Семенов Николай Петрович (1914-1956)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Семенов Николай Петрович (1914-1956)

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Февраль 2010 22:27

 Семенов_НП.jpg
Источник: блог Владимира Семенова http://blogs.mail.ru/mail/semenov_vlani ... 09AAB.html

Семенов Николай Петрович (1914-1956) - полярный летчик

Николай Петрович Семенов родился 8 августа 1914 года в селе Строевское Путятинского уезда Рязанской губернии.
Прадед 1. Семенов Дмитрий 1791- 1895, прожил 104 года .
Дед 1.1. Семенов Артем Дмитриевич ок.1842 - ок. 1920
Отец 1.1.3. - Семенов Петр Артемович - 1890 - 30.01.1951.

Мать - Анисья Михайловна - 1988 - 16.09. 1937.
Жена – Шелонина Ольга Александровна - 21.07.1918 – 03.12.2006.

Дети: 1.1.3.1.1. Владимир Николаевич 05.06.1941
1.1.3.1.2. Петр Николаевич - 16.01.1946 – 05.06.2005.


Учеба
Николай окончил начальную школу в селе Строевское, затем получил специальность столяра-краснодеревщика. Часто бывал на солодовом заводе, где его отец работал мастером (управляющим?). Рабочие, что бы получить расположение управляющего, старались с Николаем дружить, для чего часто угощали его брагой.

C переездом семьи в 1927 г. в подмосковье Николай продолжил учебу. Он обладал большой любознательностью, покупал научно-популярные книги и брошюры, выписывал журналы "Техника молодежи" и "Вокруг света", наборы которых сохранялись до начала 1950-х годов. В период 1928-1931 г. Николай закончил вечернюю железнодорожную школу по подготовке во ВТУЗ в г. Перово М.О. и Московскую областную школу планеристов Осоавиахима. Также в 1931г. учился на Высших Курсах Связи НКПТ, и позже хорошо знал и учил своих детей азбуке Морзе. По окончании школы планеристов в 1932 г. был послан инструктором-планеристом в Киевскую областную летно-планерную школу ОСОАХ, где работал до 1933 г. Затем ЦС Осоавиахима был переведен в Красно-Пресненскую районную школу летчиков-планеристов г. Москвы.


Начало летной работы
В январе 1934 г. Московским городским комитета ВЛКСМ был послан в 3-ю школу летчиков ГВФ в г. Балашов, которую окончил в 1937 г. Активный комсомолец. В группах сверстников назначался старшим. Когда в летном училище обвинили Ф. Запорожцева в том, что тот родился на территории, которая позже стала турецкой, и ему грозило отчисление и другие последствия, он единственный встал на его защиту и совместно с отцом Федора, которого вызвал телеграммой, отстоял товарища. В период учебы в Балашове познакомился со школьницей Ольгой Шелониной, впоследствии его женой. Николай покатал Ольгу на самолете, покрутил ее в воздухе, и больше в полет она не просилась.

По постановлению правительства в составе группы товарищей был направлен на ук-репление авиации Осоавиахима и в 1937-38 г окончил курсы усовершенствования нач. со-става Осоавиахима в Центральном Аэроклубе СССР им. Косарева, г.Тушино.

В 1938 г. был назначен летчиком-штурманом Ухтомского аэроклуба г. Люберцы М.О.

В 1939 году поступил на работу летчиком-испытателем на завод N2 в г. Солнечно-горск. Летать Николай любил, а прыгать с парашютом ему разонравилось после того как его сбросили в озеро под Солнечногорском, он запутался в стропах и едва не утонул. Среди наград имеется знак "За 10 прыжков".

28 августа 1939 года Семенов Н.П. женился на Шелониной О.А., сохранившей при этом свою девичью фамилию.

В 1940 г. перешел на службу в авиацию МВД СССР, и был первоначально послан в авиаотряд управления строительства железной дороги "Котлас-Воркута "


Первый летчик Ухты
Авиаотряд базировался в Княжпогосте. "Их было всего пятеро в авиаотряде управле-ния. Пять самолетов – пять летчиков. – Николай Костиков, Николай Семенов, Иван Титов, Илья Цибилев и Михаил Никишин" .

За пилотом Семеновым была закреплена Ухта, а также извоз руководителей Ухтоком-бината. В 1940 г. он получил жилье в Ухте, "выписал" жену и сестру в Ухту, здесь родились его сыновья Владимир и Петр, приезжали для завершения среднего образования дети его дя-дей – Надежда, Валентин, Вера, Люба.

С 1940 по 1947 г. он был по существу единственным постоянным летчиком в Ухте. Другие пилоты в основном работали на трассе строительства железной дороги Котлас-Воркута. Николай Семенов должен был обеспечить доставку начальства Ухтокомбината или грузов в любую точку осваиваемой Коми республики. Домашний телефон с номером "3-0-3" вызывал его в любое время. Хотя пилот в Ухте был один, аэродромная служба была много-численна. Охрана порта и складов ГСМ, хозяйственные службы, автобус, политотдел, спец часть, руководство. Николай прибыл на службу в Ухту практически одновременно с началь-ником управления Ухто-Ижемского комбината НКВД — МВД генералом Бурдаковым С. Н., который испробовал в работе нескольких пилотов, но позже безбоязненно летал только с Н. Семеновым и держал его в Ухте, в том числе дважды приказом продлевал "бронь" в годы Отечественной войны.

В те годы кабина пассажира легкого самолета на Севере обычно оборудовалась защитным колпаком, а пилот сидел в открытой кабине, за козырьком, на лицо одевалась меховая маска, на нее очки. Так пилот лучше ориентировался в случае обледенения. Генерал Бурдаков, попав в несколько ситуаций с обледенением самолета в полете, увидел в деле и поверил в техническую эффективность использования спирта и дал распоряжение снабжен-цам всегда отоваривать летчика Семенова спиртом для технических целей. Этим каналом через Н.П. пользовались многие "друзья" с естественными пагубными последствиями. В среде пилотов ходил анекдот о том, как некий молодой летчик после полета с обледенением пытался сдать на базу сэкономленные литры. Никто не знал, как это можно сделать, по-скольку такое произошло в аэропорту впервые.

Ухтокомбинат 1940-х годов являлся структурой НКВД (МВД) и Николай Петрович, по должности, имел две фуражки: с голубым (авиационная) и малиновым (МВД) околышка-ми. Последняя использовалась при поиске и вызволении из заключения осужденных летчи-ков и последующего устройства их на наземные работы в авиаотряде. Малиновый околышек при наличии кожаной куртки (а форму МВД Николай не имел, и не носил никогда) вводил в заблуждение и как бы повышал звание на две ступени, и когда он представлялся " лейтенан-том, позже ст. лейтенантом", это часто было выше лагерных "чинов". Николаю Петровичу удалось вытащить из заключения, (по-видимому с использованием авторитета генерала С.Н. Бурдакова,) нескольких попавших по различным причинам в заключение авиаторов, в том числе Николая Ивановича Харламова, из Воркутинского лагеря однокурсника Виталия Эме-рик (семья которого много сделала для становления М.М. Громова, но Громов устранился от помощи Виталию, а может и не мог помочь). Практика расконвоирования весьма широко ис-пользовалась в военные годы на Севере. Но выехать с Севера без справки, что ты находишь-ся в отпуске, было невозможно. Еще и в 1955 году на единственном пути выезда из Коми – железной дороге Воркута-Котлас патрули проверяли документы во всех поездах.

В военные годы Н. Семенов летал, в основном, над Коми республикой, в том числе для поиска и уничтожения диверсионных групп, которые, как предполагалось, должны были действовать вдоль железной дороги и уничтожать мосты. Доставлял в осажденный Ленин-град оборонную продукцию с Водненского производства. В 1944 г. награжден орденом Крас-ной Звезды.

В 1930-40-е годы летал на самолетах По-2, ПР-5 , Щ-2, Г-1, П-5, УТ-2, В-34-Юнкерс, Ю-52, С-47, ТС-62, Ан-2, Ли-2. Налет по март 1953 г. составил 7465 часов или 1.133.366 км. Звание пилота 2 класса присвоено в 1942 г. Член КПСС с 1944г.

В 1945-46 г. Н.П. неоднократно командировался в Германию для перегона трофейных самолетов Зибель-204 и Хенкель-3. Звание ст. лейтенант присвоено 12.10.1949. По рассказу его жены, Николаю Петровичу было присвоено также звание капитан, но вскоре снято в на-казание за невоздержанность в застолье и соответствующих разговорах (впрочем, этот факт не отражен ни в каких сохранившихся в семье документах).

В 1950 г. окончил школу высшей летной подготовки ГВФ, но в связи с удовлетвори-тельной оценкой по двигателю АШ-62 ИР не был сразу назначен командиром корабля Ли-2, а был вторым пилотом. 10.02.51 пересдал предмет на хорошо и получил должность командира корабля Ли-2. В 1952 г. прошел сборы по подготовке пилотов Ан-2.

25 марта 1952 г. Н.П. награжден знаком ГВФ " За безаварийный налет 500 000 км. Знак N 1933. 13 сент. 1953 награжден знаком " За налет 1.000.000 . км", т.н. "миллионер", которым он очень гордился, поскольку число награжденных им было меньше, чем летчиков – Героев Советского Союза. Знак N 1840, но число награжденных было меньше, видимо на-граждение шло по областям и республикам, вне номерной последовательности.


Приземленный период
Шло третье десятилетие летной работы Николая Петровича. У него имелась альтерна-тива: летать или перейти на наземную руководящую работу, сопровождая это дальнейшими ступенями образования. Его супруга – О.А. Шелонина часто говорила ему: "ну сколько мож-но летать, смотри, уже все, кто начинал летать с тобой разбились, кроме тех, кто спустился на землю: Игорь Шелест и Владимир Малюгин (друзья по 6-му выпуску планерной школы), Михаил Никишин (друг по освоению Крайнего Севера)". В 1940-х Н.П. отвечал: – но кто-то должен делать эту работу. Директор Ухтинского нефтеперегонного завода А.Я. Молий отме-чала ум Н.П. и сетовала, что он своевременно не получил высшего образования, ему бы на-шлось и иное применение на просторах Коми.

В связи с расформированием авиаотрядов МВД Н.П. был демобилизован 15 марта 1954 г. Перейти сразу на работу пилотом в ГВФ было большой проблемой. После войны пи-лотов, оставшихся вне авиации на рынке труда был избыток. Вновь создаваемые отряды ГВФ были укомплектованы. Промелькнули вакансии в Магадане и Тбилиси, но сорвались. Н.П. около года работал зав. гаражом, ст. инспектором, начальником ОК в "Ухтазаводстрое", диспетчером аэропорта. Его угнетала расхлябанность людей и то, что человек может что-то пообещать и не выполнить. Работать в таких условиях он не привык. В поисках летной рабо-ты Н.П. вел активную переписку с друзьями, особенно с Михаилом Никишиным.


Пилот Полярной авиации
23.09.1955 Н.П. был зачислен в ЦНИИ 108 МО (ЛИИ, г. Жуковский), на должность пилота- испытателя 2-го класса, но 21.10.1955 был уволен, поскольку опоздал на спец авто-бус из Москвы и прибыл вдогонку на такси самостоятельно, хотя и одновременно с автобу-сом (с вечера отмечали зачисление в летчики-испытатели с другом, Героем Союза М.Д. Ни-кишиным). Конкурентов, стремившихся поступить на должность летчика-испытателя в ЛИИ было много, а методы подковерной борьбы жестоки. Кто-то актуализировал и ловко исполь-зовал этот случай.

Друзья проинформировали Н.П., что в г. Сасово открылась школа переподготовки пи-лотов самолетов на пилотов вертолетов . Н.П. прошел переподготовку в г. Сасово на пило-тирование вертолета и 28.02.1956 был назначен на должность командира вертолета Ми-4 в авиаэскадрилью Хатангского отдельного авиаотряда Полярной авиации Главсерморпути ММФ. Работа была связана с проводкой судов по северному морскому пути. По его воспо-минаниям это была психологически очень напряженная работа. Мотор давал сбои, радио-связь была неустойчивой, часто возникали различные формы тряски и колебаний Когда ле-тишь над холодным безбрежным ледовитым океаном то понимаешь полную зависимость от состояния техники. В случае отказа мотора на помощь рассчитывать не приходилось.

Однако летная работа во все годы обеспечивала умеренный достаток семье, возмож-ность завершения среднего образования родственникам, которых он забирал у дядьев в Ухту. Николай был единственный ребенок в семье, а у его двух дядей было по пятеро детей, в ос-новном девочки. Также он помогал семье отца в военные годы и период освоения участка и стройки дома в пос. Ильинское Раменского р-на Моск. обл.


Семья
Николай Петрович женился в 1939 году на Шелониной Ольге Александровне.

Описание семейной жизни смотрите в файлах жены и детей ( http://blogs.mail.ru/mail/semenov_vlanik/ )

Постоянная занятость по службе не позволяла Н.П. уделять достаточно времени детям – Владимиру 1941 г.р. и Петру 1946 г.р. Забота о них лежала на супруге, которая также почти весь день проводила в школе – преподавала, вела внеклассную работу, проверяла тетради. Семья каждое лето выезжала в Подмосковье – в Ильинку, к отцу Николая, или в Загорск – к сестре Ольги. Дважды все вместе съездили в Евпаторию, один раз на Украину. Иногда Н.П. перевозил кого либо из детей на самолете. Полет на Ли-2 занимал от Москвы до Сыктывкара 4 часа и после посадки - до Ухты еще один час. Дети пилотов летели среди персиков, иногда перепадало по штучке, при ожидании в Сыктывкаре. Принципом пилотов было никогда не возить всех детей и не перевозить жен. В случае катастрофы часть семьи должна была ос-таться в живых. Из бесед с отцом старшему сыну, Владимиру, запомнился показ приемов, которыми можно сломить сопротивление противника в драке, но они показались ему слишком жестокими. Также запомнился последний рассказ отца в августе 1956 г. у памятника ге-роям Плевны в Москве, о героическом прошлом наших прямых предков. Это было за месяц до гибели отца.


"Двоюродные" члены семьи
Возможности службы на Крайнем Севере Николай Петрович использовал для помощи своим двоюродным сестрам и брату в завершении и получении ими среднего образования. Также это давало основание занимать более просторную служебную квартиру, а рядом с детьми находились старшекласники.

Периоды проживания членов семьи Семеновых в Ухте
Имя / годы жизни / в Ухте / Отъезд из Ухты / Образование

Семенов Николай Петрович 1914-1956 1940-1954 в Хатангу спец
Шелонина Ольга Александровна, жена 1918-2006 1940-1974 на пен-сию высш
Семенова Надежда Антоновна, дв.сестра 1926-2004 1940-1945 в ВУЗ высш
Семенов Валентин Алексеевич, дв.брат 1932 1946-1950 в ВУЗ высш
Семенова Вера Антоновна, дв.сестра 1936-1996 1951-1952 сред.
Семенова Любовь Алексеевна, дв.сестра 1937 1953-1955 в ВУЗ высш
Семенов Владимир Николаевич, сын 1941 1941-1961 в армию высш
Семенов Петр Николаевич, сын 1946-2005 1946-1964 в ВУЗ высш


Катастрофа
Николай Петрович Семенов погиб при исполнении служебных обязанностей 22 сен-тября 1956 г. в районе д. Плетниха Курмышского района Арзамассой обл. при испытатель-ном перегоне (приравнивались к заводским испытаниям) вертолета Ми-4 с Казанского авиа-завода в Хатангу (Казань - Горький - Архангельск - Дудинка - Хатанга). Пилоты Полярной авиации регулярно пользовались этим приработком после завершения отпуска. Причиной катастрофы, по рассказу шедшего параллельным курсом экипажа, послужили колебания ло-пастей, приведшие к повреждению и разрушению хвостовой балки вертолета. Вследствие гонки систем вооружения потенциальных противников в ходе холодной войны, вертолеты строились без надлежащего предшествующего научного обеспечения .. Число катастроф из-мерялось сотнями (600 – "диверсий", как тогда многое объяснялось, произошло с авиатехни-кой – (неизвестно за какой период)). Цифру назвал А.П. Бударину представитель Полярной авиации Казанцев в 1956 г, а В.Семенов запомнил). Великая империя тщательно скрывала свои потери, в том числе и в летном составе. В свидетельстве о смерти Н.П. Семенова записана причина: ожег 4-й степени при катастрофе самолета. В свидетельстве разбившегося 12.04.1944 пилота Абрамова П.А. – туберкулез.

Экипаж из 4-х человек похоронен на Пушкинском кладбище (около Университета) в г. Горький. Семье не было своевременно сообщено о трагедии и похоронах. На телеграфе сидела одна из бывших учениц О.А. Шелониной, которая не решилась сообщить сама, и припрятала эту телеграмму, сославшись на неправильный номер квартиры. Обнаружилось это, когда пришла вторая телеграмма "К Вам выезжает представитель Полярной авиации Ка-занский…". Летом 1957г Ольга Александровна была с сыном Владимиром на приеме у ко-мандующего Полярной Авиацией Главсевморпути ГСС М. Шевелева. Он предлагал содейст-вие в поступлении Владимира в морской ВУЗ в Ленинграде, а также "Подпишу те бумаги и ходатайства, которые Вам нужны". Мать решила не связывать судьбу сына с дальними пла-ваниями, да и пользоваться "телефонным правом" она не умела. (Семья второго пилота, Кузьмина Г.И., сумела получить квартиру в Москве).


Друзья Н.П. Семенова
На выбор профессии Николая Петровича оказали влияние личность В.П. Чкалова (старше на 10 лет) и рекомендация односельчанина Геринга (немца), служившего в Управле-нии воздушного флота РККА.
По словам товарищей Н.П., он был последним в своем поколении (выпуске) летаю-щим пилотом (1933-1956). Его летающие ровесники либо погибли раньше в авиакатастро-фах, многие на фронтах Отечественной войны, либо перевелись на наземную работу. Нико-лай Петрович был знаком и поддерживал отношения с С.В. Ильюшиным, О.К. Антоновым, И.Д. Папаниным М.И. Шевелевым, В.К. Коккинаки. Дружил с М.Д. Никишиным, И. Шеле-стом, В.М. Малюгиным. Н.П. был душой любой компании. К этому следует добавить хороший заработок, хлебосольство, чувство летного братства, доверие начальства к его летному мастерству и ориентации в безбрежной тайге, некоторая элитарность положения связанная с тем, что с 1940 по 47 годы он был единственный летчик в городе Ухта, и к тому-же офицер МВД. В результате к нему и тянулись и прилипали разные люди, что часто было связано с застольем и его последствиями.
Со многими летчиками и лицами технического состава его связывала настоящая дружба и во многих случаях они оказывали друг другу взаимопомощь. Были близки и семьи.
Пилот Михаил Дмитриевич Никишин родился 25.10.1907 в семье крестьянина. Рус-ский. Член КПСС с 1938. Окончил 3 курса Московского строительно-конструкторского тех-никума. В 1935 окончил Энгельскую военно-авиационную школу пилотов. Работал на Севе-ре с Н.П.Семеновым год-полтора, но дружбу сохранили на всю жизнь. На фронте М.Д. с сен-тября 1941. К ноябрю 1944 совершил 301 боевой вылет, уничтожил более 60 орудий и мино-метов, 7 самолетов противника на аэродромах, 26 железно-дорожных вагонов, 14 складов с боеприпасами и горючим. Командир эскадрильи 448-го штурмового авиаполка. Звание Героя Советского Союза присвоено 23.02.1945. Майор. В 1948 окончил школу высшей летной под-готовки ГВФ. Работал пилотом гражданской авиации. Помог сыну Николая, Петру Семено-ву, перейти на другой факультет в МВТУ и фактически поступить в ВУЗ. Помог сыну Нико-лая, Владимиру Семенову, прописаться после армии в построенном О.А. Шелониной доме в подмосковье, а не возвращаться по месту призыва. Был на свадьбе В. Семенова с Н. Семеновой. С 1954 жил и работал в Москве. Умер 29.12.1982.
С летчиком-испытателем Игорь Ивановичем Шелестом вместе окончили планерную школу (6-й выпуск) (или Балашовскую школу летчиков?). Будучи в Москве (Ильинке) Нико-лай часто навещал вместе со своей женой его семью. Однажды он пришел к Игорю с летчи-ком Пролыгиным? В ходе застольной беседы Пролыгин выяснил, что Шелест недавно при-обрел личный автомобиль, что было большой редкостью в 40-х - начале 50-х годов, и многи-ми воспринималось как идеологическое растление. После возникшей c Пролыгиным пере-палки Игорь сказал Николаю, что бы он более не приводил к нему такого рода друзей. От-ношения пилотов стали прохладными.
В том же выпуске планеристов учился и летчик-испытатель Владимир Михайлович Малюгин. В середине 50-х он уже был состоятельный мужчина, построил дачу, имел автомобиль ЗИМ с встроенной газовой плитой и любил путешествия.. Ввиду строительного опыта В.М. именно к нему обратилась О.А. Шелонина с просьбой помочь в организации строительства дома в Ильинке. Он взялся помогать, проект из сборно-щитового перерос в кирпичный, с большей площадью застройки, деньги на стройку ушли немалые, однако в итоге, с 1957 по 1964 г. дом был построен, и в 1965 г. в нем начали жить студенты – сыновья Николая Петровича. В 1966 г. Малюгин предлагал братьям Семеновым посетить с ним традиционный сбор 6-го выпуска Балашовской школы летчиков (или планерной школы?)– "пусть отгадают, чьи Вы сыновья". Но студенты как-то увильнули, не оценив в то время исторической ценности подобной встречи.
Летчик со специализацией "аэрофотосьемка" Федор Филиппович Запорожцев (см. далее).
На планерах Николай Петрович летал с 1931, на самолетах с 1934 по 1954 г. В том, что все полеты завершались благополучно, была большая заслуга работавших с ним авиаме-хаников Павла Козлова, Николая Ивановича Харламова, Николая Пантелеймоновича Козы-рева. Если им было поручено, то работа безусловно выполнялась, сомнений в ее качестве не возникало.
Первым механиком его самолетов в Ухте был Павел Алексеевич Козлов (17.05.1909-30.10.1946). Дружили семьями, вместе росли дети. Трагически погиб в 1946 г.
Авиамеханик Николай Иванович Харламов был известным летчиком бомбарди-ровочной авиации. Однажды, до войны, красавица жена сказала ему в ссоре, что застрелится. Стреляйся, сказал он, и дал ей пистолет. Та застрелилась. Из тюрьмы его вытащила начав-шаяся война. Вновь служил в бомбардировочной авиации. Молодые ребята подтрунивали над ним, что он боится немцев и заходит на бомбардировку не с фронта, а с немецкого тыла. Тогда он зашел с фронта и их сбили. Попал в плен, бежал, получил новый срок. В лагере его нашел Н.П. Семенов и вытащил без права летной работы.
Авиамеханик Николай Пантелеймонович Козырев во время ВО войны был механи-ком самолета генерала (Токарева?) , героя Советского Союза... Когда героя в небе над Евпа-торией сбили немцы, виновным признали механика Козырева и сослали на Север. (Шлем и др. амуниция генерала хранятся в краеведческом музее в Евпатории).


Награды Н.П. Семенова
Орден Красной Звезды (1945), За освоение Крайнего Севера
Медаль За победу над Германией в ВОВ (1945),
Медаль ХХХ лет Советской армии и Флота (1946),
Знак ГВФ За безаварийный налет 500.000 км, 25.03.52,
Знак ГВФ За безаварийный налет 1.000.000 км, 19.08.53, ("миллионер").
Почетные грамоты президиума Верховного Совета .
За стахановскую работу по выпуску оборонной продукции. 1943,
За освоение Крайнего Севера. 1949.


Упоминания

1.Газета "За новый север" 1944 г. Список награжденных.
2. Сердца и звезды. Сборник. Сыктывкар. Коми книжное издат. 1966. с.179. Очерк о М.Д.Никишине)
3.Вольный ас Ухтинского неба. Газета "Ухта" N 99 от 22 мая 1992 г. л.3.

Друг познается в беде
Из воспоминаний Федора Запорожцева о Н.П.Семенове
(Газета Ухта N 99 от 22 мая 1992 г. л.3.)

Пришел 1937 год. Мы сдали комиссии гос. экзамены по всем предметам и летную практику и ждали выпускного вечера. Я это вспоминаю к тому, что Коля был действительно настоящим другом, смелым и умным человеком. Настоящий друг познается в беде. Меня арестовали вечером, а наутро вся школа знала, что я уже «враг народа». /Основанием для доноса стал факт, что Федор родился и ребенком рос на территории Армении, которая к тому време-ни была захвачена Турцией./ Теперь Любу Запорожцеву все знакомые и мои сокурсники ста-ли обходить стороной, и как можно дальше. Один Коля пришел на квартиру и сказал: «Зна-ешь Люба, в жизни все бывает, я не верю, что Федор - враг народа. Не мог он быть врагом. Это недоразумение скоро прояснится. А тебе надо немедленно отсюда уехать. Я тебе помогу». Он составил моему отцу срочную телеграмму. Сам ее от правил. А через два дня проводил на вокзал Любу и моего отца. Прогноз Коли оправдался. Не прошло и года, я стал летать. Страна велика, но я знал, где летает Коля. Коля знал — где. я.
Весной 1944 года мы прилетели в Ухту для производства аэрофотосъемочных работ. Люба была фотолаборантом. Мы устроились в гостинице и отправились искать Семеновых. Встреча была радостной. Николай Петрович и Ольга Александровна и слушать не хотели, что мы будем жить в гостинице. Вечером состоялось новоселье.
Теперь семья Семеновых состояла из 5 человек. У нас было 2 летных пайка и продовольственные карточки. Жили одной семьей. Питались вместе. День авиации 18 августа мы отпраздновали достойно. Утром 23 августа Коля на борту с Бурдаковым вылетел в Москву, а я по заданию — в Дутово (на Печоре), на связном самолете ПО-2 ф М 134. На обратном пути, не долетая до Ухты 70 км, 23.08 и 17 час. 15 мин. я сел на вынужденную на относительно мягкий, но очень густой лес.
Первым начал поиски наш самолет Р-зет. Затем прибыли несколько самолетов из Сыктывкарского отряда, они несколько дней прочесывали тайгу. Коля вернулся из Москвы. В Сыктывкаре он узнал, что я не вернулся на свой аэродром и что поиски прекратили. Коля не стал отдыхать в Сыктывкаре, быстро вылетел в Ухту. На аэродроме расспросил у руководства аэрофотосъемки: «Где искали Федора ?. Ему ответили: «В тот день, 23.08, во второй половине дня восточнее Ухты, с юга на север, залегла мощная фронтальная гроза. Федор должен был обходить грозу с севера или с юга, там мы его и искали. Коля на это ответил: «Федора надо было искать на прямой по трассе Ухта - Дутово». Вылетел на поиск. Вечером я услышал шум работающего мотора. Растерянность была короткой. Я бросился к заготовленному костру. Потом Коля рассказывал: «Смотрю, впереди по макушкам лизнул дымок, затем образовался столб дыма. Я понял, что нашел тебя. Пошел на снижение, ну и дальше ты все сам видел.
Уже темнело. Через высокую крону сосновой тайги я увидел самолет, который входил в крутую спираль и снижался но мне. Коля сбросил мне вымпел, который упал в озерцо. На-шел я его только на следующий день утром. Коля мне сообщал, что завтра утром привезет мне продукты, одежду и оружие. Просил, чтобы я от самолета не отходил ни на шаг. Сооб-щил, что полтора часа тому назад он вернулся из Москвы, что дома он еще не был, что будет прилетать но мне каждый день. Не успел я еще дочитать его вчерашнее послание, как услы-шал звук приближающегося самолета. Заработал костер. Собраны сброшенные Колей вымпел и три места. Все перенес к своему самолету. Прочел содержимое вымпела. Распечатал посыл-ки, достал красные и белые полотнища и выложил условные знаки, которыми сообщил, что я здоров. Ноги целы. Что сам из тайги выйти смогу. После сбрасывания Коля набрал метров 200 высоты. Установил самолет в мелкий вираж и наблюдал за моими действиями. Он прилетал каждый день. Сбрасывал мне свежие пирожки, испеченные Олей и Любой и записки, где они давали "ценные указания".
23 августа стояла теплая и сухая погода. Полет был рассчитан туда и обратно часа на два с половиной. Я вылетел в костюме и ботинках, с тремя пирожками, которые Оля насильно затиснула в карман моего пиджака. При таком обмундировании и с такими припасами, не найди меня Коля, вряд ли бы я по тайге, на 90 процентов залитой водой, отшагал 70 км до Ухты в сыром и холодном сентябре. В октябре закончились аэрофотосъемочные работы. Мы вылетели из Ухты, где прожили полгода у Семеновых. Дальше работы лежали от Ухты и Андермы на восток. Больше наши трудовые пути с Колей не сходились.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Семенов Николай Петрович (1914-1956)

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Март 2010 14:58

 62101247.jpg
 82749265.jpg
 49810948.jpg
Перепост с сайта "Нижегородский некрополь".
Нашел Александр Кот ( viewtopic.php?f=16&t=1974&p=18917#p18906 )

«» Братская могила лётчиков полярной авиации

Трагически погибли в 22 сентября 1956 года
Семёнов Николай Петрович (08 августа 1914)
Кузьмин Георгий Иванович (07 января 1926)
Сафонов Евгений Дмитриевич (07 мая 1929)
Габайдуллин Мухаматулла Губайдуллович (02 сентября 1926)
Бугровское кладбище - 2 участок
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

[!]: Семенов Николай Петрович (1914-1956)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2011 19:11

По ссылке от Иваныч
viewtopic.php?f=31&t=794&p=26652&sid=2655b8705644299c3a897ae7f935aae9#p26652

На стальных крыльях в небе Ухты

 62_Semenov_NP.jpg
Николай Семенов: один из первых авиаторов «жемчужины»

В конце 1930-х годов в Княжпогосте базировался авиаотряд управления строительства железной дороги «Котлас-Воркута» системы МВД СССР.
За Николаем Семеновым, одним из пяти пилотов воздушного отряда, закрепили Ухту. За ним была закреплена и ответственная обязанность – быть личным пилотом «хозяина» лагеря генерала Бурдакова, ставшего начальником Ухтижемлага в 1940 году. Бортмехаником назначили Павла Козлова. Борт Семенова-Козлова стал первым постоянным экипажем на ухтинском аэродроме.

Трофейные немецкие самолеты несколько лет являлись достопримечательностью ухтинского аэродрома. Для выполнения работ в морозные дни механики смонтировали в пассажирской кабине Юнкерса W-34 (на снимке) верстачок и печку-«буржуйку», а для вывода ее трубы наружу самолета прорезали обшивку фюзеляжа (1945 год).

Огромное небо - одно на двоих
По номеру «3-0-3» Николая Семенова могли вызвать в любое время суток. Он ехал на аэродром, брал на борт пассажиров, грузы, и доставлял их в разные районы республики. Нередко совершал полеты в Москву, когда Бурдакова вызывали к Берии «на ковер». Другие летчики отряда в основном работали на трассе строительства железной дороги.
Ухтинский аэродром находился почти на том же месте, что и сейчас. Для Семенова «седьмой километр» (так воздухостанцию именовали в народе по расположению на трассе «Ухта – Крутая») стал взлетной полосой его летной карьеры: 7 465 летных часов или 1 133 366 километров (до 1953 года) на крыльях более десяти «стальных птиц», в том числе знаменитых Ю-52, С-47 и Ан-2. Медали «За освоение Крайнего Севера», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», Орден Красной Звезды – его заслуги трудно переоценить. Наградой «За налет 1 000 000 километров» он очень гордился, поскольку число награжденных «миллионером» было меньше, чем летчиков героев Советского Союза.
Сведения об одном из первых летчиков Ухты Николае Семенове в течение нескольких лет собирал его сын Владимир, который родился в Ухте в 1941 году. Он написал биографию отца, собрал уникальный фотоархив, опубликовал материал о другом ухтинском пилоте, герое Советского Союза Михаиле Никишине. После 25 летнего перерыва Владимир Николаевич приехал из Москвы на родину в канун 80-летнего юбилея города. Встретился здесь с дочерью бортмеханика Козлова Майей Павловной Хамарито. Они почти ровесники, вместе росли, учились в первой школе, обоих отцы изредка брали с собой в полет. Майя Павловна хорошо запомнила Семенова-старшего: светлый, бескорыстный человек, бессребреник, который все делал для других, причем заботился не только о своей семье (в Ухте у него родилось два сына), но и о семьях своих братьев.
Владимир Николаевич вспоминает, что не раз видел город с высоты птичьего полета: отец возил его к деду в Подмосковье, доставлял обратно среди персиков и апельсинов, брал с собой на фотографирование Ухты.
«Однажды зимой он дал мне команду срочно собираться – летим! Босы ноги в валенки, и вперед! В пассажирской кабине самолета у меня начали замерзать ноги. Это заметил механик и растопил печку-буржуйку в салоне самолета. Когда печка уже разгорелась, поступила внеплановая команда на взлет. Оставлять меня в поле было не на кого, гасить печь - уже некогда. Самолет взлетел, в теплом салоне на Юнкерсе с гордо дымящей трубой я ушел в свой первый полет».
Видимо, эти полеты оставили неизгладимый след в его душе, и он оказался в авиационной струе, правда, не в небе, а на земле. Окончил факультет аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института (ныне его профессор). Еще во время учебы на сборах в Тамбовском авиационном училище на самолете Ил-28 совершил около двадцати полетов. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте. Защитил кандидатскую и докторскую диссертацию в области статической прочности и оптимизации конструкций летательных аппаратов. Автор более пятидесяти научных работ и десяти изобретений, в этом году он приезжал в УГТУ на Рассохинские чтения. Побывал и в Городском историко-краеведческом музее. На выставке «Возвращение с фронта», которую ухтинцы смогут посетить в канун юбилея Победы, будут представлены фотографии Николая Семенова, его книга по эксплуатации немецких самолетов и грамоты.

Первым делом – самолеты Ухты
 Plenka_3.jpg
Николай Петрович Семенов родился 8 августа 1914 года в селе Строевское
Путятинского уезда Рязанской губернии. Он с детства мечтал о небе, восхищался подвигами Чкалова, выписывал журналы «Техника молодежи» и «Вокруг света».
Окончил Московскую областную школу планеристов, затем Балашовскую школу летчиков. В Балашове познакомился с Ольгой Шелониной, с которой они поженились в 1939 году. В 1940-м его отправили в Республику Коми.
В авиаотряде управления северной железной дорогой их было пятеро. Кроме Семенова - Николай Костиков, Иван Титов, Илья Цибилев и Михаил Никишин. Им приходилось работать в сложнейших климатических условиях, рискуя жизнью при каждом вылете.
В 1930-40-х годах десятки экипажей каждый день вылетали из аэропортов Карпушовки, Княжпогоста, Ухты, Сыктывкара, Печоры, Воркуты, Усть-Усы, Нарьян-Мара. Помимо промышленных и пассажирских перевозок, пилоты участвовали в спасении мостов в период ледоходов, охраняли железную дорогу. Авиация МВД более двух десятилетий оставалась единственным оперативным видом транспорта, даже после сдачи в конце 1940-х однопутной железной дороги. От Ухты до Москвы пассажирский поезд шел трое суток, стоянка в Котласе длилась до шести часов. А ведь республика являлась гигантской стройкой, поставщиком оборонной продукции, поэтому «простой» расценивался как вредительство.
После того, как пилот Михаил Никишин (ставший впоследствии Героем Советского Союза) добился в 1941 году вызова на фронт, экипаж Семенова и Козлова вплоть до 1947 года оставался единственным в Ухте.
Генерал Бурдаков, испробовавший в работе нескольких пилотов, безбоязненно летал только с Семеновым и держал его в Ухте, в том числе дважды продлевал ему «бронь» в годы войны. Но в эти тяжелые годы пилот не только возил начальство, но и выполнял боевые задачи по поиску диверсионных групп, которые, как предполагалось, могли действовать вдоль железной дороги, доставлял в блокадный Ленинград продукцию Водненского завода, в том числе радий, имевший баснословную стоимость.
В массовом потоке вылетов руководство не забывало и о личных интересах. Послать борт в Москву за апельсинами, либо в Нарьян-Мар за семгой, было в порядке вещей. При этом никто не удосуживался оплатить пилоту привезенную рыбину. Протестовать было себе дороже: колючая проволока была буквально за окном.
В те годы кабина пассажира самолета (летающего в условиях Севера) обычно оборудовалась защитным колпаком, а пилот сидел в открытой кабине, за козырьком, на лицо одевалась меховая маска, на нее очки. Так пилот лучше ориентировался в случае обледенения. Бурдаков, столкнувшись с обледенением самолета, поверил в техническую эффективность использования спирта и дал распоряжение снабженцам всегда отоваривать горячительной жидкостью Семенова. В среде пилотов ходил анекдот, как некий молодой летчик после полета пытался сдать на базу сэкономленные литры.
По воспоминаниям товарищей, Николай Семенов был душой компании, дорожил летным братством. Ему удалось вытащить из заключения (по-видимому, с привлечением авторитета генерала Бурдакова) нескольких знакомых авиаторов.

Летные «трофеи» на одежду
В 1943 году на Ухтинском аэродроме появились первые трофейные немецкие самолеты: одномоторные Ю-34 и трехмоторный тринадцатиместный Ю-52. Доставлял их сюда все тот же первый ухтинский «борт» в составе пилота Семенова и бортмеханика Козлова.
Маршрут из Германии обычно проходил через Польшу, Белоруссию с базированием в Подмосковье в аэропорту Быково. До Москвы гнали самолеты Зибель-204 , Хенкель-Хе-III (бомбардировщик), Юнкерcы (W-34, W-52). Далее через Горький, Киров и Сыктывкар «немцев» переправляли в Ухту. Летающие трофеи вызывали у горожан «приземленный» интерес. В Германии перегоняемые самолеты загружали разным барахлом, в том числе парашютами, военным обмундированием, например, шортами африканского экспедиционного корпуса. Эти вещи оседали на складах, а позже доставались офицерам, либо поступали в торговую сеть. Поэтому в конце 1940-х годов на многих ухтинцах можно было увидеть одежду, сшитую из шелка списанных парашютов и материала желтоватых шорт. Майя Павловна вспоминает, что ее мама вспорола с сиденья самолета ворсовую бархатную ткань, из которой получилась отличная подушка, долго служившая семье. В 1950-х годах в Ухте за рубль можно было купить немецкие кепки-ушанки.
Семенов был в числе первых пилотов, освоивших немецкие самолеты. За 1943 год на «трофеях» перевезено 133 тонн груза и 1 920 пассажиров. Выполнялись рейсы в Нарьян-Мар, Воркуту и Норильск (за промышленным вольфрамом). Тогда же по постановлению исполкома Ухтинского райсовета увеличилась площадь аэродрома до 600 на 1200 метров, были установлены рация и радиомачта.

Кто, если не я?
Супруга часто говорила ему: «Ну сколько можно летать, смотри, уже все, кто начинал вместе с тобой разбились, кроме тех, кто спустился на землю. На что Николай отвечал: «Но кто-то должен делать эту работу». В 1954 году авиаотряды МВД были расформированы, а пилотам, в том числе и Семенову, оказалось не просто найти работу. В Ухте он пробыл еще около года. В начале 1950-х Правительство СССР поставило задачу догнать США по уровню боевого применения вертолетов. В 1955 году Семенов, пройдя курс в Сасовской школе переподготовки пилотов, получил назначение на должность командира вертолета Ми-4 авиаотряда Полярной авиации. Вертолеты должны были сопровождать суда по Северному морскому пути. Климатические условия, мягко говоря, полетам не благоволили. По воспоминаниям Семенова, мотор и радиосвязь постоянно барахлили. Но должному научному обеспечению вертолетов предпочли гонку вооружения, поэтому количество «диверсий» (так тогда объясняли причину катастроф), измерялось сотнями. Николай Семенов разбился на вертолете Ми-4 в сентябре 1956 года в Арзамассой области.

Благодарим за предоставленные материалы и помощь в подготовке статьи профессора Московского физико-технического института Владимира Семенова, а также сотрудников Городского историко-краеведческого музея.


© Татьяна ПАШИНСКАЯ pashinskaya@nepsite.com
 Plenka_3-1.jpg
 Plenka_3-2.jpg
 Plenka_3-5.jpg

 Plenka_3-4.jpg
 Plenka_3-3.jpg
 Plenka_3-6.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Семенов Николай Петрович (1914-1956)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Февраль 2011 19:39

Альбом Владимира Николаевича СЕМЕНОВА на http://foto.mail.ru/mail/semenov_vlanik/202
Пилоты Ухты 1940 - 1953 (МВД)
 49 Семенов НП Фирсов Ухта 1941.jpg
 22 Семенов НП и Ястребов Ухта 1953.jpg
 11 Семенов НП Цибелев Абрамов Филонов Баранов сентябрь 1943 Сыктывкар.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Семенов Николай Петрович (1914-1956)

Сообщение Адольф Милованов » 03 Июль 2015 10:32

Выписка из документов.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 3002. Приказы 1-132 отдела ПА 1956г. 225л.
Л. 90. Пр. Р-62. 29.3.56г. Для перегонки вертолёта МИ-4 Н-83 из Казани в Захарково после переоборудования на заводе п/я 634 назначить экипаж: к/в пилот ГВФ 3 кл. Костин М.М., 2 пилот 2 кл Семёнов Н.П., шт 3 кл Корольков В.И., б/м Решетников В.П., б/р Овчинников Л.Н.

Д. 3003. Приказы 133-238 отдела ПА 1956г. 186л.
Л. 45. Пр. Р-165. 12.9.56г. О перегонке вертолётов МИ-4 из Казани на аэродром Захарково.
Для перегонки вертолётов МИ-4 из Казанского завода п/я 634 на аэродром Захарково назначить экипажи в следующем составе:
На вертолёт МИ-4 Н-
к/в пил ГВФ 2 кл Семёнов Н.П.
шт. ГВФ 3 кл Кузьмин Г.И.
б/р ГВФ 3 кл Габайдулин М.Г.
Б/м ГВФ 3 кл Сафонов Е.Д.
На вертолёт МИ-4 Н-
к/в пил ГВФ 3 кл Бардыкин Б.А.
шт ГВФ 3 кл Головков Н.В.
б/м ГВФ 3 кл Мотасов И.И.
б/р ГВФ 3 кл Коретников А.И.
Ведущим группы назначить к/в пилота 2кл ГВФ т. Семёнова Н.П. Шевелев.

Оп. 4. Дело 700. Приказы Нач. ГУСМП с №10 по №174. 16.1-18.12.56г. 79л.
Л. 79. Пр. Нач. ГУСМП ММФ СССР №158с 23.10.56г.
Об авариях и катастрофах в Полярной авиации в сентябре 1956г.
В сентябре 56г. в Полярной авиации Главсевморпути произошёл ряд тяжёлых лётных происшествий: … 22 сентября лётчик Полярной авиации т. Семёнов Н.П. и Бардыкин Б.А. приняв на заводе п/я 634 г. Казань 2 вертолёта Ми-4 с заводского аэродрома вылетели в Москву. Бардыкин на Н-95 шёл ниже и за хвостом Семёнова 1-1,5 км. Семёнов Н.П. на вертолёте Н-42, зав. №534. В полёте начал рассыпаться. Вина Главного конструктора и завода-изготовителя.

Оп. 2. Д. 3874. Документы по авариям и катастрофам ПА за 1956-57гг. 107л.
Л. 59. Вход 15.4.57г. Анализ лётных происшествий в Полярной авиации Главсевморпути за 1956г. …
Л. 58. Экипажи ПА продолжали осваивать полёты в Арктике на вертолётах МИ-4. … В 1956г. произошло: 2-катастрофы, 3-аварии, 6-поломок и 8 вынужденных полсадок. В результате этих происшествий погибло 8 человек ЛПС, списано 2 ЛИ-2, 1 ИЛ-12 и 2 МИ-4.
Катастрофа МИ-4 произошла по вине МАП и за Хатангским АО не числится.
http://niznov-nekropol.ucoz.ru/index/br ... acii/0-283
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения