Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Апрель 2010 17:08

Ефремов Андрей Георгиевич
22. 6. 1908 - 18. 11. 1941
Герой Советского Союза ( 03.02.1940 , медаль № 228)


Ефремов Андрей Георгиевич – старший помощник капитана ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути.

Родился 9 (22) июня 1908 года в городе Сретенск ныне Читинской области в семье служащего. Русский. В 1927 году окончил Владивостокский морской техникум. Работал на кораблях в Тихом океане. В 1929-1931 годах проходил службу в армии. В 1933 году окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1933-1935 годах работал преподавателем Владивостокского морского техникума. С 1935 года ходил в плавания в Арктике: помощником капитана ледокола «Красин», старшим гидрографом-навигатором экспедиции на ледоколе «Малыгин».

С августа 1937 года по январь 1940 года старший помощник капитана ледокольного парохода «Георгий Седов» А.Г.Ефремов участвовал в дрейфе судна во льдах Северного Ледовитого океана, вёл большую научную работу, преподавал команде, состоящей из 15 человек, включая капитана, технические дисциплины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость» старшему помощнику капитана ледокольного парохода «Георгий Седов» Ефремову Андрею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 228).

Кроме того, согласно этому же Указу, каждому Герою была выдана денежная награда в сумме 25 000 рублей.

Участник Великой отечественной войны с июня 1941 года. Военинженер 3-го ранга Ефремов А.Г. воевал в должности старшего помощника командира сетевого заградителя "Азимут" Краснознамённого Балтийского флота. Пал смертью храбрых в бою на борту корабля 18 ноября 1941 года, при переходе на полуостров Ханко (Финляндия). Похоронен в море.

Награждён двумя орденами Ленина, знаком «Почётный полярник».



Источники:
Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp с ссылой на:
    Алешкин А.М. Сердцем на амбразуру. Иркутск, 1976
    Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1950
    Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
    Документы на сайте "Мемориал"
    Золотые Звёзды забайкальцев. - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1966.
    Освобождение Венгрии от фашизма. М., 1965
Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем
Дополнения к биографии Героя предоставлены А.А. Симоновым (город Жуковский Московской области).
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Апрель 2010 19:41

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Апрель 2010 19:48

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Апрель 2010 13:02

 Ефремов А.Г_176.jpg
Еще летом 1938 года А.Г. Ефремов спускался под воду для осмотра руля
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Апрель 2010 12:49

 321-Ефремов А.Г..jpg
Старший помощник капитана А.Г. Ефремов
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2012 21:27

© Александр Чернышев. "1941 год на Балтике: подвиг и трагедия" - Эксмо, 2009 г

В точке Ш=59°56′0″, Д=25°32′ в 5.45 21 ноября подорвался «Азимут», шедший третьим в строю. Спасенных с «Азимута» не было, погиб весь экипаж и 288 человек эвакуируемых. Предположительно он подорвался на плавающей мине.


© Кусков В. П. Корабли Октября. — Л.: Лениздат, 1984.
«Заградитель»
(«Заградитель» — «Азимут»)

Гидрографические суда, в том числе и «Азимут», имели большой опыт постановки навигационных буев и необходимое для этого оборудование. Конечно, буи и сети — вещи разные, но общее в постановке их есть. Грузоподъемные же средства гидрографических судов могли использоваться для постановки сетей без переделки. Поэтому «Азимут» переформировали в сетевой заградитель. Никакого дополнительного оборудования на нем не устанавливали. Учиться новому делу пришлось в ходе выполнения боевых заданий. Вместе с сетевыми заградителями «Вятка» и «Онега» «Азимут» работал на оборудовании сетями Восточной позиции. Позже ставил противолодочные сети на подходах к Таллину. Изредка его привлекали к постановке мин.

«Азимут» одним из последних оставил Таллин. В соответствии с разработанным штабом флота планом эвакуация кораблей и судов из Таллина прикрывалась частями противовоздушной обороны, численность которых составляла около пятисот бойцов и командиров. Оставив в назначенное время позиции, они должны были в кратчайший срок отойти на полуостров Вимси и погрузиться там на ожидавшие их корабли и суда. Для эвакуации последних защитников Таллина были назначены сетевые заградители «Вятка». «Онега», «Азимут» и три моторные шхуны. К вечеру 27 августа сетевые заградители отдали якоря у восточной оконечности острова Найссаар и стали ожидать. С рассветом начали прибывать части последнего заслона и грузиться на корабли. Снимались с якоря уже днем. Конвой № 2, в состав которого входил «Азимут», уже ушел. Разумеется, старый корабль, который и в лучшие годы не отличался большой скоростью, догнать его не мог. Пришлось идти в одиночку. В Кронштадт он прибыл благополучно.

В Кронштадте работы для сетевых заградителей было немного. Поэтому их часто привлекали к перевозкам войск и военных грузов. В ноябре «Азимут» был включен в группу кораблей, занимавшихся эвакуацией наших войск с полуострова Ханко. Он прибыл на Ханко в полдень 20 ноября и сразу же встал под погрузку. Принял на борт около ста тонн оружия, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Перед отходом на него погрузились 288 бойцов с оружием из частей военно-морской [100] базы Ханко. Для сравнительно небольшого корабля это была весьма значительная нагрузка.

На следующий день, 21 ноября, корабли 4-го эшелона — транспорт «Вахир», «Азимут» и шесть тральщиков вышли из Ханко в Кронштадт. Перегруженный «Азимут», хотя и не без труда, достаточно уверенно держался в строю. Наступила ночь, которая стала последней для «Азимута». Примерно на меридиане мыса Юминдамина он подорвался на мине и затонул.



© Широкорад А.Б. Северные войны России. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2001.

20 ноября в полдень на рейд Ханко прибыл новый отряд кораблей под командованием командира дивизиона тральщиков капитана 3 ранга Д.М. Белкова. В состав отряда входили сетевой заградитель "Азимут", сторожевой корабль "Вирсайтис" и тихоходные тральщики №№ 58, 35, 42 и "Клюз". Чуть позже этого отряда пришли два базовых тральщика.

21 ноября погрузили и отправили четвертый эшелон в составе транспорта "Вахур", сетевого заградителя "Азимут" и шести тихоходных тральщиков. Эшелон под командой М.Д. Белкова увез с Ханко 2051 человека, 520 [752] тонн продовольствия, 8 тонн медицинского имущества. В трюм транспорта "Вахур" погрузили 18 танков Т-26, 400 тонн ржаной муки, 66 тонн сахара, 16 тонн макарон, много шоколада, какао, варенья, шпротов и т.д. Недаром какой-то шутник назвал "Вахур" шоколадным транспортом.

Погода, когда этот отряд ушел, резко ухудшилась. Тихоходный "Вахур" отстал от остальных. Но он все же благополучно дошел до Гогланда. А вот сетевой заградитель "Азимут" на пути к этому острову в ночь на 22 ноября натолкнулся на плавающую мину и затонул. На нем погибли 288 человек из гарнизона Ханко и весь экипаж.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2012 21:38

"Страж Балтики" 3 агуста 2010 года

 Страж Балтики-3 агуста 2010 года.jpg
ПОЧЕТНЫЙ ПОЛЯРНИК

Много ли мы знаем о наших героях? К сожалению, нет. Очень часто имена тех, кто совершал подвиги во имя нашей Родины, незаслуженно забыты. К примеру, мало кто знает о выдающемся полярнике, моряке и удивительном человеке — Герое Советского Союза Андрее Георгиевиче Ефремове.

Он родился в 1908 году в городе Сретинске Читинской области. Первые морские дороги открылись перед ним в 1924 году. Ефремов стал матросом на пароходе «Индигирка» и ходил в морях Дальнего Востока. Прикипев сердцем к морю, Андрей Георгиевич решил связать с ним свою судьбу.
В 1927 году окончил Владивостокский морской техникум. Работал на кораблях в Тихом океане. Шесть лет спустя окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Был преподавателем Владивостокского морского техникума.

В 1935 году Ефремова назначают помощником капитана (штурманом) ледокола "Красин». Ходил в ледяных торосах Северного Ледовитого океана. Полярные навигации дали молодому моряку самое ценное - опыт. И его достижения не остались незамеченными. Два года спустя Андрей Георгиевич был назначен старшим гидрографом-навигатором полярной экспедиции на ледокольный пароход «Малыгин», который был затерт льдами и дрейфовал с ледокольными судами «Георгий Седов» и «Садко» в Северном Ледовитом океане вплоть до 1940 года.

То была героическая эпопея. Вся страна следила за дрейфом полярников. Утро на¬чиналось с арктических- новостей. В школах висели карты Северного Ледовитого океана, и ученики флажками на иголках отслеживали путь отважных моряков. Во время дрейфа Андрея Георгиевича перевели старшим помощником капитана на «Георгий Седов». Летом 1938 г. Линейный ледокол «Ермак», форсируя тяжелые многолетние льды, подошел к дрейфующим судам и установил тем самым мировой рекорд свободного высокоширотного плавания. «Садко» и «Малыгин» могли, следуя за ледоколом, пробиваться на юг. Но «Георгий Седов», на котором во время ледовых сжатий в январе был поврежден руль, не только не мог идти своим ходом, но и не имел возможности следовать за «Ермаком» на буксире, так как прогнувшийся руль все время уводил корабль в сторону, - буксирные тросы рвались, и передвижение оказывалось невозможным.

«Седову» пришлось остаться еще на одну зиму во льдах. Началась тяжелейшая, изнуряющая борьба за живучесть. На выручку ему отправились новый ледокол «Иосиф Сталин» и ледорез «Литке», однако сразу пробиться через льды не смогли. И только со второго захода ледокол «Иосиф Сталин» под руководством И.Д. Папанина (капитан судна М.П. Белоусов) 13 января 1940 года пробился к «Седову».

Ледовый дрейф отважных полярников продолжался 812 дней. Андрей Георгиевич вместе со всем экипажем использовал все возможности для научных наблюдений. Проводились астрономические, магнитные, гравитационные, метеорологические, гидрологические наблюдения, глубоководные промеры, наблюдения за жизнью льда и сбор планктона.

Нескольким членам экипажа «Георгия Седова», в том числе старшему помощнику капитана Ефремову, было присвоено звание Героя Советского Союза. Телеграмма, подписанная В.М. Молотовым, гласила: «За мужество, стойкость и настойчивость, проявленные в работе». Кроме того, всем участникам дрейфа было присвоено звание «Почетный полярник».

Впоследствии, еще до начала Великой Отечественной войны, за успешное выполнение очередного ответственного задания на Севморпути Ефремов был награжден вторым орденом Ленина.

Грянула война. Часть моряков-полярников стали военными лоцманами. Ефремов призвался на Балтийский флот. Ему было присвоено воинское звание военный инженер 3 ранга. Андрей Георгиевич был назначен на ГИСУ "Гидрограф». Затем служил на ГИСУ "Азимут». Трагически закончилось его участие в печально известном Таллинском переходе.

Последний поход инженера 3 ранга Ефремова Андрея Георгиевича начался в 16 часов 21 ноября. Приняв около 2060 человек из состава гарнизона Ханко, в Кронштадт вышел очередной отряд тихоходных кораблей ОВР главной базы флота. В кильватерной колонне головным шел сторожевой корабль «Вирсайтис» с вымпелом командира группы судов, за ним гидрографическое судно «Азимут», транспорт «Вахур», тральщики «Клюз», «Волнорез», «Менжинский», «Орджоникидзе» и «Дзержинский». Погода была штормовой. Видимость - до полукабельтова. Ночью, несмотря на включение кильватерных огней, строй начал растягиваться, корабли либо отставали, либо перегоняли друг друга, транспорт «Вахур» из-за неполадок в машине отстал от отряда и шел самостоятельно. В 03:50 замыкающий тральщик «Менжинский» подорвался на плавающей мине. При ветре силой 4 балла и состоянии моря 3 балла шлюпки, спущенные сзади идущего «Орджоникидзе», в темноте потеряли ориентировку и не спасли ни одного человека. К счастью, взрыв заметили с шедшего впереди «Клюза», на который приняли 13 членов экипажа и 31 пассажира. Кроме того, еще 10 счастливчиков избежали верной гибели, успев спустить с подорвавшегося корабля шлюпку. Стремительно - через 10 минут после взрыва! - «Менжинский" затонул. Общее число погибших достигло 290 человек.

«Азимут» шел головным. В 05:00 он подорвался на мине и затонул со всем личным составом и перевозимой воинской частью. В живых не осталось никого. Более 300 человек нашли свою гибель в холодных водах седой Балтики. Свидетелей трагедии нет.

Оценивая роль гидрографов, бывший командующий БФ адмирал Трибуц писал: «С первых недель войны по содержанию многочисленных запросов, поступавших в гидрографическую службу из соединений и частей, можно было отметить одну примечательную особенность, выражавшуюся в том, что гидрографическая служба нашла у командиров всех степеней и рангов понимание ее возможности и желание приобщить ее к тому или иному боевому использованию сил флота. И нужно сказать, что гидрографы оказались подготовленными к выполнению различных по характеру заданий, будь то геодезические привязки к местности артиллерийских позиций или корректировочных пунктов, обеспечение минных постановок или создание специальных карт-планшетов, все это выполнялось гидрографами при высоких технических знаниях и морской выучке».

Капитан 1 ранга в отставке Б.БЕЛЯКОВ.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение fisch1 » 04 Сентябрь 2018 17:23

Кобленц Я.Штурман Ефремов//Смена 11 января 1940 № 9

 Смена 11 января 1940.,№ 9 .jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение fisch1 » 15 Март 2019 18:15

 Старший помощник капитана «Г. Седова»А. Г. Ефремов.png
Старший помощник капитана «Г. Седова» А. Г. Ефремов отсчитывает глубоководный термометр Фото В. Буйницкого.

Советская Арктика 1940 №9
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение ББК-10 » 15 Март 2019 20:37

Впоследствии, еще до начала Великой Отечественной войны, за успешное выполнение очередного ответственного задания на Севморпути Ефремов был награжден вторым орденом Ленина.

Интересно, что это было за задание? После санатория. Документ о награждении имеется?

В списке безвозвратных потерь указаны награды: "ОРДЕН ЛЕНИНА И ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА". Про второй ОЛ ни слова нет?
 77697656 - копия.jpg

 ПП-1 от Куку.jpg

На сем скане поста, за авторством И. Кукушкина, в качестве источника указано: "Освобождение Венгрии от фашизма. М., 1965"
Интересно, как человек погибший на Балтике в 1941 году Венгрию освобождал?
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение ББК-10 » 17 Март 2019 12:15

Интересно выяснить про награждение Ефремова А.Г. вторым орденом Ленина.
Смотрим источники.
Наиболее авторитетным источником следует видимо считать этот:
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениздат., 1987.

 ГСС-2 - 0001.jpg
 ГСС-2 - 0002.jpg

Действительно в справке на стр.492, указано: "Нагр. 2 орд. Ленина."

 ГСС-1.jpg
В качестве источников указаны три периферийных издания 60-80-х годов.
Видимо информация о втором награждении почерпнута из них.
Ссылки на документы архивов отсутствуют.

13/96-98; Алешкин А. М. Сердцем на амбразуру. Иркутск, 1976. с.96-98
353/13-15; Золотые Звезды забайкальцев. Иркутск, 1966. с.13-15
361/75-78; Золотые Звезды Приморья. Владивосток. 1983. с.75-78

Капитан 1 ранга в отставке Б.БЕЛЯКОВ пишет:
Впоследствии, еще до начала Великой Отечественной войны, за успешное вы­полнение очередного ответственного зада­ния на Севморпути Ефремов был награж­ден вторым орденом Ленина.

Ответственное задание заключалось по всей видимости в этом (Советская Арктика, 1940, №5, с.106)
и вряд-ли было закончено до начала войны.
 СА_1940_5_с106_Обработка материалов.jpg

Полярников, награжденных двумя орденами Ленина до начала ВОВ, не очень много, десятка два, я полагаю.
ИМХМО, кандидатура Ефремова А.Г. в эту категорию (Шмидт, Папанин, Водопьянов , Молоков, Спирин, Кренкель, Ширшов, Федоров и др.), определенно не вписывается.
Последний раз редактировалось ББК-10 17 Март 2019 20:02, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение ББК-10 » 17 Март 2019 19:34

В процессе ознакомления с источниками по Ефремову А.Г. появился вопрос о дате гибели нашего героя.
Самый "авторитетный" биографический справочник (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениздат., 1987.) сообщает "Погиб в бою в дек.1941".
Они вроде, судя по аннотации, все военные архививы изучали?
В документах ОБД "Мемориал" (см. выше) указана дата 18.11.1941 г.
Ресурсы по истории ВМФ (их много) называют дату гибели "Азимута" от подрыва на мине 21-22 ноября 1941 г.

...???
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение ББК-10 » 17 Март 2019 20:21

Продолжая поск источников, нашел на Алибе книжку "Золотые Звезды Приморья" аж во Владивостоке. Написал продавцу. Через два часа получил фото страниц с биографией Ефремова А. Г., за что огромная благодарность BS - VOLGYTKA (Татьяна Хохлач), Владивосток.
Ниже помещены страницы из этой книги и их OCR. Там, к сожалению, без очепяток тоже не обошлось, но про награждение вторым орденом Ленина информации нет.

 20190316_183827.jpg
 20190316_183909.jpg
 20190316_183928.jpg
 20190316_183956.jpg


Ефремов Андрей Георгиевич
старший помощник капитана

Андрей Георгиевич родился 22 июня 1908 года в городе Сретенске Читинской области в семье счетовода. Еще в детстве Андрей Георгиевич приехал во Владивосток, куда перевели на работу его отца.
В 1923 году он поступил в морской техникум. Весной 1927 года Андрей Георгиевич успешно сдает экзамены и получает свиде-
[75]
тельство об окончании Владивостокского морского техникума и начинает самостоятельную работу штурманом на пароходах «Астрахань», «Эривань», «Вьюга», «Камчадал».
В 1933 году, после окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта, возвращается во Владивосток и становится заведующим судоводительским отделом техникума, в котором недавно сам учился.
Летом 1935 года Ефремов идет в арктическое плавание вторым помощником капитана комсомольского ледокола «Красин». Здесь Ефремов организовывает плавучий морской техникум без отрыва от производства, превращенный впоследствии в филиал Владивостокского морского техникума.
После «Красина» Андрей Георгиевич некоторое время плавал вторым помощником на гидрографическом судне «Мурман». А летом 1937 года он уходит в экспедицию на ледокольном пароходе «Малыгин» старшим гидрографом-навигатором и руководителем практики студентов гидрографического института Главсевморпути. Затертый льдами «Малыгин» остался на зимовку в море Лаптевых. Здесь Андрея Георгиевича переводят на «Г. Седов». Выполняя обязанности старшего помощника капитана, он вел научные исследования по гидрологии, нес метеорологическую вахту, помогал гидрографу В. X. Буйницкому.
3 февраля 1940 года Андрей Георгиевич Ефремов за беспримерный 812-дневный дрейф удостоен звания Героя Советского Союза.
Как только началась Великая Отечественная война, Андрей Георгиевич Ефремов добровольно пошел служить в военно-морской флот. Служил на Балтике.
Капитан III ранга А. Г. Ефремов погиб 12 ноября 1941 года в Финском заливе на гидрографическом судне «Азимут», ставшем минным заградителем.

ГЕРОЙ АРКТИКИ
23 октября 1937 года в море Лаптевых начался легендарный дрейф «Г. Седова», который продолжался 812 дней и закончился 13 января 1940 года в Гренландском море. Около трех тысяч миль прошел зажатый льдами корабль в арктических условиях, выдержав 153 подвижки льда. А ведь каждое сжатие грозило гибелью кораблю и его экипажу.
Седовцы все как один были людьми из героического большевистского племени, взращенного партией Ленина. Они не только боролись за живучесть своего корабля, преодолевая неимоверные трудности, но и сумели превратить ледокол, как писал впоследст-
[76]
вии об этом в газете «Правда» от 2 февраля 1940 года капитан К. С. Бадигин, «в дрейфующую научную лабораторию, которой предстояло изучить законы, управляющие распределением льдов полярных морях, выполнить гидрологические и метеорологические исследования, собрать данные об океанских глубинах, произвести научные наблюдения над элементами земного магнетизма — словом, увеличить наши познания об Арктике».
Одним из обязательных условий, обеспечивающих успех в работе полярных экспедиций, является совмещение профессий. Так было и на «Седове». Андрей Георгиевич был не только отличным инженером-судоводителем, но и хорошим метеорологом и гидрологом, активным помощником В. X. Буйницкого.
... 13 января 1940 года в 12 часов 07 минут легендарный дрейф «Седова» был закончен. Флагман ледокольного флота «И. Сталин», возглавляемый Папаниным и Белоусовым, вызволяет седовцев из ледяного плена. Здесь начинается триумфальный путь героев на Родину, их ждет столица Страны Советов, чтобы увенчать лаврами победы.
3 февраля москвичи восторженно встречали героев.
В Кремлевском Дворце седовцы были приняты руководителями партии и правительства. Там же был оглашен Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза всем участникам дрейфа. Здесь же, в Кремле, отважным полярникам вручили награды Родины.
В начале мая 1940 года, после отдыха в санатории, Андрей Георгиевич был назначен научным сотрудником Ленинградского арктического института, где совместно с В. X. Буйницким был занят обработкой гидрологических материалов и наблюдений экспедиции «Г. Седова».
Разбойничье нападение гитлеровской Германии на нашу Родину прервало мирный труд советского народа. Среди многих миллионов людей, потребовавших отправления их на фронт, и Андрей Георгиевич Ефремов. Но институт его не отпускает, нужно закончить камеральную обработку материалов экспедиции.
С фронтов приходят плохие вести, враг наступает. Прибалтика, Белоруссия, Украина в дыму пожарищ. 28 июля Андрей Георгиевич наконец добивается повестки Красногвардейского райвоенкомата города Ленинграда. Его направляют в распоряжение Краснознаменного Балтийского флота. Там его зачисляют в гидрографы.
Недолго А. Г. Ефремову пришлось там быть, но его служба была продолжением подвига. До сих пор сослуживцы по отряду вспоминают его добрым словом.
~ Запомнился он нам, — говорят капитан первого ранга в отставке Г. И. Зима и его заместитель капитан первого ранга в от-
[77]
ставке Г. Н. Рыбин, — своей скромностью, исключительно вестным выполнением боевых заданий. Он был старшим помощником командира корабля «Азимут». Среди экипажа он пользовался большим авторитетом и уважением. Здесь дело было не только в том, что он был признанным героем за подвиги в мирное время, а прежде всего в том, что он оставался простым человеком, умел быть требовательным не только к людям, но и прежде всего к себе, настойчиво изучал боевую технику и овладевал ею.
... Середина сентября 1941 года. Бои в пригородах Ленинграда. На всем огромном фронте от Баренцева моря до Черного идут жестокие, кровопролитные сражения. Только вдали, на северо-западе, на отдаленном финском полуострове Ханко сражается советский гарнизон. И в эти тяжелые дни гидрографический корабль «Азимут», на котором служит А. Г. Ефремов, находится в море, выполняя боевые задания командования КБФ, подвергаясь все время воздействию вражеской авиации, фашистских подводных лодок.
18 сентября 1941 года корабль, выполняя очередное задание командования, находился в море. Лаконичная справка из Центрального архива Военно-Морского Флота гласит: «А. Г. Ефремов погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в море». Спустя некоторое время гибнет и «Азимут», подорвавшийся на вражеской мине вместе с экипажем.
Таким образом, в живых не осталось ни одного человека, который мог бы рассказать подробно об обстоятельствах гибели А. Г. Ефремова. Но одно несомненно: Андрей Георгиевич до последней минуты своей жизни был верен долгу и присяге. Мужественно, как и подобает моряку, полярнику, встречал опасность. Его жизнь — пример беззаветного служения Родине.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение ББК-10 » 18 Март 2019 21:02

Чистая статистика.
Из 15 "седовцев", Героев Советского Союза, только двое являются кавалерами двух орденов Ленина!
Ефремов А.Г. и Соболевский А.П.
Любопытный факт :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Ефремов Андрей Георгиевич (1908-1941)

Сообщение ББК-10 » 19 Март 2019 11:11

Вологодская ОУНБ им. И. В. Бабушкина сверхоперативно помогла сканами из книги:
Алешкин А. М. Сердцем на амбразуру. Иркутск, 1976.

 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg

О награждении вторым орденом Ленина информации нет.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения