Погосов Александр Ервандович (1908—?)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Февраль 2011 16:50

Погосов Александр Ервандович (1908—?)
штурман полярной авиации, участник похода л/п "Челюскин", участник ВШЭ на л/п "Садко" 1935 г.
р. 28.06.1908
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Февраль 2011 16:52

Поход "Челюскина" viewtopic.php?f=52&t=2348&start=65

Изображение
Погосов Александр Ервандович-моторист. Родился в 1908 году в селении Джелал-Оглы (Армения). С 1925 по 1928 год работал землекопом на строительстве в Тифлисе. С 1930 по 1932 год в частях РККА. Направлялся на остров Врангели в качестве механика. Член ВЛКСМ.




Каневский З.М. Цена прогноза. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976 http://victory.mil.ru/lib/books/memo/ka ... zm/01.html

...Ледовая авиаразведка! Тогда, в годы войны, ей было от роду меньше двадцати лет, но у нее уже имелся опыт полетов над всеми полярными морями, над Арктическим бассейном и льдами Северного полюса. Полярные летчики, штурманы, гидрологи Арктического института научились с большой точностью определять направление и скорость дрейфа ледяных полей, их возраст, толщину, сплоченность, надежность «просветов» — пространств чистой воды. Одновременно велись наблюдения за метеорологическими условиями и состоянием моря; определялись мощность и высота облаков, скорость ветра (по сносу самолета с заданного курса), величина волнения на море, свободном ото льда. Карта ледовой обстановки служила неоценимым подспорьем синоптику: с ее помощью удавалось делать косвенные выводы о режиме ветров, о преобладании отжимных (от берега) или прижимных (к берегу) воздушных потоков, а это одно уже служило основой для практических рекомендаций капитанам судов.

Ледовую разведку над Белым морем в содружестве с авиацией Беломорской флотилии вели в военные годы полярные летчики В. Попов, Е. Гаевский, С. Кулик. Пилотов несколько, а штурман один — Александр Ервандович Погосов, и тому будет объяснение.

Он, как и Ольга Николаевна Комова, был челюскинцем. Причем ему довелось быть самым последним обитателем ледового «лагеря Шмидта». 13 апреля 1934 года летчики Каманин, Водопьянов и Молоков прилетели за последними шестью челюскинцами. Моторист Сандро Погосов подтолкнул сперва [34] каманинскую машину, потом водопьяновскую и на ходу вскочил в молоковскую. Как шутил он сам: «Последними по льдине все-таки мои ноги прошлись!»

Как только началась война, Погосов, ставший к тому времени штурманом полярной авиации, оказался при штабе Папанина. Работал он «на два фронта»: в качестве штурмана летал на ледовые разведки в Белом море и, кроме того, принимал грузы с союзных караванов как в Архангельске, так и в Мурманске.

В те годы в Архангельске базировалось звено самолетов ледовой разведки: один скоростной бомбардировщик «СБ» — быстрая двухмоторная машина и два «ПО-2» — одномоторные двухместные самолетики. По штату на это звено полагался один штурман. Погосов и был этим штурманом, летая либо на большой машине, либо на одном из «малышей».

Через штаб Беломорской военной флотилии и миссию союзников в Архангельске поступали сведения о примерных сроках подхода очередного конвоя. Задачей пилотов было обслуживать корабли ледовой информацией на участке Горло Белого моря — порт Архангельск. За сутки до появления конвоя большой самолет совершал разведывательный полет по всему району, и Погосов составлял общую карту обстановки: ведь штурман полярной авиации должен уметь вести ледовую разведку не хуже гидролога. Самолет прочерчивал галсами пространство над Белым морем, подходы к нему, собирая нужные данные. И сразу же вставала другая задача: сообщить полученные сведения на корабли и, что еще важнее, провести караван через льды. Вот тут-то и начиналось самое трудное.

Рация имелась только на большом самолете, но этой скоростной военной машине строжайше запрещалось приближаться к кораблям конвоя: моряки неукоснительно соблюдали приказ сбивать всякий военный самолет — слишком велика была угроза немецкого воздушного налета и «на всякий случай» приходилось открывать стрельбу по каждому появившемуся в поле зрения неизвестному самолету. Поэтому наши ледовые разведчики действовали «многоступенчато», с привлечением «ПО-2».

В воздух поднимались сразу оба «ПО-2»: случись что с первым самолетом — второй должен был оказать помощь или, на худой конец, вернуться на базу и сообщить о беде. Так и летали встречать караваны [35] оба самолета одновременно — моряки хорошо знали их, знали, что у гитлеровцев нет подобных «малолитражек», и поэтому никогда не обстреливали эти, похожие на игрушечные самолетики.

Один шел на высоте 500 — 600 метров, другой гораздо ниже — на 150 — 200 метрах. Долетали до головного судна каравана (обычно это был ледокол), бросали на палубу вымпел — полую пластмассовую трубочку с вложенной внутрь ледовой картой и «вели» конвой в Архангельск, указывая наиболее удобный путь во льдах. Караван разгружался, и пилоты провожали корабли в обратную дорогу, до выхода из Горла Белого моря. Проходило совсем немного времени — и на подходе был уже новый караван.

Летали разведчики только в ясную погоду, эту погоду они «получали» от Ольги Николаевны Комовой. Вся воздушная разведка продолжалась без посадки по четыре — пять часов, в машины ставили дополнительные баки с горючим. В случае затяжного снегопада сразу же шли на посадку, садились прямо на морской лед и там пережидали непогоду. Александр Ервандович Погосов, вспоминая об этом, улыбается:

— До чего же странно жизнь поворачивается! Я — южанин. Когда впервые увидел лед на Неве, оторопел, долго не мог привыкнуть. Однажды все-таки рискнул перейти реку по льду на Васильевский остров, но обратно решил возвращаться по мосту — боялся. А ровно через два года был уже среди тех, кто готовил на льду Чукотского моря посадочную полосу для эвакуации челюскинцев, стал даже чем-то вроде коменданта ледового аэродрома — сейчас бы сказали: на общественных началах! С тех самых пор сроднился со льдами — и морскими, и речными, и озерными, никакого страха перед ними не испытывал.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Февраль 2011 17:12


Папанин И.Д. Лед и пламень. — М.: Политиздат, 1977. http://militera.lib.ru/memo/russian/papanin_id/05.html

    «В Москве низкая облачность, температура — минус десять градусов, видимость — два метра, осадки. Необходимо срочное вмешательство вашей «фабрики». Примите заказ на хорошую погоду. Саша Погосов».

Этого молодого человека я хорошо знал, и его храбрость, и страсть к розыгрышам. В лагере челюскинцев он был комсоргом. Я знал: если Погосову что-то поручили, выполнит к сроку. Мы встречались много раз и до нашего дрейфа на льдине, и после возвращения. А ближе всего судьба свела нас в годы Великой Отечественной войны, когда мы вместе работали в Мурманске и Архангельске. Иностранных судов приходило много, и с их капитанами Саша очень быстро находил общий язык. Покорял Саша иностранцев и знанием английского языка, и знанием дела, и тем, что не бросал это дело во время бомбежки.
Была как-то у меня очередная беседа с А. И. Микояном по телефону. Выяснив все, что его интересовало, Анастас Иванович спросил:
— Как там племянник мой воюет?
— Какой племянник?
— Саша Погосов.
Сразу после беседы я вызвал Сашу к себе.
— ...Капитан Погосов по вашему приказанию прибыл.
— Ты что меня подводишь?
— Чем?!
— Почему я не знаю, чей ты племянник?
— Но ведь племянник не звание, не должность, — возразил Погосов.
А тогда, на льдине, он поднял нам настроение шутливой телеграммой.



Бронтман Л.К. Дневники 1932–1947. @ Журнал «Самиздат», 2004. http://militera.lib.ru/db/brontman_lk/1942.html#05

30 июля 1942.

