"Северный полюс-10"

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.

"Северный полюс-10"

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Декабрь 2010 14:52

Дрейфующая станция "Северный полюс-10" | Дрейфующие станции "Северный полюс" (1937, 1950 - 1991, 2003 - 2008 гг.), ААНИИ | http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/np/#np-10


Дрейфующая станция "Северный полюс-10" (первая смена)

Начальник Корнилов Н.А.

Станция открыта: 17 октября 1961 г. 75°27' с.ш.; 177°10' в.д.
окончена смена: 23 октября 1962 г. 78°53' с.ш.; 161°41' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1964 г.

Личный состав:
Корнилов Н.А.- начальник
Извеков М.В.- гидролог
Захаров Ю.В.- астроном-магнитолог (до мая 1962 г.)
Зотов С.Е.- аэролог (до мая 1962 г.)
Митрофанов В.В.- аэролог
Афанасьев В.А.- аэролог (до мая 1962 г.)
Мариинский Н.М.- радиолокаторщик (до мая 1962 г.)
Хлопушин Г.А.- метеоролог-актинометрист (до мая 1962 г.)
Макаров Н.С.- метеоролог-актинометрист
Баранов Я.П.- заврадио
Яковлев В.М.- радист
Коршунов М.П.- механик
Исупов Н.Д.- врач (до мая 1962 г.)
Пестов С.И.- повар
Добротин Д.Д.- радиофизик (до мая 1962 г.)
Попов И.К.- радиофизик (до мая 1962 г.)
Тюльпин В.А.- радиофизик (до мая 1962 г.)
Гуляев Ю.В.- механик (до мая 1962 г.)
Ибрагимов Л.А.- аэролог
Пузанов А.П.- аэролог
Демидов Е.Я.- радиолокаторщик
Свистунов Н.И.- врач
Максимов Г.А.- метеоролог
Гусев А.В.- младший научный сотрудник
Гайцхоки Б.Я.- инженер-радиофизик
Лежнев М.Ф.- инженер-радиофизик
Поляков А.П.- техник-радиофизик
Черниговский Н.Т.- старший научный сотрудник
Жилые и подсобные помещения:
жилые домики (6).

Транспорт:
тракторы Т-38, АДН-4; ледовофрезерная машина (ЛМФ-1) на колесном ходу; тротуароуборочная машина (ТУМ-57б) (не использовалась).

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 371 сутки.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 1'40 км/сут 520 км; суммарный дрейф со скоростью 5,30 км/сут 1990 км.
Размер льдины при открытии станции 40 000х6 000, в конце смены 1300х1100 м.
Завезено 510 т груза.
Были использованы типы самолетов: ЛИ-2, ИЛ-14, АН-2, вертолет К-15.
Всего на льдине побывало 138 человек.
В строительстве станции и аэродрома принимал участие экипаж а/х "Ленин".


Дрейфующая станция "Северный полюс-10" (вторая смена)

Начальники Архипов В.И., Константинов Ю.Б.

Принята смена: 23 октября 1962 г. 78°53' с.ш.; 161°41' в.д.
окончена смена: 1 октября 1963 г. 84°02' с.ш.; 141°45' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1964 г.

Личный состав:
С октября 1962 г. по апрель 1963 г.:
Архипов В.И.- начальник
Бондаренко В.Ф.- аэролог
Басков Е.М.- механик
Загорский В.А.- повар
Заяц Ф.П.- метеоролог-актинометрист
Остроглядов Б.П.- метеоролог-актинометрист
Демидов Е.Я.- радиолокаторщик
Ибрагимов Л.А.- аэролог
Пузанов А.П.- аэролог
Тюльпин В.А.- гидрофизик
Пронин И.И.- гидрофизик
Лежнев М.Ф.- гидрофизик
Грызилов Л.В.- гидрофизик
Воронин В.П.- радист
Шилов А.А.- заврадио
Улитин В.И.- океанолог-астроном
Свистунов Н.И.- врач
Лукашкин В.М.- ионосферист
Иванов Б.И.- ионосферист
Петров И.И.- ионосферист-компараторщик
С мая по октябрь 1963 г.:
Константинов Ю.Б.- начальник
Иванов Ю.Г.- ионосферист
Ромашев Ю.И.- ионосферист
Борисов К.И.- ионосферист
Лукашкин А.М.- ионосферист
Иванов Б.И.- ионосферист
Петров И.И.- ионосферист
Хохлов Г.И.- гидрофизик
Тихонов Ю.П.- гидрофизик
Николаев В.Ф.- гидрофизик
Лежнев М.Ф.- гидрофизик
Макаров Н.И.- врач
Зуев В.М.- радиолокаторщик
Ибрагимов Л.А.- аэролог
Пузанов А.П.- аэролог
Жилые и подсобные помещения:
домики (11).

Транспорт:
тракторы Т-38, АДН-4.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа в течение 342 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 1,8 км/сут 666 км; суммарный дрейф со скоростью 5,6 км/сутк 2122 км.
Размер льдины в начале смены1300х1100 м' в конце смены 600х500 м. В апреле взлетнопосадочную полосу (ВПП) разломало пополам.
Завезено 406 т груза.
Принято 561 самолет (ИЛ-14, ЛИ-2, АН-2).
Всего на льдине побывало 159 человек.


Дрейфующая станция "Северный полюс-10" (третья смена)

Начальник Захаров В.Ф.

Принята смена: 1 октября 1963 г. 84°02' с.ш.; 141°45' в.д.
станция закрыта: 29 апреля 1964 г. 88°32' с.ш.; 90°30' в.д.

Личный состав:
Захаров В.Ф.- начальник
Самушкин В.А.- метеоролог-актинометрист
Толмачев В.В.- метеоролог-актинометрист
Извеков М.В.- океанолог
Чернышов Г.Г.- астроном-гидролог
Гоби К.Н.- аэролог
Васильев В.Ф.- аэролог
Александров А.С.- аэролог
Зуев В.М.- локаторщик
Иванов Ю.Г.- ионосферист
Ромашев Ю.И.- ионосферист
Борисов К.И.- компараторщик
Гуляев Ю.В.- механик
Сорокин П.В.- заврадио
Васильев Л.В.- радист
Николаев Г.Б.- повар
Макаров Н.И.- врач
Жилые и подсобные помещения:
домики (11).

Транспорт:
тракторы Т-38, АДН-4; ледовофрезерная машина (ЛМФ-1) (не использовалась).

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 212 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'6 км/сут 548 км; суммарный дрейф со скоростью 5,6 км/сут 1182 км.
Размер льдины в начале смены 600х500 м.
Завезено 61-т груза.
Принят 71 самолет (ИЛ-14, ЛИ-2, АН-2).
Всего на льдине побывало 27 человек.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный полюс-10"

Сообщение Николай Дмитриевич » 14 Март 2011 22:48

Из воспоминаний бортмеханика А.И.Кирилина, который участвовал в эвакуации 3-й смены.

    «» "...Льдину СП 10 мы покидали последними - экипажем дежурного самолета Ан-2 в составе: командир - Витушкин Владимир Владимирович, второй пилот - Ткаченко Парамонов Анатолий (прим.: исправлено по письму от 22-09-2012. - И.К.), штурман - Рейхштат Юрий Владимирович, бортрадист - Василенко Николай, бортмехаником довелось быть мне.
    За несколько дней до этого своим самолетом весь состав СП 10 перевозили на большую льдину. С этой льдины - грузовыми самолетами увозили на Новосибирские острова и на материк.
    А мы, возвратясь из последнего рейса - опять на СП 10 за своими вещами, дозаправкой бензином ( и две бочки с собой)
    Грустно прощаться с пустующим лагерем, работающей электростанцией и приводной радиостанцией, которая будет нас сопровождать. Тут же остаются два работающих (видимо, надо понимать "рабочих", в рабочем состоянии) трактора, один из них - французский. Все это жаль было оставлять. Но другого выхода нет - слишком большая отдаленность от материка, и будут неоправданные материальные затраты на перевозку.
    На прощание ещё раз прочли оставленное письмо:


    ДВА ТЕКСТА НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
    Дрейфующая научно-исследовательская станция "Северный полюс 10"
    ВНИМАНИЕ!
    Всем морякам, исследовалям!

    Здесь, на этой льдине 17 октября 1961 г. на широте - 74 градуса 55 минут северной широты, и долготе - 195 градусов 00 минут восточной долготы с борта атомохода "Ленин" была организована научная дрейфующая станция СП 10. Россия (в оригинале, видимо, СССР)
    Станция вела научные наблюдения в течение 2,5 лет. Истиный дрейф льдов за этот период составил около 2000 км.
    Основная задача, поставленная перед станцией СП 10, выполнена, и было принято решение её эвакуировать.
    Вместо нашей станции организована новая дрейфующая станция СП 13.
    Мы заканчиваем свою работу и оставляем эту льдину 29 апреля 1964 г. на широте - 88 градусов 33 минуты северной широты, и долготы - 92 градуса 15 минут восточной долготы, и выезжаем в Россию.
    Здесь, на льдине мы оставляем часть оборудования, несколько домиков и палаток, доброкачественные продукты.
    Всех, кто найдет нашу льдину и обнаружит это письмо, просим сообщить ее местонахождение (координаты) по следующему адресу: Ленинград, Фонтанка 34, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

    Начальник станции СП 10, кандидат географических наук В.Ф.ЗАХАРОВ
Николай Дмитриевич
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 23 Февраль 2011 11:43

"Северный полюс-10"

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Ноябрь 2011 21:09

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0236_05.jpg
Фотобанк "Фотосоюз"

:": Арктика. На дрейфующей льдине, станция "Северный полюс-10".
Время и место: Россия, 1962.
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
ID fs-KRIVONOSOV-05/09/Kriw-0236_05.jpg
Технические параметры негатив / 6х6 см, цвет, квадрат.

Первая смена?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород



"Северный полюс-10"

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Сентябрь 2012 11:16

Николай Дмитриевич пишет:Из воспоминаний бортмеханика А.И.Кирилина, который участвовал в эвакуации 3-й смены.

«» "...Льдину СП 10 мы покидали последними - экипажем дежурного самолета Ан-2 в составе: командир - Витушкин Владимир Владимирович, второй пилот - Ткаченко, штурман - Рейхштат Юрий Владимирович, бортрадист - Василенко Николай, бортмехаником довелось быть мне.
За несколько дней до этого своим самолетом весь состав СП 10 перевозили на большую льдину. С этой льдины - грузовыми самолетами увозили на Новосибирские острова и на материк.
А мы, возвратясь из последнего рейса - опять на СП 10 за своими вещами, дозаправкой бензином ( и две бочки с собой)
Грустно прощаться с пустующим лагерем, работающей электростанцией и приводной радиостанцией, которая будет нас сопровождать. Тут же остаются два работающих (видимо, надо понимать "рабочих", в рабочем состоянии) трактора, один из них - французский. Все это жаль было оставлять. Но другого выхода нет - слишком большая отдаленность от материка, и будут неоправданные материальные затраты на перевозку.


Пришло почтой:

    :": Я являлся вторым пилотом самолета Ан-2 и осуществлял перегон самолета со станции СП 10 на полярную станцию мыс Чёлюскин. Состав экипажа: командир- Витушкин Владимир, 2-й пилот- Парамонов Анатолий, бортрадист - Василенко Николай, штурман- Рейхштат Юрий.
    Я сам участник СП 10 и мне это обидно. С уважением, Парамонов Анатолий.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный полюс-10"

Сообщение Анна Юдина » 01 Декабрь 2012 17:55

Искала про СП-10 информацию и наткнулась вот на такой очерк корреспондента "Советской России", который в группе из 13 журналистов участвовал в рейсе атомохода "Ленин" по высадке первой смены станции.
Не знаю, может и проходил уже где-нибудь.

Александр Тараданкин
Рейс в полярную ночь
Очерк

http://www.outdoors.ru/book/namore/alm1962/1962-8.php
Впервые в истории на льдах Центрального полярного бассейна с помощью ледокола создана новая научная дрейфующая станция «Северный полюс-10» (Из рапорта полярников СП-10 и моряков атомохода «Ленин» XXII съезду КПСС).

О ТОМ как тягостно бывает на душе ожидающего решения свыше — рассказывать не стоит. Я терпеть не могу этого состояния «невесомости», когда не знаешь: быть или не быть. Больше месяца пришлось мне тогда испытывать на себе чудовищную тяжесть неопределенности. Наконец звонок из Главсевморпути: «Поторапливайтесь. Едете. Зачислены участником экспедиции. Атомоход «Ленин» уходит через три дня». Первые минуты хотелось танцевать. Зачислен! Шутка ли: не просто корреспондент газеты «Советская Россия», не созерцатель, а участник!

Потом наступила растерянность. Я оказался жертвой словоохотливых консультантов. Когда собираешься в далекое путешествие, удивительно как много появляется вокруг советчиков. Одни, ссылаясь на свой опыт, поучают, как одеться в дорогу, другие — как себя вести. Но больше всего находится людей, которые заранее предсказывают, что случится в пути, причем мнения самые противоречивые. В конце концов убеждаешься в своей полной неосведомленности: все всё знают, а ты не знаешь ничего.

Чего только я не наслушался за неделю: «Бери побольше теплого белья!», «Запасись вазелином смазывать лицо, а лучше— гусиный жир», «Не забудь флягу под спирт», «Домино», «Пенициллин», «Справочную литературу». Увы, это все никак не могло влезть в один чемодан. И тут меня выручил известный полярный летчик Анатолий Барабанов. Увидев мою растерянность, он рассмеялся.

— Собирайся, едем ко мне домой. Придется помочь.

Сразу все стало просто и ясно. Пилот достал из шкафа кожаный реглан с поддевкой на гагачьем пуху, коричневую цигейковую ушанку, пару теплого белья.

— Эти доспехи проверены на двух полюсах,— сказал он.— А валенки или унты выдадут на корабле.

Барабанов недавно вернулся из Антарктики и собирался ехать отдыхать в Крым.

— Пока я буду купаться в солнце, успеешь сходить на Север, а потом поменяемся местами.

Досаждали мне теперь только шептуны. Слово «атомный» они произносили таинственно, со вздохами, советовали поберечь здоровье и уже совсем тихо, на ухо: «Не забудь о радиации».

Но в одном была полная синхронность. Все предсказывали массу приключений, самых различных: затерты льдами, налетели на риф, схватка с белыми медведями. И уж, конечно, где-то, кто-то, кого-то должен был спасать.

— Завидую, счастливого пути. — Жал в Мурманске руку киноартист Борис Андреев.— Желаю успехов и побольше романтики, приключений...

И вот по трапу поднимаюсь на борт атомного ледокола. Прочь все заботы, все позади, и так спокойно вдруг стало на душе, так светло и почему-то грустно. Когда расстаешься с берегом, всегда чувство грусти по-братски уживается с состоянием душевного подъема, восторга перед неизведанным.

Первое знакомство с кораблем заставило меня от души рассмеяться над недавними советчиками, над самим собой, над пустыми тревогами. Вместе с корреспондентом «Известий» Олегом Строгановым и фотокорреспондентом ТАСС Валентином Куновым я стал обладателем великолепной просторной каюты с двумя иллюминаторами, из которых открывался вид на вертолетную площадку судна. В каюте были все удобства: пружинные койки, три шкафа, лампы дневного света, письменный стол, умывальник с горячей и холодной водой.

Наши кораблестроители сделали все, чтобы арктические моряки, даже в самых высоких широтах, чувствовали себя как дома. На ледоколе есть клуб, просторная, сверкающая чистотой столовая, кают-компания, музыкальный салон, комната для настольных игр, спортзал и прекрасная библиотека, в которой можно найти все, что пожелаешь. Представьте себе столичную гостиницу «Москва», только плавающую, сложите ее с хорошим Дворцом культуры и научно-исследовательским институтом, вставьте все это в стальную броню корпуса суперсовременного корабля — и вы получите атомный ледокол «Ленин». И вот в этой необыкновенной «гостинице» мне предстояло попасть в высокие широты ледовых морей.

Молод корабль — молод и экипаж. Люди на судне были тоже мало похожи на суровых полярных моряков, знакомых по иллюстрациям из многочисленных книг об Арктике. Ни усов, ни бород, ни морщин. Средний возраст экипажа «Ленина» —-двадцать пять лет.

В Мурманске тепло, и все одеты по-летнему: тщательно отглажены костюмы, белоснежны сорочки, с завидным мастерством завязаны галстуки. По платью не скажешь, что идти морякам предстоит в холодные края. Только оленьи шкуры, разложенные между дверями при выходах на палубы напоминают о том, что будут еще впереди и морозы, и ветры и снежные бураны.

Капитану атомохода Борису Макаровичу Соколову — тридцать четыре года. Это высокий, плотный, широкоплечий человек с крупными чертами лица, открытой белозубой улыбкой и умными, внимательными глазами.

С первого дня похода я откровенно начал завидовать капитану. Какое наслаждение, казалось мне, командовать ледоколом, да еще таким, как «Ленин»: «Вот ведь повезло человеку». Забегая вперед, скажу: поздней, когда позади осталось немало трудных ледовых боев, я заменил несправедливое слово «повезло» словом «заслужил».

Да, в тридцать четыре года Соколов заслужил почетное право встать на мостик первого в мире атомного корабля.

Так уж случилось, что первый командир атомного ледокола, знаменитый полярный мореход Павел Акимович Пономарев, остался на берегу. Прихворнул, да и годы уже не те. Не смог он снова идти в Арктику. Однако имя его я слышал на корабле постоянно, чаще всего там, где он когда-то стоял, на верхнем мостике. Видно, сама судьба свела двух этих капитанов. И об этом я обязательно расскажу ниже.

Знакомство с Борисом Макаровичем состоялось в день моего прибытия на судно. В море мы с ним сдружились и провели много незабываемых часов в ходовой рубке, на мостике и в его капитанском салоне.

Но о первой встрече стоит вспомнить. Я спросил Соколова, какие приключения могут ожидать нас в пути.

— Типун вам на язык,— засмеялся он.— Я самый жестокий враг неожиданностям. Лучше все предвидеть заранее. Так что приключений не обещаю. Это будет самый обычный рейс в Арктику, и экипаж постарается лишить вас удовольствия писать о разного рода происшествиях. На таком корабле их не должно быть....


(весь текст помещать не буду, он большой)
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 19 Май 2016 14:05

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0234_2.jpg

Арктика. Посадка самолета на ледовом аэродроме. Дрейфующая станция "Северный полюс-10". 1963
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 19 Май 2016 14:10

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0271_2.jpg

Арктика. Ледовый аэродром. Дрейфующая станция "Северный полюс-10". Прилетел АН-2.
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 19 Май 2016 14:12

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0234_3.jpg

Арктика. Ледовый аэродром. Дрейфующая станция "Северный полюс-10".
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 19 Май 2016 15:12

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0272.jpg

Арктика. Ледовый аэродром. Дрейфующая станция "Северный полюс-10". Елочка с материка.
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 20 Май 2016 10:00

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0270.jpg

Арктика. Ледовый аэродром. Дрейфующая станция "Северный полюс-10". Доставлен новый груз.
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 20 Май 2016 12:29

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0286.jpg

Арктика. Дрейфующая полярная станция "Северный Полюс-10". Откапывание домика после очередной пурги.
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/pict ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 20 Май 2016 12:53

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0287_03.jpg

Арктика. Дрейфующая станция "Северный полюс-10". Сушка белья на морозе
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/pict ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Северный полюс-10"

Сообщение SVF » 20 Май 2016 12:55

 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-0236_2.jpg

Арктика. Дрейфующая станция "Северный полюс-10". Разгрузка научного оборудования из вертолета. 1963
Фотограф КРИВОНОСОВ Юрий - Москва
http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/pict ... t=&search=
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

След.

Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения