1932: Плавание бота "Книпович"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1932: Плавание бота "Книпович"

Сообщение ББК-10 » 02 Октябрь 2015 20:47

Известия Русского географического общества. Т. 65, вып. 1.- Л., 1933, с.78

 ПЛАВАНИЕ «КНИПОВИЧА» ОСЕНЬЮ 1932 г..jpg
ПЛАВАНИЕ «КНИПОВИЧА» ОСЕНЬЮ 1932 г.

Начальник Экспедиции Государственного Океанографического института в Москве Н. Н. Зубов, командир судна С. В. Попов.
Водоизмещение корабля — 100 т; мотор — 125 сил; 10 чел. команды, 6 чел. научных сотрудников. 18 августа корабль вышел из с. Полярного (бывш. Александровск на Мурмане) и поднялся, все время работая по океанографии, до о-ва Джилос, у юго восточной оконечности которого вошел в лед и тут перегружал запасы нефти дли мотора. Отсюда корабль направился к Земле Виктории, обошел ее кругом, была сделана высадка на берег и поднят на ней советский флаг. 30 августа подошла к Земле Александра (Архипелага Франца Иосифа), отсюда пошли по 42 меридиану и поднялись до 82° 5' N, откуда повернули на восток к Земле Рудольфа. 1 сентября обогнули с севера Землю Рудольфа и Белую Землю, а 2 и 3 сентября, пробираясь между льдами, обогнули с востока Крээмбел и Землю Вильчека. Отсюда отправились к мысу Желания (Новая Земля); однако льды заставили здесь повернуть на запад. Вышли из льдов 6 сентября в широте 79° N долготе 59° Е и отсюда опять пошли к мысу Желания, которого достигли 9 сентября. От мыса Желания поднялись на север до широты 79° N, и пошли к Земле Визе, которой достигли 12 сентября, не встретив на пути льда. От о. Визе пошли в Русскую гавань, куда прибыли 15 сентября, и 21 сентября возвратились в с. Полярное на Мурмане.
Всего в плавании пробыли 34 дня, из них только 3 суток на якоре. Пройдено свыше 3000 миль, сделано 75 океанографических станций и около 400 промеров глубин Засняты о-ва Виктория и Белая Земля, причем оказалось, что отмеченные Нансеном о-ва Ева и Лиф представляют один остров. Описано также юго-восточное побережье Земли Визе.
К возвращению в с. Полярное на корабле топлива оставалось всего на 2 часа хода, а провизии на 5 дней. Большим подспорьем пропитанию послужили 4 убитых медведя. "Книпович" вернулся в полной исправности, за исключением одной поломанной доски ледяной обшивки. Помимо большого собранного материала, плавание показало, что теплая атлантическая вода пробилась между Шпицбергеном и Землей Франца Иосифа в Британский канал и в пролив между Землею Франца Иосифа и Землею Визе. Плавание также подтвердило теopeтические выводы Н. Н. Зубова о том, что по температуре Нордкапского течения на Кольском меридиане можно судить о состоянии льдов в Баренцевом море в текущем году и в районе между Землей Франца Иосифа и Северной Землей за 2 года вперед.
Далее экспедиция доказала, что в благоприятные годы маленькие деревянные суда могут сделать гораздо больше, чем самые мощные ледоколы, если последние не будут считаться с метеорологическими и главным образом гидрологическими условиями.
Теплая вода между Землей Франца Иосифа и Землей Визе на глубине 200 м 2° С есть видимо самый ее глубокий язык, вдающийся с севера; должно быть здесь находится недалеко материальный склон. На океанографических станциях делали определения всех океанографических элементов pH воды и грунта, фосфаты и нитриты и т. д. Грунта брали колонками до 50 см длиною, тралом же редко из-за погоды; случалось, что скорость ветра доходила до 22 м/сек. Промеры сделаны через каждые 5 миль.

Начальник экспедиции проф. Н. Н. Зубов
Капитан судна С. В. Попов.
Последний раз редактировалось ББК-10 19 Октябрь 2016 20:51, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Плавание бота "Книпович"

Сообщение Молибога » 04 Октябрь 2015 14:48

Фото из статьи М.В.Кленовой "Остров Виктория" - Л: Arctica, № 3, 1935 г.

1. Высадка на о.Виктория

 Sam_7065.jpg


2. Установка флага на о.Виктория

 Sam_7066.jpg
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

1932: Плавание бота "Книпович"

Сообщение ББК-10 » 19 Октябрь 2016 20:50

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-10.-Л., 1932 с.200.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-10.-Л., 1932 с.200 Книпович.jpg
РЕЙС МОТОРНОГО СУДНА „КНИПОВИЧ".

Принадлежащее Океанографическому институту парусно-моторное судно „Книпович", отправившись 18 августа для океанографических работ в Баренцово море и совершив обычный рейс по меридиану 42 Е, подошло к о-ву Джиллис, где были встречены льды, окружавшие этот остров, и затем проследовало с океанографическими работами к о-ву Виктория. На этом острове была произведена высадка на берег и был поднят советский флаг. Следуя дальше по меридиану 42 Е, „Книпович" достиг без затруднений со стороны льдов широты 52CN и, направившись к востоку, 1 сентября подошел к строящейся новой станции Арктического института на о-ве Рудольфа; затем, обогнув восточные острова архипелага Земли Франца-Иосифа, взял курс по направлению мыса Желания на Новой Земле. Восточные берега архипелага оказались свободными от льда. Льды были встречены лишь в <р 80е N и 165° Е. В дальнейшем от мыса Желания был сделан гидрологический разрез до 79° N, откуда судно направилось к о-ву Визе, достигло его, нигде по пути не встретив льда, вновь повернуло к Новой Земле и, зайдя в Русскую Гавань для пополнения запасов пресной воды, возвратилось в с. Полярное на Мурмане. Всего за время этой экспедиции, руководимой Н. Н. Зубовым, пройдено около 3000 миль и сделано 78 станций и 383 промера глубин. О научных результатах этой небольшой по составу, но плодотворной по результатам экспедиции мы надеемся дать более подробные сведения в ближайших выпусках „Бюллетеня".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1932: Плавание бота "Книпович"

Сообщение fisch1 » 10 Август 2018 21:54

ВОКРУГ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-ИОСИФА
1931-й и часть 1932 года Николай Николаевич Зубов был занят подготовкой к проведению Второго Международного полярного года (II МПГ). Решение об участии СССР в проведении этого научного мероприятия принятоСоветским правительством 6 мая 1930 года. При Гидрометеорологическом комитете СССР был создан Национальный комитет, и Н. Н. Зубов был назначен его ученым секретарем.
Еще перед уходом в рейс на «Книповиче» в 1930 году Зубов участвовал в разработке планов и программ II МПГ. К этому времени В. Ю. Визе и Н. Н. Зубов выполнили ряд исследований по ледовому режиму арктических морей и уже давали прогнозы о состоянии льдов, особенно в Баренцевом и Карском морях — районах интенсивного мореплавания. Естественным было поэтому включение в программу II МПГ океанографических и ледовых наблюдений; был намечен ряд морских экспедиций, в том числе по всей трассе Северного морского пути. Н. Н. Зубов предложил включить в программу и следующий высокоширотный рейс на «Книповиче» летом 1932 года.
1 августа 1932 года официально открывался Второй Международный полярный год. По согласованной международной программе начались наблюдения на полярных станциях. За два предшествовавших года вступили в строй 50 полярных станций. Существовавшие до этого станции были переоборудованы и укомплектованы специально подготовленными наблюдателями, в числе иж две станции, участвовавшие еще в I МПГ (1882-83 г.), — Малые Кармакулы и Сагастырь. В период II МПГ была открыта самая северная в мире метеорологическая станция на острове Рудольфа Земли Франца-Иосифа.
Кроме стационарных наблюдений на береговых станциях в 1932 году разными научными учреждениями в арктические моря были организованы 15 морских экспедиций на судах. Кроме того, вопросы программы МПГ были включены в планы проектно-изыскательских и специальных экспедиций разных ведомств.
Многие морские экспедиции были комплексными и явились важным этапом в истории освоения Арктики. Среди них: экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» по трассе Северного морского пути, на ледокольном пароходе «Русанов» в Карское море, на гидрографическом судне «Таймыр», также в Карское море, на «Персее» и «Книповиче» в Баренцево море.
В этих экспедициях участвовали крупные ученые, члены Национального и Международного комитетов II МПГ: О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, Р. Л. Самойлович, Н. И. Евгенов, В. В. Шулейкин и другие. Сам Николай Николаевич Зубов возглавил экспедицию снова на «Книповиче». Он любил это небольшое судно и считал, что на малом корабле можно выполнить более углубленные и более детальные морские исследования. Кроме того, Николай Николаевич был весьма целеустремленным и последовательным человеком. Он хотел лично проверить оправдываемость составленного им в 1930 году прогноза о благоприятных ледовых условиях в Баренцевом море в предстоящее трехлетие.
По этому прогнозу в лето 1930, 1931 и 1932 годов ожидались легкие ледовые условия. Плавание «Книповича» в 1930 году подтвердило этот прогноз. Плавания «Персея» и «Книповича» в 1931 году, проходившие без Николая Николаевича, также были успешны — суда доходили в Баренцевом море до 82° с. ш. Эти плавания завершили целый этап в работе Океанографического института. На основе материалов плаваний А. В. Соколов (начальник экспедиции 1931 года на «Персее»), пользуясь методом динамической обработки, разработанным Н. Н. Зубовым, составил первую подробную карту течений всего Баренцева моря.
В плане работ экспедиции на «Кииповиче» в 1932 году стояло выполнение стандартного океанографического разреза по Кольскому меридиану и обследование самых ледовитых акваторий севера и северо-востока Баренцева моря. В запасе для себя Н. Н. Зубов поставил задачу побывать снова на Земле Франца-Иосифа и даже обогнуть ее. Об этом он никому не говорил. Это была заветная мечта исследователя. В 1931 году гребень тепловой волны, обнаруженный в 1930 году в Мурманской и Шпицбергенской ветвях Северо-Атлантического течения, как и предполагал Зубов, дошел с одной стороны в район к северу от Новой Земли и с другой — в район к северу от Шпицбергена (что было подтверждено работами экспедиционных судов «Персея» и «Книповича» в Баренцевом море, а также плаваниями небольших зверобойных судов «Ленсовет» и «Красный Мурманец» в проливах архипелага Франца-Иосифа). И теперь Зубов хотел проверить правильность своего предположения о том, что в 1932 году этот гребень продвинется еще более на север и северо-восток; если он окажется прав, то летом будет возможно обогнуть Землю Франца-Иосифа.
Навигация началась с неблагоприятных признаков: ледокол «Малыгин» 17 июля на пути к Земле Франца-Иосифа встретил тяжелые льды. Поступали сведения о том, что в июле кромка льда проходила южнее острова Надежды, где она располагается обычно. Наконец, температура воды Нордкапского течения в мае была ниже, чем в предыдущие годы.
Но Зубов верил, что в высоких широтах положительная аномалия еще сохраняется. «Книпович» вышел в море 18 августа 1932 года. Это был 32-й рейс экспедиционного судна. Экипаж—11 человек, научный состав—18 человек. 22 августа прошли остров Карла и уперлись в кромку тяжелых дрейфующих льдов. А два года назад здесь льда не видели. От острова Белого пошли на восток — к острову Виктория.
«Найти Викторию оказалось не так легко, — отмечает в отчете Зубов. — Во-первых, она находится не совсем там, где ей полагается быть, судя по карте, и, во-вторых, она значительно меньше, чем показана».
Подошли к острову Виктория 29 августа, обошли остров кругом, сделали промеры глубин и высадились на северо-восточной оконечности этого острова. В торжественной обстановке здесь был поднят государственный флаг Советского Союза. Впервые советские люди высадились на этом уединенном островке, входящем в состав Советского Союза. Островок этот, почти сплошь покрытый ледником, казался бесполезным для человечества. Но через 27 лет, в 1959 году, там, где Зубов н его товарищи подняли государственный флаг СССР, была создана новая гидрометеорологическая станция. На песчано-галечной косе сгоят два домика, радиомачты и метеорологическая площадка. До ледниковой стены всего лишь 30 метров. Трудна жизнь и работа на такой станции. Почти круглый год вокруг острова дрейфующие льды. В одном из отчетов начальника станции есть такая фраза: «Под отвесными ледяными обрывами в снежных наносах белые медведи устраивают берлоги». Раз в год сюда приходит судно-снабженец. В последние годы на остров иногда прилетают небольшие самолеты. Они садятся и взлетают с ледникового купола. В хорошую погоду на западе виден, как облако, ледниковый купол острова Белого. Станция важна как источник метеорологической информации— она на пути циклонов, идущих с запада…
…От острова Виктория «Книпович» пошел на восток— к Земле Франца-Иосифа, а потом по 42-му меридиану повернул на север, чтобы повторить океанографический разрез, выполненный в прошлом году. 31 августа судно встало на якорь у острова Рудольфа. На берегу заканчивалось строительство метеорологической станции. Будущие работники этой станции пришли на шлюпке с берега. Они сообщили, что в их районе льды отошли к северу, в Британском канале льдов нет, а ледокол «Малыгин» при повторном рейсе из Архангельска на остров Рудольфа нигде льдов не встретил.
О плане обойти Землю Франца-Иосифа Зубов и его спутники не сказали зимовщикам Рудольфа. Зубов мотивировал это тем, что «в случае неудачи, к которой мы все же должны были быть готовы, были бы разговоры об излишней самонадеянности и т. д.».
Начальник экспедиции торопился и не хотел упускать благоприятной возможности посмотреть «то, чего до нас не видел ни один корабль». В полночь с 1 на 2 сентября «Книпович» обогнул самый северный мыс Земли Франца-Иосифа — мыс Флигели и лег курсом на востоко-юго-восток к островам Белая Земля, открытым Нансеном в 1895 году. Тогда Нансен нанес на карту два острова и назвал их в честь жены и дочери — Евы и Лив. Пройдя вблизи островов в прекрасную, ясную, солнечную погоду, участники экспедиции убедились, что это не два, а один остров с двумя возвышенностями, разделенными ложбиной. Н. Н. Зубов, питая глубокое уважение к Нансену, назвал этот объединенный остров — Ева-Лив. С тех пор он так и называется.
До сих пор на пути «Книповича» попадались отдельные льдины, лишь к северу была видна белая полоса льдов. У острова Ева-Лив судно встретило скопления льдов; пришлось пробираться через них по разводьям, а затем повернуть на юг — вокруг острова Греэм-Белл, самого восточного острова архипелага Земли Франца-Иосифа. Вскоре судно уперлось в сплошное поле многолетнего льда, оказавшегося невзломанным припаем у восточного берега острова. Что же делать? Возвращаться назад? Но это слишком простое решение. Попытаться пробиться на юг в Карское море? Но это большой риск — попасть в вынужденный дрейф на неподготовленном для этого судне.
«Мы выбрали последнее. Это был прыжок в неизвестность. Это была большая ставка, и мы ее, пройдя несколько миль на восток, выиграли…».
Восточнее острова Греэм-Белл по разводьям судно двигалось на юго-восток прямо к мысу Желания Новой Земли, чтобы выполнить океанографический разрез. Но на этом курсе встретились тяжелые льды. Пришлось отклоняться к западу. На разрезе удалось выполнить только три станции. Путь во льдах был нелегким. Судну приходилось менять курсы, пробивать ледяные перемычки, иногда возвращаться назад. Зубов использовал то обстоятельство, что под влиянием приливов лед два раза в сутки разрежался: в эти периоды судно продвигалось вперед. Задул сильный северный ветер, и «Книповича» вместе со льдом понесло на юг. Поставили кливер, и скорость дрейфа судна стала больше скорости дрейфа битого льда.
6 сентября судно оказалось на чистой воде южнее Земли Франца-Иосифа, а 9 сентября подошло к мысу Желания, где еще в 1931 году была построена радиометеорологическая станция. От мыса Желания судно пошло с океанографическим разрезом снова к Земле Франца-Иосифа до 79-й параллели, чтобы сомкнуть его с начатым раньше разрезом до острова Греэм-Белл. Это было сделано. Казалось, все задачи рейса выполнены. Впервые в истории небольшое судно обогнуло Землю Франца-Иосифа с севера. Горючего на судне оставалось всего на 8–9 ходовых дней. Но свободные от льдов просторы северной части Карского моря притягивали исследователей. Здесь всего лишь два года назад был открыт остров Визе.
«…неповторимые возможности произвести работы на линии Земля Франца-Иосифа—Земля Визе манили нас на восток, — писал Зубов. — И мы выбрали последнее».
12 сентября «Книпович» дошел до острова Визе, выполнив на пути океанографический разрез из пяти станций. Отсюда повернули назад. Зашли за пресной водой в Русскую Гавань — залив Северного острова Новой Земли — и встретили экспедицию на пароходе «Русанов». Руководителем ее был профессор Р. Л. Самойлович, в те годы директор Всесоюзного арктического института. Зубов побывал в гостях на «Русанове». Он рассказал Р. Л. Самойловичу об удачном рейсе вокруг Земли Франца-Иосифа.
16 сентября «Книпович» покинул Русскую Гавань и 21 сентября пришвартовался к пристани Океанографического института в селении Полярное Кольского залива, имея запас горючего на два часа хода.
Гидрологические и метеорологические работы на «Книповиче» вели Ф. Е. Белов и А. Д. Добровольский (все последующие годы он был другом и соратником Н. Н. Зубова по работе в Московском гидрометинсти-туте, а затем в Московском университете). М. В. Кленова, впоследствии крупнейший морской геолог, выполняла исследования морского дна.
В ходе этого плавания впервые были получены сведения о водных массах севернее Земли Франца-Иосифа и северо-западной части Карского моря. Собраны образцы планктона и бентоса в неизвестном доселе районе. Произведены промеры глубин и описаны грунты по маршруту плавания, что существенно пополнило и уточнило морские карты. Уточнены положение и характер островов Виктория и Ева-Лив.
Весть о том, что маленький моторно-парусный бот обогнул с севера Землю Франца-Иосифа, выполнив комплекс важных научных исследований, была воспринята как сенсация. Руководитель этого рейса Н. Н. Зубов зарекомендовал себя как крупный ученый, энергичный организатор, самый «ледовый» мореплаватель и один из первых прогнозистов ледовых условий арктических морей. За плавание вокруг Земли Франца-Иосифа в 1932 году Зубов получил золотые именные часы и всегда очень гордился этой наградой.
Оценивая позднее советские исследования по программе II МПГ, Н. Н. Зубов писал:
«По строго обдуманному плану в период Второго Международного полярного года советские морские экспедиции охватили одновременными исследованиями все моря Советской Арктики: экспедиции на маленьком моторно-парусном боте „Книпович“ под моим руководством впервые в истории полярных стран обогнула с севера иногда неприступную даже с юга Землю Франца-Иосифа, Достигнув при этом 82°05 с. ш.; экспедиционное судно „Персей“ вышло в Гренландское море, за изучение которого ни одно из государств во время Полярного года не бралось. В том же году состоялась знаменитая экспедиция на ледокольном пароходе „Сибиряков“, как бы соединившая в одно целое все исследования».
…Полярные морские льды, с которыми Зубов встретился в районе Земли Франца-Иосифа, окончательно «пленили» его ум и сердце. Изучение их в последующие годы стало главным делом его жизни.
Летом 1934 года Зубов снова в море. На этот раз он руководит научной экспедицией в Гренландском море на «Персее». Судно выполнило серию океанографических разрезов, обогнуло остров Ян-Майен, вдоль кромки льдов Восточно-Гренландского потока подошло к Шпицбергену с севера и через пролив Хинлопен, отделяющий остров Западный Шпицберген от Северо-Восточной Земли, спустилось в Баренцево море. Недаром Николай Николаевич в своих статьях так высоко отзывается о небольших деревянных научно-исследовательских судах «Книповиче» и «Персее» — на них он совершил выдающиеся высокоширотные рейсы. Его имя стало широко известным именно после этих плаваний. «Персей» еще много лет бороздил воды арктических морей. Всего он совершил восемьдесят четыре научных рейса в Белое, Баренцево, Норвежское и Гренландское моря, пройдя з общей сложности около 200 тысяч километров. «Персей» погиб в Мурманском порту в 1941 году от бомб гитлеровских самолетов.



Трёшников А. Ф. Их именами названы корабли науки: Проф. Визе, проф. Зубов, М. Сомов. — Л.: Гидрометеоиздат, 1978. — 192 c.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1932: Плавание бота "Книпович"

Сообщение fisch1 » 10 Август 2018 21:58

 зубов.png
Зубов Н. Н. Вокруг Земли Франца-Иосифа : [брошюра] / Н. Н. Зубов ; Комитет по проведению 2-го международного полярного года в СССР. — Москва : Издание Гидрометеорологического комитета СССР и РСФСР, 1933. — 30 с. : ил.

Известие о том, что маленький моторно-паруоный бот Государственного океанографического института «Книпович», водоизмещением 100 т, с мотором в 125 л. с., имея на борту 6 научных сотрудников и 10 чел., судового состава, без спецодежды, с запасом топлива только на 30 дней и продовольствия только на 40 дней, обогнул с севера иногда неприступную даже с юга Землю Франца-Иосифа, у многих вызвало мысль, во первых, что экспедиция на «Книповиче» явилась безумно дерзким предприятием, сопровождавшимся небывалой удачей, и, во-вторых, что, благодаря благоприятному состоянию льдов в Баренцовом и Карском морях в 1932 году, это предприятие оказалось необычайно легким.
На самом деле и то и другое в корне неверно. Насколько легка была экспедиция, будет видно из последующего изложения хода экспедиции.


Зубов вокруг зфи.pdf [7.4 МБ Скачиваний: 391]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения