“Георгий Седов”, ледокольный пароход

От ладьи и коча до атомохода.

Экспедиция "Седова" на Землю Франца Иосифа в 1929 г.

Сообщение fisch1 » 14 Май 2015 22:34

Иван Кукушкин пишет:
Вложение Экспедиция Седова на Землю Франца Иосифа в 1929.jpg больше недоступно
Вложение Экспедиция Седова на Землю Франца Иосифа в 1929.jpg больше недоступно
Electronic Memory of the Arctic : http://www.emaproject.ru

Громов Б.В., Поход "Седова". Экспедиция "Седова" на Землю Франца Иосифа в 1929 г. -М., 1930


:": Про семерых смельчаков. Про ледяную крепость и землю за ней. Про тюленей, моржей и белых медведей. Про бухту Тихую, которая сказывается далеко не тихой. Про мировой рекорд на пути к полюсу. Про то, как была открыта самая северная в мире радиостанция.


fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Экслер, И.Б., Страна ледяная. Экспедиция на ЗФИ в 1929

Сообщение fisch1 » 14 Май 2015 22:44

 Экслер И..jpg


Экслер, И.Б., Страна ледяная. Советская экспедиция на Землю Франца Иосифа в 1929 г. -М., 1930 г.

Книга написана Иосифом Экслером - Специальным корреспондентом ТАСС - участником экспедиции на ледокольном пароходе "Георгий Седов" в 1929 году (c 21 июня по 11 сентября). Экспедиция Института по изучению Севера (Арктический и антарктический научно-исследовательский институт), проходившая под руководством О. Ю. Шмидта (капитан В. И. Воронин) которая обследовала Землю Франца-Иосифа и организовала в бухте Тихой о. Гукера (Земля Франца-Иосифа), полярную станцию. Во время это похода «Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах достигнув 82°14´ с.ш.

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение ЧАЙКА СВ » 22 Июль 2016 13:41

 ab90 п-д Георгий Седов, Арх..jpg
фото из социальных сетей из группы "Старый Архангельск"
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение SVF » 10 Ноябрь 2016 15:07

"Георгий Седов", 30-е годы в Архангельске
 Седов-30.jpg

http://www.etoretro.ru/pic78229.htm?sor ... osition=86
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение fisch1 » 14 Сентябрь 2018 21:10

Краснов А.Ледокольный пароход "Г.Седов"//Смена 17 января 1940г., № 14 (4438)

 Ледокольный парохол Г.Седов.смена 17 января № 14 4438.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение fisch1 » 14 Сентябрь 2018 21:29

"Седов" на пути к Земле Франца Иосифа летом 1929 г.//Смена 25 января 1940 г., №19 (4443)
 Седов на пути к ЗФИ летом 1929 г.смена 25 января 1940 №19  4443.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение fisch1 » 16 Ноябрь 2018 19:38

 263.png

Арктические навигации:сб.статей.Москва;Ленинград: изд-во Главсевморпути, 1941.с.263
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение fisch1 » 29 Июль 2020 22:34

В ледовом дрейфе экипаж не сдрейфил
Олег Химаныч

 Ледокольный пароход «Георгий Седов».jpg


80 лет подвигу моряков парохода «Георгий Седов»

Восемьдесят лет назад, а если быть точным – 13 января 1940-го, закончился ледовый дрейф советского парохода «Георгий Седов» во льдах Арктики. К этому дню он находился во власти Арктики 812 (!) суток и был вынесен в Гренландское море. Здесь его встретил ледокол «Иосиф Сталин» со спасательной экспедицией на борту. А 4 февраля Москва с почестями встречала моряков-полярников, зимовавших на обездвиженном судне практически более двух лет. Всем им присвоили звание «Герой Советского Союза», а ледокольный пароход наградили орденом Ленина…

До триумфа

Пароход был построен в Шотландии в 1909 году специально для канадских каботажных линий. Первое наименование судна – Beotic. Первые снабженческие рейсы и зверобойные промыслы он совершил в районе и севернее Ньюфаундленда. С началом Первой мировой войны, когда России потребовались ледокольные суда для военных перевозок по замерзающему Белому морю, Beotic приобрело русское правительство в группе подобных сухогрузов. Тогда же он и сменил своё название на «Георгия Седова».

Последующая история парохода полна первопроходческих событий. Так, в 1920 году он возглавил первую Сибирскую хлебную экспедицию из Архангельска к устью Енисея. В 1928 году под командой Владимира Воронина «Георгий Седов» участвовал в поисках экспедиции Нобиле в районе Земли Франца-Иосифа. На следующий год с тем же прославленным капитаном пароход достиг рекордной для свободного плавания точки - 82 градуса 14 минут северной широты. В 1930 году после посещения ЗФИ судно проследовало к Северной Земле, были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, архипелаг Седова и остров Шмидта. Тогда же с борта «Георгия Седова» на Северную Землю высадилась знаменитая группа Георгия Ушакова, которая составила самую первую карту огромного архипелага. И дальше, в период с 1931 по 1936 год, пароход доставлял к месту работ группы полярников-исследователей Арктического института, вёл экспедиционные работы в Карском море и море Лаптевых.

Год 1937

В 1937-м близ острова Бельковского в море Лаптевых вынужденно зазимовали сразу трое - ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин». (К слову, эта «нештатная ситуация» на трассе Севморпути впоследствии стала поводом к широкой волне жестоких репрессий в руководстве Главного управления Севморпути.) Весной 1938 года большинство моряков с этих судов были эвакуированы полярной авиацией, а в августе того же года ледоколу «Ермак» удалось-таки вызволить «Садко» и «Малыгина». А вот «Георгий Седов», который потерял руль в ледовых сжатиях, спасателям пришлось оставить на очередную зимовку. Так начался его знаменитый дрейф. Экипаж судна из 15 человек, в том числе архангелогородцев, возглавил Константин Бадигин. Просиживать без дела моряки не стали, и те, кто не был занят постоянной борьбой за живучесть парохода, помогали вести научные работы, которые возглавил студент V курса Гидрографического института Виктор Буйницкий. Несмотря на все трудности, нехватку приборов, научные результаты наблюдений впечатляли. Впечатляли и те условия, в которых обитал экипаж, со считанными тоннами угля в бункерах, с камельками для отопления кают и керосиновыми лампами и восковыми свечками для освещения…

За 812 суток дрейфа «Георгию Седову» и его морякам пришлось испытать жестокий нрав Арктики. Только осенью 1938 года было зарегистрировано 51 опасное ледовое сжатие, а в декабре 1939 года пароход вообще попал в «пекло ледового ада». 29 августа того же года «Седов» достиг рекордной для дрейфующих судов широты - 86 градусов 39,5 минуты северной широты…

Последний рейс

С 1959 по 1966 год «Георгий Седов» работал в составе Архангельской гидрографической базы, занимался морскими промерами в малоизученных районах Арктики. 19 октября 1966 года он вернулся в порт на Двине из своего последнего рейса. Архангелогородцы устроили ему торжественную встречу: на рейде аванпорта Чижовка «Георгия Седова» встретил почётный эскорт из военных и гражданских кораблей. Все суда, стоявшие в порту на тот час, гудками приветствовали орденоносного ветерана Арктики. А на Красной пристани, где он ошвартовался, прошёл многотысячный митинг, на котором выступили и бывшие «седовцы» Герои Советского Союза Константин Бадигин, Сергей Токарев, Николай Шарыпов… Между прочим, свой первый репортаж передвижного трансляционного комплекса тогда с Красной пристани впервые провело наше областное телевидение…

Власти города не однажды заявляли, что установят пароход на вечную стоянку у Красной пристани Архангельска. Однако уже в следующем году «Георгия Седова» неожиданно списали и отправили на утилизацию в ФРГ. К слову, мне посчастливилось быть знакомым с одним из участников той последней буксировки парохода – старейшим водолазом Архангельска Николаем Михайловичем Тюриковым. Слабым утешением для многих тогда стало то, что именем парохода назвали новый гидрографический ледокол, а памятные судовые документы, приборы, инструменты, другие реликвии со знаменитого парохода передали в морские и краеведческие музеи.

И Молотовск тоже…

Иной спросит, какое отношение имеет прославленный «Георгий Седов» к нашему Северодвинску. Оказывается, имеет, но так вышло, что эти страницы его летописи лишены какого-либо арктического триумфа, более того, связаны с тяжёлой трагедией на его борту…

Начнём с того, что пароход был частым гостем нашего молотовского порта в годы войны. Об этом свидетельствуют документы Архангельского областного архива. «Георгий Седов», как и большинство подобных судов, с началом Великой Отечественной был мобилизован для военных перевозок по Севморпути. Судно получило литерное обозначение ЛД-3, его частично военизированный экипаж возглавил Эрнст Румке. Пароход трудился в западном секторе Арктики, выполнял снабженческие рейсы к полярным станциям, доставлял грузы на Таймыр и по Енисею.

Тогда же и позднее «Георгий Седов» участвовал практически во всех зверобойных экспедициях на Белом море. Немногие знают, что в те времена свою добычу промысловики выгружали именно на причалах Молотовска, а потому справедливо сказать – пароход спасал наш город и Архангельск от голода.

С одним из таких промысловых рейсов 1946 года связана и трагедия, о которой мы упомянули. К слову, тот год был неудачным. На том же «Седове» план был 25-30 тысяч голов, а добыли порядка 16 тысяч. Судно стояло в молотовском порту. В тот вечер в столовой команды показывали кино. В помещении собрались свободные от вахты моряки и зверобои, чей черёд на перегрузку угля ещё не наступил. Всего не менее 50 человек.

Первопричина пожара не установлена до сих пор. Однако большинство свидетелей сходятся в том, что огонь возник из-за неисправности электрооборудования в кинобудке. От искры вспыхнула киноплёнка, которая лежала в открытых банках. Напомним, что она в то время изготавливалась из нитроцеллюлозы - чрезвычайно горючего, даже взрывоопасного материала. Пламя мгновенно распространилось по всему помещению. В этом повинны разлетевшиеся куски горящей киноплёнки и внутренняя отделка столовой - крашеная сухая фанера, здесь же деревянная мебель, шкафы с книгами. Часть людей успела выскочить в тамбур, а большинство поддались панике и разом бросились к выходу. Дверь же открывалась вовнутрь помещения и под напором тел захлопнулась... Через открытые иллюминаторы огонь распространился на палубу. Здесь были тюленьи шкуры с толстым слоем жира - хорошая пожива для огня…

В тот вечер погибли 20 человек. Жертв могло быть и больше, если бы в критический момент вплотную к «Георгию Седову» не подошёл ледокол «Северный ветер». Именно из его гидрантов пожар удалось потушить...

Разбирательство длилось очень долго, дошло до Верховного суда, и тот вынес окончательное решение - вины капитана Эрнста Румке нет.

Погибших моряков и зверобоев похоронили в братской могиле на острове Ягры. В войну и после неё здесь предавали земле воинов, умерших от ран в госпиталях Молотовска, а также эвакуированных ленинградских блокадников. Сегодня последнее пристанище «седовцев» и памятный знак можно увидеть рядом с мемориалом подводникам АПЛ «Курск». Между этими двумя трагедиями чуть более 54 лет.


 Мемориал на острове Ягры..jpg


Мемориал на острове Ягры. Памятный камень на могиле моряков и зверобоев «Георгия Седова», погибших весной 1946 г.

«Северная неделя»19 Января 2020
vdvsn.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение fisch1 » 29 Июль 2020 22:50

«Предложение провести “Седов” в Москву не имеет под собой реальной основы»

 «Георгий Седов» на Северной Двине.jpg
«Георгий Седов» на Северной Двине в районе Соломбалы 19 октября 1966 г.


«Вчера в девятом часу утра “Георгий Седов” подошел к Черной башне, что возвышается над островом Мудьюг. Навстречу ему идет полным ходом судно “Протей”. С его верхней палубы гремит музыка. Это приветствует легендарный корабль оркестр Архангельского мореходного училища.
<…>
В сопровождении эскорта ледокольный пароход входит в Маймаксанское русло – самый оживленный водный проспект нашего города. На рейде и у причалов лесных бирж – десятки судов. На них подняты приветственные сигналы, флаги расцвечивания. Дань уважения легендарному кораблю отдают и иностранные суда.
По радио с мостика передают сообщение: “Сейчас “Георгия Седова” ведет Герой Советского Союза К. С. Бадигин”.
Проходим мимо причалов первого лесопильно-деревообрабатывающего комбината. С биржи шоферы провожают корабль сигналами своих автолесовозов. Вышли на причал, как на праздник, - с флагом лесопильщики.
А вот и Соломбала – прославленная корабельная сторона. Заполнена людьми набережная Г. Я. Седова. Целыми классами пришли школьники. Ветер доносит с берега возгласы “Ура!”.
“Георгия Седова” приветствуют его «соратники» - гидрографические суда «Могилев» и «Яна».
В непрерывный гул сливаются приветствия многочисленных судов, стоящих у “Красной кузницы”. И сам орденоносный завод салютует славному кораблю.
“Георгий Седов” выходит на широкий двинской простор. Небо расцвечивается ракетами, над “Зорким” и “Стерегущим” - пожарными катерами взлетают пятидесятиметровые водяные веера.
А на набережной В. И. Ленина “Георгия Седова” ожидают тысячи архангелогородцев. Вот он разворачивается и подходит к Красной пристани. На мостике ледокольного парохода сверкает изображение ордена Ленина. Гремят духовые оркестры. <…> Архангельская студия телевидения впервые ведет передачу непосредственно с места события.
С мостика раздается команда: “Отдать швартовы!”. Последний арктический рейс легендарного корабля завершен».

Из репортажа З. Шадхана и С. Косухина «Здравствуй, “Георгий Седов”!» («Правда Севера», 20 октября 1966 г.).



СОХРАНИТЬ ПАМЯТНИК НАРОДНОЙ СЛАВЫ

Продолжаем разговор о судьбе ледокола «Георгий Седов»

<…> Наш корреспондент обратился к первому заместителю министра морского флота СССР Т. Б. Гуженко и заместителю министра морского флота СССР А. С. Колесниченко. Вот что они рассказали.

«“Георгий Седов” дорог нам всем как реликвия, как боевой верный товарищ. Но это очень старое судно, техническое состояние которого делает невозможной его дальнейшую эксплуатацию. Поэтому решили навигацию 1966 года считать последней навигацией “Георгия Седова”.

Пожелания общественности превратить историческое судно в музей-памятник, избрав местом его вечной стоянки порт Архангельск, сделать его учебной базой Архангельского мореходного училища или провести по каналам в Москву-реку и создать на ледоколе филиал Государственного музея революции являются нереальными.

Начнем с конца. Предложение провести “Седов” в Москву не имеет под собой реальной основы. Осадка корабля не позволит ему пройти по каналам. Для осуществления этой идеи потребовалось бы строительство дополнительных дорогостоящих сооружений.

Для того, чтобы переоборудовать “Седова” в музей, необходимы ремонт парохода и большие затраты на приспособление помещений под экспонаты. Идти на такие расходы министерство не имеет возможности. Кроме того, содержание музея будет ежегодно требовать значительных затрат. Реставрация и переделка ледокольного парохода “Георгий Седов”, сколь бы желанна она ни была, не будет оправдана».

Горькие размышления вызывает позиция, занятая в вопросе о судьбе легендарного «Седова» руководителями Министерства морского флота СССР. Не такого ответа ждали от них наши читатели. <…>.

«Литературная газета», 20 октября 1966 г.


https://vaga-land.livejournal.com
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2020 09:53

 Памятная доска о пароходе Седов.jpg
БРАТСКАЯ МОГИЛА

ВОИНОВ-ПОЛЯРНИКОВ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЛЕДОКОЛЬНОГО
ПАРОХОДА "СЕДОВ" И ПРОМЫШЛЕННИКОВ КИТОБОЙНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШИХ
26 МАРТА 1946 ГОДА

АРХИПОВ СЕЛИВЕРСТ ГРИГОРЬЕВИЧ
БОГДАНОВ ТИМОФЕЙ АНАНЬЕВИЧ
ВЕШНЯКОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
ДМИТРИЕВ ПЕТР ПРОКОПЬЕВИЧ
ЕРЕМЕЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
ЗАХАРОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
ЗУБКОВ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЗИНОВЬЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ
КЛЕМЕНТЬЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
КОПЕРСКИЙ АНТОН ДАНИЛОВИЧ
КОДЦОВА ДАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
МАЛЫГИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
МАЛЫГИНА ТАТЬЯНА ЕВСТАФЬЕВНА
НОВОЖИЛОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
СПИРИХИН ГАВРИЛ СТЕПАНОВИЧ
СТАРОСТИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
ТРЕНИН НИКОЛАЙ ЕЛИЗАРОВИЧ
ХАРНОВЕЦ АНАТОЛИЙ ЕФИМОВИЧ
ЧЕРНЫШЕВ СЕМЕН ИЛЬИЧ
ЮРЬЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение fisch1 » 19 Ноябрь 2020 19:25

 ММФ КП-1296586  .jpg
Охотники зверобои выходят с ледокола "Г. Седов" на зверобойный промысел
"Музей морского флота"
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение Борис Дворкин » 15 Январь 2021 16:05

Вопрос. Вот, что прочитал в сети из книги В.Андриенко "Ледокольный флот России 1860-1918":
«Георгий Седов», награжденный орденом Ленина в 1940 г. «за героический дрейф во льдах Северного Ледовитого океана и Гренландского моря в течение 812 дней»,[331] был исключен из списков судов флота 27 февраля 1967 г. {569}. В том же году его продали ФРГ, где он используется до настоящего времени в качестве музея истории исследования Арктики???

Так ли это? Продали или порезали
Аватара пользователя
Борис Дворкин
 
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20

“Георгий Седов”, ледокольный пароход

Сообщение ББК-10 » 16 Январь 2021 09:41

Был комментарий в ЖЖ фрумчанина Сергея Некрасова:
«О, сколько нам открытий чудных…»
и о попытке сохранить в качестве музея:
«Предложение провести “Седов” в Москву не имеет под собой реальной основы»
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения