1934 год. "Челюскинская эпопея".

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение ББК-10 » 14 Февраль 2021 20:05

Кара пишет:при активнейшей ему помощи начальника поста - т. ТРУБИЦИНА Ивана Матвеевича

Начало регулярной охраны границы на Чукотке положил 27 апреля 1928 года приказ полномочного представителя ОГПУ по Дальневосточному краю Ф.Д. Медведя. Во исполнение приказа, с открытием навигации в далекие чукотские поселки и стойбища начали направлять пограничников. Одним из первых, в мае 1928 года, на полуостров прибыл красный командир Иван Матвеевич Трубицын в сопровождении двух красноармейцев. Так состоялось открытие пограничного поста в поселке Провидения. В следующем году к трем воинам-чекистам добивались еще два красноармейца. Зона ответственности поста включала в себя сотни километров, но И.М. Трубицын узнавал обо всем, что происходило на его участке. Красный командир освоил чукотский и эскимосский языки, научился управлять собачьими упряжками не хуже местных жителей. Рассказывают, что за день Трубицын мог пройти на нартах до 100 километров.
Во многих исторических очерках Ивана Матвеевича называют «первым начальником советской Чукотки». При всей притягательности этого определения в нем все-таки имеется некая искусственность. Иван Матвеевич Трубицын, действительно, со всей энергией отдавался порученному ему делу, но все-таки его вклад в дело освоения Чукотки, организацию охраны границы на полуострове достаточно локален. Трубицын планировал надолго остаться в этих суровых краях. В 1931 году Иван Матвеевич привез в Провидения молодую жену, здесь у них появился ребенок, но состояние здоровья не позволило старшему лейтенанту Трубицыну продолжать службу на севере. По некоторым данным, заболевшему туберкулезом командиру вообще пришлось оставить пограничную службу. Погиб Иван Тимофеевич на фронте 1 февраля 1942 года в Новгородской области.


Богат перлами ВИКИ-РУНЕТ. Начали с Матвеевича, закончили Тимофеевичем :shoked:
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение ББК-10 » 14 Февраль 2021 20:22

Кара пишет:начальника поста - т. ПОГОРЕЛОВА ЯКОВА ГАВРИЛОВИЧА

 Погорелов Яков Гаврилович.jpg
 штаб.jpg


В ОБД МЕМОРИАЛ масса документов:
 501129909.jpg
 10201682.jpg
 76089104.jpg


В Списках БП написано "утонул". В сентябре 1999 г. поисковиками найден медальон и фляжка:
 1153504144.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 03 Август 2021 00:20

Наткнулся на интернет-проект Российского Государственного архива фонодокументов (РГАФД) 2019 года, посвящённый 85-летию челюскинской эпопеи.
http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
Аудиофайлы сопровождаются фотографиями. Ниже привожу не представленные в данной теме
 chelyuskincy-img-002v2 (1).png

 chelyuskincy-img-003v2.png

 chelyuskincy-img-026- (1).png

 chelyuskincy-img-005.png

 chelyuskincy-img-010-text.png

 chelyuskincy-img-024-text (1).png

 chelyuskincy-img-027-028.png
Вложения
 chelyuskincy-img-006-text.png
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 18 Август 2021 16:14

"Трагические события кораблекрушения успел запечатлеть на кинопленку оператор кинохроники Аркадий Менделевич Шафран.
В экспедиции челюскинцев Аркадий Менделевич Шафран носил дружеское прозвище «Аркан - рыжая борода». Он дрейфовал вместе с экипажем ледокола «Челюскин», во время которого снял документальный фильм о подвиге советских полярников.

 chelyuskincy-img-007.png

Шафран Аркадий Менделевич, кинооператор и кинорежиссер (1907-1983)
В 1931 году окончил кинофототехникум в Ленинграде.
С 1929 года сотрудничал на кинофабрике «Совкино» в Москве.
В 1934 - 1937 годах работал на киностудии «Ленфильм».
В 1937 - 1953 годах - на ЦСДФ.
С июня 1941 года Шафран оператор Западного, Центрального и Воронежского фронтов.
С 1954 года - на студии «Моснаучфильм».
С 1955 года сотрудничал в киножурналах «Наука и техника», «Новости строительства», «Новости сельского хозяйства», «Новости химической промышленности».
Награжден орденом Красной Звезды (1934 г.) за съёмки гибели парохода «Семён Челюскин».

Взято с http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
Там же - фрагмент его воспоминаний о гибели парохода «Семён Челюскин» и эвакуации на льдину.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 1.
Время звучания:
3 мин. 44 сек.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 19 Август 2021 13:50

Ремов Виктор Александрович
chelyuskincy-img-009.png

Родился в 1903 году в Костромской губернии.
Участвовал в изысканиях и постройке железнодорожной линии Карталы – Магнитная.
С момента основания в 1932 году - главный инженер Главного управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР.
Под его руководством на льдине построены обогреваемый бревенчатый барак, кухня и сигнальная вышка.

Дружеское прозвище среди челюскинцев - «Нестор-летописец», так как до самой своей кончины переписывался с членами экспедиции и собирал о них биографический материал.

Взято с http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
Там же - фрагмент воспоминаний о повреждении парохода «Семён Челюскин» и его ремонте, о строительстве бараков и обустройстве лагеря на льдине.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 1.
Время звучания:
3 мин. 16 сек.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 20 Август 2021 18:34

"Сушкина Анна Петровна
chelyuskincy-img-011.png

гидробиологСушкина Анна Петровна
Родилась в 1907 году в Москве.
Окончила Московский университет по специальности гидробиолог, кандидат биологических наук. Со студенческих лет, с 1926 года, многократно работала на Севере, занимаясь гидробиологией, ихтиологией, геоботаникой.
Участвовала в экспедициях по обследованию рыбного хозяйства озер Урала, Западной Сибири, Тобольского района. Зимовала в Остяко-вогульской области.
Опубликовала большое количество научных работ и серию рассказов о своих путевых впечатлениях и встречах, в частности, и о челюскинской эпопее".

Взято с
http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev

Там же фрагмент воспоминаний о появлении «медведя» в лагере челюскинцев.

Дата записи: 13.04.1964 г.

Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2

Время звучания:
0 мин. 33 сек.
04_sushkina.mp3
Audio Player
00:1900:33
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 21 Август 2021 19:37

Громов Борис Васильевич, специальный корреспондент «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», в 1929 году освещал в прессе первую советскую арктическую экспедицию на ледокольном пароходе «Георгий Седов» на землю Франса-Иосифа.
В 1931 году участвовал в составе выездной редакции «Известий» - «Вторые пути» на строительстве вторых путей, «соединивших уральскую руду с кузнецким углём».
«Совсем иначе выглядел другой журналист – специальный корреспондент "Известий" Борис Васильевич Громов, - описывал его старший радист челюскинцев Эрнст Теодорович Кренкель. - Атлетического сложения, сильный, выносливый, он был моим спутником и в 1929 году на "Седове", и в 1932-м на "Сибирякове", и в 1934-м на "Челюскине". Но познакомились мы гораздо раньше. Наше совместное путешествие по жизни началось еще в 1910 году. Когда я поступил в гимназию, Громов уже учился в ней. Был он всего на класс старше, но нос драл на несколько этажей выше, по старой традиции гимназистов, обязывающей не расходовать внимания на тех, кто младше тебя.
В то время, когда мы плыли на "Сибирякове", Громов заканчивал свою карьеру спортсмена – бегуна на средние дистанции, где он показывал в свое время отличные результаты. Но как журналист, причем журналист, физически очень приспособленный к условиям арктического похода, Громов был в расцвете сил. И не случайно, что очень точный в отборе людей Шмидт приглашал его с собой из экспедиции в экспедицию».

Взято с
http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
Там же - фрагмент его воспоминаний о рождении и жизни дочери геодезиста Васильева – Карины в лагере челюскинцев.

Дата записи: 13.04.1964 г.

Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.

Время звучания:
3 мин. 40 сек.
05_gromov.mp3
Audio Player
00:0003:40
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 02 Сентябрь 2021 09:36

"Когда 5 марта 1934 года летчик А.В. Ляпидевский нашел на льдине лагерь челюскинцев, он еще не знал, что среди первых на взлетной полосе его приветствовала метеоролог Ольга Николаевна Комова, уже не один день дежурившая на импровизированном аэродроме в ожидании спасительного самолета.

Фрагмент воспоминаний метеоролога О.Н. Комовой о жизни в лагере и об эвакуации женщин и детей на самолете А.В. Ляпидевского на встрече в Центральном Доме журналистов.
Дата записи: 03.04.1982 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 7612 - 1.
Время звучания:
6 мин. 31 сек.
09_komova.mp3
Audio Player
04:2506:31

Комова Ольга Николаевна,
chelyuskincy-img-016-.png

Родилась в 1902 году в Рязани.

Участвовала в экспедициях по Туркестану, Уралу, Уссурийскому краю, Бурято-Монголии, была на Новой Земле и на Чукотке.

С 1930 по 1932 год работала в бухте Лаврентия в туземной школе и на метеостанции.

В лагере челюскинцев она вела метеорологические исследования.

Во время Великой Отечественной войны занималась ледовой разведкой для полярной авиации на Севере".

Взято с http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 06 Сентябрь 2021 09:25

Фото с сайта ЦГАФД
http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
 chelyuskincy-img-019-text-.png

Надпись на нём не верна. Запечатлены фрагмент какого-то Р-5, савойя Светогорова, юнкерс Доронина и одна из пограничных Ш-2
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 20 Сентябрь 2021 23:30

Последняя из челюскинцев...
Карина Васильева:
Тем, кто помнит челюскинцев, особенно дальневосточникам, передаю большой привет! Привет и экипажу именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров». Вы делаете большое дело - сохраняете память о нашей стране и подвигах нашего народа

Карина Васильева:
17414.jpg

16 июля 1933 года ледокольный пароход «Челюскин» вышел из северной столицы СССР, по маршруту: Ленинаград - Мурманск - Владивосток, и должен был пройти его по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. На корабле было 112 человека на борту.
На зимовку на остров Врангеля направлялись геодезист, научный сотрудник Всесоюзного арктического института Василий Гаврилович Васильев с женой Доротеей Ивановной, по специальности модельщицы, участницы чукотско-анадырской экспедиции 1931-1932 годов. В походе на «Челюскине», 31 августа 1933 года, у них родилась девочка, которую назвали в честь места, где она появилась - Карского моря - Кариной. Карина Васильевна Васильева (в замужестве, Микеладзе) жива и сейчас! Ей 84 года. Мы ее нашли!

Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел. 13 февраля 1934 года в Чукотском море, в результате сильного сжатия, «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Лагерь Шмитда (по имени руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта) остался жить на льду.
Эвакуировали челюскинцев по воздуху. 5 марта 1934 года летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 первым пробился к лагерю Шмидта и вывез со льдины в с. Уэлен сразу 10 женщин и двух детей. Среди них была и Карина Васильева (вторая девочка Алла Буйко была чуть постарше Карины, родилась она в августе 1932 года в Ленинграде и ехала с родителями на «Челюскине» тоже на остров Врангеля; на пароходе она стала ходить и начала говорить!).
В красный день календаря, 7 ноября 2017 года, мы поговорили с Кариной Васильевной о челюскинцах и их судьбах. Карина Васильева живет в Санкт-Петербурге - колыбели революции, по профессии - геолог, пошла по стопам отца, но работала не на севере, а на юге. И в жизни никогда не воспользовалась статусом «участницы челюскинской эпопеи».
- Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолете Анатолий Ляпидевский, дальше подвез Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил летчик-пограничник Александр Светогоров - я не знала, - говорит Карина Васильевна, которой мы рассказали о забытом участнике спасательной операции Александре Светогорове, и о том, что обошли его наградой, и о том, что разбился он в 1935 году в тайге Хабаровского края и восемьдесят лет не был захоронен, и только в 2016 году последний челюскинец обрел покой на погосте в Хабаровске.
О том, что Александр Светогоров «доставил в бухту Провидения первым рейсом челюскинцев, среди которых была женщина с девочкой Кариной», мы сами узнали лишь недавно из исторического формуляра за 1934 год Второго (ныне Пятого) объединенного авиационного отряда ФСБ России в г. Елизово Камчатского края. Именно летчики-пограничники Камчатки были отправлены на спасение челюскинцев. Фрагмент формуляра мы и зачитали Карине Васильевой.
- Понимаете, каких-то подробностей помнить я не могу, - говорит Карина Васильевна. - Я конечно, участница, но не очевидец. Я там была, присутствовала. Такой исторический факт, не более того. Я ведь такой маленькой была - крохой, ничего не помню, ничего не знаю. Мне потом мама рассказывала, как все было, а недавно я перечитывала ее записи.
- Когда была еще жива моя мама, Доротея Ивановна (умерла в 1994 году), они интересовались судьбой челюскинцев, поддерживали с некоторыми связи, им было интересно общаться, - продолжает она. - Я знала Аллочку Буйко - ту самую маленькую девочку, которая тоже ехала на пароходе «Челюскин». Но ее уже несколько лет назад тоже нет в живых. Я в общем-то осталась одна из челюскинцев, можно сказать, последняя из могикан.
Карина Васильевна говорит, что в свое время поддерживала отношения с челюскинцами: летчиком и первым Героем Советского Союза как раз за спасение челюскинцев Анатолием Ляпидевским, художником Федором Решетниковым, ставшим академиком и вице-президентом Академии художеств СССР, автор знаменитой картины «Опять двойка», Виктором Гуревичем - мотористом с «Челюскина», механиком Александром Погосовым - комендантом взлетно-посадочной полосы в лагере Шмидта, он принимал и отправлял самолеты, руководил действиями строительных бригад и последним вылетел из ледового лагеря, с летчиком и Героем Советского Союза Василием Молоковым.
Видела Карина и самого академика Отто Юльевича Шмидта - начальника экспедиции парохода «Челюскин», конечно не тогда, когда родилась и он ее даже мог нянчить, а уже во взрослом возрасте.
По словам Карины Васильевны, «было это в 1952 году, когда Шмидт приезжал в Ленинград, в университет, и читал математические лекции «о сотворении мира» (смеется)». И еще из воспоминаний: «Он попросил аудиторию, чтобы я подошла к нему после лекции, так как знал моих родителей и что я тут учусь, но после лекции его окружил народ, а я была стеснительная, и подойти не смогла...».
- Но все они давно умерли.., - грустит Карина Васильевна. - Я давно уже не езжу в Москву. Возраст, извините!.. У нас же там каждый год, 13 февраля, в день, когда затонул пароход «Челюскин», в ресторане «Прага», что на Арбате, собирались челюскинцы. Отмечали второй день рождения. Теперь эту вахту подхватили родственники челюскинцев. Но я их уже не знаю, меня с ними ничего не связывает...
Вспоминает Карина Васильевна, как побывала уже во взрослой жизни на Чукотке, там где терпел бедствие пароход «Челюскин». Было это в 1984 году - на пятидесятилетие челюскинской эпопеи.
- Агитперелет на Чукотку организовал Московский ЦК ВЛКСМ, - рассказывает Карина Васильевна. - Несколько челюскинцев было с нами (мама, я): ихтиолог Анна Сушкина, механик Александр Погосов, Герман Грибакин - бортмеханик на самолета Р-5 в отряде летчика Героя Советского Союза Николая Каманина (в звене Бориса Пивенштейна), позже, инженер-конструктор в КБ А.Н. Туполева, корреспонденты. Мы были в Анадыре, в Ванкареме, в Уэлене, на мысе Шмидта, словом, в тех точках, где проходила спасательная операция. Помню как самолет пролетал вдоль береговой черты еще тогда Советского Союза, Чукотского моря. Так вот, позвали меня в какое-то время во время полета в кабину к летчикам и показали ту точку (координаты парохода), где и когда я родилась в Карском море... С тех пор никто ничего не организовывал. Теперь только Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге проводит челюскинские чтения.
Но забытой Карина Васильевна себя не чувствует. Говорит, есть люди, которым до сих пор интересно узнать что-то про челюскинцев.
- Мы не забыты! - уверена Карина Васильевна.- Тем, кто помнит челюскинцев, особенно дальневосточникам, передаю большой привет! Привет и экипажу с Камчатки (Ключи-1) именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров», который появился в 11-й армии ВВС и ПВО. Вы делаете большое дело - сохраняете память о нашей стране и подвигах нашего народа. Спасибо!

Константин Пронякин.



Как это было на пароходе «Челюскин»

Вспоминает Карина Васильева:

- Я родилась на «Челюскине». Это было интересное событие и все принимали участие в выборе имени. Было много разных предложений. Но вот прошло имя Карина. Посчитали что это самое удачное имя, поскольку я родилась в Карском море. У меня даже в паспорте записано - место рождение, Карское море.
Рождение мое случилось до того, как «Челюскин» попал в ледовый плен. Но родилась я на борту корабля. Тогда сложилась тяжелая ледовая обстановка. Когда случилось сильное сжатие, разорвало борт, и экспедиция высадилась на лед. Через огромную пробоину можно было выходить на лед.
Первые 3 дня было очень сурово, так как все жили в тряпичных палатках при температуре ниже 30 градусов мороза. Потом был готов барак. Его утеплили снегом и льдом. Сделали печку из бочки. Нас с мамой разместили около печки. Воду топили изо льда. Меня в ней купали. На льдине мы жили 21 день.

* * *

Выписка из исторического формуляра за 1934 год Пятого (тогда Второго) объединенного авиационного отряда ФСБ России (г. Елизово, Камчатский край), публикуется впервые:
«…В феврале 1934 года эскадрилья послала на помощь челюскинцам три самолета: два АШ-2 и один «Савойя-С62бис, пилотируемый летчиком Светогоровым.
Желающих было гораздо больше, желающими лететь были все, но - «товарищи - говорил помполит - мы должны обеспечить неприкосновенность наших границ, а тем самым и успех операции по спасению челюскинцев». И все понимали, что помполит прав и еще больше работали, учились, осваивали новые места.
28 марта из Петропавловска вторым рейсом на север отходил пароход «Сталинград». На его борту находились мощные спасательные средства: два дирижабля, аэросани, нарты, самолет Болотова. Наша экспедиция погрузила на борт парохода самолет «Савойя» С-62 бис - летчик Светогоров, летнаб - Тесаков, техник - Лукичев, стрелок-моторист - Жук.
Пытаясь пройти на север, пароход попал в тяжелое положение. 20 суток стоял он сжимаемый со всех сторон льдами. Сжатие доходило до такой степени, что в носовой части было повреждено 27 шпангоутов. Можно было ожидать, что экспедиции самой придется высаживаться на лед. Но ветер повернул, и в ледяном поле образовались разводья. Пароход смог выйти на чистую воду.
Через сутки пароход снова встретил крепкий спаянный лед, обойти который было нельзя. Решили производить взлет с ледового аэродрома [около о. Св.Матвея в Беринговом море]. 29 апреля выгрузили самолет, который через три часа был собран. Рано утром 30 апреля самолет взлетел, взяв с собой медикаменты и полярного врача Старокадомского. Уже через несколько минут пароход скрылся в тумане.
В течение 4 часов продолжался бреющий полет над ледовым полем, покрытым торосами и разводьями. Вспуганные самолетом взлетали с разводей птицы. В 8 часов произвели посадку в бухте Провидения, где находилась база экспедиции по спасению челюскинцев. Через день самолет прилетел в бухту Уэлен, откуда в бухту Провидения были доставлены первым рейсом челюскинцы, среди которых была женщина с девочкой Кариной, родившейся на пароходе «Челюскин» в Карском море. Всего самолетом с разных пунктов было переброшено 29 человек челюскинцев. Кроме того, в задачу самолета входило снабжение челюскинцев провизией. И эту задачу экипаж выполнил с честью.
По выполнению задания по оказанию помощи челюскинцам экипаж выполнил правительственное задание по перелету на мыс Шмидта. Самолет доставил на мыс Шмидта в помощь местному населению: чукчам и эскимосам врача Старокадомского и медикаменты. С мыса Шмидта в бухту Провидения были доставлены шесть человек больных цингой из зимующих на пароходе «Хабаровск». На этом были окончены полеты на Крайнем Севере...»

* * *

Справка

Мы собрали всех известных и малоизвестных участников спасения челюскинцев.

Штаб спасения челюскинцев

Куйбышев Валериан Владимирович (1888-1935) - председатель правительственной комиссии по оказанию помощи челюскинцам (Москва).

Ушаков Георгий Алексеевич (1901-1963) - уполномоченный правительственной комиссии по спасению экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» и покупки у «Pan American Airways Corporation» - национального перевозчика США - самолетов для летчиков С. А. Леваневского и М. Т. Слепнёва.

Петров Гавриил Герасимович (1895-1984) - начальник полярной станции ГУСМП Мыс Северный (ныне мыс О. Шмидта) Чаунского района (ныне округ Эгвекинот), председатель чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина» (в районе мыса Северного - Уэлена, ставка - мыс Северный, промежуточная ставка - фактория Ванкарем, затем - мыс Онман, с. Ильхетань в 35 км от Ванкарема, Чукотский национальный округ).

Небольсин Андрей Владимирович (1900-1944) - начальник морского контрольно-пропускного пункта Уэлен, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».

Натауге - председатель Эскимосского районного исполнительного комитета (Чаплино, Чукотский район, ранее, председатель Янракыннотского туземного совета/Провидения, председатель первого Сирениковского товарищества), член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».

Погорелов Яков Гаврилович (1903-1941) - начальник пограничного пункта в Дежнево (МКПП «Дежнев» УПВО УНКВД ДВК) в Уэлене, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина». Утонул при переправе через р. Нева 1 ноября 1941 года, найдет и захоронен в 1999 году, мемориал «Невский Пятачок».

Белобородов Михаил Иванович - начальник погранохраны в Дежнево (МКПП «Дежнев» УПВО УНКВД ДВК) в Уэлене, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина» (по замене).

Трудолюбов - председатель Чукотского районного исполнительного комитета (Уэлен), член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».

Хворостянский Н. Н. - метеоролог станции мыс Северный, заместитель начальника станции Уэлен, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».

Летчики

первая группа, Чукотка

Куканов Федор Кузьмич (1904-1964) - летчик резерва, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев, база - мыс Северный.

Ляпидевский Анатолий Васильевич (1908-1983) - линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек - 10 женщин и 2 ребенка (Ант-4 №2 в Уэлене вышел из строя 21 февраля 1934 г., при посадке сломались шасси и оба винта). Герой Советского Союза №1.

Петров Лев Васильевич (1900-1945) - летчик-наблюдатель экипажа Ляпидевского, первый начальник летной чукотской экспедиции.

Конкин Евгений Михайлович - второй пилот самолета «АНТ-4» у Ляпидевского, командир звена и политруководитель.

Руковский Михаил А., бортмеханик Ляпидевского.

«Полярное море, лагерь Шмидта. (Радио.) Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет «АНТ-4» под управлением летчика Ляпидевского, при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэллена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэллен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолет взял направление над льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего на расстоянии двести метров.

Успех полета т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти сорокаградусный мороз.

Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лед.

Удачное начало спасательной операции еще более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании. и заботе правительства и всей страны. Глубоко благодарны.

Начальник экспедиции Шмидт».


вторая группа летчиков из Владивостока

Каманин Николай Петрович (1909-1982) - военный летчик, на самолете Р-5 (самолет Пивенштейна) совершил групповой перелет мыс Олюторка - Ванкарем, 7 апреля 1934 года, третьим сел у лагеря Шмидта (штурман Матвей Шелыганов), вывез 34 человека (его прозвали Аачек, т. е. молодой человек, юноша). Герой Советского Союза №4, Звезда №2.

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982) - летчик, 7 апреля 1934 года на самолете Р-5, четвертым сел у лагеря Шмидта, вывез 39 человек, внеплановым рейсом, 11 апреля 1934 года эвакуировал больного Шмидта со льдины в Ванкарем (его прозвали Ымпенахен, что значит старик). Герой Советского Союза №3. Бортмеханик Пилютов Петр Андреевич (1906-1960), Герой Советского Союза (1943).

Пивенштейн Борис Абрамович (1909-?) - лётчик резерва, 1 апреля 1934 года у с. Валькальтен, отдал самолет Каманину (у самолета Каманина /бортмеханик Константин Анисимов/ лопнул амортизационный шатун стойки шасси), шесть раз слетал из Уэлена в бухту Провидения и два раза из бухты Провидения в бухту Лаврентия, всего перебросив 22 человека.

Бастанжиев Борис Владимирович (1909-1974) - военный летчик резерва из авиационного отряда Каманина, 1 апреля 1934 года, авария на самолете в районе г. Анадыря.

Демиров Иван М. - военный летчик резерва, 1 апреля 1934 года, авария на самолете в районе г. Анадыря.

Фарих Фабио Брунович (1896-1985) - летчик резерва, отстранен от полетов Каманиным.

Шелыганов Матвей Петрович (1909-1982) - штурман Каманина.


третья группа гражданских летчиков из Хабаровска

Галышев Виктор Львович (1892-1940) - лётчик резерва, командир звена, 11 апреля в Анадыре сломался самолет (бензонасос).

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980) - летчик, 12 апреля на самолете Р-5 вывез 10 человек (бортмеханики Александров и Ратушкин). Герой Советского Союза №6.

Доронин Иван Васильевич (1903-1951) - летчик, заместитель звена. 12 апреля на самолете ПС-4 (присваивалась «четверка» после сборки из сломанных машин ПС-3/Юнкерс W33 в Иркутских ремонтных мастерских «Добролета»), бортовой №Л-735 вывез 2 человека (бортмеханики Я. Савин и В. Федотов). Герой Советского Союза №7.

четвертая группа из США

Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937) - летчик, 29 марта 1934 года вылетев из г. Фербенкс - г. Ном (США) на самолете «Флитстер» (17АF Consolidated Fleetster), бортовой «USSR-SL - СССР-Сигизмунд Леваневский», должен был сесть в Уэлене, но полетел дальше, в Ванкарем, в 30 км совершил аварию в районе мыс Онмана. На борту был полпред Ушаков Г.А. 29 апреля 1934 года на самолете У-2 доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, для неотложной операции по поводу острого припадка аппендицита заместителю начальника экспедиции парохода «Челюскина» Алексею Боброву. Герой Советского Союза №2, Звезда №4.

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965) - летчик, 5 апреля 1934 года вылетев из г. Фербенкс - г. Ном (США) на самолете «Флитстер» (17АF Consolidated Fleetster), бортовой «USSR-MS - СССР-Маврикий Слепнёв» (далее, «CCCP H55»), прибыл в Уэлен, затем в Ванкарем. Второй после Ляпидевского, 7 апреля 1934 года, прибыл в лагерь Шмидта, вывез со льдины 5 человек. Внеплановым рейсом, 12 апреля 1934 г. вывез Шмидта на лечение из Ванкарема в США, на Аляску, в г. Ном. Герой Советского Союза №5.

спецгруппы

Военные

летчик Горелов

мт. летчик Пиндюков

штурман звена Ульянов

мл. летнаб Леонтьев

мл. летнаб Белоусов

техник звена Бураго

моторист Кальченко

моторист Недашковский

Пограничники

летчик Светогоров Александр Павлович (1904-1935) - забытый участник спасения челюскинцев, погиб в 1935 году в тайге Хабаровского края, выполняя рейс по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск, 80 лет не был захоронен.

штурман Тесаков

летчик-наблюдатель Падалко

авиатехник Юрченко И.П.

авиатехник Лукичев

моторист Жук Е.А.

техник Лысков

пилот Шурыгин В.А.

командира звена Шестов А.А.

летнаб Гридин

летчик Пармичев

летчик Гусин

радист Иванов

Обслуживающий персонал (техники)

Уильям (Билл) Левари (William Latimer Lavery) 1914-1985 - бортмеханик у Слепнёва, гражданин США.

Пилютов Петр Андреевич (1906-1960) - бортмеханик Молокова, Герой Советского Союза (1943).

Девятников Иван Г. - техник, приборист-электрик.

Грибакин Герман Васильевич (1909-?) - бортмеханик отряда Каманина, инженер-конструктор в КБ А. Н. Туполева.

Клайд Армистед (англ. Clyde Goodwin Armitstead) 1902-1997 - бортмеханик у Леваневского, гражданин США.

Александров В. А. - бортмеханик

Ратушкин М. Л. - бортмеханик

Разин Анатолий Константинович (1904-1988) - cтарший техник отряда Каманина

Савин Яков Григорьевич - бортмеханик

Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993) - штурман на Р-5 отряда Каманина.

Аникин Николай В. - бортмеханик Водопьянова, комендант аэродрома фактории Ванкарем

Бассейн Флегонт Иванович (1902-1977) - бортмеханик Водопьянова.

Анисимов Константин - бортмеханик Каманина-Пивенштейна.


Участники спасения челюскинцев

Силов Евгений Николаевич (1911-2015) - радист фактории Ванкарем, радиолюбитель-коротковолновик из Томска, его звали «Маркони», был последним живым участником операции по спасению челюскинцев!

Шрадер Людмила Николаевна - радистка станции Уэлен.

Хаапалайнен Тауно Хейкович (1908-1976) - радист станции мыс Северный.

Семёнов Степан Илларионович - механик рации станции мыс Северный.

Красинский Георгий Давидович (1890-1955) - уполномоченный Главсевморпути (ГУСМП) в северо-восточном секторе Арктики, начальник летной части ГУСМП.

Шоломов Ф.(В) А. - начальник станции Уэлен.

Смирнов-Светловский Петр Иванович (1897-1940) - начальника экспедиции на ледоколе «Красин».

Пономарёв Павел Акимович (1896-1973) - капитана ледокола «Красин».

Вага Василий Александрович (1899-1986) - капитана парохода «Смоленск».

Сиднев Василий Петрович (1883-1938) - капитана парохода «Сталинград». Капитан судов Амурского пароходства, с 1927 года - капитан морских судов «Добрфлота» и «Совторгфлота». Аттестовался как «старый опытный полярник, неоднократно участвовавший в арктических экспедициях, инициативен, настойчив, требователен, должности капитана соответствует на судне любого тоннажа и плавания». Арестован в 1937 году, обвинен в том, «что он в составе правотроцкистской контрреволюционной организации вел по заданию германского разведчика диверсионно-вредительскую работу на территории СССР», в 1938 году расстрелян во Владивостоке.

Кулыгин Петр Гаврилович (1906-1938) - спецкор «Известия» и корреспондент «Тихоокеанской звезды», автор книги о челюскинцах «Повесть о героях». В 1934 году на первой конференции писателей Дальнего Востока избран делегатом с правом решающего голоса на I Всесоюзный съезд писателей СССР. На съезде Горький вручил ему членский билет Союза писателей. В 1938 году Кулыгина арестовали, обвинили в заполнении газеты «ТОЗ» вредными очерками. 7 августа 1938 года Кулыгина расстреляли во внутренней тюрьме Хабаровска. В 1957 году был реабилитирован.

Ребров Александр Андреевич - начальник морского контрольно-пропускного пункта Анадырь.

Лукьянов Николай Захарович - бывший начальник морского контрольно-пропускного пункта Анадырь.

Лев Александр Петрович (1896-1938) - начальник Камчатского областного отдела ОГПУ/УНКВД Камчатской области, одновременно начальник 60-го Камчатского погранотряда ОГПУ-НКВД. Арестован в октябре 1937 года. Расстрелян в Хабаровске по приговору выездной сессии ВКВС СССР 5 февраля 1938 года.

А также, чукчи, эскимосы: сиреникцы, чаплинцы и науканцы, юкагиры: чуванцы - все добровольцы, оставшиеся безымянными.
09.11.2017

Взято из https://odynokiy.livejournal.com/3073957.html
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение ББК-10 » 02 Декабрь 2021 13:52

Правда Севера, 1934, №105, 9 мая

 Правда Севера, 1934, №105_09-05-1934 ЧЕЛЮСКИНЕЦ-ДАНИЛКИН.jpg
В. Ланской
Ледяной пустыней

Льды наступали со всех сторон. Беспомощной громадиной стоял в них "Челюскин". В 20 милях видимые простым глазом суда Колымской экспедиции "Свердловск" и "Шмидт". Между "Челюскиным" и ими лежал торосистый опасный лед.
2 октября, в 3 часа дня, с борта "Челюскина" на лед сошло 8 участников экспедиции и три проводника чукчи.
Над трубой "Челюскина" взвились клубы пара. Судно прощалось с восьмью челюскинцами, отравляющимися в опасный путь. Они пошли по направлению к "Свердловску" и скоро скрылись за выступами торосов.
*
На днях в Архангельск прибыл участник последнего похода "Челюскина"
краснознаменец кочегар Михаил ДАНИЛКИН. Он был в числе восьми сошедших с "Челюскина" до гибели судна.
Данилкин вспоминает историю похода.
"Челюскин" — транспортное судно, имеющее марку Л. II. (ледокольный пароход). Водовмещение 6000 тонн. Машина мощностью 2200 лошадиных сил.
По проекту, корабль должен был развивать скорость до 13 миль в час, но при испытании он дал скорость несколько меньшую.
— Из Мурманска мы вышли, — говорит Данилкин, — 2 августа. На палубе откуда-то появился неизвестный человек. Он попросил у нас чего-нибудь поесть. Желая побывать в Арктике, он тайком забрался на корабль. В проливе Маточкин Шар мы встретили пароход "Аркос". На это судно мы сдали первого "полярного зайца".
— "Жизнь на "Челюскине" вошла в обычную колею всех советских судов. Вышла стенная газета "Моряк Севера". Художник Решетников веселил участников экспедиции удачными карикатурами. Особенно мне запомнилась карикатура на Сельвинского, который вместе со мной сошел с судна.
Начали работу многочисленные кружки. После работы команда занималась в кружках по повышению квалификации, по изучению иностранных языков и физики. Часто организовывались концерты, вечера художественного чтения в т. д.
— Мы ни на минуту не забывали, — продолжает Данилкин, — об опасностях полярного плавания, но были уверены, что руководители экспедиции найдут выход из любого положения. На судне установилась самая твердая дисциплина. Была создана комсомольская сквозная ударная вахта. Эта вахта явилась застрельщиком соревнования. Повторять приказание на нашем судне не приходилось.
13 августа на горизонте показался первый лед. Сначала шли маленькие льдинки. Затем поплыли небольшие ледяные острова. И, наконец, показался сплошной лед. Решили испытать ледовые качества корабля. Дали полный ход. "Челюскин" с разбега врезался в льдину. Корпус задрожат от удара. Льдина дала трещину, уступая напору судна.
Дальше мы шли, выбирал разводья и слабый лед. Несколько раз попадали в сплошной трудный лед. Тогда за борт спускался самолет Амфибия Ш—2.
Бабушкин вместе с капитаном улетали на ледовые разведки.
В конце августа получили телеграмму с ледокола "Красин". Ледоколу нужен уголь. Став борт о борт с ледоколом, мы начали перегрузку угля. Ударным авралом за сутки мы перегрузили 650 тонн угля. Некоторое время шли вместе с "Красиным".
До мыса Челюскин нас сопровождал "Седов". Около мыса мы нашли целый караван судов. Здесь стояли "Правда", "Володарский", "Сталин", "Сибиряков", "Русанов" и "Красин". Они пережидали туман. Ночью мы тронулись дальше. Прощально выли сирены советских судов.
У мыса Северный к нам на судно пробрались зимовщики. Они взяли у нас запас фруктов и овощей.
Числа 20 сентября льды пленили "Челюскина". На этот раз окончательно. Пришлось наблюдать странное явление. За две мили от неподвижного судна лед шел с большой скоростью как раз в нужном нам направлении. Но чтобы попасть в это течение, следовало развернуть корабль. Пока велись работы по околке льда нас оттащило от дрейфующего льда на 20 миль.
Зимовка была неизбежной. Надежды выбраться из ледяного капкана не было. Судно стало готовиться к полярной зиме. Среди состава экспедиции были люди, которым необходимо было попасть в центр. 2 октября по распоряжению начальника экспедиции мы покинули судно.
Уходить никому не хотелось.
Путешествуя ледяной пустыней, мы мысленно были с нашими героическими товарищами. Я искренне сожалею, что не пришлось вместе с ними перенести трудности двухмесячной жизни в ледяном лагере.
Я думаю, что выражу общее желание всей команды "Челюскина" если скажу, что готов в любой момент пойти в новый полярный поход.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 19 Декабрь 2021 19:24

Снова хочу вернуться к "Последней из челюскинцев", которой нашёл первоисточник: Пронякин К. Последняя из челюскинцев // Дебри-ДВ [Электронный ресурс] 09.11.2017. URL: http://debri-dv.com/article/17641/posle ... lyuskincev
В ней автор приводит Справку, в которой перечисляет
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
всех известных и малоизвестных участников спасения челюскинцев.

А ведь о малоизвестных тоже есть что сказать. И раз про них не сказал автор, скажу я. А попутно и поправлю.
Итак:
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
спецгруппы

Военные
летчик Горелов
мт. летчик Пиндюков
штурман звена Ульянов
мл. летнаб Леонтьев
мл. летнаб Белоусов
техник звена Бураго
моторист Кальченко
моторист Недашковский

Все они служили в спасской 40 раэ и входили в состав сводного отряда Каманина.
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
летчик Горелов

Летал на Р-5. К группе Каманина присоединился во Владивостоке с Пивенштейном. Его самолёт отдали Молокову и он полетел в группе Каманина вместо кого-то из бортмехаников.
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
мт. летчик Пиндюков

Лётчик У-2 группы Каманина
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
штурман звена Ульянов

К группе Каманина присоединился во Владивостоке в составе звена Пивенштейна (2 Р-5 и 1 У-2). По примеру Каманина, отстранён Пивенштейном как сомневавшийся в успехе.
Информация о всех троих взята из:
Дёмин А. ОДА ГЕРОЯМ- ЛЕТЧИКАМ, ЕЗДОВЫМ СОБАКАМ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ ТРОЙКАМ // raslib.ru [Электронный ресурс] URL: http://www.razlib.ru/transport_i_aviaci ... _04/p3.php
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
мл. летнаб Леонтьев
мл. летнаб Белоусов
техник звена Бураго
моторист Кальченко

Вот о них ничего не нашёл.
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
моторист Недашковский

Из отряда Каманина. Его упоминает
Грибакин. (Грибакин Г. Отряд Каманина // ВикиЧтение [Электронный ресурс] URL: https://biography.wikireading.ru/251538)
Далее идут
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Пограничники
летчик Светогоров Александр Павлович (1904-1935) - забытый участник спасения челюскинцев, погиб в 1935 году в тайге Хабаровского края, выполняя рейс по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск, 80 лет не был захоронен.
штурман Тесаков
летчик-наблюдатель Падалко
авиатехник Юрченко И.П.
авиатехник Лукичев
моторист Жук Е.А.
техник Лысков
пилот Шурыгин В.А.
командира звена Шестов А.А.
летнаб Гридин
летчик Пармичев
летчик Гусин
радист Иванов

Ну,
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
летчик Светогоров Александр Павлович (1904-1935) - забытый участник спасения челюскинцев, погиб в 1935 году в тайге Хабаровского края, выполняя рейс по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск, 80 лет не был захоронен.

сейчас самый известный среди малоизвестных. Хотя фактически, о нём известно не намного больше, чем о любом из его малоизвестных товарищей.
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
штурман Тесаков

Экипаж Светогорова. Вместо него от п/х "Сталинград" до Провидения полетел Старокадомский. Других сведений не нашёл
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
летчик-наблюдатель Падалко

В 1934-35 Вадим Петрович работал в Чукотской авиагруппе. Но про его участие в спасательной операции не встречалось.
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
авиатехник Юрченко

Юрченко И.П. 21.03.1934 получил сотрясение мозга в аварии Ш-2 у с. Алук (Олюторский зал.)
(Слабука В. Создавая кумира, постарайся узнать о нём больше… // Камчатский край. 04.10.2016 [Электронная версия газеты]. URL: https://kam-kray.ru/news/10972-sozdavaj ... olshe.html)
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
авиатехник Лукичев
моторист Жук Е.А.
техник Лысков

Экипаж Светогорова. Первоначальное упоминание - Пограничные войска СССР 1929-1938. Сборник документов и материалов. – М.: Наука, 1972. Других источников не нашёл.
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
пилот Шурыгин В.А.
командира звена Шестов А.А.

Лётчики Ш-2 из 2 омаэ, Петропавловск-Камчатский (Халактырка). Первыми были отправлены п/х "Сталинград" в Провидения. 10 марта, в Олюторском зал., пароход встретил тяжёлые льды и стал у с. Алук. Летчики решили собрать самолёты и лететь дальше самостоятельно. Но 21 марта, сразу же после взлёта, оба самолёта, попав в сильный нисходящий поток, были разбиты (тогда и пострадал Юрченко). После прихода "Смоленска" (с группой Каманина), один самолет был отремонтирован (с использованием элементов второго) и оба лётчика отправились с ним на "Смоленске" в Провидения. 18 апреля Шурыгин выполнил первую ледовую разведу на 60 миль от парохода в направлении о. Лаврентия. И до прибытия "Смоленска" в Провидения, выполнил их ещё несколько. Но после прихода туда, из-за высокого риска полетов на такой лёгкой машине, самолёт был оставлен в Провидении и лётчики дальнейшего участия в спасательной операции не приняли. Но Коллегией ОГПУ были награждёны личным боевым оружием с надписью "За энергию и мужество при выполнении задания в воздухе по спасению челюскинцев".
В дальнейшем, летом 1936 года, Шурыгин отыскал совершивший вынужденную посадку на о. Удд РД Чкалова. Погиб под Одессой в августе 1941 г..
Инфа о них - Слабука В. Создавая кумира, постарайся узнать о нём больше… // Камчатский край. 04.10.2016 [Электронная версия газеты]. URL: https://kam-kray.ru/news/10972-sozdavaj ... olshe.html
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
летнаб Гридин

Информации не нашёл
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
летчик Пармичев

Командир 2 омаэ, из состава которой были выделены 1 С-62 и 2 Ш-2 с экипажами. (Кувшинников В. Крылья над морем. Прыжок на Камчатку // История авиации. 2004 05)
Участия в спасательной операции не принимал, но по первоначальному плану должен был лететь в Уэллен, где поступить в распоряжение Шмидта и возглавить там всю лётную группу. В т.ч. и самолёты, которыми командовал
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
летчик Гусин

(Пограничные войска СССР 1929-1938. Сборник документов и материалов). Другой информации о Гусине не нашёл. Хотя, может быть, это совсем не фамилия, а аббревиатура ГУСМП и при слепом или поплывшем шрифте, составители сборника вместо "летчики ГУСПМ" ошибочно прочли "летчик ГУСИН" .
Также неизвестен и
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
радист Иванов

И в завершении
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Обслуживающий персонал (техники)

Уильям (Билл) Левари (William Latimer Lavery) 1914-1985 - бортмеханик у Слепнёва, гражданин США.
Пилютов Петр Андреевич (1906-1960) - бортмеханик Молокова, Герой Советского Союза (1943).
Девятников Иван Г. - техник, приборист-электрик.
Грибакин Герман Васильевич (1909-?) - бортмеханик отряда Каманина, инженер-конструктор в КБ А. Н. Туполева.
Клайд Армистед (англ. Clyde Goodwin Armitstead) 1902-1997 - бортмеханик у Леваневского, гражданин США.
Александров В. А. - бортмеханик
Ратушкин М. Л. - бортмеханик
Разин Анатолий Константинович (1904-1988) - cтарший техник отряда Каманина
Савин Яков Григорьевич - бортмеханик
Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993) - штурман на Р-5 отряда Каманина.
Аникин Николай В. - бортмеханик Водопьянова, комендант аэродрома фактории Ванкарем
Бассейн Флегонт Иванович (1902-1977) - бортмеханик Водопьянова.
Анисимов Константин - бортмеханик Каманина-Пивенштейна.

Что о них известно:
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Девятников Иван Г. - техник, приборист-электрик.

Из отряда Каманина
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Александров В. А. - бортмеханик -
Ратушкин М. Л. - бортмеханик

Механики Водопьянова
(Дёмин А. ОДА ГЕРОЯМ- ЛЕТЧИКАМ, ЕЗДОВЫМ СОБАКАМ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ ТРОЙКАМ // raslib.ru [Электронный ресурс] URL: http://www.razlib.ru/transport_i_aviaci ... _04/p3.php)
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Савин Яков Григорьевич - бортмеханик

бортмеханик Доронина
(Дёмин А. ОДА ГЕРОЯМ- ЛЕТЧИКАМ, ЕЗДОВЫМ СОБАКАМ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ ТРОЙКАМ // raslib.ru [Электронный ресурс] URL: http://www.razlib.ru/transport_i_aviaci ... _04/p3.php)
А вот
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993) - штурман на Р-5 отряда Каманина.

лишний не только в этом списке, но и вообще в теме. Поскольку никаким образом с этой спасательной операцией не связан. Полагаю, что в этот список он попал потому, что в 1984 году написал для "Техники - молодежи" статью (наряду с Грибакиным и Боечиным) к 50-летию события. Потому как больше нигде его фамилия в соотношении с челюскинской эпопей мне не встречалась.
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Аникин Николай В. - бортмеханик Водопьянова, комендант аэродрома фактории Ванкарем

Аникин был ботмехаником у Водопьянова четырьмя годами ранее, на сахалинской линии. В челюскинской эпопее механиками Михаила Васильевича были другие люди (см. выше)
Кара пишет:
Последняя из челюскинцев...
<...>
Бассейн Флегонт Иванович (1902-1977) - бортмеханик Водопьянова.

Как и Аникин, был механиком Водопьянова ДО этих событий. И - ПОСЛЕ. А вот ВО ВРЕМЯ - был без самолета.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение ББК-10 » 19 Декабрь 2021 19:44

Кара пишет:Снова хочу вернуться к "Последней из челюскинцев", которой нашёл первоисточник: Пронякин К. Последняя из челюскинцев // Дебри-ДВ [Электронный ресурс] Что о них известно:
Девятников Иван Г. - техник, приборист-электрик.

Методом "ненаучного тыка" можно за минуту кое-что узнать:
 00000097.jpg
 00000098.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 01 Сентябрь 2022 14:32

Вот, наткнулся в сети:
aloban / Андрей Лобанов (aloban75) Битва за Арктику: «Челюскин» (82 ФОТО) URL: https://picturehistory.livejournal.com/ ... l#comments

История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. 16 июля «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск. Взяв на борт 112 человек, 2 августа, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну навигацию.
Командовал пароходом капитан Владимир Воронин, на борту также находился руководитель Главсевморпути и экспедиции Отто Шмидт. 23 сентября «Челюскин» оказался полностью затёрт льдами. Дрейф продолжался почти 5 месяцев. 4 ноября вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько километров, однако судно было увлечено назад льдами. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (1 человек погиб). 15 февраля в Москве была образована специальная комиссия по спасению челюскинцев, которую возглавил Валериан Куйбышев. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Все члены экипажа парохода «Челюскин» были спасены.
Насколько удалось «Челюскину» справиться с поставленной задачей? Фактически рейс закончился трагедией. Дорогой, только что купленный за границей пароход был затоплен. Груз к месту назначения не доставлен. Переход по Севморпути за одну навигацию не осуществлен. Были потрачены огромные ресурсы для спасения людей.
Но, с другой стороны, переход «Челюскина» показал всему миру серьезность притязаний СССР на Арктику. С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты. Вера в то, что это возможно, была настолько велика, что пароход «Челюскин» загрузили выше нормы, а среди экипажа оказалась беременная жена одного из членов экипажа.
Катастрофа, которая случилась с теплоходом во льдах Чукотского моря, могла стать одной из больших трагедий в истории мореплавания, но стала триумфом СССР. Во многом авантюрная идея с переходом «Челюскина» продемонстрировала всему миру, что СССР активно работает в Арктике, что при освоении Арктики страна готова идти на любые финансовые затраты. А кроме того, отдельная героическая история спасения челюскинцев советской авиацией продемонстрировала всему миру возможность полета в высоких широтах на не самых технически совершенных самолетах.
Несмотря на громкое чествование и торжества по случаю возвращения челюскинцев, правильные выводы по вопросам судоходства в Арктике руководством страны и Главсевморпути были сделаны. Отныне все суда, работавшие в Арктике, оснащались дополнительной ледовой защитой и работали при помощи ледоколов. По всему маршруту Севморпути начала создаваться навигационная и техническая инфраструктура. Отдельно был запущен проект исследовательских станций на дрейфующих льдинах «Северный полюс».
Значимость и важность освоения Севморпути подтвердила Великая Отечественная война. Севеморпуть стал важнейшей транспортной магистралью между Дальним Востоком и европейской частью России. По нему осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. Именно по Севморпути шел большой поток народнохозяйственных и военных перевозок. Уголь, никель, медь, лес, товары народного потребления бесперебойно доставлялись по этому морскому пути.
Работа на севере в крайне тяжелых обстоятельствах — это вызов не только человеку, но и вызов жизнеспособности государства. Как показал опыт «самоустранения» нашего руководства страны от проблем развития северных территорий в начале 90-х годов XX века, вакуум государственной воли очень быстро заполняется и не всегда дружественными соседними государствами.

Игорь Павловский


1. Первые Герои
 1. Первые герои.jpg


Другие фотографии буду постепенно размещать в соответствующих темах
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Александр Андреев » 02 Сентябрь 2022 22:50

Заметка написана в уважительном и комплиментарном тоне к Советскому периоду освоения Арктики. И все же автор пишет "Во многом авантюрная идея". Но ведь уже многократно документами доказывалось, что поход "Челюскина" планировался под проводкой ледокола "Красин" совместно с судами Ленской экспедиции и лишь неудачное стечение обстоятельств — поломка винтов "Красина" эти планы нарушило.
Пункт "г" "Постановления СНК СССР "Об утверждении важнейший морских экспедиций Главного управления Северного морского пути"" от 3 апреля 1933 года (ЦГАНТД по СПб, ф-369 оп-1-1 д 77 л.1) :
"Поход ледокольного парохода "Челюскин" и ледокола "Красин" Северным морским путем с запада и с заходом на остров Врангель для его снабжения"

 doc_000.jpg




В проекте "Плана морских экспедиций Главного управления Северного морского пути при СНК СССР" (ЦГАНТД по СПб, ф-369 оп-1-1 д 77 л.4-14) план похода "Челюскина" под проводкой "Красина" полностью изложен.
 doc_001.jpg
 doc_002.jpg
 doc_003.jpg
 doc_004.jpg
 doc_005.jpg
 doc_006.jpg
 doc_007.jpg
 doc_008.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения