Данилин Сергей Алексеевич (1901-1978)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Данилин Сергей Алексеевич (1901-1978)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:33

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Данилин Сергей Алексеевич
8. 10. 1901 - 28. 12. 1978
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 01.09.1937 ( медаль № 55)

Данилин Сергей Алексеевич - штурман-испытатель Научно-испытательного института ВВС.

Родился 25 сентября (8 октября) 1901 года в Москве. Детство и юность провёл в городе Химки Московской области. Русский. Окончил коммерческое училище.

В армии с 1919. В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу. В 1921-1924 совмещал воинскую службу с учёбой в Московском государственном университете.

С 1922 – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Как наблюдатель-хронометрист участвовал в испытаниях самолётов, успешно разрабатывал методы и средства аэронавигации. Активно участвовал в создании приборов аэрофоторазведки и решении проблем боевого применения авиации в ночных, высотных и "слепых" полётах, а также бомбометания из-за облаков. Создал первую в стране инструкцию по пилотированию по приборам, в 1935 написал учебник по аэронавигации. Участвовал в ряде ответственных дальних перелётов по стране и за рубежом. В 1931-1935 был флаг-штурманом групп тяжёлых самолётов, участвовавших в воздушных парадах над Москвой.

12-14 июля 1937 года в качестве штурмана на самолёте АНТ-25 (командир экипажа – М.М.Громов, второй пилот – А.Б.Юмашев) совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10148 км по прямой (полётное время – 62 часа 17 минут). Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 – абсолютный). Весь экипаж (первыми среди отечественных авиаторов) был удостоен медалей де Лаво (награды ФАИ).

Звание Героя Советского Союза Данилину Сергею Алексеевичу присвоено 1 сентября 1937 года за выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм.

В 1943-1944 – начальник Научно-испытательного института спецслужб ВВС, в 1944-1951 – заместитель начальника Научно-испытательного института ВВС и начальник Управления ВВС. Один из организаторов штурманской службы в ВВС. В 1951-1953 – помощник Главнокомандующего ВВС по радиотехнической службе. В 1953-1959 – начальник Управления ВВС. В 1959-1960 – в научной группе при Главнокомандующем ВВС. С 1960 – в отставке.

Жил в Москве. Умер 28 декабря 1978 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Генерал-лейтенант-инженер (1943). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Удостоен награды ФАИ – медали де Лаво (1937).

Сочинения:
Аэронавигация. 3-е изд. М., 1942.

Биография предоставлена А.А.Симоновым
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Данилин Сергей Алексеевич (1901-1978)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Июль 2012 12:12

http://www.oldgazette.ru/pravda/15071937/text4.html
"Правда"
15 июля 1937г., №193 (7159), стр.4.

Изображение
СЕРГЕЙ ДАНИЛИН
А. ПОНЕВЕЖСКИЙ.

"Побороть страх можно или пренебрежением
опасностью или с помощью знаний; как правило
последний путь является лучшим".
(Ассен Джорданов - "Ваши крылья").


Незадолго до старта мы сидели с штурманом самолета "АНТ-25" Сергеем Алексеевичем Данилиным в одной из комнат штаба Научно-исследовательского института военно-воздушных сил РККА. Экипаж только-что закончил один из последних испытательных полетов. Командир воздушного корабля Герой Советского Союза М.М. Громов беседовал в коридоре с инженером Стоманом. Второй пилот Юмашев собирался в Москву.
Мы говорили о трассе предстоящего завтра-послезавтра перелета. Прочерченная на карте красная линия начиналась здесь, в Москве, и тянулась далеко-далеко над лесами и тундрой, над островами, пересекала моря и океаны, проходила над Северным полюсом, продолжала свой путь сквозь ледяную пустыню и горные кряжи, заканчиваясь на чужом американском материке. Порой линия шла безукоризненно прямо, порой делала зигзаг и снова выпрямлялась. То был грандиозный маршрут самолета "АНТ-25": СССР-США через Северный полюс.
Штурман Данилин рассказывал о трассе.

* * *

В октябре 1929 года тринадцать самолетов отправились в большое воздушное путешествие по Советскому Союзу. Они летели по замкнутому кругу: Ленинград-Оренбург-Уфа-Пермь-Вятка-Ярославль-Ленинград. Таков был маршрут скоростного состязательного перелета общим протяжением свыше 5.000 километров.
Это был очень тяжелый перелет. Он осуществлялся осенью, когда едва ли не по всей трассе самолеты попадали то в полосу сплошных туманов, то непрерывных ливней.
Первой к финишу пришла флагманская машина "Р-1". Она показала прекрасное время, проделав весь путь без единого происшествия. Таких блестящих показателей не имела ни одна машина, участвовавшая в перелете. Флагманский самолет "Р-1" пилотировал командир испытательной эскадрильи Козлов, штурманом летел Данилин.
В июле 1936 года из Москвы в Прагу отправлялась авиационная делегация Советского Союза во главе с начальником военно-воздушных сил РККА тов. Алкснисом. Делегация летела на самолете "АНТ-6", которым управлял летчик А. Юмашев. Над Карпатами машина шла в густых облаках на высоте 3.500 метров. Мастерскому пилотированию Юмашева помогали огромный опыт и богатейшие знания штурмана С. Данилина.
1 мая 1937 года над Красной площадью шли развернутым строем боевые воздушные корабли. Всеобщее восхищение вызвала тогда скоростная группа. Она пронеслась вихрем, оставив в памяти москвичей незабываемое впечатление. Флаг-штурманом скоростной группы был Сергей Данилин.
В пятый раз участвовал он в первомайских воздушных парадах страны в качестве флаг-штурмана, водя то тяжелые корабли, то скоростные.

* * *

Ему 36 лет. Но в Научно-исследовательском институте военно-воздушных сил он - один из старейших работников. 3 мая 1937 года исполнилось 15 лет с тех пор, как С.А. Данилин работает в институте.
Он начал хронометражистом. Это была первая ступень в завоевании им специальных знаний. Потом Данилин стал аэрологом. Наука о воздухе, исследования высших слоев атмосферы увлекли его. Он отправлял в небесную высь шары-пилоты, шары-зонды, воздушные змеи с барографами, термографами, анемографами. Самопишущие приборы возвращались на землю с ценными сведениями о состоянии воздушного океана. Он высчитывал, составлял сводки, вычерчивал схемы.
В 1923 году аэролог Данилин поднялся на высоту в 5.000 метров. На различных высотах он видел и туман, и слоистые облака, и дождевые, и перистые... Вокруг него проносились воздушные вихри, ветер яростно гнал облака, порой сталкивая их. Самолет проходил сквозь теплые и холодные фронты, попадал в полосу дождей, встречал разнообразные потоки воздуха.
Потом Данилин испытывал самолеты в качестве летчика-наблюдателя. Новый мир мудрых и точных приборов окружал его в кабине летнаба. Он измерял в воздухе угол сноса самолета и его путевую скорость с помощью визира или оптического прицела. Перед его глазами висели графики поправок высотомеров, указателей скоростей, девиации компасов. Данилин узнавал множество замечательных и поучительных вещей. Он читал уйму специальной литературы, без устали занимался, летал, записывал, составлял таблицы поправок к работе приборов.
Отдыхал, на стадионе. Центрхавбек Данилин яростно отражал натиск линии нападения противника, молниеносно отбирал самый опасный мяч, немедленно передавал его быстрому правому краю. Когда врачи запретили играть в футбол, он переключился на теннис. Теперь его крепкую, мускулистую фигуру можно часто увидеть на кортах. Но Сергей Алексеевич считает себя теннисистом посредственным, явно сожалея об оставленном "поприще" центра полузащиты...
Данилину доверили руководить отделением оборудования самолетов Научно-исследовательского института военно-воздушных сил РККА. Он продолжал учиться, творил, испытывал существующие приборы и конструировал новые, готовил сам учебник по аэронавигации, писал наставления и практические указания для штурманской службы воздушного флота.
Получив звание инженера, будучи руководителем большого отделения института, он продолжал оставаться штурманом, не отказываясь от своей замечательной и увлекательной профессии. Штурман Данилин поднимался на машинах в неизведанные высоты, прокладывал курсы для новых трасс, испытывал навигационные приборы.
Конструктор Данилин изобретал, чертил схемы, производил расчеты. Он сконструировал новые приборы для слепых полетов: щуп-лот и лот-высотомер, обобщил и разработал методику слепых полетов.
Год назад С.А. Данилин был награжден советским правительством орденом Красной Звезды.

* * *

Среди пилотов, штурманов, механиков, работников института Сергей Алексеевич пользуется большим уважением, авторитетом и любовью. Он располагает к себе исключительной скромностью, отзывчивостью, постоянной готовностью помочь, посоветовать, передать свой колоссальный опыт товарищам по работе.
Известно, что авиационный народ трудно удивить хладнокровием. Советские летчики и штурманы не раз демонтировали миру свои изумительные качества.
Но даже и в этой среде спокойствие Данилина вызывает у всех чувство особого восхищения. Не один пилот, попадавший с штурманом Данилиным в тяжелые переделки, рассказывал о его исключительной организованности, выдержке и дисциплинированности.
Когда его спрашивают: "Откуда у вас такое хладнокровие, куда деваются ваши чувства - страх, колебания, сомнения?", он отвечает, смеясь: "В полетах мои чувства бывают упрятаны так далеко, что они перестают быть видимыми не только для окружающих, но даже и для меня. В слепом полете, особенно, я просто отказываюсь от своих чувств, ибо доверяться им никак нельзя. Тогда я живу только приборами и своими знаниями, верю только в них. До сих пор они меня не подводили".
Руководитель передового в институте отделения оборудования самолетов, инженер-конструктор, первоклассный аэронавигатор, автор учебника, первого наставления по слепому полету, многочисленных указаний по штурманскому делу, воспитавший не один десяток аэронавигаторов, Сергей Алексеевич освоил еще одну профессию. В баснословно короткий срок он изучил летное дело и управляет теперь сам учебно-тренировочной машиной. Из скромности он рассказывает об этом очень скупо, считая свои самостоятельные полеты сущим пустяком.

* * *

- Вы спрашиваете, что для меня этом Перелете нового? Абсолютно все. Условия Арктики, в которых я еще не летал. Необычайная трасса. Большое протяжение пути. Но для меня всякий полет - это большое, новое событие, на котором я продолжаю совершенствоваться. Тем более - полет из Москвы через Северный полюс в Северную Америку.
- Заранее трудно определить, где и сколько нам придется лететь вслепую, -говорит С.А. Данилин, - но я знаю всю навигационную аппаратуру, как самого себя. Все приборы создавались и испытывались при мне, с моим участием. Я верю им!
Сейчас они закончили свой блестящий маршрут. С момента старта, на дорожке Щелковского аэродрома, выложенной шестигранными плитами, прошло уже много часов.
Все многомиллионное население нашей страны жило в эти дни, в эти часы смелым, бесстрашным полетом Громова, Юмашева, Данилина. Люди читали короткие сообщения с борта самолета: "Все в порядке". И люди были спокойны.
Мы были спокойны и уверены за самолет, за мотор, за аппараты. Мы были спокойны и уверены за экипаж, ибо знали: воздушный корабль ведут испытанные летчики нашей страны -: Михаил Громов и Андрей Юмашев. Кораблю прокладывает курс, выбирая в воздушном океане безопасные пути, штурман Данилин.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Данилин Сергей Алексеевич (1901-1978)

Сообщение Георгий Паруирович » 30 Октябрь 2014 12:44

Фото могилы С.А. Данилина в Москве Кунцевское кладбище участок 9-3 помещена в http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... linmog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Данилин Сергей Алексеевич (1901-1978)

Сообщение ББК-10 » 05 Декабрь 2015 17:53

 canvas.jpg
 Герои Советского Союза М. М. Громов%2C А. Б. Юмашев%2C С. А. Данилин.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения