Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2019 13:52

КОЖЕВНИКОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(10. 07. 1870, Козлов -... )
 Кожевников_ВТС - 0003.jpg
В центре с кипрегелем Кожевников М. Я.<br /><br />Фото из издания:Записки Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба. Ч. 64. Отд-ние 1. - СПб., 1910.<br />Маршрутная съемка бассейна реки Хатанги в 1905 году. Корпуса Военных Топографов капитана Кожевникова.<br />с.77-100+карта. : В селе Хатангском.jpg

1890-1892 - обучался в Военно-топографическом училище;
1892-1893 - прикомандирован к 145-му пехотному Новочеркасскому полку;
1893—1906 - на съемке Северо-Западного пограничного простран-ства, откуда в 1897-1898 прикомандирован к 115-му пехотному Вяземскому полку. В 1904-1906 гг. командирован в экспедицию геолога И. П. Толмачева по северу Сибири, в Енисейскую губернию и Якутскую область;
1906-1909 - на съемке С. -Петербургской губернии и Финляндии, откуда в 1906-1908 гг. командирован в Главное гидрографическое управление для съемки Мурманского берега;
6. 03. 1909-1917 - производитель картографических работ ВТО ГУ ГШ. В 1909—1910 гг. в экспедиции геолога К. А. Волоссовича для исследования Сибири между рекой Леной и Беринговым проливом, организованной Министерством торговли и промышленности. В 1911 г. командирован в Костромскую губернию и другие места (ввиду предстоящего в 1912 г. 300-летнего юбилея царствования дома Романовых) для выяснения на месте границ старинных владений Романовых, ко времени вступления на царство Михаила Федоровича. В этом же году выполнял съемку Бородинского поля (для подготовки празднования 100-летия Отечественной войны 1812 г.). Действительный член РГО. 10. 01. 1912 г. удостоен малой золотой медали РГО за литературные труды.
к 1922 г. состоял в 1-м военно-топографическом отряде;
1. 08. 1922-1924 - составитель карт Северного ВТО. Уволен со службы 1. 03. 1924 г.
Подполковник — 22. 03. 1915 г.

© Сергеев С. В., Долгов Е. И. Военные топографы русской армии, - М.: ЗАО "СиДиПресс", 2001. -592 с.

Фото: В центре с кипрегелем Кожевников М. Я.
Источник: Записки Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба. Ч. 64. Отд-ние 1. - СПб., 1910.
Маршрутная съемка бассейна реки Хатанги в 1905 году. Корпуса Военных Топографов капитана Кожевникова.
с.77-100+карта.
Последний раз редактировалось ББК-10 11 Ноябрь 2019 15:51, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2019 13:57

© Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003
http://www.gpavet.narod.ru/Names1/kojevnikov.htm
 Кожевников_ГПАветисов.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2019 14:09

Записки Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба. Ч. 64. Отд-ние 1. - СПб., 1910.
Маршрутная съемка бассейна реки Хатанги в 1905 году. Корпуса Военных Топографов капитана Кожевникова.
с.77-100+карта.
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0001.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0002.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0003.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0004.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0005.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0006.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0007.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0008.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0009.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0010.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0011.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0012.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0013.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0014.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0015.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0016.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0017.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0018.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0019.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0020.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0021.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0022.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0023.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0024.jpg
 ЗВТО-64-ч1-Хатанга-1905г - 0025.jpg

OCR...
Последний раз редактировалось ББК-10 11 Ноябрь 2019 20:00, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2019 16:05

Толмачев И. П. По Чукотскому побережью Ледовитого океана : Предварит. отчет начальника экспедиции по исследованию Ледовитого океана от устья Колымы до Берингова пролива, снаряженной в 1909 г . Отделом торгового мореплавания М-ва торговли и промышленности. – СПб., 1911
 Толмачев И.П. По Чукотскому побережью Ледовитого океана - 0001.jpg
 Толмачев И.П. По Чукотскому побережью Ледовитого океана - 0002.jpg
 Толмачев И.П. По Чукотскому побережью Ледовитого океана - 0003.jpg
 Толмачев И.П. По Чукотскому побережью Ледовитого океана - 0004.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2019 20:11

Бухта Кожевникова
 S-4950 бух.Кожевникова.jpg

Утес Кожевникова
 R-01-25-26 мыс Шмидта.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 11 Ноябрь 2019 20:19

Еще можно почитать-посмотреть:
Погост на Утёсе Вебера...
 928334_original.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 12 Ноябрь 2019 09:56

В первом соощении, по моей вине ошибочно указана ссылка на экспедицию Толмачева 1909 года.
Верная ссылка: 1905:Хатангская экспедиция под руководством Толмачева И.П.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 12 Ноябрь 2019 13:12

Записки Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба. Ч. 66. Отд-ние 1. - СПб., 1911.
М. Я. Кожевников. Отдельная съемка Мурманского берега в 1906—1908 году.
с.151-156+карта

 ЗВТО-66-ч1 - 0001.jpg
 ЗВТО-66-ч1 - 0002.jpg
 ЗВТО-66-ч1 - 0003.jpg
 ЗВТО-66-ч1 - 0004.jpg
 ЗВТО-66-ч1 - 0005.jpg
 ЗВТО-66-ч1 - 0006.jpg
 ЗВТО-66-ч1 - 0007.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кожевников Михаил Яковлевич (1870-1942)

Сообщение ББК-10 » 12 Ноябрь 2019 13:32

Записки Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба. Ч. 66. Отд-ние 1. - СПб., 1911.
с.151-156+карта

Отдѣльная съемка Мурманскаго берега въ 1906—1908 году.

(Капитана Кожевникова).


Съ развитіемъ мореплаванія около Мурманскаго берега 1), существовавшія карты оказались неудовлетворяющими потребностямъ мореплаванія. Для составленія новыхъ картъ, основанныхъ на точной съемкѣ береговъ и точномъ промѣрѣ глубинъ, вь 1905 году при Гидрографическомъ Управленіи Морского Министерства была образована «Отдѣльная съемка Мурманскаго берега». Съемка эта была составлена изъ трехъ партій: двухъ береговыхъ и одной судовой. Каждая береговая партія состояла изъ ея начальника, двухъ производителей работъ и около 25 рабочихъ и должна была вести топографическую съемку прибрежной полосы и промѣръ глубинъ тамъ, гдѣ это было возможно производить со шлюпокъ и катеровъ. Промѣръ остального воднаго пространства, входящаго въ районъ съемки, должна была производить судовая партія. Начальникомъ ея былъ командиръ судна, входящаго въ составъ съемки (транспортъ Пахтусовъ), а производитслями работъ—офицеры судна. На суднѣ же находился докторъ, посѣщавшій партіи каждый мѣсяцъ. Начальникомъ всей съемки былъ назначенъ капитанъ 2 ранга А. М. Бухтѣевъ (нынѣ капитанъ 1 ранга), который принялъ на себя веденіе геодезическихъ работъ.
Въ 1904 г. А. М. Бухтѣевымъ и Г. С. Максимовымъ совмѣстно былъ опредѣленъ астрономическій пунктъ (долгота по телеграфу)—городъ Александровскъ въ Екатерининской гавани. Этотъ пунктъ послужилъ основой всей тріангуляціи Мурмана, для развитія которой въ вершинѣ Кольскаго залива былъ измѣренъ въ 1905 г. приборомъ Едерина базисъ, длиною около двухъ верстъ. Въ томъ же 1905 году начались геодезическія и гидрографическія работы, которыя были прерваны съ назначеніемъ «Пахтусова» въ составъ экспедиціи Министерства Путей Сообщенія для провода флотиліи грузовыхъ судовъ въ рѣку Енисей черезъ Карское море. Систематическія работы мурманской съемки прерывались и въ послѣдующіе годы исполненіемъ срочныхъ гидрографическихъ работъ въ разныхъ мѣстахъ Мурманскаго побережья, а въ 1908 г. и работами на островѣ Колгуевѣ.
Въ виду неблагопріятныхъ климатическихъ условій 2) для гидрографическихъ работъ на Мурманѣ и поздняго открытія навигаціи въ Архангельскѣ, время производства работъ ограничено четырьмя мѣсяцами (съ 10 мая по 10 сентября). Этотъ срокъ считался со дпя выѣзда изъ Петербурга по день возвращенія.
Къ началу работъ въ Архангельскъ съѣзжались вольнонаемные рабочіе, преимущественно изъ Архангельской и Вологодской губерній, изъ года въ годъ принимающіе участіе въ работахъ мурманской съемки. Такой почти постоянный составъ рабочихъ образовался вслѣдствіе хорошей заработной платы (40 р. въ мѣс.).

1) Такъ называѳтоя сѣв. -вост. берегъ Кольскаго полуострова отъ мыса Святой Носъ до норвежской границы
2) Частые сильнѣйшіе вѣтры, дожди и туманы. Снѣжные штормы бывають даже въ іюнѣ.

На окончательные сборы въ Архангельскѣ уходило нѣсколько дней. Въ эти дни съемочными партіями закупался запасъ такой провизіи, которую здѣсь пріобрѣсти выгоднѣе, чѣмъ въ Александровскѣ; папримѣръ: муку, крупу, лукъ, капусту и на первое время хлѣбъ и мясо; чай-же, сахаръ и рисъ закупали въ Александровскѣ, какъ продающіеся тамъ безъ пошлины.
Для послѣдующаго времени хлѣбъ, мясо и то, чего не находилось въ Александровскѣ, доставлялось почтовыми пароходами, приходившими сюда еженедѣльно. Изъ Александровска продукты и почта развозились или съемочнымъ пароходомъ, или средствами самихъ партій. Въ послѣднемъ случаѣ доставка зависѣла отъ состоянія погоды, и иногда недѣли по двѣ нельзя было получить желаемаго.
Послѣ всѣхъ этихъ сборовъ съемка могла пуститься въ плаваніе на своемъ «Пахтусовѣ» только въ 20 числахъ мая и черезъ трое сутокъ достигала г. Александровска въ Екатерининской гавани Кольскаго залива. Эти переходы бывали для меня тяжелы, такъ какъ я легко подвергаюсь качкѣ.
Г. Александровскъ расположенъ въ глубинѣ Екатерининской гавани, образуемой материкомъ и островомъ. Вслѣдствіе отсутствія всякой растительности, гранитныя окрестности города унылы, хотя въ хорошую погоду, особенно при вечернемъ освѣщеніи незаходящаго солнца, вообще весь Мурманъ своеобразно красивъ.
По приходѣ въ Александровскъ, грузили на пароходъ всѣ лагерныя принадлежности (шлюпки, палатки, кухонную и домашнюю утварь и т. п.), хранящіяся въ съемочномъ пакгаузѣ, дѣлали послѣднія необходимыя покупки и послѣ этого партіи развозились къ мѣстамъ ихъ будущихъ лагерей.
Первый разъ я поѣхалъ на Мурманъ въ 1906 году, вскорѣ послѣ своего возвращенія изъ Хатангской экспедиціи 1), и попалъ въ такую комфортабельную лагерную обстановку 2), какой при топографическихъ работахъ Военнаго Министерства обыкновенно не бываетъ. Если созданіе хорошихъ условій жизни при работахъ не отнимаетъ много времени и трудовъ, конечно отчего эти условія не создать? За мое трехлѣтнее пребываніе на мурманской съемкѣ одинъ только лагерь пришлось расположить въ губѣ съ «отмелымъ» берегомъ. Лодки не могли подойти близко къ выбранному мѣсту, и лагерныя принадлежности пришлось переносить на рукахъ. При болыпомъ количествѣ рабочихъ это было произведено безъ особыхъ хлопотъ.
Основнымъ удобствомъ лагеря были большія палатки изъ двойного брезента, обвѣшанныя внутри по низу солдатскимъ сукномъ и имѣвшія на задней стѣнкѣ по 2 оконца, черезъ которыя въ палатку проникало достаточное количество свѣта. Офицерскія палатки отапливались керосиновыми печами, а палатки рабочихъ дровами. Послѣднихъ въ южной по-

1) См. Записки В. Т. У., ч. LXIV, отд. I.
2) Прекрасныя палатки, столы, кровати, висячія лампы, образа съ лампадками и запасомъ масла, обѣденная и кухонная сервировка и т. п.

ловинѣ Кольскаго залива достаточно, а ближе къ Александровску дровъ нѣтъ, и они для жителей заготовляются полиціей.
Весь Кольскій полуостровъ представляетъ изъ себя гранитную массу, всю источенную ледниками и разсѣченную сбросами. Отъ этого вся мѣстность покрыта цѣлою сѣтью озеръ различной величины, находящихся на разной высотѣ. Почти всѣ озера соединены между собою рѣчками, несущимися по порогамъ и часто обрывающимися водопадами. Многочисленныя озера, особенно когда въ нихъ отражается голубое небо, придаютъ необыкновенную красоту даже безлѣснымъ, мрачнымъ утесамъ Мурмана.
Въ южной части залива рельефъ крупнѣе и поэтому для ходьбы болѣе доступенъ, чѣмъ въ сѣверной части, въ которой онъ, какъ и по всему Мурманскому побережью, сильно разсѣченъ и очень крутъ. Прибрежная же полоса, кромѣ того, часто отполирована прибоемъ воды.
Въ сѣверной части Кольскаго залива въ лощинахъ и на склонахъ, защищенныхъ отъ сѣвернаго вѣтра, растутъ корявыя березки и небольшія рябинки. Чѣмъ южнѣе, тѣмъ растительность становится богаче, и уже въ средней части залива встрѣчаются сосны и ели. Въ верхней части залива есть лѣсопильный заводъ, получающій лѣсъ изъ глубины Кольскаго полуострова по сплавнымъ рѣкамъ и отправляющій его въ готовомъ видѣ за границу.
Почти на всемъ пространствѣ, кромѣ мѣстъ голаго гранита, растетъ морошка и черника, а начиная со средней части Кольскаго залива, — и грибы. По берегамъ Кольскаго залива живутъ русскіе, лопари, финны и норвежцы, занимающіеся преимущественно рыбной ловлей, а нѣкоторые и промысломъ морского звѣря.
Когда мы прибывали на Мурманъ, то во многихъ мѣстахъ лежалъ еще снѣгъ, а озера были скованы льдомъ. Но черезъ нѣсколько дней подъ дружными лучами солнца зимній ландшафтъ быстро мѣнялся на лѣтній, хотя въ тѣнистыхъ мѣстахъ на горахъ снѣгъ лежалъ до половины іюля. Съ наступленіемъ теплаго времени появлялись и комары; даже въ безлѣсныхъ мѣстахъ ихъ бывало множество. Отъ комаровъ голову я обыкновенно завязывалъ большимъ ситцевымъ платкомъ, а во время работы одинъ изъ свободныхъ рабочихъ спеціально отгонялъ отъ глазъ и рукъ надоѣдливыхъ насѣкомыхъ. Иногда бывала и мошка, но, къ счастыо, въ маломъ количествѣ; отъ нея уберечься трудно, и укусы ея болѣзненны.
Жаркихъ дней на Мурманѣ очень мало, почему я почти всегда былъ въ шерстяномъ бѣльѣ, а часто даже и въ бурковомъ польто, которое прекрасно защищаетъ отъ дождя и вѣтра, почти всегда существующаго на горахъ. Этотъ вѣтеръ часто бывалъ такъ холоденъ, что фуражка становилась совершенно неподходящимъ головнымъ уборомъ.
Во время моего пребыванія на мурманской съемкѣ я никогда не отдѣлялся отъ общаго лагеря партіи, хотя это было бы полезно для болѣе успѣшнаго хода топографическихъ работъ. Главной причиной этому была настолько непостоянная здѣшняя погода, что никогда не знаешь, что будетъ черезъ нѣсколько часовъ. Часто случалось, что дожди, туманъ или сильные вѣтры не позволяли по нѣсколько дней приступить къ работѣ, а одно лѣто мы 3 недѣли почти безвыходно просидѣли въ палаткахъ. Конечно, при такихъ условіяхъ лучше сидѣть въ хорошо оборудованномъ лагерѣ, чѣмъ, отдѣлившись отъ него налегкѣ, ютиться въ походной палаткѣ. О силѣ вѣтра можно уже судить потому, что я находилъ на высотѣ около двадцати сажень заплески соленой воды. Послѣ нѣсколькихъ дней сильнаго вѣтра на водѣ всегда бывала большая зыбь, мѣшавшая высадиться на берегъ.
Для производства съемки и разъѣздовъ въ мое распоряженіе былъ предоставленъ двухмачтовый восьмивесельный карбасъ 1) съ 7—9 рабочими. Подъ парусами ходить приходилось

1) Небольшое судно.

довольно рѣдко: или вѣтеръ былъ неподходящій, или его совсѣмъ не было. Чаще приходилось плыть противъ волнъ или противъ приливного теченія. Одинъ разъ поднялся такой сильный вѣтеръ, что гребцы не могли справиться съ волнами. Пришлось пристать къ берегу, вытащить карбасъ и возвратиться въ лагерь пѣшкомъ.
На выѣзды изъ лагеря на работу тратилось часто по 2 часа въ одинъ конецъ, а кромѣ того еще тратилось порядочно времени на проходъ отъ мѣста высадки къ мѣсту работы. Это особенно отражалось на успѣхѣ работы первое время, когда береговая полоса снималась шириною въ 5 в. Потомъ ее сократили до 3 верстъ ширины. Иногда случалось, что мой карбасъ бралъ на буксиръ шедшій на промѣръ катеръ, но это бывало очень рѣдко, такъ какъ мы или работали въ разныхъ мѣстахъ, или выходили на работу въ разное время.
Кромѣ траты времени на переходы, каждый день, по заведенному обычаю, одинъ часъ употреблялся на обѣдъ и дневной отдыхъ рабочихъ. Обыкновенно около 11 часовъ дня я посылалъ очередного рабочаго впередъ по направленію къ слѣдующей точкѣ стоянія, и онъ готовилъ тамъ гдѣ-нибудь около ручейка или озера горячій обѣдъ. Къ 12 часамъ подходилъ и я съ рабочими. Этотъ часъ бывалъ для меня всегда очень пріятенъ: и отдохнешь, и полюбуешься природой!
На Мурманѣ разница между приливомъ и отливомъ достигаетъ 12-ти футовъ. Поэтому для необходимаго однообразія съемки берега принято наносить по самой высокой водѣ. Эту береговую черту почти вѳздѣ легко различить по выброшеннымь водорослямъ и по массѣ мелкихъ ракушекъ, живущихъ на камняхъ, заливаемыхъ водой.
Съ такимъ большимъ приливомъ все время нужно считаться, чтобы пробраться на шлюпкѣ въ какой нибудь заливъ или выйти изъ него при достаточной глубинѣ. Такъ какъ во время отлива вода сбываетъ очень быстро, то на обязанности рабочаго, оставляемаго сторожить карбасъ, лежитъ наблюденіе за тѣмъ, чтобы во время отлива карбасъ не обсохъ. На громадныхъ осушкахъ это можетъ быть очень непріятнымъ.
При такой разности между приливомъ и отливомъ интересно наблюдать невысокіе острова: выглянешь изъ палатки во время прилива—передъ глазами чистый водный просторъ, выглянешь потомъ часа черезъ три—откуда-то появились острова.
Изслѣдуя какое-нибудь водное пространство для выясненія неровностей скрывающагося подъ нимъ дна, моряки производятъ промѣръ болѣе или менѣе значительнаго количества глубинъ, зависящаго отъ масштаба работы. Часть мѣстъ промѣровъ опредѣляется по тремъ какимъ-нибудь заранѣе опредѣленнымъ знакамъ, а часть по счисленію пути, пройденнаго судномъ, съ какого производится промѣръ, между болѣе точными опредѣленіями. На Мурманѣ тріангуляціонные знаки расположены довольно далеко другъ отъ друга, и для опредѣленія мѣстъ промѣра приходится пользоваться и знаками, выставленными для топографическихъ работъ. Для лучшей видимости съ воды, вмѣсто вѣхъ я ставилъ небольшія пирамиды изъ жердей или изъ продольныхъ обрѣзковъ досокъ. Для устойчивости пирамидокъ къ основанію ихъ приходилось привязывать камни, а для лучшей видимости вершину обшивать досками. Всѣ потребные для этого матеріалы привозились изъ Архангельска.
Геометрическую сѣть я сперва попробовалъ вести отдѣльно отъ съемки, но вскорѣ оставилъ, такъ какъ точность опредѣленія высотъ кипрегелемъ такова, что при сѣченіи 5— 10 саж. и верстовомъ масштабѣ получаемыя невязки никакого значенія не имѣютъ. При этомъ условіи двойное преодолѣваніе препятствій труднопроходимой мѣстности было бы напрасной тратой времени. Впослѣдствіи, отдѣльно отъ съемки, я опредѣлялъ только тѣ пункты, которые были необходимы для промѣра и для удобства съемки.

Самая съемка представляла только ту особенность, что, вслѣдствіе малодоступности береговъ, рейку часто лриходилось посылать на лодкѣ, а вслѣдствіе большой разности въ высотахъ, приходилось пользоваться таблицей приведенія отсчетовъ по рейкѣ къ горизонту.
Работая въ подходящую погоду весьма усердно, мы все-таки имѣли много свободнаго времени. Моряки въ это время прокладывали на планъ опредѣленныя ими мѣста глубинъ, я же почти все время проводилъ за чтеніемъ. Конечно, въ нерабочіе дни лишній разъ и чаю попьешь, и поѣшь. Для удовлетворенія этой потребности и для услугъ офицерамъ нанимался поваръ. Свое искусство онъ проявлялъ и на привозныхъ продуктахъ, и на мѣстныхъ—семгѣ, трескѣ, камбалѣ и т. п. Часто столъ нашъ разнообразился подстрѣленными мною по пути бѣлыми куропатками и утками. Первое лѣто мы не стѣснялись и хорошимъ виномъ, которымъ дѣлился съ нами пароходъ Баканъ, приходящій изъ Либавы для охраны промысловъ въ нашихъ сѣверныхъ водахъ. Вообще столъ былъ хорошій.
Обиліе нерабочаго времени позволяло намъ также почти регулярно черезъ двѣ недѣли устранвать баню. Для этого у ближайшаго къ лагерю ручья складывали изъ камней печку, дѣлали 2 лавки и полъ съ такимъ расчетомъ, чтобы надъ всѣмъ этимъ можно было поставить палатку. Когда печка достаточно накалена, офицеры и рабочіе мылись всегда съ большимъ удовольствіемъ.
Въ 1908 году мой начальникъ партіи былъ командированъ для гидрографическихъ работъ на островъ Колгуевъ. Съ его отъѣздомъ я остался въ своей партіи одинъ съ 11-ью рабочими. Такъ какъ работа у меня была по обоимъ берегамъ Кольскаго залива, то черезъ нѣсколько времени мнѣ оказалось болѣе выгоднымъ переѣхать на житье въ г. Александровскъ. Я поселился съ рабочими на Екатерининскомъ островѣ, соединяющемся во время отлива съ материкомъ осушкой, по которой сообщаются съ городомъ. Эта мель съ одной стороны удобство, а съ другой большое неудобство, такъ какъ здѣсь не всегда могутъ проходить рыбачьи суда; обходить же кругомъ острова невыгодно. Я жилъ у самой этой осушки и оставшіяся у меня двѣ шлюпки поставилъ у пристаней по обѣимъ сторонамъ осушки. Значитъ я могъ ѣхать куда угодно, не считаясь съ отливомъ, что, конечно, способствовало успѣху работы.
Изъ своей работы на Мурманѣ я могу вывести такія среднія: на работахъ каждое лѣто проводится около ста дней; изъ этого числа рабочихъ дней 1) только 2/3, со средней продолжительностью въ 9 часовъ, изъ которыхъ, въ виду съемки узкой прибрежной полосы и трудностей сообщенія, больше 1/3 уходило на передвиженіе до мѣста работы и обратно и ежедневно одинъ часъ на обѣдъ. За три сезона мною снято въ верстовомъ масштабѣ, при сѣченіи 5—10 саженъ, 244 кв. версты одной суши, не считая Кольскаго залива и озеръ и не считая небольшой работы въ стосаженномъ масштабѣ. По первому впечатлѣнію это количество кажется очень малымъ, но если принять во вниманіе всѣ вышеприведенныя данныя, то оно окажется нормальнымъ.
Трехлѣтное пребываніе на Мурманской съемкѣ будетъ для меня всегда однимъ изъ самыхъ пріятныхъ воспоминаній моей службы послѣднихъ лѣтъ. Дальнѣйшему пребыванію на этой съемкѣ помѣшало мое сильное желаніе участвовать въ работахъ Ленско-Чукотской экспедиціи 1909 года.

1) Считая всѣ выходы на работу, хотя бы на одинъ часъ.

КАРТА
къ статьъ Капитана Кожевникова О МУРМАНСКОЙ СЪЕМКЪ.

© OCR, ББК-10, 2019
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения