Золотая гидрографияМой собеседник Виталий Семенович Шнеер - ведущий научный сотрудник Центра геоэлектромагнитных исследований ИФЗ РАН, канд. физ. -мат. наук, Почетный полярник, проживает в Троицке с 1972 г.
Виталий Семенович - страстный любитель одиноких лыжных прогулок. Естественно, что интимное общение с природой в зимнем лесу зачастую вызывает к жизни вроде бы давно позабытые далекие воспоминания, которые он называет «Снежные страницы памяти». А вспомнить есть о чем, ибо одно из главных качеств Виталия Семеновича - «охота к перемене мест, весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест... ».
... Он побывал на всех континентах. В квартире на полках предметы экзотики: чучело пингвина из глубин Антарктиды, бюсты фигурок из красного дерева - «мальчика» и «девочки», выполненные африканским аборигеном, альбомы с фотографиями и дневники из «будничной» жизни Почетного полярника. Свидетельства о неоднократных зимовках на ледовом континенте, о жизни на дрейфующей льдине в Ледовитом океане, на станциях «Северный полюс-6» и «Северный полюс-13», Земле Франца Иосифа, о морских походах в центральные и полярные широты Атлантического, Тихого и Индийского океанов, о работе в бухте Провидения и на мысе Дежнева на краю земли, о путешествиях в Кейптаун (Южная Африка), Лондон и Сан-Франциско... Мы беседовали накануне всенародного праздника Дня Победы. Одно из самых ярких впечатлений Виталий Семенович связываете ним. И назвал он свой рассказ Золотая гидрография- После окончания Ленинградской инженерной академии морского флота имени адмирала Макарова в 1954 году я получил назначение в гидрографическую базу самого восточного порта нашей страны - в бухту Провидения на Чукотском полуострове. Больше среди выпускников желающих поехать на край света не нашлось. В бухте располагался морской порт, обслуживаемые маяки, гидрографическая база, войсковые части... В нашу задачу входили гидрографические исследования в Чукотском и Беринговом морях для обеспечения безопасного кораблевождения по Северному Морскому пути. Моим домом и местом работы стало гидрографическое судно «Темп», которое было построено в 1930-х годах в Норвегии как парусно-моторная зверобойная шхуна ледового плавания. Наша работа заключалась в строительстве и обслуживании маяков и навигационных знаков, измерении морских глубин, нанесении на карту координат опасностей (мелей, рифов и т. п. ), слежении за колебаниями уровня моря и оперативном информировании военных и гражданских мореплавателей о гидрографической обстановке (НАВИМ). Судно «Темп» очень хорошо знали в населенных пунктах по всему побережью Чукотского и Берингова морей. Хорошо знали его и ближайшие наши соседи американцы, чьи поселения находились всего в 40 морских милях от нас, на другом берегу Берингова пролива, на Аляске. Например, выходя в море, слышали такое обращение: «Мистер Стрельцов (капитан), с добрым утром! Как погода и как лед в западной части пролива? » Капитан, так же на английском, отвечал: «У нас разреженный лед и штиль. А как у вас? »
Кроме выполнения чисто служебных заданий судну приходилось перевозить пассажиров: пионеров в летние лагеря, больных, работников суда и прокуратуры, - продукты питания, стройматериалы... Занимались и заготовкой моржового мяса для ездовых собак, которые были основным транспортным средством в зимнее время.
Однажды после ужина экипаж шхуны собрался в кают-компании, где обычно травили байки, и старожилы «Темпа», старший механик Герасименко и радист Коваленко, рассказали нам быль...
Случилось это, скорее всего, в 1944 году (точную дату не припомню). Капитан судна Стрельцов был вызван в политотдел провиденского порта и получил там важное, секретное правительственное задание, о котором объявил нам, но без подробностей. К вечеру вся команда была на борту судна, стоявшего у причала, и капитан приказал вахтенной службе принять груз, который прибыл в порт в закрытых грузовиках, с охраной, в сопровождении представителя КГБ и сотрудника банка. По словам самых внимательных, внутри ящиков находились тяжелые кожаные мешки. Ящиками завалили половину трюма. В скором времени было приказано отдать швартовы, и судно (вместе с охраной) вышло в море. Под утро, когда рассвело, капитан собрал команду в кают-компании, вскрыл запломбированный пакет и прочел нам распоряжение начальника Главсевморпути И. Д. Папанина следовать с важным государственным грузом в Ном - американский порт на Аляске. Стояла прекрасная штилевая погода, вокруг судна летали кайры, чистики, резвились киты, высоко выбрасывая вверх свои раздвоенные хвосты. До Нома прямым курсом около 40 миль. К вечеру моряки увидели скромные домишки американского порта. У причала стояло много грузовых и легковых авто, вооруженных полицейских. Собравшиеся горячо приветствовали советских моряков, представителей страны, героически сражавшейся с фашистскими захватчиками. На борт шхуны прибыл консул Советского Союза, собрал команду на палубе и зачитал правительственное распоряжение, из которого моряки поняли, что доставленный груз является золотом и передается в уплату по ленд-лизу согласно договору между союзниками - за поставку Соединенными Штатами нам вооружения, продовольствия, техники и т. п. В беседе за ужином консул сказал, что неоднократно в море наблюдались нападения подводных лодок (видимо, японских) на советские и американские суда, перевозившие военные грузы. Поэтому было решено переправить золото на борту гражданского гидрографического судна «Темп». Но самую главную радость команде доставила заключительная часть правительственного документа, в которой говорилось, что после выполнения задания «Темп» проследует в порт Сан-Франциско, где его поставят в док, капитально отремонтируют, а команда будет отдыхать в течение месяца в лучшем отеле порта - «Хилтоне». Жители Сан-Франциско встречали советский экипаж доброжелательно и сердечно, а девушки не давали «русским» прохода. Моряков же поразил контраст между напрягшейся в титаническом напряжении в борьбе с захватчиками нашей страной и условиями безмятежной жизни благополучного калифорнийского города.
... Через месяц из консульства сообщили, что можно принимать судно. На заводе моряки не узнали свой «Темп». Ослепительно белые корпус и надстройки, черный, блестящий до самого киля ледовый пояс. Пахнущие свежей краской салон, каюты и ходовая рубка - все имело праздничный вид. Кроме того, на судне были установлены новый американский эхолот и другое навигационное оборудование.
Под звуки оркестра и восторженные прощальные приветствия жителей Сан-Франциско обновленный «Темп» отошел от причала и лег на курс, ведущий через Тихий океан в родной порт приписки.
Страна воевала. Ей нужны были продовольствие, одежда, боеприпасы.
Огромные транспортные сухогрузы типа «Либерти» пересекали океан и приходили из Америки во Владивосток и другие восточные порты, там грузы переваливались на железнодорожные составы и срочно отправлялись на запад, на фронт и в тыл. И за это наша страна платила золотом!
Своим необычным рейсом маленькое гидрографическое судно из далекого полярного порта внесло и свой вклад в дело нашей Победы.
Когда сейчас кое-кто пытается пересмотреть результаты Великой войны, все во мне протестует. Мы завоевали Победу неимоверно дорогой ценой, заплатили за нее 20 миллионами человеческих жизней. Союзники в борьбе против общего врага - фашизма, надо отдать им справедливость, помогали нам, но не безвозмездно, а по жестоким рыночным законам.
Записала Алла Федосова( Продолжение в следующем номере)