От Молокова позвонил в редакцию и узнал, что меня разыскивает Погосова. Позвонил ей. Оказывается, вчера из Мурманска приехал Сашка. В 23:15 я отправился к нему.
Он уже почти полгода в Мурманске, занимается погрузкой и разгрузкой американских и английских пароходов.
Рассказывает интересные вещи. Приходя они караванами по несколько десятков судов. Английские — всякого тоннажа, американские — большинство новые, очень добротные, не меньше 10 000 тонн. Американцы — народ отличный, но под их флагом плавает и много других — бразильцев, бельгийцев, чехов и т.п. — это шпана. Англичане держатся хмуро, заносчиво. Сашка рассказал любопытный случай. Понадобилось ему выговорить оборудование с одного английского парохода. Пришел. Капитан, с которым и раньше холодно встречался, встретил нелюбезно. Зашли в каюту. Капитан сел в кресло, предложил Погосову место напротив и вдруг положил на стол ноги в резиновых ботах, прямо под нос Сашке. И закурил сигару. Сашка неторопливо достал портсигар, закурил «рашен сигаретт», положил на стол ноги в болотных сапогах и продолжал курить, сбрасывая пепел на ковер. Англичанин опешил, с минуту сбрасывал пепел в пепельницу, затем снял ноги и учтиво спросил: «Чем обязан?». В итоге — дал все, что просил Сашка.
Мурманск бомбят усиленно. Пострадало с полгорода. Основательно досталось и порту, но, тем не менее, работает на 95% своей мощности. Несколько кораблей — на дне. В день бывает до 10–12 тревог, т.е. налетов. Порой налетает до сотни самолетов. Силен и отпор — очень часты воздушные бои, хорошо бьют зенитки.
Сашку ранили. Одна бомба взорвалась перед окнами, осколки и стекла — в морду. Наложили 18 швов, причем сначала залатали в порту, а затем главхирург Северного флота доктор Арапов, когда доставили к нему, все расшил и зашил по-своему («когда заживет — меньше заметно будет»). И верно, сейчас — почти незаметно. Получил Сашка медаль «За боевые заслуги» — отвалил Папанин. Сашка просится штурманом в военную авиацию — не пускает. Guarantee allow.
Довольно серьезны потери союзников на море. По сему поводу Сашка рассказал две истории.
Однажды к нему пришел представитель английской миссии, ведающей приходом кораблей, в сопровождении какого-то английского дяденьки. Представил его и сказал, что дяденьке повезло дважды. Их торпедировали. Было много убитых. Дяденька что-то вроде зам. главы английской морской миссии в СССР. Спустили шлюпки. По традиции дяденька вместе с капитаном сошел последним на плот. Спустя какое-то время их встретил немецкий катер. Спросил откуда и забрал капитана, остальных оставил. Немцам было невдомек, что тут есть птица поважнее. Повезло, действительно дважды. Сашка спросил: как нравится у нас в водах? Дяденька ответил: «Теперь я начинаю понемногу понимать, что война тут иная, чем на Западе».
Второй случай. Подорвали какой-то американский корабль. Экипаж — на плоты и шлюпки. Плоты потеряли. Поручили Моте Козлову найти. Долго бился, отыскал на западной стороне Южного острова Новой Земли. Сел. На «Консолидейтеде». Сначала американцы руки вверх. Сказали им, что русские летчики. Обрадовались, руки целуют. Ероплан качается на плаву на якорях. Все на берегу, кроме второго пилота и механика. Вдруг вынырнула немецкая субмарина (и это у Новой Земли!!), открыла огонь. Ероплан потопила, механика убили, пилота — ранили. Сейчас вся группа в Амдерме уже, будут вывозить на самолете.
Рассказал о рейсе «Красина». Он был в бухте Провидения. Пошел вниз, прошел Панамским каналом, затем вверх, через Атлантику, Англию, Исландию — к нам. Сейчас снова в Арктике. Вёл Миша Марков, получил за это «Красное Знамя». Корабль не узнать: пушка, зенитки, пулеметы, караван. — легкий крейсер!
Во время нашей беседы пришел Володя Камразе — бортмеханик. Сейчас он в авиации дальнего действия у Голованова, инженером эскадрильи. Летал недавно на Курск («шли на 7500. Разведка, фото. Фронта не чувствовал. Зенитки не били. Летал, как в мирное время»).
Звонил Юрка Орлов. Улетает завтра в Архангельск к Папанину. Вот молодец. С начала войны не слазит с самолета. Сколько раз летал в Мурманск. Скольких людей вывез из Ленинграда! Сколько овса, боеприпасов, харча, людей возил в тыл к Белову с его корпусом!
Когда я уже уходил — столкнулся с Леней Рубинштейном. Прилетел вчера с Крузе из Красноярска, завтра улетает на своем «Дугласе» на юг, на Кавказ.
Сколько людей встречаешь в один день на перекрестке! Как покидала всех война. Люблю эти встречи на полустанке...


Бронтман Л.К. Дневники 1932–1947. @ Журнал «Самиздат», 2004. http://militera.lib.ru/db/brontman_lk/1945.html

25 ноября 1945.


14 ноября из Москвы на Чукотку вылетел двухмоторный самолет «СССР Н-362» полярной авиации (типа «Си-47»). Летчик Михаил Томилин, штурман — Сашка Погосов. Экипаж — 6 человек, на борту -16 пассажиров, в т.ч. 5 женщин и 7-милетний ребенок. Накануне отлета вечером Сашка Погосов был у меня, пошли обедать ко мне, выпили, съели пельмени, договорились, что он будет нам писать.
Мы дали заметку об отлете.
15 ноября я получил телеграмму от Сашки из Архангельска (вернее — с борта самолета). «Посадка в Архангельске во столько-то, взлет во столько-то, взлет и посадка ночью».
Вечером я позвонил зачем-то Новикову (Папанин в отпуске, он его замещает).
— Вот ты там написал о Томилине, — говорит он, — а мы его сейчас ищем.
— Как так?!!
Оказалось, самолет вылетел вечером из Архангельска. В полночь с 14 на 15 должен был придти в Дудинку. Не пришел. В 2 часа с чем-то 15 ноября сообщил, что горючее кончается, идет на вынужденную. Через час сообщил, что сел благополучно. В 7 ч. утра сказал, что бензина нет, харча у пассажиров нет, теплой одежды нет, пассажиры замерзают, координат не знает. Его немедленно начали искать находившиеся на севере Титлов и Андреев. Через день он сообщил свои координаты: получалась южная часть п/о Ямал. Новиков послал туда Крузе, Мазурука, отменив его полет в Берлин. Обшарили все — нету, видимо — координаты липа.
А Томилин слал все более тревожные телеграммы. Новиков сообщил в правительство. Делом занялся лично Маленков. Предложили ВВС послать 2 машины, ГУГВФ — две, ВМФ — одну, НКВД — две. Послали.
Пользуясь редкими работами рации Томилина, запеленговали его из Москвы и других мест. Оказалось, что сидит совсем не там, а гораздо южнее, в среднем течении реки Пур. Перенесли поиски туда.
К тому же в одной из последний радиограмм Томилин сообщил, что кругом лес. Турки, раз лес — так не может быть Ямала! Вышли наземные партии. Самолеты за ночь доскакивали из Москвы в Дудинку и утром начинали шарить.
Днем 22-го мне позвонил Новиков домой.
— Приезжай! Нашли! Крузе снял сегодня утром и доставил в Дудинку.
— Как, все живы?
— Все живы!
Приехал. Верно: 22-го в 8:27 утра Крузе их нашел, сел, забрал, привез в Дудинку. Нашли их в км. от устья реки Паселька (приток Таза), в 600 км. от Дудинки на юго-юго-юго запад. Эк, куда занесло! С пеленгацией все совпало.
Я записал основные данные. Поспелов решил послать на визу Маленкову, поскольку он занимался этим делом. ДО сих пор не вернулось. Сегодня утром мне позвонил Мазурук.
— Вчера вечером прилетел из Дудинки, руководил всей операцией. Целая эпопея. Обошлось в 2 млн. рублей. Налетали 400 часов. 10 машин искало.
— Сколько из них налетал Титлов? 100 часов?
— Правильно, ровно 100. Не человек, а машина!
— Кстати, а что с машиной?
— Посадил Томилину штурмана Падалко и отправил дальше на восток. А Погосова привез с собой, разбираться...

27 декабря.

... История пассажиров Томилина продолжается. Как уже записывал, они вылетели из Москвы 20 декабря на Чукотку. На борту — 5 чел. экипажа (штурман Погосов), 16 пассажиров, в том числе один ребенок. Самолет заблудил, израсходовал горючее (на этапе Архангельск — Дудинка) и сел в 600 км. к югу от Дудинки. Вот куда унесло! Искали их 8 дней, гнали из Москвы до десятка машин. Вмешался в это дело Молотов.
Жрать было нечего, мерзли. Наконец, нашли — с помощью мощного московского пеленга. Нашел Крузе. Привез их в Дудинку. Решили отправить их дальше и Титловым. Поднялся и сел сразу за аэродромом, снес шасси, помял крыло. Тем временем перегнали в Дудинку самолет Томилина, и Мазурук не нашел ничего лучшего, как (при наличие нескольких экипажей) отправить пассажиров дальше с Томилиным. Не долетая Тикси, он опять заблудил, опять израсходовал горючее и сел. Сломал машину (шасси, помял крылья), как выяснилось — в 2 км. от Тикси. Тогда отправили из Москвы летчика Каминского. Взял он их в Тикси на борт, поднялся, загорелся, сел. Люди выпрыгивали на ходу. Часть поломало руки, часть ноги, часть обгорело. Самолет и все вещи сгорели. Сейчас за ними вылетел из Москвы Крузе.
На этом дело в полярной авиации не кончилось. Дня два назад в Дудинке поднялся самолет Андреева (тоже «Си-47», как и те), на высоте 300 метров загорелся. Четыре человека экипажа и 6 пассажиров погибли. Причины неизвестны.
Вчера я говорил с Ляпидевским. Он работает сейчас в Госконтрле, инспектором по авиации. Я предложил ему поставить вопрос о создании Государственной авиационной инспекции при СНК, которая была бы независима от ведомств, не боялась за пайки, за квартиру и т.д. Это дело поддерживает и Кокки. Толе идея понравилась.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Погосов А., "Высокими широтами".— Архангельск,Севгиз 1937

Сообщение ББК-10 » 06 Июнь 2015 13:57

 1937.jpg
Погосов А., "Высокими широтами".— Архангельск, "Севгиз", 1937
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение fisch1 » 02 Сентябрь 2015 14:27

 1.jpg
 Погосов.jpg


Погосов А.Е. Комсомол лагеря Шмидта. Предисл. О.Ю. Шмидта. Рис. в тексте и цв. ил. худ.-челюскинца Ф. Решетникова. - [Москва]: Молодая гвардия: 1935.viewtopic.php?f=7&p=61402#p61402
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение SVF » 26 Октябрь 2016 16:48

Смена, 17.08.1983:

 сканирование0041.jpg
ПО ЗАКОНАМ МУЖЕСТВА
ИЗ ЛЕДОВОГО ПЛЕНА

«Ч е л ю с к и н»... Кто не знает о трудной и героической эпопее, связанной с этим переходом. Пятьдесят лет назад он вышел в рейс с целью пройти из Мурманска во Владивосток за одну навигацию. Экспедицию возглавлял О. Ю. Шмидт. В Беринговом проливе судно попало в ледовый плен и затонуло. Все 111 членов экспедиции были спасены. В сложных условиях их вывезли на самолетах летчики А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин. Они стали первыми Героями Советского Союза.
Среди участников экспедиции был Александр Погосов. Он вел дневник.
13 февраля 1934 г. День гибели «Челюскина», Прибежал Жора Валавин, бортмеханик летчика Бабушкина, и крикнул: «В машине вода, надо спускать самолет на воду» Я побежал на бак. Нос «Челюскина» уже заметно опустился. Высота борта (вместе с фальшбортом) всего 1.5-2 метра. Мы с Жорой развязали самолет, выбили подпорки и распорки. Подбежали товарищи. Нос судна быстро опускался. В тот момент, когда мы стаскивали самолет на лед, фальшборт оказался на одном с ним уровне. Затем я выкидывал на лед бочки с бензином. «Челюскин» к тому времени Заметно осел в воду. Корма его вылезла из воды и поднималась все выше и выше, Все стали прыгать. Дневники я успел сунуть в карман, взял документы. Самое ценное спасено».
- Я до сих пор удивляюсь, - говорит Александр Эрландович, - как мне удалось попасть в Арктику. В детстве я мечтал о походах. После окончания школы работал землекопом на стройке. А потом пришла повестка из военкомата. Вот, подумал, сбывается моя мечта о путешествиях, о грот-мачтах и парусах. В военкомате так и заявил: «Хочу на флот!», но получил направление на курсы командиров танков. Дело это тогда для Красной Армии было новым. Год меня обучали. А потом я оказался на Дальнем Востоке на границе.
- А как же Арктика?
- К Арктике это событие имело самое прямое отношение. Как-то во время маневров наш танк очень здорово потрепало. Считалось, что починить его могут только специалисты. Но мы с моим механиком-водителем дожидаться не стели, Сами устранили повреждения, когда ремонтники приехали, просто диву дались - танк резво бегал. После демобилизации пригласили меня на завод испытателем танков. Полтора года я обкатывал сходившие с конвейера танки. Но мечта об Арктике не оставляла меня. И она сбылась. Она ворвалась ко мне вместе с моим Витькой Гуревичем, выкрикнувшим с порога, что в Арктическом институте набирают зимовщиков.
Набирали специалистов механиков и электриков. Желающих зимовать оказалось много. Вот тут-то и пригодились мое умение разбираться в двигателях внутреннего сгорания и практике вождения. Я прошел конкурс и стал учиться на курсах. А в июле 1933 года на борту «Челюскина» уже отправился на остров Врангеля сменить зимовщиков, которых не могли вывезти уже пять лет.
«18 февраля мы с Валавиным перебрались на аэродром. Наша обязанность следить за полем, подравнивать бугры и принимать самолеты, если прилетят, Ветер 3 балла. Па латка дырявая. Без варежек сидеть в ней нельзя. Спали по полчаса. Спальные мешки почти на голом льду. Жора отморозил нос, у меня на губах простудные волдыри».
- В пяти километрах от основного лагеря челюскинцы нашли подходящую под аэродром льдину. Разделились на две бригады, которые по очереди стели очищать площадку от торосов. Каждый день проходить пять километров, чтобы на месте разбираться, что предстоит делать, показалось мне лишней третей времени, и я предложил О. Ю. Шмидту поселиться на аэродроме, чтобы быть в курсе работ, а потом и встречать самолеты. Вместе со мной поселились Гуревич и Валавин.
«28 февраля. Аэродром сломало по диагонали, сильно наторосило. Из лагеря подали сигнал - вылетел самолет, а тут скрежет, треск, лед под ногами колышется. Вновь разделываем площадку под аэродром. Получился он коротковат и узковат, но принимать самолеты можно.
4 марта, Мороз - 38 градусов. Но поставили хорошую палатку, печку затопили. Чудесно!
5 марта. Всех женщин и детей отправили. Легче стало. Еще 2-3 удачных полета, и вывезут всех больных и слабых».
За время пребывания на льду мы построили в общей сложности тринадцать аэродромов. Льды сжимались каждый день, образовывали торосы и трещины. И основной аэродром в зависимости от их движения то удлинялся, то расширялся. А ведь, помимо него, ежедневно велись работы и на запасном аэродроме. Это сейчас мощные авиалайнеры поднимают в воздух одновременно триста человек, А тогда, чтобы вывезти сто человек, требовались месяцы. Самолетов было мало, на борт они могли взять 3-4 человека.
«21 марта. При печке жарко, плюс 35 градусов. Зато к утру - 15-20 градусов. Но уже не странно, что все жидкое превращается в лед, а волосы примерзают к спальному мешку, нос во время сна отмораживается. Уже не выбегаешь глазеть на северное сияние и световые кольца вокруг солнца. Все стало обыденным и привычным.
28 марта. Вся мировая печать следит за нашим спасением. Как ни странно, я чувствую себя все спокойнее и спокойнее».
- Когда «Челюскин» пошел ко дну, бояться было некогда - надо было работать.
Как комендант аэродрома я считал своим долгом остаться. Воронин был предпоследний, я последний. У меня и список, утвержденный начальством, был. Прилетает, допустим, Молоков. Я его спрашиваю: «Дядя Вася, сколько человек можешь взять?» Он мне цифру называет, и я в порядке общей очереди сажаю в самолет людей. А еще по секрету, такая причина. Лыжи у самолетов очень здорово примерзали ко льду. Прежде, чем разрешить взлет, необходимо было деревянным молотком скалывать лед. Видимо, у меня это получалось лучше, чем у других. Так что, последним отбивать лыжи ото льда пришлось мне. В кабину Воронин втаскивал меня уже на лету.
«5 мая. Будни в Уэлене. Ждем распоряжений правительства. Некоторых из нас направляют на о. Врангеля. Если решат не посылать, двинемся в Москву. И то, и другое хорошо, но лучше ехать на Врангель, Возвращение на Родину «героем» приятно, однако выполнение заветного желания еще лучше».
- На Врангель я не попал, но мечта моя все же сбылась: плавал на судах арктического флота. А во время высокоширотной экспедиции на ледоколе «Садко» участвовал в первооткрытии острова Ушакова в Карском море.
Иногда спрашивают: в чем значение экспедиции на «Челюскине»? Хотя она не дошла до Владивостока, достижение Берингова пролива за одну навигацию уже было большим успехом. Этот поход доказал, что Северный Mopcкой путь проходим. Рейс «Челюскина» обогатил опыт навигации во льдах.
Замечательно и то, что вся эта эпопея - поход и' спасение челюскинцев – воспринималась как подвиг, как победа всего нашего народа, молодого Советского гocyдарства. Легенды о ней будут переходить из поколения в поколение.
Записал И. ТИМОШИН
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение Historik » 26 Октябрь 2016 18:18

Известия, 21 февраля 1984 г. №52.
Далекое — близкое
ЭПОПЕЯ ВО ЛЬДАХ АРКТИКИ
50 лет назад в Арктике началось сражение с полярной стихией экипажа и экспедиции парохода «Челюскин». Два месяца весь мир следил за мужественным поведением высадившихся на лёд людей и спасавших их лётчиков. Сегодня о тех событиях вспоминает комендант ледового аэродрома Александр Еврандович ПОГОСОВ.
 АЕПогосов-21.02.84.jpg

В начале 30-х годов страна приступила к практическому освоению Северного Морского пути. После того, как трассу успешно прошел за одну навигацию ледокольный пароход «Сибиряков», была организована новая экспедиция. На этот раз — первая попытка пройти с запада на восток по морской арктической трассе на грузо-пассажирском судне неледокольного типа. Экспедицию на «Челюскине» возглавил Отто Юльевич Шмидт, командовал судном известный полярный капитан Владимир Иванович Воронин. Вторая задача рейса была чисто научная. На корабле был крупный коллектив специалистов разного профиля.
В августе 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска. В Чукотском море в районе Колючинской губы наступили долгие дни испытаний. Здесь начался дрейф.
Три месяца блуждали в ледяных тисках. Потом мощным сжатием льдов судно было раздавлено.
Гибель «Челюскина» и сейчас, через полвека, у меня перед глазами. Тридцатиградусный мороз, метель. С левого борта на пароход надвигался огромный ледяной вал 8—10-метровой вы¬соты. Глыбы с грохотом наваливались друг на друга, рушились, опять наседали... «Челюскин» тонул медленно. За час на лед было выгружено все необходимое для предстоящей нам полярной «одиссеи». В течение второго часа за борт сбрасывалось все, что можно было спасти. Так сто четыре человека оказались на льдине в Арктике.
Теперь главной задачей была охрана лагеря и аэродрома от ледовых подвижек и сжатий. Сразу после высадки на лед мы получили радиограмму: спасать нас будет авиация. А для этого надо подготовить посадочную площадку. Так получилось, что я с самого начала стал руководить всеми работами по созданию и сохранению лагерного аэродрома. Были созданы две группы, которые каждый день приходили из лагеря за пять километров для расчистки и выравнивания посадочной площадки. Бывало, только подготовим площадку — начинается торошение. Вновь расчищаем, разравни¬ваем... Всего было подготовлено 13 ледовых аэродромов.
Самыми тяжелыми днями на льдине стали 8 и 9 апреля. Накануне к нам прилетели сразу три самолета — Слепнева, Молокова и Каманина. А на следующий день льды провели, пожалуй, наиболее разрушительное наступление на лагерь. Аэродром (уже в который раз!) был полностью уничтожен. Самолет Маврикия Слепнева, получивший повреждение шасси, оказался на ледяном «осколке». В течение нескольких часов люди на руках переносили машину со льдины на льдину, пока не поставили ее на запасную площадку.
Самых радостных дней было тоже два. 5 марта мы принимали в лагере первый самолет Анатолия Ляпидевского. Почти месяц после катастрофы в лагере не было ни одного самолета. Каждый день мы готовили аэродром, на мачте взвевался вымпел-сигнал: Ляпидевский вылетел из Уэллена! Но пробиться к нам самолет не мог. 28 раз Толя вылетал, и 28 раз пурга и циклоны заставляли его возвращаться. И вот наконец он в лагере. В этот первый прилет были вы¬везены все 10 женщин и двое маленьких детей.
И конечно, 13 апреля — последний день существования лагеря челюскинцев. Нас осталось на льдине всего шесть человек. Последний раз приземлились на льдину три Р-5 Молокова, Каманина и Водопьянова. После посадки лыжные шасси на жестокой стуже всегда сразу же примерзали ко льду. Перед взлетом я ударял несколько раз огромной деревянной кувалдой по полозьям, и самолет уходил на взлет. Так в последний раз я отправил Каманина и Водопьянова. Остался самолет Молокова, на котором я улетал с капитаном «Челюскина» Ворониным. Молоков по привычке показал мне жестом из кабины: «Постучи». Я ударил по лыжам, летчик дал газ, и машина сдвинулась с места.
Юрий КАМИНСКИЙ.
На снимке 1934 года (справа): семь летчиков, участвовавших в спасении челюскинцев,— первые Герои Советского Союза.
 Погосов-статья1.jpg

 Погосов-статья2.jpg


Автор статьи - известный журналист Юрий Аркадьевич Каминский.
Кстати, 29 ноября 1983 г. он подготовил ещё одну статью с воспоминаниями А.Е. Погосова о челюскинской эпопее «Мир не верил…» для журнала «Природа и человек», а 19 января 1984 г. записал на аудиоплёнку подробный рассказ Александра Ервандовича о тех далёких событиях.
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение Historik » 26 Октябрь 2016 18:24

В статье для "Природы и человека" Ю.А. Каминский так писал о А.Е. Погосове: "Он такой же энергичный, живой и общительный как и в те далёкие годы... Лишь с возрастом стал более сухощавым, да седина побелила голову. А памяти его можно только позавидовать. Имена, события, даты - обо всём он рассказывает ёмко и ярко, с таким количеством подробностей, как-будто это произошло вчера".
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение ББК-10 » 26 Октябрь 2016 20:23

Дату кончины штурмана Погосова так никто и не назвал.
Наверно в "лихие годы" скончался.
 карта.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 27 Октябрь 2016 07:43, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение ББК-10 » 26 Октябрь 2016 21:11

Медаль «За боевые заслуги»
Погосов Александр Ервандович 1908 г.р.
в РККА с 1929 года
Место призыва: Смольнинский РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, Смольнинский р-н
Место службы: ГКО 14 А КарФ
Дата подвига: 24.04.1942
№ записи: 10189875

Фронтовой Приказ № 158 от 10.04.1942 ВС 14 Армии Карельского фронта
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 682524 ед.хранения: 785
№ записи: 10189843
 6.jpg
 7.jpg
 8.jpg
 105.jpg
 108.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение ББК-10 » 26 Октябрь 2016 21:27

Орден Отечественной войны II степени

Погосов Александр Ервандович 1908г.р.
Звание: капитан
Место службы: Беломорский отряд Полярная авиация СФ
Дата подвига: 01.12.1944-28.02.1945
№ записи: 51160877

Приказ флота (флотилии) № 42 от 31.05.1945 СФ
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1219
№ записи: 51160843
 1.jpg
 245.jpg
 246.jpg
 247.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение ББК-10 » 27 Октябрь 2016 20:04

Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Погосов Александр Ервандович
Звание: капитан
Место службы: Упр. полярной авиации ГСМП
№ записи: 1537618686

Акт от 01.06.1945 ГСМП СНК
Архив: ЦАМО фонд: 3 опись: 47 ед.хранения: 97
№ записи: 1537618682

Акт от 11.06.1945 ГСМП
Архив: ЦАМО фонд: 3 опись: 47 ед.хранения: 97
№ записи: 1537619332
 А1-01.06.1945.jpg
 А2-11.06.1945.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение ББК-10 » 27 Октябрь 2016 20:06

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Погосов Александр Ервандович
Звание: капитан
Место службы: ГлавУ северного мор. пути при СНК
№ записи: 1537025476
Акт от 18.09.1945 штаб Главсеморпуть
Архив: ЦАМО фонд: 3 опись: 47 ед.хранения: 85
№ записи: 1537025458
 1.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение Historik » 01 Октябрь 2018 16:44

 Погосов-Молоков-1934.jpg

А.Е.Погосов (слева) с В.С.Молоковым. 1934 г.
Из архива фотокора Владислава Владиславовича Микоши (1909-2004), предоставленного его супругой Д.С.Фирсовой-Микошей.
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Погосов Александр Ервандович (1908—?)

Сообщение Кара » 12 Сентябрь 2021 19:14

С сайта РГАФД
http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya- ... lyuskincev
"Подготовкой взлетной полосы аэродрома на льдине изо дня в день в мороз и пургу поочередно занимались все участники экспедиции.


Но «начальником аэродрома» по праву величали «Сандро» - моториста Александра Ервандовича Погосова.

На «Челюскине» он направлялся на остров Врангеля в качестве старшего механика лагеря полярников и, как и многие, невольно стал участником героической эпопеи.



На протяжении всего дрейфа он с двумя товарищами жил в пяти километрах от лагеря челюскинцев, ухаживая за полем, служившим аэродромом. Погосов добровольно согласился взять на себя ответственность за прием и отправку самолетов, руководил действиями бригад по уборке снега.

Отправляя самолеты с последними челюскинцами и капитаном В.И. Вороновым, Погосов помогал летчикам развернуть их машины, поочередно раскачивая аэропланы и подталкивая их хвосты, чтобы оторвать примерзшие колеса, и уже сам на ходу забрался в кабину самолета В.С. Молокова.

Фрагмент воспоминаний о работе «аэродрома» по приему и отправке самолетов и о эвакуации последних челюскинцев моториста, участника экспедиции челюскинцев, полярного штурмана А.Е. Погосова.
Дата записи: 13.04.1964 г.
Архивный шифр: ф. 1, ед. уч. 2952 - 2.
Время звучания:
3 мин. 41 сек.
15_pogosov.mp3
Audio Player
00:0003:4

Погосов Александр Ервандович, штурман
chelyuskincy-img-025.png


Родился в 1908 году в селении Джелал-Оглы, в Армении.

До 1928 года в Тифлисе он учился в ВУЗе и одновременно работал землекопом на строительстве.

С 1930 по 1932 год служил в частях РККА.

Во время Великой Отечественной войны, Погосов, ставший к тому времени штурманом полярной авиации, работал «на два фронта»: в качестве штурмана летал на ледовые разведки в Белом море и, кроме того, принимал грузы с союзных караванов в Архангельске и в Мурманске"
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения