булатов // Дом и корабль. – Режим доступа: http://www.domikorabl.ru/review/Odissey ... lskim.html. – Загл. с экрана. – [3 с.].
Васнецов, В.А. Под звездным флагом «Персея» / В.А. Васнецов. – Л.: Гидрометеоиздат,1974. – 280 с.
Пашкова, Т.Е. Николай Михайлович Книпович. Страницы жизни / Т.Е. Пашкова; ПИНРО. – Мурманск: Изд-во ПИНРО, 2006. – 60 с.
Поморская энциклопедия: в 5 т. / ред. Н.П. Лаверов. – Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2001 – Т. 1: История Архангельского Севера / ред. В.Н. Булатов, сост. А.А. Куратов. – 2001. – С. 84.


http://www.pinro.ru/15/index.php/ru/new ... 1363--150-
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение fisch1 » 23 Март 2015 16:39

 Труды Мурманской научно-промысловой экспедиции 1906.jpg


Из кн.:Труды Мурманской научно-промысловой экспедиции 1906 года: отчет начальника экспедиции Л. Л. Брейтфуса /Г.У.З. и З. Деп. земледелия. – Пг.: Тип. В. Ф. Киршбаума (отд-ние), 1915. – XIII, 537 с.: ил., 25 л. ил.


 Брейтфус Л.Л.Труды Мурманской научно-промысловой экспедиции 1906 г..jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Брейтфус Леонид Людвигович (Львович) (1864-1950)

Сообщение fisch1 » 21 Апрель 2019 18:57

 1.png
Брейтфус, Л. Л. Северные полярные экспедиции 1912 года и их поиски : обзор деятельности экспедиций: старшего лейтенанта Седова, лейтенанта Брусилова, геолога Русанова и лейтенанта Шредер-Штранца / Л. Л. Брейтфус. - Петроград : Тип. Морского М-ва, в Гл. Адмиралтействе, 1915. - 44 c.


 00.png



Брейтфус, Л. Л.Данные о плавании судов спасательных экспедиций пароходов "Андромеда" и "Кит" (Полярный) в 1915 году / Л. Брейтфус. - Петроград : тип. Мор. м-ва, 1916. - [2], 22 с


viewtopic.php?f=7&t=6272&p=73520#p73520
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения